Подчеркнем еще раз: творчество Романа отвергнуто риторической теорией как нечто, не просто не отвечающее таким-то и таким-то требованиям, но именно несуществующее — то, чего не может быть, потому что его быть не может; форма такого отвержения — тотальное замалчивание. Византийскому критику просто не о чем говорить, он не находит предмета для профессионального разбора. Здесь мы могли бы вообразить, будто молчание риторической теории связано со страхом перед авторитетом церкви, с невозможностью бранить то, что санкционировано этим авторитетом (тогда это был бы случай столкновения двух юрисдикций — церковной и школьной). Однако дело обстоит, судя по всему, не так. У риторической теории была возможность, никак не задевая освященного церковью имени Романа, описать или хотя бы упомянуть новый способ стихосложения как новшество, полезное в церковной жизни для практических нужд вразумления «простецов», хотя со школьной точки зрения абсолютно незаконное, существование которого, впрочем, любопытно отметить… Это никому не было бы обидно — ни Роману, ни античным авторитетам, ни церкви, ни школе. Однако именно любопытства, потребного, чтобы зарегистрировать принципиально новое хотя бы на правах курьеза, у византийских теоретиков не обнаружилось. В этом пункте они отличались от своих западных современников и собратьев. Оценим контраст: на Западе царила тяжелая разруха «темных веков», и все же ко временам Альдхельма (ок. 640—709) уже была отработана латинская терминология, четко выделявшая наряду с прозой и с поэзией старого типа (метрами) еще поэзию нового типа, т. е. силлабику (ритмы). Для Альдхельма carmen rythmicum — устоявшееся понятие ; и когда один из его поклонников писал другому: «Умоляю тебя, соблаговоли прислать мне какие-либо творения епископа Альдхельма, будь то проза, будь то метры, будь то ритмы» , — он рассчитывал на то, что тройственная классификация всякого литературного текста без дальнейших слов понятна его корреспонденту. Напротив, в Византии традиция риторических школ и риторического теоретизирования переживала почти непрерывный расцвет, которому Запад «темных веков» мог только завидовать; но термина, соответствующего латинскому «ритмы» и отражающего опыт гимно- графии Романа, по–гречески так и не создали до самого конца византийского тысячелетия .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=106...

Одной из самых известных и читаемых книг святителя Григория были “Собеседования”. Эта книга была привезена в Англию либо Августином, либо второй группой миссионеров, приехавших в Кантию в 601 году. “Собеседования” цитировали и Альдхельм, первый англосакс, писавший по-латыни, и Беда. По приказанию короля Альфреда епископ Верферт перевел “Собеседования” на древнеанглийский язык (ок. 890), причем сам король предпослал переводу свое предисловие. По мнению короля, “Собеседования” являются тем чтением, которое позволяет ему “отдыхать среди земных волнений” и при этом “смягчиться и обратиться к Божественному и духовному закону”, “среди земных скорбей” иногда думать “о небесном”. Англосаксонский перевод “Собеседований” дошел до нас в двух списках IX века, трех X века и пяти XI века. И “Собеседования”, и “Правило пастырское” находились в большинстве монастырских библиотек. Необыкновенно были распространены в Англии и “Нравственные толкования на книгу Иова”; они были привезены либо Августином, либо вскоре после его приезда в Кантию. Гомилии святителя Григория оказали большое влияние на выработку англо-латинской гомилетической традиции, причем широко известны были и “Гомилии на Евангелие”, и “Гомилии на книгу Иезекииля”. Творчество святителя Григория оказало огромное влияние и на Досточтимого Беду. Создавая свои собственные произведения, Беда ориентировался на святителя Григория как на великого стилиста. В раннем трактате “Об орфографии”, написанном в форме словаря, встречаются в словарных статьях цитаты из таких произведений святителя Григория, как “Собеседования”, “Нравственные толкования на книгу Иова”, “Гомилии на Евангелие”. В другом раннем трактате Беды – “О метрике” – мы снова встречаем имя святителя Григория, которого Беда помещает в число “ораторов”. На примерах из произведений святителя Беда объясняет такой риторический прием, как гомеотелевтон 52 . Имя святителя Григория появляется и в более поздних произведениях Беды. Так, в комментариях на “Песнь песней” он говорит о Святителе как о “муже, возлюбленном Господом и людьми, который также и наш отец”.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Своеобразный вид латинской христианской поэзии представляют эпиграммы, т. е., по буквальному значению слова, надписи (точнее – надписи), сохранившиеся частью на мраморе, частью в снимках. Начало этому виду христианской поэзии положил один из самых выдающихся Пап IV века Дамас, писавший надгробные надписи в честь давно умерших святых, как и недавно скончавшихся благочестивых людей, а также – иные надписи, посвященные в церквах и часовнях в честь чтимых Церковью лиц и в память замечательных событий. Некоторая часть памятников представляет разбор уклонений от церковного учения в догматических пунктах. Таковы: Carmen adversus Marcionitas 46 ; дидактико-догматические и вместе полемические против ересей поэмы Пруденция Apotheosis и Hamartigenia 47 ; направленный против донатистов Abecedarjus Августина или – по другому заглавию – Psalmus contra partem Donati 48 ; стихотворение Проспера Аквитанского Περ χρστων id est de ingratis 49 , направленное собственно против полупелагиан и, может быть, противопоставлявшееся стихотворению De providentia Dei, которое проникнуто было пелагианским учением. Были стихотворения, авторы которых с целями опровержения ложных учений – языческих и еретических или признаваемых еретическими, соединяли цели нравственного назидания читателей. Такова Psychomachia Пруденция 50 , где в аллегорической форме представлена борьба добродетелей и страстей в душе человека. Были дидактические стихотворения и на иные темы, например, Альдхельма De laudibus virginum 51 , где говорится o целомудрии разных степеней и обозреваются жизнь и дела целомудренных мужей и жен,а затем, в особом отделе поэмы – De octo principalibus vitiis, идет речь об обязательности для целомудренных людей борьбы с пороками вообще. Сюда же может быть отнесено письмо Авита De laude virginitatis или De consolatoria laude castitatis 52 . Между памятниками латинской христианской поэзии есть стихотворения, в которых христианские идеи облечены вполне или отчасти в образную форму. Таково приписываемое рукописями Киприану Карфагенскому , хотя ему не принадлежащее, стихотворение, которое в рукописях озаглавливается De Pascha, но в виду его содержания, более правильно надписывается – De cruce или – De ligno vitae 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sado...

В.В. Зверева (Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ 01–01–0038а) Беда Достопочтенный (672/3–735) – один из крупнейших ученых и богословов, учителей средневековой Европы, англо-саксонский святой, канонизированный римской церковью в 1899 г. Многочисленные сочинения Беды, посвященные практически всем областям христианского знания (комментарии на книги Святого писания, труды по истории, хронологии, грамматике, основам стихосложения, музыке, работы, в которых описывались Божественные творения и «природа вещей» были широко известны в христианском мире со времени их создания вплоть до новейшего времени 1 . Творчество Беды дает представление о том феномене, который исследователи называют «золотым веком» высокой христианской культуры англо-саксов (вторая половина VII – первая треть VIII в.). Об этом явлении в историографии написано немало; на протяжении столетия в работах то и дело высказывается удивление по поводу того, что неожиданный расцвет христианской культуры был возможен на «варварском севере» вдали от «цивилизации Средиземноморья» 2 . Период, когда к северу от Альп изучалось Писание, комментировались труды Отцов церкви, преподавались латинский и греческий языки, собирались богатые библиотеки, был сравнительно кратковременным. Его начало связано с обращением в христианскую веру англо-саксонских королей и их народов, со становлением церкви. В ней соединились традиции ирландского и римского христианства; но, несмотря на близость к Ирландии, англо-саксы приняли учение из уст миссионеров из Рима. Тесная связь с папским престолом, с церковью в Италии и Галлии, постепенное включение христиан Британии в общее духовное пространство с центром в Риме определило для современных исследователей облик англо-саксонской культуры в VII-VIII вв. В британских землях возникли крупные монастыри в Кентербери, Линдисфарне, Веармуте-Ярроу, Уитби, Мелрозе, Хексхейме и Рипоне, а при них – школы и библиотеки; в изучаемое время были составлены первые богословские труды, агиографические и исторические сочинения. В церкви англо-саксов сформировалась плеяда высокообразованных монахов, аббатов и епископов, писателей и ученых, христианских мыслителей и учителей, таких как Уильфрид Йоркский, Бенедикт Бископ, Альдхельм, Кеолфрид, святой Кутберт, Акка, Эгберт и многие другие. Пожалуй, самым выдающимся и, без сомнения, наиболее известным из деятелей христианской англо-саксонской культуры был Беда Достопочтенный .

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

В книге первой «Жизнеописания отцов-настоятелей Веармута и Ярроу», посвященной рассказу об основателе монастырей, Беда отмечает, что Бенедикт привозил в Англию большое количество книг «по всем областям священного знания; некоторые были куплены по сходной цене, иные являлись подарками доброжелателей» 87 . Библиотека Веармута и Ярроу могла сравниться только с библиотекой Хексама, собранной Вильфридом, епископом Нортумбрийским, который также много путешествовал. Согласно П.П.Джонсу, «эти огромные собрания книг могли сделать возможной вспышку учености и литературной деятельности, которой в Нортумбрии положили начало Альдхельм и Беда, и которая была перенесена на континент Алкуином» 88 . Культурная ситуация, сложившаяся на протяжении VII в. в Древней Англии, в частности, в Нортумбрии, способствовала формированию взглядов Досточтимого Беды (672/3 – 735 гг.), одного из великих церковных писателей и богословов, стоявших у истоков средневековой учености. При том, что слава Беды-автора богословских и естественнонаучных сочинений – была необыкновенно велика, о его жизненном пути известно мало. Все, что он сам счел нужным сообщить нам, содержится в его краткой автобиографии, завершающей самое известное его произведение – «Церковную историю англов». Следует сразу отметить, что большую часть автобиографии занимает перечисление написанных Бедой книг. Создается впечатление, что, отрекшись от мира, Беда желал, чтобы и мир ничего не знал о нем как о личности, но при посредстве его сочинений обратился бы к миру Горнему. Сегодня известны два свидетельства современников Беды, позволяющие нам заглянуть в жизнь этого удивительного человека. Одно из них относится к детским годам, другое – к последним двум месяцам его земной жизни. Эти эпизоды отмечают лишь начало и конец жизненного пути Беды, между ними – жизнь монаха, исполняющего послушание и молитвенное правило, жизнь, внешне настолько лишенная запоминающихся событий, что о ней достоверно ничего не известно. Личность Беды-подвижника, богослова, наставника монастырской школы – открывается читателям в его книгах.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Одной из самых известных и читаемых книг святителя Григория были “Собеседования”. Эта книга была привезена в Англию либо Августином, либо второй группой миссионеров, приехавших в Кантию в 601 году. “Собеседования” цитировали и Альдхельм, первый англосакс, писавший по-латыни, и Беда. По приказанию короля Альфреда епископ Верферт перевел “Со­беседования” на древнеанглийский язык (ок. 890), причем сам король предпослал переводу свое предисловие. По мнению короля, “Собеседования” являются тем чтением, которое позволяет ему “отдыхать среди земных волнений” и при этом “смяг­чить­ся и обратиться к Божественному и духовному закону”, “сре­ди земных скорбей” иногда думать “о небесном”. Англосаксонский перевод “Собеседований” дошел до нас в двух списках IX века, трех X века и пяти XI века. И “Собеседования”, и “Правило пастырское” находились в большинстве монастырских библиотек. Необыкновенно были распространены в Англии и “Нрав­ст­венные толкования на книгу Иова”; они были привезены либо Августином, либо вскоре после его приезда в Кантию. Гомилии святителя Григория оказали большое влияние на выработку англо-латинской гомилетической традиции, причем широко известны были и “Гомилии на Евангелие”, и “Гомилии на книгу Иезекииля”. Творчество святителя Григория оказало огромное влияние и на Досточтимого Беду. Создавая свои собственные произведения, Беда ориентировался на святителя Григория как на великого стилиста. В раннем трактате “Об орфографии”, написанном в форме словаря, встречаются в словарных статьях цитаты из таких произведений святителя Григория, как “Собеседова­ния”, “Нравственные толкования на книгу Иова”, “Гомилии на Евангелие”. В другом раннем трактате Беды — “О метрике” — мы снова встречаем имя святителя Григория, которого Беда помещает в число “ораторов”. На примерах из произведений святителя Беда объясняет такой риторический прием, как гомеотелевтон 52 . Имя святителя Григория появляется и в более поздних произведениях Беды. Так, в комментариях на “Песнь песней” он говорит о Святителе как о “муже, возлюбленном Господом и людьми, который также и наш отец”.

http://pravmir.ru/svyatitel-grigoriy-vel...

При И., закрепившем военные успехи своих предшественников, была заложена основа буд. политического могущества Уэссекса: в VIII в. королевство выдержало натиск Мерсии, в нач. IX в. добилось главенства среди англосаксон. гос-в. В 694 г. И. под предлогом мести за убийство Мула (687), брата кор. зап. саксов Кедваллы, напал на королевство Кент, несмотря на то что Кедвалла еще в 687 г. отомстил за гибель брата. Кор. Кента Вихтред выплатил И. компенсацию, после чего И. отказался от нападения и впосл. поддерживал мирные отношения с Кентом ( Beda. Hist. eccl. IV 25). Согласно Уильяму из Малмсбери, тогда же И. напал на Вост. Англию, однако более ранние источники об этом умалчивают. В 710 г. И. начал войну с Герейнтом, бриттским правителем Корнуолла, вероятно в союзе с Нуном, кор. Суссекса (юж. саксов). В 715 г. во владения И. вторгся кор. Мерсии Кеолред, однако, по свидетельству Генриха Хантингдонского, в сражении у Воднесберга (вероятно, ныне Уонборо) мерсийцы потерпели поражение. Согласно Англосаксонской хронике, борьба за власть шла и внутри правящего рода: под 721 г. сообщается о подавлении мятежа этелинга Киневульфа, в 722 г. был убит ранее изгнанный И. этелинг Эалдбрихт, к-рый успел привлечь на свою сторону знать Суссекска. Не исключено, что жена И. Этельбурга принимала участие в этом соперничестве, т. к. в Англосаксонской хронике сообщается, что в 722 г. она разрушила Таунтон, «который Ине прежде построил». Возможно, конфликты были вызваны тем, что у И. не было наследников сыновей. После отречения И. от престола королем Уэссекса стал Этельхерд, степень родства к-рого с И. неизвестна. В нек-рых позднейших хрониках сообщается, что он был братом жены И. В средневек. англ. историографии И. получил известность как покровитель мон-рей и ученых монахов. Сохранились сведения о его патронате над Гластонбери и Малмсбери. В XI в. в ряде др. мон-рей были составлены подложные грамоты, якобы выданные И., чтобы доказать древность и особые привилегии аббатств. С И. связано основание мон-ря Уимборн, 1-й настоятельницей к-рого стала его сестра Кутбурга. И. оказывал покровительство настоятелю аббатства Малмсбери св. Альдхельму. При И. св. Альдхельм стал 1-м епископом новой кафедры в Шерборне. Св. Бонифаций (Винфрид) начал свою деятельность в правление И. После смерти еп. Хедды (705) архиеп. Берхтвальд договорился с И. о разделении еп-ства Уэссекса на 2 части с кафедрами в Уинчестере и в Шерборне, чего безуспешно добивался его предшественник архиеп. Теодор. В 711 г. в Селси была учреждена отдельная епископская кафедра для Суссекса.

http://pravenc.ru/text/389595.html

По-видимому, единственным нехристианским поэтом, которого читал сам Беда, был Вергилий, любимый поэт ирландских учителей и Альдхельма. По замечанию Лэйстнера, Беда предположительно читал «Энеиду» в юности и не возвращался к ней в зрелом возрасте, поскольку в своих поздних работах он несколько раз давал цитаты Вергилия по памяти с большими ошибками 218 . Для овладения латинским языком и приемами письма англо-саксонский монах изучил ряд позднеримских сочинений по грамматике и риторике, вместе с приведенными в них цитатами из классиков. В трактате «О метрическом искусстве» Беда упоминал работы Доната, Сергия, Помпея, Аудация, Максима Викторина 219 и без ссылки на источники цитировал Харизия, Диомеда, Сервия, – очень большой объем сочинений такого рода для монастырской библиотеки седьмого века 220 . Помимо этих работ, не связанных с христианской традицией, в качестве важного источника по вопросам устройства мироздания, времени, космоса Беда использовал книги «Естественной истории» Плиния. Он подробно останавливался в своих трактатах на взглядах римского писателя, изложенных во второй книге «Естественной истории»; видимо, он так же был знаком с книгами 4–6, 13 и 16, повествующими о вселенной, географии, ботанике 221 . Еще одним значимым нехристианским сочинением, которое использовал в своих ученых трудах Беда, были «Сатурналии» Макробия. Перечень произведений авторов-язычников, которые были доступны англо-саксонскому монаху в оригинале, можно завершить трактатом Вегеция о военном деле, на который Беда ссылался в «Церковной истории». Особое место в библиотеке Беды занимали сочинения христианских поэтов. По-видимому, в Веармуте-Ярроу была собрана обширная коллекция сочинений Амвросия, Пруденция, Паулина Ноланского, Фортуната, Проспера, Седулия, Аратора. Цитаты из них Беда вставлял в работы, посвященные поэтическому искусству и грамматике. Стихотворное Житие св. Феликса Паулина Ноланского было переложено Бедой в прозу. Лэйстнер предполагал, что, исходя из некоторых реминисценций в Житии св. Кутберта в этот перечень можно добавить имена Драконтия, Алкима Авита, и поэта Киприана Галла, на чью поэму о Пятикнижии ссылался так же и Альдхельм 222 .

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

14 1 Цар. (в католической традиции 1 Самуила) 12:3. 15 1 Цар. 12:4. 16 Пс. 98:6-7. 17 В оригинале praesul, что обычно значит «предстоятель», «прелат», но здесь переводится как «защитник». 18 1 Тим. 6:10. 19 1 Кор. 6:9-10. 20 Король Кеолвулф, которому посвящена «История» Беды, был родственником Эгберта. 21 Числ. 11:16. 22 Митрополит-в данном случае то же, что архиепископ. Беда постоянно призывал к выделению Нортумбрийской церкви в отдельное архиепископство, независимое от Кентербери. 23 Большинство деятелей церкви, напротив, выступали против учреждения центров епархий в монастырях. Эта точка зрения победила-ни Уирмут, ни Ярроу так и не стали епископскими кафедрами. 24 В данном письме Беда несколько раз использует пословицы, очевидно, бытовавшие в англосаксонской народной культуре или заимствованные из письменной традиции. Интерес к фольклору был характерен для церковной литературы VIII в.; можно вспомнить англосаксонские стихи и загадки Альдхельма и сборник загадок архиепископа Татвина. 25 Ис. 58:6. 26 Имеются в виду королевские воины (гезиты), которых за службу награждали поместьями. В римское время ветеранами назывались отставные солдаты, получавшие участки земли в провинциях; из них состояло население многих римских городов в Британии. 27 О том же говорит известное монашеское правило св. Бенедикта Нурсийского, написанное еще в VI в. 28 Еще одна пословица, неизвестная по другим источникам. 29 Имеются в виду высшие сановники, члены «совета мудрых» (витанагемота). 30 Мф. 15:14. 31 Не называя имен, Беда обличает нортумбрийских епископов того времени-Акку Хексемского, Этельвальда Линдисфарнского и, возможно, Вилфрида II Йоркского. 32 Ис. 60:22. 33 Имеется в виду глава 65 «Правила» св. Бенедикта об обязанностях аббата. 34 Еккл. 8:10. 35 Эта позиция Беды была окончательно отвергнута католической церковью начиная с XII в. В то время для верующих считалось достаточным совершать причастие раз в месяц. 36 Деян. 5:29. 37 Лк. 12:33. 38 Лк. 14:33. 39 Член христианской общины Анания и его жена Сапфира утаили от апостолов часть своих денег и были поражены смертью (см. Деян 5:1-10).

http://sedmitza.ru/lib/text/440931/

Знакомство с античной риторической теорией, с одной стороны, и с развивавшими ее положения сочинениями Отцов Церкви, с другой, помогло Беде сформироваться как блестящему проповеднику. Его слава была столь велика, что в течение всего периода Средних веков ему приписывали множество проповедей, автором которых он не был 430 . Имя Беды стоит в одном ряду с такими почитаемыми проповедниками Древней Англии, как Альдхельм, Алкуин, Кюневульф, Дунстан, Эльфрик и Вульфстан 431 . 2. «Exordium» – «вступление» – как часть проповеди Система античной риторики предполагает существование формул наиболее общего характера, которые могут быть использованы при составлении произведений любого жанра, воспринимаемых на слух или в письменной форме. Согласно Цицерону, чей трактат «О нахождении» был широко известен в средневековой Европе и, возможно, находился в библиотеке Ярроу и Веармута при жизни Беды, прежде чем начать изложение дела, оратору следует «надлежащим образом приготовить души своих слушателей к восприятию оставшейся части своей речи» 432 . Чтобы добиться в этом успеха, он должен «сделать их благосклонными к себе, внимательными и восприимчивыми» 433 . При этом оратор должен высказывать кротость и смирение 434 , что соответствует представлениям об идеальном поведении христианина. Для того, чтобы склонить аудиторию на свою сторону, оратору необходимо выстроить вступление к своей речи по определенному плану. По мнению Цицерона, благорасположение аудитории зависит от четырех факторов: «от нас, от противников, от выносящего суждение, от дела» 435 . Беда обнаруживает знание правил, по которым Цицерон советует строить вступление к речи, и требований, предъявляемых к вступлению автором «Риторики к Гереннию». Проповедник, обращающийся к своей пастве, отличается от человека, выступающего в суде, тем, что первый может предполагать положительный настрой аудитории. Люди, которые пришли на службу, уже самим своим приходом выражают согласие слушать то, что им скажут. Поскольку они христиане, они заранее согласны с истинностью того, что говорится в священных христианских текстах. На проповедь отводится довольно много времени, но проповеднику следует помнить, что предмет вступления, да и всей проповеди, не его личность, но причины, побудившие его выбрать ту или иную тему.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

   001    002   003     004    005    006    007