С 19 окт. 1949 г. архиепископ Краснодарский и Кубанский. В 1950 г. в составе делегации РПЦ посетил Св. землю. В 1951 г. был участником 3-й Всесоюзной конференции сторонников мира в Москве. В 1953 г. сопровождал делегацию Антиохийской Православной Церкви в поездке по СССР. Направлен в США для устроения церковных дел Патриаршего Экзархата в связи с кончиной Патриаршего экзарха Бостонского митр. Макария (Ильинского) . Е. принял участие во II съезде духовенства и мирян Патриаршего Экзархата Сев. и Юж. Америки, на к-ром был единогласно выбран на пост экзарха. 19 мая 1954 г. Патриарх Алексий I утвердил Е. в избрании и возвел его в сан митрополита с титулом «Алеутский и Североамериканский». Е. принял меры по ремонту Свято-Николаевского кафедрального собора в Нью-Йорке. Посетил ряд приходов в Америке. Награжден правом ношения креста на клобуке (8 февр. 1954), государственными медалями «За оборону Кавказа» (1945), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946). Летом 1954 г., пребывая на лечении в Краснодаре, умер. 6 авг. 1954 г. отпевание совершил Орловский и Брянский еп. Флавиан (Иванов). Похоронен в правом приделе Екатерининского кафедрального собора Краснодара в каменной усыпальнице. Арх.: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 34; НАРТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 1319; Архив МДА. Д. архиеп. Гермогена (Кожина). Соч.: Очерки по истории Казанской епархии: История распространения христианства среди татар//ЖМП. 1946. 7. С. 48-57; Попытка Ватикана подчинить своему влиянию правосл. Церкви юж. славян на Балканах: Кр. ист. очерк//Там же. 9. С. 65-73; Зилантов-Успенский мон-рь и памятник убиенным при взятии г. Казани//Там же. 1947. 1. С. 34-39; Патриотическая деятельность духовенства Казанской епархии в Отечественных войнах 1812 г. и 1941-1945 гг.//Там же. 3. С. 44-46; Речь при вступлении на должность ректора МДА//Там же. 12. С. 11-15; О книге В. С. Соловьева «Россия и Вселенская Церковь»//Там же. 1948. 4. С. 38-47; Папство и Правосл. Церковь//Там же. С. 29-37; К вопросу об интригах Ватикана против Вселенского Православия в Польше, на Балканах, в Румынии, на Украине и на Кавказе за посл.

http://pravenc.ru/text/190197.html

Уже в начале XX века полнота православной церковной жизни в Америке приводила русских церковных деятелей в США к мысли о придании Церкви в Америке самостоятельного статуса. В 1906 году архиепископ Тихон в своем докладе Предсоборной Комиссии в России рекомендовал предоставить Американской епархии широкую автономию. То же повторил в 1916 году и архиепископ Евдоким (Мещерский). Однако мечте святителя Тихона и его преемников тогда не суждено было сбыться. С 1794 года — времени прибытия в Америку первых миссионеров из России — Русская Православная Церковь в Северной Америке объединяла всех православных Америки независимо от их национальной принадлежности, что признавалось законным всеми Поместными Церквами. События Первой мировой войны нарушили связи между Русской Православной Греко-Кафолической Церковью в Америке и Матерью — Русской Православной Церковью. В 1921 году без ведома и канонического согласия Русской Православной Церкви в Америке была учреждена Греческая архиепископия; затем стали появляться и другие этнические православные юрисдикции. В 1924 году Детройтский собор под председательством митрополита Платона (Рождественского), вопреки канонам, в одностороннем порядке провозгласил временную автономию Русской Православной Церкви в Америке. В ответ на это Святейший Патриарх Тихон незамедлительно освободил митрополита Платона от управления Североамериканской епархией, однако последний Патриаршего указа не принял и последовательно повел американскую паству к полному отрыву от Матери-Церкви. В 1933 году Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий и Священный Синод признали действия митрополита Платона грубым нарушением церковной дисциплины и определили предать его суду архиереев с запрещением в священнослужении впредь до раскаяния. Всем состоящим в Североамериканской епархии — клиру и мирянам — Священный Синод предложил прекратить общение с митрополитом Платоном и его последователями и пребывать в каноническом ведении Московского Патриархата. Так как митрополит Платон не подчинился данному постановлению, решением Русской Православной Церкви от 22 ноября 1933 года на Североамериканскую кафедру был назначен архиепископ Вениамин (Федченков), получивший титул архиепископа Алеутского и Североамериканского и статус Экзарха. Так был учрежден Экзархат Московского Патриархата в Северной и Южной Америке, объединивший верные Матери-Церкви приходы и просуществовавший до 10 апреля 1970 года, когда в связи с дарованием автокефалии Православной Церкви в Америке он был упразднен.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209056...

9 нояб. 1866 г. еп. Петр был назначен Якутским и Ленским архиереем. Тогда же Новоархангельским викарием по рекомендации свт. Иннокентия определен Якутский еп. Павел (Попов). Он выехал из Якутска в Русскую Америку 8 июня 1867 г. и прибыл в Новоархангельск 22 авг. В марте 1867 г. Аляска была продана США, о чем, вероятно, уже знал еп. Павел, отправляясь в далекую поездку. Время его управления Н. в. пришлось на крайне сложный переходный период для Русской Церкви в США. На Аляску прибывали граждане США и инославные проповедники. Особенно активно действовали протестанты и францисканцы. После передачи российских владений в Сев. Америке США Русская Церковь продолжала там свою деятельность на основании II и III пунктов Договора об уступке. Еп. Павлу удалось отстоять имущество Русской Церкви и даже приумножить паству. Он был хорошим администратором, регулярно проводил ревизии в церквах, тщательно проверял приходо-расходные и метрические книги. В письме обер-прокурору Толстому от 24 февр. 1870 г. свт. Иннокентий привел полученные от еп. Павла сведения о затруднительности дальнейшего пребывания Новоархангельского архиерея и рус. духовенства в Ситке. К этому времени там оставались не более 150 русских, готовых при первой возможности выехать в Россию. Камчатский архиерей отмечал, что если бы они и остались в Ситке, для них было бы «достаточно одного священника с причетником». Свт. Иннокентий предложил 3 варианта решения проблемы: перевести еп. Павла с духовенством в Сан-Франциско, предоставить «достаточные средства к безбедному и безопасному» пребыванию их в Ситке либо вывезти еп. Павла, его сотрудников и желающих уехать русских на Амур, архиерейскую кафедру в Америке «считать пока праздною», а дела и имущество духовного правления перевести из Ситки в Сан-Франциско (Там же. С. 282). В 1870 г. Синод решил учредить самостоятельную архиерейскую кафедру в США. Первоначально предполагалось правящего епископа именовать Новоархангельским и Алеутским (в мае 1870 это решение утвердил имп. Александр II). Однако вскоре Синод в связи с малочисленностью правосл. населения Ситки («не более 150 душ») нашел «наименование архиерея по городу с таким незначительным православным населением неудобным» и постановил именовать архиерея Алеутским и Аляскинским. Камчатский, Курильский и Алеутский архиерей был переименован в Камчатского, Курильского и Благовещенского. 10 июня 1870 г. император утвердил это синодальное определение (2 ПСЗ. Т. 45. Отд. 1. С. 786. 48476). Ко времени учреждения самостоятельной Алеутской и Аляскинской епархии (впосл. Алеутская и Североамериканская епархия ) правосл. паства на Аляске после отъезда рус. населения насчитывала 12 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/2577801.html

А где еще вы найдете приму, которая, не задействованная во второй части спектакля, работает суфлером? А какая доброжелательная атмосфера должна быть в коллективе, чтобы тенор, потерявший голос (во время бомбежки аэропорта он месяц просидел в подвале) медленно но верно вернулся в профессию? И все согласны, что трудности «проверили» их, сделали сильнее, добрее, доброжелательнее. Другое «качество», другое ощущение жизни. Никто из них не хотел бы вернуться в состояние «до того». Они сознают, что стали лучше, человечнее. Оттого наверное на гастролях театр собирает аншлаги и нет города в России, который отказал бы им в гастролях. В известном смысле фильм «Когда придет весна»  Юлии Клименко - это о том же. С одной стороны… ну зачем донбасским добровольцам  во время боевой передышки, после грязи, смертельной опасности и потерь – классический концерт «для двух скрипок»? Но исполнители- музыканты, приезжающие на Донбасс не в первый раз, такие как скрипач Петр Лундстрем и его коллеги, уверены – именно здесь, на краю, скрипичный концерт будет услышан как нигде. И вот уже «под скрипок переливы» вы замираете вместе с  ушедшим в себя солдатом… и верите упорству скрипачей, продолжающих приезжать из благополучной Москвы, из Италии сюда, на передовую. Почему-то вспоминается эта фраза из старого военного фильма «Истинно чувствуют музыку идущие на смерть». В конце фильма прозвучали очень хорошие стихи, которые хотелось бы повторить. Умирал солдат, как говорится Без ненужных фраз и медных труб. И гуляла пьяная столица, И домой разъехалась к утру. Облаков плыла по небу вата, От земли до самых райских врат, И спросил апостол у солдата: За кого ты воевал, солдат? И солдат, убитый под Донецком, Протянул апостолу в горсти, В крови и поту рисунок детский И услышал голос: «Пропусти!»                        Алексей Шмелев По-прежнему в адрес к/ф приходят житийные фильмы, свидетельствующие  о подвигах новомучеников. Фильм И. Монаенковой «И дней своих благословлю закат» повествует  о жизни последнего ключаря ХХС о. Александра Хотовицкого. Высокообразованный человек, общественный и церковный деятель, пастырь и поэт - о. Александр 18 лет служил в североамериканской и алеутской епархии под началом будущего патриарха Тихона, три года служил в Финляндии. В Москву он приехал в августе 1917 года, к открытию  поместного церковного собора. Во время Собора он назначается ключарем ХХС.

http://radonezh.ru/2024/01/15/filmy-koto...

В 1928-1929 гг. митр. Платон вел переписку с заместителем патриаршего местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) с целью получить документальное подтверждение своих прав на управление М. о. в судебных спорах с Кедровским. При обмене письменными посланиями митр. Платон признал высшую церковную власть Московской Патриархии, но уклонился от требований митр. Сергия дать обязательства не делать политических заявлений против Советского гос-ва и возносить за богослужением в храмах М. о. имя заместителя патриаршего местоблюстителя вслед за именем местоблюстителя митр. Петра. В мае 1933 г. в Нью-Йорк прибыл архиеп. Вениамин (Федченков ; впосл. митрополит), назначенный постановлением митр. Сергия от 27 марта того же года временным экзархом Московской Патриархии для обследования и упорядочения дел Североамериканской епархии. Митр. Платон уклонился от встреч с архиеп. Вениамином и 1 июня выступил с заявлением, подтверждающим автономный статус М. о. 11 сент. того же года Собор амер. архиереев объявил об автономии (фактически независимости) Американской Церкви от Московской Патриархии до созыва законно избранного Всероссийского Поместного Собора. 16 авг. 1933 г. митр. Сергий и Временный Синод РПЦ приняли решение об отстранении митр. Платона от управления Североамериканской епархией, запрещении его со всем подчиненным ему клиром в священнослужении и о назначении временно управляющим Североамериканской епархией архиеп. Вениамина, к-рый 22 нояб. того же года был назначен архиепископом Алеутским и Североамериканским, экзархом Московского Патриархата в Америке. Однако правящим архиереем архиеп. Вениамина признали только единичные приходы. В 1934 г. в юрисдикцию РПЦ перешел несогласный с руководством М. о. Аляскинский еп. Антонин (Покровский ; впосл. архиепископ, † 1939). 20 апр. 1934 г. митр. Платон скончался, после чего начался процесс сближения М. о. и РПЦЗ. 26 июля того же года состоялась встреча временного управляющего М. о. Сан-Францисского архиеп.

http://pravenc.ru/text/2563398.html

Первые православные общины в США, в числе прихожан которых были в том числе и греки, со времени своего возникновения находились в юрисдикции Камчатской, Курильской и Алеутской (позднее Алеутской и Североамериканской) епархии Русской Православной Церкви, которая первой среди поместных Православных Церквей начала миссионерскую деятельность на Американском континенте. Греческие эмигранты в США находились в ведении Греческой православной духовной миссии Русской Церкви, традиционно возглавлявшейся архимандритом-греком. Но в послереволюционные годы Константинопольская Патриархия начинает действовать в США без оглядки на Русскую Церковь и ее канонические структуры, существующие в Америке. Линия поведения, избранная в это время Фанаром во взаимоотношениях с Русской Православной Церковью, полностью коррелировала с политикой западных стран в отношении впавшей в послереволюционный хаос России, считаться с которой в международных отношениях полностью перестали. В октябре 1918 г. по благословению Патриарха Константинопольского Германа V Мелетий (Метаксакис) посетил США и без согласования с канонической властью Русской Православной Церкви в Северной Америке, которую в отсутствие архиепископа Алеутского и Североамериканского Евдокима (Мещерского), находившегося в то время в Москве на Поместном Соборе 1917-1918 гг., осуществлял епископ Канадский Александр (Немоловский), учредил в Нью-Йорке т.н. «Синодальную комиссию». Комиссию возглавил титулярный епископ Родостольский Александр (Димоглу), инициировавший деятельность по объединению греческих приходов в Северной Америке в единую структуру, которая первоначально перешла в юрисдикцию Элладской Православной Церкви , а затем вошла в состав Константинопольского Патриархата. Деструктивное влияние Константинопольской Патриархии на церковную жизнь непосредственно на территории послереволюционной России сказалось, прежде всего, в поддержке, которую она оказала силам, действовавшим в направлении достижения автокефалии Православной Церкви на Украине.

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/5...

Позиция архиепископа Евдокима не нашла поддержки среди членов отдела и в окончательном тексте подготовленного Отделом проекта определения Об устройстве Североамериканской миссии, именуемой «Русская православная греко-кафолическая церковь в Северной Америке» говорилось, что «Алеутская и Северо-Американская епархия-миссия расчленяется на ряд отдельных, связанных между собой епархий». 1137 Докладчиком по этому проекту Отдел назначил митрополита Евдокима. Однако рассмотреть данный вопрос Собор не успел, и на 163 заседании Собора (30 августа/12 сентября 1918 г.) этот проект был передан Высшему церковному управлению. 1138 Точку в споре поставило постановление Патриарха, Синода и Высшего церковного совета от 30 ноября (13 декабря) 1919 г., выделившее Аляскинское викариатство из состава Северо-Американской епархии. 1139 11.1.2. Япония Японская миссия начиналась с церкви при русском посольстве, служить в которой изъявил желание выпускник Санкт-Петербургской духовной академии иеромонах Николай (Касаткин) . Именно личности святителя Николая мы обязаны тем, что посольский храм постепенно превратился в миссионерский и переводческий центр. На Поместном Соборе проблемы Японской миссии практически не обсуждались, поэтому мы не будем останавливаться на ее деятельности, тем более, что в последнее время вышло немало книг, посвященных православию в Японии. 1140 11.1.3. Китай Первыми православными, появившимися на территории Китая, стала группа пленных, среди которых, наряду с казаками Албазинского острога, был священник Максим Леонтьев. С 1712 года в Китае действовала официальная Российская духовная миссия, которая поначалу также исполняла функции дипломатического представительства России. В ноябре 1863 года Александр II подписал указ, согласно которому духовная миссия в Китае отделялась от российского дипломатического представительства: Предоставить Пекинскую духовную миссию в полное заведование и распоряжение духовного ведомства, отчислив из нее в состав Миссии дипломатической состоящих ныне при первой из сих Миссий врача и трех студентов, а затем должности художника и одного студента упразднить. На одного из иеромонахов Духовной миссии возложить обязанность исправлять церковную службу при Миссии дипломатической. 1141

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

приходами и священниками; платить викарию и диакону из государственных средств; согласовать спорные вопросы с высшими церковными инстанциями РПЦ. Делегатом от Собора был избран еп. Охридский Николай (Велимирович). О решениях Собора был извещен глава Русской Православной Церкви за границей митр. Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий) , находившийся в то время в Сербии, к-рый должен был уведомить об этом архиеп. Алеутского и Североамериканского Александра (Немоловского). Назначение епископа затянулось на 4 года, т. к. решения Собора получили отрицательный отзыв Мин-ва по делам религий Сербии, к-рое средств не выделило, в связи с чем приходы Америки фактически оставались без архипастырского окормления. Настоятели серб. общин неоднократно ходатайствовали перед священноначалием СПЦ о возведении администратора Сербской миссии архим. Мардария в сан епископа на кафедру А.-К. е., мотивируя свою просьбу тем, что за годы своего служения архим. Мардарий организовал жизнь Сербской Православной Церкви в Америке, объединил серб. колонии и разрозненные приходы, открыл епархиальную консисторию, начал выпускать газ. «Српска Црква», основал св. Саввы мон-рь в Либертивилле , ставший церковно-адм. центром епархии. 5 дек. 1925 г. Архиерейским Собором СПЦ в Сремски-Карловци на американскую кафедру единогласно был избран архим. Мардарий (Ускокович), администратор СПЦ в Америке. 25 апр. 1926 г. в Соборной ц. Белграда Патриархом Димитрием (Павловичем) архим. Мардарий был рукоположен во еп. Американо-Канадского. 29-30 мая 1927 г. в Чикаго, в мон-ре св. Саввы, состоялся 1-й Великий серб. народный Собор под председательством еп. Мардария, где было принято решение об учреждении временного епархиального совета из 23 членов, созываемого епископом каждые 4 месяца, и образовании епархиального фонда для финансирования епископа, совета и серб. школ. На 1-м Церковно-народном соборе, состоявшемся под председательством еп. Мардария 1 сент. 1927 г., присутствовали по 3 делегата от каждого прихода, по 5 делегатов от союзов «Србобран-Слога», «Слобода» и «Cpбaдuja» и по одному представителю от серб.

http://pravenc.ru/text/114442.html

службой. В большинстве случаев они не только не проявляли должного попечения о нуждах коренных жителей, но зачастую лишали их права исповедовать Православие вопреки достигнутой российско-амер. договоренности. С др. стороны, в связи с переходом в Православие к кон. XIX в. многих униатов-карпатороссов и открытием новых приходов в др. штатах страны, отдаленных от Аляски, центр деятельности правосл. миссии постепенно, но неуклонно перемещался на вост. побережье США. Множились также объективные адм. трудности в управлении отдаленной и обширной епархией. С переводом кафедры в 1872 г. из Ситки в Сан-Франциско (шт. Калифорния) А. м. стало уделяться меньше внимания. Несмотря на это, Церковь на Аляске продолжала расти и крепнуть, опираясь на традиции, заложенные первыми миссионерами. К 1902 г. на Аляске насчитывалось 16 приходов и 60 приписных к ним часовен - молитвенных домов, 17 священников, 1 диакон и 12 чтецов, к-рые обслуживали 11 758 прихожан, в т. ч. 87 русских, 2257 креолов, 2147 колошей (тлингитов), 4839 эскимосов. Кроме того, имелось 45 церковных школ с 760 учащимися (из них 2 богословско-миссионерские с двухгодичным сроком обучения для подготовки священнослужителей), 5 приютов (65 воспитанников), 8 братств (370 членов) и 4 об-ва трезвости при 4 приходах. В 1903 г. Святейший Синод учредил в составе Алеутской и Североамериканской епархии Аляскинское вик-ство , преобразованное в 1934 г. в Аляскинскую епархию . Лит.: Очерк из истории Американской Православной Миссии (Кадьяковской миссии 1794-1837). СПб., 1894; Иванов А. И. Православие в Америке//ЖМП. 1955. 1. С. 44-55; 3. С. 69-76; Orthodox America, 1794-1976. N. Y., 1975. N 4; Gregory (Afonsky), Bish. History of the Orthodox Church in Alaska, 1774-1914. Kodiak, 1977; Pierre R. The Russian Orthodox Religious Mission in America, 1794-1837. Kingston, 1978; Oleksa M. Alaskan Missionary Spirituality. Mahwah (N. J.), 1987; idem. Orthodox Alaska. N. Y., 1992; Русская Америка. М., 1994; Stokoe M., Kishkovsky L. Orthodox Christians in North America, 1794-1994. S. l., 1995; Смолич И. К. История. М., 1997. Ч. 2; A Good and Faithful Servent/Univ. of Alaska. S. l., 1997. Свящ. Алексий Куренков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/114212.html

События второй мировой войны стали переломными в жизни русской православной общины Аргентины. После нападения Гитлера на СССР протоиерей Константин Изразцов высказал с амвона одобрение этой агрессии, полагая ее началом «освобождения России от большевизма». Из-за этого многие верующие покинули его общину и обратились к митрополиту Алеутскому и Североамериканскому Вениамину (Федченкову) с просьбой об организации в Аргентине приходов Московского Патриархата. В ответ на это прошение в 1943 г. было учреждено Аргентинское викариатство, но еще четыре года, до прибытия архиерея, община молилась в храме великомученика Георгия Победоносца в Буэнос-Айресе (Антиохийская Православная Церковь), где архимандрит Игнатий (Абуррус) с любовью принял русских прихожан и совершал для них богослужения на церковно-славянском языке. После второй мировой войны отец Константин Изразцов организовывал выезд в Южную Америку перемещенных русских лиц по линии американского Красного Креста. В 1948 г. по просьбе отца Константина президент Аргентины Хуан Доминго Перон издал указ о приеме в страну 10 000 бывших советских граждан. В 1947 г. в Аргентине появилась первая православная архиерейская кафедра, которую занял епископ Московского патриархата Феодор (Текучев), возглавив новосозданную Аргентинскую епархию. Двумя годами позже в Аргентине появился епископ Константинопольского патриархата, а в 1956 г. в Буэнос-Айресе разместились епископ Антиохийского патриархата, а также первый правящий архиерей Русской Православной Церкви за границей . По прибытии владыки Феодора в 1947 г. был учрежден Благовещенский приход и построен небольшой храм Благовещения Пресвятой Богородицы, ныне кафедральный храм Аргентинской епархии Русской Православной Церкви. В 1952 г. из-за враждебных действий общины отца Константина Изразцова аргентинское правительство выслало из страны владыку Феодора, закрыло Благовещенский храм и даже издало декрет о запрете Русской Православной Церкви Московского патриархата. Несколько месяцев спустя верующим удалось добиться отмены этих запретов, храм был снова открыт и зарегистрирован.

http://pravoslavie.ru/3223.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010