Радуйся, дивный Христов благовестниче. Радуйся, преславный чудотворче. Радуйся, болезни наша врачующий. Радуйся, скорби наша разгоняющий. Радуйся, всех нас истинно возлюбивый. Радуйся, всем нам путь ко спасению показавый. Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее. Кондак 9 Вси людие Великия Армении зело удивляхуся, зряще чудеса и знамения тобою, святый Апостоле, совершаемая; егда же видеша идолы падшия, духи нечистыя изгонимыя, славляху Бога, дивнаго во святых Своих, и воспеваху Ему благодарными усты: Аллилуиа. Икос 9 Витийствующий язык человеческий не возможет достойно восхвалити болезни и труды твоя, знамения и чудеса, святый Апостоле, в Велицей Армении бывшая; сила же знамений сих даже до царева дому достиже, егда из дщере царевой молитвою твоею бес изгнася. Егда же царь и вси людие твою во Христе нелицемерную нищету узревше, обратишася ко Христу, тогда вся Великая Армения от царева дому и до обиталища бедных огласися сицевыми радостными и хвалебными пении тебе, великому Апостолу и чудотворцу: Радуйся, чудотворче предивный. Радуйся, всех болящих врачу безмездный. Радуйся, славу Христову паче земных сокровищ возлюбивый. Радуйся, о спасении душ человеческих прилежавый. Радуйся, царя Полимия, царицу и дщерь их ко Христу обративый. Радуйся, и царедворцы знатныя, и от простых людей нимало святым Крещением просветивый. Радуйся, нищету духовную и телесную возлюбивый. Радуйся, славный безсребрениче. Радуйся, Великия Армении просветителю. Радуйся, отче наш чадолюбивый. Радуйся, райския двери нам отверзающий. Радуйся, от пути погибельнаго нас исхищающий. Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее. Кондак 10 Спасению новых и новых людей работая, достигл еси, святый Апостоле Варфоломее, блаженнаго конца жития своего: жрецы бо идольстии в Велицей Армении видяще, яко препитания своего лишахуся, научиша царева брата, лютаго Астиага, да погубит тя, святый Апостоле. Сей же, неистовый, предав тебе во граде Альбане многим мукам, повеле на кресте стремглав распяти тя, да престанут уста твоя вещати учение Христа распятаго; ты же, Апостоле, и на кресте радостно взывал еси Господеви: Аллилуиа. Икос 10

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Себастиана и не согласовались с др. свидетельствами), архиеп. Адон сделал вывод, что «четверо увенчанных» - это 4 мученика, пострадавшие в Альбане, о которых, по мнению Адона, говорилось в заключительной главе Мученичества. Под 8 нояб. в Мартирологе Адона Вьеннского указано поминовение 5 мучеников из Паннонии (Клавдия и др.), а также «четверых увенчанных» - Севера, Севериана, Карпофора и Викторина. Согласно Адону, увенчанные мученики были похоронены на Лабиканской дороге рядом с мучениками, пострадавшими в Паннонии (так Адон интерпретировал указание Мученичества на то, что рим. корникуларии были погребены вместе с др. святыми). Как звали увенчанных мучеников, выяснить не удалось, поэтому папа Мильтиад присвоил им имена 4 из 5 паннонских мучеников. Впосл. некоему св. мужу были открыты их настоящие имена ( Quentin. 1908. P. 446, 504-506, 662-663; Duchesne. 1911. P. 239-240; Zeiller. 1918. P. 102-103). В 1-й пол. X в. схожее объяснение было приведено в «Книге о богослужениях» (Liber de divinis officiis//PL. 101. Col. 1230; ср.: The Leofric Missal/Ed. F. E. Warren. Oxf., 1883. P. 166). Поминовение паннонских и альбанских мучеников, пострадавших в Риме, включено также в Мартиролог Узуарда (PL. 124. Col. 669-670). Согласно добавлению, к-рое содержится в большинстве рукописей 2-й редакции Мученичества (версия В), увенчанные мученики - это пострадавшие в Риме 4 корникулария, к-рым здесь даны имена альбанских мучеников (ActaSS. Nov. T. 3. P. 750). Под 7 июля в Мартирологах Адона и Узуарда указана память рим. мучеников Никострата, Клавдия, Кастория, Викторина и Симфрониана, сведения о к-рых заимствованы из Мученичества св. Себастиана (PL. 123. Col. 299; 124. Col. 233-234). Из-за возникшей путаницы в Римском Мартирологе (1-е изд.- 1583 г.) поминовение 5 паннонских мучеников было указано под 7 июля и 8 нояб., но эпитет «увенчанные» отнесен к 4 альбанским мученикам, память к-рых также отмечена под 8 нояб. Ошибки были устранены в редакции Римского Мартиролога 2001 г.: под 8 нояб. здесь указано поминовение мучеников Симпрониана, Клавдия, Никострата, Кастория и Симплиция, по преданию пострадавших в Паннонии, но почитавшихся в Риме как увенчанные мученики.

http://pravenc.ru/text/1841225.html

Внутри городских стен находились лишь Латеранская базилика и ц. Св. Креста, входившая в состав дворца Сессорий, к-рый принадлежал имп. равноап. Елене . На территории пригородных некрополей началось сооружение крупных базилик - св. ап. Петра на Ватиканском холме, св. Апостолов (впосл. св. Себастиана) на Аппиевой дороге, святых Петра и Марцеллина у Двух лавров, св. Лаврентия на Тибуртинской дороге и др. Даже те христ. храмы, к-рые были построены после имп. Константина Великого, находились вне границы померия (священной для язычников территории, охватывавшей центр города). В то же время продолжались сооружение и расширение катакомб, нередко связанных с надземными или полуподземными базиликами. В результате деятельности Римских епископов, особенно Юлия I (337-352) и Дамаса I (366-384), в городе появилось множество новых храмов, к-рые в отличие от старых домовых церквей были заметными и нередко богато украшенными зданиями. Пригородные некрополи и катакомбы, где находились погребения мучеников, становились местами паломничества. Строительство христ. церквей началось и в других городах И., хотя и в меньшем масштабе, чем в Риме. Согласно Liber Pontificalis, по повелению имп. Константина Великого были построены церкви в Альбане (ныне Альбано-Лациале), Капуе, Неаполе и Остии. Предположительно одной из таких церквей, построенных при имп. Константине Великом, была базилика с баптистерием (1-я пол. IV в.), остатки которой обнаружены в г. Санта-Мария-Капуа-Ветере (на месте рим. Капуи). В 1996 г. в Остии в ходе геофизических исследований были выявлены остатки крупной базилики с атриумом, вероятно также построенной в этот период. В Неаполе и Сиракузах продолжалось сооружение катакомб. Так, в Неаполе были существенно расширены катакомбы св. Ианнуария, началось сооружение новых катакомб - св. Гаудиоза, св. Ефива и св. Севера. Роспись в катакомбах на Виа Дино Компаньи в Риме. Сер. IV в. В IV-V вв. христ. храмы появились во всех значительных городах И. Церковные сооружения в Сев. Италии, построенные в IV в., известны благодаря археологическим раскопкам в Аквилее и Медиолане.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Благовествуя Слово Божие, апостол Варфоломей отправился в Индию. Там он перевел с еврейского на местный язык Евангелие от Матфея и обратил ко Христу много язычников. Потом он отправился на проповедь в Великую Армению, где сотворил многие чудеса и исцелил одержимую бесом дочь царя Полимия. В благодарность царь послал апостолу дары, но тот отказался принять их, сказав, что ищет только спасения душ человеческих. Тогда Полимий с царицей, исцеленной царевной и многими приближенными приняли крещение. Их примеру последовали жители десяти (или более) городов Великой Армении. Однако по проискам языческих жрецов брат царя Астиаг схватил апостола Варфоломея в городе Альбане (или Албанополь, также Абарнополь; возможго, это современный город Баку) и распял его вниз головой. Но апостол и с креста не переставал возвещать людям благую весть о Христе Спасителе. Тогда по приказу Астиага содрали с апостола кожу и отсекли главу. Верующие положили его останки в оловянную раку и погребли. Поэтому сегодня апостол Варфоломей особо почитается Армянской Апостольской Церковью, основывающей свое апостольское преемство деятельностью на территории Армении апостола от 12. Около 508 года святые мощи апостола Варфоломея перенесли в Месопотамию, в город Дары. Когда в 574 году городом завладели персы, христиане взяли мощи апостола и удалились к берегам Черного моря. Но так как их настигли враги, они были вынуждены опустить раку в море. Силою Божией рака чудесно приплыла к острову Липару. С IX века мощи апостола находятся в соборе Сан Бартоломео итальянского города Беневенто. Частично мощи апостола также хранится на острове Тиберина (Рим) в базилике Сан Бартоломео. Кроме того, частицы мощей апостола пребывают также в ряде афонских монастырей, кафедральном соборе Святых Жен-мироносиц в Баку и других местах. О святом апостоле Варфоломее упоминается в житии Иосифа Песнописца († 883). Получив от одного человека часть мощей апостола Варфоломея, преподобный Иосиф построил во имя Апостола церковь, в которой их и положил. Преподобный Иосиф горел желанием составить в честь святого хвалебные песнопения, но по смирению не дерзал их составлять. Готовясь к дню памяти Варфоломея, он усердно молился, и вот, в самый день памяти увидел Апостола в алтаре. Тот подозвал Иосифа, взял с престола святое Евангелие и возложил ему на грудь со словами: «Да благословит тебя Господь, песнопения твои да усладят вселенную». С тех пор преподобный Иосиф начал писать гимны и каноны и украсил ими не только праздник Апостола, но и дни памяти многих других святых, составив около 300 канонов.

http://azbyka.ru/test/apostol-varfolomej

Значение L. P. как источника сведений об истории Папского престола в I-VI вв. трудно определить. Пытаясь следовать единой схеме в жизнеописании каждого понтифика, авторы биографий додумывали недостающие сведения, поэтому в тексте содержится большое количество ошибок и вымышленных подробностей. Начиная с жизнеописания Льва I Великого (440-461) авторы не прибегали к явным вымыслам, но по-прежнему допускали неточности, напр. в рассказе о Халкидонском Соборе. Повествование в L. P. становится достоверным только начиная с биографии Анастасия II (496-498), поэтому к сведениям, изложенным в более ранних жизнеописаниях, следует относиться с осторожностью: они достоверны лишь в той мере, в какой авторы опирались на доступные им источники (LP. T. 1. P. XXXV-XXXVI; Vogel. 1975. P. 103-104). Составители L. P. использовали документы из папского архива, из к-рых они почерпнули сведения о папском эвергетизме: финансировании строительства церквей, дарениях недвижимости и предметов убранства, благотворительной деятельности. Значительную часть биографии папы Сильвестра I (314-335) занимает информация о благодеяниях имп. Константина I Великого, по указанию к-рого были построены Латеранская базилика и баптистерий (в L. P. подробно говорится об убранстве и о земельных владениях храма), придворная Сессорианская базилика (Санта-Кроче-ин-Джерузалемме), базилики на пригородных кладбищах Рима, а также в Остии, Альбане (ныне Альбано-Лациале), Капуе (ныне Санта-Мария-Капуа-Ветере) и Неаполе. Эти сведения являются уникальными и существенно повышают значение L. P. как исторического источника, хотя, по-видимому, они неполны (так, в L. P. не упом. о строительстве крупной базилики св. Павла на рубеже IV и V вв.). Продолжения L. P. регулярно составлялись в VII-IX вв. Согласно Дюшену, основной текст завершался биографией Сильверия (536-537) и долгое время не дополнялся новыми жизнеописаниями. В биографиях более поздних понтификов (начиная с Вигилия (537-555)) есть ошибки и неточности; жизнеописания Пелагия II (579-590) и его преемников достоверны, но содержат мало подробностей.

http://pravenc.ru/text/2463643.html

Владыка пристально посмотрел Глебу в глаза: понял ли тот, зачем всё это рассказывалось. Подобно большинству святых Западной Европы, св. Альбана нет в православном календаре. Пока архиеп. Иоанн не удосужился отыскать и поименно записать их, восточноевропейские христиане и не помышляли вернуть память о забытых праведниках и молиться им. Поведав братии о св. Альбане, Владыка напомнил, что назавтра совершается память преп. Тихона Калужского. Глеб и Евгений понимали, сколь значим он для их Братства, ведь о. Герасим (с Елового острова) в России жил в монастыре преп. Тихона. Владыка Иоанн сказал, что отслужит всенощное бдение в часовне свят. Тихона Задонского и спросил, придут ли братия. Испытующе взглянув на них и улыбнувшись, он добавил, что хотел бы видеть их также и утром на литургии, нужно сказать им нечто важное. Хотя времени было в обрез, Евгений решил пойти на всенощную. После службы Владыка сам подошел к нему и еще раз попросил их с Глебом прийти утром на литургию, хотел сообщить им нечто важное. Но они не пошли утром в церковь – запаздывали с выпуском очередного номера «Православного Слова». Рабочая неделя была в разгаре, и дела полностью поглотили их. Увы, больше им не суждено было привечать Владыку у себя в лавке. Взяв с собой икону Курской Божией Матери, архиеп. Иоанн отправился в Сиэтл. По дороге заехал в маленький калифорнийский городок Рединг – повидать Валентину Харви, свою духовную дочь еще с шанхайской поры. У нее дома долго смотрел на запад, потом поднял икону и благословил ту сторону. Валентина недоуменно посмотрела, но ничего не спросила, зная, что у Владыки ничего спроста не бывает. Через три дня он отслужил в Сиэттле литургию. После службы три часа молился в алтаре, затем удалился в свою комнату в приходском доме подле церкви. Вскоре присутствовавшие услышали, что Владыка упал. Вбежав в комнату, усадили его, и он тихо, без видимых страданий, отошел. Очевидно, он предвидел свою кончину за несколько месяцев. Еще в мае он сказал своей давней знакомой: «Скоро я умру, в конце июня 17 , но не в Сан-Франциско, а в Сиэттле».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/n...

По сошествии Св. Духа Варфоломей для проповеди Евангелия путешествовал из Иудеи в разные страны Востока, часто вместе с ап. Филиппом. По сказанию св. Иоанна Златоуста , был он в Сирии, Фригии, Ликаонии 944 , Писидии, в Иераполе, куда послан был Промыслом на помощь ап. Филиппу, которого после мученической его смерти он предал там погребению 945 . По сказанию Евсевия, Варфоломей простер проповедь слова даже до Индии 946 , которую называют счастливой Аравией 947 , и для Церкви Индийской оставил Евангелие от Матфея, писанное по-еврейски и найденное там во II веке Пантеном, знаменитым наставником Александрийского христианского училища 948 . Из Индии ап. Варфоломей возвратился в Армению и здесь скончался в городе Альбанополе (Альбане) мученическою смертью за Евангелие, повешен быв на кресте и потом усечен мечом. Тело св. Варфоломея положено было сначала в Альбанополе 949 ; потом врагами веры Христовой ввержено было в море и Божиим Промыслом перенесено на сицилийский остров Липари и там погребено 950 . Феодор Чтец пишет: «Царь Анастасий (491–518) построил город Дары и видел во сне св. ап. Варфоломея, который говорил ему, что он будет сам хранить сей город. По этой причине Анастасий перенес туда и положил там останки ero» 951 , – вероятно, часть мощей. Во дни Феофила, греческого царя, в 833 году, когда Липара покорена была агарянами, тело св. Варфоломея перенесено в Беневенто – город неапольский 952 , а отсюда императором Оттоном II (973–989) в Рим 953 . Преставление ап. Варфоломея Церковь воспоминает 11 июня, а перенесение мощей его в Беневенто – 25 августа. В эти дни она прославляет чудесное явление апостола учений сиянием и чудесы страшными. Преподобный Иосиф, творец канонов, украсил в IX веке празднество св. ап. Варфоломею церковными гимнами и канонными песнями, ныне возносимыми в честь сего апостола 954 . Паримии во дни, посвященные св. ап. Варфоломею, читаются общие апостолам: первая говорит о дерзновении пред Богом, какое имели апостолы, потому что соблюдали заповеди Божии, и о различении Духа Божия. обитавшего в апостолах, и Духа лестча, коим исполнены были лжепророки ( 1Ин.3:21 – 4:6 ); вторая возвещает от лица апостолов: Мы видехом и свидетельствуем, яко Отец посла Сына Спасителя миру. Иже аще исповесть, яко Иисус есть Сын Божий, Бог в нем пребывает, и той в Бозе ( 1Ин.4:11–16 ); третья глаголет о победе, которая чрез апостолов совершилась в мире: И сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто есть побеждаяй мир, токмо веруяй, яко Иисус есть Сын Божий? ( 1Ин.4:20 – 5:5 ). Евангелие на утрене то же, что и на утрене в день ап. Петра и Павла. На литургии чтением Апостола Церковь проповедует о гонении первых учеников Христовых, которое обращено было Промыслом к распространению слова Божия, и о деяниях св. апостолов к умножению Церкви Христовой ( Деян.11:19–26:29–30 ); а в чтении Евангелия Спаситель благовествует, что слушаяй вас (апостолов) Мене слушает ( Лк.10:16–21 ). День святого апостола Фомы

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Он посетил также Великую Армению , где сотворил многие чудеса и исцелил одержимую бесом дочь царя Полимия. В благодарность царь послал апостолу дары, но тот отказался принять их, сказав, что ищет только спасения душ человеческих. Тогда Полимий с царицей, исцеленной царевной и многими приближенными приняли крещение. Их примеру последовали жители десяти городов Великой Армении. По проискам языческих жрецов, брат царя Астиаг схватил апостола в городе Альбане (ныне город Баку) и распял вниз головой. Но он и с креста не переставал возвещать людям благую весть о Христе Спасителе. Тогда, по приказу Астиага, содрали с Апостола кожу и отсекли главу. Верующие положили его останки в оловянную раку и погребли. Около 508 года святые мощи апостола Варфоломея перенесли в Месопотамию, в город Анастасиуполь (или Дару). Когда в 574 году городом завладели персы, христиане взяли мощи Апостола и удалились к берегам Черного моря. Но так как их настигли враги, они были вынуждены опустить раку в море. Вместе с ним были брошены в море еще 4 ковчега с мощами святых мучеников Папиана, Лукиана, Григория и Акакия. Силою Божией рака чудесно приплыла к острову Липару. О прибытии святых мощей апостола Варфоломея было откровение епископу острова Липары Агафону, который вышел с клиром к берегу моря, взял ковчег из воды и торжественно перенес в церковь. От мощей апостола Варфоломея истекло миро, подававшее исцеление от различных болезней. В IX веке, после взятия острова арабами, святые мощи были перенесены в Неаполитанский город Беневент, а в X веке часть их перенесена в Рим. О святом апостоле Варфоломее упоминается в житии Иосифа песнописца (+ 883). Получив от одного человека часть мощей апостола Варфоломея, преподобный Иосиф принес их в свою обитель близ Константинополя и построил во имя Апостола церковь, в которой положил часть его мощей. В день памяти апостола Варфоломея преподобный Иосиф увидел его в алтаре. Тот подозвал Иосифа, взял с престола святое Евангелие и возложил ему на грудь со словами: " Да благословит тебя Господь, песнопения твои да усладят вселенную " . С того времени преподобный Иосиф начал писать гимны и каноны и украсил ими не только праздник Апостола, но и дни памяти многих других святых, составив около 300 канонов.

http://pravicon.com/info-1923

в переводе с евр. — «сын Фоломея». Ещё упоминается как Нафанаил Происхождение, известные родственники Родом из г. Каны Галилейской Жизнеописание Был другом апостола Филиппа, который привёл его ко Христу. Именно Варфоломей, именуемый в Евангелии от Иоанна Нафанаилом, первый из апостолов исповедовал Иисуса «Сыном Божиим». После чудесного избавления от мученической смерти в Иераполе апостол Варфоломей отправился с проповедью в Индию, где перевёл Евангелие от Матфея и обратил ко Христу многих язычников. На обратном пути апостол посетил Армению, где сотворил множество чудес, в том числе исцелил дочь местного царя. После этого многие из армян приняли крещение, однако брат царя, по наущению языческих жрецов, схватил апостола в городе Альбане (нынешний Баку) и приговорил к распятию вниз головой. Фома (евр.) или Дидим (греч.) в переводе «близнец» Происхождение, известные родственники Рыбак из г. Пансады Галилейской Жизнеописание Апостол Фома был преданным учеником Господа. Когда Христос отправлялся в Иерусалим, чтобы принять там крестную смерть, Фома воодушевлял апостолов на то, чтобы умереть вместе с Учителем: «пойдём и мы умрём с Ним» ( Ин.11,16 ). Апостол так сильно переживал утрату Учителя, что даже не смог сразу поверить в известие о воскресении Христа: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» ( Ин.20,25 ) — заявил он. Тогда Христос явился ему Сам и уверил его в истинности Своего воскресения. Апостол Фома много потрудился, проповедуя Благую весть о Спасителе. Он проповедовал в Палестине, Месопотамии, Эфиопии и Индии. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелипура он был заключён в темницу, претерпел пытки и, пронзённый пятью копьями, отошёл ко Господу. Матфей в переводе с евр. — «Божий дар». Ещё упоминается как Левий Происхождение, известные родственники  Мытарь, то есть сборщик налогов для Рима; жил в г. Капернауме Галилейском, брат апостола Иакова Алфеева

http://azbyka.ru/deti/zhizn-i-uchenie-go...

Варвара, святая великомученица, по преданию, дочь язычника из Никомедии, была казнена около 306 г. в Гелиополе (Илиополе) Финикийском при августе Галерии и цезаре Максимине Дазе (управлявшем частью Римской империи от Египта до Сирии) 103,128,129,159 Варфоломей, один из апостолов, упоминается в Евангелии от Матфея (10:3), от Марка (3:18), от Луки (6:14), а также в Деяниях Апостолов (1:13). Согласно преданию, Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии, Индии, Армении (Армянская Церковь почитает его как своего покровителя). Был казнен в городе Великой Армении Альбане 56 Василий III, 1479–1533, великий князь Московский, государь всея Руси с 1505 г. Сын великого князя Uoahha III и Софьи Палеолог. Добился строгого подчинения удельных князей. Отказался от ограничения церковного и монастырского землевладения 153 Вебер М., 1864–1920, социолог, экономист, историк 15 Велес, у древних славян-язычников божество – покровитель домашнего скота и бог богатства 128 Венера, в римской мифологии богиня весны и произрастания, в греческой – Афродита. Поклонение ей приобрело особенное значение при Цезаре и Августе, ибо тогда развернулась пропаганда древнего происхождения римлян от троянцев. Бежавший от греков из Трои Эней, по легенде, был сыном богини Венеры и родственника троянского царя Анхиза. К высадившемуся в устье Тибра герою Энею римляне возводили родословную Ромула и Рема, Юла (от которого пошел род Юлиев – род Юлия Цезаря и усыновленного им Октавиана Августа) 89 Вера, Надежда, Любовь , святые мученицы, были казнены за исповедание христовой веры и отказ принести жертвы богине Диане (Артемиде) при правлении римского императора Адриана (117–138 гг.). Тела мучениц были отданы их матери Софии, которая скончалась на третий день своих непрерывных молитв 4,134,177 Вертинский Александр Николаевич, 1889–1957, русский артист, певец, композитор, актер 176 Веспасиан Тит Флавий, 9–79 н. э., римский император с 69 г. н. э., основатель династии Флавиев. Правление Веспасиана было направлено на установление порядка и стабильности в Римской империи, подорванных во время Нерона и последующих междоусобиц 37

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010