Когда мученик и сопровождавшая его стража дошли до Сигрианских стран [ 3 ], где святой также совершил много чудес, окружавшие его сказали, что здесь вблизи находится некоторый человек, по имени Еввиот [ 4 ], христианин, который претерпел многие и жестокие страдания за Христа от князя, но остался невредим и творит великие чудеса. Слыша об этом, святой Филетер решился зайти и повидаться с Еввиотом. В это время блаженному Еввиоту явился Ангел Господень и сказал: — Выйди из кельи своей и иди на некое место в сретения Филетера сострадальца твоего. Отшельник тотчас же вышел из кельи и начал сходить с горы, на которой обитал. Между тем Филетер, по указанию одного поселянина, направляя путь свой навстречу Еввиоту, начал восходить на Сигрианскую гору вместе с начальником и шестью воинами уверовавшими и крестившимися и желавшими не разлучаться с ним. Пройдя немного, они встретили блаженного Еввиота, сходящего к ним, и, приветствуя друг друга, исполнились взаимной радости. Веселясь духовно, взошли все они на гору в жилище святого Еввиота и пробыли там вместе семь дней. И уснул блаженный Филетер сном, которого желал с любовью: преставился к любимому им и возлюбившему его Христу Богу, предав в руки Его дух свой [ 5 ]. Блаженный Еввиот похоронил его в месте своего обитания. По прошествии одиннадцати дней, скончались и начальник конвоя и шесть воинов, сопровождавшие святого и все они погребены были близ мощей святого мученика. Память преподобного Зотика Сиротопитателя Преподобный Зотик происходит из знатного и славного рода и родился в городе Риме. С молодых лет он изучил всякую премудрость мирскую и духовную, вследствие чего его приблизил к себе первый христианский император, Константин Великий [ 1 ]. Когда сей благочестивый государь перенес столицу империи из Рима в Константинополь [ 2 ], то блаженный Зотик, вместе с другими приближенными царя, переселился в сей город и здесь был почтен магистрианским саном [ 3 ]. Но вскоре, отвергшись мирской чести и суеты, он принял священство. Как Авраам свою кущу, так святой Зотик свой дом открыл для принятия и питания нищих; принимал в странноприимницу лишенных крова, странников и болящих, был истинным отцом для вдовиц, немощных и сирых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Е. (в миру Сергий) род. в 6-й год правления имп. Льва V в Галатии (М. Азия) в благочестивой семье среднего достатка. Получив начальное образование, он ощутил потребность в уединении и склонность к монашеской жизни. Когда Е. повзрослел, отец взял его с собой в К-поль, где представил своему родственнику патрикию Феоктисту Вриеннию. Тот сделал 20-летнего юношу своим доверенным лицом. События, связанные с иконоборческой политикой Феофила и восстановлением иконопочитания в 843 г., в Житии практически не отражены. Е. сопровождал Вриенния в посольстве к болгарам, к-рое было отправлено по распоряжению имп. Феодоры. Оно не упоминается в др. источниках (вероятно, его следует датировать нач. 843 ( Laurent. Col. 111), и оно не может быть отождествлено с посольством, описанным у Продолжателя Феофана ( Theoph. Contin. IV 13), относящимся ко времени правления царя Бориса I (т. е. после 852)). Когда посольство прибыло в окрестности Проватона во Фракии, Е. услышал от местных жителей о проживающем поблизости, в Скопелосе, старце Иоанне. Там же Е. приобрел сочинение прп. Ефрема Сирина, и под влиянием прочитанного оставил своих спутников и отправился к старцу Иоанну. После того как он пробыл у него в учениках 6 месяцев, старец послал Е. в К-поль в Студийский мон-рь, где его встретил игум. Навкратий (игумен с 842). В Студийском мон-ре Е. принял постриг (843) и в первое время прислуживал на кухне. Вскоре с монахом по имени Еввиот (см. ст. Еввиот , прп. Студийский) он покинул обитель, чтобы уединиться на одном из островов Пропонтиды, однако игум. Навкратий вернул их обратно. После смерти Навкратия игуменом мон-ря стал прп. Николай (847-850), который приблизил к себе Е. и сделал его помощником эконома (в др. трактовках - помощником игумена (PMBZ, N 1618)). В кон. 857 г., когда Студийский мон-рь отказался признать законным патриархом свт. Фотия, Е. вместе с др. монахами и прп. Николаем был вынужден покинуть обитель и скитаться в поисках пристанища. Вскоре Е. приютил некий благочестивый константинополец по имени Самуил. Однако Е. вернулся к заболевшему прп. Николаю во Фракию, в мест. Гексамилион. Прп. Николай и Е. были вызваны для беседы к имп. Михаилу III. Затем они вернулись к Самуилу. Видя, какое множество людей каждый день приходят, чтобы побеседовать с прп. Николаем, Самуил купил имение Кокоровион и отдал его в распоряжение прп. Николая, к-рый основал там мон-рь. Неск. лет спустя, когда Николай перед кончиной смог вернуться в Студийский мон-рь (после воцарения имп. Василия I в сент. 867), игуменом нового мон-ря стал Е. Из Жития следует, что к этому времени он был в сане пресвитера, но, когда и кем был рукоположен, не сообщается.

http://pravenc.ru/text/186891.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕГЛОН предыдущая статья следующая статья печать библиотека 18 , С. 30 опубликовано: 22 мая 2013г. ЕГЛОН [греч. Αϒλων], прп. (пам. визант. 16, 17 авг.). Время и место жизни неизвестны. В визант. синаксарях назван отшельником. В Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.) он упоминается под 17 авг., в Типиконе Великой ц. IX-X вв. и в большинстве визант. календарей - под 16 авг. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 106; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 376). Память Е. вошла в греч. стишные синаксари, затем в переведенный в XIV в. юж. славянами стишной Пролог и затем в ВМЧ. Однако сведения о Е. не были включены в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца и не содержатся в совр. календарях Греческих Церквей и РПЦ. Ист.: SynCP. Col. 896, 903-905. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 248-249; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 17. Рубрики: Византийские святые Ключевые слова: Преподобные Греческих Православных Церквей Святые византийские Еглон, преподобный (пам. визант. 16, 17 авг.) См.также: ВЛАСИЙ (ок. 830 - 910/911/912), прп. Аморийский (пам. греч. 20 дек., 18 февр., 31 марта) ГЕОРГИЙ МАЛЕИН (V-VI вв.), прп., Пелопоннесский (пам. 4 апр.) ГЕРАСИМ ИОРДАНСКИЙ († 475), прп. (пам. 4 марта, пам. визант. 20 марта) ГЕРМАН († 899), основатель мон-ря Косиница (Греция), прп. (пам. визант. 12 мая) ДОМЕТИЙ прп. (пам. греч. 26 янв.) ЕВВИОТ прп. Студийский (пам. визант. 16 сент.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/189521.html

Отец Алипий удалился в свои покои и вернулся в накинутом на рясу военном кителе с рядами боевых орденов и медалей. Закутавшись поверх мундира в монашескую мантию так, чтобы регалий не было видно, он направился вместе со сторожем к Святым воротам. Еще издалека наместник услышал, что монастырь штурмуют не на шутку. Подойдя, он велел сторожу открывать засовы. Через мгновение толпа разгоряченных лейтенантов, человек десять, влетела в обитель. Они угрожающе сгрудились вокруг закутанного в черную мантию старика-монаха, наперебой требуя показать монастырь, не устанавливать на советской земле свои церковные законы, и не скрывать от будущих героев общенародное музейное достояние. Иван Воронов, будущий архимандрит Алипий Иван Воронов, будущий архимандрит Алипий Отец Алипий, склонив голову, выслушал их. А потом поднял взор и скинул мантию... Лейтенанты вытянулись и онемели. Отец Алипий грозно оглядел всех и потребовал у близстоящего офицера его фуражку. Тот покорно отдал ее монаху. Отец Алипий убедился, что на внутренней стороне околыша, как и положено, нанесена чернилами фамилия офицера, и, развернувшись, направился к своим покоям. Протрезвевшие лейтенанты поплелись за ним. Они бормотали извинения и просили вернуть фуражку. Молодые люди уже начинали догадываться, что впереди у них серьезные неприятности. Но отец Алипий не отвечал. Так юные офицеры дошли до дома наместника и в нерешительности остановились. Наместник открыл дверь и жестом пригласил всех войти. В тот вечер он допоздна просидел с ними. Угостил так, как мог угощать только Великий Наместник. Сам провел лейтенантов по монастырю, показывая древние святыни и рассказывая о славном прошлом и удивительном настоящем обители. Напоследок он по-отцовски обнял каждого и щедрой рукой одарил молодых людей. Те смущенно отказывались. Но отец Алипий сказал, что именно эти деньги, собранные их бабками, дедами и матерями, пойдут им на пользу. Это был, конечно, особый случай, но отнюдь не единичный. Отец Алипий никогда не терял веру в силу Божию, преображающую людей, кем бы они ни были. По своему опыту он знал, как много вчерашних гонителей Церкви становились тайными, а то и открытыми христианами – может быть, именно благодаря грозным словам правды и обличения, которые им приходилось слышать от отца наместника.

http://religare.ru/2_100197.html

Это были ее последние слова… — С великой радостью помогу я тебе, старче, довершить начатое тобою благое дело… — Я хочу освятить храм в день праздника Успения,— сказал старик, преодолев, наконец, свое волнение,— не сделаешь ли ты, отче, икону к тому времени? — Хорошо,— ответил, подумав, Алипий,— к празднику будет икона на месте. Через несколько дней после встречи со стариком, заказавшим ему икону Успения, Алипий занемог и вскоре почувствовал приближение смерти. Болезнь все усиливалась; он не мог подняться с постели, не мог больше работать. Наступил канун праздника Успения. Бледный, больной лежал Алипий на своей жесткой постели. В дверь кельи кто-то вошел. То был старик, заказавший икону Успения. При виде доски, на которой едва была начата икона, старика охватило отчаяние. — Отче, за что, за что наказал ты меня? Вижу, ты болен, не в силах сам писать… Но почему не предупредил меня? Я мог заказать икону другому иконописцу… Весь праздник теперь для меня пропал! О отче, как это жестоко!.. С грустью смотрел на старика Алипий. — Не печалься,— чуть слышно проговорил он.— Господь милостив. Старик вышел из кельи, и Алипий остался один, с молитвой на устах. Было тихо, тихо. Сумерки спускались на землю и придавали всему какую-то таинственность… Алипий впал в легкую дремоту. И вдруг, показалось ему, что дверь кельи неслышно отворилась, и вся комната наполнилась ярким светом. И видит Алипий сквозь сон, что в келью вошел юноша в ослепительно белой одежде. Его дивное лицо светилось лучезарным светом, на устах играла улыбка, а глубокие задумчивые глаза с любовью, ласково смотрели на Алипия. Неслышными шагами подошел чудный гость к доске с начатой Алипием иконой, взял кисть и быстро стал писать лики святых… «Кто это,— думает Алипий,— верно, старик прислал своего иконописца докончить мою работу. Как он прекрасен! Но откуда же такой свет, такое сияние его лица? Что за необыкновенная быстрота и совершенство его дивной работы!» И вдруг стало ясно Алипию, что это не простой человек, а небесный посланник… Сон отлетел от глаз старца: с изумлением и восторгом стал следить Алипий за работой неземного иконописца.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Но карьера светского живописца не привлекала его. «В 1948 году, работая на пленэре в Троице-Сергиевой Лавре под Москвой, я был покорен красотой и своеобразием этого места, сначала как художник, а затем и как насельник Лавры, и решил посвятить себя служению Лавре навсегда». На поступление в Троице-Сергиеву Лавру его родная мать благословила иконой Божией Матери «Утоли моя печали», сказав: «Матерь Божия, пусть он будет беспечальным». И благословение родной матери он увидел действенным. При постриге, когда нужно было определять ему монашеское имя, посмотрел наместник Лавры в Календарь; ближайшее имя, чтобы он был тут же и именинником, оказалось «Алипий», имя преподобного Алипия, знаменитого иконописца Киево-Печерского. По постриге отец Алипий посмотрел сам в Календарь и прочитал перевод своего нового имени: «беспечальный». Поэтому, когда его по телефону пытались пугать представители властей, он отвечал: «Учтите, я — Алипий — беспечальный». И как его небесный покровитель, отец Алипий тоже был иконописцем. У него не было отдельной кельи. Наместник Лавры показал ему в коридоре место с условием, если отец Алипий к утру за одну ночь сделает себе келью в этом коридоре, то келья будет его. Отец Алипий ответил: «Благословите». И за одну ночь он сделал перегородки, отгороженную келью внутри обил лучинкой, оштукатурил, побелил, устроил пол, покрасил его. А утром наместник Лавры был чрезвычайно удивлен, когда пришел к отцу Алипию и увидел его в новой келье за столом с горячим самоваром. Вскоре он был удостоен священнического сана, а в 1959 году назначен наместником Псково-Печерского монастыря. Алипий стоял на этом ответственном посту с 1959 по 1975 год. На плечи его легла тяжелейшая задача: не только восстановить святыни и древности знаменитого Псково-Печерской обители. Но другая задача была еще сложнее – защитить монастырь от закрытия его властями. Советское время вообще было временем жесточайшего ограничения всех свобод, в том числе и свободы вероисповедания. Сотни тысяч людей, в том числе тысячи священников, монахов и архиереев были казнены властью только за веру и верность Богу. Тысячи храмов были разрушены, остальные закрыты: даже в крупных городах власть старалась оставить открытым только по одному православному храму.

http://azbyka.ru/fiction/arximandrit-ali...

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Алипия Печерского Память 17 августа Преподобный отец наш Алипий Печерский явил себя подражателем святому Евангелисту Луке , ибо служил Господу, сотворившему нас по образу и подобию Своему ( Быт.1:26 ), подобно оному Луке, а именно: он не только изображал чудодейственно лики святых на иконах, но и воплощал в душе своей их добродетели; кроме того был дивным врачом; благочестное житие его представляется нам в таком виде: В княжение благоверного князя киевского Всеволода Ярославича 5123 , при игумене преподобном Никоне, по устроению Божию и по совету преподобных отцов Антония и Феодосия , чудесно явившихся в Константинополе в десятый год по своем преставлении, – прибыли для украшения святой печерской церкви греческие иконописцы; этим-то иконописцам и был отдан блаженный Алипий своими родителями в обучение живописному искусству. Святой Алипий был очевидцем того дивного чуда, о котором повествуется в сказании о церкви печерской, именно: когда иконописцы украшали живописью алтарь, то в нем сама собою изобразилась икона Пресвятой Богородицы: при этом икона сия просветилась и блистала ярче солнца: потом из уст Пресвятой Богородицы вылетел голубь, который, полетав долгое время (по церкви), влетел в уста Спасителя, изображенного на иконе, находившейся в верхней части церкви. – Тогда-то обучался сей блаженный Алипий, помогая своим учителям; и он кроме того прекрасно живописал в душе своей, ибо благодать Пресвятого Духа пребывала в той церкви печерской. Когда упомянутые иконописцы окончили свое дело и украсили иконами святую церковь , украшен был и Алипий преподобным игуменом Никоном чудным образом святого ангельского иноческого чина. И начал святой Алипий обучаться искусству изображать в душе своей добродетели святых, будучи уже обучен искусству изображал вещественно (на иконах) их лики. Святой Алипий был настолько искусен в своем деле, что, по благодати Божией, видимым изображением на иконе воспроизводил как бы самый духовный образ добродетелей; ибо обучался искусству иконописному не ради стяжания богатства, но ради стяжания добродетелей; он постоянно трудился, живописуя иконы для игумена, для братии и для всех нуждавшихся, ничего не взимая за труд свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Архимандрит Алипий не только сумел отстоять монастырь от закрытия, но и осуществил огромные ремонтно-восстановительные работы. Были обновлены иконостас Успенского храма, внутренняя роспись Михайловского собора. В Никольском храме был воссоздан тябловый иконостас, укреплены стены, восстановлен древний купол. Почти из руин была восстановлена крепостная стена с боевыми башнями и переходами. А таланты отца Алипия как строителя метрополитена были востребованы на устройстве моста через ручей Каменец. В 1963 году за усердные труды по восстановлению обители отец наместник был награждён Патриаршей грамотой. Можно сказать, что из своей прошлой жизни в монастырь отец Алипий принёс самые лучшие дарования, обратив их на службу Богу и миру. Одно из них воплотилось в таланте строителя, другое – в любви ко всему, что связано с изобразительным искусством. За годы служения в монастыре отец Алипий собрал значительную коллекцию картин русских и западноевропейских художников. Многие произведения были буквально спасены от гибели и подвергнуты реставрации. В монастырском собрании были портреты работы И. Локтева (ученика знаменитого Рокотова), А. Тыранова, четыре полотна И. Айвазовск ого, картины В. Поленова, А. Дубовского, И. Крамского, В. Васнецова, М. Нестерова и других известных русских художников. Среди произведений западноевропейской живописи были творения итальянских, испанских, немецких, фламандских мастеров XVI–XVIII веков. В последний год своей жизни отец Алипий безвозмездно передал коллекцию живописи в Русский музей. Ещё одной заслугой отца Алипия было продолжение монастырской традиции помощи нуждающимся. Множество просящих получали материальную помощь, сотни людей обеспечивались питанием. И это в то время, когда Церкви запрещалось осуществлять социальное служение! Все эти труды стоили немалых сил и здоровья отцу Алипию, приходилось постоянно преодолевать запреты и придирки властей. К 1975 году у отца наместника произошло три инфаркта. Он заранее готовился к отшествию в иной мир, держал в коридоре специально изготовленный гроб. 12 марта 1975 года в 2 часа ночи отец Алипий сказал: «Матерь Божия пришла! Какая Она красивая, давайте скорее краски, рисовать будем». Когда подали краски, его руки уже отказывались действовать: тысячи тяжёлых снарядов он перенёс в войну к линии фронта. Около 4 часов утра отец Алипий тихо и мирно скончался. Поразительно, но его кончину глубоко переживали даже гражданские власти, от которых отец Алипий в своё время столько натерпелся.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Печоры отец Алипий прибыл тогда, когда уже готовилось решение властей по закрытию монастыря. Вскоре новому наместнику уполномоченный по делам религий принёс для подписи указ об упразднении обители. На глазах опешившего представителя власти отец Алипий бросил документ в пылающий камин. Потом он обернулся и сказал: «Лучше я приму мученическую смерть, но монастыря не закрою!» Опасаясь широкой огласки и решительного противостояния, власти не дерзнули силовыми мерами осуществить закрытие известной обители. Однако они всячески пытались ограничить духовное влияние монастыря и создать препятствия для священного служения. Однажды к отцу Алипию пришли отбирать ключи от Богом зданных пещер. Тогда он скомандовал своему келейнику: «Отец Корнилий! Давай сюда топор, головы рубить будем!» Пришедшие кинулись наутёк, и попытка отнять ключи закончилась ничем. Смог преодолеть отец Алипий и запрет властей на посещение пещер, благословил здесь ежедневно совершать панихиды, чтобы люди могли помянуть своих родных и близких. Архимандрит Алипий прекрасно владел даром слова, его проповеди вызывали слёзы на глазах слушателей. Он также писал любительские стихи и серьёзные статьи по церковной истории. В своих речах отец наместник безбоязненно обличал атеизм и учил христианским добродетелям. Иногда между паломниками можно было услышать: «Давай поживём в монастыре ещё недельку, вдруг отец Алипий будет говорить». В словах отца Алипия обнаруживались и глубокий ум, и твёрдость духа, и сдержанный юмор. Однажды представители гражданских властей, проверяя монастырь, стали придираться, что монахи живут недостаточно обеспеченно и в постоянных трудах. Тогда отец Алипий обратил их внимание на богослужение, которое совершалось в Успенском храме: «Слышите?» – «Слышим», – последовал ответ. «Что слышите?» – «Монахи поют». – «Ну вот, если б монахи плохо жили, то не запели бы». В другой раз члены инспекции увидели, как верующие разбивают в монастыре клумбочки. «Кто это у вас работает и на каком основании?» Наместник ответил: «Это народ-хозяин трудится на своей земле». Когда представители властей стали выяснять, почему отец Алипий не выполняет указ о запрещении совершения богослужений в пещерах, он сказал: «Я слабых духом не слушаю, я слушаю только сильных духом!»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Победу коровы отпраздновали на пастбище. Выборы по-Печерски В советское время все должны были принимать участие в выборах. Не исключая и монахов Псково-Печерского монастыря. Обычно ящик привозили прямо в монастырь, где и происходил обряд голосования. Но вот новый секретарь обкома, возмущенный неподобающей для чернецов честью, распорядился «прекратить безобразие». «Пусть сами приходят голосовать». «Прекрасно», – сказал, узнав об этом, архимандрит Алипий, наместник монастыря. И вот наступило воскресенье, долгожданный день выборов. После литургии и братской трапезы монахи выстроились по двое и с духовными песнопениями отправились через весь город на избирательный пункт. Можно представить себе состояние мирных советских граждан, наблюдавших подобное зрелище. Когда же в довершение ко всему монахи начали служить молебен прямо на избирательном участке, чиновники пытались протестовать. «У нас так положено», – ответствовал отец Алипий. Проголосовав, монахи так же чинно, через весь город вернулись в монастырь. В дальнейшем, избирательную урну стали снова приносить на место. Благословение для коммунистов Однажды два областных финансовых работника прибыли в монастырь, чтобы проверить доходы. Алипий спросил их: – Кто вас уполномочил? Предписания на бумаге у них не оказалось. – Нас уполномочил народ! – Тогда на завтрашней службе мы попросим вас выйти к амвону и спросим у народа, уполномочивал ли он вас, – предложил Алипий. – Нас уполномочила партия! – уточнили проверяющие. – А сколько в вашей партии человек? – 20 миллионов. – А в нашей Церкви – 50 миллионов. Меньшинство большинству диктовать не может. В следующий раз финансовые работники пришли уже с предписанием. Алипий ответил им, что несмотря на предписание, он может разрешить проверку только по благословению владыки епархии. Тогда те связались с владыкой епархии и получили «благословение». – Вы коммунисты? – спросил их Алипий. – Как же вы, коммунисты, могли брать благословение у духовного лица? Я сейчас позвоню в обком партии, вас завтра же из партии выгонят.

http://azbyka.ru/fiction/arximandrit-ali...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010