На той же неделе, в четверг (18 марта), и в той же самой академической аудитории происходил другой магистерский диспут (коллоквиум): преподаватель Таврической духовной семинарии священник Николай Ильич Ильинский защищал представленные им для получения степени магистра богословия труды свои: 1) «Синтагма Матфея Властаря . Исследование» (1–239 стр. Москва 1892 г.) и 2) „Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах, составленное и обработанное смиреннейшим иеромонахом Матфеем, или алфавитная Синтагма Матфея Властаря . Перевод с греческого“ (стр.1–Х11– 410+L11.Cuмфeponoль 1892г.) В обычном кратком биографическом очерке (curriculum vitae), прочитанном пред началом диспута, секретарь академии сообщил собранию, что магистрант – сын священника села Михайловского, Богородицкого уезда, Тульской губернии. Образование свое он получил в Тульском духовном училище (1862–66 г.), затем в Тульской дух. семинарии (1866–73 г.) и наконец в Московской дух. академии (1873–77 г.), окончил курс наук по существовавшему в то время церковно-практическому отделению со степенью кандидата богословия и с правом на получение степени магистра без новых устных испытаний. Служебную деятельность свою Н. И. Ильинск ий начал в сентябре 1877г. в качестве преподавателя греческого языка в Таврической дух. семинарии, а с 30 ноября 1881г. он состоит в той же Таврической семинарии преподавателем литургики, гомилетики и практического руководства для пастырей. 2 февраля 1879г. преосвященным Таврическим Гурием он был рукоположен во священника к Сретенской церкви, что при Таврическом Епархиальном женском училище; затем в январе 1881г. определен был на священническое место к церкви детского приюта графини Адлерберг, а 22 декабря того же года перемещен, согласно прошению, на настоятельское место к Андреевской церкви, что при Сиротском доме тайного советника Фабра. Кроме этого места и должности преподавателя духовной семинарии, о. Николай занимает в настоящее время еще несколько должностей. Так, он состоит законоучителем Симферопольской женской гимназии и Епархиальным Таврическим экзаменатором; вместе с тем он же и член различных епархиальных учреждений – административных и благотворительных: цензурного комитета, училищного совета, миссионерского комитета, комитета по устройству приюта для призрения вдов и сирот Таврического духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shos...

священноисповедник Никодим (Милаш) Содержание Предисловие автора О правилах Православной Церкви О правилах святых Апостолов О правилах вселенских соборов О правилах Поместных соборов О правилах святых отцев О дополнительных правилах Информация о первоисточнике Предисловие автора    Самое слово κανν означает некоторое прямое орудие, употреблявшееся при тесании и шлифовании камня или дерева. См. толкование Зонары послания Афанасия Великаго о праздниках и предисловие М. Властаря к его Алфавитной Синтагме, у Г. А. αλληκα Μ. Ποτλη, Συνταγμα τν θεων κα ιερν καννων, IV, 81 и VI, 5 — 6. Ср. J. С. Suicerus, Thesaurus ecclesiasticus e patribus graecis concinnatus (Amstel. 1682, 2 тома), П, 37. Ducange, Glossarium ad scriptores mediae et infimae graecitatis (Wratislaviae, 1891), I, 579. Это выражение (κανν), применяемое в церкви, на церковно-юридическом языке означает всякое постановление, которое издано подлежащею законодательною властью и высшею церковною властью утверждено для устройства церковных дел, с тем, чтобы ничего неупорядоченного в церковной жизни не было, но все в ней правильно совершалось бы. С первых веков истории христианства у славянских народов слово κανων переведено «правило», так употребляется и доселе. О правилах Православной Церкви    Самое слово κανν означает некоторое прямое орудие, употреблявшееся при тесании и шлифовании камня или дерева. См. толкование Зонары послания Афанасия Великаго о праздниках и предисловие М. Властаря к его Алфавитной Синтагме, у Г. А. αλληκα Μ. Ποτλη, Συνταγμα τν θεων κα ιερν καννων, IV, 81 и VI, 5 — 6. Ср. J. С. Suicerus, Thesaurus ecclesiasticus e patribus graecis concinnatus (Amstel. 1682, 2 тома), П, 37. Ducange, Glossarium ad scriptores mediae et infimae graecitatis (Wratislaviae, 1891), I, 579. Это выражение (κανν), применяемое в церкви, на церковно-юридическом языке означает всякое постановление, которое издано подлежащею законодательною властью и высшею церковною властью утверждено для устройства церковных дел, с тем, чтобы ничего неупорядоченного в церковной жизни не было, но все в ней правильно совершалось бы. С первых веков истории христианства у славянских народов слово κανων переведено «правило», так употребляется и доселе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3710...

V. Брачное право Церкви 53. Таинство брака 53.1. Определение брака в римском праве Брак – это общественный и, в частности, правовой институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц мужского и женского пола, составляющем основу семьи. В «Дигестах» содержится определение брака, принадлежащее римскому юристу Модестину (III в.): «Брак – это союз мужчины и женщины, общение жизни, соучастие в божеском и человеческом праве». Данное определение вошло в канонические сборники Православной Церкви и таким образом было адаптировано и санкционировано Церковью, приобрело церковный авторитет. Это определение включено в «Номоканон в XIV титулах» Патриарха Константинопольского Фотия , в «Алфавитную Синтагму» Матфея Властаря , в «Прохирон» Василия Македонянина, перевод которого составил 49-ю главу славянской «Кормчей книги». В «Кормчей» определение брака дано в следующей редакции: «Брак есть мужеве и жене сочетание, сбытие во всей жизни, божественныя и человеческимя правды общение». В «Номоканоне в XIV титулах» это определение сопровождается замечанием об основных свойствах брака: физическом (моногамный союз лиц разного пола), этическом («общение жизни» – общение во всех жизненных отношениях) и религиозно-юридическом (соучастие в божеском и человеческом праве). Римское право условием действительности брака полагало взаимное согласие на него: «Не может быть совершён брак иначе, как по согласию всех, то есть тех, кто вступает в брак и в чьей власти они находятся» 434 . По форме это согласие могло быть устным, письменным (в виде договора) или выраженным совершившимся делом – переходом невесты в дом жениха. Браку предшествовал «сговор», или обручение. На нём родные или опекуны жениха и невесты договаривались о материальном обеспечении семьи, уточняли размеры приданого, которое невеста приносила в дом жениха. Обручённая невеста в некоторых отношениях уравнивалась с женой. Жених мог принять на свой счёт нанесёную ей обиду и подать в суд на обидчика. Неверность невесты со времён императора Септимия Севера (193 – 211 гг.) приравнивалась к прелюбодеянию со всеми вытекающими последствиями. 53.2. Брак в Ветхом Завете

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Итак великий Григорий Нисский , в послании к (Литоию епископу Мелитинскому) знаменитому по мудрости и духовному разумению, исследуя происхождение всех наших грехов, в первом правиле говорит: «В душе нашей усматриваются три силы: сила ума, сила раздражения и сила вожделения. В сих бывают и подвиги упражняющихся в добродетели и падения уклоняющихся на зло». Доброе проявление силы ума состоит в благочестивом понятии о божественном, в искусстве различения добра и зла и познания того, что в предметах вожделенно и что достойно отвержения и отвращения. Злое же направление силы ума, по противоположению, есть нечестие относительно божественных вещей 1 ; например, если кто-нибудь, отрекшись от веры во Христа, совратился в иудейство, или идолопоклонство, или манихейство 2 , – или, отшедши к чародеям и магам, был уловлен ими и теми, кои обещают чрез демонов делать некоторые очистительные действия и отвращения вреда 3 , – и, просто сказать, – кто погрешает в суждении о предметах, почитая свет тьмою, а тьму светом, по Писанию (Иса. 5, 20). Опять, доброе проявление силы вожделения состоит, конечно, в том, чтобы стремиться к добродетели, – т.е. всею силою любви и всецелым расположением души прилепляться к Богу и ничего не предпочитать любви к Тому, Который источает людям добродетель и всяк дар совершен (как негде говорит божественный Иаков – I гл. 17 ст.). Уклонение же сей способности есть сластолюбие, сребролюбие, пожелание тщетной славы и цветущей красоты телесной, которое, овладев душею, оканчивается блудом, или прелюбодеянием 4 . Прелюбодеяние св. отец определяет 5 , как «навет и обиду чуждому союзу», а блуд, не разрушающий супружества ближнего, «как исполнение одной похоти». К нелепому прелюбодеянию относится мужеложство и скотоложство, потому что и сии грехи св. отец почитает прелюбодеянием против естества; как причинение обиды чуждому роду, и притом вопреки естеству 6 . Похвальное, наконец, и сообразное с природою действие силы раздражения у подвизающагося за веру и добродетель состоит в ненавидении зла, борьбе со страстями, укреплении в мужестве, неустрашимости угроз смертию, безтрепетном перенесении жесточайших мучений и непоколебимости при разлучении от того, что есть приятнейшего, или обычного. Уклонение же и превратное направление сей силы – есть зависть, памятозлобие, ссоры, которые оканчиваются поражениями, а иногда и убийствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

По закону Моисееву установлено было совершать Пасху с 14-го дня первого лунного месяца. Этот первый месяц называется: у египтян – «Фаменоф», у греков – «Дистрос», у евреев – «Нисан», у римлян – «Март». В сем месяце солнце, обтекши противоположную нам часть вселенной, начинает входить в первую дванадесятную часть зодиакального круга, что любители этой науки называют равноденствием, началом месяцев, главою круга, пределом течения планет; предшествующий же месяц называется последним, конечною дванадесятною частию, концем кругообращения планет. И мы верим, что март есть первый месяц, потому что, как сказал Моисей, в это время повелел Бог произрасти древам, цветам, и траве; видим и на деле, что не по другому, а по этому порядку природы исполняется повеление Божие. Впрочем, сказанный месяц, как и все остальные, различается и наименованиями, и числом дней у каждого из вышепоименованных народов. Кроме того, природа совершает равноденствие каждый год в одно и то же время, потому что продолжение годичного времени всегда само себе равно и одинаково, а между тем счет дней и месяцев, как у прочих народов, так и у римлян, который у нас в употреблении, не допускает быть равноденствию ни в тот же час, ни в тот же день. Потому что, так как полнота годичного времени принимает к 365-ти дням еще почти четвертую часть дня: то, если в настоящем году равноденствие было около половины дня, – в следующем году оно будет около захождения солнца, и в последующем около полуночи, и так далее. Но так как опять излишек сверх 365-ти дней содержит не полную четверть дня, а без трехсотой доли, как это покажем впоследствии точнее, а между тем, считая дни и месяцы по обычаю римлян, мы прибавляем в каждый четвертый год к 365-ти дням по целому дню, то и необходимо, через 300 лет, равноденствие должно быть одним днем ранее. Например: в настоящем году 334 равноденствие полагается у нас 18-го марта; через 300 лет оно будет 17-го, через другие 300 лет —16—го и так далее. Во времена Набонассара 335 равноденствие было около конца вечера 25-го марта; во времена Филиппа Аридея оно было около полудня 24-го числа; 336 когда же Христос принял за нас спасительную смерть, равноденствие было около полуночи 23-го числа того же месяца; а в настоящем году, как объяснено, 18-го числа того же месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Скачать epub pdf Глава 1-я – как происходят избрания рукополагаемых епископов и о бывающем при них прекословии Правило 4-е I Собора говорит буквально следующее: «Епископа поставляти наиболее прилично всем тоя области епископам. Аще же сие неудобно, или по надлежащей нужде, или по дальности пути: по крайней мере три во едино место да соберутся, а отсутствующие да изъявят согласие посредством грамот: и тогда совершати рукоположение. Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает митрополиту»: ибо он утверждает избрания, когда выбирает одного из избранных и рукополагает вместе с другими двумя или тремя епископами; а если в епархии митрополита нет такого числа епископов, в таком случае на избрания и хиротонию должно принимать (епископов) и из чужой епархии. То же определяет и 13-е правило Карфагенского Собора. «Аще же кто, – говорит, – поступит вопреки своему согласию, или подписанию, тот произносит суд на себя самого, лишая себя принадлежащей ему чести». А из правил явствует, что незаконно при избраниях присутствовать митрополиту вместе с подведомыми ему епископами, а одним только епископам. А 5-е правило Лаодикийского собора говорит, что при избрании имеющего принять хиротонию не должно присутствовать всякому желающему; ибо в среде избирающих иногда возбуждаются против некоторых обвинения, возбраняющие им, может быть, рукоположение, и если обвинения не останутся тайными для толпы народа, то обвиняемый будет покрыт стыдом и послужит для народа предметом посмеяния, и вместе с тем сие послужит поощрением к злу, ибо от недостаточно утвержденных в вере Божество хулится, как и прославляется чрез добродетельных. То же самое определяет и 19-е правило Антиохийского собора, говоря, что при избрании имеющего принять хиротонию прежде всего должно присутствовать митрополиту области – не для того, чтобы участвовать с епископами в избрании, а для того, чтобы дозволить, ибо без его дозволения невозможно быть избраниям; потом должны быть приглашены все епископы области чрез послания митрополита. Лучше, если соберутся все; а если сие не удобно, то непременно должна присутствовать большая часть их, а неприбывшие по уважительным причинам должны посредством грамот подтвердить сделанное, и таким образом должно совершаться поставление; если же не так будет произведено, то хиротония не действительна. А если избрание будет совершено канонически, как мы сказали, то, если бы некоторые из епископов, по любопрительности, может быть, стали бы противоречить, это не должно препятствовать избранию, но должно иметь силу решение большинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Скачать epub pdf Глава 1-я – о беснующихся или притворяющихся беснующимися А 79-е пр. св. Апостол беснующемуся не позволяет ни быть клириком, ни иметь общения с верными в молитве; а совершенно освободившемуся от демона (позволяет) вступать и в клир, если окажется достойным и по жизни: ибо страдающего с промежутками причислять к клиру безбожно, дабы во время беснования его не было поругаемо священство и не произносимо было хулы на Бога. 87 Ибо как возможно чистый свет священства вверить душе, вселившей в себе, по причине склонности ко злу, проклятую тьму лукавой силы? И миро гнилому сосуду никто здравомыслящий не вверит: ибо душа, свободная от нечистых страстей и радующаяся о святости благих дел, почитается страшною для лукавого полчища демонов. А иначе беснующийся, лишенный разума и смысла и делающий что-нибудь злое и неприличное и испускающий демонические крики, будет смущать народ и препятствовать церковному псалмопению. А 3-е пр. Тимофея Александрийского – одержимого беснованием не постоянно, а с промежутками, допускает до причащения Таин, если, разумеется, в то время, когда находится в здравом уме, не унижает божественного и не порицает таинства и не изрыгает хулы на веру, что сделал и Иуда, открывший иудеям то, чему научился, так как не верил тому, что было, и на Учителя смотрел, как на простого человека, а не Бога. 88 А 14-е (пр.) если кто-нибудь, говорит, поистине неимеющий здравого ума, убил себя, то должен быть удостоен и приношения за него и обычной молитвы: ибо не должно такового лишать узаконенного священного обряда (погребения). А 60-е (пр.) VI Соб. лицемерно беснующихся и таковый образ действий, по злости нравов, с корыстною целью 89 притворно на себя приемлющих повелевает наказывать всяким образом и подвергать их таким же суровостям и трудам, каковым подвергаются и подлинно беснуемые, ради освобождения от демонского действия. Ибо избравшему жизнь под Богом и пренебрегшему человеческими делами должно было избирать безопасный путь, которым шли божественные отцы, а не тот, который служит для многих причиною соблазна. Ибо таковым требуется неослабленное бдение, как говорит один из святых отцов, дабы как-нибудь обративши в шутку, не окончили поруганием над самим собою, хотя бы избрали сей путь и с прямым намерением. Ищи еще в 1-й гл. буквы Β правило 45-е (54-е) 90 Карфагенского собора, Тимофея Александрийского 2-е и 4-е и в 12-й гл. буквы Ε правило 83-е (94-е) соб. Карфагенского, и 26-ю гл. буквы Γ. Глава 2-я – о заимодавцах, займе и закладах

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Скачать epub pdf Глава 1-я – о том, что по субботам не должно поститься Ищи в 37-й гл. буквы Κ 66-е правило святых Апостол и 55-е VI Собора ; в 35-й гл. буквы Ε 16-е пр. Лаодикийского Собора и 5-й гл. буквы Τ 55-е правило VI Собора. Глава 2-я – о позорищных Ищи в 1-й главе буквы Q правило (51-е) VI Собора и в 7-й гл. буквы Μ 46-е (по кн. пр. 55-е) правило Карфагенского Собора. Ищи еще 11-ю гл. буквы Μ. Глава 3-я – о том, что креста на земле изображать не должно, а изображенные кресты должно разметать 73-е правило VI Собора не только возбранило писать на земле изображение честного креста, но и написанные уже изображения заповедует без всякого сомнения зачеркивать и стирать, дабы попиранием ходящих не было оскорбляемо «знамение нашей победы», всею мыслию почитаемое, словом преимущественно прославляемое и чувством поклоняемое. Закон На земле, или на мраморе, лежащем на земле, или на жерновом камне никто не должен вырезывать крест; а если уже написаны, – должны быть уничтожаемы. А кто нарушает этот закон, должен быть подвергнут тягчайшему наказанию. Глава 4-я – о договорах и условиях Законы Потеря договоров не уничтожает сделок в том случае, когда истина может быть доказана иначе. Условия, заключаемые без хитрости и не противоречащие законам, имеют силу. Глава 5-я – о пиршествах В 55-м правиле Лаодикийского собора – клирикам или мирянам устраивать пиршества из приношений и в складчину возбранено: ибо в этом вовсе нет ничего доброго; напротив, полно всякого безобразия. А 27-е правило того же собора воспретило клирикам, бывающим на вечерях любви, брать части (предлагаемых снедей) и уносить домой: ибо сие изобличает в поступающих таким образом ненасытность и худые привычки, так как этим причиняется оскорбление церковному устроению. Ищи еще 3-ю главу буквы Α. Глава 6-я – о тех, которые удаляются от священных собраний Ищи в 9-й гл. буквы Β 5-е и 6-е правила Гангрского Собора. Глава 7-я – о клириках, имеющих привведенных жен Ищи 19-ю главу буквы Γ. Глава 8-я – о тех, которые прикосновенны к грехам клириков и не исповедуют (их)

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Скачать epub pdf Глава 1-я – о Фалкидии Фалкидий есть закон, отнимающий от легатариев (т.е. получающих дар от кого либо по завещанию) третью часть отцовского имущества и передающий (ее) наследнику. Он установлен ради детей, чтобы природные наследники имели предпочтение, и состоит в следующем: если у отца один сын, или два, или три и даже до четырех, то, за вычетом прежде долгов, потом издержек на погребение и того, что расходуется с благочестивою целью, а также и цены отпущенных на свободу рабов, дети получают третью часть чистого имущества своего отца; а если детей у него будет пятеро и больше, то они получают половину имущества; а остальное отец дарит кому захочет, или одному из своих детей, или нескольким, или кому либо чужому; если бы даже захотел отец бросить, может быть, в пропасть, то и в таком случае никто не может подвергать его суду. А закон говорит: «Определяем, чтобы дары, оставляемые по завещанию с благочестивою целью, имели предпочтение даже и пред фалкидием». Глава 2-я – об отравителях и магах Ищи 1-ю главу буквы Μ. Глава 3-я – о растлении дев Ищи в 15-й главе буквы Μ 18-е и 60-е правило Василия Великого , 13-ю главу буквы Α и буквы Γ главу 8-ю и 30-ю. Глава 4-я – о сребролюбии Ищи 11-ю главу буквы Π. Глава 5-я – об убийствах вольных и невольных 65-е (66-е) правило святых Апостолов говорит: кто в сваре, т.е. в споре, ударит кого-либо и убьет, нанесши хотя бы и один удар: если клирик, да будет извержен за продерзость свою, а если мирянин – да будет отлучен. Ибо посему и Господь повелевает не только не отмщать обидевшему, но подставлять и правую щеку биющему ( Матф. 5, 39 ), так как ссора иногда оканчивается убийством. А великий Григорий Нисский в 5-м правиле говорит: «Преступление убийства разделяется по различию убийства вольного и невольного. Вольное убийство, во-первых, есть то, на которое намеренно дерзнул решившийся на него; во-вторых, и то полагается между вольными убийствами, когда кто-либо в сопротивоборстве и в ссоре, бия и будучи бием, наносит рукою удар в некое опасное место.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Скачать epub pdf Глава 1-я – о чине клириков Ищи 4-ю (5-ю) главу буквы Σ. А 56-е правило Лаодикийского собора повелевает – не позволять пресвитерам, когда епископ совершает вход в алтарь, входить прежде его и сидеть, и оставлять одного епископа (ибо сие служит признаком не только бесчиния, но и пренебрежения к архиерею), но повелевает входить вместе с ним, разве кто немощен и совсем не может выносить стояния 369 . Глава 2-я – о погребении Закон Не позволяется погребать заведомо в тех местах, где лежит тело мученика 370 . Никто не должен переносить с могил какой-либо вещи или иного сооружения 371 . Никто не должен без повеления царя переносить человеческое тело в другое место 372 . Ищи в 15-й гл. буквы Μ. Глава 3-я – о том, что непозволительно ни крестить умерших, ни подавать причащение телам их Ищи 26-ю главу буквы C. Глава 4-я – о детях клириков 35-е (44-е) правило Карфагенского собора полагает, что не должно епископам и клирикам давать поспешно детям своим свободу, если возрастом и добрыми нравами не дадут удостоверения в том, что могут надлежащим образом и благоговейно управлять своими делами; а в противном случае и сами будут участниками в грехах их. Законы А законы повелевают, чтобы самостоятельность детям была даваема не от одного отца, – клирика ли то, или мирянина, – но если присудит сие и судебное исследование, ибо говорят: не простое согласие отца освобождает сына от власти отца, но законный акт. 373 А почтенные начальственной должностию дети епископов по закону становятся самовластными, и отцы их не подвергаются за них ответственности; ибо 81-я Юстинианова новелла говорит, что все лица, почтенные достоинствами, и начальники, имеющие должности, должны быть самовластны, хотя бы и не достигли возраста для освобождения из под отцовской руки. Впрочем, отцы подвергаются ответственности, может быть, за душевные погрешности, которыми грешат их подвластные дети, но отнюдь не за преступления, потому что отцы не наказываются за детей; ибо закон говорит: грехи следуют за головою. Глава 5-я – о святой четыредесятнице и о соблюдаемых в ней обычаях

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010