8 авг. 1910 г. Тульским и Белёвским еп. Парфением (Левицким; впосл. архиепископ) возведен в сан архимандрита. Часто посещал сельские храмы Белёвского у. С началом в 1914 г. первой мировой войны в Спасо-Преображенском мон-ре был устроен лазарет на 12 чел., из к-рых 5 были на полном содержании мон-ря; в обители готовили бесплатные обеды нищенствующим и семьям солдат, находившимся на фронте, а также вдовам и сиротам. Награжден орденом св. Анны 2-й степени (1915). 18 окт. 1916 г. Синод постановил направить П. для миссионерской службы в Алеутскую и Североамериканскую епархию , однако по просьбам жителей Белёва, обращению вел. кн. прмц. Елисаветы Феодоровны и прошению П. был оставлен в России; 18 янв. 1917 г. поступил в распоряжение протопресвитера военного и морского духовенства. Сначала П. был священников в 301-м пехотном Бобруйском полку на Северном фронте, затем, 28 марта того же года, был назначен проповедником в Особую армию на Юго-Западном фронте, последнее назначение было 18 сент. 1917 г. проповедовать чинам 257-го запасного пехотного полка в г. Брянске. Затем вернулся в Москву и служил в Свято-Владимирской ц. 26 февр. (11 марта) 1918 г. П. был определен настоятелем тверского Жёлтикова в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . 13 апр. 1918 г. назначен благочинным 1-й половины мон-рей Тверской епархии. 25 сент. 1918 г. арестован в Твери по обвинению в контрреволюционной агитации среди населения, в частности солдат. Находился в тюрьме до кон. нояб. в качестве заложника. После того как за него подали ходатайство мать Анна Васильевна и сестра Варвара Константиновна, а также прихожане Жёлтикова мон-ря, П. был освобожден с тем условием, что покинет Тверь. Указом патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина) от 24 янв. 1919 г. назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии. 14 февр. 1919 г. в Москве в патриарших покоях на Троицком подворье состоялось наречение П. и 15 февр.- хиротония. Пребывал в нижегородском Печерском в честь Вознесения Господня мужском монастыре . По приезде в мон-рь сразу восстановил уставную службу. Привлек прихожан к участию в службах в качестве певчих. Часто произносил проповеди. В мон-ре преподавал детям Закон Божий. 14 апр. 1920 г., согласно постановлению Синода, переселился на подворье Городецкого в честь Феодоровской иконы Божией Матери монастыря в г. Канавино (ныне в черте Н. Новгорода).

http://pravenc.ru/text/2580154.html

В 1891 г. на 26 г. своей жизни он принял монашеский постриг. Из Псковской семинарии иеромонаха Тихона переводят инспектором в Холмскую духовную семинарию, где он вскоре затем был и ректором ее в сане архимандрита. На 34-ом году, в 1898 г. архимандрит Тихон возводится в сан епископа Люблинского с назначением викарием Холмской епархии. Очень недолго он был на положении викарного епископа. Через год он получает самостоятельную кафедру в стране далече – Алеутско-Аляскинскую, в Северной Америке, которую принял по монашескому послушанию. С каким волнением уезжал в далекие края молодой епископ, вместе с младшим своим братом, болезненным юношей, покидая в Псковской губернии горячо любимую им мать-старушку; отца его тогда уже не было в живых. Брат его скончался на руках преосвященного Тихона, несмотря на все заботы о нем в далекой Америке, и лишь тело его было перевезено в родной Торопец, где жила еще старушка-мать. Вскоре, с ее кончиной, не осталось в живых никого из родственников будущего патриарха. И в Америке, как и в предыдущих местах службы, епископ Тихон снискал себе всеобщую любовь и преданность. Он очень много потрудился на ниве Божией в Северной Америке и Североамериканская епархия очень многим ему обязана. За то его бывшая там паства неизменно помнит своего архипастыря и глубоко чтит его память. Сам он вспоминал об этом времени, как о том, которое расширило его церковно-политический кругозор, познакомило с новыми формами человеческих взаимоотношений и подготовило к тому, что пришлось ему испытать впоследствии.За время службы в Америке (около 7 лет) преосвященный Тихон только один раз приезжал в Россию, когда был вызван в Св. Синод для участия в летней сессии. Тут перед высшими иерархами и перед светскими правителями церкви – тогда оберпрокурорствовал еще К.П. Победоносцев – обнаружились духовно-административные таланты молодого епископа. В 1905 г. он был возведен в сан архиепископа, а в 1907 г. призван к управлению одной из самых старейших и важнейших епархий в России, – Ярославской. Там, в Ярославле, он пришелся всем по душе. Все полюбили доступного, разумного, ласкового архипастыря, охотно откликавшегося на все приглашения служить в многочисленных храмах Ярославля, в его древних монастырях, даже приходских церквах обширной епархии. Часто посещал он церкви и без всякой помпы, даже ходил пешком, что в ту пору было необычным делом для русских архиереев. А при посещении церквей вникал во все подробности церковной обстановки, даже поднимался иногда на колокольню, к удивлению батюшек, непривычных к такой простоте архиереев. Но это удивление скоро сменялось искреннею любовью к архипастырю, разговаривавшему с подчиненными просто и ласково, с добродушною шуточкою, без всякого следа начальственного тона. Даже замечания обыкновенно делались добродушно, иногда с шуткою, которая еще более заставляла виновного стараться исправить замеченную неисправность.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

В начале 1958 г. архимандрит Иоанн (Вендланд) был назначен представителем Русской Православной Церкви при Патриархе Антиохийском (Дамаск, Сирия). С этого времени начинается период его служения на церковно-дипломатическом поприще. 28 декабря 1958 г. архимандрит Иоанн был рукоположен во епископа Подольского, викария Московской епархии с сохранением в прежней должности. 30 июня 1960 г. владыка был назначен епископом Среднеевропейским, Экзархом Московской Патриархии в Средней Европе, а 22 августа того же года возведен в сан архиепископа. С 1962 по 1967 гг. владыка Иоанн жил в Америке, будучи архиепископом Алеутским и Североамериканским (с местопребыванием в Нью-Йорке). С 22 февраля 1963 г. он стал экзархом Северной и Южной Америки. 3 августа 1963 г. владыка был возведен в сан митрополита. В 1967 г. владыка Иоанн был назначен митрополитом Ярославским и Ростовским. На этой кафедре он служил до 1984 г., после чего ушел на покой по собственному желанию. После этого владыка продолжал жить в Ярославле, где и скончался 25 марта 1989 г. Похоронен митрополит Иоанн в ограде Феодоровского собора в Ярославле. Все годы своего иерархического служения митрополит Иоанн занимался научными исследованиями в области богословия и церковной истории. Его перу принадлежат исследования «Библия и эволюция» 3 , «Время и его проблема в Библии : (Размышления православного архиерея)» 4 , а также исторические очерки о крымских святых 5 , о благоверном князе Федоре Черном и о митрополите Гурии (Егорове) 6 . Митрополит Иоанн также занимался переводами богословской и исторической литературы с европейских языков. Так, он перевел с английского языка книгу П. Гарретта «Святой Иннокентий, апостол Америки», а с немецкого языка – книги известного церковного историка И. К. Смолича «Жизнь и учение старцев» 7 и «Русское монашество: Возникновение, развитие и сущность». В течение жизни он также регулярно публиковал свои статьи и проповеди в «Журнале Московской Патриархии» и журнале «Голос Православия» (орган Берлинской епархии Русской Православной Церкви).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

В октябре 2008 года в странах Южной Америки прошли Дни русской духовной культуры, в которых приняли участие клирики и епископы Московского патриархата и Русской зарубежной церкви. В августе 2009 года Иоанн (Берзинь) был утверждён правящим Южно-Американским архиереем, с титулом Каракасский и Южно-Американский. Ныне епархия поражена проблемой раскола, в котором находится, возможно, большая часть её приходов. Другая насущная проблема Южно-Американской епархии — нехватка духовенства. Епархия поддерживает близкую связь с Аргентинской епархией, находящейся непосредственно в ведении Московского патриарха. Первоиерарх РПЦЗ Иларион (Капрал) в 2010 году так описал состояние епархии: " Южно-Американская епархия находится в глубоком кризисе. Тому есть свои причины: нехватка духовенства, редкость богослужений, отсутствие у прихожан, особенно в провинции, необходимых церковных знаний. Всё это привело к неутешительным последствиям. Например, в Парагвае десятки россиян вступили в брак с католиками и теперь ходят в католические храмы. К счастью, они не забывают своих корней и, когда выдается возможность, посещают православные службы. Проблему кадров священнослужителей решить непросто. Семинарию при Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле окончили десятки выходцев из Латинской Америки, однако большая их часть поселилась в США. Конечно, в Зарубежной Церкви есть желающие служить в Южно-Американской епархии, но одни из них не владеют испанским или португальским, а другие не знают русского и, соответственно, церковнославянского языков " . Аргентинская и Южноамериканская епархия [ править править код ] Аргентинская и Южноамериканская епархия (исп.  Diócesis de Argentina y Sudamérica) — каноническое и структурно-территориальное подразделение Русской православной церкви, объединяющее приходы в государствах Центральной (за исключением Мексики) и Южной Америки. История [ править править код ] 29 июня 1946 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил основать Аргентинскую епархию в составе Алеутского и Североамериканского Патриаршего Экзархата (с 1947 года — Экзархат Северной и Южной Америки).

http://azbyka.ru/palomnik/Аргентина

в Саут-Кейнане (шт. Пенсильвания) свт. Тихон освятил Тихона Задонского мон-рь и приют для сирот при нем, основал Сербскую духовную миссию. Одновременно по почину владыки был издан расширенный служебник на англ. языке в переводе И. Ф. Хапгуд. 20-23 февр. 1907 г. состоялся 1-й Всеамериканский церковный Собор в Мейфилде (шт. Пенсильвания). В послании к Собору свт. Тихон подчеркнул необходимость обеспечения материальной независимости епархии, что способствовало бы укреплению правосл. Церкви на Американском континенте. В 1906 г. архиеп. Тихон в докладе Предсоборному Присутствию РПЦ рекомендовал предоставить автокефалию Американской миссии, объясняя свое предложение многонациональным характером епархии. В 1916 г. такое же предложение сделал Предсоборному Совещанию архиеп. Евдоким (Мещерский) , возглавлявший А. и С. е. с 29 июля 1914 по 6 авг. 1917 г. При архиеп. Платоне (Рождественском) , управлявшем епархией с 8 июля 1907 по 20 марта 1914 г., и сменившем его архиеп. Евдокиме епархия продолжала расти в основном за счет возвращения из унии правосл. русинов. В 1909 г. была создана Болгарская духовная миссия. 6 июля 1916 г. было учреждено вик-ство в Канаде во главе с еп. Александром (Немоловским) . В том же 1916 г. было создано Карпаторосское вик-ство в Питтсбурге во главе с еп. Стефаном (Дзюбаем). В марте 1918 г. еп. Александр учредил Албанскую правосл. миссию во главе со свящ. Фаном Ноли . До революции 1917 г. РПЦ полностью осуществляла каноническую власть среди православных различных национальностей. Правосл. епископы в Сев. Америке назначались и утверждались Святейшим Правительствующим Синодом. Епархия получала от российского правительства ежегодную финансовую субсидию. К кон. 1917 г. в А. и С. е. (в составе 31 благочиния) был 271 храм и 51 часовня, 257 священнослужителей и до 300 тыс. прихожан. В связи с отъездом в Москву для участия в Поместном Соборе РПЦ 1917-1918 гг. архиеп. Алеутский и Североамериканский Евдоким временно передал управление епархией еп. Канадскому Александру (Немоловскому), к-рый приступил к исполнению своих обязанностей 6 авг.

http://pravenc.ru/text/115924.html

С 14 сентября 1898 года назначен епископом Алеутским и Аляскинским. С 1900 года – епископ Алеутский и Североамериканский. Здесь он в течение многих лет трудился на благо Православной Церкви. Им были приняты, прежде всего, мероприятия по подготовке пастырей из числа американских граждан. Для этой цели он усовершенствовал миссионерскую школу в Миннеаполисе и превратил ее в духовную семинарию, чем устранил необходимость присылать из России священника. Перенес свою кафедру из Сан-Франциско в Нью-Йорк. Ему принадлежит заслуга основания Свято-Тихоновского монастыря возле г.Скрантона в штате Пенсильвания. При этом монастыре им же была устроена школа-приют для детей, потерявших родителей. Лично сам посещал отдаленные места своей епархии, благовествуя Евангелие. В одной из таких поездок с ним произошло событие, которое только промыслом Божием обошлось без трагического конца. Вместе со священником Коргинским он из Востока, после освящения храма в честь Пресвятой Троицы, отправился на фермерской телеге в Бивер-Крик. Когда они были в миле расстояния от Бивер-Крика, вдруг в упряжке что-то оборвалось и лошади, всполохнувшись, понесли. Началась быстрая скачка по ухабам, рытвинам, рвам. Кучер был стащен на землю и в тот момент сильным толчком выбросило и владыку. Падение, каким-то чудом, обошлось без поломов костей и без вывихов. При падении одна нога попала под колесо, но инстинктивно счастливым движением ему удалось выдернуть ее из сапога в то мгновение, когда колесо захватило сапог, сорвало совершенно каблук и подошву и вместе с сдернутым с ноги чулком отбросило сапог, как измятую тряпку, в сторону..., но зато другая нога, подвернувшись, причинила ему немало боли и страданий, вследствие происшедшего растяжения жил. Еле ступая на больную ногу, он решил идти пешком, лишь бы не откладывать служения Божественной литургии, но, к счастью, встретил по пути фермерский воз и на нем доехал благополучно к часовне. Таковы были трудности, связанные с обозрением епархии. 5 мая 1905 года был возведен в сан архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1946 . Иеромонах Иоанн (Вендланд) вышел на открытое церковное служение. Вместе со своим духовным отцом архимандритом Гурием (Егоровым) принимал участие в возрождении Троице-Сергиевой Лавры. 1946, с августа . Секретарь епископа Ташкентского Гурия (Егорова). 1946–1953 . Священник Успенского собора города Ташкента. 1950 . Ко дню Святой Пасхи возведен епископом Гурием в сан архимандрита. 1953 . Отъезд из Ташкента. Настоятель Духосошественского собора в Саратове. 1956 . Завершение учебы в Ленинградской духовной академии со степенью кандидата богословия. 1957/58 . Ректор Киевской духовной семинарии и настоятель Андреевской церкви. 1958 . Начало церковно-дипломатического служения. Назначен представителем Русской Православной Церкви при Патриархе Антиохийском (Дамаск, Сирия). 1958, 28 декабря . Хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии. Чин хиротонии совершали: Святейший Патриарх Алексий (Симанский), митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) ; архиепископы: Можайский Макарий (Даев), Днепропетровский и Запорожский Гурий (Егоров); епископы: Лужский Алексий (Коноплев) и Дмитровский Пимен (Извеков). 1960, 30 июня . Назначен епископом Среднеевропейским, Экзархом Московской Патриархии в Средней Европе. 1960, 22 августа . Возведен в сан архиепископа. 1960, с 28 августа . Член Комиссии по межхристианским связям. 1962, 16 июня . Назначен в Нью-Йорк архиепископом Алеутским и Североамериканским. 1963, с 22 февраля . Экзарх Северной и Южной Америки. 1963, 25 февраля . Награжден орденом Святого равноапостольного князя Владимира 2й степени. 1963, 11 мая . Награжден правом ношения креста на клобуке. 1963, 3 августа . Возведен в сан митрополита. Во время службы за границей награжден Блаженнейшим Патриархом Антиохийским Феодосием орденом Святых первоверховных апостолов Петра и Павла; награжден Патриархом Александрийским Христофором орденом Святого апостола Марка; Блаженнейшим митрополитом Пражским и Всея Чехословакии Дорофеем – орденом Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

В 1840 году была учреждена епархия Камчатская, Курильская и Алеутская, на которую был хиротонисан апостол Америки Преосвященный Иннокентий (Вениаминов) (+1879). В конце XIX и начале XX века православную паству в Америке окормлял архиепископ Тихон, впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси (+1925). 1 сентября 1905 года кафедра Алеутской епархии была перенесена из Сан-Франциско в Нью-Йорк. С 1907 года именовалась Русской Православной Греко-Кафолической Церковью в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской. После Октябрьской революции 1917 года в России, сношения с Высшей Церковной Властью в Москве оказались затруднены. С половины 1920-х пребывала вне общения с Московским Патриархатом и была известна под наименованием «Северо-Американский Митрополичий округ» или «Северо-Американская Митрополия»; также не находилась в общении и с Архиерейским Синодом в Сремских Карловцах (Русская православная церковь заграницей). 19 декабря 1927 года на заседании «Синода епископов американских диоцезий Русской Православной Церкви» была издана грамота о учреждении новой церковной структуры — «независимой автономной и автокефальной» Американской Церкви во главе с Платоном (Рождественским). 12 декабря 1947 года, после безуспешных попыток присоединить структуру к Московскому Патриархату ранее в том же году (митрополит Феофил (Пашковский) уклонился от встречи с митрополитом Ленинградским Григорием (Чуковым), специально находившимся несколько месяцев в США с такой целью), Священный Синод Русской Православной Церкви наложил запрещение в священнослужении на иерархию «Митрополии». О. Александр Шмеман 9 апреля 1970 года Синод Русской Церкви восстановил общение с «Североамериканской Митрополией», сняв прежний запрет с её иерархов, а 10 апреля Патриаршим Томосом даровал Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке автокефалию. Значительную роль в подготовке этого решения сыграл протоиерей (затем протопресвитер) Александр Шмеман . 44 прихода, не пожелавших войти в новую автокефальную Церковь, были объединены в Патриаршие приходы в США.

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-cerkov-v...

В 1954 г. владыка Борис был назначен Патриаршим экзархом Северной и Южной Америки, с титулом архиепископа Алеутского и Североамериканского. 27 декабря того же года награжден правом ношения бриллиантового креста на клобуке, который получил в дар от Патриарха Алексия I. 31 декабря 1954 г. архиепископ Борис прибыл в Соединенные Штаты Америки с целью совершить поездку по приходам своей епархии. Но 27 февраля 1955 г. был вынужден вернуться на Родину по причине отказа правительства США продлить ему визу. В апреле 1956 г. он переведен на Херсонскую и Одесскую кафедру. За ним сохранились полномочия экзарха Северной и Южной Америки. С ноября 1958 г. по февраль 1959 г. Преосвященный находился в г. Нью-Йорке, где проводил работу по налаживанию православной жизни в США. 25 февраля 1959 г. был возведен в сан митрополита. 16 июня 1962 г. Священный Синод РПЦ в соответствии с поданным прошением освободил митрополита Бориса, по состоянию здоровья, от должности экзарха Северной и Южной Америки. На протяжении 1963–1965 гг. он перенес несколько инфарктов. Скончался Преосвященный в г. Сочи во время своего трёхмесячного отпуска. Отпевание митрополита Бориса (Вик) состоялось 19 апреля 1965 г. в г. Одессе, которое возглавил митрополит Киевский и Галицкий Иоасаф (Лелюхин) . Архипастырь был похоронен на кладбище Успенского патриаршего мужского монастыря в г. Одессе .   Источники и литература: 1.     Архипастырские служения Преосвященного Бориса, Архиепископа Берлинского и Германского в храмах г. Берлина за время с 7 октября по 9 декабря 1951 г.//Голос Православия. 1952. 1. С. 11-14. 2.     Архипастырское служение Архиепископа Берлинского и Германского Бориса в Воскресенском кафедральном соборе г. Берлина 9 декабря  1951 г.//Голос Православия. 1952. 1. С. 21-25. 3.     Архипастырское служение Преосвященного Бориса, архиепископа Берлинского и Германского в храмах г. Берлина за время с 16 декабря 1951 г. по 27 января 1952 г.//Голос Православия. 1952. 2. С. 19-23. 4.     Вик Борис Иванович; 28.08.1906, Саратов – 16.04.1965, Сочи, митр. Херсонский и Одесский//Православная Энциклопедия. Т. 6. С. 35-36.

http://bogoslov.ru/article/3747880

Владыка Петр, впрочем, считал насущным и возможным не только «исправление языка богослужебных книг», но «даже перевод их вновь, с более правильною конструкцией речи, заменою устаревших слов новыми и приближением к языку новославянскому». Схожими были предложения архиепископа Ярославского Иакова (Пятницкого, † 1922): Возвышеннейшее богослужение наше из-за пристрастия к умершему языку превращается в непонятное словоизвержение (...). Сельские пастыри хорошо сознают этот недостаток богослужения, выражают жалобы, но бессильны помочь горю. Мудрено ли, что крестьянин иной предпочитает церковной возвышенной, но непонятной песни неумную, но понятную сектантскую песню (...). Если по многим причинам нельзя говорить о переводе богослужебных книг на русский язык, то необходимо обсудить вопрос об исправлении существующего церковнославянского перевода богослужебных книг с устранением из него всех архаизмов и греческого расположения слов в речениях или же немедленно приступить к новому переводу их на новославянский язык, всем понятный и вразумительный» 35 . Такую же позицию занимали епископы Стефан Могилевский (Архангельский, † 1914) и Иоанн Полтавский (Смирнов, † 1919), которые еще более настойчиво писали о необходимости «нового капитального перевода наших богослужебных книг на новославянский язык (...) с полным приближением его синтаксической конструкции к речи русской», причем главными целями нового перевода должны стать «правильность в содержании и возможная удобопонятность в языке» 36 . Комиссия Архангельской епархии, предложения которой направил в Святейший Синод епископ Иоанникий (Казанский), считала возможными не только синтаксические, но и лексические заимствования из русского языка для большей понятности такого нового славянского перевода 37 . Св. Тихон, епископ Алеутский и Североамериканский (будущий Всероссийский патриарх) также был сторонником нового перевода: Для Русской Церкви важно иметь новый славянский перевод богослужебных книг (теперешний устарел и во многих местах неправильный), чем можно будет предупредить требование иных служить на русском обиходном языке 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010