Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУЛИЙ И ААРОН [Юлий и Аарон; лат. Iulius, Aaron] (III-IV вв.), мученики (пам. зап. 20 июня), пострадавшие в Британии. Самое раннее упоминание об И. и А. содержится в сочинении Гильды «О погибели Британии» (VI в.; Gildas. De excidio Britanniae. 10). Гильда привел сведения о мучениках, пострадавших в Британии во время гонения на христиан, к-рое началось в 303 г. по указанию имп. Диоклетиана и его соправителей: «Господь... зажег нам светлейшие светильники святых мучеников... святого Альбана Вероламского, Аарона и Юлия, граждан Города легионов, и прочих обоих полов в разных местах» ( Гильда Премудрый. 2003. С. 249-250). Гильда также упомянул о том, что в его время Веруламий (ныне Сент-Олбанс) вместе с гробницей св. Альбана Британского и место погребения И. и А. были «отняты у граждан зловещим рубежом варваров», т. е. англов и саксов, и оставались недоступными для бриттов. О мучениках, пострадавших в Британии, упоминал также Беда Достопочтенный († 735) в «Большой хронике» и в «Церковной истории народа англов», однако имена И. и А. были известны ему только благодаря сочинению Гильды (сведения о св. Альбане Беда заимствовал также из Мученичества (BHL, N 206-211)). Упоминания об И. и А. содержатся в перечне святых среди ирл. глосс IX в. в рукописи «Грамматики» Присциана (St. Gallen. Stiftsbibl. 904) и в валлийских генеалогиях 2-й пол. X в. (Lond. Brit. Lib. Harl. 3859. Fol. 193r - 194v), однако дополнительных сведений о мучениках в этих источниках нет ( Sharpe. 2002. P. 119). В IX в. память И. и А. под 22 июня (дата памяти св. Альбана) была внесена в «исторические» Мартирологи Флора Лионского ( Quentin. 1908. P. 322) и Адона Вьеннского (PL. 123. Col. 290). Однако Петр Наталис в «Перечне святых» указал память И. и А. под 1 июля ( Petr. Natal. CatSS. VI 35), вероятно потому, что в этот день совершалось поминовение ветхозаветного первосвященника Аарона. Под этой же датой память И. и А. была внесена кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог.

http://pravenc.ru/text/1237869.html

Как и обычно, – писал Евгений в мае 1966 года, – владыка Иоанн дарит всем вдохновение. У него всегда найдется точный, верный совет». 439 За те годы, что прошли с момента их знакомства, Евгений духовно становился все ближе владыке: между ними возникло молчаливое взаимопонимание. Это чувствовали и некоторые из прихожан собора. Одна из духовных дочерей владыки, русская женщина Валентина Харви, приехавшая из Шанхая, вспоминает: «В ноябре 1965 года в Сан-Франциско владыка крестил моего мужа Ричарда (он американец) с именем Ростислав. При этом присутствовал Евгений. Мой муж не понимает по-русски, и Евгению пришлось переводить для него, объяснять, что будет происходить во время службы. Тогда я видела Евгения впервые. Сразу было заметно, что владыка очень любит его. Он смотрел на Евгения с нежной любовью – совершенно особенной, будто говоря: “Это мой сын”. Этот его взгляд я помню еще по Шанхаю, где прошло мое детство. Так он смотрел на детей в своем приюте, считая каждого собственным чадом. Потом я слышала от других прихожан собора, что владыка на самом деле относился к Евгению с неподдельной любовью». Со своей стороны, Евгений всю жизнь – и после кончины владыки – оставался его верным, преданным сыном. 42. Успение святого Скажите людям: хоть я и умер, но я жив. Архиепископ Иоанн в посмертном явлении Марии Шахматовой 440 Архиепископ Иоанн пришел к братии 28 июня 1966 года с чудотворной иконой Курской Божией Матери, перед которой молился и получил исцеление преподобный Серафим Саровский . Благословив лавку и «типографию» иконой, владыка заговорил о святых разных стран. Евгений отметил в летописи: «Он пообещал дать нам список румынских канонизированных святых и учеников преподобного Паисия (Величковского) . Также заметил, что еще во Франции он поименно записал западных святых (до раскола христианской Церкви) и подал список в Святейший Синод». 441 Владыка подробно рассказал братии о святом Альбане, британском первомученике (мученически скончался в 305 году). Достал из маленькой папки краткое его житие и открытку готического собора в городке Сент-Альбани близ Лондона, построенного на месте мученической кончины святого, где тот погребен. Владыка пристально посмотрел Глебу в глаза: понял ли тот, зачем все это рассказывалось? Подобно большинству святых Западной Европы, святого Альбана нет в православном календаре. Пока архиепископ Иоанн не удосужился отыскать и поименно записать их, восточноевропейские христиане и не помышляли вернуть память о забытых праведниках и молиться им.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Серафима Саровского, новомученицы игумении Софии (с коей была знакома еще в России), своего дяди Сергея Нилуса и многих других праведных мужей и жен, чьи имена и деяния могли кануть в лету. Ей и Глебу удалось даже завершить трилогию профессора Концевича, сведя материалы второго и третьего тома в одну книгу «Оптина пустынь и ее время». Елена Юрьевна скончалась 96–ти лет от роду, пережив мужа на 24 года. В Глебе она обрела сына, увы, своих детей у нее не было. Будучи натурой сильной, она не просто приняла этот дар Провидения, а решила, что Господь послал ей Глеба, дабы она воспитывала его в духе святоотеческих традиций, кои вошли в ее плоть и кровь. На деле ей, конечно, пришлось воспитывать и Евгения, так как все замечания и советы она относила к Братству, в частности, к издательской деятельности. В последующие годы, особенно после смерти архиеп. Иоанна, Евгений проникся уважением к мудрости и опыту наставницы и нередко просила Глеба узнать мнение Елены Юрьевны по какому-либо волновавшему вопросу. Сама же она, по словам Глеба, «боготворила» Евгения. Немногословностью, взвешенностью мысли, стремлением сохранить чистоту Православия Евгений напоминал ей мужа. Она прозрела в Евгении то же, что и Владыка Иоанн, и радовалась, видя, как развивается его талант православного писателя. Успение святого Скажите людям: хоть я и умер, но я жив. Архиеп. Иоанн 28–го ИЮНЯ 1966 года архиеп. Иоанн пришел к братии с чудотворной иконой Курской Божией Матери, перед которой больше ста лет назад молился и получил исцеление преп. Серафим Саровский. Благословив лавку и «типографию» иконой, Владыка заговорил о святых разных стран. Евгений отметил в летописи: «Он пообещал дать нам список румынских канонизированных святых и учеников св. Паисия Величковского. Также заметил, что еще во Франции он поименно записал западных святых (до раскола Христианской Церкви) и подал список в Святейший Синод» . Владыка подробно рассказал братии о св. Альбане, британском первомученике. Достал из маленькой папки краткое его житие и открытку готического собора в городке Сент–Альбани близ Лондона, где тот погребен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

В Иераполе жил человек, по имени Стахий, бывший 40 лет слепым. Когда он получил исцеление, то уверовал во Христа и крестился. Молва об этом разнеслась по городу, и к дому, где жили апостолы, стеклось множество народа. Больные и бесноватые освобождались от своих недугов, многие крестились. Начальник города приказал схватить проповедников и бросить в темницу, а дом Стахия сжечь. На суде языческие жрецы выступили с жалобой, что чужестранцы отвращают народ от поклонения отечественным богам. Считая, что волшебная сила заключается в одежде апостолов, правитель приказал сорвать ее. Дева Мариамна предстала в их глазах, как огненный факел, и никто не смел коснуться ее. Святых приговорили к распятию. Апостол Филипп был вознесен на крест вниз головой. Началось землетрясение, разверзшаяся земля поглотила правителя города, жрецов и множество народа. Прочие испугались и бросились снимать апостолов с креста. Так как апостол Варфоломей был подвешен невысоко, то его сняли скоро. Апостол же Филипп умер. Поставив Стахия епископом Иераполя, апостол Варфоломей и блаженная Мариамна оставили этот город. Благовествуя слово Божие, Мариамна пошла в Ликаонию, где мирно скончалась (память ее 17 февраля). Апостол Варфоломей отправился в Индию, там перевел с еврейского на местный язык Евангелие от Матфея и обратил ко Христу много язычников. Он посетил также Великую Армению (область между рекой Курой и верховьями рек Тигра и Евфрата), где сотворил многие чудеса и исцелил одержимую бесом дочь царя Полимия. В благодарность царь послал апостолу дары, но тот отказался принять их, сказав, что ищет только спасения душ человеческих. Тогда Полимий с царицей, исцеленной царевной и многими приближенными приняли Крещение. Их примеру последовали жители десяти городов Великой Армении. По проискам языческих жрецов, брат царя Астиаг схватил апостола в городе Альбане (ныне город Баку) и распял вниз головой. Но он и с креста не переставал возвещать людям благую весть о Христе Спасителе. Тогда, по приказу Астиага, содрали с апостола кожу и отсекли главу. Верующие положили его останки в оловянную раку и погребли. Около 508 года святые мощи апостола Варфоломея перенесли в Месопотамию, в город Дары. Когда в 574 году городом завладели персы, христиане взяли мощи апостола и удалились к берегам Черного моря. Но так как их настигли враги, они были вынуждены опустить раку в море. Силою Божией рака чудесно приплыла к острову Липару. В IX веке, после взятия острова арабами, святые мощи были перенесены в Неаполитанский город Беневент, а в X веке часть их перенесена в Рим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так представляются Крестовые походы, их характер и значение в свете современной исторической науки. Но какова была роль французского историка Жозефа-Франсуа Мишо в плане изучения и популяризации этого многогранного и хронологически протяженного движения? Чтобы понять это, надо сначала вкратце остановиться на историографии Крестовых походов, предшествующей Мишо. Она началась в ходе самого движения: ряд писателей – авторов хроник, были одновременно и участниками того или иного похода. Их оценка оставалась однозначной и не знала вариантов. Один из подобных хронистов, Гвиберт Ножанский, точно сформулировал ее в заглавии своего труда: «Деяния Бога через франков» (Gesta Dei per Francos). Действительно, писатели-современники не сомневались, что здесь все от начала до конца было делом Божьим, что крестоносцы преследовали лишь одну высокую цель – освобождение от неверных Гроба Господня, и что ради достижения этой цели все средства, включая гекатомбы Иерусалима и Константинополя, были хороши и санкционированы свыше. Эрудитская историография XVI-XVII веков мало что изменила. Так эрудит-кальвинист Бонгар, собиравший и начавший издавать памятники времени Крестовых походов, дал своему труду то же название: «Деяния Бога через франков». Реакцией на эту точку зрения стал XVIII век, век Просвещения. Французские (да и не только французские) писатели и философы этого времени высмеивали идею Крестовых походов. Для них это было нечто абсолютно непонятное, квинтэссенция человеческой глупости и средневекового варварства. Так, в частности, смотрел на Крестовые походы великий Вольтер, не жалевший сарказма против «поповского изуверства». Понятно, подобный взгляд объяснял существо Крестовых походов не в большей мере, чем концепция средневековых хронистов и эрудитов. Только XIX век принес более емкое и всестороннее отношение к разбираемому предмету. В начале века сложилась так называемая романтическая школа и ярчайшим представителем ее оказался Мишо. Его биография неординарна. Он родился в 1767 году в Альбане (Савойя) в состоятельной семье.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Варвара, святая великомученица, по преданию, дочь язычника из Никомедии, была казнена около 306 г. в Гелиополе (Илиополе) Финикийском при августе Галерии и цезаре Максимине Дазе (управлявшем частью Римской империи от Египта до Сирии) 103,128,129,159 Варфоломей, один из апостолов, упоминается в Евангелии от Матфея (10:3), от Марка (3:18), от Луки (6:14), а также в Деяниях Апостолов (1:13). Согласно преданию, Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии, Индии, Армении (Армянская Церковь почитает его как своего покровителя). Был казнен в городе Великой Армении Альбане 56 Василий III, 1479–1533, великий князь Московский, государь всея Руси с 1505 г. Сын великого князя Uoahha III и Софьи Палеолог. Добился строгого подчинения удельных князей. Отказался от ограничения церковного и монастырского землевладения 153 Вебер М., 1864–1920, социолог, экономист, историк 15 Велес, у древних славян-язычников божество – покровитель домашнего скота и бог богатства 128 Венера, в римской мифологии богиня весны и произрастания, в греческой – Афродита. Поклонение ей приобрело особенное значение при Цезаре и Августе, ибо тогда развернулась пропаганда древнего происхождения римлян от троянцев. Бежавший от греков из Трои Эней, по легенде, был сыном богини Венеры и родственника троянского царя Анхиза. К высадившемуся в устье Тибра герою Энею римляне возводили родословную Ромула и Рема, Юла (от которого пошел род Юлиев – род Юлия Цезаря и усыновленного им Октавиана Августа) 89 Вера, Надежда, Любовь , святые мученицы, были казнены за исповедание христовой веры и отказ принести жертвы богине Диане (Артемиде) при правлении римского императора Адриана (117–138 гг.). Тела мучениц были отданы их матери Софии, которая скончалась на третий день своих непрерывных молитв 4,134,177 Вертинский Александр Николаевич, 1889–1957, русский артист, певец, композитор, актер 176 Веспасиан Тит Флавий, 9–79 н. э., римский император с 69 г. н. э., основатель династии Флавиев. Правление Веспасиана было направлено на установление порядка и стабильности в Римской империи, подорванных во время Нерона и последующих междоусобиц 37

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здесь сильно было развито идолопоклонство, почитали даже змей (ехидну) и других гадов. После совместных молитв апостолов, чудес, творимых Божией благодатью, исцеления жены начальника города, которая была укушена змеей, многие уверовали во Христа. Но не сам начальник Никанор, который приказал схватить апостолов (Иоанн уже ушел в другие места) и Мариамну. После избиений, надругательств они были приговорены к распятию. Первым казнили Филиппа: пробив ступни ног и продев сквозь раны веревки, его повесили на кресте вниз головой... Затем распяли Варфоломея. И внезапно задрожала земля, сделалось великое землетрясение, поглотившее многих, а оставшиеся в живых, придя в неописуемый ужас, собрались и стали, трепеща, молить апостолов о помиловании, поспешно бросившись снимать их с креста. Варфоломей остался жив, а Филиппу, молившемуся за врагов своих, Господь попустил отойти от земли на Небо, куда были устремлены пробитые его ступни... Обратив ко Христу весь город, и похоронив Филиппа (в три дня выросла виноградная лоза на месте, где пролилась его кровь), Варфоломей с Мариамной пошли далее, проповедовать Евангелие. Мариамна (память 17 февраля ст. ст.) мирно скончалась в Ликаонии, а Нафанаил - Варфоломей был казнен после проповеди в Альбане (Албанополисе), нынешнем городе Баку (где мне и довелось в своё время появиться на свет). В июне, 24-го числа (11 по стар.ст.) бакинские христиане собираются на молебен близ средневековой Девичьей башни («Гыз галасы» по азербайджански). Здесь, по преданию, был казнен апостол Варфоломей. Его тоже распяли, как и друга Филиппа, вниз головой, но он продолжал благовествовать о Христе, и тогда мучитель, царь Астиаг велел содрать с него кожу. (Есть икона, от которой содрогается сердце). Апостол, с великим терпением перенося мучения, продолжал славить Бога, и тогда ему отсекли главу... Мне довелось несколько раз побывать на этом молебне. Вспомню год 2009-й, юбилейный для епархии... Тихое теплое утро. К семи часам у Девичьей башни народу собралось немало. Множество стрижей - сотни и сотни птиц носились вокруг башни и над нами, над местом, где был казнен святой Апостол, именно кругами, не улетая никуда. Так бывает здесь всегда.

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/27/...

Поэтому мы вполне можем назвать святого Албана нашим победителем. Зная, что имя Албан означает «белый», мы вспоминаем, что древнее название нашего острова – Альбион – имеет много общего со святым Албаном. Наш остров прозвали Альбионом из-за белых утесов – это было всё, что в древности знали о нас люди из других стран, так как могли видеть наши красивые утесы из-за морей, смотреть на их белизну и восхищаться. Итак, само имя Албан является символом нашего острова Альбион, которым мы так дорожим. Да защищает святой Албан этот Альбион своими святыми молитвами сегодня, всегда и во веки веков. Святой мученик Албан, моли Бога о нас! Рейтинг: 9.9 Голосов: 332 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Ника Кияшко 10 января 2023, 10:16 Я живу на улице Святого Албана в Калифорнии и наконец то узнала, что это наш православный святой мученик. Как Господь управил поселить под покровительство святого Албана в городе где нет православной русской церкви и мне приходится по несколько часов добираться до храма в воскресные дни. Господь Чудотворец! Такое утешение узнать об этом святом и осознать заботу Господа о нас! Святой мученик Албан, моли Бога о нас! John Pumphrey 5 июля 2021, 11:08 Спасибо большое за классную статью. Я англичанин, принявший Православие - я узнал больше о нашем славном мученике Альбане на этом сайте,чем за много лет пребывания в англиканской церкви. Мне очень лестно и приятно, что вы пишете про него на Православие.ру! Это тоже даёт надежду на духовное возрождение нашей печально отпавшей от Христа Британии. Наталья 5 июля 2019, 10:50 Спасибо большое! Очень интересно!!! Дмитрий 5 июля 2011, 16:22 Уважаемая Валерия! Сент-Олбанс находится в 30 км к северу от Лондона в графстве Хартфордшир. Кафедральный собор в честь св. Албана открыт каждый день с 8.30 до 17.45. Там можно приложиться к раке с частицей мощей св. Албана. Вот ссылка на официальный сайт собора, там Вы можете получить более подробную информацию и связаться со священнослужителями и работниками этого аббатства:

http://pravoslavie.ru/31024.html

При виде этого идольские жрецы вознегодовали на святого апостола, тяжко печалясь о том, что их боги уничтожались, идолослужение исчезало, и капища их, откуда они получали пропитание, приходили в запустение. Приступив к брату царя – Астиагу, они научили его погубить Варфоломея и отомстить ему за обиды их богов. Тот же, улучив удобное время, схватил святого апостола и в городе Альбане 3832 распял его на кресте головой вниз. Святой же апостол с радостью страдал за Христа и, вися на кресте, не переставал возвещать слово Божие; верующих он утверждал в вере, неверующих же увещевал познать истину и от тьмы бесовской обратиться к свету Христову. Этого не мог слышать мучитель и велел с апостола содрать кожу, святой же, с великим терпением перенося эти мучения, не умолкал, поучая всех о Боге и вознося славословия Ему. Наконец, мучитель повелел вместе с кожей усечь и главу святого Варфоломея. Тогда умолкли его богоглаголивые уста, тело же, когда была отнята от него голова, осталось висеть на кресте, имея ноги, обращенные кверху, как бы показывая тем шествие апостола к небу. Так скончался апостол Христов Варфоломей, после многих болезней и трудов перейдя в безболезненный покой, в радость Господа своего 3833 . Бывшие при кончине святого апостола верующие, сняв с креста его тело, главу и кожу, положили их в оловянную раку и предали погребению в том же городе, Албане, что в Великой Армении . И подавались от мощей апостольских чудесные исцеления болящим, ради чего многие из неверующих обращались ко Христовой Церкви. Спустя довольно продолжительное время жестокие гонители, овладевшие той страной, помраченные идолобесием, слыша от других и сами видя чудеса, совершавшиеся от мощей святого, не желая познать Божию силу, взяли те святые мощи в оловянной раке и ввергли их в море. Оловянная же рака, плывя по воде подобно легкой ладье, пристала к острову Липару. 3834 Тамошний епископ Агафон, узнав по откровению во сне о том, что к их острову приплыли святые мощи, вышел с клиром и со всем народом на берег моря. Увидав мощи святого апостола, епископ и все пришедшие сильно удивились, как оловянная рака не потонула в воде, но легче лодки проплыла столь далекий морской путь. И все прославили Бога, творящего столь дивные и чудные дела Свои. Взяв раку со святыми мощами, они с великой радостью перенесли ее с псалмопениями в свою церковь 3835 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Царя и Господа не престал еси проповедати, святый Апостоле, усты своими и вися стремглав на кресте: учил бо еси собранныя на позор сей люди твердо за веру Христову стояти, согласно заповедем Евангельским жити и неверныя ко Христу привлекати. Мы же, дивящеся укрепляющей тя силе Божией и твоему, святый Апостоле, мужеству, в похвалу тебе сице глаголем: Радуйся, славный Христов мучениче. Радуйся, Христова учения исповедниче дерзновенный. Радуйся, устами своими даже до смерти истину Божию проповедавый. Радуйся, терпением своим всю вселенную удививый. Радуйся, в смертный час твой тысящи людей ко Христу привлекий. Радуйся, явный благодатныя силы Христовы свидетелю. Радуйся, позор крестныя смерти, яко победный венец, радостно понесший. Радуйся, в час смертных мучений своих с Господем в единении пребывый. Радуйся, в смертном часе райския сладости на земли предвкусивый. Радуйся, в сей райстей сладости Божественнаго естества истинный причастниче. Радуйся, терпения усердный учителю. Радуйся, всяких добродетелей вместилище. Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее. Кондак 11 Пение всеумиленное приносим тебе, славный Апостоле Христов Варфоломее, смертный твой час на древе крестнем воспоминающе, дивимся твоему священному за Христа заколению, со слезами ублажаем твою кончину, егда мучитель лютый повеле и кожу с твоего честнаго тела содрати; ты же, святый Апостоле, не престал еси Господа восхваляти до того блаженнаго часа, егда с кожею твоею глава твоя, велением мучителя, усечена бысть, чистая же душа твоя, святый Апостоле, восхищена бысть на небеса воздавати славу Господеви и со светлыми небожители во веки взывати Ему: Аллилуиа. Икос 11 Свет велий во исцеление немощей человеческих возсия от честных мощей твоих, славный Апостоле, во граде Альбане, егда вернии, вземше по кончине твоей со креста честное тело твое, во оловянней раце благоговейно, вкупе с главою и кожею, положиша. Егда же невернии бесов служителие узреша, яко мнози в той стране от неверных ко Христовой Церкви прилагахуся, ввергоша в море честныя мощи твоя: тии же во оловянней раце, аки в легцей ладии, по водам понесошася, дондеже пристаху ко острову Липару, идеже епископ Агафон, по Божию откровению, с народом и клиром с радостию сия прият и во храме благоговейно постави, воспевая тебе сице:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

  001     002    003    004