В год от воплощения Господа 705–й умер Альдфрид, король Нортумбрии, правивший почти двенадцать лет. Ему наследовал сын Осред, мальчик восьми лет, который правил одиннадцать лет . В начале его царствования отошел в жизнь вечную Хэдда, епископ западных саксов . Он был мужем добрым и праведным, чья жизнь и епископское учение более следовали его любви к добродетели, нежели книжной премудрости. Преподобный епископ Пектельм (о нем будет сказано в надлежащем месте), долго бывший диаконом и монахом у наследника Хэдды Альдхельма, сообщал о многих чудесах исцеления, случившихся в месте смерти Хэдды по причине его святости. Он рассказывал, что жители провинции брали землю с того места и растворяли ее в воде для лечения больных и что люди и коровы, которым давали пить или обрызгивали их этой водой, исцелялись. Они выкопали столько святой земли, что в том месте образовалась большая яма. После смерти Хэдды епископство той провинции было разделено на две парухии. Одну дали Даниэлю, который управляет ею до сего дня, а другую Альдхельму, который деятельно управлял ей четыре года . Оба они были вполне сведущи в делах церкви и в науке Писания. Например, Альдхельм, еще будучи священником и аббатом монастыря в городе Майлдубе , написал по настоянию своего синода примечательную книгу об ошибках бриттов в исчислении Пасхи и в других вещах, противных чистоте правила и миру в Церкви; посредством этой книги он убедил многих бриттов, подвластных западным саксам, принять католическое исчисление Господней Пасхи . Он написал также превосходнейшую книгу о девственности в гекзаметрических стихах и в прозе, создав по примеру Седулия двойную работу . Будучи мужем обширных знаний, он написал и несколько других книг. Он обладал гладкостью стиля и, как мы уже говорили, был известен своей эрудицией как в церковных, так и в общих науках. После его смерти епископом вместо него стал Фортхер , также весьма сведущий в Святом Писании. Пока они управляли кафедрой, собор решил, что провинция южных саксов, подчинявшаяся до того епископу Венты, которым тогда был Даниэль, должна получить своего собственного епископа. Первым ее епископом стал Эдберт, аббат монастыря блаженной памяти епископа Вилфрида в месте под названием Селасей . Когда он умер, епископом стал Эолла, который тоже ушел из жизни несколько лет назад, и с тех пор епископство остается незанятым. XIX. Как Кенред, король мерсийцев, и Оффа, король восточных саксов, окончили жизнь в Риме в монашеском звании и о жизни и кончине епископа Вилфрида

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Почитание святителя Григория как святого и апостола Англии началось вскоре после его смерти. Когда синод в Клоувшо в 747 году постановил, что день кончины Святителя – 12 марта – должен отмечаться как торжественный праздник повсеместно в англских церквях и монастырях, это не было введением нового обычая, но скорее подтверждением и преданием законности уже давно существующей практики 56 . Имя святителя Григория встречается в самых разных памятниках англосаксонской письменности. Так, “Англосаксонская хроника” говорит о нем, как о святителе Церкви, “пославшем нам Крещение” 57 . Альдхельм, стоявший у истоков англо-латинской литературы, говорил о святителе Григории в трактате “Похвала девству” следующее: “Григорий наш учитель, наш, говорю, который нашим родителям преподал правила ради духовного возрождения” 58 . Алкуин (735–804), англосаксонский богослов, игравший ведущую роль в просвещении Европы, живший при дворе Карла Великого, отзывался о Святителе как о “блаженной памяти папе Григории, проповеднике нашем” 59 . Осознание той роли, которую Святитель сыграл в судьбе англов, отразилось и в тексте церковной службы, которая совершалась в день коронации: в коронационной формуле имя святителя Григория стоит третьим после Пресвятой Богородицы и святого апостола Петра, причем Святитель прямо называется “апостолом англов” 60 . Первое из существующих житий – “Житие святителя Григория Великого ” – было также составлено в Древней Англии, в нортумбрийском монастыре Уитби, около 700 г. 61 . Память Святителя весьма почиталась в этом монастыре, так как он был основан дочерью короля Нортумбрии святого Эдвина (ум. 632), принявшего христианство от римских миссионеров. В основу жития были положены рассказы римских миссионеров, передававшиеся в монастыре от одного поколения к другому 62 . Через несколько лет после кончины святителя Григория в Англии стали освящать храмы в его честь. Первый престол был освящен в Кентербери в соборе святых апостолов Петра и Павла, а также в монастыре Уитби и в соборе святого апостола Петра в Йорке 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

м. этого раздела не было (еще в Падуанском Сакраментарии Григория чтение этой молитвы предписывается совершать, только если будет поминовение усопших; см: Andrieu. 1921); стиль и лексика молитвы, явно римского происхождения, были характерны для ранней Церкви - «locus refrigerii» («место прохлады»), «in somno pacis» («во сне мира» или «мирным сном») ( Mohrmann. Locus refrigerii. 1958). Регулярное чтение этой молитвы в составе К. м. было введено св. Бенедиктом Анианским (см. также: 39-й канон Собора в Шалон-сюр-Сон 813 г. (MGH. Leg. 3. Concilia. T. 2. Pt. 1: Concilia aevi Karolini. P. 281)). «Nobis quoque» («Также и нам») - молитва о даровании единения со святыми, среди к-рых перечисляются Иоанн Креститель, 7 мучеников и 7 мучениц. В какое время и в каком объеме, одновременно или нет был создан этот список святых, неизвестно. Св. Альдхельм упоминает лишь 4 мучениц - Фелицитату, Анастасию, Агафию, Лукию ( Aldhelm. De virginitate. 42//MGH. AA. T. 15. P. 293). Исследователи рассматривают историю этого раздела либо вместе с «Supplices te rogamus» ( Baumstark. 1939), либо вместе с «Communicantes» ( Callewaert. 1948). «Per quem» В наиболее полной и фиксированной форме жесты, сопровождающие чтение К. м., отражены в тридентском чине, хотя в том или ином объеме обсуждаются и у средневек. толкователей мессы. Во время произнесения слов вступительного диалога священнослужитель совершает воздеяние рук, а на «Gratias agamus» соединяет их у груди и возводит глаза к небу. Переходя к префации, снова воздевает руки. В конце чтения префации соединяет их на время Sanctus, а во время Benedictus осеняет себя крестным знамением. Перед тем как продолжить чтение евхаристической молитвы, священник поднимает глаза на Распятие, потом соединяет руки. При чтении «Te igitur» он склоняется над престолом и целует его на словах «молим и просим» и трижды осеняет Дары после слов «прими и благослови». При поминовении живых и при чтении «Communicantes» он соединяет руки, а на «Hanc igitur» простирает руки над Дарами.

http://pravenc.ru/text/1470229.html

составление и перевод А.А. Бурова Святая Хильделид, игуменья из Баркинга († 717, память 24 марта, 22 декабря, 3 сентября, 7 марта, 23 сентября) Святая Хильделид (Hildelid), или Хильделита (Hildelitha), или Хильдельта (Hildeltha), или Хильдилид (Hildilid), или Хильделида (Hildelida) была родом из Англии. Молодая англо-саксонская принцесса Святая Хильделид была воспитана во Франции. Там, в Шелле (Chelles) или в Фармутье (Faremoutier) она приняла монашеский постриг. Святой Эрконвальд (Erconwald, память 30 апреля) вызвал ее в Англию, чтобы подготовить свою сестру, Святую Этельбургу (Ethelburga, память 12 октября) к тому, чтобы стать игуменьей Баркинга. Иногда ее представляют как сестру Этельбурги скорее в религиозном, чем в семейном смысле, даже при том, что Баркинг был монастырем, состоящем на попечении семейства Эрконвальда. Когда Этельбурга стала игуменьей, Хильделид осталась там как одна из ее монахинь, и в конечном счете также стала там игуменьей приблизительно в 675 году. Она хорошо управляла в течение многих лет, расширив довольно тесные монашеские здания и перенеся мощи святых монахинь с кладбища в церковь . Хилделид вызывала восхищение Святого Альдхельма (Aldhelm, память 25 мая), Святого Беды (память 25 мая) и Святого Бонифация (память 5 июня). Святой Альдхельм посвятил ей и ее сестрам свою книгу «О девственности». Работа предполагала глубокое знание латыни, что указывает на эрудицию монахинь. Бонифаций упоминает одно из ее видений, которое она описала ему. В епархия Брентвуд (Brentwood) ее праздник бывает вместе с праздником Святой Кутбурги (Cuthburga, память 3 сентября). Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007