Отметим, что Иисус не оспаривал саму практику ношения таких футляров, но критиковал развившуюся в фарисейской среде моду расширять их с целью продемонстрировать особое благочестие. Не оспаривал Он и практику ношения воскрилий (греческое κρσπεδα, еврейское îî) – специальных кистей на краях одежд, предписанных законом с той целью, чтобы люди, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни и были святы пред Богом ( Чис.15:37–41 ). Однако Он критиковал обычай фарисеев увеличивать эти кисти – опять же, чтобы видели их люди. Неприятие у Иисуса вызывает кичливость фарисеев, их стремление везде занять самое видное место, их тщеславие и любовь к почестям. Евангелист Лука рассказывает, как Иисус, будучи в гостях у одного из фарисеев и увидев, как гости выбирают лучшие места, сказал хозяину дома: Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя... Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место. ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится ( Лк.14:8–11 ). Этот совет шел вразрез с практикой фарисеев, которые всегда выбирали лучшие места и не видели в этом ничего зазорного, так как считали, что они не таковы, как прочие люди ( Лк.18:11 ). Иисус приводит четыре примера фарисейского тщеславия: они любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: «учитель! учитель!» Первые три примера имеются также в параллельных местах у Марка и Луки: Остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях, сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах ( Мк.12:38–39 ; Лк.20:47–48 ). Однако именно четвертый пример фарисейского тщеславия дает Иисусу повод напомнить ученикам о том, что у них один Учитель и Наставник – Христос и один Отец – Тот, Который на небесах. Хотя здесь Иисус не говорит о Своем равенстве с Отцом, Он ставит Себя с Ним в один ряд. Накануне Своей смерти Он рисует картину христианской общины, сплоченной вокруг единого Наставника, общины, члены которой считают себя братьями друг другу. В этой общине правила поведения должны быть прямо противоположны тем, что существовали в фарисейском сообществе: здесь возвысится тот, кто унижает себя. На Тайной Вечере, умыв ноги ученикам, Иисус даст им видимый пример того, как они должны поступать по отношению друг к другу ( Ин.13:4–5,12–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Павел ссылается на языческих стихотворцев, свидетельствующих об этой же истине. Он включает в это родство и самого себя вместе с идолопоклонниками Афинскими, когда говорит: «Итак, мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого» ( Деян.17:29 ); 2) в Ветхом Завете члены Иудейской Церкви, и в Новом Завете члены Церкви Христовой называются сынами Божиими по усыновлению. Знаком этого усыновления в Ветхом Завете служило обрезание ( Быт.17:10–15 ), в Новом Завете оно подается через крещение, которое заменило ветхозаветное обрезание ( Кол.2:11–12 ). «Израиль есть сын Мой, первенец Мой» ( Исх.4: 22 ). «Я воспитал и возвысил сыновей, и они возмутились против Меня» ( Ис.1: 2 ). «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал.3:26–27 ). Но, конечно, не о тех, ни о других нельзя сказать, что они «водимы Духом Божиим», так как те же самые Израильтяне, которых Бог воспитал и возвысил как сыновей, возмутились против Него ( Ис.1:2 ). Ап. Павел, который называл Галатов в послании к ним сынами Божиими, к ним же обращается с таким упреком: «О несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине» (3:1). Отсюда следует, что усыновление не есть еще высшая степень сыновства людей Богу, оно есть только подготовительная ступень к более близкому, более полному и теснейшему «родству " человека с Богом. Это третья ступень сыновства людей Богу, смысл которой открывается из следующих слов И. Христа: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5: 44, 45 ). Как видно из приведенных слов, высокое достоинство сыновства этого рода заключается в том, что люди действуют в точном согласии с волею Отца Небесного, так сказать, своей жизнию являются на земле образом и подобием Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Потому что, когда они, эти высокостоящие люди, сознают свой долг к признанию и прославлению верховного Существа Божия, тогда будут распространять это сознание и осознанное ими чувство долга между другими, им подчиненными людьми, в особенности между молодыми, каковы юноши и девы, которые с юных лет должны развивать и поддерживать в себе религиозное чувство – чувство хвалы и благодарности к Богу. А вместе с юнотами пророк призывает к тому же хвалению и старцев, которые всегда должны носить в душе своей сознание и чувство благодарности к Богу за то, что они, по милости Божией, достигли старческого возраста. Все же вообще разумные существа, как на небе, так и на земле, должны прославлять имя Господне потому, что «имя Его единого превознесенно, слава Его – на земле и на небесах», как это выражено по переводу с еврейского, и это имя есть имя Господа нашего Иисуса Христа, Которого, по слову апостола, Бог так превознес, что «дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» ( Флп.2:9–11 ). Это и есть то исповедание Его на земли и на небеси, о котором говорит здесь пророк. Пс.148:14 И вознесет рог людий Своих: песнь всем преподобным Его, сыновом Израилевым, людем приближающымся Ему. Словом рог означается в псалмах, как и вообще в Священном Писании, сила народная, политическая, выражающая гражданское состояние народа ( Пс.131:17 ; Лк.1:69 ; Иез.29:21 ). Здесь опять нужно указать на разницу грамматических форм, допущенную в переводах греко-славянском и еврейском, а также и других. В нашей славянской Псалтири стоит: вознесет рог, в будущем времени, а в Вульгате переведено: exaltavit, в прошедше-совершенном; в издании Тремеллия – effert, в настоящем; а в древне-еврейском, т.е. в переводе с него – тоже в прошедшем: «вознес», или «возвысил», и весь стих по переводу с еврейского читается так: «Он возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих, сынов Израилевых, народа близкого к Нему».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

«Почему один день лучше другого, тогда как каждый дневной свет в году исходит от Солнца [действительно ]? Они разделены премудростью Господа; Он отличил времена и празднества: некоторые из них Он возвысил и освятил, а прочие положил в числе обыкновенных дней [ну, вот пожалуйста, суббота. Что о субботе говорится? Что Господь благословил, освятил субботу и почил от дней творения (см. Быт. 2:2 ). Вот вам, пожалуйста. У нас воскресный день вошёл даже в календарь названием, посвящён самому главному событию в деле нашего спасения – Воскресению. Вот если бы у нас осталось то же самое Евангелие, вот то же самое, но в нём только не было бы главы о Воскресении Христа – всё, мы были бы самые несчастные из людей. Это Евангелие не имело бы силы. Почему? Да потому что тот, кто не воскрес самовластно, не является Богом и, следовательно, не является Искупителем. Апостол и говорит, что без воскресения мы – самые несчастные люди (см. 1Кор. 15:12–19 ). Поэтому Воскресение – на нём и зиждется всё христианство . Поскольку вот этих, так называемых “белых учителей”, было полно за историю. И единственное, что отличает Христа от всех этих приходивших, – откуда они только приходили, вопрос? – это Его самовластное воскресение. И вот, отнимите от Евангелия это повествование – всё, Евангелие не будет, можно сказать, иметь и цены. Поэтому Воскресение – день, который отмечен Церковью, и вспоминается каждую седмицу это событие, поскольку на нём держится всё наше Если Христос не воскрес, – скажет Апостол, – то вера наша тщетна, и мы самые несчастные из людей (см. 1Кор. 15:17, 19 ). Вот поэтому все стрелы лукавого и были направлены против этого догмата о Воскресении. Мы потом поговорим специально на эту тему. Потому с Воскресением Христианство стоит, без него оно – падает. Это будет одно из каких-то духовных учений, каких множество. И вот он пишет, что эти дни Он возвысил и освятил, а прочие положил в числе обыкновенных дней]. И все люди из праха, и Адам был создан из земли; но по всевдению Своему Господь положил различие между ними и назначил им разные пути: одних из них благословил и возвысил, других освятил и приблизил к Себе, а иных проклял и унизил и сдвинул с места их [Но это не восточный деспот. Всевдущий Господь, имя Которому Любовь , не может одних благословлять, а других проклинать. Если бы Господь проклял Своё творение, которое Он благословил, оно мгновенно бы рассыпалось и перестало существовать. Поэтому нужно поговорить, что значит: раскаялся Господь, разгневался Господь, проклял Господь]. Как глина у горшечника в руке его и все судьбы её в его произволе, так люди – в руке Сотворившего их, и Он воздаёт им по суду Своему. Как напротив зла – добро, и напротив смерти – жизнь, так напротив благочестивого – грешник. Так смотри и на все дела Всевышнего: их по два, одно напротив другого».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Праведник, как финик, процветет и, как кедр на Ливане, умножится. Насажденные в доме Господнем, они процветут во дворах Бога нашего, Умножатся еще в старости честной и будут блаженны. Да возвестят они, что праведен Господь Бог наш и нет неправды в Нем. 92. В день предсубботний, когда населилась земля. Хвалебная песнь. Давида.    Господь воцарился, в благолепие облекся, облекся Господь силою и препоясался, ибо утвердил вселенную, которая будет неподвижна. От века престол Твой уготован: Ты от века существуешь. Возвысили реки, Господи, возвысили реки голоса свои, Поднимут высоко реки волны свои, от шумного движения вод многих: Дивны высокие волны морские, дивен в вышних Господь, Откровения Твои весьма истинны. Дому Твоему, Господи, подобает святыня на долгие дни. 93. Псалом Давида. В четвертый (день) недели.    Бог отмщений Господь, Бог отмщений явился. Восстань, Судия земли, воздай воздаяние гордым! Доколе грешники, Господи, доколе грешники будут хвалиться? Будут произносить и говорить неправду, будут говорить все, совершающие беззаконие? Народ Твой, Господи, они унизили и наследие Твое обидели, Вдову и сироту умертвили и пришельца убили, И сказали: “не увидит Господь и не узнает Бог Иакова”. Образумьтесь же, безумные в народе, и глупые, наконец, поймите! Устроивший ухо не слышит ли? Или Создавший глаз не видит ли? Ужели не обличит Наставляющий народы, Тот, Кто научает человека разумению? Господь знает помышления людей, что они – суетны. Блажен человек, которого наставишь Ты, Господи, и от закона Твоего научишь, Чтобы пребывал он кротким, со дня бедствий до тех пор, пока не выроется грешному яма. Ибо не отвергнет Господь народа Своего и наследия Своего не оставит, Пока правда не возвратится в суд, (а также) и все, держащиеся ее, правые сердцем. Кто восстанет за меня на лукавых? Или кто встанет со мною против совершающих беззаконие? Если бы Господь не помог мне, вскоре вселилась бы в ад душа моя. Когда я сказал: “поколебалась нога моя”, тогда милость Твоя, Господи, помогла мне. При умножении болезней моих в сердце моем утешения Твои веселили душу мою. Да не будет присущ Тебе престол беззакония, создающий обременение вопреки повелению (Твоему): Они будут преследовать душу праведника и неповинную кровь осудят. Но Господь был мне прибежищем и Бог мой – надежной помощью моею. И воздаст им Господь за беззаконие их, и по лукавству их погубит их Господь Бог наш.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Премудрость является также главной темой книги, написанной Иисусом, сыном Сираховым, и признанию этой особенности как системного факта в греческой традиции она обязана, видимо, своим названием – Σοφα Σειρχ. Притчи, обучающие поведению в разных жизненных обстоятельствах, представляют собой дифференцированный образ Премудрости; что касается ее общего понятия, оно исследуется и выражается уже в первой главе, и автор постоянно возвращается к его осмыслению. Сирах определенно отделяет Премудрость от Бога как Его произведение, которое Он «создал» (κτσας), будучи «создателем всего» (κτστης πντων, Сир 24:8 ), в то же время автор описывает ее не как вещь, но, скорее, как принцип. Бог «видел и измерил (ξηρθμησεν) ее» (стт. 1:9 и 19), однако «измерил» не в том смысле, что она конечна сама по себе. Оба раза глагол ξαριθμω употреблен тогда, когда говорится о направлении Премудрости к миру: «Он создал ее и и видел и измерил ее и излил ее на все дела Свои и на всякую плоть по дару Своему... Он видел ее и измерил, одождил ведение и понимающее знание». Как организующее начало мира Премудрость, несомненно, исчислима для Бога, но для человека ее «вседейственность» (τ πανουργεματα) непознаваема (ст. 1:6). В то же время она допускает уподобление себе: «если хочешь, чадо, научись, и если вдашь душу свою, всеискусен (πανοργος) будешь» (ст. 6:33). Способ, которым Премудрость управляет миром, есть дифференциация (διαχρησις). «Почему один день лучше другого, тогда как каждый дневной свет в году – от солнца? Они разделены премудростью Господа; Он отличил времена и празднества: некоторые из них Он возвысил и освятил, а другие положил в числе обыкновенных дней. И все люди из праха, и Адам был создан из земли; по преизбытку знания (ν πλθει πιστμης) Господь разделил их и отличил пути их: одних благословил и возвысил, других освятил и к Себе приблизил, а иных проклял и унизил и сдвинул с места их. Как глина у горшечника в руке его и все формы [букв.: пути] ее в его воле, так люди в руке Сотворившего их, и Он воздает им по суду Своему» (ст. 33:7–14). В приведенном фрагменте существенно заметить следующее: а) Премудрость выступает как единый принцип для природных явлений (смена времен года), религиозных установлений и человеческих судеб; б) причиной принимаемых Богом решений полагается «преизбыток знания»; в) предопределение отрицается: Бог «воздает» (ποδδωμι) людям в соответствии со Своим судебным решением, именно поэтому проклятые Им не находятся на своих местах, а «сдвинуты» с них.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Пс.88:41 .  Разрушил все ограды его, превратил в развалины крепости его. «Разорил еси вся оплоты его». Лишил его всякой защиты. «Положил еси твердая его страх». Надеясь прежде на укрепления городов, утратил сию надежду и объят страхом. Пс.88:42 .  Расхищают его все проходящие путем; он сделался посмешищем у соседей своих. «Расхищаху его вси мимоходящии путем» – Моавитяне, Аммонитяне, Филистимляне, Идумеи, Сирияне, Ассирияне, Вавилоняне. «Бысть поношение соседом своим». Стал предметом осмеяния и поругания для сопредельных народов. Пс.88:43 .  Ты возвысил десницу противников его, обрадовал всех врагов его. «Возвысил еси десницу стужающих ему». Врагов его соделал сильнейшими его. «Возвеселил еси вся враги его». Обратил его в посмешище для неприязненных ему. Пс.88:44 .  Ты обратил назад острие меча его и не укрепил его на брани. «Отвратил еси помощь меча его, и не заступил еси его во брани». Безполезны стали оружия для него, лишеннаго Твоей о нем попечительности. Пс.88:45 .  Отнял у него блеск и престол его поверг на землю. «Разорил еси от очищения его». Симмах же перевел так: «прекратил чистоту его», потому что, став пленником и живя вдали от храма Твоего, не может очищать себя кроплениями. «Престол его на землю повергл еси». В конец разрушил царство его. Пс.88:46 .  Сократил дни юности его и покрыл его стыдом. «Умалил еси дни времене его». Дав обетование сохранять царство во век, ограничил его кратким временем. «Облиял еси его студом». Терпит он поношения, и исполнен стыда. Ибо Седекия, по избодении у него очей, на все остальное время отдан был на мельницу; да и сам Иехония был в рабстве. Все же это исполнено стыда и позора. Так пророческое слово, описав бедствия, повелевает со слезами просить и умолять. Пс.88:47 .  Доколе, Господи, будешь скрываться непрестанно, будет пылать ярость Твоя, как огонь? «Доколе Господи отвращаешися в конец? разжжется яко огнь гнев Твой?» А Симмах перевел: «долго ли, Господи, сокрываться Тебе в конец, и ярости Твоей пламенеть подобно огню?» То есть, долго ли, Владыка, не благоволишь воззреть на мучения наши, не приидешь и не прекратишь бедствий, памятованием же наших грехов, подобно огню, будешь возжигать гнев? Пс.88:48 .  Вспомни, какой мой век: на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих? «Помяни, кий мой состав».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Псалом 137 Псалом Давиду Аггеа и Захарии. «По возвращении из Вавилона, – говорит бл. Феод., – Иудеи, при помощи Божией, низложив восставшие на них народы, приносят Богу благодарственную песнь. Сие-то предрекает божеств. Давид». «Настоящий псалом, – говорит св. Афан., – содержит в себе пророчество о призвании всех народов, за которое Давид и благодарит». 1 . И пред Ангелы воспою Тебе. С Евр.: «Славлю Тебя всем сердцем моим, пред богами пою Тебе». Т.е. «постараюсь петь вместе с Ангелами, буду соревновать им, ликовать с горними силами» (Злат. и бл. Феод.). «Буду петь как бы в присутствии Ангелов» (Св. Афан.). «Если же, – говорит св. Злат., – принять слова других переводчиков: пред богами воспою Тебе, – то нужно понимать так: со священниками, в их присутствии, когда они будут начинать и предшествовать, и я с подобающим благоговением пойду, последую за ними и воспою Тебе... Писание обыкновенно называет священника и Ангелом и богом ( Исх. 22:28 ; Мал. 2:7 )». Яко услышал еси вся глаголы уст моих 659 . Т.е. услышал и исполнил все мои прошения. «Следовательно, – заключает св. Злат., – псалмопевец совершал молитву чистую и превосходную, ибо был услышан Богом и молитва была благоугодна Ему». 2 . С Евр.: «Поклоняюсь пред святым храмом Твоим, и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего». 3 . Умножиши мя в души моей силою Твоею. С Евр.: «В день, когда я воззвал, Ты услышал меня; вселил в душу мою бодрость». Симмах перевел: «Ты возбудил в душе моей силы». Т.е. «силою Твоею приложишь попечение о душе моей, исполнишь ее упования и утешения» (Бл. Феод.). По св. Злат. – умножиши значит: «вознесешь меня, возвысишь меня. Смысл этих слов, – говорит он, – следующий: Ты возвысишь меня силою, вознесешь крепостию и поможешь мне». «Умножением, – говорит св. Афан., – называет долговременность. Смысл же речи таков: силою Твоею преобразишь из тления в нетление». 4 . Да исповедятся тебе, Господи, вси царие земстии, яко услышаша вся глаголы уст Твоих. Т.е. да исповедятся Тебе или да прославят Тебя, Господи, все цари земли, потому что они слышали, знают все Твои определения о народах, возвещенные им во всеуслышание чрез св. пророков, слышали о делах Твоих, явленных в наказании царей и царств и в избавлении народа Твоего Израиля, особенно да прославят тогда, когда услышат Твои евангельские глаголы чрез св. Апостолов (Бл. Феодорит).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 26: Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся? Внегда приближатися на мя злобующим, еже снести плоти моя, оскорбляющии мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша. Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое, аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю. Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его. Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя. И ныне се вознесе главу мою на враги моя. Обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения, пою и воспою Господеви. Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах: помилуй мя и услыши мя. Тебе рече сердце мое: Господа взыщу. Взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. Не отврати лица Твоего от мене и не уклонися гневом от раба Твоего, помощник мой буди, не отрини мене и не остави мене, Боже, Спасителю мой. Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя. Законоположи ми, Господи, в пути Твоем и настави мя на стезю правую враг моих ради. Не предаждь мене в души стужающих ми, яко восташа на мя свидетелие неправеднии и солга неправда себе. Верую видети благая Господня на земли живых. Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа. Псалом 26 Господь – просвещение моё и Спаситель мой: кого убоюсь? Господь – защитник жизни моей: от кого устрашусь? Когда приближались ко мне злодеи, чтобы съесть плоть мою, притеснители мои и враги мои, – они сами ослабели и пали. Если построится против меня полк, не убоится сердце моё; если поднимется на меня война, и при этом я надеюсь. Одного просил я у Господа, этого буду искать, чтобы обитать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать мне красоту Господню и посещать храм святой Его. Ибо Он скрыл меня в обители Своей в день бедствий моих, сохранил меня тайно в скинии Своей, на скалу возвысил меня. И ныне, вот, Он возвысил главу мою против врагов моих: обошёл я скинию Его и принёс в ней жертву хвалы и восклицания; буду петь и воспевать Господа! Услышь, Господи, голос мой, которым я воззвал, помилуй меня и услышь меня. Тебе сказало сердце моё: “Господа взыщу”. Взыскало Тебя лицо моё; лица Твоего, Господи, взыщу. Не отврати лица Твоего от меня, и не уклонись во гневе от раба Твоего. Будь мне помощником, не отринь меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой. Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь принял меня. Руководи мною, Господи, на пути Твоём, и направь меня на стезю прямую ради врагов моих. Не предай меня душам теснящих меня, ибо восстали на меня свидетели неправедные – но неправда обманула себя. Я верю, что увижу блага Господни на земле живых. Надейся на Господа! Мужайся, и да укрепляется сердце Твоё, и надейся на Господа!

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatoe-b...

Раб ли, свободный ли — мы все составляем во Христе едино: и «каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал» (Ефес. 6:8). Рабство не уменьшает (заслуги) и свобода не увеличивает ея. Обрати внимание, как ни во что ставится временное положение. «Рабом ли ты призван, — говорит (апостол), — не смущайся... Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа: равно и призванный свободным есть раб Христов» (1Кор. 7:21—22). Рассмотри, говорю, смысл (слов) апостола. Повидимому, он более возвысил того, кто призван в рабском состоянии, чем того, кто призван из свободнаго состояния. Ибо из раба делается свободным Христа, а из свободнаго — рабом. Но на самом деле, ни одного Он не возвысил, тому и другому Он разделил в одинаковой мере. И действительно, у Христа рабство и свобода равноценны; между заслугами добродетельнаго рабства и свободы нет ни малейшаго различия в заслугах; и нет собственно большаго достоинства, кроме служения Христу. Наконец, Павел — раб Иисуса Христа: и если апостол хвалится этим рабством, то, следовательно, оно славно. Ужели, в самом деле не является величайшей славой нашей то, что мы оценены такой ценою, что искупаемся кровию Господа? Но будем продолжать дальше.    4. И вот, когда гонители принуждали святого Виталия отречься от Христа, а он (вместо того) еще громче начал исповедывать Господа Иисуса Христа, когда они применили к нему все виды пыток, так что на теле его не оставалось ни одного места, свободнаго от ран, тогда он излил молитву ко Господу в следующих словах: «Господи Иисусе Христе, Спасителю мой и Боже мой, повели принять дух мой; ибо я давно уже сгораю желанием принять венец, который показывает мне Твой святый ангелъ». И окончивши молитву, он испустил дух.    5. Святой Агрикола был известен за человека очень мягкаго нрава, так что его любили даже враги. Поэтому они и откладывали его мучение. И эта почтительность со стороны гонителей, соединенная с ненавистью к мученичеству, была (для него) тягостнее всякой жестокости. Наконец, когда Агрикола остался непреклонным, его распяли.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010