Данный очерк призван напомнить читателю об обширных трудах, понесенных владыкой Никодимом на юге Нового Света. Предыстория В начале полезно составить представление о положении русского Православия в Латинской Америке накануне прибытия туда владыки Никодима. Самым известным русским храмом в регионе была (и остается до сих пор) Свято-Троицкая церковь в Буэнос-Айресе, освященная в 1901 году. В 1920-х годах она превратилась в центр сплочения белой эмиграции, осевшей в Аргентине. В день начала Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 года, настоятель прихода протопресвитер Константин Изразцов призвал прихожан помолиться «за победу воинства, пошедшего против большевиков» . Б о льшая часть присутствующих сразу же покинула богослужение. В 1948 году отец Константин вышел из юрисдикции Русской Зарубежной Церкви, к которой принадлежал с 1922 года, и организовал самоуправляемое Русское православное общество в Аргентине. В 1961 году Свято-Троицкий храм вернулся в Зарубежную Церковь. В 1948 году Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви образовал Аргентинскую епархию. Был открыт приход Воскресения Христова. Первоначально он располагался в съемном частном доме, откуда переехал в подвал закрытой католической школы. В 1957–1960 годах шло сооружение Воскресенского храма. К Зарубежной Церкви относились также девять храмов в пригороде Буэнос-Айреса и два храма в провинции Мисьонес. Помимо Аргентины, Русская Зарубежная Церковь имела приходы в Бразилии, Парагвае, Чили, Венесуэле и Перу. Возмущенные демаршем отца Константина Изразцова в 1941 году, российские эмигранты, терпимо относившиеся к СССР, обратились к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с прошением об учреждении в Аргентине архиерейской кафедры Русской Православной Церкви. В 1943 году было создано Аргентинское викариатство Алеутской и Североамериканской епархии Московского Патриархата. В декабре того же года состоялась хиротония настоятеля собора великомученика Георгия Победоносца в Чикаго (США) архимандрита Феодора (Текучева) во епископа Аргентинского. 29 июня 1946 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил основать Аргентинскую епархию (в 1964 году к ее названию добавилось слово «Южноамериканская») в составе Алеутского и Североамериканского Патриаршего Экзархата (с 1947 года – Экзархат Северной и Южной Америки).

http://pravoslavie.ru/46301.html

«И в Академии, как и в Семинарии студент Беллавин был всеобщим любимцем. Это особенно сказалось, когда ректор Академии епископ Антоний, впоследствии митрополит Петербургский, сменил за неблагонадежность выбранного студентами библиотекаря. Студенты запротестовали и никого не хотели избирать, кроме уволенного начальством. А библиотека была студенческая, содержавшаяся на средства, добываемые студентами, и должность библиотекаря – выборная. Тогда ректор Академии назначил своей властью библиотекарем В.И. Беллавина. Популярность его среди студентов была так велика, что никто не стал протестовать против нарушения студенческих прав». 175 По окончании Академии Беллавин получил назначение в родную ему Псковскую Семинарию, где преподавал сначала французский язык, а затем также догматическое, нравственное и основное Богословие. В 1891 году молодой преподаватель подал Архиерею прошение о принятии монашества и в Ноябре принял постриг с именем Тихон в честь святителя Тихона Задонского , епископа Воронежского. 22 Декабря того же года он был рукоположен во иеромонаха. В Марте 1892 года иеромонаха Тихона назначили инспектором Холмской Духовной Семинарии (Варшавская епархия), а в том же году в Июле он был переведен в Казань на должность ректора Семинарии с возведением в сан архимандрита. В 1894 г. снова последовал перевод в Холм на должность ректора Семинарии. Одновременно его назначили благочинным монастырей Варшавской епархии. 14 Октября 1897 года последовала хиротония Тихона во епископа Люблинского. В 1898 году он был назначен епископом Алеутским и Аляскинским (с 1900 г. – Алеутский и Североамериканский). На новое служение в далёких краях молодой архиерей уезжал вместе со своим младшим братом, болезненным юношей, прожившим в Америке недолго. Его тело перевезено и захоронено на Родине – в родном Торопце. В Америке преосвященный Тихон нёс миссионерское служение 8 лет. «Новая епархия представляла собой суровый дикий край, ещё недавно бывший частью Российской Империи. На много вёрст друг от друга стояли в этой ледяной пустыне глухие селения, добраться до которых уже было равнозначно подвигу. Но в Кадьяке, Кенае, Уналашке алеуты, креолы, кенарцы, даже не зная русского языка, прекрасно пели воскресные стихиры, песнопения Божественной литургии, содержали в чистоте свои бедные храмы и неизменно спрашивали приезжих, хоть уже три десятилетия числились гражданами США: «Как поживает наша Москва? Не холодно там сейчас?». 176

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы предпринимаем сейчас большие усилия к тому, чтобы построить сотни храмов в одной только столице, в городе Москве. Это непростая задача, но если бы она была простой, то она не была бы такой значимой и благодатной, потому что, преодолевая трудности, мы вместе с этими храмами возрастаем и идем навстречу Господу. Хотел бы особенно поблагодарить тех наших активистов, в том числе и среди молодежи, которые помогают в воздвижении этих новых храмов, которые участвуют во многих общественных мероприятиях, и особенно тогда, когда возникают у людей сомнения в том, нужен храм или не нужен, когда под влиянием неких внешних сил человек вдруг начинает отвечать самому себе, что ему храм не нужен — ему больше нужна парковка или очередной торговый центр. Когда возникают такого рода дискуссии, как важно, чтобы православные люди, в том числе молодежь, наши волонтеры, умели помогать людям найти правильный ответ.  Верю, что несмотря на трудности, которые существуют, Господь поможет нам построить новые храмы, создать новые литургические, евхаристические общины, приходы в нашей столице, и не только в столице, но и во всей Русской Православной Церкви. И потому, вспоминая о Введении Пресвятой Богородицы во храм, мы еще и еще раз обновляем наше понимание того, какое огромное значение храм Божий имеет в духовной жизни.  Пусть под Покровом Царицы Небесной протекает жизнь нашего народа, нашей Церкви, созидаются новые храмы, и люди, преодолевая тяготение неверия и скептицизма, укрепляются в вере во спасение душ своих, в обретение полноты и радости жизни, к которым нас Господь призвал. Сегодня у нас большая радость: к нам с официальным мирным визитом приехал Предстоятель Американской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Тихон. Американская Церковь возникла как результат миссионерских усилий Русской Православной Церкви, и в первую очередь — валаамских монахов, которые почти 220 лет тому назад высадились на Алеутских островах близ Аляски и начали православную миссию. Мы вспоминаем сегодня особенно имя Германа Аляскинского, валаамского инока. Мы вспоминаем также имя святителя Иннокентия, митрополита Московского, который, родившись в Сибири, почти всю жизнь посвятил миссии среди народов Восточной Сибири, Крайнего Севера и Аляски. Мы вспоминаем также сегодня особым образом святителя Тихона, Патриарха Московского, который долгие годы служил на Американском континенте и сделал очень многое для становления и развития епархии нашей Церкви в Америке, с которой и началась организованная жизнь православных людей на Североамериканском континенте. 

http://patriarchia.ru/db/text/3863956.ht...

Наибольшей свободой из перечисленных Церквей пользовалась лишь Грузинская, так как большая часть Грузии не входила в состав Османской империи, а была поделена на сферы влияния между ней и Персией. В XVIII веке Грузия переходит в сферу влияния России и освобождается от влияния КП. Впрочем, вскоре Грузинская Церковь на два столетия утратит свою автокефалию, войдя в состав Российской Церкви, но это уже другая история. XVIII–XIX века приносят прямой урон влиянию КП по мере обретения частью православных народов независимости от Османской империи. Болгария, Греция, Румыния и Сербия освобождаются от власти турок при поддержке той же России. А их Церкви восстанавливают или новопровозглашают свою автокефалию. К 1918 году под властью Константинополя не остается ни одной Поместной Церкви. О былом влиянии свидетельствуют лишь отдельные рудименты вроде признания некоторыми Церквями эксклюзивного права Константинополя варить миро. Геноцид турками греков лишает КП уже не территорий, а прихожан. А приход к власти вместо османов сначала младотурков, а потом Ататюрка лишает патриарха Константинополя уже и статуса этнарха. Никакого Рум-миллета больше не существует. Именно в этот период, когда фактическое влияние КП уже, казалось бы, осталось в истории, он начинает судорожный поиск новых зон влияния. Используя распад Российской империи и, что более важно, гонения большевиков на Русскую Церковь, КП вторгается в Финляндию и при помощи местных властей переподчиняет себе Финляндскую автономию (ныне автономная Финляндская Православная Церковь в составе КП). В 1918–1922 годах на территории Алеутской и Североамериканской епархии РПЦ в США греки в обход канонического порядка создают Греческую Архиепископию. Сначала она относится к Элладской Церкви (а не сразу к ненавистному грекам Стамбулу), но потом передается под власть КП. Облегчает этот процесс то, что создатель Архиепископии Мелетий, бывший митрополитом Афинским, становится к этому моменту патриархом Константинополя. 1 марта 1922 года Священный Синод КП по инициативе того же Мелетия принимает решение об «обязательном и исключительном» подчинении КП всей православной диаспоры. С этого же момента начинается создание митрополий КП в Старом и Новом свете. На основании этого решения под угрозой раскола в подчинение КП переводятся диаспорные приходы Иерусалимской, Александрийской и Элладской Церквей, а также Церкви Кипра.

http://pravoslavie.ru/133788.html

Наша встреча в Японии проходит в год 220-летия со дня рождения верного сына Русской Православной Церкви, выдающегося миссионера, прозванного за свои миссионерские труды апостолом Сибири и Америки, святителя Иннокентия Московского. Именно святитель Иннокентий, имея за плечами уже 40-летний опыт апостольского служения, сумел показать совсем еще юному 24-летнему иеромонаху Николаю (Касаткину), в каком направлении прилагать усилия, на чем сосредоточить свои труды, чтобы избранное им служение японскому народу дало положительные результаты. Святитель Иннокентий начал свой миссионерский путь в 1823 году. Будучи еще женатым священником Иоанном Вениаминовым, он единственный не побоялся трудностей и вместе с семьей отправился на далекий североамериканский континент для просвещения местных жителей. И Господь наградил его не только семью детьми по плоти, но и десятками тысяч духовных детей, просвещенных им светом Христовой веры. Проповедуя среди малых народов Евангелие, он одновременно изучал их язык и культуру, быт и нравы, их религиозные воззрения. Так, он создал на основе кириллицы алеутский алфавит, составил и опубликовал первый алеутский букварь, сформулировал основы грамматики этого языка, а также перевел на него Евангелие, катехизис и наиболее употребительные молитвы и церковные песнопения. После смерти супруги протоиерей Иоанн принял в 1840 году монашеский постриг с именем Иннокентий и епископский сан, продолжая служить делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края. Без малого полвека отдал святитель Иннокентий апостольскому подвигу в суровых условиях Севера, сопряженному с большими опасностями для жизни». Митрополит Иларион отметил верность святителя Иннокентия миссионерскому призванию до конца жизни: «Ему было за 70 лет, когда он был переведен на Московскую кафедру, но и там он не оставил своей заботы о миссии... Благодаря поддержке и попечению святителя была учреждена в 1870 году и Японская православная духовная миссия во главе с архимандритом Николаем (Касаткиным), будущим равноапостольным святителем. В том же году по ходатайству митрополита Иннокентия открыты Якутская и Вилюйская, Алеутская и Аляскинская епархии. Святитель Иннокентий понимал всю необходимость епископского служения для новых миссионерских территорий, на которых воздвизается незримое здание Христовой Церкви, а потому ратовал и за создание отдельной Японской кафедры и о назначении туда епископом архимандрита Николая (Касаткина), но не дожил всего несколько месяцев до этого момента, скончавшись в 1879 году».

http://mospat.ru/ru/news/48047/

Проблемой в изучении этого вопроса является то, что информация о подготовке и обстоятельствах предоставления автокефалии в настоящее время почти недоступна, за исключением официальных публикаций в «Журнале Московской Патриархии» . Что касается литературы по этой теме, то она носит схематический и часто официозный характер, не раскрывая подробностей дарования автокефалии. Нужные данные в настоящее время приходится разыскивать по крупицам в самых разных публикациях и архивах. Отправным пунктом для исследований долгое время служили «История Поместных Церквей» К.Е. Скурата, где изложена схема событий . Со временем стали появляться и другие материалы. Важной является информация, переданная главой Православной Церкви в Америке Блаженнейшим митрополитом Феодосием (Лазором) и опубликованная в сборнике, посвященном митрополиту Никодиму (Ротову), «Человек Церкви» . Важный источник – статья протопресвитера Александра Шмемана, опубликованная в сборнике «Orthodox America 1794–1976. Development of the Orthodox Church in America», а также журнал «Русско-американский вестник», в частности послание митрополита Иринея (Бекиша) Патриарху Афинагору в связи с Рождеством 1967–1968 гг. . Разобраться в подробностях предоставления автокефалии помогли также материалы, выявленные в архиве Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле и в архиве Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Прежде чем говорить о событиях конца 1960-х гг., нужно кратко сказать о начале разделения между Русской Церковью и Североамериканской митрополией. Предпосылки к образованию в Америке самостоятельной Православной Церкви имелись уже в начале ХХ века. О возможности предоставления ей автокефалии писал архиепископ Алеутский и Североамериканский Тихон (Беллавин) . Однако этому процессу помешала революция и последующие гонения на Церковь в России. После массового исхода беженцев в эмиграции оказалось около тридцати архиереев Российской Церкви. Один из них, митрополит Платон (Рождественский), переехал в Северную Америку. В 1922 г. Святейший Патриарх Тихон назначил митрополита Платона главой Североамериканской епархии . В последующие годы отношения между Московской Патриархией и митрополитом Платоном свелись к минимуму из-за тяжелого положения Церкви в коммунистическом государстве. Но в Североамериканской митрополии поминали на богослужениях московскую церковную власть – сначала Патриарха Тихона, а затем Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского). При архиерейских хиротониях ставленники приносили присягу Московскому Патриаршему Престолу .

http://bogoslov.ru/article/5067273

Хиротонию И. 14 дек. в Казанском соборе С.-Петербурга возглавил Московский митр. сщмч. Владимир (Богоявленский) . Прибыл на Аляску в мае 1904 г. Проживал в г. Ситка (бывш. рус. Новоархангельск). Алеутский и Североамериканский еп. св. Тихон (Беллавин ; впосл. Патриарх Московский и всея России) предоставил И. большую самостоятельность в устроении церковных дел. При И. в Ситке была открыта духовная семинария (1906), проведен ремонт Михаило-Архангельского собора; началось издание ж. «Православная Аляска», переводились на туземные языки Свящ. Писание, богослужебная и духовно-нравственная лит-ра, активно велась миссионерская работа. И. высказывался за переход церковного образования, проповеди, а в перспективе и богослужения на Аляске на англ. и туземные языки. Постоянно объезжал правосл. приходы и миссии, развивал приходскую жизнь путем создания церковных братств и об-в трезвости. В мае 1906 г. посетил Вашингтон, встречался с Президентом США Т. Рузвельтом. Перед амер. властями был поставлен вопрос о назначении в места проживания правосл. населения правосл. учителей в гос. школы. В 1906 г. к Аляскинскому вик-ству была присоединена Чукотская миссия . 1 мая 1909 г. назначен епископом Якутским и Вилюйским. Прибыл в Якутск в авг. того же года. Совершал объезды приходов, в т. ч. отдаленных на берегах р. Колымы. Реорганизовал епархиальный училищный совет. Образовал в Якутске отдел Палестинского об-ва; в школах епархии были проведены чтения о Св. земле. Участвовал в I миссионерском съезде в Иркутске (1910), руководил одной из секций. 3 окт. 1911 г. имел получасовую аудиенцию у имп. мч. Николая II . 23 февр. 1912 г. уволен от управления Якутской епархией. 25 июня того же года назначен епископом Туркестанским и Ташкентским с пребыванием в г. Верном (ныне Алма-Ата). В окт. 1916 г. из-за восстания казах. населения И., покинув паству, выехал в Петроград, где предложил изменить местопребывание епархиальной кафедры. Решением Синода от 16 дек. того же года епархиальная кафедра была перенесена в г.

http://pravenc.ru/text/468753.html

4 окт. 1929 г. Е. оповестил епископов и духовенство Московского Патриархата, проживающих в Америке, о том, что он убедился в недостаточности полномочий Херсонского и Одесского митр. Платона (Рождественского) в управлении Североамериканской епархией, а также в том, что титул и положение Митрополита всея Америки и Канады не имеют существования и власти в Русской Церкви и являются следствием неканонического захвата им Североамериканской Церкви. В тот же день Е. объявил, что после отъезда архиеп. Александра (Немоловского) каноническую силу по Североамериканской епархии имеют только его распоряжения как Бруклинского епископа, 1-го викария и старшего архиерея Алеутской и Североамериканской епархии. 29 апр. 1933 г. в г. Ниагара-Фолс шт. Нью-Йорк Е. вступил в антиканонический гражданский брак. 5 авг. лишен священного сана Антиохийским Патриархом Александром III (Таханом) с признанием со дня вступления в брак всех его священнодействий недействительными. Е. отказался подчиниться решению Антиохийского Патриарха, объявив, что состоит в юрисдикции Московской Патриархии. 4 окт. 1933 г. постановлением Патриаршего Местоблюстителя Сергия (Страгородского) и Временного Патриаршего Свящ. Синода РПЦ также был лишен сана с признанием всех совершенных им после брака священнодействий недействительными. Арх.: ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 644. Л. 54. Лит.: [Письмо митр. Платона (Рождественского) еп. Сан-Францисскому Алексию]//Рус. жизнь: Газ. Сан-Франциско, 1928. 17; [Имеют ли под собой почву слухи об автокефалии Североамериканской Правосл. Церкви]//Там же. 49; РПЦ в Сев. Америке: Ист. справка. Джорд., 1954. С. 32-42; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 145-146; Orthodox America, 1794-1976. Syosset (N. Y.), 1975. S. 195; О вступлении в брак Архиеп. Бруклинского, викария Северо-Американской епархии, от 4 окт. 1933 г.//ЖМП. 1934. 18/19. С. 1, 4-5 (то же//ЖМП, 1931-1935 гг. М., 2001. С. 196, 201-204). И. А. Маякова Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Вакульский Антоний Яковлевич; 1862-1933), еп. Аляскинский, правосл. миссионер в Америке, писатель

http://pravenc.ru/text/187711.html

В 1922 — признан Американским церковным собором и утвержден митрополитом всея Америки и Канады. 16 сентября (29 сентября) 1923 — указом Патриарха Тихона назначен управляющим Алеутской и Североамериканской епархией. 28 декабря 1923 (10 января 1924) — Патриарх Тихон направил митрополиту Платону послание о вызове его в Москву для канонического суда над ним. 3 января (16 января) 1924 — Постановлением Патриарха Тихона и Св. Синода уволен от управления Североамериканской епархией. Постановлению не подчинился, считая, что этот документ принят под давлением большевистских властей. 20 марта (2 апреля) — 22 марта (4 апреля) 1924 в Детройте было созвано собрание клира и мирян Северо-Американской епархии (первоначально без участия преосвященног Платона), постановившее «временно объявить Русскую Православную епархию в США самоуправляющейся Церковью»; митрополит Платон был избран её главою, ему было вверено доверительное управление имуществом всех церквей. Несмотря на то, что на последнем заседании Детройтского собора м-т Платон уже присутствует в качестве председателя и получает от Собора право ношения второй панагии и преднесения креста (то есть внешних знаков отличия предстоятеля Церкви), на словах он оставался лоялен РПЦЗ. в октябре 1924 деятельно участвует в работе Архиерейского Собора в Сремских Карловцах, а на следующем Архиерейском Соборе 1926 выступил с докладом о положении в епархии, определенно отмежевываясь от автокефалистских постановлений Детройтского Собора. Испрашивая у собора особые грамоты ко всем предстоятелям Православных Церквей в Америке о подтверждении своих прав и полномочий на управление Русской Православной Церковью в Америке, он, в то же время, отказался подписать протокол этого своего доклада. 1933: объявил Американскую церковь автономной. В ответ Заместитель Патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) и его Временный Синод 16 августа постановили предать его суду архиереев с запрещением в священнослужении впредь до раскаяния или до церковно-судебного о нем решения. Этому решению также не подчинился. 22 ноября правящим архиереем Северо-американской епархии был назначен Вениамин (Федченков).

http://lib.cerkov.ru/authors/1303

По благословению святителя Тихона о. Иоанн был назначен благочинным Нью-Йоркского округа восточных штатов, в мае 1906 г. он принимал участие в первом Соборе Североамериканской Православной Церкви, ознаменовавшего преобразование Алеутской и Североамериканской епархии в Русскую Православную Греко-Кафолическую Церковь. Многолетнее служение вне России и болезнь тестя, священника Санкт-Петербургской епархии, побудили протоиерея Иоанна подать прошение о переводе его на родину. В 1907 г. на основании указа Петербургской Духовной Консистории о. Иоанн был приписан к клиру Преображенского собора города Нарвы и назначен исполнять обязанности законоучителя мужской и женской гимназий, на приходское служение батюшка вернулся только в ноябре 1916 г.— в Екатерининском соборе Царского Села. Долгожданная возможность служить на приходе осуществилась, но события Февральской революции стали втягивать Царское Село в свой водоворот. В эти тревожные месяцы звучало вдохновенное слово пастыря Иоанна, старавшегося умиротворить православных христиан и призывавшего всех к религиозному осмыслению как своей внутренней жизни, так и происходивших в России противоречивых перемен. Захват власти в Петрограде большевиками отозвался в Царском Селе. Стремясь вытеснить из него казачьи части генерала П.Н.Краснова, вооруженные отряды красногвардейцев, матросов и солдат двинулись к Царскому Селу. Прихожане и просто жители собрались в Екатерининском соборе, чтобы за богослужением обрести молитвенное успокоение. Священнослужители откликнулись на вопрошание паствы и приняли решение о совершении в городе крестного хода с чтением молений о прекращении междоусобной братоубийственной брани. Когда революционные красногвардейцы 31 октября вошли в Царское Село, которое казачьи части оставили, чтобы предотвратить уличные бои, то одной из первых жертв стал протоиерей Иоанн. Его отвели на окраину города — к Феодоровскому собору — и там убили за то, что священники будто бы молились за победу казаков. Для русской церковной жизни большое значение имел тот глубокий духовный отклик, который вызвала в сердцах людей и священноначалия Русской Православной Церкви первая в XX в. мученическая кончина русского православного священника. Отпевание и погребение о. Иоанна состоялось в усыпальнице Екатерининского собора, а на девятый день была совершена архиерейская панихида в Казанском соборе по протоиерею Иоанну и всем православным христианам, в междоусобной брани убиенным. 26 ноября, в престольный праздник Екатерининского собора, Божественную литургию в нем совершил будущий священномученик — митрополит Вениамин (память его 31 июля). Устами епархиального архиерея Русская Православная Церковь определяла гибель о. Иоанна как мученическую кончину.

http://sedmitza.ru/lib/text/437834/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010