11-е Святого Апостола Варфоломея Апостола Варфоломея считают за одно лицо с Нафанаилом ( Ин.1:45–51,21:2 ), который по отцу своему называется Варфоломеем, т. е. сыном Фоломеевым, потому что Еврейское слово вар значит сын. К Иисусу Христу Нафанаил призван был Ап. Филиппом, который находит Нафанаила и говорит ему: Егоже писа Моисей в законе, и пророцы, обретохом Иисуса, Иже от Назарета. Нафанаил возразил Филиппу: от Назарета может ли что добро быти? Прииди и виждь, смиренно и благоразумно отвечал Филипп. Нафанаил пошёл, и когда приблизился, Господь возгласил: се воистину Израильтянин, в немже льсти несть. Како мя знаеши, вопросил Нафанаил. Прежде даже не возгласи тебе Филипп, а суща под смоковницею видех тя, отвечал Господь. Увидев и услышав Господа сердцеведца, Который явил ему и Своё всеведение, Нафанаил тотчас и прежде всех Апостолов исповедал Христа Сыном Божиим, Царём Израилевым. Господь сказал исповеднику: больша сих узриши. Отселе узрите небо отверсто, и Ангелы Божии восходящыя и нисходящыя над Сына Человеческаго ( Ин.1:45–51 ). В третий день после сего Нафанаил был с Господом и с прочими Его учениками на браке в Кане Галилейской ( Ин.2:2 ). Через год Варфоломей избран Господом из множества Его учеников в лик двенадцати Апостолов ( Лк.4:13–14 ). По сошествии Св. Духа Варфоломей для проповеди Евангелия путешествовал из Иудеи в разные страны Востока, часто вместе с Ап. Филиппом. По сказанию св. Иоанна Златоуста , был он в Сирии, Фригии, Ликаонии, Писидии, в Иераполе, куда послан был Промыслом на помощь Ап. Филиппу, которого после мученической его смерти он предал там погребению. По сказанию Евсевия, Варфоломей простёр проповедь слова даже до Индии, которую называют Счастливой Аравией, и для Церкви Индийской оставил Евангелие от Матфея, писанное по-Еврейски и найденное там во II веке Пантеном, знаменитым наставником Александрийского христианского училища. Из Индии Ап. Варфоломей возвратился в Армению и здесь скончался в городе Альбанополе (Альбане) мученической смертью за Евангелие, повешен быв на кресте и потом усечён мечом. Тело св. Варфоломея положено было сначала в Альбанополе; потом врагами веры Христовой ввержено было в море и Божиим промыслом перенесено на Сицилийский остров Липари и там погребено. Феодор чтец пишет: «царь Анастасий (491–518) построил город Дары, и видел во сне св. Ап. Варфоломея, который говорил ему, что он будет сам хранить сей город. По этой причине Анастасий перенёс туда и положил там останки его», вероятно часть мощей. Во дни Феофила – Греческого царя, в 833 году, когда Липара покорена была Агарянами, тело св. Варфоломея перенесено в Беневенто – город Неапольский, а отсюда императором Оттоном II (973–989) в Рим.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Так представляются Крестовые походы, их характер и значение в свете современной исторической науки. Но какова была роль французского историка Жозефа-Франсуа Мишо в плане изучения и популяризации этого многогранного и хронологически протяженного движения? Чтобы понять это, надо сначала вкратце остановиться на историографии Крестовых походов, предшествующей Мишо. Она началась в ходе самого движения: ряд писателей – авторов хроник, были одновременно и участниками того или иного похода. Их оценка оставалась однозначной и не знала вариантов. Один из подобных хронистов, Гвиберт Ножанский, точно сформулировал ее в заглавии своего труда: «Деяния Бога через франков» (Gesta Dei per Francos). Действительно, писатели-современники не сомневались, что здесь все от начала до конца было делом Божьим, что крестоносцы преследовали лишь одну высокую цель – освобождение от неверных Гроба Господня, и что ради достижения этой цели все средства, включая гекатомбы Иерусалима и Константинополя, были хороши и санкционированы свыше. Эрудитская историография XVI-XVII веков мало что изменила. Так эрудит-кальвинист Бонгар, собиравший и начавший издавать памятники времени Крестовых походов, дал своему труду то же название: «Деяния Бога через франков». Реакцией на эту точку зрения стал XVIII век, век Просвещения. Французские (да и не только французские) писатели и философы этого времени высмеивали идею Крестовых походов. Для них это было нечто абсолютно непонятное, квинтэссенция человеческой глупости и средневекового варварства. Так, в частности, смотрел на Крестовые походы великий Вольтер, не жалевший сарказма против «поповского изуверства». Понятно, подобный взгляд объяснял существо Крестовых походов не в большей мере, чем концепция средневековых хронистов и эрудитов. Только XIX век принес более емкое и всестороннее отношение к разбираемому предмету. В начале века сложилась так называемая романтическая школа и ярчайшим представителем ее оказался Мишо. Его биография неординарна. Он родился в 1767 году в Альбане (Савойя) в состоятельной семье.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поведав братии о святом Альбане, владыка напомнил, что завтра совершается память преподобного Тихона Калужского. Глеб и Евгений понимали, сколь значим он для их Братства, ведь отец Герасим (с Елового острова) в России жил в монастыре преподобного Тихона. Владыка Иоанн сказал, что вечером отслужит в часовне святителя Тихона Задонского всенощное бдение, а наутро литургию. Испытующе взглянув на них и улыбнувшись, он добавил, что хотел бы видеть их оба раза на службе. Хотя времени было в обрез, Евгений решил пойти на всенощную. Но нм он, ни Глеб на литургию утром не попали – запаздывали с выпуском очередного номера «Православного слова». Рабочая неделя была в разгаре, и дела полностью поглотили их. Увы, больше им не суждено было привечать владыку у себя в лавке. Взяв с собой икону Курской Божией Матери, архиепископ Иоанн отправился в Сиэтл. По дороге заехал в маленький калифорнийский городок Рединг – повидать Валентину Харви, ее мужа и мать. Через три дня он совершил в Сиэтле литургию. После службы три часа молился в алтаре, затем удалился в свою комнату в приходском доме подле церкви. Вскоре присутствовавшие услышали, что владыка упал. Вбежав в комнату, усадили его, и он тихо, без видимых страданий скончался. Очевидно, он предвидел свою кончину за несколько месяцев. Еще в июне он сказал своей давней знакомой: «Скоро я умру, в конце июня... но не в Сан-Франциско. а в Сиэтле». 442 А накануне отъезда удивил одного прихожанина в конце богослужения: «В последний раз к моей руке прикладываешься». 443 Евгений с Глебом узнали о кончине владыки через несколько часов. Сразу вспомнили, как хотел он их видеть на литургии в часовне во имя святителя Тихона. Они простить себе не могли, что лишились последнего напутствия. Обратимся к летописи: «Сегодня вечером, прямо перед началом всенощного бдения, нам сообщили о внезапной кончине в Сиэтле нашего возлюбленного владыки Иоанна. Братство скорбит о потере своего архипастыря и духовного наставника. Вот и кончилось становление нашего братства. Истинный праведник, архиепископ Иоанн был любящим наставником, опекавшим нас с первых нетвердых шагов. А теперь, несмотря на все наши немощи, дальше придется идти самостоятельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Здесь сильно было развито идолопоклонство, почитали даже змей (ехидну) и других гадов. После совместных молитв апостолов, чудес, творимых Божией благодатью, исцеления жены начальника города, которая была укушена змеей, многие уверовали во Христа. Но не сам начальник Никанор, который приказал схватить апостолов (Иоанн уже ушел в другие места) и Мариамну. После избиений, надругательств они были приговорены к распятию. Первым казнили Филиппа: пробив ступни ног и продев сквозь раны веревки, его повесили на кресте вниз головой... Затем распяли Варфоломея. И внезапно задрожала земля, сделалось великое землетрясение, поглотившее многих, а оставшиеся в живых, придя в неописуемый ужас, собрались и стали, трепеща, молить апостолов о помиловании, поспешно бросившись снимать их с креста. Варфоломей остался жив, а Филиппу, молившемуся за врагов своих, Господь попустил отойти от земли на Небо, куда были устремлены пробитые его ступни... Обратив ко Христу весь город, и похоронив Филиппа (в три дня выросла виноградная лоза на месте, где пролилась его кровь), Варфоломей с Мариамной пошли далее, проповедовать Евангелие. Мариамна (память 17 февраля ст. ст.) мирно скончалась в Ликаонии, а Нафанаил - Варфоломей был казнен после проповеди в Альбане (Албанополисе), нынешнем городе Баку (где мне и довелось в своё время появиться на свет). В июне, 24-го числа (11 по стар.ст.) бакинские христиане собираются на молебен близ средневековой Девичьей башни («Гыз галасы» по азербайджански). Здесь, по преданию, был казнен апостол Варфоломей. Его тоже распяли, как и друга Филиппа, вниз головой, но он продолжал благовествовать о Христе, и тогда мучитель, царь Астиаг велел содрать с него кожу. (Есть икона, от которой содрогается сердце). Апостол, с великим терпением перенося мучения, продолжал славить Бога, и тогда ему отсекли главу... Мне довелось несколько раз побывать на этом молебне. Вспомню год 2009-й, юбилейный для епархии... Тихое теплое утро. К семи часам у Девичьей башни народу собралось немало. Множество стрижей - сотни и сотни птиц носились вокруг башни и над нами, над местом, где был казнен святой Апостол, именно кругами, не улетая никуда. Так бывает здесь всегда.

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/27/...

Поэтому мы вполне можем назвать святого Албана нашим победителем. Зная, что имя Албан означает «белый», мы вспоминаем, что древнее название нашего острова – Альбион – имеет много общего со святым Албаном. Наш остров прозвали Альбионом из-за белых утесов – это было всё, что в древности знали о нас люди из других стран, так как могли видеть наши красивые утесы из-за морей, смотреть на их белизну и восхищаться. Итак, само имя Албан является символом нашего острова Альбион, которым мы так дорожим. Да защищает святой Албан этот Альбион своими святыми молитвами сегодня, всегда и во веки веков. Святой мученик Албан, моли Бога о нас! Рейтинг: 9.9 Голосов: 332 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Ника Кияшко 10 января 2023, 10:16 Я живу на улице Святого Албана в Калифорнии и наконец то узнала, что это наш православный святой мученик. Как Господь управил поселить под покровительство святого Албана в городе где нет православной русской церкви и мне приходится по несколько часов добираться до храма в воскресные дни. Господь Чудотворец! Такое утешение узнать об этом святом и осознать заботу Господа о нас! Святой мученик Албан, моли Бога о нас! John Pumphrey 5 июля 2021, 11:08 Спасибо большое за классную статью. Я англичанин, принявший Православие - я узнал больше о нашем славном мученике Альбане на этом сайте,чем за много лет пребывания в англиканской церкви. Мне очень лестно и приятно, что вы пишете про него на Православие.ру! Это тоже даёт надежду на духовное возрождение нашей печально отпавшей от Христа Британии. Наталья 5 июля 2019, 10:50 Спасибо большое! Очень интересно!!! Дмитрий 5 июля 2011, 16:22 Уважаемая Валерия! Сент-Олбанс находится в 30 км к северу от Лондона в графстве Хартфордшир. Кафедральный собор в честь св. Албана открыт каждый день с 8.30 до 17.45. Там можно приложиться к раке с частицей мощей св. Албана. Вот ссылка на официальный сайт собора, там Вы можете получить более подробную информацию и связаться со священнослужителями и работниками этого аббатства:

http://pravoslavie.ru/31024.html

В Иераполе жил человек, по имени Стахий, бывший 40 лет слепым. Когда он получил исцеление, то уверовал во Христа и крестился. Молва об этом разнеслась по городу, и к дому, где жили апостолы, стеклось множество народа. Больные и бесноватые освобождались от своих недугов, многие крестились. Начальник города приказал схватить проповедников и бросить в темницу, а дом Стахия сжечь. На суде языческие жрецы выступили с жалобой, что чужестранцы отвращают народ от поклонения отечественным богам. Считая, что волшебная сила заключается в одежде апостолов, правитель приказал сорвать ее. Дева Мариамна предстала в их глазах, как огненный факел, и никто не смел коснуться ее. Святых приговорили к распятию. Апостол Филипп был вознесен на крест вниз головой. Началось землетрясение, разверзшаяся земля поглотила правителя города, жрецов и множество народа. Прочие испугались и бросились снимать апостолов с креста. Так как апостол Варфоломей был подвешен невысоко, то его сняли скоро. Апостол же Филипп умер. Поставив Стахия епископом Иераполя, апостол Варфоломей и блаженная Мариамна оставили этот город. Благовествуя слово Божие, Мариамна пошла в Ликаонию, где мирно скончалась (память ее 17 февраля). Апостол Варфоломей отправился в Индию, там перевел с еврейского на местный язык Евангелие от Матфея и обратил ко Христу много язычников. Он посетил также Великую Армению (область между рекой Курой и верховьями рек Тигра и Евфрата), где сотворил многие чудеса и исцелил одержимую бесом дочь царя Полимия. В благодарность царь послал апостолу дары, но тот отказался принять их, сказав, что ищет только спасения душ человеческих. Тогда Полимий с царицей, исцеленной царевной и многими приближенными приняли Крещение. Их примеру последовали жители десяти городов Великой Армении. По проискам языческих жрецов, брат царя Астиаг схватил апостола в городе Альбане (ныне город Баку) и распял вниз головой. Но он и с креста не переставал возвещать людям благую весть о Христе Спасителе. Тогда, по приказу Астиага, содрали с апостола кожу и отсекли главу. Верующие положили его останки в оловянную раку и погребли. Около 508 года святые мощи апостола Варфоломея перенесли в Месопотамию, в город Дары. Когда в 574 году городом завладели персы, христиане взяли мощи апостола и удалились к берегам Черного моря. Но так как их настигли враги, они были вынуждены опустить раку в море. Силою Божией рака чудесно приплыла к острову Липару. В IX веке, после взятия острова арабами, святые мощи были перенесены в Неаполитанский город Беневент, а в X веке часть их перенесена в Рим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Постепенно росли города, Лондон, Кентербери, Силчестер, Веруланиум, Бат, Глостер, Кервент, которые были военными поселениями или центрами областей. Данные археологии указывают на разницу в стилях повседневной жизни и культуры бриттов на романизированном «востоке» и кельтском «западе» острова. Бриттская элита в областях, где влияние имперской администрации ощущалось особенно сильно, воспроизводила элементы стиля жизни римлян. Латинский язык стал официальным языком этой провинции. В Британии строились термы и виллы по римскому образцу, стены которых украшались фресками, а полы мозаиками. Так, до наших дней сохранились фрагменты мозаик вилл Лоу Хэм (Соммерсет) и в Лаллингстоне (Кент), со сценами и цитатами из «Энеиды» Вергилия и со стихотворными аллюзиями на эту поэму 72 . За пределами романизированных территорий кельтское население сохраняло прежние порядки. Старые королевства продолжали существовать как политические и административные единицы, «civitates», под управлением «совета» из местных магистратов и декурионов. В ранний период римского владычества в Британию было принесено христианство . Несмотря на то, что эта религия на территории Империи считалась официальной, среди римской элиты она была не особенно распространена: на острове при раскопках фрагменты языческих храмов встречаются чаще, чем церквей 73 . Круг источников, на основании которых можно говорить об ранних веках христианства у бриттов, очень узок, и поэтому о бриттской церкви известно по отрывочным свидетельствам. Около 200 г. Тертуллиан упоминал о том, что Евангелие уже достигло тех областей Британии, которые были недоступны римлянам. Средневековые историки, включая Беду, приводили предания о трех первых мучениках в Британии, св. Альбане, Аароне и Юлии. В IV в. три епископа из Лондона, Линкольна и Йорка присутствовали на соборах в Галлии (Арльский собор 314 г.) и Италии (Римини, 359 г.). Это позволяет говорить о наличии у бриттов церковной организации, сходной с той, что была принята на континенте, – с диоцезами и епископскими кафедрами.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Нафанаил не верит, что из Назарета может быть настоящий пророк, наверняка какой-нибудь проходимец, но все же отправляется посмотреть. Слова, которыми встречает Христос Нафанаила, обескураживают его и повергают в трепет: ...прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Что это значит? Смоковница — дерево очень важное в истории Израиля, своего рода символ этого государства. Благочестивые евреи любили молиться или о чем-либо размышлять под смоковницей. А размышляли в то время иудеи об освобождении родной земли от тирании Рима, о падении власти сатаны и о торжестве владычества Божия. Своей фразой Христос намекает на то, что Он видел Нафанаила под смоковницей и слышал его молитвы. Для Нафанаила другого знака не требовалось, чтобы понять: перед ним — Тот, к Кому он обращал свои молитвы под инжирным деревом. И Нафанаил воскликнул: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!» И, конечно, эта встреча стала переломным моментом в жизни Нафанаила. Он оставляет свой дом и отправляется вслед за Учителем. После Вознесения Господня апостол проповедует в Малой Азии вместе со своим родственником Филиппом. Затем отправляется на территорию нынешней Армении. Здесь вместе с апостолом Иудой Фаддеем он основывает армянскую Церковь и здесь же принимает мученическую кончину в городе Альбане (ныне Баку). Взбешенные его проповедью, языческие жрецы подговорили царя казнить Варфоломея как заговорщика против власти и ниспровергателя общественных устоев. Варфоломей был распят вниз головой, но и распятый, он продолжал проповедовать о Христе. Тогда его сняли со креста и содрали кожу, а потом обезглавили. Христиане погребли тело мученика. Впоследствии его святые останки были выкопаны и переправлены на Запад. Сейчас мощи эти находятся в Риме, на острове Тиберино. В продолжение читайте: 4 вопроса о 12 апостолах Все материалы про 12 апостолов» Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии.

http://foma.ru/ucheniki-apostol-varfolom...

Царя и Господа не престал еси проповедати, святый Апостоле, усты своими и вися стремглав на кресте: учил бо еси собранныя на позор сей люди твердо за веру Христову стояти, согласно заповедем Евангельским жити и неверныя ко Христу привлекати. Мы же, дивящеся укрепляющей тя силе Божией и твоему, святый Апостоле, мужеству, в похвалу тебе сице глаголем: Радуйся, славный Христов мучениче. Радуйся, Христова учения исповедниче дерзновенный. Радуйся, устами своими даже до смерти истину Божию проповедавый. Радуйся, терпением своим всю вселенную удививый. Радуйся, в смертный час твой тысящи людей ко Христу привлекий. Радуйся, явный благодатныя силы Христовы свидетелю. Радуйся, позор крестныя смерти, яко победный венец, радостно понесший. Радуйся, в час смертных мучений своих с Господем в единении пребывый. Радуйся, в смертном часе райския сладости на земли предвкусивый. Радуйся, в сей райстей сладости Божественнаго естества истинный причастниче. Радуйся, терпения усердный учителю. Радуйся, всяких добродетелей вместилище. Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее. Кондак 11 Пение всеумиленное приносим тебе, славный Апостоле Христов Варфоломее, смертный твой час на древе крестнем воспоминающе, дивимся твоему священному за Христа заколению, со слезами ублажаем твою кончину, егда мучитель лютый повеле и кожу с твоего честнаго тела содрати; ты же, святый Апостоле, не престал еси Господа восхваляти до того блаженнаго часа, егда с кожею твоею глава твоя, велением мучителя, усечена бысть, чистая же душа твоя, святый Апостоле, восхищена бысть на небеса воздавати славу Господеви и со светлыми небожители во веки взывати Ему: Аллилуиа. Икос 11 Свет велий во исцеление немощей человеческих возсия от честных мощей твоих, славный Апостоле, во граде Альбане, егда вернии, вземше по кончине твоей со креста честное тело твое, во оловянней раце благоговейно, вкупе с главою и кожею, положиша. Егда же невернии бесов служителие узреша, яко мнози в той стране от неверных ко Христовой Церкви прилагахуся, ввергоша в море честныя мощи твоя: тии же во оловянней раце, аки в легцей ладии, по водам понесошася, дондеже пристаху ко острову Липару, идеже епископ Агафон, по Божию откровению, с народом и клиром с радостию сия прият и во храме благоговейно постави, воспевая тебе сице:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

82 Этот отрывок почти целиком взят у Орозия (VI.25). Узурпатор Караузий правил в Британии в 287-293 гг, Аллект-в 293-296 гг. 83 Рассказ о мученичестве святого Альбана заимствован Бедой из третьей, последней редакции «Страстей святого Aльбaha»(Passio Albani), обнаруженной В. Мейером в конце XIX в. Об Альбане упоминает также Гильдас без указаний на точное время его мученичества. Первая редакция «Страстей» относит это событие к правлению Септимия Севера, но Беда и здесь, и в других сочинениях («Большая хроника» и «Мартиролог») однозначно ассоциирует его с гонениями Диоклетиана. 84 Венанций Фортунат, епископ Пуатье (годы жизни ок. 540-600) был известнейшим христианским поэтом того времени. Поэма, которую цитирует Беда, опубликована в MGH, Auct. Ant. IV,I (Carmina VIII, III). 85 Клирик (clericus)-здecь и далее лицо, служащее при церкви. Клирики противопоставлялись мирянам (laici); в то же время во времена Беды их отделяли от монахов. Позже, примерно с IX в., клириками стали называть как белое духовенство (clerici saeculari), так и монашествующих (clerici regulari). 86 Этот правитель, называемый далее princeps и judex, был, видимо, префектом одного из диоцезов, на которые после 298 г. была разделена римская Британия. 87 Caracalla, то есть галльский плащ с капюшоном, введенный в Риме императором Каракаллой (отсюда и его прозвище). 88 По христианской традиции Беда везде именует языческих богов демонами (daemoni). Далее так же называются адские духи. 89 Murus-b данном случае стена города Веруламия. В «Страстях» пишется fluvium quo murus dividebatur (река, которая отделяла стену). У Беды ошибочно flumen quod murus (поток, поскольку отделял стену). Имеется в виду река Темза, протекающая через город Веруламий, где, по преданию, пострадал святой Альбан. С IX в. в его честь этот город называется Сент-Олбенс. 90 Иак. 1:12. Здесь и далее библейские цитаты даются по Синодальному переводу, кроме тех случаев, когда их смысл расходится с латинским переводом блаженного Иеронима. 91 Распространенный мотив страстей мучеников.

http://sedmitza.ru/lib/text/440583/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010