Известный монастырь Баркинг близ Лондона. Сначала он был смешанным, как Эли, Витби и др., но с IX в. стал чисто женским. Закрыт в XVI в. 776 Главы VII–X заимствованы Бедой из утерянного жития св. Этельбурги, которое он именует далее liber или libellus. 777 Вечерние молитвы (mamuminae) читались до заката, после чего монахи отправлялись спать, однако некоторые продолжали молиться и дальше. В данном случае шествие на кладбище совершалось из особого благочестия. 778 В англосаксонских храмах и каменных домах узкие окна помещались высоко под потолком и закрывались деревянными ставнями. Стекло начали использовать для окон и витражей только в XI в. 779 По монастырским обычаям дети обоего пола до шести лет (обычно сироты) могли жить и воспытываться вместе с монахами. 780 В оригинале lucerna–цepkobhaя лампада, а также масляная лампа для освещения. 781 У Беды в форме Torctgyd. 782 2 Кор. 12:9-»сила Моя совершается в немощи». 783 Скрытая цитата из третьей эклоги «Буколик» Вергилия. В вольном переводе С. Шервинского: «этих, уж верно, любовь не сушила–а кожа да кости». 784 Традиционная форма имени–Хильделит. Сохранился посвященный ей прозаический гимн Альдхельма. Бонифаций упоминает ее в одном из писем, из которого следует, что она была еще жива в 717 г. 785 Вальдхер был епископом Лондона с 693 г. до своей смерти, наступившей в промежутке между 705 и 716 гг. Сохранилось его письмо 705 г., адресованное архиепископу Бертвольду. 786 В оригинале mensura palmae величина ладони. Ладонь (palma) — римская мера длины, равная примерно 7,5 см. Далее упоминается «палец» (digitus) — другая римская мера, равная 1,85 см (римский дюйм, из которого произошел современный английский дюйм (inch), равный 2,5 см). 787 Сыновья Себби Сигхард и Свефред правили Эссексом в 694–709 гг. совместно с сыном Сигхерда Оффой. Сигхард умер первым около 705 г. 788 Имеется в виду св. Павел, которого называли «апостолом язычников» в противоположность св. Петру-»апостолу иудеев». 789 В оригинале subreguli (подчиненные царьки). В их числе были вдова Кенвалка Сексбурга (672–673), Кенфус (673–674), его сын Эсквин (674–676) и сын Кинегисля Кентвин (676–685). Вероятно, они были язычниками, поэтому Беда отзывается о них столь пренебрежительно. 790

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

В оригинале vomeres. Vomer в классической латыни означало «плужный лемех», но позже обрело значение «лезвия». В англосаксонском nepeboдe–handseax, то есть «короткий нож». Слово seax встречается в англосаксонских заговорах против болезней, где также упоминаются ножи, пронзающие внутренности (см. Древнеанглийская поэзия. М., 1982. С. 24). 1021 Имеются в виду «Диалоги» (IV.40). 1022 Пс. 31:1. 1023 Пектельм около 730 г. стал первым английским епископом Уитхорна в Голуэе. Он учился у Альдхельма и был известным знатоком церковного права (Бонифаций обращался к нему за советом в одном из писем). Он умер в 735 г.; после этого о епископстве Уитхорн ничего не известно. 1024 В оригинале fabrili arte, что обычно обозначало «кузнечное дело», но могло относиться и к другим ремеслам. 1025 Христианские писатели часто называли ад Тартаром по имени греческого царства мертвых. 1026 Иосиф Каиафа–первосвященник Иерусалимского храма в 18–37 гг. По евангельской легенде, он убедил Понтия Пилата казнить Христа. В христианстве считался одним из величайших грешников, находящихся в самой середине ада. 1027 Деян. 7:56. Стефан–первый христианский мученик, побитый камнями иудеями, которыми руководил Савл (будущий апостол Павел). 1028 Беда имеет в виду северных ирландцев. Южные приняли римскую Пасху еще в 632 или 633 г. Под бриттами он подразумевает бритттов Камбрии и, возможно, Корнуолла. 1029 Адамнан (624–704 гг.) был аббатом Ионы и выдающимся деятелем ирландской церкви. Он написал «Житие» св. Колумбы и книгу «О святых местах», которую далее цитирует Беда. Целью его миссии в Англию было освобождение шестидесяти ирландских пленников, захваченых Бертом в 684 г. 1030 Об этом епископе ничего не известно. Возможно, его корабль сбился с курса и разбился у берегов Ирландии. Адамнан встретил его в Ирландии или на Ионе и с его диктовки написал книгу о святых местах Палестины. Кроме нее, Беда в следующих двух главах использует два небольших сочинения на ту же тему–описание Иудеи, сделанное в V в. епископом Лиона Евхерием, и латинский перевод «Иудейских древностей» Иосифа Флавия, сделанный около 500 г. неким Гегесиппом. Ранее Беда изложил содержание книги Адамнана в отдельном сочинении «О святых местах». 1031

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Беде были известны некоторые сочинения авторов, принадлежавших к восточной церковной традиции. Они немногочисленны. В работах Беды присутствовали цитаты из «Шестоднева» Василия Великого в переводе Евстафия, производились отсылки к проповеди Иоанна Златоуста на Рождество Христово, упоминались Григорий Назианзин (Беда цитировал фрагмент из его – в латинской версии Руфина) и Ориген (считается, что Беде были известны гомилии Оригена на книгу «Бытия» также в переводе Руфина) 217 . В большинстве своем знания о греческих авторах Беда получил из вторых рук, из сочинений латинских писателей (так, например, цитаты из трудов Климента Александрийского воспроизводились по «Церковной истории» Руфина). В западноевропейском знании раннего Средневековья можно проследить различные тенденции в отношении к классическому интеллектуальному наследию. В какой мере оно должно было изучаться, могло быть использовано христианскими авторами, или подлежало осуждению? Среди значимых для Беды мыслителей на этот счет не существовало единодушия. Более мягкое отношение к учености «язычников» было представлено в трудах Иеронима. Резко неодобрительную оценку сочинениям нехристианских авторов давал «апостол Британии» Григорий I. В Британии этот спор продолжил сам Беда и его современники. Так, например, Альдхельм в своем творчестве часто обращался к античным авторам, цитировал из первоисточников поэтов. Его стиль изобиловал риторическими приемами, свойственными позднеримской классической школе, в стихотворных загадках он охотно обыгрывал образы из античной мифологии. В свою очередь. Беда, для которого непререкаемым авторитетом был Григорий Великий , в большой степени разделял его точку зрения на языческую литературу. Беда включал в свои тексты высказывания таких авторов как Лукреций, Варрон, Гораций, Саллюстий, Овидий, но не читал их произведений, а знал о них из трудов христианских писателей. По ним же он воспроизводил нужные цитаты, иногда даже без привязки к конкретному автору, как известные примеры на то или иное грамматическое правило. Главным источником, из которого Беда заимствовал классические цитаты, были книги Исидора Севильского , «Этимологии» и «О природе вещей».

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Аворий со сценами Жития Пресв. Богородицы и Иисуса Христа. Ок. 1072 г. (Епархиальный музей, Салерно) Аворий со сценами Жития Пресв. Богородицы и Иисуса Христа. Ок. 1072 г. (Епархиальный музей, Салерно) Народная латынь, освобожденная от сдерживающего воздействия лит. языка, к-рый ранее сохранялся благодаря школам рим. администрации, положила начало романским языкам. Резкое падение уровня образованности привело к росту влияния народной латыни на лит. произведения; появляется буква w; возможна взаимозамена «i» и «y»; «k» используется вместо «c»; вслед за изменившимся произношением путаются «ti» и «ci», «ph» и «f»; слившиеся дифтонги «ae», «oe» передаются через «e», но возможно и обратное написание (гиперкоррекция), так же и в случае с придыханием h; встречаются геминация согласных и др. ошибки. Разрыв между Л. я. образованной части общества и большинства населения становится непреодолимым. Благодаря усилиям миссионеров латынь распространилась в Германии, а также на территориях, никогда не входивших в состав Римской империи (в Ирландии, затем в странах Центр. и Вост. Европы, Скандинавии и Балтии). На фоне развития новых языков возникает двуязычие, отличное, однако, от античной диглоссии. В период варварской, или меровингской, латыни (VI-VIII вв.) постепенно исчезают следы позднеантичной образованности, еще присутствовавшей в произведениях Сидония Аполлинария , Эннодия Павийского, Венанция Фортуната и Исидора Севильского. Влияние античной культуры на христ. Л. я. сохраняется в Британии благодаря деятельности святых Беды Достопочтенного , Гильды , Альдхельма и Колумбана Язык мн. авторов, в т. ч. Иордана и Псевдо-Фредегария, испытал влияние народной латыни; в этот период в Л. я. появилось значительное число заимствований из герм. и кельт. языков. В основе Каролингского возрождения (кон. VIII - кон. IX в.) лежал интерес к дохрист. и раннехрист. наследию Древнего Рима, ставший возможным благодаря деятельности сподвижников имп. Карла Великого (800-814), к-рые составляли придворный кружок ученых, или «придворную академию» в Ахене.

http://pravenc.ru/text/2463178.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОНИФАЦИЙ [лат. Bonifatius, от лат. bonum facere - делать добро или bonum fatum - благая судьба; первое имя - Винфрид] (между 672 и 675 близ Эксетера (Уэссекс, Англия) - 5.06.754 близ мест. Доккум (совр. Доккюм), Фрисландия (совр. Нидерланды)), св. (пам. зап. 5 июня), архиеп. Майнцский, «апостол Германии». Сведения о Б. сохранились в его богатом эпистолярном наследии и в ряде житий; наиболее известно написанное после 754 г. англосаксом св. Виллибальдом , первым биографом Б. Крещение и мученическая кончина св. Бонифация. Миниатюра из Требника. XI в. Крещение и мученическая кончина св. Бонифация. Миниатюра из Требника. XI в. Винфрид происходил из знатного рода; от монахов, посещавших дом его родителей, получил начатки религ. образования и в раннем детстве почувствовал призвание к духовному служению. Но его намерение встретило резкий отпор со стороны отца, к-рый только после исцеления от тяжелой болезни дал согласие на вступление сына в мон-рь. В возрасте 7 лет Винфрид был отдан как «посвященный Богу отрок» (puer oblatus) в мон-рь Эдесканкастр (Эксетер) под руководство аббата Вульфхарда. Через 7 лет Винфрид перешел в аббатство Нурслинг, находившееся между Винчестером и Саутгемптоном. Он вел строгую подвижническую жизнь, изучал Свящ. Писание, историю, грамматику, риторику и поэзию, впосл. был назначен начальником монастырской школы. Как в духовном воспитании, так и в лит. опытах Винфрид тяготел к Альдхельму , аббату Малмсбери. Ок. 700 г. Винфрид был рукоположен во пресвитера; о нем заговорили как об ученом и многообещающем наставнике и проповеднике. Но, несмотря на перспективы духовной карьеры на родине, Винфрид в возрасте 40 лет покинул Англию и отправился на континент, следуя традиции «странствий ради Христа» (peregrinatio pro Christo) и проповеди христианства среди родственных народов, сложившейся у ирл. и англосакс. монахов. Не менее важным для Винфрида было стремление к объединению отдельных Церквей Запада под властью папы Римского. В 716 г. он предпринял первое путешествие во Фрисландию, где уже с кон. VII в. действовали англосакс. миссионеры, в т. ч. святые Вигберт и Виллиброрд (Климент). Фризский герц. Радбод, захвативший юго-зап. часть страны, остался равнодушен к новой религии и не оказал поддержки миссии. Натолкнувшись на сильное сопротивление местного населения, Винфрид осенью 716 г. со своими спутниками вернулся в Англию.

http://pravenc.ru/text/153073.html

Весной 596 года Августин и его спутники выехали к месту своего назначения и только в апреле следующего года прибыли в Британию. С 597 года миссионеры обеих Церквей – Кельтской и Римской – трудятся в Британии одновременно. Ирландские миссионеры продвигались с севера на юг, римляне – с юга на север; на юго-западе проповедовали бритты и галлы. Галлия была относительно удалена от Британии в географическом смысле. Бриттская Церковь сильно пострадала в результате германского нашествия, поэтому единственной носительницей культурных и церковных традиций в этом регионе осталась Ирландская Церковь 45 . Ирландия не подверглась нашествию языческих германских племен в период Великого Переселения Народов (III-V вв.), что позволило ей сохранить в целости свои культурные и церковные традиции. По мнению Дж.Д.А.Огилви, ирландцы первыми в Западной Европе стали пользоваться латынью как языком литературы 46 . Они уделяли большое внимание проблемам грамматики, риторики, метрики, создавая трактаты, которые продолжали античные традиции. Знания ирландцев в этой области очень пригодились англосаксам, а позже германским племенам Европы, которые приняли от ирландцев христианство и связанную с ним письменную культуру. Начало влияния ирландцев на англосаксов в области образования можно с уверенностью отнести к середине VII века, когда ирландец Майлдуб прибыл в Англию и основал школу в современном Мальмсбери. Эту школу в юности посещал Альдхельм, первый значительный англосаксонский автор, писавший по-латыни. Не только ирландцы приезжали в Англию и основывали там школы. В обычае англосаксов была учеба в Ирландии. Об этом мы знаем от Беды, описавшего образ жизни таких студентов в уже упоминавшийся книге «Церковная история англов»: «Тогда было множество знатных и простых из народа англов, которые во времена епископов Финана и Кольмана (651– 664 – М.Н.), оставив родной остров, удалялись в Ирландию или ради божественного учения, или ради более воздержной жизни. И некоторые всей душой посвятили себя там монашескому житию, другие же нашли больше удовольствия в том, чтобы предаться трудам учения, обходя кельи наставников.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Уимборн породил целый сонм святых жен – как игумений, так и миссионерок, уехавших проповедовать Христа в другие земли Мы можем судить о жизни монастыря Уимборн в те времена по его невероятным достижениям, ибо он породил целый сонм святых жен – как игумений, так и миссионерок, уехавших проповедовать Христа в другие земли. Незадолго до своей кончины преподобная Кутбурга тяжело заболела. Сестры принялись было усердно молиться о ее выздоровлении, но святая открыла им, что по воле Божией ей вскоре предстояло перейти в мир иной. Ее святые мощи были сначала захоронены в северной части алтаря монастырского храма Уимборна, а позже перенесены к главному престолу. У раки с мощами угодницы Божией совершалось много чудес: хромые обретали способность ходить, слепым возвращалось зрение, а глухим – слух. Имя преподобной Кутбурги встречается в одной позднесаксонской литании. Икона свт. Альдхельма Шерборнского      Святитель Альдхельм Шерборнский (Aldhelm of Sherborne), выдающийся интеллектуал, духовный писатель и поэт, музыкант, миссионер, игумен и иерарх того времени, адресовал свое знаменитое «Поучение о девстве» (De Laude Virginitatis; ок. 705 г.) на латинском языке монахиням Баркинга, среди которых была святая Кутбурга. Почитание преподобной Кутбурги не ограничивалось Уимборнским монастырем: в период позднего Средневековья ее почитали в Телсфордском приорате (Thelsford Priory) в Уорикшире, в центральной Англии, где один из уполномоченных короля Генриха VIII (годы правления: в 1509–1547) во время Реформации наткнулся на изображение «блаженной Кутбурги» в 1538-м году. Неизвестно, были ли у святой Кутбурги и Альдфрита дети. Некоторые историки предполагают, что король Нортумбрии Осред (Osred; годы правления: 705–716), сын Альдфрита, был сыном и святой Кутбурги, хотя матерью Осреда могла быть вторая жена Альдфрита. По крайней мере Кутбурга не стала регентом после смерти Альдфрита, когда его сыну было 8 лет. У преподобной также был брат по имени Ингильд (Ingild), который был предком святого благоверного короля Альфреда Великого (Alfred the Great). Рака святой Кутбурги была уничтожена во время Реформации, и та же участь постигла серебряный ковчег с ее честной главой.

http://pravoslavie.ru/148669.html

Базилика мц. Евлалии в Мериде. XIII в. Базилика мц. Евлалии в Мериде. XIII в. В 1229 г. кор. Леона Альфонс IX отвоевал Мериду и воздвиг на месте обветшавшей базилики Е. новый храм в романском стиле. Город стал центром духовно-рыцарского ордена св. Иакова (см. Сантьяго ), члены к-рого особо почитали Е. В 1612 г. рядом с церковью из остатков античного храма Марса была сооружена капелла в память мученичества Е. В 90-х гг. XX в. в ходе археологических раскопок под церковью были обнаружены остатки древних сооружений, возведенных над могилой мученицы. Ежегодно с 8 по 10 дек. в Мериде празднуются дни памяти Е., совершается процессия со статуей мученицы из посвященной ей церкви в кафедральный собор. В 2004 г. в Мериде прошли торжества, приуроченные к 1700-летию мученичества Е. В нач. V в. почитание Е. распространилось в Африке. Блж. Августин посвятил мученице проповедь (Miscellanea Augustiniana. R., 1930. Vol. 1/Ed. G. Morin. P. 593-595). Имя Е. значится в календаре Карфагенской Церкви (сер. VI в.). Не позднее сер. V в. почитание мученицы отмечено в Италии, где ее имя было внесено в италийскую редакцию Мартиролога блж. Иеронима. Изображение Е. находится среди мозаик базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне (60-е гг. VI в.). Наиболее ранним свидетельством почитания Е. в Галлии является надпись из г. Бетерры (ныне Безье), к-рый в VI в. входил в состав королевства вестготов. В кон. VI в. свт. Григорий Турский посвятил чудесам мученицы главу в соч. «О славе мучеников» ( Greg. Turon. Glor. martyr. 90). Григорий упоминает о 3 деревьях, которые росли у базилики Е. в Эмерите и начинали цвести в сер. дек., в день памяти мученицы. Цветы этих деревьев помогали от различных недугов. Григорий Турский сообщает также о торжественных крестных ходах, которые устраивались в Эмерите в день памяти Е. Мученица упоминается в стихотворении свт. Венанция Фортуната «О девственности» ( Venant. Fort. Miscellanea. 6: De virginitate//PL. 88. Col. 271). В англосаксон. Британии на рубеже VII и VIII вв. о Е. писал св. Альдхельм , еп. Шерборнский, в поэме «Похвала девам» ( Aldhelm. De laud. virg. 46//PL. 89. Col. 146; I dem. De laudibus virginum//Ibid. Col. 273). К 1286 г. относятся сведения о пребывании части мощей Е. в г. Эльн (совр. деп. Вост. Пиренеи, Франция). Однако более вероятно, что там находились мощи св. Евлалии Барцинонской.

http://pravenc.ru/text/187160.html

Ныне это долина Меон в графстве Хэмпшир. По данным Беды, эта область, как и остров Уайт, была населена ютами (см. I,15). 802 Энхер и Энфрит были королями Хвиссы под властью короля Мерсии; об их сестре Эфе ничего не известно. 803 Босанхем (Бошем) был одним из немногих монастырей, основанных ирландцами в Южной Англии. Другим был Малмсбери, где учился Альдхельм. Ирландское влияние было сильно также в знаменитом монастыре Гластонбери. 804 Вилфрид прибыл в Сассекс в 679 г. Сведения о его миссии Беда почерпнул из сочинения Эдди. 805 Пс. 83:3-»сердце мое и плоть моя вострогаются к Богу живому». 806 Ныне местечко Селси. Монастырь, выстроенный там Вилфридом, был в Средние века затоплен морем. Дж. Кемден в своем географическом описании Британии (1789) сообщает, что его еще можно было разглядеть под водой. 807 Греч. «полуостров» (лат. paeninsula). 808 Эта глава отсутствует в рукописях группы С (см. предисловие). 809 Видимо, этот мор имел место в 681 или 682 гг. Аббат Эппа (Eoppa) управлял монастырем Селси после 680 г. 810 Во всех рукописях данное слово отсутствует. По смыслу обычно читают misericordia (милость). 811 В оригинале in codicibus (в кодексах). Имеются в виду календари, в которых отмечались дни памяти святых и мучеников. Такой календарь, принадлежавший некогда св. Виллиброрду, хранится ныне в Национальной библиотеке Франции в Париже. 812 Имеются в виду южные саксы. 813 По преданию, св. Петр первым стал носить тонзуру, названную позже его именем. Апостола Павла с ранних времен изображали с длинной волнистой бородой; таким он представлен на надгробии св. Кутберта, сделанном в 698 г. (ныне в соборе Дарэма). 814 Анналами первоначально называли пасхальные таблицы с дополнениями. Позже, в VIII–IX вв., этот термин стал относиться к хроникам, где события располагались по годам. 815 5 августа. 816 Эта глава в рукописях группы С является продолжением главы XII, а в ранних рукописях группы М–главы XIII. Впервые она выделена в континентальных манускриптах начиная с IX в. 817 Имя «Кэдвалла» имеет бриттское происхождение (так Беда называет короля Гвинедда Кадваллона). Возможно, предки этого принца породнились с правителями соседнего Уэльса. Несмотря на свою жестокость, Кэдвалла был весьма благочестив и особенно тепло относился к Вилфриду; Эдди утверждает, что «Вилфрид был его отцом и самым дорогим для него человеком». 818

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Поэт V в. Седулий написал известную поэму «Пасхальная песнь» (Carmen Paschale), сопровожденную прозаическим пересказом ее сюжета. Этот опыт стал образцом для многих произведений поздней латинской поэзии; сам Беда использовал его при написании «Жития Кутберта» в стихах и прозе. 1042 Искусственный и темный стиль поэзии Альдхельма характерен для церковных авторов VIII–IX вв., писавших на латыни. Основываясь на поэмах Вергилия и Лукана, они дополнили их тематику христианскими образами и позднеантичными аллегориями, греческими и даже древнееврейскими словами, что делает их произведения довольно трудными для понимания. 1043 Фортхер был епископом Шерборна до 737 г., когда он отправился в Рим, уступив епископство Херевальду. Дата его смерти неизвестна, но из Рима он вернулся, т. к. в 739 г. подписал одну из церковных хартий. 1044 Центром епископства южных саксов стал монастырь Селси, основанный Вилфридом. Беда плохо знал о делах в этой провинции, поэтому он не называет никаких дат. Эдберт (Eadberht) был епископом Селси около 708–715 гг. Эолла (Eolla) — около 715–730 гг. Кафедра оставалась вакантной до 733 г., когда епископом был назначен Сигеферт или Сигга. 1045 Кеолред был королем Мерсии в 709–716 гг. В 704 г. после смерти его отца Этельреда он отрекся от трона в пользу Кенреда. 1046 Об Оффе ничего не известно, кроме упоминания в «Liber Pontificalis», где говорится, что он умер вскоре после прибытия в Рим. 1047 Мк. 10:29–30. 1048 Имеется в виду область Ундл в Нортхэмптоншире близ Питерборо. 1049 Содержание главы Беда заимствовал из «Жития Вилфрида» Эдди, но не переписывал его механически, а дополнял собственными комментариями. 1050 У Эдди сказано, что Вилфрид выучил всю Псалтирь наизусть. 1051 См. прим. 615. Неясно, кто именно–граф или епископ–был покровителем Вилфрида, поскольку оба они были казнены в 630 г. по приказу майордома Эброина и королевы Балтхильды. 1052 Имеется в виду королева Балтхильда (Блитильда), жена Хлодвига II, короля Нейстрии в 639–657 гг. Она славилась благочестием и позже была канонизирована (как и убитый по ее приказу архиепископ Эннемунд). 1053

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

   001    002    003    004    005   006     007