Секретарь посольства предложил просителю 2) обратиться с просьбой об Антиминсе и о проч. к архиепископу Венеции Венедикту Кралевичу, который присоединил Сент-Альбана к Восточной Православной Церкви. Последний отвечал: больше трудностей и меньше пользы – находиться под духовным управлением архиепископа Венеции, или какого-нибудь Восточного Патриарха. Русская Церковь находится в цветущем состоянии, а другая Православные местные Церкви ищут в Ней помощи и защиты, и одна Русская Церковь имеет в Париже свою капеллу и священников, что совершенно необходимо для руководства и примера устраняющейся Православной Церкви в Париже. Секретарь посольства продолжал: 3) наше духовное правительство не имеет обыкновения вмешиваться в дела чужих стран. Сент-Альбан отвечал: мое дело законное и не тайное; я имею на устроение моей церкви позволение префекта полиции, министра внутренних и министра иностранных дел, которые изъявили свое согласие с особенным удовольствием, желая выиграть расположение французов за свою веротерпимость. Вот ответ Сент-Альбана, который в заключение просил наше посольство не оставить его своей рекомендацией и объявил, что он посылает вторую просьбу к Г. Обер-Прокурору. Сколько мне известно положение дел нового Православного общества, оно состоит более, нежели из 50 членов – все благородных фамилий, 3, кажется, графов, 2 баронов, которые имеют силу в Палате Депутатов; кроме Французов, к Православному Парижскому обществу принадлежит один поляк, – полковник Какушки, и недавно приобретенное семейство евреев. Сент-Альбан принес с собой в нашу Церковь ревность римской пропаганды, которая с помощью Божией увенчается успехом; теперь готовы к нему присоединиться два римско-католических священника: один церкви Св. Магдалины Gietry, другой церкви Вознесения René, и еще один пастор лютеранский. Проповедник замечает у французов расположение к Православию и надеется приобрести множество членов; существующие собираются каждое Воскресенье в капеллу (Rue Montaigne 32), где слушают от Сент-Альбана изложение Православного вероучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вручитель этого письма о. диакон Судакевич, без сомнения, найдет в вас и в протоиерее всю готовность, для чести отечества нашего, образовать его голос и изучить правильному служению, к чему он мало имел здесь времени после своего рукоположения. Да и я имел мало досуга побеседовать с ним об этом предмете. Но остается вся надежда на вас, потому что вам уже известны все потребности ваших русских прихожан.» В свою очередь, прот. Васильев писал: Письмо 4 «Десятого сего генваря с искренней радостью и благодарностью я получил от о. диакона Судакевича письмо Вашего П-ва, полное милостивого Вашего внимания ко мне и моим обстоятельствам. С готовностью и усердием действую и буду действовать по Вашим мыслям и желаниям: теперь добрый случай дает мне возможность исполнить одно желание Ваше – сообщать замечательные перемены в обстоятельствах Г. Альбана и его окружающих. Желая начать православное богослужение на французском языке, Г. Альбан справедливо счел нужным ближе и чаще видеть богослужение нашей посольской Церкви, следуя за ходом его по французскому переводу. В ноябре месяце он опускал редко нашу службу, четыре раза был в алтаре: жаль только, что он, вопреки моим советам, по своей французской легкости, хотел всегда дать своему делу всеобщую гласность и важность, – ходил к нам в Церковь и по городу в рясе греческой, немного искаженной, с крестом на груди, имеющим большое сходство с нашим наперсным кабинетским, что русским казалось странным, а французам – совершенно новым. По образцу наших риз (он видел их секретно во всех подробностях) сделал себе священные одежды и пробрел другие необходимые вещи. Не имя возможности совершенно сблизиться с нашим напевом, он взял напев древней римской церкви, или, лучше сказать, греческий Дорический. Между тем Г. Альбан просил письмом Архиепископа Кралевича о позволении и пастырском благословении совершать литургию на антиминсе, который почти чудесно послан Божиим Промыслом. Архиепископ не отказал благочестивому желанию, но ответ его был слишком осторожен как по общности и обоюдности выражений (впрочем они уполномочивали совершенно на все), так особенно по отсутствию всякой официальности, – это маленькое, почти небрежное письмецо на итальянском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Почему и можно советовать ему искать духовной зависимости от восточных архиереев, например, в Турции, Греции или Австрии. О посылочке, которую о. Тарасий привезет к вам, он же и даст вам надлежащее объяснение. С совершенным почтением имею честь быть Вашего Высокопреподобия и пр. К.Сербинович, С.-Петербург, 26 августа 1846 г.» Высочайше одобренный ответ гр. Пратасова не удовлетворил Альбана, почему он высказал крайнее сожаление посланнику нашему в Париже гр. Киселеву, объявлявшему этот ответ, присовокупив, что французское правительство уже дозволило ему открыть каплицу. Сообщая о сем в Петербург, гр. Киселев, кроме того, писал, что, по собранным сведениям, S-t Albain, по-видимому, человек благонадежный, а в числе последователей его оказались: три римско-католических священника, лютеранский пастор и один еврей. Вслед за этим сообщением и S-t Albain вновь писал гр. Пратасову, что для блага православной церкви во Франции ему необходимо зависеть от Российской Церкви, т. к. другие Восточные Церкви не имеют своихъ священников в Париже. В свою очередь, и прот. И.Васильев тогда же писал Сербиновичу как о S-t Albain’e, так и о вновь вышедших сочинениях религиозного характера и по русской истории, следующее: «Вероятно вместе с этим моим письмом придет к Его С-ву новая просьба Сент-Альбана принять зарождающуюся в Париже Православную Церковь под духовное управление нашей Православной Церкви. На днях наше посольство имело с Парижским ревнителем православия некоторые объяснения: оно 1) указало ему на Тирьона, который, как присоединившийся к православию священник, может совершать богослужение и таинства. Сент-Альбан отвечал, что Тирьона нет в Париже, и он не помог бы делу, если бы и был здесь, потому что он не имеет никакого письменного свидетельства о своем присоединении, не пользуется расположением нового общества, а главное не имеет необходимых вещей для богослужения, например, Св. Антиминса, зачем он опять должен обратиться к Русской Православной Церкви, которая приняла его в свое общение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во время проповеди апостола Варфоломея в Великой Армении он встретился со своим собратом по апостольству, Иудой Фаддеем, также направлявшемся в миссионерское путешествие. Мученическая кончина апостола Проповедь апостола Варфоломея и последовавшие за ней обращения не остались незамеченными. Вскоре после начала деятельности апостола на территории Кавказской Албании он был схвачен по приказу царя Санатрука, в житии названного Астиагом, родственником Полимия. Называя причину ареста апостола Варфоломея, житие и различные исследования едины – происки языческих жрецов (зороастрийских магов), жаловавшихся на то, что апостол отвлекает народ от местной религии, нанося этим ущерб языческим храмам. Апостол был доставлен в город Альбан (Альбанополь), расположенный на территории современного Баку. В то время Албанополь являлся религиозным центром Албании, культовым городом, населенным жрецами-магами. Для того чтобы расправиться над чудотворцем и проповедником нового учения, жрецы и привезли апостола Варфоломея в свой религиозный центр, где на ступенях языческого капища Арта (священного огня) распяли святого страдальца вниз головой, заживо содрали кожу и обезглавили. Это произошло около 71 года по Рождестве Христовом. Верующие положили его останки в оловянную раку и погребли. Мощи и почитание Долгое время мощи апостола Варфоломея пребывали на месте его страдания. Примерно около 410 года епископ Маруфа перенес их в Мартирополь. Затем в 507–508 годах по приказу византийского императора Анастасия они были перенесены в Месопотамию, в город Дары. Относительно того, что произошло с мощами апостола Варфоломея в дальнейшем, существует несколько версий. Согласно одной из них, когда в 574 году городом завладели персы, местные христиане взяли мощи апостола и удалились к берегам Черного моря. Но так как их настигли враги, они были вынуждены опустить раку в море. Согласно другой версии, именно персы, захватив Дару, решили избавиться от христианской святыни – они бросили раку с мощами апостола в море. Но в любом случае силой Божией рака чудесно приплыла к острову Липари, расположенному между Италией и Сицилией. Местный епископ Агафон, получив во сне откровение, вышел с клиром и со всем народом на берег моря. Взяв раку со святыми мощами, они перенесли ее в свою церковь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

В армянском переводе «Хроники» есть упоминание о «двадцати» годах; Иероним, в своем переводе или, скорее, парафразе, говорит о «двадцати пяти» годах, безосновательно полагая, что Петр отправился из Иерусалима в Антиохию и Рим на втором году правления Клавдия (42 г., хотя Деян. 12:17 указывает, скорее, на 44 г.) и умер в четырнадцатый, или последний год правления Нерона (68). Современные католические историки расходятся во мнениях относительно года смерти Петра: Бароний называет 69 г.; Паджи и Альбан Батлер — 65 г.; Мёлер, Гамс и Альцог колеблются между 66 и 68 г. Во всех этих случаях пришлось бы допустить, что гонения Нерона продолжались или возобновились после 64 г., о чем в истории нет никаких сведений. Кроме того, пришлось бы допустить, что большую часть этого времени Петр, очевидно, провел вдали от своей паствы, надзирая за церквями в Малой Азии и Сирии, председательствуя на Иерусалимском соборе и путешествуя с женой, и при этом был сравнительно мало известен в своей епархии до самого 58 или даже 63 г. — Павел в своих письмах в Рим и из Рима ни словом о не упоминает о Петре. Получается, что хронологическая ошибка имеет больший вес, чем упрямые факты. Знаменитое предсказание, что «ни один папа не доживет до (двадцати пяти) лет Петра», которое до сего времени считалось чуть ли не законом, было опровергнуто тридцатидвухлетним правлением первого непогрешимого папы, Пия IX (1846 — 1878). ПРИМЕЧАНИЕ О претензиях пап На основании этого предания и бесспорно выдающейся роли Петра в евангелиях и Деяниях и в особенности на основании слов Христа, сказанных апостолу после его великого исповедания (Мф. 16:18), выстроена колоссальная структура папства, которая претендует на то, что она законным образом унаследовала наивысшее положение в Церкви Христовой с точки зрения чести и юрисдикции. С 1870 г. она утверждает, что папы непогрешимы в любых официальных высказываниях по богословским или нравственным вопросам. Справедливость этих претензий не может не зависеть от истинности их трех исходных предпосылок.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Однако предположение о том, что причиной выпуска эдиктов стал заговор христиан, которые, чувствуя, что их сила растет, хотели захватить управление государством, совершив переворот, не имеет исторического обоснования. Это не согласуется с политической пассивностью церкви в первые три века, в которые не наблюдается никаких примеров бунтов и переворотов. В крайнем случае такой заговор был бы всего лишь делом рук нескольких фанатиков и они, подобно человеку, порвавшему первый эдикт, удостоились бы славы и мученического венца 63 . Гонения начались в двадцать третий день февраля 303 г. во время праздника Terminalia (как бы с намерением положить конец существованию секты христиан) с разрушения великолепной церкви в Никомедии и вскоре распространились по всей Римской империи, кроме Галлии, Британии и Испании, где соправитель император Констанций Хлор и особенно его сын, Константин Великий (с 306) намеревались, по мере возможности, щадить христиан. Но даже там разрушались церкви, и более позднее предание относит к этому периоду мученичество многих исповедников в Испании (святой Винцентий, Евлалия и другие, прославляемые Пруденцием) и Британии (святой Альбан). Дольше всего и наиболее яростно гонения свирепствовали на Востоке, где правили Галерий и его племянник–варвар Максимин Дайя, которого Диоклетиан при отречении наделил достоинством кесаря и главнокомандующего над Египтом и Сирией 64 . Осенью 308 г. он выпустил пятый эдикт о гонениях, в котором говорилось, что все мужчины со своими женами и слугами и даже детьми должны приносить жертвы и вкушать от этих языческих жертв и чтобы все продукты на рынках окропляли жертвенным вином. Этот варварский закон привел к тому, что в течение двух лет христиане влачили чудовищное по жестокости существование, не имея иного выбора, кроме отступничества или голодания 65 . Для того чтобы добиться недостижимой задачи, использовались все мучения, какие только могут причинить железо и сталь, огонь и меч, дыба и крест, дикие звери и озверевшие люди.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

За восемь лет гонений 67 число жертв, не говоря уже о множестве исповедников, которые были варварски искалечены и осуждены на неминуемую смерть в тюрьмах и каменоломнях, должно было быть гораздо больше. Но нет правды и в предании (которое фигурирует в древней церковной истории) о том, что тираны воздвигали в Испании и других местах памятные знаки с надписями, объявляющими о подавлении христианской секты 68 . В мартирологии к этому периоду относятся несколько легенд, основу которых невозможно четко отделить от более поздних поэтических добавлений. История об уничтожении Фиванского легиона – это, вероятно, преувеличение истории о мученичестве святого Маврикия, который был казнен в Сирии как tribunus militum семьюдесятью солдатами по приказу Максимина. Мученичество Варлаама, простого верующего крестьянина, отличавшегося поразительной стойкостью, и Гордия (центуриона, который, тем не менее, был подвергнут пыткам и казнен несколькими годами позже, при Лицинии, 314 г.) было воспето святым Василием. Тринадцатилетняя девушка, святая Агнеса, память которой Латинская церковь чтит начиная уже с IV века, была, по преданию, привезена в цепях в Рим на суд, публично обвинена и после ее твердого исповедания убита мечом, но позже она явилась своим скорбящим родителям возле своей могилы с белым ягненком и группой сияющих дев с небес и сказала им: «Не плачьте обо мне больше, как о мертвой, потому что вы видите, что я жива. Радуйтесь вместе со мной, потому что я теперь навеки на небесах со Спасителем, Которого на земле любила всем своим сердцем». Отсюда агнец на изображениях этой святой; отсюда в ее церкви в Риме во время ее праздника (21 января) освящение агнцев, из шерсти которых делают мантию архиепископа. По преданию, мучениками при Диоклетиане стали Агрикола и Виталий из Болоньи, Гервасий и Протасий из Милана, чьи мощи были обнаружены во времена Амвросия, Иануарий, епископ Беневентский, ставший святым покровителем Неаполя и поражающий верующих ежегодным чудом кипения крови; и святой Альбан из Британии, предавший себя властям вместо священника, которого он спрятал в своем доме, и обративший своего палача 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Лоза с ветвями пречудными, прекрасными, сродными, С плодами благоуханными, с потомками благородными. Родителю вящая слава – сынов возращенная нива: Они увенчание жизни семейной счастливой. Но краше родных суть дети, от Бога врученные, От Духа Святого, Утешителя, на тленной земле порожденные. У Поликарпа епископа два в сем было сына: Ириней и Потин, оба суть духа едина. Духом, не плотью, родил он их себе в утешение, К славе превечной наставил и ко спасению. Божиим Духом из мрачного он их возродил, Мудрость вселил в них и в Галлию их отрядил – Словом евангельским душ и людские спасать, Если придется, и жизни за веру отдать. Две суть угодные Господу жертвы, чистые агнцы, Ради Владыки Христа на закланье ведомые, Вестники светлые нового града Сиона И архипастыри добрые дальнего града Лиона, В земном они Бога немолчно прославили, Благостный сонм Поликарпу святому составили. Крест свой страдальческий здесь донесли до конца И от Христа в небесах удостоились златна венца. 4. Св. мученик Виктор . Пострадал в Марселе в III столетии. После лютых мучений был ввержен в темницу, где обратил стражей в веру Христову. Скончался, будучи распят на кресте. 5. Св. мученик Альбан (Альбаний). Знатный бритт. В период гонений укрывал в своем доме христианского священника, от которого научился вере Христовой. После этого отдал он свою одежду священнику, а сам надел его облачение и предал себя мучителям. Приговоренный к смерти, он и своего палача привел к вере Христовой. Рассуждение Таинственная сила креста насколько непостижима, настолько истинна и бесспорна. Еще святой Златоуст говорил об обычаях своего времени изображать знамение креста на царским диадемах, на воинских доспехах, на членах тела, в частности на голове, на груди, на сердце, а к тому же – на жертвенниках и на постелях. «Если нужно изгнать демонов, – говорит он, – мы употребляем крест. Точно так же помогает он и в исцелении от недугов». Преподобный Венедикт осенил крестным знамением стеклянный сосуд, в котором была отрава, и сосуд треснул, словно его ударили камнем. Святой Иулиан перекрестил поднесенную ему чашу с ядом и выпил содержимое, не ощутив в своем теле никаких мучений. Святая мученица Василисса Никомидийская, оградив себя крестным знамением, встала посреди пламени и пребыла невредимой. Святые мученики Авдон и Сеннис, когда выпустили на них лютых зверей, осенили себя крестным знамением – и звери утратили всякую свирепость, сделавшись кроткими, яко агнцы. Как у древних подвижников, так и поныне крестное знамение было и есть мощнейшее оружие против бесовских искушений. Самые грозные демонические призраки рассеивались как дым, стоило только человеку изобразить на себе знамение креста. По благоизволению Самого Господа Иисуса Христа кресту, бывшему некогда знамением преступления и позора, дарована была после распятия Спасителя на крестном древе всепобеждающая сила и могущество.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Но несмотря на характер Максимиана, гонение на западе не ведено было с такою строгостью, как на востоке. Даже римский епископ Маркеллин, не делаясь отступником, не получил и венца мученика. В Испании было несколько случаев казни мучеников. Впрочем, некоторые христиане здесь держали себя настолько вызывающим образом, что, например, эльвирский собор, бывший в 305 г., должен был постановить одним правилом, что убитые в походах на разрушение языческих капищ и идолов, не должны быть признаваемы мучениками. В Африке гонение было ведено всего умереннее, потому что здесь гонение состояло скорее в отобрании священных книг и разрушении и запечатании христианских храмов, чем в самых казнях. Западный кесарь Константин Хлор в своих владениях, Галлии и Британии, постарался, насколько возможно, смягчить действие эдикта, которого он, по своему подчиненному положению, не мог воспретить приводить в исполнение. По Лактанцию, он ограничился лишь тем, что разрушил несколько христианских храмов, но пощадил самих христиан. По Евсевию, он не сделал даже и этого. Но известна, по крайней мере, одна несомненно мученическая кончина в Британии: в то время пострадал св. Альбан в 304 или 305 г. Из этого нужно сделать заключение, что и здесь некоторые правители провинций пошли дальше своего непосредственного государя, кесаря Константия.    С 1 мая 305 г. Константин сделался правителем всего запада с титулом августа. Здесь гонение прекратилось. Но восточный август Галерий был настолько неделикатен, что хотя Константий сам назначил кесарем своего сына Константина, избрал кесарем для запада Севера. Константин добровольно уступил ему Африку. Иллириец низкого происхождения, креатура Галерия, Север хотел действовать в вверенной ему провинции в духе своего покровителя, но в марте 306 г. ему противостал в Риме, с титулом августа, соперник Максентий, сын Максимиана. Человек развратный и жестокий, Максентий, однако, немедленно прекратил гонение христиан итальянских. А когда в 307 г. Север был убит во время похода и во владение Максентия перешла Африка, гонения прекратились и здесь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Но, несмотря на характер Максимиана, гонение на западе не ведено было с такою строгостью, как на востоке. Даже римский епископ Маркеллин, не делаясь отступником, не получил и венца мученика. В Испании было несколько случаев казни мучеников. Впрочем, некоторые христиане здесь держали себя настолько вызывающим образом, что, например, эльвирский собор, бывший в 305 г., должен был постановить одним правилом, что убитые в походах на разрушение языческих капищ и идолов, не должны быть признаваемы мучениками. В Африке гонение было ведено всего умереннее, потому что здесь гонение состояло скорее в отобрании священных книг и разрушении и запечатании христианских храмов, чем в самых казнях. Западный кесарь Констанций Хлор в своих владениях, Галлии и Британии, постарался, насколько возможно, смягчить действие эдикта, которого он, по своему подчиненному положению, не мог воспретить приводить в исполнение. По Лактанцию , он ограничился лишь тем, что разрушил несколько христианских храмов, но пощадил самих христиан. По Евсевию, он не сделал даже и этого. Но известна, по крайней мере, одна несомненно мученическая кончина в Британии: в то время пострадал св. Альбан в 304 или 305 г. Из этого нужно сделать заключение, что и здесь некоторые правители провинций пошли дальше своего непосредственного государя, кесаря Констанция. С 1 мая 305 г. Констанций сделался правителем всего запада с титулом августа. Здесь гонение прекратилось. Но восточный август Галерий был настолько неделикатен, что хотя Констанций сам назначил кесарем своего сына Константина, избрал кесарем для запада Севера. Константин добровольно уступил ему Африку. Иллириец низкого происхождения, креатура Галерия, Север хотел действовать в вверенной ему провинции в духе своего покровителя, но в марте 306 г. ему противостал в Риме, с титулом августа, соперник Максентий, сын Максимиана. Человек развратный и жестокий, Максентий, однако, немедленно прекратил гонение христиан итальянских. А когда в 307 г. Север был убит во время похода и во владение Максентия перешла Африка, гонения прекратились и здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010