Отсутствие зоны протесиса позволяет предполагать, что храм создан до VIII в., когда приготовление хлеба и вина еще имело достаточно свободный характер и совершалось где-то вне основного объема храма. Следует оговориться, что, возможно, протесисы в храмах, не имеющих их следов, просто не сохранились – теоретически они могли представлять собой переносные столики. Кроме того, не от всех каменных конструкций остаются видимые следы, как это, например, имеет место с престолом в полупещерной «часовне» у западного обрыва Эски-Кермена (см. отчет экспедиции 1936–37 гг.: Архив VIMK РАН. Ф.2. Оп. 1. 1936. Д.268). Однако, первоначальное отсутствие протесиса и соответственно ранняя датировка храмов класса I подтверждаются характерными для наземных храмов ранневизантийского времени особенностями устройства: наличием выдающейся в наос алтарной преграды или использованием триконхиальной формы. Два этих архитектурных варианта позволяют выделить внутри класса I два типа. Кроме того, один храм без протесиса имеет близкие параллели с каппадокийской архитектурой и выделен нами в третий тип. Еще два храма, хотя и не имеющие следов протесиса, но не обладающие характерными для памятников класса I формами, мы рассмотрим в конце статьи. Тип I.1. Храмы с алтарной преградой в форме выступающего в наос П-образного прямоугольного темплона. Это древнейшая разновидность византийского темплона, известная уже с IV в. и исчезающая из наземной архитектуры с уменьшением размеров храмов и деградацией синтрона (IX-X вв.). Выступающим «архаическим» темплоном (а также рядом других общих признаков – см. ниже) обладают: (1а) 1 храм «с баптистерием» на Тепе-Кермене; (2) храм «Судилище» на Эски-Кермене; (3) главный храм Челтер-Кобы. Увлекшись дискуссией о датировке Челтер-Кобинского монастыря – VIII или XIII-XIV вв., сторонники первой (В.Н.Даниленко, Ю.С.Воронин) и второй (Ю.М.Могаричев) гипотез так и не смогли внимательно проанализировать устройство храма обители. Могаричев, например, видит здесь невозможную комбинацию из двухступенчатого синтрона и пристенного престола, «по-видимому, сбоку (!) от синтрона». Между тем в полу храма (и на плане в книге Могаричева) хорошо читаются и гнездо престола, и остатки срубленного синтрона, и следы выступающей П-образной алтарной преграды. Скамья, которую Ю.М.Могаричев отождествил с синтроном, находит себе аналогию в двухступенчатой скамье Отметим, что через некоторое (возможно, немалое) время в алтаре был устроен протесис в виде грубо высеченной ниши в стене.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Чтобы спасти древний аланский храм Божией Матери, изменят русло реки 12.09.2007 Власти Северной Осетии планируют направить реку Згурдон в другое русло, чтобы спасти от разрушения храм XII века, сообщил сотрудник пресс-службы республиканского правительства. Подмываемый рекой Зругский храм Божией Матери , расположенный в одном из труднодоступных ущелий Алагирского района республики на высоте свыше 2,2 тысячи метров над уровнем моря, уникален сохранившимися остатками росписей XII века, а также наличием фрагментов резной алтарной преграды. " Река Зругдон подмывает крутой склон холма, на котором возведен храм, ставя под угрозу обрушения оставшиеся две его стены " , - сообщил на состоявшемся 11 сентября совещании по вопросу сохранения храма директор предприятия промышленных альпинистов " Горный клуб Каскад " Олег Рыжанов. Как сказал сотрудник пресс-службы правительства региона, в начале этого года храм обследовала специальная комиссия, которая пришла к выводу о необходимости безотлагательного начала аварийных и восстановительных работ. " Прежде всего, предстоит укрепить откос, покрыть его геотекстилем, а также максимально усилить устоявшую часть храма. Кроме того, нам надо до наступления снежного периода извлечь из речного русла осыпавшиеся фрагменты храмовых стен и свода и переместить их в безопасное место " , - отметил Рыжанов. Планируется, что летом будущего года к восстановительным мероприятиям подключится республиканское министерство строительства и архитектуры с тем, чтобы осуществить капитальные берегоукрепительные работы и направить поток Зругдона в другое русло. Как сообщили в пресс-службе со ссылкой на директора Северо-Осетинского центра по охране памятников истории и культуры Людмилу Габоеву, нигде на Северном Кавказе подобных фрагментов алтарной преграды не сохранилось, а росписи этого времени также единичны. Стоимость первого этапа работ по сохранению храма составляет около 5 миллионов рублей. Осуществить восстановительные работы в полном объеме предполагается в рамках федеральной программы " Юг России " , рассчитанной на 2008-2012 годы. По словам представителя пресс-службы, уникальный храм рассматривается и как экономический фактор развития региона. Он гармонично вписывается в создание уже включенного в ФЦП " Юг России " горно-рекреационного комплекса в соседнем, Мамисонском ущелье. Нетронутый цивилизацией район Зругского урочища с источниками целебной минеральной воды, остатками древних аланских поселений, храмом и находящимся неподалеку от него языческим святилищем непременно привлечет туристов, добавили в пресс-службе. РИА Новости/Седмица.Ru Редакция текста от: 12.09.2007 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/3578.html

На наш взгляд, важнейший смысл русской реформы состоит в самой идее унификации иконной декорации алтарной преграды. Как становится ясно в свете опубликованных данных, в Византии XIV в. такая унификация отсутствовало в принципе. Даже литургически важный момент закрытия интерколумниев преграды иконами не регламентировался высшей иерархией. Одновременно и бесконфликтно существовали и открытые, и закрытые преграды 64 . При этом, как можно догадываться, существовали преграды и вовсе не имевшие икон. Аналогичная пестрая картина имела место и в русской художественной практике XIV в. На этом фоне первые высокие иконостасы отличаются редким единообразием. Новый тип иконостаса почти сразу получил статус канонического образа, что, по-видимому, заметно отличало русскую ситуацию от византийской. Такая редакция могла быть проведена только на вершине церковной иерархии. Ее наиболее вероятным автором считают московского митрополита Киприана (1390–1406), одним из основных направлений деятельности которого была всесторонняя унификация литургической практики 65 . Как органичная часть этой глобальной реформы обрядовой сферы может быть рассмотрено и появление высокого иконостаса. Размышляя о духовных истоках реформы, нельзя не вспомнить о тесных связях митрополита Киприана с исихастским Афоном и его особой близости с константинопольским патриархом Филофеем (1353–1355; 1364–1376), который, еще будучи игуменом афонской Лавры, составил новое литургическое чинопоследование (Diataxis), при митрополите Киприане введенное в русскую богослужебную практику. Речь идет о заключительном этапе трансформации византийской литургии, названном Р. Тафтом «неосавваитским синтезом», выразившимся в новой, по отношению к Студийской версии, адаптации Иерусалимского устава (Лавры св. Саввы Освященного), осмысленного в контексте мистического опыта исихастов XIV в. 66 Можно думать, что, поднятая как знамя, идея унификации литургической сферы была призвана объединить распадающийся православный мир. В эпоху гибели Византийской империи она имела глобальный религиозно-политический и историко-культурный смысл. Как кажется, подробное исследование иконостаса в связи с этим важнейшим духовным процессом способно ответить на многие вопросы, относящиеся как к происхождению русского иконостаса, так и принципам его иконографического развития в XV–XVII вв.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Скачать epub pdf Мельник А. Г. Основные типы русских высоких иконостасов XV – середины XVII веков 813 Высокий иконостас, по общему мнению – это одно из центральных явлений русской средневековой культуры. Естественно, что различным вопросам его изучения посвящена обширная литература 814 . Однако по сию пору типология иконостасов установлена лишь в самом общем виде. Например, в одной из последних обобщающих работ на данную тему иконостасы XV–XVI вв. делятся лишь на следующие четыре типа: 1) двухъярусный иконостас, состоявший из местного и денсусного чинов: 2) трехъярусный, включавший в себя либо местный, деисусный и праздничный чины, либо вместо праздничного завершался пророческим чином: 3) четырехъярусный, состоявший из местного, деисусного. праздничного и пророческого чинов; 4) пятиярусный, который, кроме чинов последнего типа, имел дополнительный праотеческий чин 815 . В свете введенного в оборот в недавнее время большого фактического материала, касающегося отдельных иконостасов XV-XVI1 вв., данная типология нуждается в последующей дифференциации. Настоящая работа призвана определить основные типы только тех иконостасов, которые имели так называемую полную схему, т. е. состояли из четырех или пяти ярусов. Далее только такие иконостасы я и буду называть высокими, подразумевая под этим термином не физическую высоту алтарной преграды, а упомянутую полноту се схемы. Условно верхней хронологической границей данного исследования принята середина XVII в. когда стали происходить многочисленные изменения к традиционной структуре высокого иконостаса. Будут также привлекаться отдельные памятники, относящиеся ко второй половине XVII в., но восходящие к более раннему времени. Следует подчеркнуть, что пока не обнаружено ни одного древнерусского толкования высокого иконостаса как некоего смыслового целого 816 . Да и само слово «иконостас», в качестве определения многоярусной алтарной преграды 817 , очевидно, вошло в широкий оборот в России лишь в XVII в 818 . Все это существенно затрудняет понимание истинной природы высокого иконостаса.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

– Патриарх удаляется в алтарь и там читает молитву о готовящихся к просвещению («Владыко Господи Боже, призвати рабы Своя ко святому Твоему просвещению»); между тем диакон возглашает соответствующую ектению. Молитва, совершаемая патриархом, заменяет обычную молитву отпуста в песненных последованиях. Сообразно с этим патриарх, не произнося пока заключительного возгласа её, подходит к алтарной преграде (ες τ στηθαον), чтобы совершить руковозложение над всеми просвещаемыми. Диакон поднимается на амвон и произносит: «Елицы ко просвещению, приступите к руковозложению и благословитесь». Тотчас диаконы и восприемники (ο νοματητα) берут детей от их матерей, а патриарх, опираясь на ковры и подушки, лежащие на алтарной преграде, возлагает руки на голову каждого из оглашаемых, дует на него трижды и троекратно благословляет; после чего, обратившись к святой трапезе, возглашает: «Яко Ты еси просвещение наше». Затем следует обычное окончание. Диакон: «Главы наша». Патриарх читает молитву главопреклонения: «Боже Спасителю наш, иже всем хотяй спастися». «И по амине глаголет диакон: Миром изидем; людие: Именем Господним», – и читается заамвонная молитва . «Таже дается время, и совершается божестъвнаа литоургиа». 42 В этом обряде не трудно узнать чин оглашения, в общих чертах описанный в «Паломничестве». И здесь, и там порядок один и тот же. Но есть и разница: там оглашение начиналось в час дня, а здесь – около шести. Поэтому, должно быть, и тритекти полагается здесь до, а не после оглашения, как обычно. Впрочем, согласно Обряднику, и в великую пятницу тритекти совершалось после оглашения, начинавшегося в храме св. Ирины около 3–4 часов. 43 5. Объяснение службы В такой исторической обстановке слагался чин тритекти; и его содержание вполне соответствует обстоятельствам. Все в нем, все частности – «как песни, так и антифоны и чтения, а также и молитвы, произносимые епископом, – выразимся словами Паломничества, – оказываются приспособленными и подходящими ко дню – и к месту». 44 Чин тритекти 45 предназначался в древности для поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

— Скажите, а почему не прегражден доступ в алтарную часть храма? Почему свободно можно заходить в алтарь?- А мы не храм (!), а музей. Половина России — мертвые города и села — места, где заброшены и не восстановлены храмы. Места, где храмы отданы под музеи и выставки. Здесь по-настоящему больно находиться: в прекраснейших соборах, воздвигавшихся для служения Богу, не слышна молитва, не совершается Литургия, только туристы, позевывая, толпятся у прилавков с сувенирами. Время от времени в обществе, преимущественно в интернете, вспыхивают бурные скандалы, вызванные небрежной реставрацией или записью фресок в действующих храмах. Действительно, суть храмовой реставрации иногда (нечасто) отличается от музейной. Цель музейной реставрации – максимальная консервация первоначального произведения, цель храмовой – воссоздание целостности образа, перед которым будет возноситься молитва. Однако табличка «памятник архитектуры» — не гарантирует того, что этот памятник не будет находиться в ужасающем запустении. Музейная консервация нередко приводит к тому, что памятник архитектуры стоит без малейшего, даже самого необходимого, вмешательства извне. Село Кидекша под Суздалем, храм свв. Бориса и Глеба, построенный в 1152 году – больше 850 лет назад, находящийся под охраной ЮНЕСКО. Храм с порога источает запах сырости. Почти не видно на стенах святых ликов, осыпаются стены, только там, где некогда была солея, лежит табличка: «Не наступать!». А вот бывший алтарь – святая святых – никак не отгорожен, здесь все туристы и фотографируются. Храм разрушается не только извне, попирается самый смысл святыни. Диалог с билетершей: — Скажите, а почему не прегражден доступ в алтарную часть храма? Почему свободно можно заходить в алтарь? — А мы не храм (!), а музей. — Но это же просто кощунственно! — А сейчас везде кощунство. Горько, тяжело, больно смотреть на такие памятники архитектуры. Тяжело видеть и храм неподалеку – во Владимире – превращенный в музей стекла. Внутри евроремонт, на месте алтаря цветок из стекла, а стены храма снаружи заросли мхом.

http://pravmir.ru/merzost-zapusteniya-il...

В Северной Осетии принимаются меры по спасению храма XI века 12 сентября 2007 г. 13:52 Власти Северной Осетии планируют направить реку Зругдон в другое русло, чтобы спасти от разрушения храм XI века, сообщил РИА «Новости» сотрудник пресс-службы республиканского правительства. Подмываемый рекой Зругский храм Божией Матери, расположенный в одном из труднодоступных ущелий Алагирского района республики на высоте свыше 2,2 тысячи метров над уровнем моря, уникален сохранившимися остатками росписей, а также наличием фрагментов резной алтарной преграды. «Река Зругдон подмывает крутой склон холма, на котором возведен храм, ставя под угрозу обрушения оставшиеся две его стены», — сообщил на состоявшемся во вторник совещании по вопросу сохранения храма директор предприятия промышленных альпинистов «Горный клуб Каскад» Олег Рыжанов. Как сказал сотрудник пресс-службы правительства региона, в начале этого года храм обследовала специальная комиссия, которая пришла к выводу о необходимости безотлагательного начала аварийных и восстановительных работ. «Прежде всего, предстоит укрепить откос, покрыть его геотекстилем, а также максимально усилить устоявшую часть храма. Кроме того, нам надо до наступления снежного периода извлечь из речного русла осыпавшиеся фрагменты храмовых стен и свода и переместить их в безопасное место», — отметил Рыжанов. Планируется, что летом будущего года к восстановительным мероприятиям подключится республиканское министерство строительства и архитектуры с тем, чтобы осуществить капитальные берегоукрепительные работы и направить поток Зругдона в другое русло. Как сообщили в пресс-службе со ссылкой на директора Северо-Осетинского центра по охране памятников истории и культуры Людмилу Габоеву, нигде на Северном Кавказе подобных фрагментов алтарной преграды не сохранилось, а росписи этого времени также единичны. Стоимость первого этапа работ по сохранению храма составляет около 5 миллионов рублей. Осуществить восстановительные работы в полном объеме предполагается в рамках федеральной программы «Юг России», рассчитанной на 2008-2012 годы. По словам представителя пресс-службы, уникальный храм рассматривается и как экономический фактор развития региона. Он гармонично вписывается в создание уже включенного в ФЦП «Юг России» горно-рекреационного комплекса в соседнем, Мамисонском ущелье. Нетронутый цивилизацией район Зругского урочища с источниками целебной минеральной воды, остатками древних аланских поселений, храмом и находящимся неподалеку от него святилищем непременно привлечет туристов, добавили в пресс-службе. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/293726.htm...

Такой туман образуется у грани видимого и невидимого. Он заволакивает собою недоступное немощному зрению, но он же и указует наличие того, что превыше мира. Имея отверстые духовные очи и возводя их к Престолу Божию, мы созерцаем небесные видения, облако, обволакивающее Синай – тайну Божьего присутствия, и, обволакивая, ее же объявляющее и возвещающее. Это – “облак свидетелей” ( Евр.12:1 ) – святых. Они обступают алтарь, ими, “живыми камнями”, построена живая стена иконостаса, ибо они – одновременно в двух мирах и совмещают в себе жизнь здешнюю и жизнь тамошнюю. И, являясь восхищенному умному взору, святые свидетельствуют о Божьем тайнодействии, свидетельствуют своими ликами: духовное видение символично, и эмпирическая кора насквозь пронизана в них светом свыше. Алтарная преграда, разделяющая два мира, есть иконостас. Но иконостасом можно было бы именовать кирпичи, камни, доски. Иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым, и осуществляется эта алтарная преграда, делается доступной сознанию сплотившимся рядом святых, облаком свидетелей, обступивших Престол Божий, сферу небесной славы, и возвещающих тайну. Иконостас есть видение. Иконостас есть явление святых и ангелов – агиофания и ангелофания, явление небесных свидетелей, и прежде всего Богоматери и Самого Христа во плоти, – свидетелей, возвещающих о том, что по ту сторону плоти. Иконостас есть сами святые. И если бы все молящиеся в храме были достаточно одухотворены, если бы зрение всех молящихся всегда было видящим, то никакого другого иконостаса, кроме предстоящих Самому Богу свидетелей Его, своими ликами и своими словами возвещающих Его страшное и славное присутствие, в храме и не было бы. По немощности духовного зрения молящихся, Церкви, в заботе о них, приходится пристраивать некоторое пособие духовной вялости: эти небесные видения, яркие, четкие и светлые, отмечать, закреплять вещественно, след их связывать краскою. Но этот костыль духовности, вещественный иконостас, не прячет что-то от верующих – любопытные и острые тайны, как по невежеству и самолюбию вообразили некоторые, а, напротив, указывает им, полу-слепым, на тайны алтаря, открывает им, хромым и увечным, вход в иной мир, запертый от них собственною их косностью, кричит им в глухие уши о Царствии Небесном, после того как оказались они недоступными речи в обыкновенный голос.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Даже если на миниатюре в развернутом виде представлен киворий, а не алтарная преграда, сохранена сама идея – отделить престол четырехколончатым портиком, играющим здесь, помимо смысловой, заметную композиционную роль. Конечно, нельзя не учитывать происхождение формы алтарной преграды, нередко рассматривавшейся как своего рода триумфальная арка храма, от соответствующего ей классического римского архитектурного памятника, уже в IV в. унаследованного христианской императорской традицией, чему наиболее ярким примером служит Арка Константина 315 г. в Риме. Она содержит все отмеченные элементы: и четырехколончатый портик с архитравом, делящий стену на три части, и тройной вход, центральный проем которого, как самый главный и торжественный, выделялся размерами. Воспроизведение этого архитектурного образа в форме византийской алтарной преграды лишний раз свидетельствует о понимании ее как торжественной триумфальной арки Христа – Царя и Победителя. Это отчетливо видно в следующих иконографических примерах. На знаменитом серебряном блюде-миссории 388 г. (Мадрид, Академия истории) 106 , изготовленном по торжественному случаю – 10-летию царствования императора Феодосия I, церемония разворачивается на фоне четырехколончатой римской арки с фронтоном или фасада храма. Аналогично имперской иконографической схеме римских монет с образами императоров-триумфаторов 107 , торжественная тронная фигура Феодосия, представленного с нимбом, вручающим чиновнику свиток codicillus, вписана в центральный проем арки, полуциркульный свод которой высоко поднят над уровнем архитрава. Такая же четырехколончатая форма портика с высоким арочным проемом в центре, но уже без венчающего фронтона изображена на серебряном блюде со сценой помазания Давида, 628–630 гг. (Кливленд, Музей искусств) 108 : торжественность изображаемого действа соответствует триумфальному характеру архитектурной формы, воспроизводящей здесь уже не римский триумфальный памятник, а христианскую алтарную преграду. Об этом свидетельствует воспроизведение такой конструкции на серебряном дискосе 565–578 гг. из Риха (коллекция Дамбартон Оакс, Сирия) с композицией «Причащение апостолов», представленной в алтаре храма на фоне преграды 109 . К иконографии этого изображения мы еще вернемся.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Во всех случаях мы видим сходную архитектурно оформленную композицию, ордерную структуру, которая служит для обрамления и выделения некоторого изображения. Данную композиционную структуру можно было бы назвать «фастигиум» по аналогии с Латеранским Фастигиумом 360 – памятником, в котором она наиболее отчетливо выражена. Кроме того, для нас существенно то, что типологически этот памятник является переходным от поздней античности к средневековью. Важно и то, что само это слово использовалось для обозначения подобной архитектурной формы. Целиком готовый образец для алтарной выгородки представляет собой гробница семьи Гатериев из Латеранского музея (I в.), где под изображениями в медальонах находятся стоящие фигуры, которые могут быть композиционно соотнесены с расположением фигур священнодействующих, участвующих в литургии. Однако в пределах нашего исследования этот аспект проблемы не может быть рассмотрен более подробно. Вернемся к вопросу об иконографии преграды Св. Софии. Следующая трудность связана с определением расположения образа Христа относительно других изображений. В тексте Павла Силенциария сказано: «ν μσον» 361 , тο есть «посреди», что может быть истолковано и как «в самом центральном диске», и как «в его центре». Эта двойственность выражения позволила К. Крайдл-Папандопулос предположить композицию, подобную изображенной на ампулах Монцы и Боббио 362 в композиции с Вознесением. Исследовательница считает, что центральнот изображение в Св. Софии было именно такой многослойной, многоярусной композицией, и на основании предложенных ею параллелей определяет как единственно возможное положение Богоматери внизу композиции. Такая гипотеза кажется неубедительной, тем более что предлагаются аналогии из принципиально иной области изображений. Не будем здесь повторять всю полноту аргументации Л. Ниса, который окончательно опроверг эту точку зрения. Достаточным аргументом против нам кажется отсутствие свидетельства о подобной композиции у Павла Силенциария, обычно очень внимательного ко всякого рода центрированным композициям, которые хорошо укладываются в его риторические фигуры: «здесь – там – в центре».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010