Для Русского Слова священник Петров – самый подходящий сотрудник, а для фельетонов Петрова Русское Слово – приличная газета. Пишет он много, пишет как будто с увлечением; но при чтении его статей невольно вспоминаются слова, обращённые к герою лжи в комедии Грибоедова Горе от ума: «ври, да знай же меру». Ведь этот герой тоже говорил с увлечением, быть может, сам веря своей лжи. Ложь бывает и красноречивая, и такая особенно опасна и вредна. Истина освобождает; но ведь Христос говорит о свободе нравственной, внутренней, духовной, а отнюдь не о свободе политической, или гражданской. Это Он прямо разъяснил. На Его слова иудеям, что истина сделает их свободными, если они познают истину, они возразили: Мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий делающий грех, есть раб греха ( Ин.8:32–34 ). Истина освобождает от рабства греху, а не от рабства политического, или гражданского. Ни в этом месте, ни вообще когда бы то ни было, ни Христос, ни апостолы ничего не говорили о политической, и гражданской свободе, о политическом и гражданском рабстве. А свящ. Петров применяет, совершенно произвольно, слова Христа к гражданским свободам, которые он тут же и перечисляет. О чем Христос и апостолы учили постоянно – о раскаянии во грехах, о молитве, о вере в Бога, о добродетели, о любви к Богу и к людям, о прощении обид и т. п., – об этом свящ. Петров ничего не говорит; а о чем они совсем не говорили, о политической и гражданской свободе, об экономическом состоянии народа, об отношении народа к правительству и т. п. Об этом он пишет в газетах, говорит в собраниях, ссылаясь, притом, на Евангелие. Скажут: теперь такое время; все ждут ответов на вопросы, выдвинутые самой жизнью, вопросы касательно государственного устройства и экономического состояния народа. Можно ли и должно ли молчать тем, кто имеет дар и обязан говорить и писать. Это справедливо. И мы ничего бы не сказали против того, если бы свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

– «Должно идти в Иерусалим»: это не значит, что Он до сих пор не бывал в Иерусалиме: по повествованию евангелиста Иоанна Он уже не один раз до того времени был там; здесь Он говорит пророчески о путешествии в Иерусалим на последнюю пасху, когда Он претерпел страдания и смерть. – «Пострадать от старейшин и первосвященников и книжников»: из которых состоял Синедрион (см. прим. к Мф.2:4,5,7 ), осудивший Христа. – «И в третий день воскреснуть»: судя по тому, что ученики, когда уже гораздо после Господь говорил им то же самое, не понимали слов Его ( Лк.18:34 ), также потому что они долго не верили воскресению Господа, когда уже совершилось оно и когда получены были о сем достоверные известия ( Лк.24:11 и парал.), наконец по тому, что о Петре и Иоанне в Евангелии от Иоанна прямо замечено, что они не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть ( Ин.20:9 ), надобно полагать, что хотя Господь со времени исповедания Петрова стал говорить яснее о своих страданиях и воскресении, но все еще прикровенно выражался, в особенности о воскресении, что ученики не вполне понимали речь Его о воскресении Его Самого, хотя, конечно, понимали, что такое воскресение, ибо видели опыты воскрешения Господом мертвых. Что собственно приводило их в недоумение в этом случае, не довольно ясно. «Они все еще оставались в некотором мраке, не зная, что должно Ему воскреснуть. Посему-то Он и останавливается на сем трудном для них предмете, распространяет Свое слово, дабы отверзть их разум и дать им уразуметь, что значат слова Его. Но не все еще понимали, все еще сокровенно было от них сие слово... Они не знали, что такое значит воскреснуть, и считали важнейшим никогда не умирать» (Злат.). Мф.16:22 . И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! «Отозвав»: греческое слово некоторые переводят – взяв за руку или обняв Его рукою, как друга, но несправедливо; слово это значит отвести, отозвать в сторону от других (ср. Мф.17:1 ). – «Начал прекословить»: глубоко преданный своему Учителю и Господу, пламенный и решительный, только что исповедавший Его Мессиею, Сыном Божиим, Петр, услышав о близости страданий и кончины Его, не может вынести этой мысли о страданиях и смерти Его и начинает прекословить Тому, Кого сейчас только исповедал Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Дух сказал ему: разумеется Дух Святой, так как далее говориться, что Он послал к Петру посланных Корнилием (ст. 20). – Нимало не сомневаясь: Петр должен был узнать от посланных, что они – язычники и язычник зовет его к себе, и мог придти в новое недоумение – последовать ли сему приглашению, так как иудею возбранено сообщаться или сближаться с язычником (ст. 28). Для этого и дается Петру новое откровение Духа, чтобы он, не сомневаясь следовал приглашению, и для большей уверительности Дух прямо сообщает ему, что Он послал их. Состояние экстаза Петрова и видение есть особенное действие Святого Духа ( 2Пет.1:21 ), потому и говорится, что сей же самый Дух послал посланных от Корнилия. За каким делом вы пришли: Дух Св., повелевая Петру без всякого самомнения идти с посланными за ним, не открыл однако же, зачем они посланы к нему, и вот апостол, объявив им о себе, прямо обращается к ним с вопросом, зачем они пришли. – Муж добродетельный: собственно – праведный или правдивый (см. прим. к Мф.1:19 ) и добрый, – черта, хорошо характеризующая Корнилия как начальника в отношении к подчиненным и особенно уместная в устах посланных Корнилием, как подчиненных ему. – Боящийся Бога: см. ст. 2. – Одобряемый всем народом иудейским: за его милостыни народу (ст. 2); это была особенно приличная случаю рекомендация Корнилия, к которому звали Петра. – Послушать речей твоих: так как Корнилию было открыто, что верой в проповедь Петра спасется он со всем домом (ст. 6). Путешествие Петра к Корнилию, проповедь его к собравшимся в доме Корнилия, сошествие на них Духа Святого и крещение (23–48) 23. Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним. 24. В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей. 25. Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, падши к ногам его. 26. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек. На другой день: Петр не тотчас отправился, конечно потому, что посланные, пройдя немалое расстояние, нуждались в отдыхе и укреплении сил для обратного путешествия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Духа). Этим семи асийским церквам, а чрез них и всей церкви bceлehckoй, urbi et orbi, посылает Иоанн свое апостольское благословение: «благодать вам и мир от Того, Который есть, был и грядет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его, и от Иисуса Христа» (1, 4–5). Иоанну открываются судьбы церкви, – не поместных только восточных церквей по отношению к которым он является неоспоримым главой и первостоятелем, 31 но и всей вселенской церкви на все времена до самого второго пришествия Христова и до нового неба и новой земли и схождения небесного Иерусалима. Избрание для этого Откровения само по себе, даже если бы оно и не относилось к возлюбленному ученику Христову, есть уже возведение в пророчественное первоапостольство. Здесь же оно увенчивает первоапостольство, приобретенное еще в земные дни Спасителя. 32 Ведь, предположим на одну минуту, что Откровение дано было бы не Иоанну, но Петру: какое потрясающее свидетельство в пользу примата Петрова в этом было бы усмотрено! Тому, кому вверена забота о всей церкви и управление ею, вверяется и ведение будущих ее судеб. Но, ведь подобное же заключение напрашивается и в отношении Иоанна, первоапостольство которого, несомненно, свидетельствуется и данным ему Откровением. Не надо преувеличивать: значение его можно и должно понимать лишь в свете того, что мы уже знаем из Евангелия о нем (как это следовало бы и относительно Петра). Факт Откровения сам по себе не установляет первоапостольства, но и он свидетельствует о нем и должен быть понят в связи с ним, как его раскрытие и подтверждение. И обратно, отсутствие откровения у первоапостола Петра свидетельствует, что примат Петров, имея первосвященство, не включает пророчества и, следовательно, внутренне им ограничивается. И уже, во всяком случае, видеть в нем полноту всех служений, не только первосвященнического, но и царского и пророчественного, как принято в католическом богословии, нет основания, 33 ибо находится в противоречии с фактом одного только Иоаннова Апокалипсиса. Вместе с тем выясняется еще и другое различие между двумя образами первоапостольства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

е. сущность Кесарийского исповедания Петрова), как не от Самого же Христа? 18 А) Призвание Иоанна и Петра. Первый раз присутствие Иоанна (прямо неназванного) отмечается в рассказе о призвании апостолов, который, как известно, у Иоанна значительно отличается от синоптиков: согласно последним, призвание совершается при море, во время рыбного промысла, здесь же ему, очевидно, предшествует личное призвание отдельных учеников. Верный своему правилу, Иоанн, предполагая уже известным рассказ синоптиков, восполняет его интимными событиями, общему призванию предшествовавшими, но ему, как и многие другие, известными. И оказывается, что первыми последовали Христу Иоанн и Андрей, который затем привел Петра (чем и дается ответ на вопрос о двоице: как и в каком порядке были» призваны Петр и Иоанн?). «На другой день опять стоял Иоанн (Креститель) и двое из учеников его. И увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви! (что значит: «учитель»!), где живешь? (μνεις – пребываешь, имеешь остановку, «адрес»)? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет. И пробыли y Него день тот. Было около десятого часа (характерный для евангелиста прием обозначать свое личное присутствие: не называя себя прямо, он дает какую-нибудь черту, изобличающую очевидца). Один из двух, слышавших от Иоанна (о Иисусе) и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорить ему: мы нашли Мессию, что значит «Христос». И привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: «камень» (Петр).» (Ио. 1, 36–42). В этом рассказе обращает на себя внимание, прежде всего, то обстоятельство, что первыми, последовавшими за Иисусом и назвавшими Его равви, были ученики Иоанновы, Иоанн и Андрей, слышавшие слово своего учителя о Нем (Ио. 1, 26–36). При этом они пробыли целый день у Учителя, услаждаясь словесами Его, и с этого времени для Иоанна началась его близость к Господу. Итак, по последованию Христу он первый вместе с первозванным Андреем. Последний, однако, тотчас приводит «Симона-Петра», т. е. известное всем лицо, то самое, о котором так много написано в прежних Евангелиях, и пророчественные слова ему («взглянув на него») неизбежно заставляют вспоминать о пути в Кесарию Филиппову и явно находятся в молчаливом с ними соотношении. Скрытый смысл этого рассказа такой: да, так был призван Петр, глава апостолов, и сразу же был предопределен в своем особом служении Христу, однако, еще ранее его уже провел день у Учителя, вместе с Андреем, будущий возлюбленный ученик.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

– «Живаго»: истинного Бога, в противоположность божествам языческим, ложным, мертвым, не истинным. Он один – источник жизни всех существ во времени и в вечности. Мф.16:17 . Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; «Симон, сын Ионин»: ср. Ин.1:42,21:16–17 . «Поскольку ты проповедал Отца Моего, то и Я именую родившего тебя, и как бы так говорит: как ты сын Ионин, так и Я сын Моего Отца. Иначе излишне было бы говорить: сын Ионин; но когда Петр назвал Его Сыном Божиим, тогда Иисус Христос, дабы показать, что Он также есть Сын Божий, как Петр – сын Ионин, т.е. одной сущности с родившим, присовокупил» и пр. (Злат., ср. Феофил.). – «Не плоть и кровь открыли тебе»: выражение – плоть и кровь – означает иногда человека, и притом со стороны его несовершенств, в противоположность совершеннейшему Богу ( Гал.1:16 ). Посему выражение это значит: не какой-либо человек открыл тебе это; исповедание твое заимствовано не от кого-либо из людей, но открыто Отцом небесным. «Конечно, если бы Петр исповедал Его сыном не в собственном смысле и не от самого Отца рожденным, то это не было бы делом откровения. Если бы он почел Его сыном, подобным многим, то его слова не заслуживали бы блаженства... За что же Петр называется блаженным? За то, что он исповедывал Его истинным Сыном. По сей-то причине Иисус Христос других не назвал блаженными, но, говоря с Петром, показал, Кто и открыл ему... дабы ты разумел, что Петр только произносил, а научал его Отец, и дабы ты верил, что слова сии не суть человеческое мнение, но божественное учение» (Злат.). Мф.16:18 . и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; «Ты Петр»: Петр с греческого значит камень, скала, – то же, что сирохалдейское – Кифа. Господь дал имя это Симону еще ранее, при первой встрече с ним, только взглянув на него ( Ин.1:42 ), по божественному всеведению указав на твердость его характера и веры. Теперь Господь, по случаю исповедания Петрова, как бы свидетельствует, что он действительно оправдывает на себе имя, данное ему прежде, что он по твердости веры и характера действительно – Петр – камень, скала твердая.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

«Замечательно дерзновение апостола Петра. Ободрившись словами Господа, он просит позволения идти к Нему по воде, как бы забыв на время различие между собою – человеком – и между Богочеловеком. Господь, впрочем, не отвергает дерзновения и говорит: иди. И дивное чудо! Всемогущее повеление поддерживает Петра, идущего по воде: он идет по воде, дивясь сам себе. Но ненадолго стало дерзновения Петрова: видя сильный ветер, он испугался, начал утопать и закричал: Господи, спаси меня! Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? ( Мф. 14:30–31 .) Не дивитесь маловерию Петра: в то время он не был еще обновлен животворным огненосным дыханием Духа Святого и потому выказывал человеческие немощи. Зато, по Сошествии Святого Духа, святой Петр был выше всяких сомнений и имел веру Божию, которою воскрешал мертвых. А мы сами о своей вере позаботимся. Петр только начал утопать, и тотчас воззвал о спасении: «Господи, спаси меня!» А многие из нас совсем тонут во грехах, ко Спасителю не притекают и не говорят: «Господи, спаси меня». А как близок ко всем нам Спаситель-то: только воззри ты к Нему, брат, сердечными очами с верою, упованием, что вот Он тут именно пред тобою, и Он спасет тебя, если только действительно хочешь спасения, – спасет, непременно спасет; сам увидишь, как спасет, увидишь, разумеется, сердечными очами. Вот поучись же, брат или сестра, у апостола Петра, с такою же, как он, верою и упованием взывать к Спасителю в бедах, скорбях, во грехах: «Господи, спаси меня», – и непременно спасешься. На то ведь и Спаситель, чтобы спасать нас, грешных. А как спасет тебя, тогда и ты скажешь: «Да, истинно Ты Сын Божий», и поклонишься Ему с любовью. Аминь» 212]. Мф.14:35 . «Жители того места, узнав Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных,» Мф.14:36 . «и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись.» " Те, которые прикасались к одежде Спасителя, исцелялись (Ср.: Мф. 14:36 ). Почему употребляющие святую воду с верою исцеляются? – Крест, погружаемый в воду с молитвою веры, есть как бы Сам Господь Животворящий. Как одежды Спасителя проникнуты были Его жизнию, так вода, в которую погружается Животворящий Крест, сама проникается жизнию – от того она и целительна» 86].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

И вот первое, что надо приложить к себе, это – молитва . Господь, по человечеству, часто молился в уединении, в ночное время. Молиться должно непременно и нам, во всякое время. «Бдите и молитеся, да не внидете в напасть» ( Мф.26:41 ), говорит Господь. Грехов у нас много; нужд душевных и телесных много; искушений много; потому и молиться надо непрестанно, конечно, внутренне наибольше. А в праздничные дни – открыто, в храме. Далее – назидательно и утешительно в этом Евангелии то, что Иисус Христос, видя бедственное плавание учеников Своих, коих лодку среди моря били сильно волны, – пошел к ним на помощь, и как Творец и Господь моря пошел по хребту морскому, как по суше. Видя человека, идущего по морю, что казалось им невозможным, они сочли Его за призрак, и от страха вскричали. Но Господь, шедший к ним на помощь, успокоил их и сказал, что это Он и что им бояться нечего. И на нас, братья, плавающих в житейском море, устремляются часто противные ветры искушений и разных страстей, – и мы, подобно апостолам, часто бедствуем. Не забудем же в часы искушений и бед, что Спаситель близ ( Флп.4:5 ) нас и готов спасти нас, только бы мы с верой и искренним раскаянием во грехах воззвали к Нему о спасении. Нас часто пугают призраки, которые представляет нам лукавый; нас смущают козни лукавого супостата. Но от всего сердца воззовем ко Господу: и все призраки рассеются; и противные ветры утихнут. Так всегда бывает с верующими, так и будет. Замечательно дерзновение апостола Петра. Ободрившись словами Господа, он просит позволения идти к Нему по воде, как бы забыв на время различие между собой – человеком – и между Богочеловеком. Господь, впрочем, не отвергает дерзновения и говорит: иди. И дивное чудо! Всемогущее повеление поддерживает Петра, идущего по воде: он идет по воде, дивясь сам себе. Но не надолго стало дерзновения Петрова: видя сильный ветер, он испугался, и, начав утопать, закричал: Господи, спаси меня! Иисус тотчас простер руку, поддержал его, и говорит ему: маловерный! Зачем ты усомнился? Не дивитесь маловерию Петра: в тο время он не был еще обновлен животворным, огненосным дыханием Духа Святого и потому выказывал человеческие немощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю... (14, 13) Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю (14, 14); ... чего ни пожелаете, просите, и будет вам (15, 7); ... дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам (15, 16); ... о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам (16, 17); ... о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам (16, 23); ... просите, и получите... (16, 24) Не говоря уже о таких бросающихся в глаза эпизодах, как насыщение пяти тысяч пятью хлебами , хождение Иисуса по водам. При этом перед нами не перекличка в духе Синоптических Евангелий, а подчас совершенно иной, типично Иоаннов «угол зрения» (см. ниже). Достоин внимания и тот факт, что при значительной разнице содержательного материала все Евангелия, в том числе и Ин., придерживаются одной композиционной схемы-идеи, что и заставило говорить о Евангелии как о жанре (см. § 24). Например, непременным компонентом Евангелия в любом варианте является история призвания учеников, хотя описана она и несколько различно. Так, много общего в том, как были призваны рыбаки — братья Петр и Андрей, хотя в Ин. ничего не говорится о другой паре братьев: самого Иоанна и Иакова (ср. Мф. 4, 18-22; Мк. 1, 16-20; Лк. 5, 1-11 и Ин. 1, 35-42). Правда, о сети, переполненной рыбами, Синоптическое предание упоминает уже в связи с историей призвания (см. Лк. 5, 6-7), а в Ин. — в самом конце, по Воскресении (Ин. 21, 11). С другой стороны, в Ин. речь идет о призвании Филиппа и Нафанаила (Ин. 1, 43-51), а в Синоптических Евангелиях — о призвании Матфея (Мф. 9, 9 и пар.). Опять-таки в несколько ином контексте оказываются знаменитые слова призвания, обращенные Иисусом к Симону — не в середине общественного служения, как в Синоптическом Мф. (см. 16, 18), а в самом начале: Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр) (Ин. 1, 42). Обратим внимание, что здесь приводится еврейская форма («Кифа») с переводом на греческий, тогда как в Мф. — сразу по-гречески. Что же касается Петрова исповедания «Ты Христос, Сын Бога Живаго», в ответ на которое Иисус и произносит приведенные слова, то это только в Мф.! В Ин. же исповедание Иисуса Христом звучит сначала из уст брата Петрова — Андрея, причем опять по-еврейски, с пояснениеем евангелиста по-гречески:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

И когда они развели огонь (ψντων δ πυρ), посреди двора, и сели вместе; и вошедши внутрь двора, Петр между ними; и (то) сидел (ην συγκαθμενος) со служителями, (то) стоял с ними Петр (ν δ μετ’ ατων Πτρος στως) и грелся (κα θερμαινμενος) у огня, – чтоб видеть, чем это кончится (δειν τ τλος). в. Событие отречения Петрова. И когда Петр был [Петр же сидел вне собрания] на дворе, внизу, – подходит (ρχεται) и подошла к нему одна (μια) служанка, из служанок первосвященника; увидев [же] его, Петра, служанка одна (τις), сидящего у огня, греющегося, – посмотрела на него (μβλψασα ατψ), и всмотревшись в него (τενσασα ατψ), говорит: и ты с Назарянином Иисусом был, – [говоря:] и ты был с Иисусом Галилеянином, – сказала: и этот с Ним был. Но он отрекся от Него пред всеми, сказав (λγων): женщина! я не знаю Его, – я не знаю и не понимаю, говоришь И вышел оттуда (ξω) на передний двор; и петух запел. 3. Вопрос Господу о учении, и ударение Его в ланиту. а. Вопрос о учении, и ответ. Первосвященник же спросил Иисуса о учениках Его и об учении Его. Иисус ответствовал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, куда все Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил. б. Ударение в ланиту, и обличение неправды бьющего. Когда Он сказал сие; один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так-то Ты отвечаешь первосвященнику? Иисус ответствовал: если Я сказал худо, докажи, что это худо; а если хорошо, за что ты бьешь Меня? 4. Лжесвидетельство. а. Напрасное искание свидетельств. Первосвященники же и старейшины, и синедрион весь – и весь синедрион (верховное судилище) искали на Иисуса свидетельства – лжесвидетельства [на Иисуса], чтобы предать Его смерти (Мф. πω θανατσιν ατον, Мк. ες τ θανατσαι ατν); И не находили (οχ ερισκον) и не нашли (οχ ερον); и хотя много являлось (προσελθντων) лжесвидетелей, не нашли. Ибо многие лжесвидетельствовали на Него; но свидетельства не были достаточны.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010