5. Глебов А. Г. Англия в раннее Средневековье. Воронеж, 1998. 6. Голубинский Е. £. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903. 7. Григорий Двоеслов , свт. Диалоги. Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души. М., 2012. 8. Евфимий (Моисеев), иеродиак. Миссионерская деятельность Бонифация, просветителя германских народов. Канд. дисс. Сергиев Посад, 2002. 9. Евфимий (Моисеев), иеродиак.; Перлов ,А. М. Бонифаций//Православная энциклопедия. Т. 6 М., 2002. 10. Иоанн (Максимович) , архиеп. О почитании святых, просиявших на Западе (Доклад Архиерейскому Собору РПЦЗ)//Русский паломник. Валаамское общество Америки, 1994. 9. 11. Малицкий Н. В. Бонифаций// Христианство . Энциклопедический словарь. Т. 1. М., 1994. 12. Мейендорф Иоанн , протопр. История Церкви и восточно-христианская мистика. М., 2000. 13. Митрофанов А. Ю. «Загадки» Бонифация как поэтический памятник каролингского возрождения//Вестник СПбГУ История. Сер. 9. Вып. 2 (Июнь). СПб., 2011. 14. Прогунова Ю. М. Леоба: ученая монахиня, аббатиса//Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: история, политология. Вып. 33. Белгород, 2015. 1(198). 15. Сазонова А. А. Первый англосаксонский интеллектуал Альдхельм Малмсберийский//Новый исторический вестник. М., 2008. 18. 16. Серафим (Роуз) , иером. Приношение православного американца. М., 1998. 17. Сидоров А. И. Сущность соборного сознания в древнецерковной письменности: единство в многообразии/Патристика. Новые переводы. Статьи И Альфа и Омега. Н. Новгород, 2001. 18. Усков Η. Ф. Христианство и монашество в Западной Европе раннего Средневековья. СПб., 2001. 19. Усков Η. Ф. Бонифаций//Католическая энциклопедия. Т. 1. М., 2002. 20. Успенский Ф. И. Церковно-политическая деятельность папы Григория I Двоеслова. Казань, 1901. 21. Эрлихман В. В. Отец английской истории/ Беда Достопочтенный . Церковная история народа англов. СПб., 2001. 1 Теодор Шифер (Theodor Schieffer; 1910–1992) – выдающийся немецкий историк и источниковед, специалист по истории раннего и высокого Средневековья, автор исследования Winfrid-Bonifatius und die christliche Grundlegung Europas (Freiburg, 1954). Возглавлял кафедры истории Средних веков в университетах Майнца (1951–1954) и Кельна (1954–1975).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Самое раннее свидетельство существования лат. версии цикла произведений о К. и об И. относится к рубежу V и VI вв. В т. н. Декрете Геласия утверждается, что Римская Церковь отвергает нек-рые агиографические сочинения (напр., Мученичества св. вмч. Георгия, мч. Кирика и мц. Иулитты), т. к. они исполнены неправдоподобных вымыслов и, по-видимому, составлены еретиками. Среди таких произведений названа «книга, именуемая «Покаяние святого Киприана»,- апокриф» (Liber qui appellatur Paenitentia sancti Cypriani - apocryphus) (Das Decretum Gelasianum de libris recipiendis et non recepiendis in kritischem Text/Hrsg. E. von Dobschütz. Lpz., 1912. S. 9, 12, 40-42, 54, 306. (TU; 38/4)). В кон. VII в. агиографическое предание о К. и об И. было известно св. Альдхельму Малмсберийскому, к-рый включил его краткий пересказ в соч. «О девстве» ( Aldhelm. De virginitate. 1919). Согласно Альдхельму, при имп. Диоклетиане в Антиохии жила дева И., к-рую тщетно пытался соблазнить с помощью волшебства К., «самый выдающийся из магов после Зороастра и Симона». Осознав тщетность своих усилий, К. уверовал во Христа и стал усердным проповедником истинной веры. Во время гонений на христиан К. и И. были схвачены, подвергнуты пыткам и казнены по приговору имп. Клавдия. В распоряжении Альдхельма несомненно находились «Обращение...» и «Мученичество...», тогда как «Покаяние...» не было им использовано. Впосл. Флодоард Реймсский включил подробный пересказ всех 3 произведений цикла в поэму «Победы, одержанные Христом в Антиохии» ( Flodoardi Remensis De triumphis Christi Antiochiae gestis. I 15//PL. 135. Col. 567-572). Краткое сообщение о К. и об И. было помещено в Мартирологе Беды под 26 сент. Гибель мучеников датирована правлением имп. Диоклетиана, места, где они жили и пострадали, не названы. По мнению А. Кантена, в распоряжении Беды находилась одна из версий «Мученичества...» ( Quentin. 1908. P. 71). Из Мартиролога Беды память К. и И. заимствовали франк. «исторические» мартирологи IX в., в т. ч. Малый Римский Мартиролог (здесь упом., что мученики пострадали в Антиохии, их мощи были перенесены в Рим) и Мартирологи Рабана Мавра (PL. 110. Col. 1171), Вандальберта Прюмского (MGH. Poet. T. 2. P. 595), Узуарда. Адон Вьеннский включил в составленный им Мартиролог пространное сказание о мучениках (ActaSS. Sept. T. 7. P. 196-197), основанное, по мнению Кантена, на «Обращении...» (версия BHL, N 2047) и на «Мученичестве...» (BHL, N 2051). Др. версия «Обращения...» (BHL, N 2048) стала источником сказания о К. и об И. в Древнеанглийском Мартирологе (IX в.). В Ирландии память К. и И. известна с XII в. (Félire Húi Gormáin=The Martyrology of Gorman/Ed. W. Stokes. L., 1895. P. 184-185), т. к. более ранние ирландские календари были основаны преимущественно на Иеронимовом Мартирологе, где память мучеников отсутствует.

http://pravenc.ru/text/1684762.html

Wiesbaden, 1966. Bd. 4 Tl. 1. S. 363-366). Поэма состоит из пролога и 14 глав (всего 504 гекзаметра; вероятно, после строки 277 часть текста утрачена). В ней содержатся заимствования из произведений классических и раннехрист. поэтов, а также из сочинений Альдхельма Малмсберийского и из стихотворного Жития св. Кутберта, составленного Бедой Достопочтенным. На рубеже VIII и IX вв. «Чудеса...» были известны Алкуину, позднее - англосакс. мон. Этельвульфу, автору поэмы «Об аббатах» (между 803 и 821). Т. о., «Чудеса...» были составлены скорее всего во 2-й пол. VIII в. ( Strecker. 1922; Levison. 1940. P. 283-284). В прологе говорится о спасительной благодати, которая распространяется по миру благодаря святым, в т. ч. Н., обратившему ко Христу множество людей. Далее в поэме изложены основные события жизни Н. и его посмертные чудеса; в заключительной главе приведен панегирик святому. Вместе с «Чудесами...» в рукописи содержится гимн в честь Н. из 27 элегических дистихов (BHL, N 6240c; изд.: MGH. Poet. T. 4. Fasc. 2/3. P. 961-962). Гимн написан в форме акростиха (начальные буквы строк расположены в алфавитном порядке; последние строки составляют слово «аминь») и содержит эпаналепсис (повторение начальных слов в конце строфы); образцом для него послужил гимн Беды Достопочтенного в честь св. Этельтриты ( Beda. Hist. eccl. IV 18; см.: Wakeford. 1998. P. 51-52). Согласно «Чудесам...», бриттский подвижник Н. отправился в Рим, чтобы принять епископское рукоположение от папы Римского. Он посетил св. места, был возведен в сан епископа и вернулся на родину. Н. отправился к язычникам-пиктам, крестил их и основал для них церкви (basilicae), при к-рых жили монахи. После возвращения в родные места Н. построил каменную церковь, получившую название «Белый Дом» (Candida Casa), и освятил ее во имя св. Мартина , еп. Туронского (Турского); впосл. храм стал местом паломничества, там совершались исцеления. Жестокий и нечестивый кор. Тудваэл, к-рого обличал Н., изгнал святого из своих владений и в наказание лишился зрения.

http://pravenc.ru/text/2577673.html

С 1527 г. помимо выполнения академических и адм. обязанностей в Кембриджском ун-те король и кард. Т. Уолси поручали К. и др. дела. Наиболее значительным был бракоразводный процесс Генриха VIII и Екатерины Арагонской, начавшийся в 1527 г. Провал переговоров с папскими легатами в 1529 г., фактически завершивший политическую карьеру кард. Т. Уолси, вынудил короля искать др. пути решения этого вопроса. Летом того же года, находясь в аббатстве Уолтем, где он спасался от эпидемии чумы, которая свирепствовала в Кембридже, К. встретился с Эдуардом Фоксом (впосл. епископ Херефордский) и со Стефаном Гардинером (впосл. епископ Уинчестерский), также активно участвовавшими в бракоразводном процессе (в 1528 они ездили в Рим как послы короля). К. предложил им изменить стратегию решения этого вопроса: вместо апелляций к папе обратиться к мнению представителей европ. университетов для доказательства недействительности королевского брака (основанием должно было стать то, что Екатерина Арагонская до брака с Генрихом была замужем за его рано умершим старшим братом Артуром). Этот план был одобрен королем, хотя не вполне понятно, обсуждал ли он его с К. лично (25 окт. 1529 К. в числе других богословов говорил о бракоразводном процессе с новым канцлером Т. Мором). К этому времени К. заручился покровительством Т. Болейна, отца буд. кор. Анны Болейн, благодаря к-рому он поселился в Дарем-Плейс в Лондоне, где и занимался обоснованием возможности развода короля. С янв. 1530 г. К. сопровождал своего патрона в ходе посольства к Карлу V Габсбургу (1519-1556), встреча с к-рым (и с папой) состоялась в Болонье. Во время путешествия по Германии К. познакомился с нек-рыми идеологами Реформации, в частности с М. Буцером. Находясь в Италии, К. стал ректором прихода в Брендоне (графство Вустершир). Во время этой поездки К. занимался опросом представителей итал. университетов о действительности брака Генриха VIII. Результатом этой работы стали 2 трактата 1530-1531 гг., к-рые содержали обоснования королевской супрематии. В «Collectanea Satis Copiosa», трактате, составленном Фоксом и, вероятно, К., были собраны исторические свидетельства из сочинений Беды Достопочтенного, Матвея Парижского, Уильяма Малмсберийского и др. авторов для доказательства недействительности верховной власти папы. В трактате «The Determinations» было изложено мнение представителей 8 итал. ун-тов о недопустимости заключения брака с женой умершего брата (намеренно составлен как отражение отвлеченной академической дискуссии, без указаний на конкретный казус Генриха VIII).

http://pravenc.ru/text/2458929.html

О самой языческой вере Беда также ничего не пишет. Несколько раз он упоминает «идолов», но что это были за идолы, как они выглядели- неизвестно. Не говорит он и о том, как выглядели языческие храмы англосаксов. По его свидетельству, король восточных англов Редвальд служил и Христу, и языческим богам: «в одном храме у него был алтарь для христианских обрядов и другой алтарь поменьше, на котором он приносил жертвы Автор приводит также примечательное письмо папы Григория Меллиту, в котором папа призывал устраивать храмы в языческих святилищах и совмещать церковные праздники с языческими (I, 30). Это подтверждает факт, подтвержденный археологическими раскопками: многие английские храмы построены на месте центров языческого культа. Хронологически сочинение Беды охватывает период с 55 г. до Р. Х. до 731 г. (продолжение, написанное монахами Ярроу, доводит события до 766 Пик внимания автора приходится на середину VII в., когда христианство утвердилось почти во всех англосаксонских королевствах. Этому периоду посвящены три из пяти книг «Истории». Постепенно интерес автора к светским делам все более снижается, и сведения о политических событиях становятся предельно лапидарными. Однако сочинение Беды все же остается главным источником по истории Англии в VI-VIII вв. На нем основаны не только труды позднейших историков, в особенности Генриха Хантингдонского и Уильяма Малмсберийского, но и сообщения «Англосаксонских хроник», записанных только в IX в. Возможно, существовали в тот период и другие исторические труды, но они погибли во время скандинавского нашествия IX-XI вв. вместе со всей богатой церковной культурой Северной Англии. «История» Беды, сохранившаяся благодаря своей широкой популярности, смогла донести до потомков память о прошлом острова и заложить основы новой исторической традиции. После нормандского завоевания произошло соединение этой традиции с кельтской псевдоисторией Британии, до того обособленно существовавшей в Уэльсе. Следы такого соединения отмечены уже в «Истории королей» Симеона Дарэмского, а его вершиной стала «История бриттов» Гальфрида (Джеффри) Монмутского, соединившего заимствования из Беды и Гильдаса с плодами собственной фантазии. Этот исторический миф и лег в основу британского национального самосознания-с XII в. слова «Британия» и «Англия» окончательно сделались синонимами. Однако никакие изменения в историческом сознании жителей Англии не смогли умалить значения сочинения Беды, легшего в его основу. Оно продолжает оставаться важнейшим опорным пунктом для историков, и возможности его дополнения и переосмысления с учетом новейших исследований далеко не исчерпаны.

http://sedmitza.ru/lib/text/440466/

Согласно «Depositio episcoporum» и Иеронимову мартирологу, М. был похоронен в катакомбах Каллиста на Аппиевой дороге. О месте его погребения упоминается также в Малмсберийском и Айнзидельнском итинерариях (VII-VIII вв.; см.: Codice topografico della città di Roma/Ed. R. Valentini, G. Zucchetti. R., 1942. Vol. 2. P. 149, 172, 200). Т. о., М.- последний из Римских епископов, похороненных в катакомбах Каллиста. В 1852 г. Дж. Б. Де Росси обнаружил возможную усыпальницу М. поблизости от папской крипты, в просторном кубикуле, пол которого был вымощен мраморными плитами, а своды украшены фресками. В одной из стенных ниш некогда стоял массивный саркофаг, от которого сохранилась только крышка ( De Rossi. 1867. P. 188-190; ср.: Schneider Graziosi. 1914). Однако при раскопках не удалось обнаружить доказательств погребения М. в этом кубикуле, напр. фрагментов эпитафии, поэтому вопрос о местонахождении усыпальницы епископа остается открытым. Высказывалось мнение о том, что могила М. могла находиться на поверхности земли ( Spera L. Les tombes des papes//Dossiers d " Archéologie. Dijon, 2000. N 255: Rome de Constantin à Charlemagne. P. 52). В Liber Pontificalis М. приписываются запрет поститься в воскресенье и в четверг, «так как в эти дни язычники соблюдали как бы священный пост» (ср.: Aug. Ep. 36. 9; Prologus in Vitam S. Silvestri papae et confessoris// Mombritius B. Sanctuarium seu Vitae Sanctorum. P., 1910. T. 2. P. 509-510, 512), и распоряжение о регулярном распределении среди рим. церквей т. н. закваски (fermentum) - Св. Даров, освященных на папском богослужении (этот обычай описан в декреталии папы Иннокентия I - La lettre du pape Innocent Ier à Décentius de Gubbio (19 mars 416)/Éd. R. Cabié. Louvain, 1973. P. 26-28). Также в Liber Pontificalis сообщается, что при М. в Риме были впервые обнаружены манихеи (см. Манихейство ) (LP. T. 1. P. 168). М. были приписаны 2 послания, входящие в состав Лжеисидоровых декреталий . В послании, адресованном епископам Испании, говорится о папской юрисдикции: епископа нельзя судить без ведома Папского престола, важнейшие дела должны передаваться на суд папы Римского и т. д. К посланию, озаглавленному «О первоначальной Церкви и Никейском Соборе», приложен трактат о Константиновом даре , после которого в канонических сборниках помещены постановления Никейского Собора (RPR, N †171-†172; Decretales Pseudo-Isidorianae et Capitula Angilramni/Ed. P. Hinschius. Lipsiae, 1863. P. 242-249). М. приписывается ряд канонов, включенных в Декрет Грациана (Decret. Gratian. Pars 1. D. 88. c. 1; Pars 2. C. 2. Q. 1. c. 13; C. 12. Q. 1. c. 15; C. 13. Q. 2. c. 7; Pars 3. D. 3. c. 14; D. 5. c. 2-3). Почитание

http://pravenc.ru/text/2563226.html

Антиохийский еп. Александр использовал дружественные отношения с Иннокентием I для укрепления положения своей кафедры на Востоке. Иннокентий I утверждал, что юрисдикция Антиохийской Церкви распространяется на диоцез Восток, включавший 15 провинций от Синайского полуострова до Киликии, понимая первенство Антиохийского епископа как право утверждать избрание не только митрополитов, но и всех епископов в любой провинции диоцеза Восток. Т. о. Иннокентий I отверг притязания епархий острова Кипр на автономию, которая, по его мнению, была оправданной только в период господства в Антиохии ариан. В порядке скрытой полемики с Константинополем Иннокентий I объяснял особый статус Антиохии не столько значимостью города, сколько древностью местной Церкви: в Антиохии находилась первая кафедра ап. Петра и проходил один из апостольских Соборов. По мнению Иннокентия I, Антиохия уступала Риму потому, что была одним из мест проповеди апостолов, тогда как в Риме их проповедь завершилась. При Иннокентии I на средства знатной матроны Вестины в Риме была основана церковь св. мучеников Гервасия и Протасия (впосл. Сан-Витале), именовавшаяся также " титул Вестины " . В Liber Pontificalis содержится подробное описание пожертвований, сделанных Вестиной для церкви, строителями которой были пресвитеры Урсицин и Леопард и диакон Ливиан. Пресвитеры Леопард и Павлин восстановили пригородную базилику св. Агнессы, которая с этого времени была приписана к " титулу Вестины " . Иннокентий I скончался 12 марта 417 года, согласно Мартирологу Иеронима. По Liber Pontificalis, дата кончины 28 июля, однако она не соотносится с общим расчетом хронологии его понтификата. В ряде рукописей Мартиролога память Иннокентия I значится 14 марта (возможно, дата погребения). В Малмсберийском и Зальцбургском итинерариях (VII-VIII вв.) сохранились сведения о захоронении Иннокентия I в катакомбах Понтиана, однако др. сведения об Иннокентии I в итинерариях являются ошибочными. Память Иннокентия I под 28 июля содержится в каролингских " исторических " мартирологах IX в. (Адона Вьеннского, Узуарда), а также в " Перечне святых " Петра Наталиса (XIV в.- Petr. Natal. CatSS. VI 149) и в Римском мартирологе (XVI в.). Других свидетельств почитания Иннокентия I в средние века не сохранилось.

http://drevo-info.ru/articles/13679787.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЛЕНТИН († ок. 270), мч. Римский (пам. зап. 14 февр.). Согласно мученическим Актам (BHL, N 8463), к-рые А. Аморе относит к VI в. (по CPL позже сер. VIII в.), В. был пресвитером в Риме и пострадал при рим. имп. Клавдии Готском (269-270). Схваченный язычниками, он был поставлен в середине амфитеатра, где произнес исповедание христ. веры, к-рое тронуло даже императора. Увидев это, префект Кальпурниан передал В. в руки принцепсу Астерию, и тот отвел его в свой дом в надежде склонить к идолопоклонству. Но когда В. исцелил слепую дочь принцепса, Астерий вместе с семьей уверовал во Христа. Узнав об этом, имп. Клавдий приказал их арестовать, отправить в Остию и казнить. В. казнили после пыток в 2 милях от городских ворот на Фламиниевой дороге. На этом месте он был похоронен знатной матроной христианкой Сабиниллой (Савиниллой) (PL. 94. Col. 841, nota a). По сведениям из рим. Хронографа (354 г.), папа Юлий I (337-352) построил на Фламиниевой дороге базилику, «которая называлась Валентина» (PL. 13. Col. 464 sqq.); в VII в. папами Гонорием I (625-638) и Теодором I (642-649) (LP. Vol. 1. P. 332-333) велись работы по ее перестройке. В рим. итинерариях VII в. (Айнзидельнский, Малмсберийский и др.) есть упоминания об этой базилике и находящихся в ней мощах В. Совр. исследователи, не соглашаясь с мнением болландистов ( Sollerius J. -P. Observationes//PL. 123. Col. 759-761), отрицают историческое существование В. и видят в нем либо одно лицо с Валентином , еп. Интерамнским, либо некоего Валентина, ктитора базилики, выстроенной при папе Юлии I ( Amore, Saxer), поскольку существовала практика называть базилики именами ктиторов (напр., Евсебия, Сабины и т. п.). Первые сведения о почитании В. относятся ко времени не ранее нач. VII в., его память отсутствует в наиболее полном зап. Мартирологе блаж. Иеронима и появляется только в сакраментарии папы Григория I Великого (590-604), откуда она перешла в Мартиролог Беды Достопочтенного. Мученические Акты В., носящие легендарный характер, оказываются во многом сходными с Актами Валентина, еп. Интерамнского. Ист.: BHL, N 5543, 8465; ActaSS. Febr. T. 2. P. 751-754; MartRom. P. 62; LP. Vol. 1. P. 332-333. Лит.: Amore A. Valentin//LTK. Bd. 10. Sp. 598-599; idem. Valentino di Roma o di Terni?//Antonianum. 1966. T. 41. P. 260-277; Saxer V. Valentinus//EEC. P. 859. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/153927.html

Из писем известно о конфликтах Л. с франк. королями. В письме Карла Великого неназванному ученику св. Бонифация в сане архиепископа, к-рым мог быть только Л., король упрекает его в том, что клир диоцеза неграмотен (Epistolae Karolini aevi. 1895. N 22). Позднее о Л. достаточно сдержанно отзывался св. Лиудгер ( Palmer. 2005. Р. 273). За время своего епископского служения Л. расширил территорию своей церковной провинции, включив в нее еп-ства Бюрабург и Эрфурт. Кроме того, благодаря поощрению фризских купцов при Л. улучшились экономические связи Майнца с др. землями ( Staab. 2000. S. 145). Л. заботился о распространении почитания св. Бонифация. Ок. 760 г. Л. заказал св. Виллибальду, ученику св. Бонифация, составить его Житие (BHL, N 1400). Вплоть до своей кончины Л. оставался настоятелем аббатства Херсфельд. 31 авг. 786 г. в Вормсе он получил грамоту для Херсфельда, после чего вернулся в мон-рь. В соответствии со своим желанием был погребен в этом аббатстве. Почитание Почитание Л. начало складываться вскоре после его кончины и получило распространение при Айстульфе, архиеп. Майнца (813-825), который был учеником Л. В 852 г. мощи святого были перенесены в заново возведенную церковь в Херсфельде. В Фульде и Зальцбурге почитание Л. фиксируется с сер. IX в. Примерно в это же время (по-видимому, в период пребывания на Майнцской кафедре Рабана Мавра (847-856)) письма Л. и св. Бонифация были помещены в один сборник ( Palmer. 2005. Р. 249-253). В 1040 г. состоялось 2-е перенесение мощей Л. и св. Вигберта в крипту новой монастырской церкви в Херсфельде; вскоре на монетах, чеканившихся в мон-ре, появляется изображение Л. ( Fleck. 2007. S. 13). Ок. 1060 г. Отлох из Санкт-Эммерама в составленной им редакции Жития св. Бонифация (BHL, N 1403) впервые назвал Л. святым. Создание Ламбертом Жития Л. стало важнейшим этапом в распространении его почитания. В одной из ранних рукописей Жития (Erlangen-Nürnberg. Universitätsbibliothek. 321) содержатся также жизнеописания святых Бонифация, Бурхарда Вюрцбургского, Лиобы, Стурма, Вигберта и Григория Утрехтского; т. о., Л. был включен в число наиболее почитаемых в архиеп-стве Майнц святых ( Palmer. 2005. P. 253). Ок. 1125 г. Уильям Малмсберийский упомянул Л. как ученика и преемника св. Бонифация, а также воспитанника монастыря Малмсбери, что свидетельствует о распространении культа Л. в Англии ( Palmer. 2005. Р. 253-254). Мощи Л. хранились в крипте монастыря в Херсфельде по крайней мере до Реформации (1521-1525). Впосл. они были утрачены (точная дата неизвестна).

http://pravenc.ru/text/2110885.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕСТМИНСТЕРСКОЕ АББАТСТВО [англ. Westminster Abbey], собор св. ап. Петра в юго-зап. районе совр. Лондона; место коронации англ. монархов, начиная с кор. Вильгельма Завоевателя (XI в.; исключение составляют только Эдуард V и Эдуард VIII). Аббат (в наст. время декан) играет важную роль в церемонии коронации. В соборе В. а. похоронены мн. монархи, от Генриха III до Георга II (в т. ч. Эдуард III, Генрих VII, Мария I, Елизавета I, Мария Стюарт). С нач. XIV в. до 1395 г. В. а. было также и местом заседаний палаты общин англ. парламента. Вестминстерское аббатство. Вид с запада Вестминстерское аббатство. Вид с запада Согласно легенде (возникшей, вероятно, в XIII в.), В. а. было основано в 616 г. и чудесным образом освящено св. ап. Петром; упоминается в хартии кор. Оффы (785), но достоверность этого документа оспаривается. В хронике Уильяма Малмсберийского отмечено, что мон-рь был восстановлен св. Дунстаном, архиепископом Кентерберийским. В сер. XI в. англ. кор. Эдуард Исповедник, освобожденный папой от обета совершать паломничество в Рим, основал бенедиктинское аббатство на месте старого англосаксон. мон-ря. В 1065 г. был освящен трансепт, строительство нефа завершилось к 1085 г., а весь первоначальный монастырский комплекс был построен к 1100 г. После канонизации кор. Эдуарда Исповедника (1161) его мощи были помещены в раку в хоре собора. Места для хора Места для хора В. а., хранящее мощи основателя, вскоре стало одним из богатейших мон-рей Англии. До правления кор. Якова I Стюарта (1603-1625) В. а. обладало правом предоставления убежища. В ср. века находилось под особым покровительством Римского престола. Аббат Лоренс (1158-1173) получил право носить митру. В 1222 г. В. а. было полностью изъято из юрисдикции епископа Лондонского и архиепископа Кентерберийского. С этого времени начинается период активного строительства. В 1220-1245 гг. возводится часовня Девы Марии. Сразу по ее завершении кор. Генрих III начал строительство нового собора в готическом стиле, существующего и в наст. время. К 1269 г. была завершена вост. часть храма и рака с мощами Эдуарда Исповедника была перенесена за алтарь. Строительство нефа не раз прерывалось и было завершено только в 1505 г. Кор. Генрих VII, стремившийся к канонизации своего предшественника Генриха VI, начал строительство часовни (закончена в 1519), где должны были покоиться его мощи. Совр. облик аббатства завершают зап. башни, спроектированные К. Реном и Н. Хоксмуром (завершены в 1735).

http://pravenc.ru/text/158240.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010