Мне кажется очень важным, что повествование не начинается долгими отстраненными вступлениями. Первое, о чем узнает читатель, – кем был архимандрит Алипий (Воронов). Чувствуется, что автор книги, Ирина Судакова, понимает, какие вещи могут привлечь внимание маленького читателя. Главное для него – понимание, а привычные взрослым клише он не считывает. Образ архимандрита Алипия с первой страницы становится близким ребенку, он восхищает и притягивает. Причина – в удивительном сочетании путей: воин, монах и художник. Мы прочитали всего несколько строк, а герой книги уже много значит для нас, даже если мы слышим о нем впервые. Книги серии «Научись у святого» строятся по определенному лекалу: сначала – интересные факты, словно бы крупные штрихи, намечающие образ героя, потом – повествование о его жизни, наполняющее этот образ красками, деталями и подробностями. Ребенок узнает удивительные факты: отец Алипий был отважным воином, орденоносцем, освобождал Прагу и Берлин, спасал произведения искусства, писал иконы и фрески, ему установлен памятник. А дальше, как в кино, мы переносимся на солнечную поляну, по которой шагает мальчишка с пытливым взглядом. Далекий образ выдающегося человека становится близким, маленькие читатели видят такого же, как они сами, ребенка. При этом прекрасно понимают, что мальчик и монах-воин – одно лицо. Иногда прием флешбека оказывается действеннее линейного повествования, даже в детской книге. Рассказ о судьбе Вани Воронова приоткрывает перед нами эпоху: строительство метро и художественные студии, работу на военном заводе и военные годы. Дети именно так учатся любить и понимать историю: через маленькие эпизоды, рассказы о жизни. И образ молодого солдата, который находит время и силы рисовать прямо в окопе, говорит не меньше, а может быть, и больше, чем параграф учебника. Автор умело выбирает самые значимые факты из жизни отца Алипия, не перегружая повествование. Но даже из такого небольшого рассказа ребенок улавливает, как радостно и одновременно сложно было оставаться верным Христу в то время.

http://ruskline.ru/opp/2024/02/16/smelos...

Аврелий. Кто сомневается в верности числа православных епископов, тот пусть отправится в провинции и там на месте удостоверится. Нужно прочитать имена и вызвать на лицо только тех епископов, относительно присутствуя которых сомневается противная партия. Емерит. Необходимо видеть лично каждого из православных епископов. Августин. Мы заботимся о том, чтобы не было никакого беспорядка. А потому я снова повторяю наше предложение, чтобы были вызваны только те, относительно епископского сана которых будет сомнение 574 . Емерит. До сих пор не было никакого беспорядка и нет основания ожидать его от собрания священников. Здесь не толпа толпе противопоставляется. Петилиан. Ты, Августин, следовательно признаёшь, что шум был произведён теми, которых мы требуем явиться лично. Августин. Нет. Но я сомневаюсь, что будет порядок тогда, когда спор будет вестись между двумя многочисленными партиями. Аврелий. Как думает об этом председатель? Марцеллин. Конечно, при незначительном числе присутствующих, рассуждения могут вестись спокойнее; но я готов вызвать тех, относительно присутствия и подписи которых сомневаются, чтобы потом приступить к делу. Адеодат. Пусть каждая партия расположится на одной стороне, тогда замешательство будет устранено 575 . Алипий. Я согласен с мнением Адеодата, но лучше отложить это до завтрашнего дня. Сего дня скорее, не теряя времени, нужно переходить к рассуждениям о спорных вопросах. Марцеллин. Я согласен с мнением Адеодата. Петилиан. Рассуждения нужно отложить до другого дня. Адеодат. Я согласен с этим. Алипий. Нужно скорее начинать рассуждения о деле. Председатель, созвавши православных в одно место 576 , приказал перезвать всех, подписавшихся под полномочием. Перекличка началась. Марцеллин. Чтобы предустранить всякое замешательство, пусть каждый православный епископ, донатистами признанный за епископа, с своим товарищем по кафедре из донатистов немедленно уходят из залы собрания, если только этот епископ не депутат; только депутаты должны участвовать в рассуждениях.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-d...

Из воспоминаний о Псковских Печерах Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 20 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 1. Архимандрит Алипий (Воронов) Я впервые оказался в Печерском монастыре в 1959 г., в самом начале августа, когда и отец Алипий также только что прибыл сюда (почти что инкогнито) — как предполагаемый в дальнейшем наместник: тогда он еще только знакомился с положением дел в обители. В ту пору мои представления о православной вере были весьма туманны, а в монастырях я вообще никогда не бывал. Тем более я был поражен всем увиденным — и древностью полуразрушенных крепостных стен, и храмами, и пещерами с проводником по ним — отцом Нафанаилом, и даже нищими у стены, ведущей к Никольскому храму, которые были точно такими же, как на фотографиях еще начала XX века. Передо мной была живая — явно не советская, а настоящая — православная Россия. Замечательно было и добро-на­зи­дательное отношение ко мне, еще 18-летнему юноше, полному невежде в духовной сфере, со стороны насельников обители. И я уже не смог не приехать сюда хотя бы на несколько дней и в следующем году, и в следующем — уже с женой, а потом, со временем, — и с сыном: и так продолжается, слава Богу, и по сию пору. Лично же познакомиться с отцом Алипием привелось мне в начале лета 1964 г., когда я, будучи тогда студентом исторического факультета МГУ и специализируясь по истории древнерусского искусства, приехал в Печоры с приятелями — художником В. Архаровым и поэтом Г. Сапгиром. Отцу наместнику мы попались на глаза к вечеру, когда и он, и мы оказались рядом на площади перед Успенским храмом. Поинтересовавшись тем, кто мы такие и чем занимаемся, он сразу же, будучи и сам знатоком православной культурной традиции и хранителем церковной старины, расположился к нам до такой степени, что тут же повел показывать новейшие свои достижения в деле восстановления монастырских стен и с удивительной бодростью затащил нас на самый верх в могучий шатер башни Верхних решеток. Шатер и дощатая кровля стен были только что просмолены — в истинном духе строгой северной обители XVI века. Было видно, что батюшке здесь дорог каждый камень и что он сам получает удовольствие от этой высоты, от верхового крепкого ветра, от пламенного заката, особенно широко сиявшего при взгляде на него с вершины шатра. Мы же были благодарны отцу наместнику за такую впечатляющую экскурсию и, как оказалось впоследствии, нас (в том числе и меня) он запомнил.

http://pravmir.ru/iz-vospominaniy-o-psko...

Вековое безмолвие, царствовавшее на площади разрушенного ветхозаветного храма, было прервано на короткое время только при императоре Юлиане богоотступнике. В своем противодействии христианству Юлиан, как известно, искал для себя опоры не только в язычестве, но и в иудействе. С этою целию он огласил по всем иудейским общинам свое благоволение и свое намерение возобновить разрушенный иудейский храм, и вошел с этою целию в непосредственные сношения с тогдашними представителями иудейства, особенно с патриархом Гиллелом вторым (Июлос), который, с своей стороны, утвердил императора в возможности возобновления кровавой иерусалимской жертвы. Judeos amare se simulans et in templo eorum immolaturum se esse promittens, говорит о Юлиане блаженный Иероним (на Дан.9:34 ). Поручение самого возобновления храма Юлиан возложил на одного из своих доверенных людей, ученого антиохийца Алипия, которого снабдил для этой цели всеми полномочиями. Кроме казенных средств, Алипий собрал многочисленные пожертвования от иудейских общин и распорядился приступить к возобновлению святилища по его древнему плану. Но едва было приступлено к закладке оснований, как страшное землетрясение, соединенное с извержением пламени из древних катакомб храма, навело такой ужас на работников храма, что Алипий принужден был оставить свое предприятие в самом начале. Явление было понято всеми не только христианами, но и язычниками и иудеями, как выражение небесного гнева за возобновление места, обреченного херему. «Если кто нибудь считает невероятным это повествование, говорит Созомен (V, 22), тот может обратиться к свидетелям-очевидцам, которые живут еще доныне; пусть он спросит иудеев и язычников, зачем они оставили это свое дело неоконченным или точнее, что помешало им приступить к этому делу»? Действительно, подтверждение этому повествованию находим у языческого писателя Аммиана Марцеллина (Am. Marc. XXIV), друга Юлианова. Таким образом попытка возобновления ветхозаветного храма при Юлиане окончилась более глубоким его разрушением, так как при этом некоторые сохранившиеся части храма были сняты. Верование в неприкосновенность этого места, как обреченного на полное запустение, утвердилось еще более.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Разделы портала «Азбука веры» ( 122  голоса:  4.8 из  5) Оглавление Пройдя всю войну с 1942 года и до Берлина, он стал монахом. Уже на посту настоятеля одного из последних незакрытых русских монастырей он дал бой многократно превосходящему противнику. Дал бой и победил. Герои «крепких орешков» – смешные мальчики по сравнению с русским витязем в черной одежде. Иван Михайлович Воронов, будущий архимандрит и иконописец, родился в 1914 г. бедной крестьянской семье в деревне Торчиха Московской губернии. По окончании сельской школы в 1926 году переехал жить и учиться в Москву к отцу и старшему брату. По окончании девятилетки два года жил в деревне, ухаживая за больной матерью. В 1932 году начал работать на Метрострое, учился в вечерней студии при Московском союзе художников. А в 1936 году Воронов поступил в изостудию, организованную ВЦСПС, которая в те годы приравнивалась к Академии художеств. В том же году Воронова призвали в Красную армию, где он прослужил два года. За это время Иваном была проведена большая работа по организации изокружков и изостудий при воинских частях Московского военного округа. Демобилизовавшись в 1938 году, Иван Воронов устроился работать диспетчером и экспедитором на секретном военном заводе им. К. Ворошилова (ныне ОАО «Импульс», на проспекте Мира). Здесь он и встретил Великую Отечественную войну. Завод выпускал бомбы, необходимые фронту. Но когда линия фронта приблизилась к столице, заводское начальство в панике пыталось эвакуироваться, используя служебные машины. Бегство руководителей за Урал, подальше от войны, было обычным явлением осенью 1941 года. Но у Воронова хватило мужества не поддаться всеобщей панике. Молодой диспетчер не позволил использовать заводские машины для бегства начальства, а задействовал их для отправки на фронт бомб. Беспокоясь за судьбу больной матери, Воронов на несколько дней уехал в родную деревню, а когда вернулся в столицу, то застал завод оставленным. Начальство все-таки убежало! Но на местах остались рабочие, с которыми Воронов решил возобновить производство бомб. Производство велось с риском для жизни. Немцы бомбили Москву, и любое попадание в завод могло превратить его в братскую могилу. Но выпуск бомб не прекращался ни на минуту, недоедающие и недосыпающие рабочие перевыполняли дневную норму выработки на 300%. Как вспоминал сам архимандрит Алипий, «наш военный завод был как бы фронтом и домой с завода уже не уходили».

http://azbyka.ru/fiction/arximandrit-ali...

Алексий (Сергеев) 20.05.1935 хирот. во еп. Каширского; в 1936 г. еп. Серпуховской; с 5.08.1937 еп. Вологодский; с 16.08.1937 еп. Егорьевский, вик. Московской епархии; с 1.09.1937 еп. Ивановский; с 1938 г. в расколе; с 1939 г. запрещен в священнослужении и предан архиерейскому суду; с дек. 1940 г. прощен и назначен еп. Тульским; с 1941 г. архиеп. Кишиневский; с 1942 г. архиеп. Уфимский; с сент. 1942 г. архиеп. Рязанский; с 11.07.1943 управ. Калужской и Тульской епархиями; с мая 1944 г. архиеп. Ярославский; с 13.01.1941 архиеп. Курский и Белгородский; с 3.06.1948 архиеп. Челябинский и Златоустовский (указу не подчинился); с 2.07.1948 на покое; с 24.08.1948 архиеп. Челябинский и Златоустовский; с 17.03.1950 архиеп. Калининский и Кашинский; с 29.07.1954 на покое; с 14.03.1957 архиеп. Алмаатинский и Казахстанский; с 20.02.1958 на покое; † 6.04.1968. Алексий (Фролов) 19.08.1995 хирот. во еп. Орехово-Зуевского, вик. Московской епархии. Алексий в 1918 г. хирот. во еп. Волчанского; † 1919. Алипий (Погребняк) 6.10.1991 хирот. во еп. Донецкого и Славянского; с 8.12.1992 на покое; с 29.07.1994 еп. Горловский и Славянский. Алипий (Хотовицкий) 15.06.1958 хирот. во еп. Полтавского и Кременчугского; с 14.08.1961 еп. Днепропетровский; с 14.11.1961 еп. Полтавский и Кременчугский; с 30.03.1964 еп. Винницкий и Брацлавский; с 24.04.1966 в сане архиепископа; с 11.11.1975 на покое; † 30.05.1977. Амвросий (Гудко) с 14.02.1914 еп. Сарапульский, вик. Вятской епархии; с 18.03.1917 на покое; расстрелян 4.08.1918. Амвросий (Казанский) 2.02.1920 хирот. во еп. Кременецкого, вик. Волынской епархии; [?]; с 1929 г. еп. Мелекесский, вик. Ульяновской епархии; † 28.04.1933. Амвросий (Либин) 1.07.1929 хирот. во еп. Лужского, вик. Ленинградской епархии; с 1.07.1936 сведений нет. Амвросий (Полянский) 22.10.1918 хирот. во еп. Винницкого; с 1922 г. еп. Каменец-Подольский; в 1925 г. арестован; † 1931. Амвросий (Смирнов) с 1917 г. еп. Елецкий, вик. Орловской епархии; с 1921 г. еп. Брянский; с 1923 г. еп. Рязанский; с 15.11.1923 на покое; с 1925 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Не спешите с выводами — не делайте их, не имея опыта смирения и молитвы. Архимандрит Алипий (Светличный) на своей странице в Фейсбуке обратился ко всем болеющим за Украину. Прежде всего, не доверяйте скоропалительным новостям! Ждите опровержений! Знайте, что на Майдане (расширенном) нет никого правых и нет неправых. Там нет героев. Там нет глупцов. Но все там герои и мудрецы, которые знают что делают. Не спешите с выводами — не делайте их, не имея опыта смирения и молитвы. Просите у Господа мира! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 21 июля, 2014 26 мая, 2014 11 мая, 2014 11 апреля, 2014 6 апреля, 2014 8 марта, 2014 3 марта, 2014 28 февраля, 2014 26 февраля, 2014 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/arximandrit-alipij-sve...

«Преп. Антоний В». неоднократно крестным знамением отгонял от себя духов злобы и всегда говорил им: «если вам дана от Господа такая власть, то вот я: поглотите меня. А если нет, то к чему напрасно трудитесь? Ведь вам не устоять пред силою крестного знамения!» («Ч.-М. " 1 янв. 17 дня). «Св. Симеону столпнику» диавол подал однажды огненную колесницу с огненными конями, как бы для взятия его на небо; но лишь только сей угодник Божий оградил себя крестным знамением, как исчезли и кони, и колесница («Чет.-Мин.» 1-го сент.). б) Другой урок, который мы извлекаем из жизни препод. Алипия, тот, что кладбище весьма назидательный учитель наш . Нет сомнений, что препод. Алипий для того именно и избрал кладбище местом своих подвигов, чтобы оно постоянно напоминало ему о суетности и кратковременности земной жизни человека, о смерти, тлении и страшном суде Божием. Поминай последняя твоя – и во веки не согрешиши – вот что напоминало препод. Алипию кладбище. Бросим и мы взор на христианское кладбище, дабы чрез размышление о нем и нам извлечь духовную пользу. На кладбищах погребаются люди всякого рода. Тут похоронены христиане всякого возраста, всякого состояния и пола: погребены юноши и девицы, младенцы и старцы, мужчины и женщины, богатые и бедные, знатные и незнатные, добрые и злые. Что теперь остается от всех этих покойников? Ежели раскроем могилы, то тотчас отвратим взор, потому что увидим истлевающие, или уже истлевшие трупы, исчезнувшие, или страшно обезображенные лица, съедаемое или съеденное червями тело, голыя или разрушающияся кости, некоторые лоскутья сгнивающего платья и остатки гробов. В могилах уже не найдем красоты, которая прежде так много и так многих занимала и привлекала к себе. В могилах нет богатства, к которому многие из погребенных были сердечно привязаны. Вообще в могилах нет ничего, чем некоторые люди, живя на земле, так много занимаются: нет земных почестей, нет земной славы, нет любимой перемены платья, нет приятных сборищ, яств, питий, забав и увеселений. Погребенные должны были оставить и оставили все земное. Теперь остается у них только душа, а с душею их дела, за которые они должны получить, а частию уже и получают, праведное воздаяние от Господа Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Священники о второй ночи на Грушевского Священник Игорь Шумак и архимандрит Алипий (Светличный) рассказали о своем участии в молитвенном стоянии на Грушевского для умирения толпы. 24 января, 2014 Священник Игорь Шумак и архимандрит Алипий (Светличный) рассказали о своем участии в молитвенном стоянии на Грушевского для умирения толпы. Около 19:30 23 января священники вновь стали между баррикадами и «Беркутом» — было объявлено перемирие. Киевские священники решили возобновить молитвенное стояние между баррикадами митингующих и силами «Беркута». Просим всех православных христиан присоединиться к молитве об умирении враждующих. Священник Игорь Шумак: Вчера решил снова присоединиться к молитве на Грушевского. Пока собирался-облачался, матушка выставила ультиматум. Одного не отпустит. Попытался было возразить – понял, бесполезно. Компромисс был найден – идем вместе, матушка несет отцам и братиям чай и шоколад, потом возвращается домой. Машину оставили на владимирском спуске, перед новой баррикадой из автомобильных покрышек. Как только вышли из машины, сразу почувствовал густой запах гари. Не такой, как стоял здесь ранее, а, видимо, запах тяжелых остатков продуктов горения резины, которые опускаются к земле и заполняют низкие места. На баррикаде прилеплен большой лист бумаги с просьбой подвозить автомобильные покрышки. Выходим на Европейскую площадь. Здесь, благодаря ветерку, запаха гари почти не чувствуется. По площади проходят группы людей в касках, гуляют зеваки. Вдоль правой стороны, под гостиницей Днепр, словно муравьи, движется вереница молодых людей с белыми мешками – для строительства баррикад. Проходим к первой баррикаде, прямо посередине, на мешках и покрышках, перед ней устроена импровизированная сцена, на которой вижу Тягнибока, что-то рассказывающего обступившим его людям. Обходим их и баррикаду справа — запах гари, черный снег вперемежку с булыжниками, вмерзшими в лед, идти трудно – матушка приотстала, вдруг слышу голоса и суету сзади. Обернулся – какой-то тип в каске с бородкой пытается преградить дорогу моей половинке, крича ей, что женщинам дальше нельзя, что там опасно и нужны каски… Не знает он моей Виктории… Мне даже особо встревать не пришлось – преграда была отодвинута и мы продолжили путь. Здесь ноги проваливались в черную жижу, местами, по щиколотку. Сапоги быстро промокли. Продвигаемся прыгая по лежащим в воде доскам, мешкам и скатам. Некоторые молодые люди, стоящие у баррикады, подают руку, чтоб помочь мне и матушке преодолеть очередное препятствие. Протестующие складывают новые горы покрышек, в трех местах костры уже горят и чадят в черное небо. Спросили у одного из активистов, где проход на нейтральную полосу. Парень проводил нас на левый фланг, где столпилось много людей, кричащих речевки и временами разрозненно стучащих по металлу.

http://pravmir.ru/svyashhenniki-o-vtoroj...

6 . Наконец, одной из величайших и прекраснейших побед христианского человеколюбия над языческим варварством и жестокостью было упразднение гладиаторских состязаний, против которых самым искренним образом возражали уже апологеты II века 218 . Эти кровавые зрелища, в ходе которых люди – в основном преступники, военнопленные и варвары, – сотнями и тысячами убивали друг друга или погибали в схватке с дикими зверями на потеху зрителей, еще процветали в начале рассматриваемого нами периода. Языческая цивилизация доказала в этом свое бессилие. В ее глазах жизнь варвара годилась только для жестокого развлечения римского народа, который желал спокойно, не покидая родного города, насладиться зрелищем кровопролития, творившегося на границах империи. Даже гуманный Симмах устраивал такие развлечения в период своего консульства (391) и был в ярости, когда двадцать девять пленных саксов избежали публичного позора, покончив с собой 219 . Пока еще существовали жрицы–весталки, им принадлежало особое право подбадривать сражающихся в амфитеатре, призывая их на кровавое дело, и давать сигнал к нанесению смертельного удара 220 . Эти зрелища внушали людям заразительную жажду кровопролития, потрясающий пример которой приводит Августин в своей «Исповеди» 221 . Его друг Алипий, впоследствии ставший епископом Тагаста, по приглашению друзей посетил в 385 г. римский амфитеатр. Он отправился туда с твердым намерением воздержаться от каких бы то ни было впечатлений. «Когда они пришли на место, – сообщает Августин, – и заняли свои места, все уже кипели от кровожадного исступления. Но Алипий, закрыв глаза, запрещал своей душе поддаваться этому греху. Ах, если бы он еще и уши заткнул! Ибо, когда сраженный гладиатор упал, дикие вопли всей толпы обрушились на него; обуреваемый любопытством, он открыл глаза, хотя собирался презреть это зрелище и сопротивляться ему. И его душе была нанесена рана более плачевная, чем телесная рана сражавшегося, а его падение было еще печальнее… Ибо, когда он увидел кровь, то немедленно проникся любовью к ней, он не отвернулся, и взгляд его оказался прикован к ней; дух ненависти и мщения незаметно охватил его, и, очарованный убийственным действом, он оказался опьянен кровожадной радостью… Он смотрел, выкрикивал одобрительные возгласы, волновался и унес с собой это безумие, побуждавшее его еще вернуться обратно не только с теми, кто привел его туда, но впереди них, и привести с собой других людей».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010