Святитель Амвросий Медиоланский , так аллегорически истолковал призыв к Иакову, – переселиться в Египет: « Каким образом они не понимают того, что сами читают, и отрицают Моисея, которого почитают, ибо не хотят верить его писаниям? Что же более очевидно, нежели то, что в этом месте они призываются перейти в Церковь Божию, чтобы сжатые прежде в узких границах Иудеи они перешли к народу Божию, который собрался со всего мира, из всех племен и народов, и сделался великим народом. Действительно, «по всей земле прошло вещание их» ( Пс.18:5 ). Итак, зовется Иаков сыновьями своими, то есть народ иудейский призывается к благодати 72 . « Иаков отправился из Вирсавии; и повезли сыны Израилевы Иакова отца своего, и детей своих, и жен своих на колесницах, которые послал фараон, чтобы привезти его » ( Быт.46:5 ). Конструкция этого текста очень сложная: говорится о многих, и в то же время говорится « привезти его ». Это связано с тем, что праведник своего поколения, любой праведный в своем поколении, является наиболее ясным выразителем целого поколения в самых лучших каких-то его достижениях. Поэтому, хотя говорится о многих, но говорится и об одном. Известный текст «…Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» ( Ос.11:1 ) в одинаковой степени относится и к святому семейству, когда с Богомладенцем Иисусом они возвращались в Землю обетованную после бегства в Египет и к исходу еврейского народа из египетского плена также. Чередование имен Иаков-Израиль – Израиль-Иаков, мы с вами уже об этом говорили, используется здесь не просто так: имя «Израиль» – это имя духовное, которое означает «воин Божий», а имя «Иаков» – означает обманщика. И то, что Иаков получает новое имя, свидетельствует о том, что он смог возвыситься над своим, скажем так, набором ген, над своим происхождением, потому что сначала было определено, что он – обманщик. Имена давались в пророческом озарении, и в имени обозначалась как бы вся судьба человека. Но Иаков сумел преодолеть рок и возвыситься над своим происхождением, даже над теми пророческими предсказаниями о нем, что он будет обманщиком. Но уход, спуск в Египет может означать риск духовной деградации, если не для самого Израиля (Иакова), то для его потомков.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Сказав: “ Возрадовалось сердце мое в Господе ”, она прибавила: “ Вознесся рог мой в Боге моем ”. Что значит: “рог мой”? Это выражение часто употребляется в Священном Писании; напр. говорится: “ Вознесутся роги ” его (Пс.74:11), и “ вознесет рог помазанника Своего ” (1Цар.2:10). Что же означает “рог”? Этот способ выражения заимствован от бессловесных животных и означает силу, славу, знаменитость. Им, вместо славы и оружия, Бог, даровал только рога; потеряв рога, они теряют очень много своей силы; как безоружным воином, так и безрогим волом, легко можно овладеть. Значит, жена сказала тем не что иное, как: возвысилась слава моя. Как же – возвысилась? “ В Боге моем ”, говорит. Потому и безопасно это возвышение, что оно имеет твердое и непоколебимое основание! Слава от людей так же ненадежна, как сами прославляющие: оттого и упадает скоро. А слава, даруемая Богом, не такова; она пребывает непоколебимою навсегда. Изображая то и другое, ненадежность первой (славы) и постоянство последней, (пророк) говорил так: “ Всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой. Трава засыхает, цвет увядает ”. Но о славе Божией не то говорит, а что? “ А слово Бога нашего пребудет вечно ” (Ис.40:6,7,8). Это видно и из примера этой жены. Цари, полководцы и властители, употребившие иногда многие усилия, чтобы увековечить свою память, построившие великолепные гробницы, воздвигнувшие во многих местах статуи и множество изображений, и оставившие по себе бесчисленные памятники своих деяний, забыты и неизвестны никому даже и по имени; а эта жена прославляется теперь во всей вселенной. Пойдешь ли в Скифию, в Египет, в Индию и даже за концы вселенной, услышишь, как все прославляют добродетель этой жены; слава Анны обнимает всю землю, где только светит солнце. И удивительно не только то, что она прославляется во всей вселенной, но и то, что, по истечении столь долгого времени, слава ее не только не померкла, но более и более возрастает и увеличивается; ее любомудрие, великодушие и терпение все знают, – и в городах, и в селах, и в домах, и в воинских станах, и на кораблях, и в мастерских, словом – везде можно слышать похвалы этой жене.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

— Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. Всего лишь : БОЛЕЕ ОПРАВДАННЫМ. То есть оправдание обоих входит в планы Бога. Оправданием фарисея должно послужить воспоминание того, откуда взялись фарисеи – временные заместители пророков в деле вдохновенного и нравственного служения. А оправданием чувствительного мытаря должен стать Закон, совершенно забытый им, как забытым оказалось его избранничество и первородство. Первородство мытарь разменял на деньги. А фарисей разменял избранничество на шулерство с Богом. При этом оба оказались обеспеченными людьми. Два эти человека, как два образца неисправного служения. Один – циничный сухой сердцем «клирик». Второй – обезумевший и жадный мирянин. Слова: возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится, относятся к обоим. Потому мытарь дерет деньги с народа, что ему наплевать на братьев. Его не трогает горе, которое он приносит в дома презираемых им людей. Они в его глазах насекомые. Сам же мытарь, потому так думает и так жестокосердечно поступает, что видит себя выше. Что ему слезы людей? Таковы не только мытари, а и уголовники, беззаконники и, вообще, все бессердечные люди имеющие власть унизить человека и взять с него деньги. Господь у мытаря выступает мстителем. Мытарь подозревает в Отце Небесном мстителя. Увы. Это то, что мытарь в силу своего жестокосердия смог разглядеть в Небесном Отце. Сам не любит и не понимает Любовь. Плохо ему жить. А фарисею в силу того, что он служит Богу, кажется, что благодаря ритуалу и обряду, он договорился с Ним. Что благодаря членству в фарисейском клане он выше других людей. Что его за исполнение, верность обряду надо как-то особенно любить, хорошо содержать, сажать на почетные места в синедрионе и собраниях. Так иногда бывает с нашими священниками, которые почему-то привыкают к народной любви и принимают ее как должную честь своего звания. Принимают и требуют честь и службу своей персоне, в то время как Сам Первосвященник Христос, умывал ноги ученикам.

http://pravmir.ru/zhizn-sredi-fariseev/

Скачать epub pdf Тропарь, глас 6 Воссиял Ты, Христе, от Девы,/духовное солнце правды,/и звезда указала Тебя,/Невместимого, в пещере вмещающегося;/и волхвов привела для поклонения Тебе./С ними мы Тебя величаем:/жизни Податель, слава Тебе! Хор повторяет: Воссиял Ты, Христе: Чтец: Господь воцарился, благолепием облёкся, облёкся Господь силою, и опоясался, ибо Он утвердил вселенную, и она не поколеблется. С тех пор готов престол Твой, Ты – от века. Пс 92:1, 2 Хор: И волхвов привела для поклонения Тебе./С ними мы Тебя величаем:/жизни Податель, слава Тебе! Чтец: Возвысили реки, Господи, возвысили реки голоса свои, поднимут реки течения свои от шума вод многих. Пс 92:3 Хор: И волхвов привела для поклонения Тебе./С ними мы Тебя величаем:/жизни Податель, слава Тебе! Чтец: Дивны валы морские, дивен на высотах Господь. Свидетельства Твои достоверны весьма; дому Твоему подобает святыня, Господи, на долгие дни. Пс 92:4, 5 Хор: И волхвов привела для поклонения Тебе./С ними мы Тебя величаем:/жизни Податель, слава Тебе! Чтец: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу! Хор: И волхвов привела для поклонения Тебе./С ними мы Тебя величаем:/жизни Податель, слава Тебе! Чтец: И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Хор: И волхвов привела для поклонения Тебе./С ними мы Тебя величаем:/жизни Податель, слава Тебе! Чтец: Воссиял Ты, Христе, от Девы, духовное солнце правды, и звезда указала Тебя, Невместимого, в пещере вмещающегося. И сам поет конец тропаря: И волхвов привела для поклонения Тебе./С ними мы Тебя величаем:/жизни Податель, слава Тебе! И продолжает чтения праздника. 7. Пророчества Исаии чтение Младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это. Ис 9:6–7 8. Пророчества Исаии чтение И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал: проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Тропарь, глас 6 Грешникам и мытарям/явился Ты, Спаситель наш, по множеству милости Твоей, –/ибо где мог бы свет Твой воссиять, кроме как над сидящими во тьме?/Слава Тебе! Хор повторяет: Грешникам и мытарям: Чтец: Господь воцарился, благолепием облёкся, облёкся Господь силою, и опоясался, ибо Он утвердил вселенную, и она не поколеблется. С тех пор готов престол Твой, Ты – от века. Пс 92:1–2 Хор: Ибо где мог бы свет Твой воссиять, кроме как над сидящими во тьме?/Слава Тебе! Чтец: Возвысили реки, Господи, возвысили реки голоса свои, поднимут реки течения свои от шума вод многих. Пс 92:3 Хор: Ибо где мог бы свет Твой воссиять, кроме как над сидящими во тьме?/Слава Тебе! Чтец: Дивны валы морские, дивен на высотах Господь. Свидетельства Твои достоверны весьма; дому Твоему подобает святыня, Господи, на долгие дни. Пс 92:4, 5 Хор: Ибо где мог бы свет Твой воссиять, кроме как над сидящими во тьме?/Слава Тебе! Чтец: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу! Хор: Ибо где мог бы свет Твой воссиять, кроме как над сидящими во тьме?/Слава Тебе! Чтец: И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Хор: Ибо где мог бы свет Твой воссиять, кроме как над сидящими во тьме?/Слава Тебе! Чтец: Грешникам и мытарям/явился Ты, Спаситель наш, по множеству милости Твоей. И сам поет конец тропаря: Ибо где мог бы свет Твой воссиять, кроме как над сидящими во тьме?/Слава Тебе! И продолжает чтения праздника. 7. Пророчества Исаии чтение Так говорит Господь: омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят. Ис 1:16–20 8. Бытия чтение Взглянув Иаков увидел ополчение Божие ополчившееся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Смотри, (какое) смирение и любомудрие апостолов. Они не пошли везде хвастать и гово­рить, как они отвечали священникам, и при рассказе не тще­славились, но, пришедши, просто возвещают то, что слышали от старейшин. Отсюда мы узнаем, что они не подвергали сами себя искушениям, но мужественно переносили те, которые были им причиняемы. Иной кто-нибудь, надеясь на помощь народа, может быть, стал бы порицать и наговорил бы тысячу не­приятностей. А эти любомудрые – не так, но во всем кротко и сми­ренно. " Они же " , говорит, " выслушав, единодушно возвысили голос к Богу " . Возвысили глас от радости и великого усердия. Такие именно молитвы и бывают успешны, - молитвы, исполненные любомудрия, совершаемые о таких (предметах), со стороны та­ких (людей), в таких обстоятельствах и таким образом; а все прочие недостойны и нечисты. Смотри, как они не говорят ничего лишнего, но – только о силе Господа; или лучше, как Христос говорил иудеям: " если же Я Духом Божиим " глаголю (Мф.12:28), так и они говорят: " Духом Святым " . Вот и Спа­ситель говорит о Духе. А что говорят они, послушай. " Владыко Боже, Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? " В Писании обычно говорится об одном, как о многих. Смысл же слов их следующий: не сами они (иудеи) превозмогли, но Ты соделал все, попустив это и приведши к концу, как благоискусный и премудрый, устроивший и с самими врагами по воле Своей; здесь указывают они на благоискусство и премудрость Его в том, что, хотя те сошлись с убийствен­ным намерением, как враги и противники, но делали то, чего Ты, Однако, хотел, " чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой " . Что значит: " рука Твоя " ? Здесь, мне кажется, рукою называет как силу, так и совет. Тебе довольно, говорит, только за­хотеть, потому что никто не предопределяет силою. Итак вы­ражение: " рука Твоя " , значит: что Ты повелел. Или это го­ворит, или – что (Господь) совершил Своею рукою. Поэтому, как тогда они замыслили тщетное, так и теперь, говорят, сделай, чтобы они замыслили тщетное.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Советник. Вот иное значение: так как Отец пожелал сделать язычников сонаследниками, подобными и сопричастными Сыну Своему, то смотри, какой совет держал Он с Сыном и Духом Святым, именно — возвысить нашу природу и поставить ее выше ангелов, архангелов, херувимов и серафимов. И нарекут имя Ему: Чудный, Советник, для того, чтобы возвысить землю и прах до неба. Но Он сам есть совет и воля: мыслил, желал, возлюбил мир, пришел и освободил его от зла. Чудный, Советник. Это выражение не находится в переводе 70-ти (в ват. код. т. LXX эти слова не читаются, но в алекс. читаются), но находится у других переводчиков и в еврейском тексте, вместе с другими последующими словами. Потому заслуживает удивления мученик Лукиан, который хорошо извлек и сопоставил остальное, чтобы сделать для нас ясным равенство по существу Сына с Отцом, и несправедливо обвиняют его, как еретика. Но как же говорится: Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его? (Ис.40:13)? Не видишь ли ты, что выражением " кто " показывается не разделение между Отцом и Сыном, а отличие от идолов, которые называются богами? Чудно, говорит, будет имя Мое и величественно. Весьма хорошо Он говорит и в другом месте: что ты спрашиваешь об имени моем? оно чудно (Суд.13:18); а также: Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! (Пс.8:2). И в самом деле, как не чудно то имя, которое прогнало ложь, просветило круг земной и привлекло к Себе и к Отцу. Бог крепкий. Различие между теми, которые не были богами, и Богом истинным состоит в главенстве. Как же вы говорите, что Он находится под властью, когда пророк называет его главным? Известно, что главный не находится под чьей-либо властью. Князь мира, Отец вечности. Как же Он не знал дня, когда называется: вот Сын, и вот Отец (ср. Мф.25:36)? Хотя в этом мире Он не был признан неверующими, но в конце (века) все признают Его. Хорошо сказано: Отец вечности, потому что Он сотворил не только настоящее, но и будущее. Назвав Его сперва Советником великого совета, пророк потом свободно говорит о Нем все более важное. Но чтобы ты не считал Его грозным, он говорит:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Созерцание Да созерцаю досточудную Божию помощь покаявшимся израильтянам (Суд. гл. 11), а именно: 1) как кающиеся [люди] возопили к Богу: Делай с нами все, что Тебе угодно, только избавь нас ныне ( Суд. 10:15 ); 2) как сошел Дух Господень на Иеффая, и разбил он аммонитян и освободил Израиль; 3) как и ныне покаяние людей примиряет их с Богом и низводит Божию помощь в напастях. Проповедь о Божией жалобе на неверный народ Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Ис. 1:2 Гнев, гнев Божий! Во гневе отвращается Бог от избранного народа, жалуясь на него всем остальным Своим творениям, возвышая Свой голос пред небом и землей. Послушайте, Ангелы Мои святые и разумные [в серб, букв.: словесные. – Ред.]; послушайте и вы, твари земные бессловесные! Хотел Я соделать сей народ святым и мудрым, а он своей нечистотой и неблагодарностью низринул себя ниже [всех] бессловесных тварей. Наименовал Я их сынами Своими и возвысил их, а они обернулись ко мне спиной и пошли вслед скверных идолов! Гнев, гнев Божий, гнев любви, в тысячный раз оказывающей благо прокаженному и в тысячный раз принимающей от него плевки. Если бы заговорили все мертвые стихии, то могли бы, вкупе со всеми тварями, засвидетельствовать великие чудеса, которые для народа израильского сотворил единый и живой Бог в Египте и в пустыне – только чтобы народ сей отвратился от идолослужения и уверовал в единого живого и всемогущего Бога. Это могли бы удостоверить вода и кровь, камень и дерево, тьма и огонь, жабы и мухи, птицы и змеи, болезнь и смерть, облако и дым, ветер и манна, медь и железо – вместе с фараоном и многочисленными народами, досточудно побежденными Божией десницей и устраненными с пути [по которому шествовал] народ израильский. И однако же, сей народ отвергся Бога и последовал за истуканами! Вот страшное видение Исаии, сына Амосова, пророка Божия. О братья мои, помыслите, какое бы видение имел пророк Исаия о нас, если бы сегодня явился он среди нашего народа!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Ст. 7 – 8. Я оставил дом мой, покинул наследие мое, дал возлюбленную душу мою в руки врагов его. Наследие мое сделалось для меня как лев в лесу; возвысило против Меня голос, поэтому Я возненавидел его. Тот, кто сказал в Евангелии: востаните, идем отсюду и еще: оставляется вам дом ваш пусть ( Ин. 14, 31 и Лк. 13, 35 ). Он же и у пророка грозит тем же и говорит, что Он уже сделал то, что сделает, ибо наследие Господне и жребий наследия Его Израиль. А сказанное: дал возлюбленную душу мою в руку врагов его есть тоже, что область имам положити душу Мою, и область имам паки прияти ю ( Ин. 10. 18 ). Наследие же некогда Божие – народ Иудейский сделался в отношении к Нему как лев из леса, когда во время страданий Его в один голос кричал против Него. И так как возвысил против Него голос свой, то за это Он возненавидел его и отверг и бывший некогда возлюбленным я самым дорогим, теперь называется ненавистным. Ст. 9. Не птица ли разноцветная наследие Мое для Меня, не птица ли вся раскрашенная? Идите, собирайтесь все звери земли; спешите к пожранию. LXX: Не вертеп ли гиены наследие Мое для Меня, или пещера вокруг его на нем? Идите соберите всех зверей полевых, и пусть они придут и поедят его. Буквально под птицею разноцветною и раскрашенною разумеет павлина. Израиль, говорит, имел такую красоту и Иерусалим был украшен такими добродетелями, что из всего доброго не было ничего, чего бы не усматривалось в нем. Но так как Мое некогда наследие, то есть народ Израильский, стал в отношении ко Мне как лев в лесу и возвысил против Меня голос свой и Я со всею ненавистью возгнушался им: то идите и соберитесь против него все звери земли, множество различных народов, и пожирайте его, который не познал своего Господа А если читать, как перевели LXX и другие переводчики, не вертеп ли гиены наследие Мое для Меня, то можем понимать это в отношении к нечистоте этого ночного животного, которое живет трупами мертвых и обыкновенно вырывает из могил тела и нет ничего нечистого, чем бы оно не питалось. Таков Израиль оскорбляющий Господа своего и преданный на терзание всем зверям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Стих: Господи, Боже мой! На Тебя уповаю; спаси меня. Пс 7:7б–8а, 2а Глас 3 Скажите среди народов, что Господь воцарился,/ибо исправил Он вселенную, и она не поколеблется. Стих: Воспойте Господу песнь новую, воспойте Господу, вся земля. Пс 95:10а, 1 Глас 4 Восстань, Господи, помоги нам,/и избавь нас ради имени Твоего. Стих: Боже, мы ушами нашими услышали, и отцы наши возвестили нам. Пс 43:27, 2а Глас 5 Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя,/ибо Ты царствуешь вовеки. Стих: Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещу все чудеса Твои. Ср. Пс 9:33а, 37, 2 Глас 6 Господи, воздвигни силу Твою/и приди, чтобы спасти нас. Стих: Пастырь Израиля, внемли, ведущий, как овец Иосифа. Пс 79: 3б, 2а Глас 7 Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя,/не забудь бедных Твоих до конца. Стих: Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещу все чудеса Твои. Пс 9:33, 2 Глас 8 Будет царствовать Господь вовек,/Бог Твой, Сион, — в род и род. Стих: Хвали, душа моя, Господа. Хвалить буду Господа всю жизнь мою. Пс 145:10, 1б–2а Диакон: Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Священник возглашает: Ибо свят Ты, Боже наш, и во святых почиваешь, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Хор: Аминь. Диакон возглашает второй прокимен Всё, что дышит,/да восхвалит Господа. Стих: Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его на тверди силы Его. Диакон: Дабы удостоиться нам услышать святое Евангелие, Господа Бога молим. Хор: Господи, помилуй. (3) Диакон: Премудрость! Станем благоговейно. Услышим святое Евангелие. Священник: Мир всем. Хор: И духу твоему. Священник: От (имя евангелиста) святого Евангелия чтение. Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Диакон: Будем внимать. Чтение Евангелия Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Воскресная песнь после Евангелия, глас 6 Хор: Воскресение Христа увидев,/поклонимся Святому Господу Иисусу,/единому безгрешному./Кресту Твоему поклоняемся, Христе,/и Святое воскресение Твоё поём и славим,/ибо Ты — Бог наш,/кроме Тебя иного не знаем,/имя Твоё призываем./Придите, все верные,/поклонимся святому Христову воскресению,/ибо вот, пришла через Крест/радость всему миру./Всегда благословляя Господа,/воспеваем воскресение Его,/ибо Он, распятие претерпев,/смертию смерть сокрушил.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010