А 18-е и 19-е (по кн. пр. 25-е пр.) Карфагенского собора повелевают напоминать рукополагаемому соблюдать пределы отцов, которые они узаконили относительно догматов и относительно священных правил, дабы в случае нарушения пределов их не раскаивались напрасно впоследствии, или подвергшись извержению в настоящей жизни, или терпя неотвратимые наказания в будущей жизни. Глава 5-я – сколько епископов рукополагают епископов и прочих клириков 1-е правило святых Апостол повелевает, чтобы двумя епископами был рукополагаем епископ, который посвящается посредством призывания ими Святаго Духа и священного совершения молитв. А 2-е правило заповедует, чтобы поставление во пресвитера и диакона и прочих клириков производимо было одним епископом. А 49-е (60-е пр.) Карфагенского собора изрекло, что для рукоположения епископов достаточно трех епископов, дабы, в случае требования большого числа, сие не послужило помехою пользе и нужде церкви. Нет необходимости также, чтобы и (эти) три епископа принадлежали к той же области; но если митрополит не имеет столько епископов и берет двух из другой области, то и таким образом рукополагает избранного. Глава 6-я – о том, что имеющему быть рукоположенным во епископа должно прежде разлучиться с своею женою Ищи 17-ю главу буквы Γ. Глава 7-я – о возрасте рукополагаемых Ищи 2-ю главу буквы Η. Глава 8-я – о том, что умирающему епископу не должно поставлять другого вместо себя 76-е правило святых Апостолов говорит: не должно епископу, каким бы то ни было образом освобождаемому от управления полученной им Церковию, поставлять кого либо из родственников или иного на престол той Церкви из угождения им. Ибо несправедливо или родственников делать наследниками епископства, или другим давать в дар собственность Божию, по человеческому пристрастию. А если случится быть сему, то и поставление остается недействительным, и поставивший отлучается; ибо постановлено, что епископы поставляются соборами, а не всякий вместо себя производит кого захочет. Это, кажется, запрещено было и Израильтянам, ибо и божественного Моисея порицали за то, что он брата своего Аарона и его сынов произвел во священство, и если бы Бог не утвердил за ними священство знамениями, то и они лишены были бы онаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

А 1-е правило VII Собора говорит: божественные правила, почитая делом весьма вожделенным, со услаждением приемлем, – как те, которые прежде ясно изобразили божественные Апостолы, так и те, которые опять составили шесть святых Вселенских Соборов и поместные; а также и те, которые изложили особо некоторые из превосходящих благочестием и добродетелию мудрые отцы, и определяем – всецелое и непоколебимое постановление их сохранять как руководство к вечному блаженству: ибо все они от единаго и того же Духа быв просвещены в уме, начертав, издали канонические постановления, которые и должно почитать со всяким благоговением как свидетельства и руководства, ибо они ясно свидетельствуют и показывают, как должно нам живущим совершать добродетели, и преступившим (их) предживописуют ожидающее их неизбежное наказание; а посему, позаимствовав изречение Боговидца Моисея, глаголем к сим: не подобает приложити и от сих не подобает отъяти (Второзакон. 12, 32); и изречение Апостола: аще ангел благовестит вам паче, еже приясте, анафема да будет ( Гал. 1, 8 ). Итак, и мы изрекаем анафему тем, которые преданы были анафеме божественными правилами, извергаем изверженных, отлучаем отлученных и подвергнутым епитимии определяем ту же самую епитимию. А «том единения» говорит: пренебрегающим священными и божественными правилами блаженных отцов наших, которые утверждают святую Церковь и, украшая все христианское исполнение, руководствуют к божественному страху, анафема. Закон А 131-я Юстинианова новелла говорит: определяем, чтобы имели силу законов святые и церковные правила, изложенные или утвержденные святыми семью Соборами, – т.е. Никейским – 318-ти отцов, на котором Арий неистовствующий был предан анафеме, Константинопольским – 150-ти отцов, которыми был изобличен духоборец Македонии, Ефесским, на котором был осужден Несторий, и Халкидонским, на котором был предан анафеме Евтихий с Диоскором, – кроме сих, Константинопольским вторым, на котором Ориген с своими сочинениями и некоторые другие нечестивые были поруганы, также -Константинопольским третьим, который, восторжествовав над различными ересями, утвердил божественные догматы прежде бывших святых Соборов, и сверх всех – Никейским вторым, которым неистовствовавшие на святые иконы, наравне с прежними еретиками были отвергнуты от Кафолической Церкви Божией: ибо догматы сказанных святых Соборов приемлем как божественные писания и правила соблюдаем как законы.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

А 23-е правило Антиохийского собора повелевает – не позволять епископу, по (своему) желанию, поставлять, кого он хочет в преемника себе, хотя бы он был и при конце жизни, в противном же случае поставление недействительно. По церковным постановлениям, по смерти епископа поставляется достойный по суду епископов области. Глава 9-я – о том, что не прежде должно поставлять кого-либо в епископа, или во пресвитера, или во диакона, разве когда всех в доме своем сделает христианами 56-е (45-е) правило Карфагенского собора повелевает не рукополагать ни во епископа, ни во пресвитера, ни во диакона, если прежде не сделают всех своих домашних христианами. Ибо кто не способен обратить к благочестию своих домашних, как таковый будет способен учить других, как говорить и великий Павел: аще кто своего дому не умеет правити, како о церкви Божией прилежати возможет? ( 1Тим. 3, 5 ). Глава 10-я – о том, что не должно вдруг рукополагать во епископа мирянина, ни новопросвещенного, и по каким причинам клирик лишается священства Ищи 1-ю главу буквы Λ. Глава 11-я – когда евнух или иначе поврежденный в теле рукополагается во епископа или клирика Ищи 34-ю главу буквы Ε. А 77-е и 78-е правила святых Апостолов не удаляют от священства кривого или хромого, ибо телесный недостаток, говорит (правило), не может осквернить его, но душевная скверна. Это именно было наблюдаемо основным законом, который требовал целое тело, обыкновенно видимым научая духовному. Даже и после получения священства подвергшийся какому-либо повреждению был удаляем от священства. А у нас и совсем лишившийся зрения или подвергшийся иной неисцелимой болезни не лишается священства. Ибо кто, говорит (правило), лишился обоих глаз, или не слышит ушами, или не владеет правою рукою, или лишился иного какого из чувств, когда это повреждение препятствует ему священнодействовать, таковой не должен быть производим в священство, не по причине поврежденности членов, но по невозможности священнодействовать. А от того, кто подвергся таким недостаткам после получения священства, оно не отнимается. Глава 12-я – о том, что не должно рукополагать епископа в Церковь, епископ которой еще жив

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

А в 97-м (106-м) правиле (того же собора) не признается необходимым, чтобы ежегодно был собор епископов в Карфагене, чтобы не были утруждаемы братья; но если возникнут общие вопросы, например, о догматах, то епископы приглашаются грамотами и, когда соберется общий собор, недоумение разрешается; если же вопросы будут частные, то они получают разрешение в каждой области. Закон 137-я Юстинианова новелла хочет, чтобы однажды или дважды в год, в июне или в сентябре, был собор митрополитов у патриархов и епископов у митрополитов, и чтобы исследуемы были вопросы, которые имеют между собою епископы, клирики и монахи, о вере, правилах и церковных предметах, и чтобы исправляемы были погрешности против правил; а начальников, не побуждающих митрополитов и епископов, которые откладывают составление учиненных соборов, или не покоряющихся и не доносящих царю, – повелевает подвергать строжайшему наказанию 358 . В настоящее время сии соборы совсем не собираются. Глава 10-я – о представительных грамотах Ищи 9-ю главу буквы Α. Глава 11-я – о тех, которые учиняют соумышления (заговоры), или скопища, или восстания 18-е правило IV Собора и 34-е VI Собора говорят: если в гражданских законах, из которых большая часть составлена внешними мудрецами, совершенно воспрещено дерзкое предприятие заговора или скопища, то, конечно, тем более должно быть воспрещено в Церкви Божией: посему, кто из монашествующих или клириков впадет в таковое преступление или окажется устрояющим ковы против епископов или клириков, тот должен быть извержен со своей степени. Соумышлением называется то, когда несколько лиц совещаются против кого-нибудь и взаимно обязываются клятвами отнюдь не отступать от своего предприятия, пока оно будет исполнено, как повествуется у божественного Луки в одном месте в Деяниях, 359 – что сотвориша нецыи от иудей совет, закляша себе, глаголюще не ясти, ни пити, дóндеже убиют Павла. А скопище есть собственно союз родственников или иначе соединенных между собою лиц, где бывает злонамеренное совещание и соглашение кого-либо на злые дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

А правило хочет уничтожить и праздник, совершаемый в первый день марта (эллинский был и этот), – для благорастворения погоды и воздуха. Запрещает (правило) и всенародные женские плясания, как возбуждающие к невоздержанию; а также мужчинам надевать женскую одежду или женщинам – одежду, свойственную мужчинам, как это делали на праздниках в честь Диониса; запрещает также надевать личины комические, употребляемые для осмеяния, или трагические, употребляемые для возбуждения сострадания и плача, или сатирические, употребляемые в честь Диониса сатирами и вакхами. А произносить при точилах имя Диониса и производить хохот при вливании вина в бочки, – не есть ли явное нечестие? Итак правило повелевает делающих что-нибудь таковое сознательно – посвященных извергать, а мирян отлучать 126 . А 65-е (прав. VI Вс. Соб.) и зажигание в новомесячие костров на улицах и скакание чрез них, как обычай, держащийся эллинского нечестия, повелевает совершенно исторгнуть, а того, кто усмотрен будет делающим сие – клирика извергать, а мирянина отлучать. И из четвертой книги царств (правило) производит доказательство того, что сие запрещено древним законом, где, говорит (правило, написано): и сотвори Манассия олтар всей силе небесный и провождаше сыны своя чрез огнь, и вражаше, и волхвования творяше, и сотвори чрвовещателей, и волшебницы умножи, и сотворил лукавое пред очима Господнима, еже прогневати его ( 4Цар. 21, 5–6 ). У иудеев и эллинов было в обычае новомесячия праздновать и преклонять колена, чтобы весь месяц провести благополучно; о них и Бог негде сказал чрез пророка: новомесячий ваших и суббот ненавидит душа моя (Исайи, 1, 14), – между тем, как теперь по благодати Божией верным народом совершаются умилостивительные молитвы к Богу и церковные освящения, и мы окропляемся водою благословения; а зажигая костры, скакали чрез них, думая, может быть, что прежние несчастия, как бы сожигаемые, исчезают, и потом возникают счастливые обстоятельства 127 . А под «силою небесною» должно разуметь звезды 128

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

А совершившего невольное убийство в 57-м правиле (св. В.В.) отлучает от причащения Таин на десять лет; а в 54-м своем правиле повелевает, смотря по особенности случая, сокращать или продолжать епитимию совершившему невольное убийство. А в 11-м правиле говорит: довольно наказания для совершившего невольное убийство – не иметь общения в течение одиннадцати лет, ибо наказание превышает определенное правилами время. «А относительно получивших раны мы должны соблюдати Моисеев закон ( Исх. 21, 18–19 ), и слегшего на одр от полученных ран, но потом паки ходившего, при помощи жезла, не почитати убитым: аще же и не встал после ран, но понеже бивший не хотел умертвити его: то он есть хотя и убийца, однако, по намерению, невольный». Анкирского собора правило 22-е (должно читать: 23-е) говорит: виновных в невольном убийстве прежнее определение повелевает на семь лет отлучать от совершенного общения, новое же определение (повелевает) исполнить пятилетнее время в покаянии. А 23-е (чит. 22-е правило того же собора) повелевает вольных убийц удостаивать причащения при конце жизни. А ты следуй более правилам Великого Василия. Глава 6-я – о самоубийцах Ищи 12-ю главу буквы Β. Глава 7-я – об убийствах на войне и о тех, которые убивают разбойников Афанасий Великий в послании к Аммуну говорит: «Не позволительно убивать: но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно». А Великий Василий в 13-м правиле говорит: «Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но может быть добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержалися от приобщения святых Таин». Таким образом, и сей божественный отец почитает похвалы достойными идущих на противников и защищающих род христианский: ибо что может быть более достойным похвалы, чем то, чтобы быть поборниками целомудрия и благочестия? Но поскольку у сего св. отца было намерение – скверны, соединяемые иногда и с благими из дел, очищать, то он подвергает умеренной епитимии и сих, как, думаю, сделал бы и Великий Афанасий, если бы и он приложил эту вину, и не иначе упомянул бы о них.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

А что новелла разумеет и все другие святые Соборы, бывшие после Юстиниана, то это прибавил император, очистивший законы. Итак, необходимо (признать), что каноны имеют силу больше законов: ибо законы составлены одними царями и последующими подтверждены, а каноны написаны и утверждены святыми отцами по воле, усердию и суду тогдашних царей; впрочем, и благочестивые законы придают большое значение божественным правилам, частию согласуясь с ними, частию восполняя то, что в них опущено. Глава 6-я – о ставленной пошлине Ищи законы, изложенные в 28-й главе буквы C. Глава – о том, что клирику не должно входить в корчемницу 54-е правило святых Апостолов – клирика, усмотренного едущим в корчемнице, за исключением случая, когда по нужде в гостинице останавливается, повелевает отлучать: ибо клирики, служащие образом скромной жизни для мирян, должны быть во всем безукоризненны, дабы из-за них не хулилось имя Божие. А проводящий с удовольствием время в корчемнице не может быть чужд порочности пребывающих там и ведущих нескромную жизнь мужчин и женщин. То же самое определяет и 40-е (49-е) правило собора Карфагенского. А 9-е правило VI Собора говорит: «Никакому клирику не подобает содержати корчемницу. Ибо еще не позволено таковому входить в корчемницу, то кольми паче служить в оной другим и упражнятися в том, что ему не прилично. Аще же кто что-либо таковое соделает: или да престанет, или да будет извержен»; и странно было бы – клирику управлять корчемницею и самому принимать входящих (в нее); но если какой клирик, владея подобным заведением, отдает в наймы другому, то не подлежит наказанию правила, потому что это иногда делается и монастырями и церквами. А 24-е (правило) соб. Лаодикийского – пресвитерам, диаконам, иподиаконам, чтецам, певцам, заклинателям, дверникам и тем, которые принадлежат к монашескому чину, входить в корчемницу почитает непозволительным и весьма вредным. Законы А 133-я Юстинианова новелла повелевает, чтобы монах, обращающийся в корчемнице, был обуздываем епархом и игуменом и изгонялся из монастыря, как посрамивший жизнь ангельского звания. Глава – о плодоприношении в божественные храмы

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Авторы поздневизант. эпохи не внесли существенного вклада в определение понятия «икономия», высказываясь о ней с той же степенью неопределенности. Напр., архиеп. Феофилакт Болгарский в комментарии на Послание к Галатам (гл. 5) высказывается следующим образом: «Творящий нечто по икономии совершает это не как благо вообще, но ради своевременной пользы (ς πρς καιρν χρειδες)» ( Theoph. Bulgar. Exp. ad Gal. 5//PG. 124. Col. 1013). По определению архиеп. Димитрия II Хоматиана , «икономия есть… восстановление в результате особой меры изначального блага (προηγησαμνου καλο καθ τραν πιβολν πανρθωσις), когда некто претыкается в трудных обстоятельствах» ( Pitra. Analecta Sacra. 1891. T. 7. Col. 581). В соборном законодательстве понятие «икономия» в техническом смысле впервые упоминается лишь на Трулльском Соборе (691-692; см. в ст.: Вселенский VI Собор ). О целесообразности И. и ее временном характере говорится, например, в Трул. 29. Этот канон отменяет дозволение Карф. 46 совершать литургию в Великий Четверг не натощак: «Святые отцы оные, может быть, по некоторым местным причинам, полезным для Церкви, учинили такое распоряжение (букв.: применили такую икономию)». Отцы Трулльского Собора стремятся разрешить мн. церковно-правовые вопросы на основании церковной И., указывая на нее либо явно (прав. 29, 30, 37), либо с помощью обычных синонимов - снисхождение, человеколюбие и т. д. (прав. 3, 93). По-видимому, И. рассматривалась как мера целесообразности в разрешении текущих проблем жизни Церкви, причем целью, оправдывающей в известной мере выбор средств для ее достижения, является благо всей Церкви или отдельных верующих. Сравнительно немногие упоминания о канонической И. в источниках зачастую имеют слишком общий вид, выходя за пределы чисто юридических отношений. Иером. Матфей Властарь не отвел этому важнейшему юридическому принципу отдельной главы в своем систематическом сб. церковного права «Алфавитная синтагма» (Σνταγμα κατ στοιχεον). По причине слабой формальной разработанности понятия в визант. эпоху создание определения И. представляет серьезные трудности для правосл. канонистики и в наст. время ( Kotsonis. 1971. P. 41-43; Troianos. 2007. C. 145). Выяснение юридического содержания понятия существенно облегчается, если при установлении его происхождения исходить из нравственно-правовых принципов греч. философии и рим. права. Юридическое содержание и функции И.

http://pravenc.ru/text/389060.html

Вторым указанием могут служить позднейшие канонические сборники, принятые Церковью для руководства. По словам одного из ведущих канонистов Русской Православной Церкви, протоиерея Владислава Цыпина, важнейшим сборником канонического права является «Номоканон в 14 титулах» святого Патриарха Фотия. «В настоящее время “Синтагма” “Номоканона” Патриарха Фотия и составляет канонический свод Православной Церкви», — пишет о. Владислав Цыпин . Если мы откроем титул 11 и посмотрим на те правила, которыми призывает руководствоваться святой Патриарх Фотий, мы увидим, что помимо правил Вселенских и Поместных соборов, а также святых отцов, там есть царские указы, в частности, «Новеллы» императора Юстиниана, относящиеся к церковных вопросам, а также некоторых других римских и византийских императоров. Таким образом, императорские указы, относящиеся к монашеской жизни и вошедшие в канонические сборники, также следует считать частью «церковного предания», обязательными для руководства в устройстве монастырской жизни. Помимо «Номоканона» святого Патриарха Фотия, большим авторитетом пользуются такие сборники, как «Алфавитная синтагма» Матфея Властаря (в которой мы также находим ссылки на императорские указы как на источник канонического права), а также Славянская кормчая (изд. В. Н. Бенешевича ), и «Пидалион» преп. Никодима Святогорца. Вспомогательное значение имеют комментарии авторитетных толкователей, таких как Аристин, Патриарх Феодор Вальсамон и другие. Очевидно, все эти источники являются общими источниками канонического права, однако, в них есть отдельные правила, регулирующие монашескую жизнь, которые следует принимать во внимание. Помимо общих источников канонического права, в которых мы находим указания относительно монашеского права, существуют и специальные источники монашеского права. Дело в том, что ко времени Вселенских соборов монашество уже существовало в качестве развитого института, имеющего свои установления и законы. Отцы соборов, таким образом, не учреждали институт монашества, а восприняли его в том виде, в котором он уже существовал с древности, поэтому их цель при составлении канонических правил, касающихся монашества, заключалась в том, чтобы исправить те или иные злоупотребления и установить порядок отношений с церковной властью.

http://bogoslov.ru/article/2736418

Если кто, хотя и не с злым намерением доставит жене средство для зачатия плода, и принявшая его умрет, в таком случае доставивший наказывается ссылкою. Если кто – свободный или раб, под каким бы то ни было предлогом даст питье (ядовитое) мужу, или жене, или рабыне, или госпоже, и принявшие, от сего заболев, умрут, то давший должен быть наказан мечом. Делающие так называемые талисманы, под предлогом пользы для людей, должны быть, по отобрании их имущества в казну, сосланы. А 60-я новелла императора Льва говорит: если кто совершенно обличен будет в том, что занимается колдовством, под предлогом ли телесного исцеления, или для отвращения вреда плодоносным деревьям, тот должен понести тяжкую кару, подвергаясь наказанию отступников. 297 Глава 2-я – о малакии Ищи 28-ю главу буквы Κ. Глава 3-я – о пьянствующих Ищи 35-ю главу буквы Κ. Глава 4-я – о перемещении и перехождении епископов или клириков Ищи 9-ю главу буквы Α. Глава 5-я – о том, что кающихся не должно отвергать 52-е правило святых Апостол, аще кто епископ, говорит, или пресвитер обращающегося от греха не приемлет, но, гнушаясь, отвергает, подобное древнему оному Навату, да будет извержен из священного чина, как опечаливающий Христа рекшаго: радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся ( Лук. 15, 7 ), Который для спасения грешников низшел, преклонив небеса, Который сказал: не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние ( Матф. 9, 13 ), и человеколюбие Которого не превосходит ни один из наших грехов, 298 к тому же и через пророка взывает: глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися ( Исайи 43, 26 ). Ищи в след. 7-й главе прав. 46-е (55-е) Карфагенского собора. А 2-е правило собора Лаодикийского уличенных в различных согрешениях и через исповедание и соответствующее злу покаяние показавших последующую жизнь диаметрально противоположную, как говорят, прежней, повелевает удостоивать божественного причащения, не по причине усердия их, но ради милосердия Божия и неизреченной благости. Глава 6-я – о местах покаяния

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010