«Суета сует и все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит и род приходит, а земля пребывает во веки. Не насытится око зрением, Не наполнится ухо слышаньем... И нет ничего нового под солнцем...» (Еккл.1)    Вот правда о падшем мире и о падшем времени. Но теперь каждый день, каждая минута времени, как бы изнутри наполнены победным благовестием:     «Се творю все новое Аз есмь Альфа и Омега Начало и Конец» (Откр.21:5-6). Водою и духом § 1    Все сказанное выше о времени, об его обновлении и преображении не имело бы никакого смысла, если бы не существовало человека, этой новой жизнью и в этом новом времени живущего. Поэтому речь пойдет теперь о нем и, в первую очередь, о том таинстве, в котором даруется человеку новая жизнь и ее сила. Если, однако, мы начали не с таинства крещения, в котором подается человеку дар новой жизни, а с Евхаристии и освящения времени, то это потому, что нам необходимо было напомнить о всеобъемлющем, поистине космическом «охвате» этого дара. Ибо охват этот, увы, почти совсем выпал из нашего официального богословия. В нем крещение определяется, как освобождение человека от «первородного греха» и им фактически и ограничивается. Однако и первородный грех, и освобождение от него в таинстве понимаются крайне узко и односторонне, почти исключительно в категориях индивидуальных. Из всеобъемлющего акта, совершаемого всей Церковью, охватывающего все мироздание, крещальная литургия превратилась в частный обряд, давно уже отрезанный как от «собрания Церкви», так и от завершения- своего в «таинстве всех таинств» — в Евхаристии. Церковь сведена здесь на уровень «требоисправительницы», а мироздание — к трем символическим каплям воды, «необходимым» и «достаточным» для совершения таинства. Ни смысл, ни полнота, ни радость, а точное определение условий его «действенности», составляет большую часть теперешнего богословия таинств.    Между тем, таинство крещения самой своей формой относит нас к «материи», к миру, к космосу, а также и к Церкви, как к вхождению в новую жизнь, как к предвосхищению Царства Божьего.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Ап. Иоанн также указывает на единство жизни Отца и Сына: Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни (1 Ин.5:11-12). По учению евангелиста Иоанна, Сын, так же как и Отец, является Источником жизни для мира и человека: возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам (1 Ин.1:2).    Наконец, ап. Иоанн приписывает Сыну Божию Божественные свойства, в частности свойства всемогущества и вечности, именуя Его Вседержителем: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель (Откр.1:8). Свидетельства апостола Павла    Ап. Павел неоднократно называет Иисуса Христа Богом: Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти (1 Тим.3:16).    Когда ап. Павел на пути в Иерусалим прощается в Милите с ефесскими пресвитерами, он, говоря о Церкви Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею (Деян.20:28), тем самым указывает на божественное достоинство Христа, называя Его Богом.    Кроме того, ап. Павел прямо именует Иисуса Христа великим Богом и Спасителем нашим« (Тит.2:13) и сущим над всем Богом, благословенным во веки (Рим.9:5).    В Кол.2ап. Павел утверждает, что во Христе обитает вся полнота Божества телесно, т. е. вся полнота Божественной природы, которая присуща Отцу.    В 2 Кор.4и Кол.1о Сыне говорится как об образе Бога невидимого. То же самое утверждается в Флп.2:6: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу. Ап. Павел также усваивает Сыну Божию свойство вечности, говоря, что Он есть рожденный прежде всякой твари (Кол.1:15). В Евр.1о Сыне говорится как о Первородном, т. е. рожденном прежде бытия мира. Также Сын Божий называется ап. Павлом Творцом всего видимого и невидимого (см.: Кол.1:16-17), через Которого Бог и веки сотворил (Евр.1:2). Толкование так называемых «уничижительных мест» Священного Писания    Ариане для обоснования своего учения о сотворении Сына из ничего ссылались на уничижительные места Евангелия, в которых о воплотившемся Сыне говорится как о меньшем в отношении Отца:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Для чего же Он избавил нас? Не для того ли, чтобы мы жили в удовольствиях? Нет; но для того, чтобы мы служили Ему, и не день, и не два, но всякий день, и служили не плотским только поклонением и служением, но преподобием и правдою.Преподобие есть праведность в отношении к Богу, а правда — справедливость в отношении к людям. Например, кто держит себя в удалении от священных предметов и не прикасается нечестиво к вещам божественным, тот преподобен; равно преподобен и тот, кто почитает родителей, ибо и они суть домашние боги. А кто не любостяжателен, не хищник, не вор, не прелюбодей, не блудник, тот — праведен.    Таким образом, должно служить преподобием, то есть благоговением к божественным предметам, и правдою, то есть похвальным образом жизни в отношениях человеческих, служить пред Ним, а не пред людьми, как человекоугодники и лицемеры».    Так пророческая песнь Захарии раскрывает нам весь смысл жизни христианской — от самого начала ее до вершин упования нашего. И потому ирмос девятой песни вводит нас в самое сердце христианства, в самое его существо, туда, где покоится «Альфа и Омега», где безначально и бесконечно пребывает «начало и конец» (Апок.1:8, 10, 21:6, 22:13): в несказанное «таинство Рождества Мариина — Христа Бога нашего, обновляющего всё естество мира, взятого во всем его многообразии.    Обновляющего и тебя, душа моя, вкладывая в тебя семя вечной жизни, чтобы ты вседневными заботами всячески ухаживала за ним, чтобы «возрастил его Бог» (1 Кор. 3:6).    Вспомни теперь совет апостольский, душа моя: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:7—8). Вспомни и береги тот «дар», который получила от Отца (Рим. 6:23), — «жизнь вечную, жизнь в Сыне Его» (1 Ин. 5:11), жизнь Духом Святым.     Помилуй мя, Боже, помилуй мя Чти понедельнику.    Ум острупися, тело оболезнися, недугует дух, слово изнеможе, житие умертвися, конец при дверех. Темже, моя окаянная душе, что сотвориши, егда приидет Судия испытати твоя?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Если Христос не Бог, то разве мог Он возвестить нам и даровать вечную жизнь (1Ин.1:1; ср.: 1Ин.5:11—13)? Его Кровь «очищает нас от всякого греха» (1Ин.1:7, 2:2). Разве было бы это возможным, если Он не Истинный Бог и Господь? Если бы Христос не был Сыном Божиим и Богом, то разве отвержение Его было бы в то же время и отвержением Бога Отца (1Ин.2:22—23)? Кто не признаёт, что Христос есть Бог во плоти, тот антихристов; а кто признаёт, что Он — Бог во плоти, тот от Бога (1Ин.4:2—3; ср.: 1Ин.4:15, 5:1; 2Ин.7)? Если бы Христос не был Богом, то как бы мог Он дать нам Духа Божия, по которому и узнаём, что Он — Бог (1Ин.3:24, 4:13)? Святой Воанергес возвещает гласом своих громов: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его, Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Ин.5:20). Как Христос — не истинный Бог и Господь, если «всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога, а пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына» (2Ин.9)? Не признавать Христа Богом — значит быть безбожником, ибо безбожны все «отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (Иуд.4).    Как Христос — не Бог, если Он властвует над тайной времени и жизни; если Он имеет ключи от смерти и ада (Откр.1:16—20, 5:6)? Как Он — не Бог, если Он обладает Божественным всеведением и Божественным всемогуществом (Откр.2:2—7, 2:19, 23, 3:1, 8, 15)? Если Он не Истинный Бог и Господь, почему тогда Ему поклоняются все святые Божии творения (Откр.5:13—14, 7:9—12, 15)? Если Христос — не вечный Бог и не Всемогущий Господь, то не сказал бы Он о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр.22:13).    Священное Писание и Ветхого и Нового Завета светит Божественной силой вездесущего Сына Божия, являющего Себя в Ветхом Завете Единородным Сыном Божиим, только еще не воплощенным, а в Новом Завете открывающего Себя тем же Самым [Сыном Божиим], только воплощенным. Святой Ириней прав, утверждая, что Сын Божий посеян повсюду в Священном Писании (inseminatus est ubique in Scripturas Filius Dei).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   См.: Каллист, еп. Диоклийский. Святая Троица — парадигма человеческой личности//Альфа и Омега. М., 2002. 32. С. 119—120.    См.: Флоровский Г., прот. Восточные отцы IV века. С. 84.    Григорий Нисский, свят. К Авлавию о том, что не «три Бога»//Григорий Нисский, свят. Догматические сочинения. Т. 1. С. 62.    См.: Василий Великий, свят. О Святом Духе. К Амфилохию, епископу Иконийскому. 16//Василий Великий, свят. Творения. Т. 1. С. 607—608.    Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 170. Кн. 1. Гл. 8. РАЗДЕЛ I. БОГ КАК ТВОРЕЦ И ПРОМЫСЛИТЕЛЬ МИРА... Глава 1. Бог как Творец мира    Православное богословие учит, что Бог является Первопричиной — Виновником бытия мира. Другими словами, мир как совокупность всего конечного бытия, существующего в пространстве и во времени, имеет причину своего бытия в Боге. Мир не возник сам собой, самопроизвольно или случайно.    В Священном Писании можно найти множество свидетельств того, что мир сотворен Богом: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт.1:1); Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах (Пс.134:6); Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин.1:3); Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое (Кол.1:16).    Происхождение мира от Божественного первоначала признается в той или иной степени практически всеми религиозными и многими древними философскими учениями. По содержанию учения эти различны. 1.1. Нехристианские концепции происхождения мира 1.1.1. Дуализм    Термин «дуализм» происходит от латинского слова dualis (двойственный). Дуалистические учения предполагают существование двух равноправных начал — духа и материи, идеального и материального, бога добра и бога зла, познающего субъекта и познаваемого объекта и т. д. Существуют различные формы этих учений, по-разному раскрывающих картину происхождения мира. Дуализм греческой античной философии    Согласно одной из распространенных в античности гипотез происхождения мира, мир мыслится как результат воздействия божественного начала на бесформенную материю, извечно существующую наряду с этим началом, т. е. признается совечность двух иноприродных начал. Наиболее детально подобный взгляд представлен у Платона (428—348 гг. до P. X.) и Аристотеля (384—322 гг. до P. X.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   То правда, что Христос страдал и умер по человечеству, но если бы Личность Его была человеческая, — личность простого смертного, то и страдания и смерть Его не имели бы искупительного значения, не в состоянии были бы возродить человечества и основать царства Божия на земле, ибо «человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него; дорога цена искупления души их» (Пс. 48:8—9). А что касается учения Христа, то уже современники Его заметили: «Никогда человек не говорил так, как сей человек» (Иоан. 7:46); мы же в праве прибавить, что и не может человек, хотя бы он был и величайший из пророков, говорить так, как говорил Христос — Бог. Посмотрим ли мы на предмет Его учения, или же на форму, — и там и здесь мы увидим нечто необыкновенное, далеко собою превосходящее какое бы то ни было человеческое слово.    Учение Христа-Спасителя отличается от всякого другого учения тем, что Он Сам был главным предметом Своего учения. Все другие учители, как бы ни были они велики по своим достоинствам, какую бы высокую истину ни возвещали они, — суть только простые проповедники истины, возвещающие и раскрывающие ее, указывающие путь к ней; истина и их «я» не тождественны между собою. Вот почему о всех их можно сказать то, что сказано о величайшем из рожденных женами, — об Иоанне Крестителе: «он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете» (Иоан. 1:8). Христос же «был истинный Свет» (Иоан. 1:9), сама воплощенная «истина» (Иоан. 14:6). Не временным органом слова Божия, подобно древним пророкам, объявляет Он Себя миру, а непосредственным источником, вечным вместилищем, живым воплощением истины.    Отсюда, всякая (религиозно-нравственная) истина тесно связана с Лицем Христа, заключается в Нем, как в своем источнике. Что мы можем знать о Боге, то Христос показал нам в Своем Лице, ибо Он и Отец — одно (Иоан. 10:30) и видевший Его видел и Отца (Иоан. 14:9). Что нужно знать о человеке, его истинной природе и высоком назначении, то опять явил нам в Своем Лице Христос, второй Адам, совершеннейший Сын человеческий. Человек пал и нуждается в примирении с Богом: Христос для этого и пришел на землю, Он и есть обетованный Примиритель. Человек нуждается в освящении и возрождении: Христос, благодаря Своим заслугам, приобрел право посылать для этого к верующим Духа Святаго. По конце мира будет воскресение, суд и вечная жизнь: Христос — воскрешение и живот, Он будет и суд творить. Так, все учение сосредоточивается в Лице Христа. Он «альфа и омега, начаток и конец» (Апок. 1:8) Христианства. Поэтому и от своих последователей Христос требовал не союза только с Собою, но и веры в Него, как Искупителя, Сына Божия, чего не требовали и не могли требовать религиозные реформаторы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4001...

    Вы наверно знаете, что речь идет о представителе оригенизма, т.е. того направления раннехристианской мысли, для которого платонизм был одним из базовых элементов.   Знаком с трудами Оригена и Платона в общем представлении.   Меня   более  интересуют метафизические воззрения Эригены, г. Паламы, св. Ан. Антиохийского, бл. Августина. ( В исследовании)   Например:   В соединении Логосов и энергий тайна Божественного Домостроительства. Словом Его небеса утвердишься, и Духом уст Его вся сила их. Прообраз и модель творческого акта. Творчество является не только модусом существования Бога, но и атрибутом Его сущности.    И все-таки: Видимо, стоит,  прежде  чем «сложить» ожерелье из жемчуга, а перед тем, как мысль воплотится в действие спросить у себя, Образ нам Дан, а соответствую ли я Подобию, и образом жизни, и образом мыслей ?? 18 декабря 2011г. 16:03 Александру Александровичу Блуду, Уважаемый Александр! Видимо, прежде чем, что- то, где- то, искать западное,  нам недостойным необходимо вначале осмыслить, что собственно у нас есть -  в восточном предании. Например: (из многих толкований, мы наблюдаем) Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний (ОТК. 1. 10) В духе – однозначно при нисхождении  Св. Духа, в день воскресный – однозначно во время литургии, где как известно сходит Св. Дух для преображения (присуществления) Св. Даров. В виде   невидимого, мирским оком, нетварного света подобно Фаворскому (энергии). От Него исходящего и через Сына наделяющего. По сей день на Афоне да и не только, во время Божественной Литургия, видят, те кто в духе (служители алтаря), и Серафимов, и Свет, и многое что! и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир   и по персям опоясанного золотым поясом: (ОТК. 1.   13) Подир - длинная одежда Иудейских первосвященников и царей. (по чину Мелхиседека) После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего.

http://bogoslov.ru/article/2295647

А. А. По этому можно иногда и не исполнять заповеди родителей? Мисс. Как видишь из прочитанного сейчас – можно, потому что заповеди Божии дороже заповедей человеческих. О них вот что говорит Сам Господь: иже аще разорит едину заповедей сих малых и научит тако человеки, мний наречется в царствии небесном ( Mф. V гл.). Объясняя эти слова, блаж. Феофилакт (л. 35) говорит: «не глаголет законные заповеди малы, но ихже он предати хощеть: нарицает же их малы смирения ради, мал же наречется, иже сам не творить по заповедем, других же тако учит, сам дела не имея. Мал же наречется в царстве небесном: се есть в воскресение последний и отвержен в геенну огненную: не внидеть бо таковый в царство небесное» Вот что ждет всех, кто нарушает и учит других нарушать заповеди Божии по толкованию Феофилакта. Послушай дальше, что говорят и Апостолы: в) св. И. Богослов в 22. гл. апокалипсиса своего ( Откр.22:13–14 ) пишет: «Я есмь альфа и омега, начало и конец... Благословенны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами»; б) Апостол же Павел в послании к Галатам ( Гал.3:10 ) даже предал проклятию: «проклят всяк, кто не исполняет всего, что написано в книге закона». Отсюда видишь-ли, что если ты будешь бояться только проклятия человеческого и притом неразумного; то в тоже время подпадёшь проклятию, изрекаемому словом Божиим. «Какою истинною свободятся от мук бесконечных, иже истинне Евангельской противятся? спрашивает и патриаршая (Кирилл.) книга на 263 л. «Иже не послушает благовествования Господа нашего И. Христа – муку приимут погибельную», говорит она же на об. 4. А на 373 л. она же говорит: «иже мало что или велико от Божественного отметает, весь отметает закон» (см. и 1Кор.7:7–9 ст.). Теперь рассуди сама, что должно быть дороже: заповеди ли Евангелия о причащении, или завет родительский и притом неразумный? Где напр. сказано в Евангелии и у св. Апостол: пренебрегай храмы Божии, не ходи в них, не почитай пастырей церковных, не кайся во грехах, не причащайся тела и крови Христа и прочее?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А без Него насилие навсегда останется сущностью всякого земного авторитета и воспитания, на таком авторитете построенного. На кровавой сцене этого мира человек через тиранию смерти, которая таится в корне эроса и в самом homo economicus, приговорен к существованию, конец которому —  уничтожение и небытие, а его исторический путь — всего лишь подготовка к ним. Это стало бы неизбежным, если бы не существовало духовного отцовства, освобождающего от тирании смерти, возводящего человека от раба в достоинство свободного чада Божия. Поэтому борьба против него — не что иное, как скрытая жажда самоуничтожения осуждением самого себя на эту тиранию смерти через тиранство над другими во имя общего будущего счастья. Чем сильнее будет эта борьба, тем большую беспомощность будет чувствовать человек и перед самим собой, перед извержением в себе примитивных начал, и перед внешним насилием, но и тем более небесное отцовство будет открывать ему свой свет, свет единственного спасения и полноты бытия. Оно — образ Божественного существования через наше приобщение к нему по примеру святых Отцов — единственный образ существования разумной твари Божией. Только там, где оно воспитывается и воплощается, только там перестает существовать авторитет “отца-садиста”, а человек из раба превращается в сына. “А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего Авва, Отче! Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа” (Гал 4:6–7). Наследник кого? — Наследник единого Отца и общник единственного отцовства, в котором все становятся едино в Отце и Сыне и Святом Духе. из книги: Митрополит Амфилохий. Основы православного воспитания. Пермь, 2000. О митрополите Амфилохии (Радовиче) и его книге см. “Альфа и Омега” 3(25) за 2000 г. См. также Митрополит Антоний Сурожский. Эволюция образа Отца и христианская вера//Альфа и Омега. 1999. 3(21). — Ред. Русск. перевод см. Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения Т. 1, 2/Пер. святителя Феофана Затворника . Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993; здесь Cath.

http://pravmir.ru/ottsovstvo-ottseubiyst...

А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших...» Это повеление Христа Иисуса, данное Его апостолам. Другое дело — апостолы верили в Божество Христа Иисуса, верили в Святую Троицу и т.д. Но это вопрос дискуссии. Свидетелями Иеговы — это те же самые древние ариане, они также веруют. И святые отцы, когда вели полемику с арианами, вели, как правило, чисто богословскую полемику. Почитайте слова Златоуста против ариан, слова других отцов. А когда мы начинаем задействовать светские ресурсы -  мы как бы расписываемся в своей неспособности вести нормальную богословскую дискуссию. —Ангелы помогали Богу при сотворении Первого мира, я так понимаю. А когда будет сотворение Второго мира, люди будут как-то помогать Богу? Присутствовать люди, наверное, будут тоже, а будут ли помогать? Я слышал притчу или предание, что как будто бы Адам уснул, и всё, что он во сне видел, происходит с нами в жизни. И когда он проснётся, он поймёт, что вот так делать нельзя, и жизнь пойдёт по другому пути. Что вы знаете об этом? О. Олег Стеняев: — Если говорить о сотворении мира, то мы видим, что в нем участвуют Три Лица Святой Троицы. В начале сотворил Бог небо и землю — это действие Бога Отца. Потом Бог творит мир своими речениями: «И сказал Бог... И сказал Бог... И сказал Бог...» А божественное Слово — Логос — это Христос, как и сказано: «В начале было Слово, и Слово было Богом». И мы видим Духа Святаго, Который носился над водами. Правильнее, конечно, сказать «парил над водами». И действие Святой Троицы — это действие Единого Бога при сотворении мира. О Христе вообще прямо сказано в Послании Павла, что Им, через Него и для Него был сотворён мир. Т.е. Христос является подлинным Смыслом истории существования мира, потому что Он, как Божественный Логос, есть Начало бытия через Слово творческое и есть Смысл существования мира, как Он Сам говорил: «Альфа и Омега, начало и конец». Участие ангелов — это уже вопрос немножко посложнее, потому что ангелы сами были сотворены Богом.

http://radonezh.ru/text/pochemu-kogda-my...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010