Т. 1 (1852): Номоканон XIV титулов с толкованиями Феодора IV Вальсамона ; «О ересях и Соборах» Патриарха К-польского Германа I (С. 339-369); анонимный трактат о Вселенских Соборах (С. 370-374); часть послания свт. Фотия , Патриарха К-польского, Михаилу, кн. болгарскому (С. 375-388); «Синоптическое изъяснение о Святых и Вселенских Соборах» Нила, митр. Родосского (С. 389-395). Т. 2 (1852): Правила святых апостолов и Вселенских Соборов, а также К-польских Соборов 861 и 879 гг. с толкованиями Иоанна Зонары , Феодора Вальсамона и Алексия Аристина . Т. 3 (1853): Правила Поместных Соборов с толкованиями Иоанна Зонары, Феодора Вальсамона и Аристина. Т. 4 (1854): Правила святых отцов с толкованиями тех же канонистов; Окружное послание свт. Геннадия I , Патриарха К-польского, и епископов К-польского Собора 459 г. папе Римскому о непоставлении на мзде (С. 368-374); Послание свт. Тарасия , Патриарха К-польского, папе Адриану I о том же (С. 375-385); канонические отрывки из сочинений свт. Василия Великого , свт. Иоанна Златоуста , прп. Анастасия Синаита (С. 386-392); Синопсис канонов (С. 393-416); канонические ответы афонским монахам Патриарха К-польского Николая III Грамматика с толкованиями Феодора Вальсамона (С. 417-426); правила и канонические ответы свт. Никифора I , Патриарха К-польского (С. 427-431); отрывки из номоканона свт. Иоанна IV Постника , Патриарха К-польского (С. 432-446); 66 ответов Феодора Вальсамона на вопросы Патриарха Александрийского Марка III (С. 447-496); др. сочинения Феодора Вальсамона (С. 497-579), в т. ч. о постах в течение года (С. 565-579); сочинения, приписываемые прп. Анастасию Синаиту, «О трех постах» (XII в.) (С. 580-584) и «О посте Пресв. Богородицы» (С. 585-588); из 57-го слова «Пандектов» Никона Черногорца (С. 589-591); трактат Иоанна Зонары о запрете троюродным братьям (δισεξδελφοι, ξδελφοι δετεροι) последовательно жениться на одной женщине (С. 592-597), его же слово о том, является ли осквернением естественное истечение семени (С. 598-614). T. 5 (1855): Соборные решения архиепископов и Патриархов К-польских; новеллы визант. императоров (С. 186-340); ответы, письма, подписи под соборными деяниями и справки по различным каноническим вопросам (С. 341-627). Т. 6 (1859). Алфавитная синтагма Матфея Властаря на основе 3 парижских, 4 венских и 2 афинских греч. списков; индекс ко всей А. с. (С. 519-619).

http://pravenc.ru/text/77096.html

Использованная литература Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского, в русском переводе. В 12 т. – Издание Императорской С-Петербургской Духовной Академии, 1895–1906. Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго , архиепископа Кесарии Каппадокийския. В 7 т. – Сергиев Посад: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1900–1902. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова , архиепископа Константинопольского. В 2 ч. – Санкт-Петербург, 1912. Творения святого Григория Нисского . В 8 ч. – М., 1862–1872. Матфей Властарь. Алфавитная синтагма Матфея Властаря . – М., 1892. Творения преподобного Исидора Пелусиота /Творения святых отцев в русском переводе, издаваемые при Московской Духовной Академии. Т. 34–36. – М., 1859. Творения святаго Кирилла Александрийского . В 11 т. – М., 1887–1898. Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты/Пер., вступ. ст. и комм. А.И. Сидорова . – М.: Мартис, 1994. Преподобного отца нашего Исаака Сирина Слова подвижнические. – М.: Лепта-книга, 2007. Синезий Киренский. О царстве/Пер. М.В. Левченко//Византийский временник. 1953. Т. 6. Книга Правил святых Апостолов, Святых Соборов, Вселенских и Поместных, и Святых Отцов. – М., Синодальная типография, 1893. Афанасий Великий , свт. Жизнь и наставления преподобной Синклитикии Александрийской, подвизавшейся в IV веке. – М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000. Благолюбие. Т. 1–4. – М.: Из-во Братства во имя Святой Троицы, 2010. Святой Дионисий Ареопагит . Собрание творений. В 6 т. – СПб.: Алетейя, 2001. Марк Исповедник, прп. О законе духовном//Добротолюбие. Т. 1. – М., 1990. Преподобного отца нашего Аввы Дорофея , душеполезные по учения и послания с присовокуплением вопросов и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка, ю-е изд. – Изд. Козельской Введенской Оптиной Пустыни, 1913. Творения иже во святых отца нашего Иоанна Дамаскина . Точное изложение православной веры . – СПб., 1894. Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. 7-е изд. – Сергиев Посад: Изд. Козельской Введенской Оптиной Пустыни. 1908.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАОДИКИЙСКИЙ СОБОР (Сер. IV в.), поместный Собор епископов рим. пров. Фригия Пакатиана. Собор в Лаодикии Фригийской (руины города находятся в 10 км от совр. г. Денизли, Турция) известен тем, что в каноническом корпусе правосл. Церкви содержатся 60 правил, приписываемых этому Собору. Точное время проведения Л. С. не установлено. В древних канонических сборниках Л. С. упоминается после Антиохийского Собора 341 г. (см. Антиохийские Соборы ) и до Вселенского II Собора 381 г. ( Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. 1907. Col. 989-990). В частности, на этом месте каноны Л. С. указываются во 2-м прав. Вселенского VI Собора в перечне «священных правил» предшествовавших Соборов. Комментатор канонов Матфей Властарь , ссылаясь на это правило в «Алфавитной синтагме» , ставит Л. С. между Антиохийским Собором и Сардикийским Собором (ок. 343) ( Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. Τ. 6. Σ. 315). Вместе с тем, как замечает архиеп. Петр (Л " Юилье), картина общего состояния церковной дисциплины, нашедшая отражение в правилах Л. С., больше соответствует 2-й пол. IV в. ( Петр (Л " Юилье). 2005. С. 339). О Л. С. сохранилось упоминание в «Толковании на Послание ап. Павла к Колоссянам» Феодорита , еп. Кирского († ок. 457) ( Theodoret. In Col. 2. 18; 3. 17), в связи с вопросом о чрезмерном почитании ангелов (см.: Кол 2. 18). Вероятно, еп. Феодорит, сообщая, что Л. С. «законом воспретил молиться (προσεχεσθαι) ангелам» ( Theodoret. In Col. 2. 18), имел в виду 35-е прав. этого Собора: «Не подобает христианам оставляти церковь Божию и отходити, и ангелов именовати, и творити собрания» (ср.: Никодим [Милаш], еп. Правила. Т. 2. С. 105). Сборник правил Л. С. имеет компилятивный характер. По первым словам правила можно разделить на 2 группы: первые 19 начинаются словами «περ το...» (о том, что...), остальные - «τι ο δε...» (о том, что не следует...) или «τι δε...» (о том, что следует...) ( Amann. 1924. Col. 2611; Петр (Л " Юилье).

http://pravenc.ru/text/2463109.html

Скачать epub pdf Глава 1-я – о построении и освящении храмов Ищи 12-ю главу буквы Ε. Глава 2-я – о том, что внутри оград храма не должно ни бывать пиршествам, ни быть корчемницам, ни предлагать что-либо на продажу, ни вводить без нужды животное, ни оставаться кому-либо с женою Ищи 15-ю главу буквы Ε. Глава 3-я – о младенцах покидаемых или сомнительных, крещены ли они Ищи 29-ю главу буквы Γ и 2-ю гл. буквы Β. Глава 4-я – о посте 69-е правило святых апостолов определяет, чтобы верные сорокадневный период времени пред святою Пасхою пребывали, без всякого послабления в усердии, в посте и воздержании, приводя на память те дни, в которые Господь, постом укрепившись по человечеству, победил нашего врага; а также и всякую среду и пяток каждой из прочих седмиц года наравне с днями четыредесятницы (повелевает правило) проводить в посте и сухоядении; а не соблюдающих поста во все сии дни (правило) подвергает: клириков – извержению, а мирян – отлучению, кроме тех, говорит, которым препятствует телесная слабость соблюдать пост: ибо пост придуман для укрощения прихотливой плоти; а когда она удручена болезнью, нет большой необходимости укрощать ее постом. Посему безрассудно было бы не удостоивать снисхождения немощных и допускающих употребление рыбной пищи; употребление же вообще мяса ничем не различается от нечестия, хотя бы кто, находясь при последнем издыхании, думал подкрепить себя употреблением его; а по субботам и воскресным дням четыредесятницы позволяется употреблять пищу в достаточном количестве, по 66-му (64-му) Апостольскому правилу, которое ищи в 37-й главе буквы Κ. Собственно узаконен один сорокадневный пост – пред святой Пасхой: ибо если бы были и другие посты, то упомянуло бы правило и о них. Впрочем, думаю, 326 что никто из благомыслящих не будет обвинять постящихся и в другие посты, т.е. в пост святых Апостолов, Успения Святыя Богородицы и Рождества Христова. Ищи еще в 37-й главе буквы Κ 15-е правило святого Петра Александрийского . А десятое (пр.) Тимофея Александрийского – истощенному болезнию употреблять вино и елей в постные дни пред Пасхою считает делом правым, и (позволяет) держаться узаконенного сухоядения не по примеру других, а «сколько возможет понести», – или разрешать на каждый день, или через день, по рассуждению того, кому он предоставил устроение своих помыслов. 327 Ищи еще 25-ю главу буквы Γ.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Скачать epub pdf Глава 1-я – об обидах Ищи 7-ю главу буквы Β. 55-е пр. святых Апостолов, а также и 56-е говорят: клирик, причинивший обиду своему епископу, должен быть извержен: князю бо людей твоих да не речеши зла ( Деян. 23, 5 ); это – изречение вождя Моисея ( Исх. 22, 28 ); а причинивший обиду (клирик) пресвитеру или диакону должен быть отлучен: ибо обида, причиненная большему лицу, заслуживает и большего наказания, а обида, причиненная меньшему лицу, заслуживает и наказания меньшего; ибо епископ занимает в теле Церкви место главы, а пресвитеры и диаконы – рук и других служебных членов. А 57-е (Апостольское же правило) говорит: кто хромому, или слепому, или ногами болезненному посмеется, да будет отлучен, будет ли то клирик или мирянин. Ибо к таковым должно иметь сострадание и подавать им руку помощи, а не делать их предметом поругания и смеха. Законы Жестокая обида определяется или лицом, или делом, или местом: лицом – когда будет причинена начальнику или патрону 384 ; местом – когда причинена на зрелище, в виду всех; делом – когда будет нанесена и рана или будет ранено лицо. Таковые, если они знатные, или на время ссылаются, или подвергаются некоторым лишениям; а если свободные, но простые, – то наказываются палочными ударами, а если рабы, – то наказываются плетьми и отдаются господину. Если кто во время совершения божественных таинств или других святых служб, вошедши в святую церковь , причинит что-либо обидное епископу, или клирикам, или иным низшим служителям церкви, – повелеваем подвергать такого тяжелому наказанию и посылать в заточение; а если произведет замешательство в совершении и самых божественных таинств и службе, или воспрепятствует совершать их, в таком случае подвергать смертной казни; то же самое должно быть соблюдаемо и при общественных молитвах, при которых бывают епископы или клирики, чтобы, если кто-либо причинит только обиду, был подвергаем наказанию и ссылке, а если прервет молитву, был подвергаем смертной казни. Глава 2-я – об идропарастатах – еретиках

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Содержание Предисловие автора    Самое слово κανν означает некоторое прямое орудие, употреблявшееся при тесании и шлифовании камня или дерева. См. толкование Зонары послания Афанасия Великаго о праздниках и предисловие М. Властаря к его Алфавитной Синтагме, у Г. А. αλληκα Μ. Ποτλη, Συνταγμα τν θεων κα ιερν καννων, IV, 81 и VI, 5 — 6. Ср. J. С. Suicerus, Thesaurus ecclesiasticus e patribus graecis concinnatus (Amstel. 1682, 2 тома), П, 37. Ducange, Glossarium ad scriptores mediae et infimae graecitatis (Wratislaviae, 1891), I, 579. Это выражение (κανν), применяемое в церкви, на церковно-юридическом языке означает всякое постановление, которое издано подлежащею законодательною властью и высшею церковною властью утверждено для устройства церковных дел, с тем, чтобы ничего неупорядоченного в церковной жизни не было, но все в ней правильно совершалось бы. С первых веков истории христианства у славянских народов слово κανων переведено «правило», так употребляется и доселе. О правилах Православной Церкви    Самое слово κανν означает некоторое прямое орудие, употреблявшееся при тесании и шлифовании камня или дерева. См. толкование Зонары послания Афанасия Великаго о праздниках и предисловие М. Властаря к его Алфавитной Синтагме, у Г. А. αλληκα Μ. Ποτλη, Συνταγμα τν θεων κα ιερν καννων, IV, 81 и VI, 5 — 6. Ср. J. С. Suicerus, Thesaurus ecclesiasticus e patribus graecis concinnatus (Amstel. 1682, 2 тома), П, 37. Ducange, Glossarium ad scriptores mediae et infimae graecitatis (Wratislaviae, 1891), I, 579. Это выражение (κανν), применяемое в церкви, на церковно-юридическом языке означает всякое постановление, которое издано подлежащею законодательною властью и высшею церковною властью утверждено для устройства церковных дел, с тем, чтобы ничего неупорядоченного в церковной жизни не было, но все в ней правильно совершалось бы. С первых веков истории христианства у славянских народов слово κανων переведено «правило», так употребляется и доселе. О правилах святых Апостолов    Самое слово κανν означает некоторое прямое орудие, употреблявшееся при тесании и шлифовании камня или дерева. См. толкование Зонары послания Афанасия Великаго о праздниках и предисловие М. Властаря к его Алфавитной Синтагме, у Г. А. αλληκα Μ. Ποτλη, Συνταγμα τν θεων κα ιερν καννων, IV, 81 и VI, 5 — 6. Ср. J. С. Suicerus, Thesaurus ecclesiasticus e patribus graecis concinnatus (Amstel. 1682, 2 тома), П, 37. Ducange, Glossarium ad scriptores mediae et infimae graecitatis (Wratislaviae, 1891), I, 579. Это выражение (κανν), применяемое в церкви, на церковно-юридическом языке означает всякое постановление, которое издано подлежащею законодательною властью и высшею церковною властью утверждено для устройства церковных дел, с тем, чтобы ничего неупорядоченного в церковной жизни не было, но все в ней правильно совершалось бы. С первых веков истории христианства у славянских народов слово κανων переведено «правило», так употребляется и доселе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТФЕЙ ВЛАСТАРЬ Иером. Матфей Властарь в предстоянии Иисусу Христу. Миниатюра из рукописного сборника. XV в. (Ath. Vatop. 483. Fol. 2r) Иером. Матфей Властарь в предстоянии Иисусу Христу. Миниатюра из рукописного сборника. XV в. (Ath. Vatop. 483. Fol. 2r) [Греч. Ματθαος Βλσταρις] (ок. 1280 - ок. 1350), канонист, богослов, гимнограф; известен прежде всего как автор «Алфавитной Синтагмы» - энциклопедии канонического права. М. В. был иеромонахом в мон-ре Перивлептос («ту кир Исаак») в Фессалонике, в к-ром провел большую часть жизни и скончался; по-видимому, какое-то время находился на Афоне. О его жизни известно не много; в рукописи ГИМ. Син. греч. 290(236). Л. 243 автором соч. «О Божественной благодати, или О Божественном свете» назван Матфей, к-рый был «в Солуни монахом и пресвитером, муж благоговейный и образованный, сведущий и в предметах божественных; был учеником чудного оного между монахами кир Исаака, и в его монастыре восприял конец жития своего» ( Арсений (Иващенко), архим. Письмо Матфея Властаря, иером. Солунского и писателя XIV в., к принцу Кипрскому Гюи-де-Лузиньяну, с обличением латинского неправомыслия: Сведения о жизни писателя и его произведениях. М., 1891. С. 1; см. также: Владимир (Филантропов). Описание. С. 308). В результате некорректного прочтения рукописей в некоторых изданиях М. В. назван врачом: издатели читали так первое слово в заголовке стихотворного произведения «О должностях Константинопольского дворца» οκτρο μοναχο ταυτ Ματθαου θτου как ατρο (PG. 157. P. 129, 236). Эта ошибка отмечена и исправлена в изд.: Fabricius J. A. Bibliotheca Graeca. Hamburg, 1721. Vol. 10. P. 493-494. Достоверно подтвердить медицинские занятия М. В. не удается, хотя анализ источников показывает, что он был знаком с медицинской тематикой ( Πσχος . 1978. Σ. 69-72). М. В. был прекрасно образован, что видно из его сочинений, к-рые не только не сводятся к «Алфавитной Синтагме», но и не ограничиваются сферой права. Он был знаком как со светским (императорским) законодательством, с церковными правилами, святоотеческими творениями, а также с сочинениями античных авторов: М. В. ссылается, в частности, на Гомера, Софокла, Иосифа Флавия. В «Алфавитной Синтагме», составленной в 1355 г., он использует «Номоканон XIV титулов», комментарии Иоанна Зонары и патриарха Феодора IV Вальсамона , «Эклогу» , «Исагогу» , «Прохирон» , новеллы имп. Льва VI Мудрого , «Василики» , а также различные юридические сборники, составленные в IX-X вв. или в более поздний период, такие как «Частная эклога Пространной редакции», Большой синопсис «Василик», «Исагога Пространной редакции», «Прохирон Пространной редакции», Ecloga ad Prochiron mutata (Эклога, измененная по Прохирону), Πνημα νομικν (Руководство к изучению законов) Михаила Атталиата .

http://pravenc.ru/text/2562688.html

Скачать epub pdf Глава 1-я – об игуменах Ищи 6-ю главу буквы Α. Глава 2-я – о возрасте рукополагаемых клириков Ищи в 5-й главе буквы Δ правила: VI Собора – 14-е и 15-е, IV-ro Собора 15-е и Карфагенского собора 16-е (22-е), которые повелевают рукополагать (во) пресвитера – 30-ти лет, (во) диакона – 25 лет, (во) диакониссу – 40 и (в) иподиакона 20. А сказанные правила VI Собора повелевают и извергать тех, кои рукополагаются не достигши определенного возраста. То же самое говорит о возрасте пресвитера и 11-е правило соб. Неокесарийского, которое буквально излагает и сказанное 14-е правило VI Собора. Закон А 123-я Юстинианова новелла говорит: не позволяем быть ни пресвитером имеющему менее 30 лет, ни диаконом – имеющему менее 25 лет, ни иподиаконом – менее 20 лет, ни чтецом – менее 18 лет, а во диакониссу не должна быть рукоположена та, которой менее 40 лет, или которая вступила во второй брак 222 В подлиннике постановление это определяет один и тот же возраст для кандидатов на степень диаконскую и иподиаконскую. В определении возраста для иподиакона Властарь следует постановлению церковных правил (VI Соб. прав. 15) и гражданским узаконениям. Ср. Высочайше утвержденное положение 16 апр. 1869 года, ст. IV, которым подтверждено: «При возведении на высшие степени в церковном причте наблюдать как порядок постепенности, так и лета от рождения, именно, в сан диакона рукополагать только достигших 25 лет от роду, а в сан священника, по возможности, не моложе 30 лет. В толковании на пр. 14-е соб. Трул. издатели Пидалиона скорбят о нарушении правил относительно возраста рукополагаемых: «Да будет милостив Бог к нынешним нарушителям сих правил; и если они не внимают богоносным и св. отцам, то пусть послушают мирского человека (разум. Император Юстиниан), который в (изложенной выше) 123-й новелле говорит и т.д. Рус. пер. в Чтен. Общ. Люб. Дух. Пр. 1887 г. ноябрь, стр. 395.. Глава 3-я – о долготе дня Закон День определяется временем от седьмого часа ночи по шестой час следующей ночи, и сделанное в какой-либо из сих 24-х часов считается сделанным в этот день. Читать далее Источник: Синтагма Матфея Властаря : Исследование священника Николая Ильинского. - Москва : Изд. Московского о-ва любителей духовного просвещения, 1892. - VI, 239 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Дошедшие сербские списки К. к. характеризуются редкой устойчивостью состава (см.: Троицки. 1952. С. 34-63; Щапов. 1978. С. 261-263), различия между ними заключаются преимущественно в наборе дополнительных статей и в размещении глосс (на полях либо в тексте). Известен лишь один пример значительного сокращения текста - в пергаменном списке 1-й пол. XIV в. ГИМ. Хлуд. 76. Большинство списков (во всяком случае до сер. XIV в.), насколько можно судить по прямым либо косвенным свидетельствам, имеют офиц. происхождение: они переписаны по заказу церковных иерархов либо представителей правящей династии Неманичей. Архетип Морачского списка 1615 г. был написан «из архиепископлих книг» для Будимлянского еп. Феофила (1251-1252), Иловицкий был создан в 1262 г. по повелению еп. Неофита для Зетской епархии, Милешевский (Бухарестский) XVI в. восходит к кодексу, написанному в 1295 г. для св. кор. Елены Анжуйской , Рашский создан в 1305 г. по заказу еп. Раса Георгия для Хиландарского мон-ря, Сараевский появился в 1-й трети XIV в., вероятнее всего в окружении архиеп. Никодима ( Турилов. 2013. С. 44-48), современный ему Дечанский был написан скорее всего специально для мон-ря Высокие Дечаны, основанного св. кралем Стефаном Урошем III. С сер. XIV в. в связи с учреждением в Сербии Патриаршества и венчанием Стефана Уроша IV Душана царской короной официальным каноническим сборником, используемым Сербской Церковью, становится «Алфавитная синтагма» Матфея Властаря, переведенная на слав. язык по инициативе царя. Однако Кормчую Сербской редакции продолжают переписывать и, вероятно, использовать в церковной практике во 2-й пол. XIV - 1-й четв. XVII в. (этим временем датируется 5 серб. списков из 11), хотя Синтагма явно преобладает (15 списков с 1378 до нач. XVII в. только в хранилищах бывш. Югославии). Какие-либо закономерности (напр., региональные) в употреблении Кормчей и Синтагмы для Сербии 2-й пол. XIV-XVII в. не выявлены, можно лишь предполагать, что ситуация была в чем-то аналогичной употреблению разных редакций К. к. в восточнослав. регионе в XV - 1-й пол. XVII в.

http://pravenc.ru/text/2458663.html

Известно даже, что Иваном Васильевичем Грозным там был основан (или возобновлен) какой-то монастырь.  . В документе дипломатического содержания говорится об этой обители следующее: «В прошлых годах послали мы в Волошскую землю в монастырь построения царя Ивана Васильевича для своего дела человека своего…». Создание монастыря с известной долей вероятности можно отнести к началу второй половины XVI века, так как к этому времени относится один весьма интересный факт сотрудничества между Иваном Грозным и молдавским господарем Александром IV. Не имея славянского перевода греческого церковного-правового сочинения Матфея Властаря («Алфавитной синтагмы»), Иван Грозный, которому оно было очень нужно, решил заказать рукопись в Молдавии, славившейся в то время учеными пастырями, и обратился с соответствующей просьбой к господарю. Александр IV поручил дело епископу Макарию, одному из наиболее даровитых церковных деятелей эпохи. Владыка Макарий начал работу в 1556 году. Видимо, создание Синтагмы продолжалось долгое время, высылка рукописи в Москву последовала только 18 сентября 1561 года. Однако в столицу Русского государства рукопись так и не попала. Она по каким-то неизвестным причинам была оставлена в одном из монастырей Галиции. Среди обителей, которым благоволил Иван Грозный, следует назвать и монастырь Быстрицу под городом Яссы. Очевидно, царь давал вклады в этот монастырь, поскольку в синодике обители среди имен молдавских господарей читается и такая запись о поминании: «Иван, царь Московский, и царица его Анастасия, и сын их Иван царевич, и дщерь Евдокия, и Феодор, и Юрии — брати цареви». В 1601 году в Тихвинский Успенский монастырь была пожертвована плащаница, весьма искусно сделанная по заказу Истомы Осиповича Безобразова, постельника царя Бориса Годунова. Впоследствии данная плащаница оказалась все в том же Быстрицком монастыре. По-видимому, плащаница находилась в числе богослужебных предметов, переданных в качестве дара Бориса Годунова господарю Михаилу Храброму. Известны слова валашских послов: «Его царское величество (Борис Годунов) прислал церковное строенье, образы…».

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/61...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010