В девятой песни 2 стих: радуйся хранительнице града нашего; в древней службе: радуйся стражю граду нашему. На стихире хвалитной в древней службе: молися избавити град. Некоторым представляется вероятным следующее предположение об установлении этого праздника: «у нас в России в честь константинопольской Влахернской церкви были устрояемы церкви ея имени, так Стефан, игумен печорский, преемник преподобного Феодосия, будучи сослан с игуменства братией монастыря, составил себе в Киеве свой собственный монастырь и церковь возгради (в нем) во имя святыя Богородицы и нарек место то по образу сущаго в Константини граде из Лахерна (Влахерна) 88 ; так как видение имело место во Влахернской церкви, то кто-нибудь из основателей или настоятелей наших Влахернских церквей и пришел к мысли установить в память видения праздник. Так или иначе, но если праздник установлен по инициативе какого-либо частного лица, то он долженствовал быть сначала частным праздником только того места, где был установлен, причем самое вероятное подозревать какой-нибудь знаменитый монастырь. Что праздник сначала был местным в том смысле, что был праздником не всей страны, а одной какой-либо области и одного какого-то города, это совершенно ясно дается знать в каноне ему, в котором многократно говорится об одном князе и об одном городе» 89 . Мы прибавим, что в каноне говорится не только об одном городе, но и о храме Богородицы в городе. Во втором тропаре 3 песни: «твои раби Владычице в церкви твоей верою предстояще твоея ожидаем милости», в третьем тропаре 4 песни: «прииди ныне в славе в твою, Богородице, церковь с соборы святых». Но здесь разумеется, вероятно, другой храм Богородицы, а не покровский; в Киеве мог быть Десятинный богородичный, в лавре Успенский и даже Киево-Софийский, ибо главный праздник в нем совершается 8 сентября. 4. В каноне службы есть моление: гордыню и шатания низложи и советы неправедных князей разори, зачинающих рати погуби и благочестивому князю нашему рог возвыси. Прилично ли об удельном князе написать: благочестивому князю нашему рог возвыси, когда над ним есть великий князь всей России.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Поморское беспоповское движение развилось на старинной земле русских монашеских скитов, что лежала между озером Онегой и Белым морем, вернее, Онежской же губой этого моря. Там, по озерам, рекам и речкам шла древняя дорога из Новгорода на Онегу и Соловки, в то время, как с юга к этой дороге примыкала другая, из Москвы, тоже на Онегу, Соловки и Белое море, но через Тверь или Вологду. Ряды монахов этих пустынь и скитов, уже с 1650-х годов поддерживавших борцов против нового обряда, в 1670-х годах пополнились уцелевшими иноками из братии Соловецкой обители, которые, как уже отмечалось, сразу же оказались в радикальном крыле староверцев и дали ряд выдающихся проповедников самосжигания. Неоднократно уже упоминаемый в этой книге соловецкий экклезиарх, черный дьякон Игнатий был одним из самых видных соловецких деятелей этого радикального крыла, умевший вдохновлять своих последователей незаурядным талантом проповедника и напряженностью религиозного экстаза. Наряду с рассуждениями об Антихристе и критикой руководства русской церкви, Игнатий в своих проповедях неизменно подчеркивал православность русской церковной традиции и роль старой, уходившей Московской Руси в охране " подлинного христианства»: Плачь Рахиль, возстени, возстени духовный Вифлееме, небесного доме хлеба! Возопи, возопи в горести болезней своих ко Владшему тварию всею Господу Богу, – окровленная горкочадною кровию духовная мати наша, огражденная и укрепленная телесы святыми, страдальческими, и мученическими, и юношескими, испещренная кровию неповинной. Возвыси, возвыси глас свой, жалобы и умиления, и молитвы, и воздыхания, к Седящему на престоле херувимстем, – святая наша, пречистая, нескверная и непорочная, апостольская, восточная, истинная востока востоков, опаленная и поженная яростию и прощением, по велениям царевым, – Христианская соборная церковь ! 976 Слушая, а после самосожжения Игнатия перечитывая строки этого вдохновенного и страстного призыва соловецкого экклезиарха, в котором чувствовались и сила слов ветхозаветных пророков, и поэтическая гибкость библейских перепевов, поморские старообрядцы, несомненно, проникались его настроениями пламенной любви к старой Руси и ее церкви и, следуя за своим вождем-проповедником, шли за ним не только в дебри северных лесов, но и на костры гарей, очищавших их от греха сей земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Они же и начнут тако творити. С ними же и других триех царей победит, и той вскоре мало окаянный влавствовати будет. Аще тому поклонятся, и тии царствия Божия не наследят. Его же настатия знамения исповеда верным своим: бдите убо, яко не весте, в кий час тать приидет. Толк: услышани будут брани, яковы же прежде брани не бывали от начала мира. 520 Зде будут брани еже веры ради непорочныя, и будут с нами братися, еже возмогут, от истинныя главы нашея Христа отвлещи и ко иной неправедно главе привлещи антихристове. И воевати имут на истинную веру до пролития крове, якоже никако же повелено есть творити, – или оружием, или огнем сожигати, и вси святии отцы с опасением храняше себе от всякого убийства: вы же ведите вся сия, и блюдитеся со опасением и вслед их не ходите, по Божиим заповедем, и святых седми вселенских соборов не отлучайтеся. Писано бо есть святыми отцы: аще кто заповедей Божиих не соблюдает и седми вселенским соборам не повинуется, и презрит что мало, или отымет что, или приложит, или в то место прибавит, на таковых бо страшная клятва, мука бесконечная. И горе тогда тем, иже преслушают предание седми святых соборов, и покорятся Никонову злочестивому собору! Лучше бы им и не родитися. И ты, госпоже, в заповедех Божиих пребывай неотступно, 521 и на отеческом предании умолчевай, и страдальцев рассуждению во всем повинуйтесь, их же выше рекохом. И верую... 522 3. Диакона Игнатия «книга» о титле на кресте 523 Плачь Рахиль, возстени, возстени духовный Вифлиеме, небесного доме хлеба! Возопи, возопи в горести болезней своих ко владущему твариею всею Господу Богу, окровленная горкочадною кровию духовная мати наша, огражденная и укрепленная телесы святыми страдальческими и мученическими и юношескими, испещренная кровию неповинно, возвыси, возвыси глас свой, жалобы, и умиления, и молитвы, и воздыхания к Сидящему на престоле херувимстем, – святая наша, пречистая, нескверная и непорочная, апостольская, восточная, истинного востока востоком, опаленная и пожженная яростью и прещением, по велениям царевым, Христианская соборная церковь ! Воздохни, воздохни от самых внутренних глубин своих скорбных, и возгласи обличением своим непрестанным на сквернителей своих мерзких и разорителей свирепых.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Трепещем же и мы страхом велиим на всю вселенную, не пришедшую видения казни и раны Иванном Богословом, от перваго горя препущаемыя до трубы шестыя, скончевающемыся на третием горе ангела седмаго Лавудикийския церкве. Очищения огненнаго купле, сотворяя сребро раздеженно в шестой печати на седьмой скончанну. Последния ангелы и трубы втораго горя. Припадаем и молим Господа Бога: (ниже). Да не како высокосердия ради нашего и непокорьства и ненависти друг к другу, и умножения ради еретичества злаго и всякия скверныя мерзости растленныя, лютейши сих всех настоящих ран наших, снидет с небеси ярости серп Божия гнева. Его же сокровшца неведомы у себя держат, ими же да не будет нам искушение прияти. От них же и богословия начальнику, в своем откровении тайн последних во многих местех во Апокалипсисе, молится избавлен быти. От них же и нас да охранит Господь Бог его молитвами святыми. Плач остальцев соловецких Плачи, плачи, Рахили, востени, востени, духовный Вифлиом, небеснаго дом хлеба. Возопии, возопии в горести болезней своих, ко владущему тварию всею ко Господу Богу окровавленая горкочадною кровию духовная мати наша, огражденная и укрепленная телеси святыми страдальческими и мученическими, священническими и иноческими и юношескими, испещреная кровию неповинною. Возвыси, возвыси глас свой жалобы и умиления, и молитву воздыхания к седящему на престоле херувимстем, святая наша, пречистая, нескверная и непорочная, апостольская восточная, истиннаго востока востоком, опаленная и пожженная яростию и прещением повеления царева, християнская и соборная церковь . Воздохни, воздохни от самых внутренных глубин своих скорбных. И возгласи обличением своим непрестанным на сквернителей своих мерзких и на разорителей свирепых, окровавленный неповинною кровию престол Владычен. И нас, бедных, заступи молитвою своею. Ныне вопиет наша святая Соловецкая обитель мною многогрешным чернцом, прежних постриженников последним остальцом. О, Господи, Господи, всея твари Владыка, седяй на престоле херувимстем, услыши, услыши мою грубую сию приносимую Тебе молитву: «О всемилостивый и всесильный и всещедрый Господи, Господи создатель наш и Владыка и всей твари, Исусе Христе Сыне Божий, единородный и присносущный и пресущный и единосущный, составная премудрость и сила и отчее Слово со Отцем Своим безначалным и с пресвятым и благим и животворящим Истинным Духом, помилуй нас и умилосердися на нас, бедных, страшливых горчаков последнеродных, подаждь богатыя Своя щедроты, преклони прещения Своего на нас язвы и безмерныя ярости и гнев попущаемый на милостъ, иного бо прибежища и утешения кроме Тебе не имеем».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дозде Евсевий пишет тачеми словесы, многоученый он автор. Известно показует, яко в римском костеле таковое четырех литер за Пилатово написание находится на агнеце написуемо. А на греческой просфире того не изображается, но: « Хс» Ника». Убо и в Росии ныне от лет Никонова патриаршества согласно латыно-римским начертанием всюду на крестах обретается. Древних же крестов писанием везде богословным, и всюду, кроме изображения сих 4 литр, имеется на чюдотворных крестах; тако и на древнепечатных книгах и Евангелиях, Потребниках великих и Уставах, кроме сих 4 литр, видится пишимо. 12 . Священнодиакон Игнатий. Книга о титле на кресте Христове 652 Писание священнодиякона Соловецкаго Игнатия, прежде бывшаго отца и страдалца, на отступники никонияны обличително о написании титлы I.H.Ц.U. на кресте Господне. Плачи, плачи, Рахили, возстени духовный Вифлиоме, небеснаго доме хлеба, возопии, возопии в горести болезней своих ко владущему твариею всею ко Господу Богу окровавленная горкочадною кровию духовнаю мати нашя, огражденная и укрепленная телесы святими страдалческими и мученическими и юношескими, испещренная кровию неповинною. Возвыси, возвыси глас свой жалобы и умиления, и молитвы, и воздыхания к седящему на престоле херувимстем, святая нашя пречистая нескверная и непорочная апостольская восточная, истиннаго востока востоком, опаленная и пожженная яростию и прещением повеления царева, християнская соборная церковь . Воздохни, воздохни от самых внутренних своих глубин скорбных и возгласи обличением своим непрестанным на сквернителей своих мерзских и на разорителей свирепых, окровавленный неповинною кровию престоле Владычен, и нас бедных заступи милостию своею. Ныне вопиет нашя святая Соловецкая обитель мною многогрешным черньцем, и прежних отец постриженником и последним служебником церькве святыя. Господи, Господи, всея твари Владыко, седяй на престоле херувимстем, доколе путь нечестивых спеется? О, богоборная, еретическая уста, доколе аки противу рожну лаяние злое бреханием своим отрыгаете? Титлу бо положисте Пилатову в другой ряд на кресте животворящем Христове: «Исус Назарянин царь Июдейский». Аки бы не знаючи, яко царствует всеми всего мира Великий Царь. А Он живет ныне не в Назарете, но седит одесную Божия Славы в небесных. И тою титлою своею называете, богоборцы, Спасителя Света простым человеком. Сия бо титла от Пилата бысть написана не о божественной и боголепной славе Христове, но познания ради креста Христова, яко с Ним вместе ина два злодея распята быста. Обаче же Его всей твари Бога не славит, но называет Его назарянином, простым человеком. Понеже еще небесною славою славитися не начатся. И тою титлою нам, верным християном, подписовати непристойно. Понеже ведаем, яко прославися Царь великий Славы божественною славою Своею. И купно кланяются Ему всяческая небесная колена и земная, Иже седит одесную велелепныя божества Отческия Славы, а не в Назарете с человеки пребывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для большей наглядности и сильнейшего впечатления речь свою пророк облекает в диалогическую (разговорную) форму, подобную той, какая встречается выше ( Ис. 6:8 ). Здесь пророк говорит: глас вопиющаго (говорит:) возопий, а там: глас Господа глаголюща: кого послю и кто пойдет к людем сим; здесь: и рекох (Я – Исаия): что возопию; там – и рекох (Я – Исаия): се аз есмь: посли мя. Здесь (голос взывающего говорит): всяка плоть сено и пр.; там: и рече (Господь): иди и рцы людем сим. 9–11 ст. В виду того, что слово Божие вечно остается неизменным, пророк получает повеление открыто и безбоязненно возвещать Сиону и Иерусалиму и всем другим городам иудейским надежду на спасение от предстоящего плена и на имеющее последовать затем открытие мессианского царства. «Взойди на высокую гору с радостною вестью для Сиона (благовествуяй Сиону), сильно возвысь (возвыси крепостию) свой голос, возвещая радость (благовествуяй) жителям Иерусалима: возвысьте (голос свой) и не бойтесь. Скажи тоже и другим городам иудейским» (9 ст.). Мысль этих слов можно передать так: пророк получает 51 от Бога повеление – с высокого места (на гору высоку взыди), след. открыто, безбоязненно и громко (возвыси крепостию глас), следов. не тайком, но во всеуслышание – возвещать радость (благовествовать) Иерусалиму, не опасаясь того, что возвещаемое не исполнится. Предметом этой безбоязненной и открытой проповеди должно быть слово ободрения и утешения (возвысите, не бойтеся). Слова 9 стиха и 1–3 ст. входят в состав паремии, которая читается в праздники в честь Иоанна Предтечи (24 июня, 29 августа, 24 февраля). Это показывает, что содержащееся в этих стихах пророчество св. церковь относит к чествуемому в указанные дни пророку и Предтече Иоанну. С такою проповедью пророк получает повеление – обратиться и к другим городам иудейским (а не к Иерусалиму только). «Скажи (и другим) городам иудейским: вот Бог ваш, вот Господь идет с великою силою (с крепостию) и сила (мышца) Его соединена с властью. Вот воздаяние в Его власти (мзда Его с ним), в Его же власти и дела Его (10 ст.). Он, как пастырь, будет пасти свое стадо и силою своею соберет рассеянных овец и успокоит (утешит) утружденных (11 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Имя Христа – Царя небеси, по словам Игнатия, было провозглашено по смерти Христа. «Последи ангели огненнии, с небеси нисшедше в недра адские, пред Спасителем вопияху глаголюще: «возмите врата, князи, ваша, возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы». Отсюда, по мысли Игнатия, и надпись на кресте должна быть I. X. Ц. С. В качестве доказательств из христианской древности Игнатий указывал на некоторые памятники. Таков – в Успенском соборе – крест царя Константина, присланный из Царьграда великому царю Михаилу Феодоровичу: греческим диалектом написано: «Царь славы Исус Христос – Сын Божий». Таков – в Успенской же церкви – «крест Корсунский, неоцененный, написанный с полным богословским написанием: Исус Христос Царь славы, – гречески написано». Откуда же явилось титло I. Н. Ц. I.? «Сие – писал Игнатий в челобитной, – к нам римских дрождей останки внидоша». В этом замечании была доля справедливости, но ошибка состояла в том, что происхождение титла у римлян Игнатий понимал не просто. «В сем титле – I. H. Ц. I. – ничего не сказует... разве арифметического счета 968 лет – начало римского падения». Таковы были те умствования, какие преподносила раскольникам Игнатьева челобитная. Легко видеть, что отсюда, по раскольнической доктрине, уже недалеко было и до мысли об антихристе. От признака римского падения раскольники переходили обычно в мысли о последнем отступлении и об антихристе. Поэтому не трудно было ученикам Игнатия усвоить и те мысли, какие он провел в своей «книге». Читая эту тетрадку, поражаешься хулами её. «Плачь Рахиль, возстени, возстени духовный Вифлиеме, небесного доме хлеба, возопи, возопи в горести болезней своих ко владущему тварию всею Господу Богу, окровленная горькочадною кровию духовная мати наша, огражденная и укрепленная телесы святыми страдальческими и мученическими, испещренная кровию неповинно, возвыси, возвыси глас свой, жалобы, и умиленья, и молитвы, и воздыхания к Сидящему на престоле херувимстем, – святая наша, пречистая, нескверная и непорочная, апостольская восточная, истинного Востока востоком, опаленная и пожженная яростию и прещением по велениям царевым, христианская соборная церковь , воздохни, воздохни, от самых внутренних глубин своих скорбных, и возгласи обличением своим непрестанным на сквернителей своих мерзких и разорителей свирепых».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Плачь Рахиль, возстени, возстени духовный Вифлееме, небесного доме хлеба! Возопи, возопи в горести болезней своих ко Владшему тварию всею Господу Богу, — окровленная горкочадною кровию духовная мати наша, огражденная и укрепленная телесы святыми, страдальческими, и мученическими, и юношескими, испещренная кровию неповинной. Возвыси, возвыси глас свой, жалобы и умиления, и молитвы и воздыхания, к Седящему на престоле херувимстем, — святая наша, пречистая, нескверная и непорочная, апостольская, восточная, истинная востока востоков, опаленная и поженная яростию и прощением, по велениям царевым, — Христианская соборная Слушая, а после самосожжения Игнатия перечитывая строки этого вдохновенного и страстного призыва соловецкого экклезиарха, в котором чувствовались и сила слов ветхозаветных пророков, и поэтическая гибкость библейских перепевов, поморские старообрядцы, несомненно, проникались его настроениями пламенной любви к старой Руси и ее церкви и, следуя за своим вождем-проповедником, шли за ним не только в дебри северных лесов, но и на костры гарей, очищавших их от греха сей земли. В последние годы своей жизни Игнатий обосновался на небольшом острове на Саро-озере, недалеко от Онеги, где вместе с ним подвизались в строгой аскезе и некоторые из его последователей. В 1684 году с северо-западного берега Онежского озера в этот скит экклезиарха пришел некий Данила Викулин дьячок Шуньгского погоста, который после самосожжения Игнатия в Палеостровском монастыре, происшедшем 4 марта 1687 года, стал во главе Саро-озерского Через четыре года после смерти Игнатия к Викулинскому общежитию присоединился Андрей Денисов, которого старообрядцы считали одним из последних отпрысков рода князей Мышецких. Судьба уготовила Андрею Денисову исключительное положение в старообрядческом движении. В конце XVII и начале XVIII века Андрей выдвинулся не только как самый выдающийся представитель старообрядческой мысли и организатор мощной сети “поморской” беспоповщнны, но и как первый русский палеограф и лингвист, выделявшийся среди своих русских современников проницательным аналитическим и методическим умом и значительным литературным талантом.

http://sedmitza.ru/lib/text/439580/

Смиренномудрие поможет тебе и вообще идти по пути иночества и достигнуть спасения. Может быть, тебе, как и большинству из нас, не придется алкати и жаждати, но придется - и это уж несомненно! - досаду подъяти и укоризну, поношение же и гонение, и инеми многими отяготитися скорбьми, имиже сущий по Бозе живот начертавается. Не будешь ты жаждать, но будешь в изобилии иметь " чистительное питие бесчестия " , о котором говорит преподобный Лествичник. Миру ненавистно почему-то самое имя монаха и даже его внешний вид. Для себя мир давно уже счел необязательными и даже излишними все добродетели, но к монахам он очень строг. Мирской суд над монахом жесток, пристрастен и беспощаден. На этом суде спрашивают только о звании и, когда услышат: " Монах " , - тотчас выносят обвинительный приговор и присуждают к позору и бесчестию. Иноки, живущие за высокими монастырскими стенами, имеют пред нами уже то преимущество, что до них не всегда доходит этот заочный мирской суд, а мы и в печати, и в устной беседе почти ежедневно и ежечасно слышим, как нас судят, осуждают и бесчестят. Чем можем мы защититься от этого суда беззаконного? Смиренномудрием. В чем можем найти успокоение? В памятовании о грехах своих. Будь всегда готов сказать словами аввы Павла: " Вижу себя утопшим в грязи по выю и плачу пред Иисусом моим, говоря: помилуй меня! " Считай себя окаяннейшим всех людей, нижайшим всей твари и достойным всякого бесчестия. Тогда глумление мира над монашеством и злобное его порицание, этот грех мира пред монашеством, обратится для тебя в побуждение к покаянию, к бодрствованию над собой, к очищению от страстей и пороков, к воспитанию спасительных добродетелей. Обращайся к Богу чаще с молитвой преподобного Ефрема: " Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения! " Тогда ты среди всяких условий и обстоятельств своей жизни и деятельности найдешь возможность непостыдно проходить путь иночества и оправдать, если не пред людьми, так пред Господом Богом свое звание инока, в которое ты ныне вступил.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/243/...

—349— анство», «делать тонкую подмену православно-русского идеала западным»? Иди с миром дальше.... Не смущай меня... У народа горе. У него – голод и холод... Можем ли мы тогда оставаться с одной лишь молитвой на устах и говорить ему: «Помоги вам, Господи, обогреться и насытить себя»? По-христиански ли мы поступим в таком случае... Но может быть, кто-нибудь скажет: мы давали обеты иноческой жизни не по Евангелию... Пойдем тогда к той книге, по которой мы произносили свои обеты и посмотрим, что там написано. Постригающий спрашивает постригаемого: «Пребудеши ли до смерти в нестяжании и вольной Христа ради в общем житии сущей нищете, ничтоже себе самому стяжавая, или храня, разве яже на общую потребу, и се от послушания, а не от своего си произволения?» Постригаемый отвечает: «Ей, честный отче, пребуду». В оглашении постригающий поучает постригаемого: «Трезвися убо во всем, злопостражди яко добрый воин Христов: сам бо Господь и Бог наш, богат сый в милости, нас ради обнища, яко да мы обогатимся царствием Его. Подобает убо и нам подражателем Его быти, и Его ради вся претерпети, преспевающим в заповедех Его день и нощь. Сам бо Господь рече: аще кто хощет вслед Мене ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и вслед Мене да идет: еже есть готову присно быти даже до смерти, на всякое исполнение заповедей Его: ибо алкати имаши и жаждати: досаду же подъяти и укоризну: поношение же и гонение, и инеми многими отяготитися скорбьми, имиже сущий по Бозе живот начертавается». На вопрос постригающего: «Сия вся тако ли исповедавши» мы слышим новый ответ из уст постригаемого: «Ей, Богу содействующу, честный отче». После Христа Спасителя свои взоры инок должен простирать к людям, жившим по Бозе и им подражать в своем житии. «Вся от века помышляй мученики и преподобные, иже многими поты и труды, и бесчисленными кровьми и смертьми сия стяжаша», т. е. жизнь во Христе. И новый ответ слышим из уст постригаемого, что он все соблюдет это даже «до кончины живота —350— своего». Облекая новопостригаемого в первую одежду, постригающий говорит: «Брат наш облачится в хитон вольныя нищеты и нестяжания, и всех бед, и теснот претерпения». А когда возлагает крест на постригаемого, то постригающий произносит следующие знаменательные слова: «Брат наш приемлет знамение креста Господня на своя перси, во всегдашнее воспоминание злострадания, и уничижения, оплевания, поношения, раны, заушения, распятия, и смерти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, яже волею нас ради претерпе: и во еже по елику мощно сия подражати тщатися». Вот надеваются на ноги новопостриженного сандалии и какие дивные по глубине мысли снова произносятся: «Брат наш обувается в сандалия благовествования мира, во еже скору ему быти, и тщаливу на всякое послушание, и на всяко дело благое» 2169 ...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010