15 умножатся еще в старости маститой и будут благодушны, 16 чтобы возвещать, что праведен Господь, Бог наш, и нет неправды в Нем. Псалом 92 В день предсубботний, когда населилась земля. Хвалебная песнь. Давида. 1 Господь воцарился, в благолепие облекся, облекся Господь силою и препоясался, ибо утвердил вселенную, которая будет неподвижна. 2 Искони престол Твой приготовлен: Ты от века существуешь. 3 Возвысили реки, Господи, возвысили реки голоса свои, 4 поднимут высоко реки валы свои, от гласов вод многих: 5 дивны высокие волны морские, дивен в вышних Господь, 6 откровения Твои весьма истинны. Дому Твоему, Господи, подобает святыня на долгие дни. Псалом 93 Псалом Давида. В четвертый субботы. 1 Бог отмщений Господь, Бог отмщений не скрылся. 2 Возстань, Судья земли, воздай воздаянье гордым! 3 Доколе грешники, Господи, доколе грешники будут хвалиться? 4 Будут произносить и говорить неправду, будут говорить все, совершающие беззаконие? 5 Народ Твой, Господи, они унизили и наследие Твоё обидели, 6 вдову и сироту умертвили и пришельца убили, 7 и сказали: " Не увидит Господь и не узнает Бог Иакова " . 8 Образумьтесь же, безумные в народе, и глупые, наконец, поймите! 9 Насадивший ухо не слышит ли? Или Создавший глаз не видит ли? 10 Ужели не обличит Наставляющий народы, Тот, Кто научает человека разумению? 11 Господь знает помышления людей, что они – суетны. 12 Блажен человек, которого наставишь Ты, Господи, и от закона Твоего научишь, 13 чтобы укротить его, со дня бедствий до тех пор, пока не выроется грешному яма. 14 Ибо не отвергнет Господь народа Своего и наследия Своего не оставит, 15 пока правда не возвратится в суд, и все, держащиеся её, правые сердцем. 16 Кто возстанет за меня на лукавых? Или кто встанет со мною против совершающих беззаконие? 17 Если бы Господь не помог мне, вскоре вселилась бы в ад душа моя. 18 Когда я сказал: " Поколебалась нога моя " , тогда милость Твоя, Господи, помогла мне. 19 При умножении болезней моих в сердце моем утешения Твои веселили душу мою.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

17 . [Теперь] я покажу тебе, что в разные времена бывает различная молитва . Существует [молитва] прошения, благодарения и славословия 303 . Прошением испрашивает человек снисхождения ко своим грехам. Благодарением ты благодаришь Отца твоего Небесного. Славословием же ты прославляешь [Бога] за Его дела. В то время, когда ты скорбишь – принеси прошение. Ког- —66— да ты получил помощь от Его благости – благодари Подателя. Когда же душа исполнена радости – принеси славословие. Все молитвы, которые ты совершаешь перед Богом, ты должен соотносить с обстоятельствами. Посмотри, что даже Давид всегда так говорил: Я встал возблагодарить Тебя за суды Твои, Праведный 304 . А также в другом псалме он говорит: Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних 305 . Еще он сказал: Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих 306 . Не одним видом [молитвы] он молился, но в зависимости от обстоятельств [использовал тот или иной вид]. 18 . Я уверен, возлюбленный мой, в том, что всё, о чем люди будут усердно просить у Бога, Он подаст им. А [молитва] того, кто принесет ее с притворством, не будет Ему приятна, как на-писано: Вот что нужно молящемуся, приносящему молитву: рассмотреть тщательно свою жертву: не обнаружится ли на ней порок, и [лишь] потом принести ее, чтобы не осталась твоя жертва на земле 307 . И что же есть жертва, если не молитва , как выше я написал тебе. Вот, Давид говорит: Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои 308 . Несомненно, что чистая молитва превосходнее любых жертв. Поэтому, возлюбленный мой, будь усерден в молитве, говорящей за тебя с Богом. Написано пророком Исаией: когда он объявил сынам Израиля их грехи, то назвал их князьями Содомскими, а не сынами, которых воспитал и возвысил [Бог], ибо они променяли свою славу на бесчестие. Сначала Исаия говорит о них: Я воспитал и возвысил сыновей 309 . А затем он говорит: Князья Содомские и народ Гоморрский 310 . И поскольку они не послуша- —67— лись голоса пророка, который сказал о них: Земля их опустошена; города их сожжены огнем 311 , – он назвал их князьями Содомскими и народом Гоморрским. Тогда они решили принести свои жертвы, чтобы получить прощение. Но жертвы их не были приняты, потому что нечестие их было столь велико, как и [нечестие] дома священника Илия, ибо [Бог] сказал в Писании: Вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни приношениями 312 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

18 . Я уверен, возлюбленный мой, в том, что все, о чем люди будут усердно просить у Бога, Он подаст им. А [молитва] того, кто принесет ее с притворством, не будет Ему приятна, как на­писано: Вот что нужно молящемуся, приносящему молитву: (177) рассмотреть тщательно свою жертву: не обнаружится ли на ней порок, и [лишь] потом принести ее, чтобы не оста­лась твоя жертва на земле 258 . И что же есть жертва, если не молитва , как выше я написал тебе. Вот, Давид говорит: Прине­си в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои 259 . Несомненно, что чистая молитва превосходнее любых жертв. Поэтому, возлюбленный мой, будь усерден в молитве, говоря­щей за тебя с Богом. Написано пророком Исайей: когда он объя­вил сынам Израиля их грехи, то назвал их князьями Содомскими, а не сынами, которых воспитал и возвысил [Бог], ибо они про­меняли свою славу на бесчестие. Сначала Исайя говорит о них: Я воспитал и возвысил сыновей 260 . А затем он говорит: Князья Содомские и народ Гоморрский 261 . И поскольку они не послуша­лись голоса пророка, который сказал о них: Земля их опусто­шена; города их сожжены огнем 262 , – он назвал их князьями Содомскими и народом Гоморрским. Тогда они решили прине­сти свои жертвы, чтобы получить прощение. Но жертвы их не были приняты, потому что нечестие их было столь велико, как и [нечестие] дома священника Илия, ибо [Бог] сказал в Писа­нии: Вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни прино­шениями 263 . И также сынам (180) Израиля был дан подобный ответ, ибо сказал им Исайя: К чему Мне множество жертв ваших? гово­рит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком от­кормленного скота, и крови тельцов и козлов не хочу. Кто требует этого от вас? 264 А они говорят ему: «Почему, хотя тре­бовал ты, не принимаются наши жертвы?». Но говорит им про­рок: Ибо ваши руки полны крови 265 . Они говорят ему: «Что же нам делать?». Он говорит им: Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; на­учитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову 266 . Они же говорят пророку: «Если мы сотворим это, то что же будет нам?». Он от­вечает им: Так говорит Господь: Когда вы сделаете это, приди­те и будем говорить друг с другом 267 . И как же могут говорить люди с Богом, если не через молитву, чистую от порока? А та, что имеет порок, не говорит с Богом, как написано: «Он сказал в ответ: Даже если вы умножите моление, Я не услышу, ибо ру­ки ваши полны крови 268 ». И Он говорит им: После того как вы омоетесь и мы побеседуем друг с другом, если будут грехи ва­ши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – (181) будут как волна. Если захотите и послуша­етесь, то будете вкушать блага земли; если же не послушае­тесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас, – уста Го­сподни говорят 269 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

19, 20). " Выведя " ; не сам он отводит их, но отпускает; так и из этого открывается неустрашимость их, что они сами ночью вошли в храм и учили. Когда бы их вы­пустили стражи, как те думали, то они, если бы только согла­сились выйти, обратились бы в бегство, а когда бы те их изгнали, то они не явились бы в храм, а удалились бы. Это понятно для всякого здравомыслящего. " Не запретили ли " , го­ворят, " мы вам накрепко учить " ? Так; если они дали слово послу­шаться вас, то вы справедливо обвиняете; если же они еще прежде отказались от этого, то излишни обвинения, излишни и запрещения. Вот непоследовательность и крайняя бессмыслен­ность обвинений! Далее апостолы хотят показать убийственные намерения иудеев, действовавших здесь не за правду, но же­лавших отомстить за себя. Потому и отвечают им не резко, – ведь они были учители, – хотя иной, привлекши на свою сто­рону весь город и получив такую благодать, чего не сказал бы и не выказал ли бы слишком многого? Но апостолы не так; они не гневались, но сожалели и плакали о них, и имели в виду, как бы отклонить их от заблуждения и ярости. Они даже не говорят им: сами судите (Деян.4:19); но так говорят: " Его возвысил Бог " , выражая этим, что все это происходит по воле Божией. Не сказали: не говорили ль мы вам прежде: " мы не можем не говорить того, что видели и слышали " (Деян.4:20)? – потому что они не тщеславны; но опять го­ворят об одном и том же, о кресте, о воскресении. Впро­чем, они не говорят, почему (Христос) распят, – то есть, что распят за нас; но (только) намекают на это, и при том еще не ясно, желая возбудить в них страх. Скажи мне, есть ли здесь сколько-нибудь искусственного красноречия? Нисколько! Так без приготовления они возвещали евангелие жизни! Ска­завши: " возвысил " , (Петр) говорит и о том, с какою целью (это сделано); " дабы дать Израилю покаяние " , прибавляет, " и прощение грехов " . Но скажут: это казалось еще невероятным. Что ты говоришь? Как невероятно то, чему не могли противоречить ни начальники, ни народ, и от чего одним заграждались уста, а другие получали назидание? " Свидетели Ему " , говорит, " в сем мы " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

19, 20). " Выведя " ; не сам он отводит их, но отпускает; так и из этого открывается неустрашимость их, что они сами ночью вошли в храм и учили. Когда бы их выпустили стражи, как те думали, то они, если бы только согласились выйти, обратились бы в бегство, а когда бы те их изгнали, то они не явились бы в храм, а удалились бы. Это понятно для всякого здравомыслящего. " Не запретили ли " , говорят, " мы вам накрепко учить " ? Так; если они дали слово послушаться вас, то вы справедливо обвиняете; если же они еще прежде отказались от этого, то излишни обвинения, излишни и запрещения. Вот непоследовательность и крайняя бессмысленность обвинений! Далее апостолы хотят показать убийственные намерения иудеев, действовавших здесь не за правду, но желавших отомстить за себя. Потому и отвечают им не резко, ведь они были учители, хотя иной, привлекши на свою сторону весь город и получив такую благодать, чего не сказал бы и не выказал ли бы слишком многого? Но апостолы не так; они не гневались, но сожалели и плакали о них, и имели в виду, как бы отклонить их от заблуждения и ярости. Они даже не говорят им: сами судите (Деян.4:19); но так говорят: " Его возвысил Бог " , выражая этим, что все это происходит по воле Божией. Не сказали: не говорили ль мы вам прежде: " мы не можем не говорить того, что видели и слышали " (Деян.4:20)? потому что они не тщеславны; но опять говорят об одном и том же, о кресте, о воскресении. Впрочем, они не говорят, почему (Христос) распят, то есть, что распят за нас; но (только) намекают на это, и при том еще не ясно, желая возбудить в них страх. Скажи мне, есть ли здесь сколько-нибудь искусственного красноречия? Нисколько! Так без приготовления они возвещали евангелие жизни! Сказавши: " возвысил " , (Петр) говорит и о том, с какою целью (это сделано); " дабы дать Израилю покаяние " , прибавляет, " и прощение грехов " . Но скажут: это казалось еще невероятным. Что ты говоришь? Как невероятно то, чему не могли противоречить ни начальники, ни народ, и от чего одним заграждались уста, а другие получали назидание? " Свидетели Ему " , говорит, " в сем мы " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1669...

1 Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд. Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах. Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине; не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова. Текст Великого свитка книги Исаии находится в столбце 35 в строках 10–13 и имеет незначительные, но весьма примечательные разночтения: Последнее слово первой строки кумранской рукописи содержит фразу « так что суд Его » ( ) вместо масоретского «суд» ( , третье слово с конца в стихе 1-ом). Кроме того, («мишпат») может быть переведено не только как «суд» (в Синодальном переводе), но и как «справедливость» (как здесь, так и в 51:4–6). 445 Последнее слово четвертой строки кумранского манускрипта иное: «наследуют» ( ) 446 вместо масоретского «ожидают» ( ). Перевод кумранского текста (lQIsª) данного места ( Ис. 42:1–4 ) таков: 1 Вот, Слуга Мой, Которого Я держу за руку, избранный ( ) Мой, к которому благоволит душа Моя. Я положил дух Мой на Него, так что Его суд (или: Его справедливость, ) возвестит (Он) народам. Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах. Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производит суд по истине. Не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда (или: справедливости, ), и острова наследуют закон ( ) Его. Этот текст важен, поскольку из него следует понимание Слуги Господня как конкретной личности , а не народа Израилева. Хотя такое же чтение содержится и в масоретском тексте, исследователи, пытавшиеся идентифицировать Слугу как народ Израилев , привлекали в свою пользу чтение перевода LXX, имеющего вставки слов «Иаков» и «Израиль»: " Иаков , отрок Мой, восприму его, Израиль , избранный Мой. благоволит к нему душа Моя. Дал дух Мой на него, суд народам возвестит» ( Ιακωβ πας μου ντιλ μψομαι ατο Ισραηλ κλεκτ ς μου προσεδξατο ατν ψυχ μου δωκα τ πνεμ μου π ατ ν κρ σιν τος θνεσιν ξο σει). Против таких вставок протестовали в своё время Ориген и блаж. Иероним; 447 последний указывал на то, что евангелист Матфей приводит текст без вставок и однозначно относит его к Иисусу Христу ( Мф. 12:18 ). 448 Ни один из найденных в Кумране рукописей книги Исаии не содержит вставок указанных слов. 449 Вероятно, добавления произведены редакторами Септуагинты и сохранились в сделанном с неё Славянском переводе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

2. И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. 3. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне – из Иерусалима. 4. И будет Он судить народы и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Изменения этого теста у пр. Михея очень незначительны. Так, во 2-м стихе (у пр. Михея 1-й) глагольная форма поставлена находится не пред, как у Исаии, а после выражения будет гора дома Господня; между словами возвысится и над холмами вставлено само собою разумеющееся местоимение она; частица все пред словом народы выпущена, а самое слово заменено своим синонимом (народы), подобно тому как в третьем стихе (у пр. Михея 2-й) заменено чрез ; далее, у пр. Михея прибавлена соединительная частица и пред выражением в дом Бога Иаковлева. В выражении Исаии и будет он судить народы и обличит многие племена пророком Михеем опять делается перестановка слов в зависимости от сродства синонимических слов: вместо поставлено , а вместо – синонимические-же слова многочисленные племена с прибавление еще выражения до далеких стран. Наконец, можно заметить еще самые незначительные изменения в конечных суффиксах слов: вместо мечи свои , вместо поднимет – (множ.ч.). Вопрос о том, которым пророком, Исаиею или Михеем, произнесено прежде рассмотренное пророчество о горе Господней и доме Божьея, И.С, Якимов решает так: «По надписанию Uc. II, 1 это пророчество есть откровение, полученное самим Исаиею непосредственно от Господа; и мы имеем право Исаию считать первоначальным провозвестником этих слов. У пророка же Михея только после этих слов прибавлено: уста Господа Саваофа изрекли это (ст. 4); – не сказано, что они изречены первоначально и непосредственно Михею 19 ». Видно, что и пророк Михей рассматривал собрание пророчеств Исаии как «книгу Господню», подобно самому Исаии, так как слова этого последнего Михей цитует как слова Господа Саваофа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

2. И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. Стихи 2–4 главы II Исаии совершенно тожественны с стихами 1–3 главы IV пророка Михея. В типическом языке пророка Исаии (прозванного ветхозаветным Евангелистом) община верных, называемая Сионом, противополагается Вавилону, царству греха (Ср. Ис. 14:4 ). Он видит, как в „последние дни“ язычники потекут к источнику истины и добра. „Последние дни“ связуются в мысли пророка с 27 стихом I-й глава, когда „Сион спасется правосудием“; эти последние дни суть последние дни ветхозаветной церкви 268 . Пророк глаголет слова, сказанные ему в видении, и пророчество ясно рисует тот момент, когда взоры всего мира начали обращаться к Иерусалиму, где явилось во плоти Слово Божие и проповедывало милость и прощение и мир и где Богочеловек понес наши немощи и болезни и Сам Себя отдал на страдание и смерть и совоскресил с Собою человечество, погибавшее в грехах и язычестве. Уже в Кн. Бытия ( Быт. 3:15, 49:1,10 и пр. в Св. Летописи) мы видели обетование Божие Адаму и пророчество Иакова о семени, имеющем стереть главу змия, и о Примирителе. В последнем даже указано, что появление Его будет тогда, когда Израиль не будет иметь более царя и самоуправления. Вот в эти „последние дни“ „гора дома Господня“, или „гора дома Божия“ будет поставлена во главу гор. Этот образ выражения напоминает откровение Иакову, родоначальнику Израильского народа, то величественное видение лествицы, которое он видел в Лузе, после которого он дал название месту тому Бет-Ель (Вефиль), то есть дом Божий 269 . Поэтому-то,-как думаем мы,-в следующем стихе сказано: „войдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева“, с явным напоминанием этого видения. Это же сближение объясняет, что надобно разуметь под словами изучаемого нами стиха 2-го: „гора Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами“. Очевидно, что здесь нет мысли о каких-либо физических или государственных земных переворотах (толкования талмуда). „От Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима“ (ст. 3). Здесь разумеется возвышение души человеческой от плоти и мира к духу и небу; возвышение в дом Божий по лестнице, на которой стоит Господь и восходят и нисходят Ангелы Божии. Вот к этой горе духовной „потекут народы“. Эта гора высится над человеческими мудрованиями и философскими системами, символизированными под образом холмов; и в этой горе стремятся измученные служением миру народы, чтобы испить живительной влаги Духа Божия, истекающей от краеугольного камня на Сионе: „камень же есть Христос“ 270 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

2 . Итак, что вы на это скажете, о иудеи? И какова причина столь многих и великих принятых вами зол? Неужели не понимаете, что не на клевретов вы восстали, но на Бога, так что по справедливости это случилось с вами и без прощения страждете? Ведь поистине против самого Творца и Благодетеля согрешили вы, , но, обманутые, И269 не понимаете, что Он Сам возвестил о вас через Исаию, говоря: «Сыновей родил Я и возвысил, они же отреклись от Меня» ( Ис. 1:2 ). И: «Что сделаю винограднику Моему, и Я не сделал ему? Потому что Я ожидал, что он принесет виноград, а он принес тернии» ( Ис. 5:4 ). И: «Ожидал что он совершит правосудие, а он совершил беззаконие/163в и неправедный вопль» ( Ис. 5:7 ). О каких терниях Он говорит и о каком беззаконии и вопле? Ведь ясно, что о тех, которыми вы венчали Его в страстях, беззаконно вопия: «Возьми, возьми, распни Его!» ( Ин. 19:15 ). О богохульном и скверном вашем Б389 собрании Он возвестил также через Иеремию: «Стало Мне наследие Мое как лев в дубраве: возвысил на Меня голос свой, и за это Я возненавидел его» ( Иер. 12:8 ). Обличая это скверное и Богом гонимое собрание за совершенное ими, и Соломон говорит: «Выйдите, дочери Сиона, и посмотрите на увенчанного венцом, которым увенчала его мать его в день его» ( Песн. 3:11 ). Матерью его по плоти он называет иудейское собрание, ведь он говорит: «Плоть же Моя от них». А «день венчания Его» обозначает, что тогда Он церковь народов невестою привел. А прельстившееся и суемудрое то собрание, венец из терний на голову Его возложив, как бы насмехаясь/163г и издеваясь над Ним, говорило: «Радуйся, царь иудейский» ( Ин. 19:3 ). Исайя же, к ним , с упреком сказал: «Над кем и на кого развесили язык ваш, дети погибели и семя беззаконное?» ( Ис. 57:4 ). Потому и Сам Господь, сказал через Осию пророка: «Горе им, что они отскочили от Меня, несчастны они, что не почитали Меня» ( Ос. 7:13 ) и «злое [против] Меня умышляли» ( Ос. 7:15 ), и потому «разрушен и в ничто превратился, и стал как сосуд негодный среди народов» ( Ос. 8:8 ). Подобное Он говорит также и через Иеремию: «Накажет тебя отступничество твое, и злоба твоя обличит тебя; познай, как горько что ты оставил Меня и не благоволил Я на тебе» ( Иер. 2:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3.4. Пророчество о Церкви Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Вместе с судом постоянно поставляются картины того, что будет после него, картины торжества правды, которая придет после суда и после наказания, и здесь пророк Исаия говорит о возвышении горы Господней: «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева» (Ис. 2:2-3). Здесь под горой дома Господня следует понимать Церковь Христову, которая возвысится и в которую будут привлечены все народы. Тема того, что все народы будут призваны Богом, и от всех народов люди благочестивые придут и будут поклоняться в храме Божием, пронизывает книгу пророка Исаии от первой до последней страницы. Не случайно самое начало этой книги сразу обращается к небу и к земле, показывая этим, что Бог есть не только Бог Израиля или что еще менее – Бог отдельных верных израильтян, но Бог есть Бог неба и земли. А значит, Бог есть Бог всех народов, что Его промыслительные действия распространяются абсолютно на всех людей. И поэтому, когда какие-то народы: ассирийцы или вавилоняне приходят и сокрушают израильтян – это не значит, что они внезапно явились из области мироздания, на которую промышление Божие не распространяется, и вторглись на землю, которая Богу принадлежит. В все эти действия тоже происходят по попущению или по прямому указанию Божию. В соответствии с этим показывается и то, что все народы не только будущие рабы израильтян, но все эти народы – Божии, хотя в тот момент еще далеко от Него стоящие, что и о них Господь печется, чтобы и для них соделать спасение, которое соделывается среди Иерусалима и на горе Сионе: «ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима. И будет Он судить народы, и обличит многие племена» (Ис. 2:3-4). Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/lib/text/431411/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010