3. Так как иудеи были в то время и в плену, то, ве­роятно, вместе с ними тогда явились сюда и многие из языч­ников; а с другой стороны, и слух о догматах в это время уже распространился между народами, а потому многие и из них присутствовали здесь, по воспоминанию о том, что слы­шали. Таким образом свидетельство со всех сторон было непререкаемое, – со стороны граждан, со стороны иноземцев, со стороны пришельцев. " Слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих " . Они не просто говорили, но говорили не­что дивное; и потому справедливо эти люди недоумевали, так как никогда еще не было ничего подобного. Заметь рассуди­тельность этих людей: они изумлялись и недоумевали, говоря: " друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина " (ст. 12, 13). Какое бесстыдство, если они из-за этого смеялись! И что же, впрочем, тут удивительного, если и о самом Господе, когда Он изгонял бесов, они говорят, что " имеет в Себе веельзевула " (Мк.3:22)? Где господствует наглость, там заботятся лишь о том одном, чтобы что-нибудь сказать; не о том, чтобы сказать что-нибудь разумное, а – лишь бы что-нибудь сказать. " Они напились сладкого вина " . Верно, так, – потому что люди, окруженные столькими опасностями, трепещущие за саму жизнь, находящееся в такой печали, смеют говорить подобное! И смотри: так как это было невероятно, то, чтобы ввести в заблуждение слушате­лей и показать, что (апостолы) действительно пьяны, – все при­писывают качеству (напитка) и говорят: " они напились сладкого вина " . " Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им " . Там ты видишь его попечительность, а здесь мужество. Пусть они удивлялись, пусть они были поражены; но и при этом не подать голос среди такого множества народа? Если и тогда, когда говоришь между своими, приходишь в смущение, то тем больше – когда говоришь между врагами, между людьми, дыша­щими убийством. А что (апостолы) не пьяны, это сейчас же сделалось очевидным из их голоса, потому что они не при­шли, подобно одержимым, в исступление, и не были лишены свободы владеть собою. Но что значит: " с одиннадцатью " ? Это значит, что они защищались общим голосом: Петр служил устами всех, а прочие одиннадцать (учеников) предстояли, подтверждая его слова своим свидетельством. " Возвысил голос свой " , т.е., заговорил с великим дерзновением.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

5:9); а здесь, когда потребовали обстоятельства, говорит, что он ничем не меньше высших апостолов, — потому что знал, что это особенно будет полезно для учеников. Потому и далее говорит: « мы во всем совершенно известны вам » ( но во всем явленны есмы во всех к вам ). И здесь опять обличает лжеапостолов, что они действуют лукаво. Но о себе и прежде говорил тоже, что он не лицемерил, без обмана и бескорыстно проповедовал слово (Божие). Лжеапостолы иными были на самом деле, и иными показывали себя; но он не таков. Потому и хвалится везде, что ничего не делает для славы человеческой, и не скрывает дел своих. Так и прежде говорил: « открывая истину, представляем себя совести всякого человека » ( явлением истины представляюще себе во всякой совести человечестей ) (2 Кор. 4:2), и теперь говорит: « мы во всем совершенно известны вам » ( во всем явленны есмы к вам ). Что же это значит? «Мы невежды, — говорит он, — и не скрываем этого; берем у некоторых, и не умалчиваем об этом. Так и от вас пользуемся, и не притворяемся, что ничем не пользуемся, как делают эти пользующиеся от вас; напротив, мы все открыто делаем пред вами». А так мог говорить только вполне полагающийся на них (коринфян), и во всех словах соблюдающий правду. Потому и ссылается на них, как на свидетелей — и теперь, когда говорит: во всем к вам , и прежде, когда говорил: « мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете » ( не иная бо пишем к вам, но яже чтете и разумеваете ) (2 Кор. 1:13). Защитив себя таким образом, (апостол) далее начинает уже говорить гораздо сильнее: « Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас? » ( или грех сотворих себе смиряя, да вы вознесетеся ) (ст. 7). И объясняя это, продолжает: « Другим церквам я причинял издержки, получая [ от них ] содержание для служения вам » ( от иных церквей уях, приим оброк, к вашему служению ) (ст. 8). Смысл этих слов таков: «Я жил у вас в крайней нищете»; это именно значит — « себя смиряя ». «Итак, это ли ставите мне в вину? И потому ли превозноситесь предо мною, что я смирял себя у вас, просил милостыню, терпел тесноту и голод, чтобы вас возвысить?» Как же они возвышались, когда он был в крайности? Так, что они более получали назидания, а не повода к соблазну.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   В воскресенье во время Литургии читается Евангелие «О мытаре и фарисее»:     «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам себе так: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя в дали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:10 — 14).    Мытарь — смиренный сборщик податей был оправдан больше, чем фарисей — гордый законник. Этой притчей Церковь научает нас истинному смирению и покаянию, без которых Великий пост будет бесплоден. «Не полагайся на свою праведность, подобно фарисею, но всю надежду своего спасения возлагай на беспредельную милость Божию, вопия, подобно мытарю: Боже, милостив буди мне грешному. Ибо вот фарисей, кажется и доброго был поведения, а не был оправдан пред Богом», — наставляет святитель Феофан Затворник. Фарисей лишился превозношением, сколько же тогда мытарю нужно смиряться, чтобы покрыть свои недостатки?!    Взгляните, все святые Церкви осуждали себя и каялись перед Господом! А ведь все окружавшие почитали их чистыми и безгрешными перед Богом! Думаете, здесь была неискренность? Конечно же, нет! Это был искренний вопль души к Богу! Уж если святые угодники нашли в чем каяться, то неужто не в чем каяться нам?!    Святитель Тихон Задонский так же указывает на то, что без смирения бессмысленна бывает молитва, ибо Бог гордым противится (Иак. 4:6; Пет. 5:5). Напротив того, на смиренных милостиво призирает Бог: Призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их, — говорит Давид (Пс. 101:18). Так призрел Он на молитву смиренного мытаря, хотя тот и был обременен грехами, так отринул гордое самохвальство фарисейское. Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18:14).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

  6. Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Почему же? Потому что Родившийся разрушить и погубил их (иудеев); Своим рождением для нас Он потребил их. Хотя Павел говорит, что Он родился для них, но так как они не пожелали при­знать Его, то Он родился нам, и Младенец нам , и Сын нам . Выслушав, как пророк предсказывает о Его человече­ской природе и рождении, и с начала учит, от кого Он ро­дился, теперь пойми, кто есть Он и каково Его имя. Владычество на раменах Его. Этого невозможно понять относи­тельно какого-либо другого человека (а только относительно Хри­ста), так как Он имеет Свое начальство не от кого-либо другого, но от Себя самого и Своей природы, так как есть само­довлеющий. И нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Где те­перь та и другая сторона — иудеи и еретики? Вот дар Святого Духа, делающий нас достойными того, чтобы мы удивлялись и не испытывали. Итак, должно исповедовать, что Творец не есть творение, что Он один, а не два, — Сын, т.е., Тот, Кого не желают признавать иудеи. А то, что они не пожелали полу­чить здравие от общего врачества, указывает на их раны. Выше он говорит: с нами Бог, а здесь говорить: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. И воистину; — великого Отеческого совета, так как никто не объявил нам имени Отца, кроме Того, Кто имеет ту же самую природу и впоследствии пожелал быть Ангелом Его, — не то, что Он преобразился в ангела, но — испол­нял обязанность ангела, по благости Своей, будучи Богом от Бога, по сказанному: И Я открыл им имя Твое (Ин.17:6,26). Советник. Вот иное значение: так как Отец поже­лал сделать язычников сонаследниками, подобными и сопри­частными Сыну Своему, то смотри, какой совет держал Он с Сыном и Духом Святым, именно — возвысить нашу при­роду и поставить ее выше ангелов, архангелов, херувимов и серафимов. И нарекут имя Ему: Чудный, Советник, для того, чтобы возвысить землю и прах до неба.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«Аз есмь путь и истина и жизнь» – говорит про Себя Господь Спаситель. Странно и преступно не пытаться духу человеческому идти этим прямым путём, а основываясь на том, что он пробудился лишь после долгого исторического блуждания, достигать сначала pax romana, а потом уже входить в Царство Божие; или иначе: из «звериного» бесформенного состояния дорабатываться до «звериных царств», а потом уже создавать «царство сына человеческого». То же можно сказать про всякое культурное делание: раз христианство дало, возвратило с избытком творческую способность, возвысило человека над природною необходимостью, так что он может ходить «по морю, яко по суху», зачем же христианину заниматься выделкою суррогатов своего могущества. Об этом неустанно твердило еще до-христианское высшее религиозное сознание – в буддизме и эллинизме, и потому только, что оно не имело абсолютной свободы духа, его утверждение было только постулатом, проходило лишь отрицательный путь, христианство же дало человеку эту абсолютную свободу, утвердило бессмертие личности и тем возвысило личность, придало ей высшую ценность. Поэтому, христианство не может вести человека по пути, усеянному трупами, как это рекомендует ницшеанская философия и как это в действительности происходило на всем протяжении человеческой истории. 70 9. Дохристианское и христианское высшее религиозное сознание Необходимо выяснить, во избежание громадной ошибки, что остановиться на той точке, до которой доходит до и не-христианское высшее сознание, часто бывает гибельнее, чем вовсе не дойти до неё. Сходство с христианским учением можно усмотреть в многих изречениях Будды, стоиков и циников, русистов и толстовцев, древних и новых космополитов и социалистов. «Оставь жену и сына, – заповедуется в Суттах-Нипатах, – отца и мать, богатство и жито, оставь всё, что порождает желание, и иди своим путем, подобно носорогу». 71 В евангелии читаем: «всякий, кто оставит дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследуете жизнь вечную». 72 «И тот, кто не отрешился от всего, не может быть Моим учеником».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Апостол Павел, приводя в качестве примера для подражания умаление Сына Божьего, призывает верующих ничего не делать по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию и почитать один другого высшим себя ( Флп.2:5 ). Как пишет он в Послании к Галатам: А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира ( Гал.6:14 ). Как и Сам Господь говорит: Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится ( Мф.23:11–12 ), и в другом месте: ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится ( Лк.14:11 ). Апостол Павел говорит, что мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушён во всём, кроме греха ( Евр.4:15 ). Сегодня много говорят о правах: право на достойную жизнь, право на образование, право на медицинское обслуживание, право на справедливый суд. Нас учат защищать свои права. Но если мы посмотрим на Христа: были ли у Него права в Его земной жизни? Несомненно, были! Перед нами Творец мира, Хозяин всего. Он мог бы иметь царскую жизнь, поселиться в лучших апартаментах, где бы Его ублажали. Но что говорит Писание? Не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы ( Мф.12:19–20 ). Когда прокуратор Понтий Пилат обращает внимание Господа на то, сколько обвинителей и сколько обвинений в Его адрес, то Христос просто молчит. Пилат возмущается и удивляется тому, что Он молчит, ведь прокуратор, по его мнению, может помиловать или казнить. Но Господь следует Божественной воле и говорит, что власть Пилата над Ним – это от Бога и он не имел бы её, если бы она не была дана ему Богом свыше. Когда Христа схватили, в Евангелии говорится, что если бы Он захотел, то имел бы более, нежели двенадцать легионов Ангелов в Свою защиту. Нет, Христос не требует защиты Своих прав, не выдвигает имущественных претензий, не ведёт никаких тяжб, но, наоборот, являет кротость и смирение, самоумаляется, терпя поношения и бичевание, вплоть до смерти. И на фоне этого как-то меркнут наши права на комфортную жизнь в этом мире, когда мы поворачиваемся к Нему, чтобы идти за Ним. При этом можно вспомнить удивительные слова апостола Павла, для которого жизнь – Христос, и смерть – приобретение ( Флп.1:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В заботе же относительно довольствования соапостолов, пресвитеров и верных нуждающихся, св. апостол Павел везде и всех, словом и писанием, возбуждал к благотворительности. Доброе творя, – писал он к Галатам (6:9–10), – да не унываем: ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак доколе есть время, будем делать добро всем, наипаче же присным в вере. Уже в свое время он старался организовать и оградить точными правилами сбор милостыни на церковь , чтоб не было затруднений и взаимного недоверия. Касательно сбора для святых, – писал он к Коринфянам ( 1Кор. 16:1–4 ), – поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели (по воскресеньям) каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтоб не делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния во Иерусалим. А если прилично будет и мне отправиться, то они со мною пойдут. Сам апостол Павел остерегался, чтобы не подвергнуться от кого нареканию при обилии приношений, вверяемых его служению. Почему и имел при себе особого сборщика, избраннаго от церквей, для сопутствия ему, для собирания благотворений. Этого, как и других доверенных сборщиков, посылал он и по всем церквам. При чем убеждал всех и каждаго, впрочем довольно настойчиво, дать доказательство любви своей, как благословение, а не как побор. При сем скажу, – писал он к Коринфянам ( 2Кор.8:9 ), – кто сеет скупо, скупо и пожнет; а кто сеет щедро, щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением, ни с принуждением. Доброхотна бо дателя любит Бог. Итак Господь Иисус Христос и апостолы Его не уничтожили ветхий завет в новом, а только восполнили, обобщили для всего человечества, очистили от особенностей места, времени и еврейской национальности, только усовершили, утончили и возвысили. Возвысили как вообще во всем, так и в уставах относительно приношений на храм и на священство. В новом завете устранено только ветхозаветное возношение кровавых жертв на жертвенник Господень, хотя и не отклонены вообще животные приношения. Устранены юридические казни за погрешности в приношениях на храм и священство. Но не отклонена нравственная обязательность этих приношений. Не устранена нравственная ответственность христиан за отклонение от этих приношений. Не устранены власть и право церкви и священства на довольствование от паствы; требуется только, чтобы сбор на них был благословным доброхотством со стороны мирян, а не поборами со стороны духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

В Слове Божьем совершенно ясно говорится: “Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста…” (1 Иоан. 4,2). Апостол Павел пишет совершенно четко и ясно: “Если устами твоими будешь исповедовать, Иисуса Господом, а сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься” (Рим. 10,9). Что значит “спасешься”? Это есть та цель, к которой идем все мы, живущие на земле христиане: к спасению, которое нам заповедано Христом. Это жизнь с Богом и в Боге как в земном времени, так и в вечном бытии. Когда к Христу пришли ученики и сказали, что один человек не ходит с ними, а сам изгоняет беса именем Христа, Христос сказал: “Не запрещайте; ибо кто не против вас, тот за вас” (Лук.9:50). Из этих высказываний для нас совершенно очевидно, что христиане не должны быть друг против друга. Если христианин другой конфессии не поносит мою веру, не насмехается над ней, и в то же время, будучи крещеным христианином, не принадлежит к той Церкви, к которой принадлежу я, то это не значит, что он не принадлежит к народу Божию. И если этот принцип признать, то это и будет то, за что борются все те, кто не хочет вражды между христианами и в идеале не хочет разделения. В идеале, конечно же, он желает, чтобы исполнились слова Христа Спасителя, когда он молился о своих учениках в своей первосвященнической предсмертной молитве (Иоан.17) — Практика показывает, что до этого нам далеко. Я знаю священника, который в проповеди может сказать очень резкие слова в адрес протестантов, даже назвать их антихристом. Это невежество, помноженное на фанатическую нетерпимость. Все дело в желании человека возвыситься над другими. Любому человеку неудобно самому себя хвалить. Будет смешно, если человек будет говорить о себе, какой он добродетельный, хороший, добрый, хорошо влияющий на окружающих. А человеку хочется возвыситься над другими. И вот он начинает пользоваться таким методом: я, конечно, грешный, я недостойный, но зато моя вера только мне дает спасение. Я выше других, тех, кто погибнет в своих заблуждениях.

http://pravmir.ru/put-lyubvi-svetel/

В тоже время согласно тексту Авилы и Пятого издания, — враг будет низвержен кинжалами и копьями семи пастырей и восьми помазанников в ров. Мих.5:7—15. И будут остатки Иакова посреди народов многих, как роса от Господа и как бы капли дождя на траве, которая не зависит от человека и не возлагает надежды на сынов человеческих. И будут остатки Иакова среди племен, посреди народов многих, как лев среди зверей лесных и как бы львенок среди стад овец, который когда будет выходит» [на добычу], «то будет попирать и схватывать, и никто не вырвет у него. Возвысится рука твоя над врагами твоими и все враги твои погибнут. И будет в тот день, говорит Господь, Я отниму коней твоих у тебя и разрушу твои военные колесницы и погублю города земли твоей, и разрушу все укрепления твои, и удалю злодеяния от руки твоей, и не будет у тебя прорицаний. Я погублю в конец истуканов твоих и идолов твоих» [удалю] «из среды твоей, и ты не будешь преклоняться пред изделием рук своих. И уничтожу рощи твои из среды твоей и сокрушу города твои, и совершу мщение во гневе и негодовании во всех народах, которые не будут внимать. LXX: И будут остатки Иакова среди племен и посреди народов многих, как бы роса, падающая от Господа, и как 6ы агнцы на траве; так что не соберется ни один и не будет находиться среди сынов человеческих. И будут остатки Иакова среди племен и посреди народов многих, как лев среди скотов в лесах и как львенок среди овечьих стад; потому что когда он пройдет и, разогнав» [стадо], «похитит, не будет никого, кто отнял бы у него. Возвысится рука твоя над теми, которые терзают тебя, и все враги твои будут погублены. И будет в тот день, говорит Господь, Я истреблю коней твоих из среды твоей и погублю колесницы твои. И разрушу города земли твоей и уничтожу все крепости твои. И удалю злодеяния твои от рук твоих, и не будет е тебе тех, которые занимаются предвещаниями. И рассею истуканов твоих и идолов твоих из среды твоей, и ты не будешь уже поклоняться делам рук своих, и повырублю дубравы посреди тебя, и разрушу города твои, и во гневе и ярости Я совершу мщение против племен, так как они не послушали.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В тот День утвердится гора Дома Ягве во главе гор и возвысится над холмами. И соберутся к ней все племена, и придут народы многие, и скажут: «Пойдемте, поднимемся на гору Ягве, к дому Бога Иакова, И Он научит нас путям Своим, и пойдем мы по стезе Его» Это единение совершится не мечом, а притягательной силой истины Ибо из Сиона выйдет Учение и Слово Ягве—из Иерусалима И Он будет судить между племенами, говорить ко многим народам, И они перекуют мечи свои на плуги и копья свои на серпы; Не поднимет меча народ на народ, и не будут больше учиться войне.   Из книги: Протоиерей Александр Мень Вестники Царства Божия (перевод библ. текста сделан автором).   В Синодальном переводе: " И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, И потекут к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: придите и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне из Иерусалима. — И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать " . О страдании Эфир Радио София Добрый вечер, родные мои, с вами в эфире священник Георгий Чистяков. Как всегда, сегодня мы тоже работаем в прямом эфире. Наш телефон… Через 15–20 минут мы начнем принимать ваши телефонные звонки. Сегодня мне хотелось бы, родные мои, поговорить с вами о смысле страдания, о том, есть ли ответ на вопрос, отчего или зачем страдают люди. Есть пословица, которую знают все и нередко употребляют: «Христос терпел, и нам велел». Но только спрашивается: где именно в Евангелии говорится о том, что Иисус действительно велел нам страдать? Такого текста в Священном Писании нет. Да, умывая ноги ученикам, Господь говорит, что даёт нам пример. Но пример чего? Не страдания, а служения друг другу. Он зовет нас в 25–й главе Евангелия от Матфея давать кусок хлеба голодному, одеть нагого, посетить больного или заключенного. Но нигде не призывает нас страдать. Наоборот, Писание подчёркивает, что Он пострадал Сам за нас, то есть вместо нас. Хотя, конечно же, Господь приходит разделить с нами  наши беды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010