– Алые паруса для них слишком реальны, ведь они из реальной материи… А их больше волнуют сегодня, как я поняла, виртуальные, а не реальные… паруса, выплывающие к ним прямо из книги. – Как из книги вообще могут выплыть паруса, что-то я не пойму? – В глазах женщины застыл испуг. – Они Вас заразили своими идеями, я же Вам говорила, что жизнь их в бреду. Что случилось с моими любимыми внуками? Я всегда была против всех заграниц. – Заграницы-то здесь ни при чем. Просто наши феерии для них рутинны. Их волнуют теперь паруса, мчащиеся не к берегу, а к горизонту, ну а если вернее, за горизонт нашего понимания жизни. Мы создали их, но ОНИ – это не МЫ, хотя созданы были по образу нашему и подобию, точно так же как люди по образу и подобию Бога. Но люди оказались бесцветной копией с джентльменским набором изъянов. А ОНИ превзошли даже оригинал. И теперь невозможно понять, что первично здесь и что вторично. И хотя ОНИ еще стоят в настоящем, интеллект их уже давно в будущем. Но МЫ… Мы… продолжаем оценивать его еще с позиции нашего времени, несмотря на то что это все «статистически недостоверно». И пусть даже сегодня не все современные дети могут жить как Николи, Алексы и Агнессы, завтра быстро сотрутся различия, чтоб настало потом послезавтра. А пока… английские нейрофизиологи разработали технологию чтения мыслей, помогающую узнать планы человека на будущее. И возможно, что эти планы на будущее современных детей и будут способствовать нашему взаимопониманию с ними благодаря основным классическим человеческим качествам, приправленным эмоциями и чувствами, наиболее современно описанными еще в Библии и в эпоху Античности за множество лет до нашей эры, не претерпевших существенных изменений за века, несмотря на самые глобальные катаклизмы. И вряд ли даже в самых сказочно-виртуальных условиях прогресса переведутся Каины и Авели, Лоты и Нои, Нарциссы и нимфы Эхо, Дедалы и Икары, а главное – постоянно страдающие за свое желание помочь людям Прометеи. Но даже жертвенные Прометеи сегодня способны быть геймерами или гаджетоманами, «болеть» телеманией или же плеерозависимостью и начинать свой жизненный путь «из пробирки»…

http://azbyka.ru/deti/ultrasovremennyj-r...

Осколки натовского снаряда раздробили маленькое окошко над ванной, разорвали белые занавески и искромсали всю плитку, а один из них попал прямо в голову девочке. Отец влетел в ванную - Милица лежала без сознания в луже крови. Подхватив ее на руки, Жарко сбежал вниз по лестнице и повез дочку в ближайшую больницу... Утром маленькое сердце Милицы Ракич перестало биться. Ей было три года, три месяца и восемь дней. Милица была очень веселой, как многие дети, любила цветы и яркие краски. Накануне она нарисовала картинку - большие желтые и красные тюльпаны. И когда ее хоронили, то сверху на маленький белый гробик положили краски, тетрадку брата Алексы, которую она всю разукрасила, и любимую игрушку - белую кошечку. И еще теплое шелковое одеяльце, с которым девочка тоже никогда не расставалась. " Никто не может вернуть мне моего ребенка, но я хочу - хотя знаю, что это будет трудно, - чтобы те, кто виновен в этом преступлении, прямо или косвенно, были наказаны. Все равно когда " . Так заявил на суде Жарко Ракич. Милица и Анжела О возможной канонизации Милицы написали центральные белградские газеты, и журналисты зачастили в гости к Ракичам. Но в этом доме время, кажется, не лечит раны. - Это все я виноват, - в который раз повторяет постаревший Жарко, которому нет еще и пятидесяти. - Если бы не ушел, ничего бы не произошло... 11 апреля 2000 года, за шесть дней до первой годовщины трагедии, в семье Ракич родилась девочка, которой дали символическое имя - Анжела. Она очень похожа на свою сестренку. На фотографии не различить, где Милица, а где Анжела. Та же ангельская улыбка и большие глаза, тот же румянец на щеках и та же нарядная одежда в цветочках... Сосед-художник нарисовал и подарил Ракичам картину, на которой Алекса, Анжела и Милица изображены радостными, смеющимися. Над кроваткой Анжелы - изображение " Белого ангела " , символа и покровителя Сербии. Жизнь продолжается, девочка подрастает. Хотя родители еще не знают, когда утихнет в душе постоянная боль из-за Милицы, приглушающая радость от нового распускающегося цветка жизни...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Саня, мама трехлетнего Алексы Кто в вашем доме хозяин? Возможно, это не самое подходящее слово для определения ролей в вашей семье. Но именно оно порой лучше всего отражает реальную ситуацию и расклад сил. Ребенок, от горшка два вершка, командует своими родителями, как пешками, все решает за них, хотя это они, а вовсе не он, встают рано утром, готовят завтрак, ходят на работу, отводят его в садик и всячески заботятся о своем чаде. Кто не знаком с такой ситуацией, тому она может показаться смешной или выдуманной. Родители же, которые ежедневно страдают от своих маленьких домашних тиранов, отлично знают, насколько это изматывает. Они пребывают в постоянном напряжении от страха, что любая мелочь может вызвать у ребенка взрыв негодования и непредсказуемое поведение. Они знают, что в большинстве случаев последнее слово останется за ребенком, сколько бы ни вразумляли ребенка, сколько бы ни злились на него, сколько бы ни ругались и сколько бы ни шлепали. Неважно, какая именно проблема стала камнем преткновения в семье – будь то время отхода ко сну, сладкое перед едой, отказ убирать игрушки, застилать постель, возвращаться с гулянья в определенное время, – родители, которые находятся в подобной ситуации, часто оставляют всякие попытки настоять на своем и приучить детей к порядку. Ощущая бессилие и беспомощность, они задаются вопросом, а есть ли вообще смысл пытаться что-то изменить, и нередко свое бездействие оправдывают внешними обстоятельствами: у ребенка просто такой темперамент, так на него влияет школа, его избаловали бабушка с дедушкой, он попал в дурную компанию, так сказался экономический кризис и т. д. Нужно признать один очень существенный факт: если в вашей семье бразды правления оказались в руках ребенка, то только потому, что вы сами их добровольно ему передали. Однако вы можете забрать назад то, что отдали, и этим не только облегчите себе жизнь и вернете радость, но и сделаете доброе дело своему ребенку. Расклад сил в семье Представьте себе такую картину: ваша прабабушка гоняется по двору за вашим трехлетним дедушкой с ложечкой в руке: «Стой, мы так не договаривались! Сначала надо покушать, а потом будешь играть… Слушай маму! Давай, ложечку за песика, ложечку за котика. Мы так не договаривались!»

http://azbyka.ru/deti/kto-v-dome-hozyain...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОМ муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Расположен на острове на Скадарском оз. близ с. Голубовци (Черногория). К. был основан как задужбина черногорских правителей Джурдже и Алексы (Леши) Черноевичей (нач. XV в.). Однонефный храм (длина 7,12 м, ширина 4,57 м, высота свода 3,9 м) из известкового туфа был возведен в 1415-1427 гг. Позже к храму были пристроены 2 придела, а вокруг возведена каменная стена. В К. находилась кафедра Зетской митрополии, перенесенная из разрушенного в 1453 г. мон-ря св. Михаила на Превлаке. После захвата турками столицы владений Черноевичей г. Жабляк (1478) земли К., согласно грамоте правителя Ивана Черноевича об основании Цетинского мон-ря, были переданы ц. Пресв. Богородицы в Цетине. В сер. XIX в., в день Успения Пресв. Богородицы, в К. проходили народные Соборы. В февр. 1831 г. в К., чтобы подчеркнуть преемственность Рашско-Призренской митрополии от Зетской, был возведен в сан архимандрита иером. Петр (Петрович Негош; впосл. митрополит Черногорский) (см. Петр II ). Во 2-й пол. XIX в. К. владел виноградниками, пашнями и земельными участками. В храме частично сохранилось 2 слоя росписи. Композиция «Пресв. Богородица с Христом» (ок. 1470) находится в апсиде северного придела. В 80-х гг. XVI в. храм расписали мастера, работавшие в 1566-1567 гг. в монастыре Брезовица под Плавом (Черногория), в 70-х гг. XVI в. в ц. вмч. Георгия Победоносца в Подгорице и в монастыре Морача. В 80-х гг. ХХ в. фрески были отреставрированы. В наосе храма находятся украшенные богатой резьбой надгробные плиты членов династии Черноевичей: Джурдже и Алексы, Стефана и его жены Мары (родителей правителя Ивана). Но в 1986 г. останки были обнаружены только под плитой Алексы Черноевича и в расположенных рядом монашеских могилах. Мон-рь был возобновлен в 1998 г. иером. Давидом (Милешичем; † 2004) и мон. Хризостомом (Нешичем). К 2005 г. были восстановлены жилые и хозяйственные строения, возведена колокольня. В наст. время в К. проживают 2 насельника; игумен - Хризостом (Нешич). Лит.: Blago na putevima Jugoslavije. Beograd, 1983. S. 520; В., Б., Маркуш J. и др. у Цphoj гори. 2006. С. 99. Иером. Игнатий (Шестаков) Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1841820.html

Мужской монастырь Ком Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Ком (серб. Манастир Ком) построен в период с 1415 по 1427 годы как родовой монастырь князей Джураджа и Леша (Алексы) Черноевичей. Относится к Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Монастырь Ком, построенный князьями Черноевичами в укрытом от любопытных глаз месте у подножия Одринской горы в окружении «глухих» болот, считается самым недоступным из всех остальных монастырей Скадарского озера — в период половодья он превращается в неприступный и укрепленный остров, опоясанный крепостной стеной, с которого хорошо просматривается все окружающее пространство. Своим внешним видом монастырь напоминает больше крепость, так как построен он был в сложные для государства Зета времена, когда на него с одной стороны наступала Османская империя, а с другой — Венецианская республика. Предположительно, монастырь Ком был построен в период с 1415 по 1427 годы как родовой монастырь Джураджа и Леша (Алексы) Черноевичей. Главный храм монастыря посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Он представляет собой простое однонефное здание, к которому в XV веке были пристроены боковые приделы и просторный деревянный притвор. Храм был расписан в два этапа: сначала приблизительно в 1470 году, а затем в 80-х годах XVI века. Это единственный на Скадарском озере храм, где сохранились фрески. Стараниями Черноевичей Ком был довольно богатым монастырем: он владел обширными угодьями, на которых пасся монастырский скот и выращивался виноград. Некоторое время здесь даже располагалась резиденция Зетской митрополии, после того как она поочередно покинула монастыри Михольска Превлака и Святого Николая на острове Вранина. Однако, после того как в 1478 году турки захватили крепость Жабляк, благополучию монастыря пришел конец: Иван Черноевич вынужден был перенести столицу в новое место, учредить там Цетинский монастырь (1485 г.) и передать ему все имущество монастыря Ком. После этого обитель быстро запустела: в XVI-XVIII веках в монастырском храме лишь изредка велись службы. В девятнадцатом веке обитель поддерживалась исключительно стараниями монахов и священнослужителей соседних монастырей. В XIX веке монастырь Ком поддерживали священнослужители и монахи из соседних обителей. В 1831 году, отдавая дань традициям Зетской митрополии и славному прошлому князей Черноевичей, здесь был рукоположен в чин архимандрита Петр II Петрович Негош.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Вот некоторые примеры терпения времен турецкого владычества: Спрашивали турка: – Что такое райя? – А это, – отвечал он, – то же, что и трава: чем больше ее косишь, тем больше растет. Или второй пример: Спрашивали райю: – Что вообще вы обязаны отдавать аге? А райя отвечает: – Нет времени перечислять все, что обязаны отдавать, но можем сказать, чего не отдаем. – Что? – Душу. Этот весьма характерный ответ раскрывает глубинный жизненный опыт сербского народа, обретенный в терпении и страдании Бога ради и души своей ради. Единственно боголикая душа не может и не должна отдаваться в жертву. Здесь выразительно раскрывается не только «природная» душа серба, но и, прежде всего, христианская душа его: «Терпи душа Бога ради». Или, согласно другой пословице: « Претерпевший спасен, во всяком случае блажен». Ибо: «Кого Бог любит, того и наказывает» и «Кто претерпел до конца, спасен будет». Тяжелые испытания и страдания выучили серба и утвердили его в вере в Бога и в справедливость Божию. Это широко известная вера серба в справедливую судьбу Божию, которая миром правит, и потому сербский народ в своих справедливых и несправедливых, заслуженных и незаслуженных страданиях и мучениях всегда смотрел в горние выси, в небо, на Судьбодателя и Правдодателя Бога, на Его вечную и последнюю Справедливость. Эта сербская вера в Божию справедливость, то есть до предела вера в Христа Распятого, но и Воскресшего, выражена лучше всего и лаконичнее всего в известном стихотворении Алексы Шантича «Мы знаем судьбу» (о котором по праву сказано, что это «сонет сербского народа»): «Мы путь свой знаем – путь Богочеловека». А еще в стихах Петра Негоша: «Страдание есть креста добродетель, а надежда связывает душу с небом… Крест нести нам суждено, воскресения не бывает без смерти». ПЕЧАЛЬНЫЙ НАРОД Указанные характерные особенности сербского народа лучше всего выражаются в сербской народной поэзии, лирической и эпической, но более в последней. Народная поэзия – самое полное выражение души и характера сербского народа.

http://pravmir.ru/duxovnaya-zhizn-serbov...

Благодаря дарениям деспота Стефана обитель процветала, но после османского завоевания Сербии, в 1454 г., была разрушена и оставалась в запустении до нач. XIX в. После освобождения от власти османов Крушеваца во время 1-го серб. восстания (1804-1813) храм и территорию Н. расчистили. Свящ. Богдан Милетич получил разрешение у тур. властей открыть в Н. храм для причащения верующих. Возможно, здесь причащались воины сербского вождя Карагеоргия (см. в ст. Карагеоргиевичи ). Современный облик церковь Н. получила в 1835 г., когда по поручению кн. Милоша Обреновича (см. в ст. Обреновичи ), во время правления митр. Белградского Петра (Йовановича) , при игум. Савве (Петровиче) и иером. Пахомии, на средства братьев Стояна и Алексы Симичей (согласно надписи над входом в церковь) она была восстановлена. Обновление церкви завершилось в день прор. Илии в 1836 г., когда в нее вложили антиминс. В штат Н. были назначены 2 священника и диакон. Впоследствии число священнослужителей возросло. В 1847 г. Н. получила право пользоваться окрестными лесными угодьями совместно с жителями села. В 1848 г. в Н. был устроен муж. мон-рь. Первым настоятелем стал Симеон (Теодорович), происходивший из г. Сараево, к-рый занялся строительством жилых корпусов (конаков) и формированием братии. К 1852 г. он построил жилые и хозяйственные корпуса, купил для обители луга и нивы, посадил виноградник и фруктовый сад, а также построил школу и стал в ней 1-м преподавателем (в этом здании школа находится до сих пор). Впосл. игум. Симеон был переведен в мон-рь Раваница . В XIX в. мон-рь владел многочисленными лесными угодьями, лугами и нивами, имел мельницы и трактир. Он не пострадал во время сербско-тур. войны, хотя военные действия проходили на его землях, а в конаках располагался серб. штаб. Большие владения стали причиной неск. имущественных конфликтов и вызвали смену игуменов, особенно в нач. ХХ в. Во время первой мировой войны, в 1915 г., болгары ограбили обитель и взяли в плен ее настоятеля о. Рафаила. После войны активная вырубка и частые пожары практически уничтожили монастырские леса.

http://pravenc.ru/text/2564760.html

Поэтому неудивительно встретить в летописи известие, что новгородцы изгнали Димитрия Александровича по совету с посадником своим Михаилом и послали в Тверь сына посадникова и лучших бояр звать Ярослава к себе на стол: вспомним, что и прежде Ярослав был позван в Новгород вследствие желания меньших людей, которые так сильно после того противились Александру. Ряд новгородцев с Ярославом дошел до нас во всей полноте в двух грамотах; новгородцы называют предложенные князю условия древними, быть может, они были предложены впервые Всеволоду, внуку Мономахову; внесено также в условия, чтобы поступки Невского нег повторялись, несмотря на то, новгородцы недолго нажили в мире и с новым князем. Первая размолвка произошла по поводу псковичей, которые посадили у себя князем Довмонта литовского, тогда как прежде сидел у них сын Ярославов Святослав; в 1266 году Ярослав пришел в Новгород с полками низовыми, чтоб идти на псковичей и Довмонта, уже славного подвигами своими за Русскую землю; новгородцы воспротивились этому походу и сказали князю: " Прежде переведайся с нами, а потом уже поезжай во Псков " . Ярослав отослал полки свои назад. Наместником Ярославовым в Новгороде сидел племянник его, Юрий Андреевич, но в 1269 году приходил туда сам великий князь и стал жаловаться: " Мужи мои и братья мои и ваши побиты в войне с немцами " : князь складывал всю вину на трех граждан - Жирослава Давыдовича, Михаила Мишинича и Юрия Сбыславича, желая лишить их волостей. Но новгородцы были за них; князь в сердцах собрался выехать из города: жители стали кланяться ему: " Князь! перестань сердиться на Жирослава, Михайла и Юрия и от нас не езди " , потому что мир с немцами был еще непрочен. Ярослав не послушался и уехал; но они послали за ним владыку и лучших мужей и воротили его с Бронниц; чтоб угодить ему, выбрали тысяцкого Ратибора Клуксовича по его воле, а посадником на место Михаила Федоровича, умершего в 1268 году, был избран тогда же еще сын известного Анании, Павша. Новгородцы хотели мира с Ярославом из страха перед немцами только, и когда этот страх прошел, то в следующем же 1270 году встал мятеж в городе: начали выгонять князя, собрали вече на Ярославовом дворе, убили приятеля княжеского Ивапка, а другие приятели Ярославовы, и между ними тысяцкий Ратибор, скрылись к князю на Городище; новгородцы разграбили их домы, хоромы разнесли, а к князю послали грамоту с жалобою, что отнят Волхов гогольными ловцами, а поле отнято заячьими ловцами, взят двор Алексы Морткинича, взято серебро на Никифоре Манускиниче, на Романе Болдыжевиче, на Варфоломее; кроме того, выводятся иноземцы, которые живут в Новгороде, Ярослав, несмотря на все свои старания, должен был выехать, и новгородцы послали за Димитрием Александровичем, но ошиблись в расчете: Димитрий отказался ехать к ним, сказавши: " Не хочу взять стола перед дядею " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Девушки совершали малое паломничество перед выходом замуж, чтобы брак оказался счастливым, а старцы и старицы – ради спасения душ. Перед тем как выйти в путь, мы три дня постились, затем к этому посту добавалялось еще и трехдневное говение в монастырях, а на седьмой день причащались мы Святых Таин в той обители, в которой бы оказались. Многие из нас шли босыми, как бы шествуя на Гроб Христов, а по дороге пели мы церковные и духовные песнопения. Кто–то нам дивился, кто–то – ужасался [букв.: для кого–то мы были чудом, а для кого–то – чудовищами, – Ред.]. Как–то раз летом свирепствовала жестокая засуха. Все вокруг пожухло и увяло. Когда отправлялись мы в наше паломничество на Фрушку Гору, крестьяне просили нас, чтобы в монастырях мы помолились о дожде. И мы это сделали. В каждой обители священники, откликаясь на нашу просьбу, охотно служили молебен о ниспослании дождя. И вот когда добрались мы до Шишатовца, пошел такой обильный дождь, какого только душа желала. В Чуруге приписали это нашему паломничеству и молитвам. И авторитет нашего братства сильно вырос. Да будет слава Богу, подающему и забирающему». Игумен Сретенского [монастыря] отец Афанасий рассказал, как под влиянием Богомольческого движения ушел в монахи. В его селе Бресница богомольчество начало возрастать после Первой мipoboй войны. Окрепло оно, в частности, благодаря трудам отца Алексы Тодоровича, который [сам] жил точно так же, как и учил людей. Серба трудно увлечь красивыми словами без добрых дел – равно как и пестрыми банкнотами без золотого обеспечения. Сербский народ чувствует себя одиноким в этом новом государстве, в Югославии. Всё для него даже в его собственном доме стало каким–то чужим, кроме Православной Церкви, которая только и хранит сербское имя, святыни и традиции, а также и национальное знамя с крестом. Поэтому, думаю, ошибаются те священники, которые свысока смотрят на это народное движение: ведь оно знаменует собой порыв к Богу народа–мученика, обособленного, непонятого и заброшенного своей интеллигенцией.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

4 . ФЕОПЕМЕНТ родом грек, упоминается Нестором уже с 1039 г. при новом освящении Десятинной церкви. Но Киевский иерархический каталог и Коссов говорят, что сей митрополит освятил и Ярославову Софийскую церковь и на Златых Вратах Благовещенскую. Коссов прибытие его в Киев из Константинополя полагает около 1038, а Палинодия в 1039 г, следовательно, от патриарха Алексы Студита. Московский каталог считает его правления 12 лет; а кончину около 1049 г. Посему от кончины его до преемника остается промежутка около двух лет, в коих Палинодия по Помяннику Киевскому полагает митрополитом Кирилла, о котором однако же ни летописи, ни иерархические каталоги не упоминают. Но если не полагать Кирилла, то в два года, протекшие без избрания нового киевского митрополита, Ярослав имел какое-нибудь препятствие или затруднение в получении оного из Константинополя по прежнему обыкновению. Палинодия и Сильвестр Коссов, а за ними Никонова летопись и Киевский иерархический каталог 74 причиной сему почитают бывшую с греками у Ярослава войну, но война сия была еще за 6 лет до смерти Феопемпта и через три года при нем же кончилась миром, по свидетельству Несторову. Вероятнее можно заключить, что Ярослав видел какое-нибудь неудовольствие от присылавшихся дотоле из Константинополя греческих митрополитов и хотел освободить российскую иерархию от сей зависимости. Историограф Н.М. К. приводит свидетельство Хр. Готл. Фризия из сочинения его о Киевском епископстве, ссылающегося на Головского, что Ярослав просил себе епископа у Папы Венедикта VIII и что сей папа прислал в Киев Святителя Алексия, родом болгарина, искусного в языках греческом и славянском; что сей Алексий основал новую Киевскую епископию и первый служил в Софийской церкви, но долго терпев от зависти греческого духовенства, наконец, выехал из России и скончался в Болгарии 75 . Но сие сказание сомнительно. Впрочем, какая бы ни была тому причина, а по смерти Феопемпта Ярослав не захотел уже просить у Константинопольского патриарха в Киев митрополита, и повелел своим епископам посвятить оного из россиян.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010