26 июля/8 августа 1904 г. «Его Преосвященство наградил настоятеля Сеаттлийской Св. Спиридониевской церкви о. В. Александрова скуфией за усердные труды по службе» 681 ; обсудил ряд вопросов с благочинным Уналашкинского округа свящ. Александром Кедровским (о. Александр временно оставил Аляску по семейным обстоятельствам) в связи с учреждением Аляскинского викариатства 682 ; посетил некоторых прихожан Сиэтлской церкви. 27 июля/9 августа 1904 г. Во вторник епископ Тихон (Беллавин) с Андрем Ванюшем отправились из Сиэтла в Канаду. 29 июля/11 августа 1904 г. В Калгари путешественники пересели на поезд, идущий в Эдмонтон. 30 июля/12 августа 1904 г. На железнодорожной станции Ледук владыку приветствовал священник Канадской православной миссии Михаил Скибинский 683 . 31 июля/13 августа 1904 г. В субботу Тихон (с келейником) и о. Михаил приехали в сел. Раббит-Хилл, где была сооружена Вознесенская церковь . Остановились в доме прихожанина. 1/14 августа 1904 г. «1-го Августа после утрени (отслуженной священником) Его Преосвященством совершены малое освящение воды и храма, а затем отслужена Божественная литургия. Все указанные священнодействия совершены Владыкой в священническом облачении, митре и омофоре, наскоро сделанном из стихаря псаломщика. С багажом Владыки, в котором находились и Архиерейские облачения, повторилась та же история, что и три года тому (назад), в первое посещение Его Преосвященством Канады 684 . Задержанный в Calgary для осмотра таможенным офицером, он прибыл в Ледук лишь в понедельник 2 Августа. Обстоятельство это ничем иным нельзя объяснить, как халатностью и нерадивым отношением к делу служащих на железнодорожной станции и в таможне, так как в их распоряжении были целые сутки для осмотра багажа и отправки его по назначению, если не ранее, то, по крайней мере, одновременно с выездом Его Преосвященства. По прочтении Евангелия на литургии Его Преосвященство обратился к малой раббит-гильской пастве с словом назидания и утешения. «В Кресте Христовом, – говорил Владыка между прочим, – мы должны искать утешения в постигающих нас несчастиях и, особенно, преследованиях за православную веру, с твердой надеждой, что сила его победит все ухищрения и козни врагов, как бы ни велико было их число».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Первые три православных прихода собственно в Соединённых Штатах (греческий приход в Новом Орлеане и два русских прихода в Сан-Франциско и Нью-Йорке) появились почти одновременно и независимо друг от друга в конце 60-х годов XIX века. На деле эти приходы являлись «интернациональными». Церковный совет греческого прихода в Новом Орлеане включал в себя славян и сирийцев, хотя протоколы заседаний велись на английском языке. Поддерживавшиеся российскими консульствами русские приходы в Сан-Франциско и Нью-Йорке включали в себя многих сербов и греков. Эти церкви удовлетворяли духовные потребности представителей различных православных наций, которым приходилось оказываться в Новом Свете. В их числе были члены дипломатического корпуса и беглые матросы, солидные средиземноморские купцы и не имеющие гроша за душой нищие авантюристы. Для них церковь была не только домом молитвы, но и тем местом, где они могли встретить своих соотечественников, поговорить о своей родине или разузнать о работе. Но из неправославного мира эти церкви почти никого не привлекали. Со стороны американской прессы и общества Православие рассматривалось по большей части как какой-то курьёз, как нечто восточное и экзотическое. Так, несмотря на все усилия настоятеля нью-йоркского храма отца Николая Бьеринга, который обратился в Православие из католицизма и до своего обращения был профессором канонического права в римско-католической семинарии в Балтиморе, религиозная жизнь его прихода была весьма ограниченной. За период с 1870 по 1880 год там было совершено только 55 крещений детей, 12 венчаний, 14 отпеваний и четыре принятия в православную веру, причём двумя из этих новообращённых православных христиан являлись дочь и жена самого отца Николая 45 . Православная Церковь пока ещё не была готова принять вызов Запада, особенно в условиях и обстановке Нового Света. В 1870 году святейший Синод создал отдельную Алеутскую и Аляскинскую епархию на территории Алеутского викариатства Камчатской епархии. На новую кафедру был назначен епископ Иоанн (Митропольский) 1870–1877 годах окончивший Московскую Духовную Академию и оставленный при ней помощником инспектора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Совершая богослужения, святитель Иннокентий неизменно поучал свою новообращенную паству. Благовествуя язычникам путь в Царство Небесное, крестил он десятки тысяч людей, строил храмы, открывал школы, в которых сам обучал детей основам христианской жизни. В миссионерских трудах ему много помогало знание самых разных ремесел, его поистине золотые руки. Человек удивительно разносторонний, он был искусным часовым мастером. И он обучал ремеслам туземцев Аляски и Алеутских островов. Когда святой овдовел, он был пострижен митрополитом Московским Филаретом с именем Иннокентий. В 1850 г. его хиротонисали во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского с местопребыванием в Новоархангельске на острове Ситке. Епархия его была огромна, и святитель, объезжая ее, в иные годы проделывал путь до 8000 верст: верхом на лошади, на собаках, на утлых суденышках по океану. В пределах его епархии находился обширный Якутский край, Приамурье и Уссурийская область. В Якутии святитель учредил богослужение на местном языке и тем доставил большую радость якутам. В 1850 г. святой Иннокентий открыл Миссии на Чукотке для обращения чукчей и юкагиров и на Амуре для проповеди Христа орочам, гилякам, гольдам и маньчжурам. В Амурской миссии подвизался его сын священник Гавриил Вениаминов. В 1857 г. кафедра святителя была переведена на Амур в Благовещенск. А в Новоархангельске в 1858 г. открылось викариатство. Через 10 лет в связи с продажей русских владений в Америке Соединенным Штатам Новоархангельская кафедра была упразднена, но в 1870 г., по почину святителя Иннокентия, в Америке была учреждена самостоятельная Алеутская и Аляскинская епархия с центром, однако, не на островах, а в Сан-Франциско. Это была самая обширная епархия в мире, в ее состав входила вся Северная и Южная Америка. В ту пору Промыслом Божиим святитель был уже переведен на Московскую кафедру, став с 1868 г. преемником митрополита Филарета. Во время своего пребывания в Москве святой Иннокентий много потрудился над учреждением Миссионерского общества. Его трудами открыта Японская духовная миссия во главе с равноапостольным Николаем. По благословению святителя Иннокентия основана церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Московской духовной академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Одновременно с заботой о строительстве церквей епископ Тихон осуществляет пастырские поездки по своей епархии. «Вестник» тех лет давал ежемесячную хронику его постоянных и трудных визитов на Аляску, на Алеутские острова, в Канаду и в разные части Соединенных Штатов. Каждое пастырское посещение занимало определенное время: нужно было проверить приходские счета, рассмотреть проекты строительства, проверить школьников, встретиться с духовенством, прочитать письма и другие бумаги. Епископ Тихон посещал самые разные общины. Хорошо известно, что в те годы, когда он управлял Северо–Американской епархией, с Православной Церковью воссоединилось множество униатов. Многие приходы, возникшие в восточных штатах, состояли из бывших униатов, и епископ нес ответственность за то, чтобы эти общины всегда оставались составной частью Православной Церкви. При своих пастырских поездках епископ Тихон пришел к выводу о необходимости реорганизации епархиальной структуры. Первым шагом в этом, предпринятым епископом Тихоном, было прошение к Святейшему Синоду о переименовании епархии. В качестве показателя миссионерских корней епархиальный архиерей назывался епископом Алеутским и Аляскинским, хотя кафедра с 1868 была в Сан–Франциско. Просьба епископа Тихона состояла в том, чтобы епархия называлась Алеутской и Северо–Американской. Святейший Синод счел его доводы состоятельными, и в 1900 году принял по ним положительное решение. О желательности перевода кафедры в Нью–Йорк и создании в епархии викариатства впервые написал епархиальный «Вестник» 14/27 марта 1902 года. В те годы в нем регулярно освещались пастырские поездки епископа Тихона. Одна из статей кончалась выводом о том, что для решения всех миссионерских проблем нужно перенести кафедру на Восток и создать викариатство на Западе. В июне 1903 года епископ Тихон отправился в Россию. Там он был вызван на сессию Св. Синода. Епископу Тихону было разрешено осуществить некоторые планы и проекты. «Вестник» от 15/28 сентября 1903 года опубликовал письмо Тихона о Северо–Американской семинарии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Это было связано со следующим важным обстоятельством: «Большую часть промышленников составляли разорившиеся мелкие купцы, беглые солдаты и беглые каторжники. Компания Г.И. Шелихова, при зачислении на службу, старалась подбирать людей, обременённых долгами, и выплачивала их так, что промышленный ещё до приезда в Америку уже имел солидный долг перед компанией и попадал в полную зависимость от неё» 20 . Естественно, что от подобного контингента трудно было ожидать высокой духовности (архим. Иоасаф неоднократно писал, что дикий разврат и даже убийства стали обычным делом), что иногда подвигало туземцев на вооружённое сопротивление. При этом кадьякские алеуты также, по сути, не были свободными людьми по отношению к компании Шелихова, поэтому и отношение к ним было зачастую не слишком положительным. Через несколько лет жизни на новом материке русские миссионеры пришли к выводу, что здесь должна быть образована новая епархия, ранее все сведения шли к Вениамину (Багрянскому), епископу Иркутскому, Нерчинскому и Якутскому. Но в силу огромных расстояний поступающие сведения сразу же становились устаревшими почти на год, поэтому миссионеры решили просить о создании новой епархии. Но была ещё одна, довольно щекотливая, причина. Дело в том, что, по сообщениям архим. Иоасафа, Александр Баранов и сотрудники компании во многом препятствовали распространению Благой вести. Какими методами – об этом было сказано выше. В письме архим. Иоасаф пишет: «Я слыхал от некоторых, что Баранов со своими бунтовщиками нередко поговаривает: как бы де, как отправить на тот свет Архимандрита да Иувеналия, а других как мух придавим, хотя и не должен я всем вракам верить, но сомневаться могу, от столь бесчеловечного скоро то может быть» 21 . И новая епархия получила бы независимость от Баранова, что в тех условиях было очень важно. В Санкт-Петербурге это понимали, поэтому 17 июля 1796 года было учреждено Кадьяское викариатство, и первым архиереем стал сам архим. Иоасаф, хиротонисанный 10 апреля 1799 года. К сожалению, на обратном пути в Америку судно «Феникс» было потоплено штормом, поэтому ещё несколько десятилетий на Аляску не назначали епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1870 г., по почину владыки Иннокентия, ставшего с 1868 г. митрополитом Московским и Коломенским, Свят. Синодом учреждена была епархия Алеутская и Аляскинская, с кафедрой в Сан-Франциско. Так, восемьдесят четыре года тому назад, возникла в Сев. Америке, на территории Соед. Штатов, отдельная епархия, продолжавшая входить в состав Русской Церкви и подчиняться Свят. Синоду. В 1900 г. Свят. Синод переименовал епархию в Алеутскую и Северо-Американскую. До этого – в 1895 г. – Синодом открыта была в Сев. Америке Сиро-Арабская миссия. В 1905 г., по представлению правившего тогда архиепископа Тихона, будущего патриарха, Свят. Синодом открыта была Канадская миссия, вскоре преобразованная в викариатство. В 1907 г. в Майфильде (с 20 по 23 февраля) состоялся первый собор, в котором участвовал архиепископ Тихон, перемещенный на Ярославскую кафедру. Владыка считал, что руководящим для соборных совещаний должен быть вопрос: «Как ширить миссию?». К тому времени миссия-епархия еще не получила легализации со стороны государства («инкорпорации»). Таковую имели только отдельные приходы. Собор высказался против инкорпорирования всей миссии, как целого. (Данные органа Свят. Синода «Церковные Ведомости» 14 – 1907 г., приведенные газетой «Свет» 49 от 10 дек. 1953 г.). В 1908 г. в Тихоновском монастыре в Пенсильвании состоялся епархиальный съезд. На положении Сев.-Американской епархии не могло не отразиться то, что связано было с Русской Церковью , переживавшей с 1918 г. все большие и большие трудности. Избранные Всероссийским Московским Собором 1917–18 гг. высшие церковные органы – Патриарх, Священный Синод и Высший Церковный Совет – подвергались постоянному и все растущему давлению со стороны советской власти. Последняя старалась взорвать церковное управление изнутри и всячески препятствовала его деятельности вовне. Наряду с этим, в силу сопротивления населения власти большевиков, вооруженной борьбы с ними, нахождения многих губерний под властью Добровольческой Армии, – многие епархии, лишенные возможности сноситься с высшей церковной властью, вынуждены были, объединяясь вместе, создать свое собственное управление. В целях придания канонической силы таковому управлению, Высшая церковная власть, тогда еще действовавшая в узаконенном Собором составе, издала 7/20 ноября 1920 г. указ за 362. Им устанавливалось, что архиереи епархий, оказавшихся вне общения с высшей церковной властью, должны вступать в соединение с архиереями соседних епархий. Создание такого объединения вменялось в обязанность старейшему архиерею. Во всем, совершенном за время такого отрыва, должен быть дан впоследствии отчет, по восстановлении связи с высшей церковной властью и должно быть получено ее последующее утверждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Епископы (в Ярославле): Евсевий Гроздов 1909–1910. Сильвестр Братановский 1910. Архипастыри, управляющие заграничными миссиями Β Японии Николай Касаткин , Начальник Российской духовной миссии в Японии (с 1870 г.). Архиепископ Японский (с 24 мар. 1906 г.). Сергий Тихомиров , Помощник Начальника Российской духовной миссии в Японии, Епископ Киотский (с 21 мар. 1908 г.). В Китае Иннокентий Фигуровский, Начальник Российской духовной миссии в Пекине (с 1896 г.), епископ Переславский (с 3 июня 1902 г.). К концу 1911 г. в числе вышепоименованных правящих Иерархов Церкви Всероссийской состояло: 3 Митрополита, 25 Архиепископов и 111 Епископов, а всего 139 Архипастырей. Всех епархий (включая в число их и Алеутскую) было 68; при них всех викариатств (не исключая и 3 остающихся не замещенными) – 71. 1 C 1796 г. – Кадъякое викариатство Иркутской епархии, c 1799 г. упразднено, с 1840 г. присоединено к Камчатской еп., с 1858 г. – викарианство Камчатской еп. в Новоархангельске, с 1870 г. – еп. Алеутская и Аляскинская, в Сан-Франциско (в Калифорнии, на зап. бер. Сев. Америки), с 1905 г. – еп. Алеутская и Северо-Американская, в Нью-Йорке. Перенесение архиерейской кафедры из Сан-Франциско в Нью-Йорк было вызвано необходимостью) для епархиального управления быть ближе к приходам. Из всех приходов в Штатах только два-три ближе к Сан-Франциско, член к Нью-Йорку, при чем самые близкие к Сан-Франциско находятся на расстоянии Двух суток езды от него по железной дороге; тогда как около 15–20 приходов расположены от Нью-Йорка на расстоянии лишь нескольких часов езды. 3 В 1840 г. учрежд. Была Камчатская еп., которая в 1898 г. разделена на две – Благовещенскую и Владивостокскую. Кафедра первоначально находилась в Ново-Архангельске на о. Сихте, в Сев. Америке; в 185? г. перенесена в Якутске, где и находилась до 1859 г. 4 С 1834–1840 г. викарная еп. Волынской; С 1875–1905 г. заключала в своем составе нынешнюю Холмскую еп. 5 В нее вошли выделенные из состава Камчатской епархии г. Владивосток, остров Сахалин и округи Приморской области; Командорских островов, Петропавловская, Анадырская, Гижигинская, Южно-Уссурийская и часть Удской с приходскою церковью на мысе Чемукан и приписанной к ней Аянскою церковью. См. Благовещ. еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Император Николай I проявлял живой интерес к учреждению новых епархий и часто выступал в этом вопросе с личной инициативой. При нем было образовано 13 епархий и 12 Эта тенденция сохранялась и во 2-й половине века. В 1867 г. деление епархий по степеням было отменено. Епархии Петербургская, Московская и Киевская по-прежнему управлялись митрополитами, тогда как архиепископский сан потерял связь с определенными кафедрами, превратившись в знак отличия. В 1867 г. были установлены новые После долгих обсуждений, в ходе которых сыграло роль и высказанное в свое время положительное мнение по этому вопросу митрополита Филарета Дроздова, в 1870 г. открылась наконец Алеутская и Аляскинская епархия в Соединенных Штатах Америки с епископской резиденцией в В 1871 г. возникла Туркестанская епархия с кафедрой в городе Верный Семиреченской области, по мере увеличения государственной территории эта епархия достигла огромных размеров. После присоединения униатов в Холмской области Варшавская епархия в 1875 г. была переименована в Холмскую и Варшавскую. В 1892 г. была восстановлена и отделена от Петербургской старая Новгородская епархия, митрополит Петербургский стал именоваться митрополитом Петербургским и Финляндским, а с 1898 г.— митрополитом Петербургским и Ладожским. На вторую половину XIX и начало XX в. приходится учреждение ряда новых епархий в Сибири и многочисленных викариатств (см. табл. б) Особый консерватизм церковных институтов сказался и на епархиальном управлении синодального периода. Происходившие изменения касались главным образом упорядочения и юридического закрепления практики взаимоотношений епархиальных архиереев со Святейшим Синодом, с подчиненным духовенством, с епархиальными учреждениями и с верующими (до той поры во многом покоившейся на обычном праве). При этом наблюдалась тенденция к расширению государственных полномочий. Отчасти эта кодификация происходила в процессе издания Свода законов, предпринятого при Николае I. В правление Александра II и в этой области дали о себе знать реформаторские идеи, реализовавшиеся, например, в ограничении прав епархиальных управлений по отношению к низшему духовенству; в обществе стали обсуждаться планы коренных

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

Практически все жители Алеутских островов и части материковой Аляски были просвещены – алеуты, эскимосы, колоши; всего насчитывалось более 10 тыс. христиан. Впоследствии, когда свт. Иннокентий был уже в сане епископа, в Новоархангельске было открыто духовное училище, преобразованное в 1845 г. в миссионерскую семинарию. Также состоялось открытие нескольких новых миссий: Нушегакской (в период с 1842 по 1857 г. Крещено 1448 эскимосов), Квипакской (за этот же период крещено 1320 человек), Кенайской (крещено 1432 человека). Успех миссии был таков, что крестились даже индейцы-шаманы. За время работы миссии на местные языки были переведены литургия, некоторые молитвы. На алеутском языке были изданы «Указание пути в Царствие Небесное», «Святое Евангелие от Матфея», «Начатки христианскаго учения», «Две притчи с Аткинского острова», на тлингитском языке – «Замечания о Колошенском и Кадьякском языках», «Указание пути в Царствие Небесное» (первая часть). В 1870 г., по ходатайству свт. Иннокентия, который был уже в это время митрополитом Московским и Коломенским, в Северной Америке была учреждена Алеутская и Аляскинская епархия с кафедрой в Сан-Франциско. Американская (Кадьякская) духовная миссия. Была учреждена в 1793 г. по благословению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова). Состояла из 8-и человек: главы ее, архимандрита Иоасафа (Болотова) и иноков преимущественно Валаамского монастыря, а также Коневского. Прибыв на место, миссионеры начали строить храмы, открывать при них церковно-приходские школы, обучали русскому языку и грамоте алеутов и их детей, прививали элементарные медицинские знания, развивали огородничество, вели научные наблюдения. К 1796 г. миссия крестила 6740 человек и сочетала браком 1573 человек. В 1796 г. иером. Иувеналий, самый ревностный миссионер, был убит местными жителями, во время проповеди возле озера Илямны на Аляске. В 1796 г. Состоялось учреждение Кадьякского викариатства. В 1798 г. архим. Иоасаф отправился в Иркутск, где в 1799 г.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/nastol...

8 июня 1891 г. епископом Острогожским определен Алеутский и Аляскинский еп. Владимир (Соколовский-Автономов ; впосл. архиепископ). 16 сент. 1896 г. он возглавил епархиальный училищный совет, содействовал открытию церковноприходских школ. Архиерей заботился о благосостоянии Акатова мон-ря, в 1896 г. учредил при нем второклассную регентскую школу, к-рая готовила учителей для церковных школ и регентов для церковных хоров, а также организовал в обители хор, к-рый славился далеко за пределами Воронежа. 22 дек. 1896 г. еп. Владимир назначен на Оренбургскую кафедру. 24 мая 1897 г. викарий Литовской епархии епископ Брестский Иосиф (Соколов) определен епископом Острогожским. В Воронеж он прибыл 10 июля того же года. Архиерей состоял председателем епархиального училищного совета (с 17 июля 1897), председателем совета братства святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, председателем епархиального комитета ПМО, товарищем председателя местного отдела Имп. Палестинского православного общества (с 17 дек. 1898). 27 сент. 1897 г. освятил ц. во имя свт. Митрофана Воронежского в здании исправительного арестантского отд-ния в Воронеже. Еп. Иосиф активно содействовал благоустройству Акатова мон-ря, на его средства под колокольней была построена домовая ц. во имя прп. Сергия Радонежского (в ней впервые в Воронеже был устроен басменный (см. ст. Басма ) иконостас), но освятить церковь архиерей не успел. 31 янв. 1900 г. он был назначен епископом Михайловским, викарием Рязанской епархии; на его место определен находившийся на покое Екатеринбургский еп. Владимир (Шимкович ; впосл. митрополит). 25 февр. еп. Иосиф покинул Воронеж. Еп. Владимир прибыл в город в марте 1900 г. Помогая Воронежскому еп. Анастасию (Добрадину ; с 6 мая 1902 архиепископ), он инспектировал сельские приходы и духовные учебные заведения, рукополагал священников, освящал храмы, участвовал в работе Церковного историко-археологического комитета и местного отд-ния ПМО. Как председатель епархиального училищного совета, много внимания уделял совершенствованию образования в церковноприходских школах. По настоянию еп. Владимира в Акатовом монастыре отремонтирована 2-этажная Алексиевско-Воскресенская (ныне Алексиевско-Владимирская) ц., организованы для прихожан воскресные религиозно-нравственные чтения со световыми картинами; в 1911 г. он совместно с архиеп. Анастасием освятил после ремонта крестовую ц. во имя прп. Сергия Радонежского. В мае 1913 г. Острогожский епископ возглавил чин погребения архиеп. Анастасия. Достигший почтенного возраста еп. Владимир высказывал желание до конца жизни оставаться в Воронеже.

http://pravenc.ru/text/2581669.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010