19. Однако статир повелевает дать, чтобы положить засовы на уста их, 62 чтобы в многословии не совершить им греха. 63 И приказывает дать то, что найдено во рту рыбы, чтобы они познали Слово. Почему те, кто требовал то, что по закону, не знали, что – по закону? Они не должны были пренебрегать Словом Божиим, ибо написано: Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем ( Рим. 10. 8 ). Итак, целую дидрахму платит Богу тот, кто ничего не сохранил для этого мира. Ибо Богу воздается праведность, которая есть трезвение ума. Богу воздается хранение слова, которое есть трезвение словесное, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению ( Рим. 10. 10 ). 20. Но и драхма может быть принята за Ветхий Завет , а дидрахма – цена обоих Заветов, ибо по закону каждый искуплен законом, а тот, кто искуплен Евангелием платит драхму по закону, искуплен кровью Христовой, по сугубой благодати имея искупление и благочестия, и крови. Ведь для совершенства недостаточно одной веры, если также не стяжать благодати крещения и, будучи искупленным, не принять крови Христовой. Стало быть, благая это драхма, которая воздается Богу. 21. Драхма – это не динарий, 64 но противоположна ему. Ибо на динарии – образ кесаря, а на драхме 65 образ Бога, ибо монада 66 применима к одному Богу для изображения Его: от Единого все начинается и до бесконечности распространяется, и вновь от бесконечного числа к единому как к завершению все возвращается, ибо Бог – начало и конец всего. Поэтому монадой не число, но элемент числа назвали те, кто сведущ в подобных вещах. 67 И это мы сказали потому, что написано: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний ( Откр. 22. 13 ). И: Слушай, Израиль: Господь, Бог твой, Господь един есть ( Втор. 6. 4 ). 22. Так и ты по подобию Божию будь один и тот же, не так, чтобы сегодня ты был трезвенным, а завтра опьяненным, сегодня миротворцем, завтра сварливым, сегодня умеренным, завтра невоздержным. Ибо каждый меняется от разнообразия нравов и бывает другим, и в нем не признать того, что было, и он начинает быть тем, чем не был, вырождаясь по сравнению с самим собой. Это ведь тяжко – меняться к худшему. Но как образ на драхме неизменен с течением дней, так и ты, сохраняя тот же обычай, глядя на драхму, взирай на образ, то есть, видя закон, взирай на Христа – образ Божий в законе, ибо Он есть образ Бога невидимого ( Кол. 1. 15 ) и нетленного, пусть Он светит тебе, словно в зеркале закона. Исповедай Его в законе, чтобы узнать Его в Евангелии. Если ты познал Его в заповедях, узнаешь и в трудах.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

1:8). Но если для того, что называется началом, утверждается начало, то и для того, что называется концом, предполагается, что оно и завершено. И где будет то утверждение Иоанна, которое он пил из живого источника? Мы знаем, что Сын Божий пришел и дал нам разумение, дабы мы познали истину и были в истине Сына Его Иисуса Христа: это есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Иоан. 5:21). Тот, кто утверждает, что вечная жизнь необходима, отрицает, что ее не хватает. Но Тот, Кто есть истинный Бог и жизнь вечная, говорит, что праведники войдут в жизнь вечную. Как же тогда будет вечная жизнь праведников, если сама жизнь когда-нибудь не будет вечной? или как терпеть этот труд святой беседы и постоянной борьбы, если приз иногда отнимается у победителей? Таково ли похвальное намерение всего пути святых? поэтому они наказывают свои тела и подчиняют их рабству? по этой причине они не дерзают впадать в неуверенность, и сражающиеся знают, что они не бьют воздуха (1 Кор. 9:26)? а потому знают ли, что борьба идет не против крови и плоти, но против начальств и властей, против мироправителей мира тьмы сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6:12)?  Рычащему льву, что неустанно ходит вокруг, ища, кого поглотить (1 Пет. 5:8), сильно сопротивляются верою; так что после того, как они терпеливо жили здесь в скорби, они поглощаются обольстительным воздаянием Божественного обетования, а не истины, они или живут жалко, или не живут вовсе?  Ибо Христос называется жизнью, как говорит: Я есть путь и истина и жизнь (Ин. 14:6). Христос назван началом и концом, потому что точно так же Он сказал: Я есмь альфа и омега, начало и конец (Откр. 1:8); и эта жизнь, если предполагается, что то, что называется началом, подчинено началу рождения, то, следовательно, то, что называется концом, иногда предполагается окончательно упраздненным. Но как жить без конца тем, кому будет дарована вечная жизнь, если кончается сама вечность жизни? Но если все это совершенно нелепо, то, следовательно, следует сохранить истину кафолической и апостольской веры. что, подобно тому как Христа поэтому называют концом, потому что не только в той субстанции, в которой Он родился вечным по природе от Отца, но также и в той, которую Он принял от Своей матери во времени, мы верим, что Он вечен без конца, поэтому апостол проповедует Его справедливо и правдиво как начало, потому что в Божественной субстанции, которой Он обладает, Он всегда утверждает, что Он совечен. Теперь уже не двусмысленно, что ничего не найдено до начала и ничего не найдено после конца. Следовательно, Христос есть начало, потому что вечное предшествует всему; Христос есть конец, потому что Он вечен и завершает все; Христос есть начало, потому что Он Сам начал завершение; Христос есть конец, потому что он завершает начатое; Христос есть начало, потому что от Него появилось, чего не было, чтобы быть;  Христос есть конец, потому что от Него нечто, что начало быть, да будет всегда.  6.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

1 Кор 1:24). Классическим текстом по теме девства является Мф 19:11-12: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит . Здесь девственники названы скопцами не в буквальном смысле, а образно. Их скопчество имеет смысл только ради Царствия Небесного. Но Господь отмечает, что понести этот подвиг в состоянии лишь те, кому дано. " Но если это зависит от воли, - размышляет Златоуст, - то спросит кто-либо: для чего он вначале сказал: не вси вмещают, но имже дано есть ? Для того чтобы ты с одной стороны познал, как велик подвиг, с другой - не представлял его для себя необходимым. Дано тем, которые хотят " . В 7-й главе Послания к Коринфянам апостол Павел также отмечает, что относительно девства он не имеет повеления Господня, но даёт совет как получивший от Господа милость быть Ему верным (1Кор 7:25). Прежде всего отметим, что девство - это не повеление Божие, а совет; подвиг девства - путь не для всех. " Отчего же Апостол не имеет повеления Господнего о девстве? - вопрошает блаженный Иероним, - оттого, что приносимое без принуждения заслуживает большую награду " . Другой момент: девство есть милость быть верным Богу. Верность Богу в девстве означает полную отдачу Богу, и потому - девство выше брака: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу (1 Кор 7:34). Иными словами, девство есть особое харизматическое служение, особая миссия. И вот апостол Павел видит эту миссию в двойном свидетельстве девства: свидетельстве Креста и Воскресения, так что святых подвижников целомудрия называют преподобными - они уподобляются в своей чистоте Перводевственнику Христу, свидетельствуя своей жизнью и святостью реальность жизни будущего века ещё в этой жизни. Окончание следует. Игумен Савва (Мажуко) Журнал «Альфа и Омега», 59

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

1) самобытность (характеризует отношение Бога к началу и источнику бытия); 2)  вечность (характеризует отношение Бога к условиям времени); 3)  неизменяемость; 4)   неизмеримость и вездеприсутствие (характеризует отношение Бога к условиям пространства). Самобытность 1.Самобытность есть такое свойство Божие, которое обозначает, что Бог по началу своего бытия не происходит ни от чего другого, не зависит ни от какого другого бытия, но начало, причину и необходимые условия Своего бытия имеет в Себе Самом. Все, что существует, имеет источник, причину своего бытия, вне себя. Бог же имеет причину Своего бытия только в Себе Самом, имеет бытие не производное, а саможизненное. К этому свойству в Боге мы приходим и посредством разума, который не может представить бесконечного ряда причин, а требует конечной, первой причины. Священное Писание говорит о самобытности Божией весьма ясно. «Я есть сущий (Иегова), говорил Сам Бог Моисею при купине, и сказал: так скажи сынам Израилевым: «Сущий послал меня к вам» ( Исх. 3:14 ). «Этим именем, – говорит святитель Григорий Богослов , – именует Он (Бог) Сам себя, беседуя с Моисеем на горе, потому что сосредотачивает в Себе Самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится». В Новом Завете мысль о самобытности Божией особенно ясно изображается в словах Спасителя: " ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» ( Ин. 5:26 ).Та же мысль выражена у пророка Исаии, которомуГосподь говорит: «Это Я: прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет» (43:10), а также в Апокалипсисе святого Иоанна Богослова, где читаем: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был, и грядет, Вседержитель» ( Апок. 1:8 ). Вечность и неизменяемость Эти свойства характеризуют бытие Божие по отношению к условиям времени. 2.   Вечность – это такое свойство,которое означает, что Бог не имеет ни начала, ни конца Своего бытия, ни прошедшего, ни будущего, а одно настоящее. Вечностью устраняет в Боге все, что входит в понятие времени. Бог существует вне границ временных. Вечность – есть следствие самобытности. Вещи и существа мира не вечны, потому что они не самобытны, потому что они не имеют в себе самих источника своего бытия и условий для своего существования. Эти условия лежат вне их: есть они на лицо – вещи возникают, устраняются эти условия – вещи и предметы прекращают свое существование. (Пример: любое растение, любой предмет). Бог самобытен, все условия Своего бытия Он имеет в Себе самом, поэтому Он вечен. С вечностью в Боге неразрывно связано свойство его неизменяемости.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

1 Ср.: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Мф 23:37). — Реф. 3 Кошки упоминаются также и у Исаии в картине грядущего разорения языческого Едома, когда его заполоняют дикие звери: И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками… (Ис 34:14). — Реф. 10 Автор несомненно знаком с замечательной повестью Пола Гэллико “Тома­си­на”; в ней очнувшуюся от глубокого наркоза кошку, которую считали умершей, назвали Талифой в честь воскрешения дочери Иаира: Иисус, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит И, взяв девицу за руку, говорит ей: “талифа куми”, что значит: девица, тебе говорю, встань. И девица тотчас встала и начала ходить (Мк 5:39–42). Заметим, что автор в шутку даёт своей кошке свою фамилию; впрочем, таким же образом записывают животных в ветеринарных лечебницах. — Реф. 12 О музыкальных инструментах древнего Израиля см. иллюстрированную статью: Е. Коляда. Библейские музыкальные инструменты//Альфа и Омега. 1998. 4(18). — Реф. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/referat-dzh-iton-krug-...

21 Евхаристия — ‘благодарение’ (греч.). Собственно говоря, апостол Павел именно в отсутствии благодарения Богу видит прежде всего причину отпадения от Творца: Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся: то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела (Рим 1:21–24). 22 По крайней мере так должно было бы быть. И упрек православным в том, что они разучились радоваться, прозвучавший еще в XIX â., ñâèäåòåëüñòâóåò î íàøåì ãëóáîêîì äóõîâíîì íåçäîðîâüå, è íà ýòîò íåäóã ìíîãèì èç íàñ ñëåäóåò îáðàòèòü ñâîå ïðистальное внимание.  23 Замечательно и совсем иначе эта же самая мысль была сформулирована ребенком: “Когда я умру, не хочу ни в рай, ни в ад, хочу к Тебе”. — Андреева А. : Новый ковчег. Молодежный публицистический журнал. Февраль 2003. 2//Альфа и Омега. 2003. 2(36). С. 367. Но другой ребенок в той же самой подборке детских искренних слов обратился к Господу с просьбой: “От­ве­ди меня в рай” (см.: “Дети пишут Богу”. С. 270). 24 “Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек вопию ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве”. — Ирмос 6-й песни канона 6-го гласа, который поют на отпевании. Кстати, кресты на куполах многих церквей в форме креста над полукругом, воспринимаемые многими как торжество Православия над мусульманством, означают в первую очередь якорь — символ спасения и надежды. 25 “Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити, или приближитися, или служити Тебе Царю Славы…”, — начало тайной священнической молитвы на Литургии во время пения Херувимской песни. Здесь, очевидно, необходимы две оговорки. Во-первых, невозможное людям возможно Богу, Который волен спасти, кого пожелает, но это не значит, что мы вправе сознательно испытывать Божие долготерпение. Во-вторых, всякий христианин, согрешивши, отпадает от Церкви и вновь присоединяется к ней лишь через таинство покаяния, так что если он честно спросит себя, принадлежит ли он в данный момент к Церкви, то очевидно, что ответ не всегда будет положительным.

http://pravmir.ru/na-puti-k-poslednemu-s...

256. Синод. перевод: …когда не верите Мне, верьте делам Моим… — Ред. 257. Синод. перевод: …а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. — Ред. 258. Синод. перевод: …если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей. — Ред. 259. Заметка стенографа. 260. Источник: Альманах «Альфа и Омега». 261. В древней церковной литературе епископ часто называется «священник» или «первосвященник», а диакон — «левит»; ср. I Послание к Коринфянам святителя Климента Римского, 40; Святитель Кирилл Иерусалимский. Слова Тайноводственные, 5:2–3. 262. Христос как Бог Сам прощал грехи, священники же отпускают грехи в силу полученной от Христа власти (см. Ин 20:23). 263. Речь идет о помазании всего тела; см. Алмазов А. История чинопоследований крещения и миропомазания. Казань, 1884. С. 267–271. 264. Синод. перевод: …ибо, где будет труп, там соберутся орлы. — Ред. 265. Синод. перевод: …се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. — Ред. 266. Синод. перевод: …уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа. — Ред. 267. Синод. перевод: …когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно. — Ред. 268. Синод. перевод: …Он не сделал никакого греха. — Ред. 269. Синод. перевод: …Все это происходило с ними. — Ред. 270. Лакуна. 271. О такой форме крещения говорят Тертуллиан — «О зрелищах», IV; «О крещении», V; священномученик Ипполит Римский — «Апостольское предание», 21; святитель Кирилл Иерусалимский — «Слова тайноводственные» 2:4. Упоминание Креста — особенность миланского чина крещения. 272. Это помазание не является таинством Миропомазания, которое в Милане совершалось после ритуала омовения ног (О таинствах III,8). Для Запада характерно двойное посткрещальное помазание: вначале главы и всех частей тела, затем крестообразное помазание чела (см. Священномученик Ипполит Римский. Апостольское предание, 21).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

2) Из тех мест, где, напротив, Богу приписываются свой­ства, существенно принадлежащие только духу, как-то: а) самосознание и личность: Видите ныне, [видите,] что это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня ( Втор. 32:39 , срав. Исх. 20:2–3 ); Я – Господь первый, и в последних – Я тот же ( Ис. 41:4 , срав. 48:12); Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель ( Апок. 1:8; 22:13 ); 6) разум: Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? ( Рим. 11:33–34 ); 225 в) свободная воля: Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах ( Пс. 134:6 ), и вообще Совершающет все по изволению воли Своей ( Еф. 1:11 ); 226 г) постоянная жизнь и непрестающая деятельность: Живу Я, сказал Господь: ( Иер. 22:24 ), живу Я вовек! ( Втор. 32:40 ); Отец Мой доныне делает, и Я делаю ( Иоан. 5:17 ), как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (26), – соот­ветственно сему истинный Бог называется Богом живым, в отличие от всех богов ложных ( 1Фес. 1:9 ; 1Тим. 6:17 ; 2Кор. 3:3 ; Евр. 12:22 ; Иоан. 6:57,69 ). 3) Наконец, из тех мест, где Бог прямо называется Духом. Их только два; но оба равно ясны и определенны. Первое находится в беседе Спасителя с женой – Самарянкой: желая наставить ее, что не на Хоразине только, как думали Самаряне, или во Иерусалиме, как веровали Иудеи, где должно поклоняться Богу, а что грядет час, когда истинные поклонники поклоняться Ему во всяком месте, Христос сказал: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине ( Иоан. 4:20–24 ), и след., употребил слово “дух” в значении существа, не привязанного ни к какому месту, существа невещественного, вездесущего, разумно-нравственного. Другое ме­сто читаем в послании Апостола Павла к Коринфянам: Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода ( 2Кор. 3:17 ), где, очевидно, название “дух” употреблено также в самом строгом, подлинном, а не переносном смысле. Достойно замечания и то, что Апостол Павел называет Бога Отцом духов в противоположность отцам нашим по плоти ( Евр. 12:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

32 Здесь молитва о всех членах местной Церкви (епархии), находящихся в молитвенном общении между собой и которые, по учению Церкви, составляют единое евхаристическое собрание, возглавляемое епископом. Возможно и те члены общины, которые по исполнении епитимии, могли стоять с верными за Литургией, но еще не получили права на причащение. И те, кто отсутствует на Евхаристии по благой «вине». 33 Церк. слав. «щедроты Божии» – благодатные дары жертвенной любви Божией к человеку: божественное благосердие, сострадание, сочувствие, милующая благость Божия, сопереживание Бога человеку, действие Божие, направленное на спасение его души. Сравните с выражением «щедрая земля». См.: Еф.5:9 : «…плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине». 34 Вселенский Патриарх Фотий: «Лица Святой Троицы имеют общее действие... У Святой Троицы общее Царство, Сила и Держава, также и Слава, не только от нас возносимая, но и та, которую Сами Они – Лица Святой Троицы – принимают от Самих Себя». (См. Mai. Spicilegium Romanorum, t.10, Romae, 1844, p. 38–39, а также Успенский Н.Д. Из истории молитвы “Никтоже достоин”). 35 Антифон – попеременное (двумя хорами) пение псалмов или гимнов. По будням поются иные тексты псалмов. В двунадесятые праздники – с особыми припевами или тропарями. Все антифоны Литургии – остаток древней т.н. песенной Утрени 39 Облеки их в Славу Твою – т.е., облачи всех любящих храм Божий невидимым облаком божественной Славы (Шихины). 42 Тропарь кафедрального храма Константинополя в честь Христа-Бога, Превечной Премудрости – Софии Божией. Тропарь – вид церковной гимнографии, песнь в честь Христа, праздника или святого 44 Бог-Слово, божественное Слово – по-гречески «Логос», второе Лицо Святой единосущной и нераздельной Троицы, превечно рождаемое от Отца. Ин.1:1 : «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». На вопрос Моисея: «Кто Ты?», – последовал ответ Бога: «Аз есмь Сый», т.е., «Я есмь Сущий», «Я есть Тот, Который Есть» (см. Исх.3:14 : «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам»). Приснобытие в полной мере относится и ко второму Лицу Святой Троицы – Единородному Сыну Божьему. Ин.17:24 : «Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира»; Откр.1:8 : «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель». Ин.8:58 : «Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я Есмь». «Бессмертен сый» – бессмертносущий, постоянно бытийствующий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

3.  Неизменяемость есть такое свойство в Боге, которое обозначает, что Бог в Своем существе, Своих силах и совершенствах, в Своих определениях всегда пребывает один и тот же, не подлежит никакого рода переменам или случайным переходам из одного состояния в другое – лучшего в худшее или худшего в лучшее. Это свойство Божие также является следствием самобытности. Почему все вещи и существа изменяются? Потому, что условия их существования лежат вне их. Улучшаются эти условия – вещи изменяются к лучшему, ухудшаются эти условия – вещи портятся, стареют. Пример – жизнь растения, животного, человека. Всякое тварное бытие подлежит развитию и в этом состоит его изменение. Жизнь Бога не развивается, следовательно, она не подлежит изменению. «Божество не подлежит превратностям и изменениям», – говорит святитель Григорий Нисский , – так как нет ничего такого, что было бы лучше Его и во что Оно могло бы приложиться». О вечности Божией так говорит Священное Писание: «Я первый и Я последний»; «Я – Господь первый, и в последних – Я тот же» – неоднократно говорит Господь у пророка Исайи (48 : 12; 41:4; 44:6); «Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» ( Ис. 43:10 ). В Новом Завете также Господь свидетельствует: «Я есть Альфа и Омега, начало и конец » ( Апок. 1:8 ). У Псалмопевца читаем: «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог» ( Пс. 89:2 ).Мысль этих изречений та, что куда бы человек не простирался умом своим при измерениях времени – к началу или концу, – он везде встречает Бога. Следовательно, Бог выше всяких измерений времени. Самый образ вечного бытия Священное Писание изображает совершенно отличным от образа бытия конечного. Псалмопевец говорит: «Тысяча лет пред глазами Твоими, Господи, как день вчерашний» ( Пс. 89:5 ), а апостол Петр, повторивши эти слова, прибавляет, что «у Господа один день, как тысяча лет» ( 2Петр. 3: 8 ). Изображая неизменяемость Божию, Священное Писание устраняет от Бога всякую изменяемость, замечаемую в человеке, – «не яко человек Бог колеблется, ниже яко Сын Человеческий изменяется» ( Числ. 23:9 ) также устраняет всякую изменяемость замечаемую в природе: «в начале Ты землю основал, и небеса – дела рук Твоих. Они погибнут, а Ты пребудешь: и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их,– и изменятся. Но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся» ( Пс. 101:26–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010