Но когда я упомянул о Петре, то мне пришел на память и другой Петр, общий наш отец и учитель (т. е. епископ антиохийский Флавиан), который, сделавшись преемником добродетелей того Петра, наследовал и кафедру его. Одно из преимуществ нашего города то, что вначале он имел учителем своим верховного из апостолов. Подлинно надлежало, чтобы город, прежде всей вселенной украсившийся именем христиан, имел пастырем своим первого из апостолов. Но, получив этого учителя, мы не удержали его до конца, а передали царствующему Риму; или — лучше — и мы удержали его до конца, потому что хотя мы не имеем тела Петрова, но имеем веру Петрову, как бы Петра; имея веру Петрову, мы имеем самого Петра. Таким образом, и взирая на подражающего Петру, мы по видимому взираем на самого Петра. И Христос ведь назвал Иоанна Илиею не потому, чтобы Иоанн был действительно Илиею, но потому, что он пришел в духе и силе Илии. Поэтому, как Иоанн назван Илиею, потому, что пришел в духе и силе Илии, так и этот потому, что пришел с исповеданием и верою Петра, по справедливости может быть удостоен и такого названия: сродство по жизни производит общение и в названиях. Будем же все молиться, чтобы он достиг и старости Петровой, потому что апостол и окончил жизнь в старости: « когда же », сказал ему Господь, « состаришься, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь » (Ин. 21:18). Будем же испрашивать и ему долголетней жизни, потому что продолжающаяся старость его делает еще более цветущею нашу духовную юность, которая да сохранится навсегда цветущею молитвами и этого и того Петра, благодатию же и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава со Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА О том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Но об искуплении в смысле православном в них упоминается. Касательно Литургии, уместно привести пример из службы Воздвижения Честного Креста. Во время исполнения второго антифона этой службы публично и во всеуслышание звучат слова: «Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва». В переводе на русский язык, получаем: «Вспомни собрание Твое, которое Ты искони приобрел» с. 151]. Собственно, данные стихи позаимствованы из семьдесят третьего псалма. Этот псалом, как мы знаем, был составлен задолго до Пришествия Христа. Но однако же, этот псалом – пророческий, и заимствованные из него слова, исполняемые на службе Воздвижения Честного Креста, следует соотносить не с каким-либо иным событием, а с празднуемым. Таким образом, здесь под собранием следует понимать Церковь . Как нетрудно видеть, Господь в данном фрагменте антифона назван не «Возродителем и Восстановителем согрешивших людей» (хотя, конечно, это и не отрицается, и имеется в виду), а Приобретателем Церкви. Для того чтобы лучше осознать, что в данном случае подразумевается под словом «приобрел», обратимся к книге «Деяния святых апостолов». Эта книга недвусмысленно свидетельствует: Церковь Господь «приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян. 20:28 ). Прибавим к сказанному известное поучение апостола Павла, из его «Первого послания к коринфянам…». «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою» ( 1Кор. 6, 19 – 20 ). Таким образом, ясно, что в данном антифоне под словом «приобрел» не иное что имеется в виду, а «искупил». Вывод напрашивается сам собою: мнение профессора Петрова сомнительно и его заключение оставляет желать лучшего. Если же рассматривать не только литургийное наследие, но и другие богослужебные тексты, неправота учёного вскроется сильнее. Поясним на примерах. Так, в одном из мест «Молитвы ко Господу Иисусу распятому», Спаситель буквально назван Искупителем, а не «Избавителем» (разумеется, выражение «искупление от власти греха» не противоречит по смыслу выражению «избавление от (власти) греха»).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

О других же апостолах можно судить по лаконичному и выразительному замечанию у Марка 10, 32 : «когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, и они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе». Непосредственно за беседой на пути в Кесарию Филиппову, согласно всем трем синоптикам, следует Преображение, которое есть уже приготовление к Голгофе, в некотором роде предварительный внутренний итог земного пути Спасителя: в ответ на исповедание веры, произнесенное Петром, некоторым из них, (т. е. трем, дается «не вкусить смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в царствии Своем» ( Мф. 16, 28 – Мр. 9, 1 – Лк. 9, 27 ). С горы Преображения, чрез славный вход в Иерусалим, путь лежит на Голгофу. Преображение, вместе с торжественным входом в Иерусалим, было ответом Господа на исповедание веры всех учеников, произнесенное устами Петра, оно явилось предварением грядущей славы Его и, стало быть, предварительным оправданием веры. Но и в своем непосредственном ответе Господь хочет запечатлеть в уме учеников, в этот критический и поворотный для их развития момент, их конечное высокое призвание, еще смутно рисовавшееся им в тумане иудейских национальных мечтаний и человеческих слабостей. Это призвание – быть служителями и основанием Церкви Христовой. Определению этого призвания и служат слова Господа, непосредственно обращенные к Петру, но относящиеся ко всем двенадцати. В этих торжественных словах и видят обычно установление «примата» Петрова. Попытаемся, в связи с предыдущим, понять их значение. IV «И я говорю тебе: ты – Петр (Πτρος) и на сем камне – Петре (πτρα) Я создам Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее. И дам тебе ключи царства небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». ( Мф. 16, 18–19 ). Интересно, что в Евангелии Марка, имеющем наибольшую связь с Петром, эти слова отсутствуют, также как и в Евангелии Луки, Этот текст в римском богословии считается устанавливающим примат юрисдикции, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Об этих страданиях и смерти, а затем и о воскресении Иисус Христос не раз предсказывал апостолам, чтобы заранее приготовить их к этому. Такое предсказание Он и высказывает им в словах: подобает Сыну человеческому и пр. Сыну человеческому, это – Ему Самому (чит. объясн. 10 ст. 2 гл.). И в предсказании о Своих страданиях и смерти Своим ученикам Господь соблюдает постепенность. Теперь Он открывает им только то, что Ему должно пострадать и быть убиту, позднее уже скажет, что Он будет предан язычникам на распятие. Но чтобы облегчить тяжесть этих предсказаний для любящих сердец Своих учеников, каждый раз Господь прибавляет, что в третий день Он воскреснет. Пострадать, быть отвержену (искушену быти) старейшинами, первосвященниками и книжниками, Иисус Христос предвидел, что главными виновниками Его отвержения и смерти будут старейшины, первосвященники и книжники, потому так и говорит. Иудейские старейшины, т. е. старшие в роде, начальники, первосвященники (архиереи и старшие священники) и книжники – ученые люди, богословы, законоучители (о книжниках чит. в объясн. 6 ст. 2 гл.), ненавидели Господа за то, что Он обличал их ложное учение и беззаконную жизнь, и завидовали Ему, потому что народ за учение и чудеса уважал Его более, чем их: это и послужило для них поводом к тому, чтобы осудить Господа. С другой стороны старейшины, первосвященники и книжники составляли так называемый синедрион, – высший суд, который судил и осудил на смерть Иисуса Христа ( Мк.14:53 и др.). Мк.8:32 . И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его начал прекословить Ему. Петр начат претити (начал прекословить) Ему и пр. У еванг. Матфея приведены самые слова прекословия Петрова: сохрани Бог , этого не будет с Тобою, Господи ( Мф.16:22 ). Как ясно ни говорил Господь апостолам о предстоящих Ему страданиях, на сей раз они еще не поняли слов Его: слова сии были для них сокровенны, замечает евангелист Лука, когда при другом случае Господь предсказывал апостолам о Своих страданиях ( Лк.18:31 и дал.). Апостолы так же, как и прочие иудеи, все еще думали, что Иисус Христос сделается царем на земле; поэтому, услышав о том, что Ему в скором времени предстоят страдания и смерть, ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Мы вступили в Петров пост 11.07.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Петров пост Хорошо нам в течение Петрова поста, который в этом году длится целый месяц, постараться прочитать два Соборных Послания апостола Петра и четырнадцать Посланий апостола Павла — кто сколько вместит. Не забывая при этом предупреждения преподобного Исаака Сирина: «Никогда не приступай к чтению Писания, не помолившись, да не раскаешься». Снова должны мы задуматься о том, что жизнь христианина глубока и серьезна, что не так-то легко исполнять заповеди Божии, как может показаться. Начать чаще, чем обычно, ходить в храм, все исполнять по церковным предписаниям. Да, без этого и говорить не о чем, но надо дойти до сути — до того, о чем непрестанно говорят нам в Церкви апостолы Петр и Павел. Победить грех — это все равно что победить смерть. Кто из нас может победить смерть? Это возможно только по мере принятия нами дара победы Христовой. Потому исполнить заповедь Божию — значит стать исповедником Христа, а совершить грех — значит отречься от Христа. В праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла мы услышим за Божественной литургией вопрошание Господа: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» Одни полагают, что Он — Иоанн Креститель, другие ? что Илия или один из пророков. Господь не удивляется таким ответам. Но Он обращается к ученикам, чтобы узнать, что они думают о Нем. Он ждет от них иного ответа, потому что они ? близкие Его, и им дана была возможность узнать Его намного больше, чем всем. Апостол Петр отвечает от имени Двенадцати: «Ты Христос, Сын Бога Живаго». И Господь говорит о блаженстве его исповедания. Но хотя не плоть и кровь открыли это апостолу Петру, но Отец, Сущий на небесах, Господь не удовлетворяется истинностью его ответа. Господу надо ясно показать, что значит это слово «Мессия Христос», и Он раскрывает, какого рода Мессией Он будет. Он говорит о страдании, об отвержении, о предании Его на смерть и о Воскресении. Петр слышит только первую часть того, что говорит Господь и начинает прекословить Ему: «Нет, это невозможно! Это не может быть Твоей участью». «Будь милостив к Себе, Господи, да не будет этого с Тобою». Ответ Господа беспощаден: «Отойди от Меня, сатана! Ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Петр был ближайшим учеником Христовым в течение долгого времени, и не знал по-настоящему Христа.

http://moral.ru/know-truth/

…Он взошел как росток в земле, жаждущей явления Бога, жаждущей правды Божией, как ждет пустыня «дождь ранний и поздний» (Иак.5:7). «Ты обратишься, оживишь нас на третий день!» «В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: «пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил — и Он исцелит нас, поразил — и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его. Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря — явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю» (Ос.6:1-3). Жаждет Его правды земля – Церковь Его, и из Ветхозаветной Церкви прозяб Он, от Девы Матери, Он, Бог, явивший Завет Свой воистину Новый. Се, закон странный, воистину новый… И блаженна поэтому земля эта, благословенна между женами Матерь Его. … На различных изводах Казанской иконы тема Христа-Младенца как побега подчеркивается особенно. Левая рука Его, скрытая гиматием, похожа на нераспустившийся еще лист молодой веточки. Небывалый золотой цвет, который, благодаря искусному ассисту, приобретают ризы Младенца, подчеркивают тему необычности, парадоксальности (ибо слово «парадокс» происходит от греческого слова «преславный») «Таинство странное вижу и преславное – Небо – вертеп, престол Херувимский – Деву…» (Канон на Рождество Христово) «Странное и преславное» — это «ксенон» и «парадоксон». Христос – Странник (вспомним имя Ксении, бездомной странницы града Петрова, ушедшей вслед Христу!), Он Иной – и Он же – Преславный Бог. Слава Божия – это явление Бога в творении. Нигде так не сияла никогда слава Отчая, как в Сыне Мариине. Сын – совечен Отцу, Он рожден «прежде всех веков». И эта тема безначальности (со-безначальности) подчеркивается скрытием длани в ризах – ибо «начало человеку – рука его» (3 Ездр.6 :10). Собезначальное Слово Отцу и Духови, от Девы рождшееся на спасение наше, воспоим, вернии, и поклонимся; яко благоволи плотию взыти на Крест, и смерть претерпети, и воскресити умершия славным Воскресением Своим ( Тропарь воскресный, гл.5).

http://pravmir.ru/kazanskaya-ikona-bogom...

Он уже вопрошает Господа об Иоанне: «сей же что». Видеть в этом вопросе какое бы то ни было подтверждение примата и вытекающего из него пастырского попечения Петрова об Иоанне потому уже не приходится, что Господь прямо отклоняет такое понимание вопроса, как ложное притязание. Он не только оставляет его без прямого ответа, но и еще прямо подтверждает его несоответственность: «что тебе (до того), Ты иди за Мной». (21:22). Таким образом возлюбленный ученик поставляется здесь во всяком случае не ниже Петра, и если не выше, то уже по крайней мере ему равным. 47 Самая же личность Иоанна облекается здесь особой торжественностью и значительностью, как будто даже в прямом противоположении трижды отрекавшемуся Петру: «Петр же обратившись видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус, и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: «Господи! кто предаст Тебя; его увидев, Петр говорит Иисусу...» (21:20). Это дорогое воспоминание снова звучит еще раз в конце Евангелия, явно во свидетельство того, кто же именно был тот, о котором вопрошает Петр, как будто не сознавая всей неуместности самого вопроса, как будто бы с некоторым даже притязанием на первенство над ним. А может быть, здесь проявилась и почти бессознательная ревность, невольное, но и всегда напрашивающееся сопоставление двух приматов: иерархического и пророческого. Ответ же Иисуса является и вдвойне таинственным. Во-первых, он неожиданен по содержанию: ведь Петр не спрашивал Господа, умрет ли Иоанн, такой вопрос был бы даже непонятен и странен в его устах. Самое большее, о чем Петр мог бы здесь думать и спрашивать, есть лишь о взаимоотношении, в каком он станет к Иоанну теперь, после своего прощения и восстановления в апостольстве или даже первоапостольстве. И ответ получается вполне определенный: ни в каком. Тебя это не касается. «Что тебе?» Во-вторых, и самое содержание слов Христа о смерти Иоанновой таинственно, поскольку оно двойственно и непонятно. Из него нельзя с бесспорностью утверждать ни того, ни другого, или же, быть может, оно содержит в себе какое-то соединение того и другого: не сказано, что Иоанн не умрет, как и не сказано, что он умрет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

От настоящего достоверным делается и будущее. Назвавший отца Петрова, конечно, провидел и будущее. Предречение соединено здесь и с похвалою; но это не было лестью, а предсказанием будущего, что видно из следующего. Припомни, с каким сильным обличением Он в беседе с самарянкою дает видеть ей свое прозрение. " У тебя было пять мужей " , говорит Он, " и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе " (Иоан. 4:18). Так и Отец Его, восставая против почитания идолов, много говорит о пророчествовании. " Пусть же выступят и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе " (Да возвестят вам, что имать на вас приити.). И в другом месте: " Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас " (восвестих и спасох, и не бе в вас чужд) (Ис. 47:13; 43:12). И это ставит на вид во всем пророчестве. Пророчество есть по преимуществу дело Божие, которому демоны даже подражать не могут, сколько бы ни усиливались. В чудесах еще может быть и некоторое обольщение; но предсказывать будущее с точностью свойственно только одному вечному существу. Если же когда-либо и демоны это делали, то только для обольщения неразумных; потому и провещание их всегда легко изобличить во лжи. Между тем Петр ничего не отвечает на слова Христовы, - потому что еще ничего ясно не понимал, а только поучался. Притом же и самое предсказание было еще не вполне изречено. Христос не сказал: Я тебя переименую Петром, и на этом камне создам Церковь мою, а сказал только: " ты наречешься Кифа, что значит: камень Петр " . То переименование означало бы высшее достоинство и большую власть. Но Христос не вдруг и не с самого начала выказал Свою власть, а до времени более смиренно беседовал. Когда же Он дал полное доказательство Своего божества, то уже с большею властью говорит тоже: " блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах " . И в другом месте: " Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою " (Матф. 16:17,18). Так Христос наименовал Симона, а Иакова и брата его – сынами грома.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

от тебя плода» с тем, что столько уверовало. Повторю сказанное: если Он высказался против иудеев и синагоги, что более она не принесет плода, а плоды синагоги – церкви, то нужно было после этого решения, чтобы никто из иудеев не уверовал; а что много уверовало, слушай из Писания. Одна Петрова речь к народу уловила три тысячи, другое его наставление – четыре тысячи, и было душ семь тысяч ( Деян. 2:41, 4:4 ). А в иных местах, когда слово преуспевало, множество иудеев покорилось вере. Если в конце слово настолько распространилось между иудеями, что апостолы говорят Павлу: «видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев» ( Деян. 21:20 ), если есть мириады уверовавших иудеев, если мириады уверовали, то как с этим согласуется решение: «да не будет же впредь от тебя плода вовек»? После этого решения были мириады плодов. Но в этом деле есть своя последовательность. Избегай натянутых инотолкований; бывает, когда само Писание позволяет прямо видеть; бывает, когда оно учит под образом. Когда предлагается то, что можно только видеть или рассказать, то не домогайся недостижимого, но пользуйся последовательностью в том, что слышишь. Крест был; страдание имело явиться. Чтобы они не приписали домостроительство слабости, Он выказывает силу над бездушной (смоковницей), и сохраняет долготерпение для тех, которые будут иметь надежду спасения. Спаситель знал, что крест – спасение людей, и подъятие Его на древо уловит всю вселенную. Поэтому, говорит: «аще аз вознесен буду», т. е., - " если буду распят на кресте», – «всех привлеку к Себе» ( Иоан. 12:32 ). Будь внимателен, прошу. «Вознесен буду» – что такое? Если Он сам не объяснит этого изречения, то я не могу установить смысл. Спаситель говорить Никодиму: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:14–15 ). Что же значит эта загадка? В пустыне некогда иудейский народ роптал за манну и, поправ эту с неба данную пищу, пожелал трапезы египетской, и говорил: «мы вспомнили котлы с мясом, которое ели в Египте» ( Исх. 16:3 ); и были предпочтены египетские котлы небесной манне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Павел учит: «Я писал вам не сообщаться с теми, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницей, или хищником; с таким даже и не есть вместе... Итак, извергните развращенного из среды вас» ( 1Кор. 5:11–13 ). «О если бы были удалены возмущающее вас!» ( Гал. 5:12 ), говорит Ап. Павел, а вы грешников не удаляете из Церкви. 4) Это не верно. Церковь в неделю Православия торжественно отлучает от себя всех еретиков, она же и в другое время отлучает тяжких грешников, подвергает и эпитимии, но только в крайних, исключительных случаях, пользуясь этим сильным средством осторожно, с мудрой осмотрительностью, чтобы не оттолкнуть от себя навсегда грешника, еще могущего прийти к познанию истины и раскаянию в своих грехах. Так, например, наша церковь еще недавно всенародно отлучила от себя знаменитого писателя и, к несчастью, еретика, – графа Льва Толстого, недавно же отлучила бывшего профессора академии, архимандрита Михаила, священ. Громова, Г. Петрова и др. непокорных сынов своих, открыто восставших против Христа и Его Церкви. Но это, говорим, она делает в редких, исключительных случаях, помня, что Сам Бог «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но, чтобы все пришли к покаянию» ( 2Пет. 3:9 ). И во времена Спасителя были люди, которые, подобно нашим сектантам, укоряли Его учеников за то, что они «едят и пьют с мытарями и грешниками», и даже Самого Христа обвиняли в том, что он «друг мытарям и грешникам»; но Христос говорил им: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» ( Лук. 5; 30–32 и 7; 34–47). У Коринфян было много грешников: были постоянно ведущие тяжбы со своими братьями, были обижающие и отнимающие чужое добро ( 1Кор. 6:1–8 ), были даже неверующие в воскресение мертвых ( 1Кор. 15:12 ); однако Апостол не отлучил всех их от Церкви, а отлучил одного лишь кровосмесника. 5) Мы отлучились от Церкви, наконец, потому, что в ней учение не евангельское, напр., об иконах, о кресте и о крестном знамении и о другом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010