«Ученики были людьми честными, – пишет Джеймз Росскап, – и не могли бы навязывать народу ложь. Они провели весь остаток своих дней проповедуя воскресение, превратившись из трусов в героев. Они не боялись арестов, тюрем, побоев, и страшных казней, и никто из них не отрёкся от Господа, никто не оставил своей веры в Его воскресение». Обсуждая теорию похищения. Пол Литтл подчёркивает её «психологическую и этическую невероятность. Похищение Тела Христа – это нечто полностью чуждое характеру Его учеников и всему, что нам о них известно. Это означало бы, что они распространяли заведомую ложь, из-за которой были обмануты и в конечном счёте погибли многие тысячи людей. Невозможно представить, что даже если несколько учеников замыслили и осуществили похищение, они никогда не рассказали бы об этом остальным». Комментируя теорию похищения Тела Христа учениками, британский юрист Дж.Н.Д.Андерсон отмечает, что «это противоречило бы всему, что мы знаем о них: их нравственному учению, содержанию их жизней, их упорству перед лицом страданий и преследований. К тому же это никак бы не объяснило их внезапного преображения из павших духом беглецов в свидетелей, которых не могли заставить замолчать никакие противники». «Даже противники христианства приходят ей на помощь в данном вопросе, – пишет Кеван о теории похищения. – Известный скептик Штраус (1808–1874) отвергает теорию обмана со стороны учеников, считая её морально несостоятельной. «Историк, – пишет Штраус, – должен признать твёрдую веру учеников в воскресение Христа»». «Сегодня эту теорию открыто опровергают даже многие ортодоксальные еврейские иследователи, включая самого Клаузнера, который, будучи полностью с ней несогласен, признаёт, что ученики были слишком честными людьми, чтобы пуститься на подобное мошенничество», – пишет У.Смит, ссылаясь на труд «Иисус Христос: Его жизнь, время и учение». Неужели «похищенное Тело» дало Петру силы для его опровержения в «Деяниях Апостолов» (4:8–12)? «Тогда Пётр, исполнившись Духа Святого, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские! Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелён, то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли. Которого Бог воскресил из мёртвых. Им поставлен он пред вами здрав: Он есть камень, пренебрежённый вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения; ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян. 4:8–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

Другая реакция (иногда один и тот же человек проявляет обе) — это яростное осуждение других. Грех осуждения состоит не в том, чтобы называть неправду неправдой и нечестие — нечестием. Он состоит в желании осуждать. Если благочестивый человек узнает о чужом грехе, он глубоко опечалится и задумается о том, как поправить дело и помочь людям. Для того, кто осуждает, весть о чужом грехе, напротив, есть весть благая и утешительная. На фоне чужих грехов наши собственные выглядят не так страшно, и сообщения об этих грехах распространяются, как некое радостное известие. Ну, по сравнению-то с этими уродами мы-то еще очень даже ничего. А вон какой-то британский парламентарий попался на таких безобразиях, что у нас тут на этом фоне почти что Святая Русь. А вон горячо любимый всей прогрессивной общественностью монах на спорткаре, и на его фоне контраст между нашими заявлениями и нашими делами — это так, маленький такой контрастик. А вот гнусные преступления ихних — рядом с которыми преступления наших это так, мелочи. Осуждение легко переходит в клевету — ведь когда для человека чужой грех является утешением, он желает его видеть — и видит его даже там, где его нет. Ему важно, чтобы другие оказались негодяями, он будет огорчен и разочарован, если первые сообщения об их негодяйстве не подтвердятся. Более того, такому человеку будет глубоко неприятна чужая праведность, и он будет страстно хотеть, чтобы она оказалась фальшивой. Греха осуждения очень много и в религиозной, и в светской среде. Как это лечится? Решительным осуждением этого греха? Бескомпромиссно осудим этим нечестивых осудителей! Нет, это что-то не то. Грех осуждение лечится примирением с Богом — когда человек приходит к Распятому и Воскресшему Христу и слышит от Него: «мир тебе». Если мы во Христе, наши грехи прощены, Бог поклялся не ставить их нам в вину: «Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя. Горы сдвинутся и холмы поколеблются, — а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь » (Ис 54:9, 10). Когда мы верим Евангелию, нам уже незачем ни отрицать суд, ни кивать на других, которые, как мы уверены, «еще хуже». Мы, бедные, провалившиеся, несостоятельные грешники, прощены и приняты, и призваны на служение Господом нашим Иисусом Христом. У нас есть шалом. У нас есть Благая Весть для других бедных грешников — придите ко Христу и примите прощение.

http://bible.predanie.ru/evangelyskoe-ch...

7 . Ангел, приветствуя Марию, называет ее необычным словом, которое нигде больше в Писании не встречается, и об этом следует сказать несколько слов. Вот что он говорит: «радуйся, Благодатная!», что на греческом будет «κεχαριτωμνη». Я не помню, чтобы в каком-либо другом месте Писания мне встретилось это выражение; оно не применяется к мужчине: радуйся, благодатный, но это приветствие обращено только к Марии. И если бы Мария знала, что этим словом приветствуют кого-то еще, – а она имела определенные знания о законе, была свята и усвоила писания пророков, ежедневно предаваясь размышлениям о них, – она бы не испугалась, услышав это странное приветствие. Поэтому ангел говорит ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего» ( Лк.1:30–32 ). 8 . Сказано и об Иоанне: «Он будет велик» ( Лк.1:5 ), и об этом свидетельствует архангел Гавриил. Но когда приходит Иисус, Который воистину велик и воистину возвышен, то Иоанн, который прежде был «велик», умаляется. «Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели на малое время порадоваться при свете его» ( Ин.5:35 ). Величие нашего Спасителя обнаружилось не тогда, когда Он родился, но внезапно засияло теперь, после того, как противники, казалось, загасили его. 9 . Смотри, как велик Господь. «По всей земле проходит звук Его учения, и до пределов вселенной слова Его» ( Пс.18:5 ). Господь наш Иисус, Который есть сила Божья (ср. 1Кор.1:24 ), распространился по всему миру и в настоящее время пребывает рядом с нами, потому и Апостол говорит: «В собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Кор.5:4 ). Сила Господа нашего и Спасителя и с теми, кто находится на Британских островах, отделенных от нашего мира, и с теми, кто обитает в Мавритании, и со всеми, живущими под солнцем, верующими в имя Его. Виждь величие Господа, распространившееся по всей земле. Смотри, как велик Спаситель. Оно распространяется на весь мир. И все же я еще не показал Его истинное величие.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

После пения галлеля пили вино с опресноками. Затем глава семьи разделял пасхального агнца и раздавал всем участникам трапезы. После того как агнец был съеден, приносилась третья чаша вина и совершалась благодарственная молитва , в которой участвовал глава семьи и все присутствующие. Глава семьи говорил: «Благословим Бога нашего». Все отвечали: «Благословен Господь Бог наш, Бог Израиля, Бог Саваоф, Восседающий среди херувимов, за пищу, которую мы приняли». Глава: «Благословим Того, Чью благодать мы вкушали». Все: «Благословен Ты, Чью благодать мы вкушали и Чьей благостью мы живем». Глава: «Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, питающий весь мир по благости Своей». Все: «Он дает пищу всякой плоти, ибо вовек милость Его». Глава: «По великой благости Его не было никогда у нас недостатка в пище». Все: «Да не будет у нас недостатка и впредь ради Его великого имени». Глава: «Он питает всех, заботится о всех, благотворит всем и уготовляет пищу для всех тварей, Им созданных». Все: «Благословен Ты, Господи, питающий всех». Заклание агнца и помазание дверей кровью. Фрагмент Брюссельского креста. XII в. (Британский музей, Лондон) Далее глава семьи произносил ту часть благодарения, в которой вспоминался исход Израиля из Египта: Благодарим Тебя, Господи Боже наш, что Ты дал предкам нашим землю вожделенную, хорошую и пространную и что вывел нас из земли Египетской и освободил нас из дома рабства. Благодарим за Твой завет, запечатленный на теле нашем 31 , за Твою тору, которую преподал нам, за Твои законы, которые сообщил нам, за жизнь и благоволение, которые даровал нам, за пищу, которой Ты заботливо питаешь нас постоянно, ежедневно, во всякое время и всякий час. За всё это, Господи Боже наш, мы благодарим и славословим Тебя… По окончании благодарения все участники трапезы произносили: «Аминь». Затем выпивалась третья чаша, пели вторую половину галлеля (псалмы 114–118). Могла быть предложена еще одна или две чаши. С последней чашей пели великий галлель (псалом 135). Данная реконструкция дает приблизительное представление о ритуале пасхальной трапезы 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Помимо ослов, люди вели и других копытных животных. Такое примечательное сочетание — скотоводы, металлурги и музыканты — перекликается с ветхозаветным текстом (Быт. 4:19-22): «И взял себе Ламех две жены; имя одной: Ада, и имя второй: Цилла (Селла). Ада родила Навала: он был отец живущих в шатрах со стадами. Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. Цилла также родила Тувалкаина (Фовела), который был ковачом всех орудий из меди и железа»   13. Эта пещера находится недалеко от Хеврона. В настоящее время она является предметом споров между местными иудейской и мусульманской общинами — мусульмане также считают Авраама своим предком.   14. С Содомом и Гоморрой, которые, вероятно, располагались у южного берега Мертвого моря, связывали самые разные памятники, в том числе древние городища Баб эд-Дэра и Нумерия в Иордании, к юго-востоку от Мертвого моря. Раскопки на этих поселениях показали, что они были уничтожены огнем около 2300 г. до Р.Х. — в конце периода Ранней Бронзы III. Существовали они достаточно долго — погребения на находившихся рядом обширных кладбищах совершались в течение почти тысячи лет. До разрушения Содом и Гоморра входили в коалицию пяти городов (Быт. 14:2 и т. д.) в долине реки Иордан. В Biblical Archaeological Revue за сентябрь-октябрь 1980 г., с. 29, 33, 36 У. Э. Раст и Р. Т. Шауб сообщили о том, что именно в этой части побережья Мертвого моря была обнаружена такая группа из пяти городов (городища Баб эд-Дэра и Нумерия входят в их число). Британские геологи, обследовавшие в 2000 г. дно Мертвого моря в северной его части, обнаружили на глубине более ста метров остатки каких-то сооружений, которые также поспешили связать с легендарными городами.   15. См. H. H. Rowley, From Joseph to Joshua (London, 1950); Cyrus H. Gordon, Introduction to Old Testament Times (Ventnor, N.J., 1953). За действительную точку отсчета для еврейской этноистории принят «переход» («эбер») из-за Евфрата, при этом обосновывается признание патриархов Авраама, Исаака и Иакова историческими личностями, связанными с общностью «ибри» (перешедших).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Ам.8:11–14 . Вот наступают дни, говорит Господь, и пошлю голод на землю, не голод хлеба и не жажду воды, но слышания слова Господня. И будут переходить от моря до моря и скитаться от севера до востока, ища слова Господня, и не найдут его. В тот день оскудеют от жажды прекрасные девы и юноши, которые клянутся грехом Самарийским и говорят: жив бог твой, Дан, и жив путь в Вирсавию! Они падут и уже не встанут. LXX: Вот наступают дни, говорит Господь Бог, и пошлю голод на землю, не голод хлеба и не жажду воды, но голод слышания слова Господня. И придут в движение воды от моря до моря и будут скитатся они от севера до востока, ища слова Господня, и не найдут его. В тот день оскудеют от жажды прекрасные девы и юноши, которые клянутся очищением Самарийским, которые говорят: жив бог твой, Дан, и жив бог твой, Вирсавия! Они падут и уже не встанут. Слова воды в еврейском тексте нет, а очищение, которое мы перевели чрез грех и которое по-еврейски называется asamath, означает идола, что служит началом грехов. Древняя история как латинян, так греков и всех варварских народов свидетельствует, что нет ничего мучительнее голода, который часто заставляет обуявших питаться человеческими телами и проявлять противную [человеческой] природе жестокость, так что и родители не щадят малых детей, и муж растерзывает члены своей жены, к которой он прежде питал глубокую любовь. Если так бывает вследствие физического голода, то что следует сказать о голоде духовном? Этот голод в соединении с сильнейшей жаждой поразил, при воскресении Господа, иудеев, не имеющих хлеба, сходящего с неба, и той воды, которая истекает из чрева Иисуса. У них отнят закон и навеки умолкли пророки; они переходят от моря до моря и от Британского океана до Атлантического океана, то есть от запада до юга и от севера до востока, и странствуя по всему миру, не могут найти слова Божия. Здесь мы спросим иудеев: какое время означает этот день, в который они будут испытывать голод слышания слова Господня, тем более что они имеют Писания и следуют простой букве? Им мы скажем, что здесь заключается предречение о голоде духовного разумения, чрез которое можно видеть Христа и находить страдание и воскресение Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

По соседству с Вавилоном, как это бывает и во многих новейших городах, по-видимому находился зверинец, где содержались дикие звери. Цари Ассирии обыкновенно содержали для себя львов для надобностей охоты, и в Британском музее есть изображение человека, выпускающего льва из большой клетки, где он был заключен. Многие изображения на древних ассирийских и вавилонских памятниках показывают, что цари этих государств были страстные любители охоты на львов. Дарий, как мидянин, естественно тоже был любитель подобной охоты ( Дан. 6:17 ). У него было большое сводообразное помещение или ров, в котором содержались для него львы, откуда они и выпускались на случай его охоты. Вход в это помещение заграждался огромным камнем 379 , так что выход из него был невозможен, хотя существовали и другие отверстия, закрытые железной решеткой, чрез которую можно было смотреть снаружи. Насколько наказание чрез отдание на съедение диким зверям было в обычае на востоке, – сказать трудно, но во всяком случае несомненно, что оно было в ходу среди ассириян. Из послания ап. Павла мы знаем, что в Ефесе ему приходилось бороться с дикими зверями, причем он был первым из длинного ряда христиан, над которыми раздавался роковой вопль черни: «ко львам христиан, ко львам»! Когда сатрапы замышляли это низкое коварство, Даниила не было в Вавилоне, из которого он выбыл для исполнения своих государственных обязанностей, так что он совершенно ничего не знал о состоявшемся указе. Но вот, наконец, по обычному течению дел, и до его сведения дошел этот указ. Он сразу же мог понял истинную цель этого указа, как направлявшегося против него лично, но, нисколько не смутившись таким открытием, отправился в дом свой. Окна в его верхнем помещении или горнице устроены были так, что открывались прямо по направленно к Иерусалиму, и он по три раза в день обыкновенно преклонял колена и молился своему Богу, и славословил Его. Как делал это он раньше, так то же самое сделал он и теперь, несмотря на только что изданный указ. А этого только и нужно было злобствующим сатрапам. Подсмотрев за Даниилом и убедившись, что он явно нарушает царский указ, они немедленно донесли об этом царю и, в лицемерном рвении о соблюдении царских указов, сказали ему: «не ты ли подписал указ, чтобы всякого человека, который в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя, царь, бросать в львиный ров?» Царь отвечал, что «это слово твердо, как закон мидян и персов, не допускающий изменения». Тогда доносчики заявили царю, что Даниил, из пленных иудеев, не обращает внимания ни на царя, ни на подписанный им указ, но по три раза в день молится своими особыми молитвами. Доносчики предполагали привести царя этим заявлением в гнев и ярость, но они ошиблись.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

(обратно) 51 Есть сырые оливки невозможно — они очень горькие. Чтобы избавиться от горечи, плоды моют и помещают в соляной раствор — без специй и добавок, или просто засыпают солью. Затем консервируют. Чёрные плоды готовятся дольше зелёных. Пять месяцев они лежат в соляном растворе при +10°, затем их вынимают и проветривают сутки на воздухе, чтобы начался процесс лёгкого окисления, после чего раскладывают по жестяным банкам. Технология засолки и вымачивания не изменилась с давних времен. (обратно) 52 «И взял я книжку из руки Ангела и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем» (Откр. 10:10). (обратно) 53 «И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков» (Мк. 1:17). (обратно) 54 «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32). (обратно) 55 «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2). (обратно) 56 Гипогликемия — снижение сахара в крови ниже нормы. (обратно) 57 «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6:31). (обратно) 58 Аксиос — достоин (греч.) (обратно) 59 «Сие заповедаю вам, да любите друг друга» (Ин. 15:17). (обратно) 60 «Дети! Последнее время» (1Ин. 2:18). (обратно) 61 Такая практика установилась в Греции в связи с тем, что не каждый священник имеет благословение исповедовать. Таких духовников на большой город может быть всего три-четыре, и исповедь у них может длиться несколько часов. (обратно) 62 Солея (греч. σολεα — престол) — возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом в христианском храме. Кроме того, сам алтарь находится на возвышении и. таким образом, солея является как бы продолжением алтаря за его пределами. (обратно) 63 Мф. 15. (обратно) 64 «…встань, возьми постель твою и иди в дом твой…» (Мф. 9:6). (обратно) 65 «Лк. 23. (обратно) 66 Сильный пожар в Хиландаре, серьёзно повредивший древний афонский монастырь, вспыхнул 4 марта 2004 г. Французский писатель Жерар де Вилье считает, что его подожгли британские спецслужбы, пытаясь выманить оттуда Караджича. Через две недели после того, как вспыхнул пожар в Хиландаре, в результате организованной акции шиптарских террористов горели сербские православные святыни в Косово и Метохии.

http://isihazm.ru/?id=2079

Единственным источником по Иерусалиму XIV — начала X веков является Тора, данные которой крайне противоречивы. В 10 главе Книги Иисуса Навина говорится, что царь Иерусалима Адониседек был разбит в битве Иисусом Навином, но при этом ни слова не сказано о взятии самого города. В Книге же Судей (1:8) сказано: " И воевали сыны Иудины против Иерушалаима, и взяли его, и поразили его мечом, и город предали огню " . Поскольку Книга описывает войны израильтян после смерти Иисуса Навина, получается, что и захват Иерусалима произошел позже. Более того, " Книга Судей " (1:21) приписывает неудачный поход на Иерусалим племенам колена Вениамина, в то время как " Книга Иисуса Навина " (15:63) четко говорит о племенах колена Иуды, пытавшихся захватить город. Израильский ученый Б. Мазар считает, что в этих книгах отражены несколько этапов завоевания: сначала при Гаваоне был разбит иерусалимский царь Адониседек, а позже город захватили и разрушили племена колена Иуды. Конструкция внешне логична, но чисто умозрительна и основана исключительно на догадках. По мнению наиболее авторитетных исследователей, сведения " Книги Судей " о захвате Иерусалима вторичны и вряд ли могут претендовать на историческую достоверность. Кем же были иевусеи, населявшие Иерусалим до израильского завоевания? Все, что мы о них знаем, умещается в строке пророчества Иезекииля: " И скажи: так говорит Господь Бог дщери Иерусалима: твой корень и твоя родина — в земле Ханаанской, отец — Аморрей, и мать твоя — Хеттеянка " (Иезекиил 16:3). На основании этого иевусеев рассматривали то как этнических хеттов, то как малоазийское племя, изгнанное со своей исторической родины в результате нашествия " народов моря " и осевшее в Израиле. В одном исследователи единодушны: накануне израильского завоевания иевусейский Иерусалим представлял собой типичный ханаанейский город с семитским, хурритским и хеттским населением. Участок с " иевусейской фортификацией " на восточном склоне холма, где располагался ранний Иерусалим, был обнаружен в 1960-х годах британским археологом Кэтлин Кэньон.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2200...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010