Падение Петра само по себе, независимо от самонадеянности, было тяжко, ибо состояло в отречении от Христа, и весьма пагубно, ибо «кто отвергается Мене перед человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими» ( Лк. 12:9 ), рек Христос. Вопроси себя, грешник, не оскорбляешь ли Христа подобным грехом? Не относишься ли ко Христу так же, как и те нечестивцы, которые, по слову апостола, «говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» ( Тит. 1:16 )? По делам твоим можно ли узнать, что ты верный ученик Христа, неизменно пребываешь в том союзе с Ним, в который вступил в день крещения, отрекшись в то же время от диавола и всех дел его? Покорен ли ты заповедям Христовым и вместо добрых дел, предписываемых ими, не творишь ли дел, угодных диаволу? Нося имя христианина, не живешь ли по-язычески? Принадлежа к Церкви Христовой, не следуешь ли правилам и обычаям мира, враждебным ее учению и постановлениям? Не готов ли подчас стать на сторону врагов Христа и Его Церкви, выражая сочувствие к их богохульным мнениям и речам, если не по внутреннему убеждению, то из человекоугодия и из опасения показаться в их глазах отсталым и невеждою? Если совесть обличит тебя во всем подобном, то знай, что ты виновен во грехе отречения Петрова. Быть может, она обличит тебя и в другой вине, не менее тяжкой. Петр отрекся от Христа только устами, а не сердцем: в сердце его не иссякала ни вера во Христа, ни любовь к Нему и преданность. Таков ли ты в отношении ко Христу? Укорял Господь некогда израильтян чрез пророка: «Приближаются ко Мне люди устами своими и чтят языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» ( Ис. 29:19 ; Мф. 15:8 ). Не заслуживаешь ли и ты упрека в подобном лицемерии в отношении ко Христу? Не чтишь ли Его одними устами и другими внешними знаками, но сердце твое или совсем чуждо веры и любви к Нему, или же ни тепло, ни холодно к Нему? Если действительно таково твое состояние, пойми, как оно пагубно, – оно пагубнее отречения Петрова – и, подобно Петру, оплачь свой грех . Слезы появились в очах Петра, как только воззрел на него Господь. Взор благодати Божией, призывающей к покаянию, всегда готов осиять нас. Не закрывай, грешник, твоих очей от лица Божия, даже ищи лица Божия, умоляй Господа, чтобы воззрел на тебя оком Своего милосердия и лучами Своей благодати осветил мрак души твоей и растопил ледяную кору твоего сердца. Петр согрешил однажды, но всю жизнь помнил свой грех и оплакивал его. Так поступил и Давид, который тоже согрешил однажды, но свой грех имел пред собою выну во все дни жизни своей. Подражай Петру и Давиду и вместе с ними говори Господу: горько я плачу. Господи, при мысли о грехе, которым оскорбил Тебя. Прими мои слезы, как принял Петровы и Давидовы.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Падение Петра само по себе, независимо от самонадеянности, было тяжко, ибо состояло в отречении от Христа, – и весьма пагубно, ибо кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими ( Лк.12:9 ), сказал Христос. Спроси себя, грешник, не оскорбляешь ли ты Христа подобным грехом? Не относишься ли ко Христу так же, как и те нечестивцы, которые, по слову апостола, говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны, и непокорны, и неспособны ни к какому доброму делу ( Тит.1:16 )? Можно ли по твоим делам узнать, что ты верный ученик Христа, неизменно пребываешь в том союзе с Ним, в который вступил в день Крещения, отрекшись в то же время от диавола и всех дел его? Покорен ли ты заповедям Христовым и вместо добрых дел, предписываемых ими, не творишь ли дел, угодных диаволу? Нося имя христианина, не живешь ли по-язычески? Принадлежа к Церкви Христовой, не следуешь ли правилам и обычаям мира, враждебным ее учению и постановлениям? Не готов ли подчас стать на сторону врагов Христа и Его Церкви, выражая сочувствие к их богохульным мнениям и речам если не по внутреннему убеждению, то из человекоугодия и из опасения показаться в их глазах отсталым и невеждой? Если совесть обличит тебя в чем-нибудь подобном, то знай, что ты виновен в грехе отречения Петрова. Быть может, она обличит тебя и в другой вине, не менее тяжкой. Петр отрекся от Христа только устами, а не сердцем: в сердце его не иссякала ни вера во Христа, ни любовь к Нему и преданность. Таков ли ты в отношении к Христу? Укорял Господь некогда израильтян через пророка: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня ( Мф.15:8 ; Ис.29: 13 ). Не заслуживаешь ли и ты упрека в подобном лицемерии в отношении ко Христу? Не чтишь ли Его одними устами и другими внешними знаками, но сердце твое или совсем чуждо веры и любви к Нему, или же ни тепло, ни холодно к Нему? Если действительно таково твое состояние, пойми, как оно пагубно – оно пагубнее отречения Петрова, – и, подобно Петру, оплачь свой грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

По тому же вопросу о приспособляемости в проповеди кратко, но убедительно высказался г. Гринякин в ст. Недобрая «приспособляемость» (см. «М. Обозр.» 3). Имея в виду проповеднические приемы о. Петрова, г. Гринякин говорит: «мы чужды той «приспособляемости», в которой знамя православия склонялось бы в угоду духу времени, пред вкусами толпы, хотя бы по-своему и просвещенной... Мы, напр., не понимаем того, – какой «приспособляемостью» можно оправдать вот эти слова православного священника (курсив автора): «ко кресту явился один только Иоанн (Богослов). Но и он не заслуживает нашей похвалы?!... Во имя какой «приспособляемости» объяснение о. Петровым предательства Иуды расходится с евангельским и церковным?.. 11 Речь апостола Павла в афинском ареопаге, продолжает г. Гринякин, упоминается в апологии о. Петрова не совсем к делу. Правда, апостол языков – «бых всем вся», но – никогда в ущерб истине». Далее г. Гринякин выясняет, что речь ап. Павла в ареопаге ( Деян.17:22–31 ) вовсе не представляет собою примера приспособляемости к слушателям, почему она и вызвала со стороны одних слушателей насмешки, а со стороны других, замечание: «об этом послушаем тебя в другое время», и «Павел вышел из среды их». Но что же? осталась-ли такая неприспособленная к вере, знаниям и пониманию слушателей речь Апостола бесплодной? Нет, не осталась: «некоторые мужи, приставши к нему, уверовали» ... Насколько ап. Павел приспособлялся... об этом, – продолжает г. Гринякин, – можно прочитать в послании к Галатам ( Гал.2:11–14 ). «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?» Вот как, – заключает г. Гринякин, – ревностно обличал св. Апостол «приспособляемость», раз она шла в ущерб Евангельскому благовестию!..».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Preobrazh...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Традиции и правила Петрова поста Петров пост — один из двух летних постов. Он готовит христиан к дню памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля) и установлен в память о том, как апостолы постились перед проповедью христианства всему миру. Мы расскажем о правилах и народных традициях Петрова поста. 12.06.2023 Два райских дерева: что это было? «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» – читаем мы в книге Бытия (2:9) 21.02.2013 Ироды, цари Иудеи Почти полтора века правили представители династии Иродов в Иудее, постепенно утрачивая всё, что приобрел такой кровавой ценой ее основатель, и упорно не замечая того главного, что возникло в ней за это время. Оставляется вам дом ваш пуст, —пророчески говорил Иисус о Храме, перестроенном Иродом Великим, но можно отнести те же слова и к государству, которое Ироды стремились всеми силами сохранить, о величии которого они так сильно заботились и которое так быстро разрушилось до основания, в том числе и их усилиями 17.12.2012 Страх на пороге Прежде, чем войти в землю обетованную, Моисей сорок лет водил израильский народ по пустыне, пока не умерли все, кто родились и выросли рабами – такую фразу часто можно услышать. Ее повторяют и в наши дни, применительно к российской истории: 20.09.2012 Народ и его Закон Потомки Иакова, получившего от Бога второе имя, Израиль, долгое время жили в Египте как рабы. Теперь они избавились от рабства и, перейдя через море, оставили пределы Египта. Но это еще никак не делало их народом. Да и вообще, если задуматься, почему Бог выбрал именно евреев? Только потому, что они были потомками Авраама? 06.09.2012 Юность Моисея Ветхий Завет – это прежде всего история Израиля, избранного Богом народа, с которым Он выстраивал особые отношения, который обучал и защищал, вскармливал и лелеял, а порой и наказывал, совсем как любящий отец обходится с единственным сыном

http://foma.ru/stati/vera/bibliya/tolkov...

10. ИСЦЕЛЕНИЕ ТЕЩИ ПЕТРОВОЙ И МНОГИХ ДРУГИХ     (Матф. 8:14-17; Марк. 1:29-34; Лук. 4:38-41)    Это чудо Евангелисты Марк и Лука ставят в непосредственную связь с предыдущим. Выйдя из синагоги, Господь вошел в дом Симона Петра, вероятно, чтобы вкусить хлеба. Теща Петрова оказалась тяжко больной, причем Евангелист Лука поясняет, как врач, что то была «сильная горячка». По одному слову Иисусову, горячка мгновенно оставила ее, и даже силы к ней вернулись настолько, что «она встала и служила им». Изгнание в синагоге злого духа из бесноватого, а затем чудесное исцеление тещи Симона произвели такое сильное впечатление, что к дверям дома Симона, по захождении солнца (вероятно, потому, что это была суббота) стали приносить больных и бесноватых, так что весь город собрался туда, и Господь исцелил многих, страдавших разными болезнями и изгнал многих бесов. Евангелист Матфей, доказывая своим Евангелием, что Иисус есть Тот Избавитель, о Котором предвозвещали пророки, поясняет, что в этом массовом исцелении больных сбылось пророчество Исайи, сказавшего: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни». Взять немощи значит снять их с немоществующих, уничтожить их; понести болезни – значит облегчить их. Не желая принимать свидетельства от злых духов, Господь запрещал бесам устами бесноватых говорить, что Он – Христос, Сын Божий. 11. ПРОПОВЕДЬ И ДЕЛА ГОСПОДА В ГАЛИЛЕЕ     (Матф. 4:23-25; Марк. 1:35-39; Лук. 4:42-44)    Как человек, Христос Спаситель Сам страдал от изнурения сил, вследствие стольких трудов, и в этом также смысле можно сказать, что Он взял на Себя наши немощи и понес болезни. И вот на другой день, рано утром, чтобы отдохнуть и подкрепить Свои силы уединенной молитвой, Он опять удалился от людей в уединенное место. Но народ толпился опять у дома Симона, и, Узнав, что Иисуса там нет, стал искать Его. Видя это, Симон и бывшие с ним, т.е. Андрей, Иаков и Иоанн, тоже пошли искать Иисуса и, найдя Его, звали Его в город, где все ждут и ищут Его. Господь сказал им, однако, что Ему надо идти и в другие города и селения проповедовать, ибо Я для того и пришел, на то Я послан, т.е., чтобы благовествовать всем. Выйдя из Капернаума, Иисус ходил по всей Галилее, проповедуя и совершая чудеса. Слух о Нем прошел далеко за пределы Галилеи, по всей Сирии: к Нему приводили больных издалека – из Десятиградия, из Иудеи и Иерусалима и из-за Иордана, и Он исцелял их. Множество народа, следуя за Ним, слушало Его учение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2763...

1, 13). Опять иудеи и здесь впадали в противоречие. Портреты свои делать грешно, а смотреть на лица свои в зеркале не грешно.Что такое тень человека? Это образ его, делаемый солнцем или вообще светом. И были случаи еще во время апостолов, что сами иудеи прибегали с верою к этому образу. Дело было в Иерусалиме. Господь Бог совершал великие чудеса через апостолов после сошествия на них Св. Духа, так что жители этого города выносили больных на улицы и полагали на постелях и на кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.Сходились также в Иерусалиме многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все (Деян. 5, 15-16). Если вера в чудодейственную силу образа Петрова, отпечатлеваемого лучами солнца, не есть идолопоклонство и если через этот образ подавалось исцеление больным, то неразумно называть идолопоклонством почитание изображений Господа Иисуса Христа и святых Божиих. Сам Бог совершил много знамений и чудес через эти изображения. Итак и законы природы и Св. Писание говорят за святые изображения. Глава 10. Господь Иисус Христос - образ Бога Отца. Агнец - образ Иисуса Христа Иконоборцы указывают в Новом Завете по преимуществу на два места из посланий апостола Павла, будто бы говорящие против икон. Святой апостол Павел в послании к римлянам осуждает язычников за то, что они славу нетленного Бога изменили в образ подобный тленному человеку и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся и поклонялись и служили твари вместо творца (Римл. 1, 23, 25), и в речи своей в ареопаге - высшем судилище Афинском сказал, что мы, будучи род Божий, не должны думать, что Божество подобно золоту или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого (Деян. 17, 29). Оба эти места относятся к идолам или истуканам языческим, и к тем из животных, которых язычники, например, египтяне, обоготворяли, но не относятся к изображениям истинного Бога и святых Его.По учению того же апостола Павла, непостижимый Бог имеет разные образы, через которые открывается ограниченным существам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

20. Ин. 21:20 . Пётр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Ин. 19:26, 13:1 д. 21. Ин. 21:21 . Его увидев, Пётр говорит Иисусу: Господи! а он что? 22. Ин. 21:22 . Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. Ин. 14:3 ; Откр. 22:12, 1:7, 9 . Душа Петра при этом последовании за Христом была всецело исполнена мыслью о своей мученической смерти, открытой ему его всеведущим Учителем и Господом и, как видно из дальнейшего, понятой Петром. Без сомнения, Пётр считал такую смерть, какую претерпел и его Господь, величайшей милостью Божией для себя и величайшей славой своей. Потому весьма естественно, что он, при виде возлюбленного ученика Господа, так же как и он теперь следующего за Ним, дерзнул спросить Господа, что же будет с этим учеником, готовится ли и ему тот же вожделенный путь страданий и мученической смерти, как и ему? Имея в виду указать именно на эту сторону вопроса Петрова, евангелист особенно указывает на ту черту, что вопрос относился именно к возлюбленному ученику Господа, которому в решительную минуту Господь открыл и предателя Своего (ср. 13:23–26). Но Господу не угодно было открыть образ кончины Своего возлюбленного ученика; Он ответил Петру, что это не его дело (ср. Деян. 1:7 ); довольно для него, если он будет знать о себе, а до других что ему (ср. Злат.)? Ему нет нужды знать сие и нет пользы от сего. – Чтобы он пребывал: т. е. оставался жив, не увидел не только насильственной, мученической кончины, но и естественной (ср. 12:34). – Пока приду: разумеется второе пришествие Господа, когда оставшиеся в живых не подвергнутся смерти, а только внезапному изменению ( 1Сол. 4:17 ; 1Кор. 15 и далее). Если бы Я захотел (так можно перефразировать слова Господа), чтобы ученик тот оставался жив всегда, что тебе до того? Ты следуй Мне по пути страданий и смерти Моей, а у него может быть и другой путь. 23. Ин. 21:23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

2 . Израильтяне и их начальники предали И. Христа на смерть по неведению. Таково убеждение ап. Петра ( Деян.3:17 ). После этого было бы весьма естественно встретить в евангелии Петровом слова Распятого: «Отче! прости им; ибо не знают, что делают». Но они читаются в евангелии от Луки (23:34). Вообще история страданий Христовых если и не представляет важных препятствий к отождествлению евангелия Петрова с евангелием от Марка, то во всяком случае не представляет данных и в пользу этого отождествления. Д. Деян.10:40 . «Сего (Иисуса) Бог воскресил в третий день, и дал ему являться (δωκεν ατν μφανη γενσθαι text. rec.=сделаться явным) 41. не всему народу, но свидетелям, предызбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых (οτινες συνεφγομεν κα συνεπομεν ατφ μετ τ ναστηναι ατν κ νεκρν). Весь вопрос относительно точного смысла этого слова заключается в том, к какому предложению следует отнести слова: «по воскресении Его». Если отнести их к предложению: «дал Ему являться», то слова: «которые ели и пили с Ним» будут иметь тот же смысл, что и Деян.1:21 ; если же отнести слова: «по воскресении Его» к непосредственно предшествующему предложению,– что представляется более естественным, – то слова «которые пили и ели с Ним» будут иметь значение одного из тех «многих верных доказательств» ( Деян.1:3 ), которыми Воскресший удостоверил действительность Своего воскресения. Подобные 1106 описываемому ап. Петром факты упоминаются в Лк.24:41–43 и Ин.21:12–15 , но евангелие от Марка о них умалчивает. Вообще нельзя категорически утверждать ни того, что ев. Марка согласно, ни того, что оно не согласно в данном пункте с проповедью ап. Петра. Е. 42. «И Он велел наи проповедывать людям, что Он есть определенный от Бога судия живых и мертвых». Если это повеление Господь дал, – как, по-видимому, следует заключить из контекста,– по воскресении Своем из мертвых, то оно (повеление) опущено во всех евангелиях. Ж. 1Пет.3:22 . (Иисус Христос), «восшедши на небо, пребывает одесную Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

35. Но и теперь желалось бы сказать и о вас: «радуйтесь, небеса, и веселись, земля... ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих» ( Ис. 49:13 ). Будет же это по человеколюбию Бога, Который говорит вам: «се отъях яко облак беззакония твоя, и яко примрак грехи твоя» (29:22). Но и вы, о которых написано: «а рабов Своих назовет иным именем (еже благословится на земли), которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины» ( Ис. 65, 15. 16 ), сподобившись имени верных, скажите с веселием: «Благословен Бог и отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивый нас во Христе всяким духовным благословением» ( Еф. 1:3 ), «в Котором мы имеем искупление кровию Его, прощение грехов по богатству благодати Его, какую Он в преизбытке даровал нам» (7:8) и т. д. И еще: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям оживотворил со Христом» (2, 4:5). А также подобно сему, восхвалим Господа благ, говоря: «Когда же явилась благодать, и человеколюбие Спасителя нашего Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатию, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» ( Тит. 3, 4 –7). Сам же «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, даст вам Духа премудрости и откровения к познанию Его и просветит очи сердца вашего» ( Еф. 1, 17:18 ), и всегда будет охранять вас в добрых делах, словах и помышлениях. Ему слава, честь и держава Господом нашим Иисусом Христом, со Святым Духом, ныне и все нескончаемые веки веков! Аминь. 1-е тайноводственное слово к новопросвещенным Чтение из 1-го Петрова соборного послания, начинающегося словами: «трезвитеся, бодрствуйте» и т. д. до конца послания ( 1Петр. 5; 8–14 ). 1. И прежде с вами, преискренние и вожделенные чада Церкви, желал я побеседовать о сих духовных и небесных таинствах. Но поскольку хорошо знал, что зрение гораздо вернее слуха, то и ожидал настоящего времени, чтобы после сего опыта, нашедши вас более приготовленными к тому, что будет говорено, привести на светлый и благоуханный луг сего сада. Притом же, сподобившись Божественного и животворящего крещения, приобрели вы более удобоприемлемости к Божественным тайнам. Поэтому, когда должно уже предложить трапезу совершеннейших учений, в точности преподадим вам это, чтобы знать вам, какое действие совершилось над вами в оный вечер крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

3) От сего видно, что те христиане отсечены и отторгнуты от Христа и Церкви Его святой, которые Ему послушания не оказывают, но по своим прихотям живут. Члены своей главе повинуются, но другого тела главе не повинуются. Например, Петрова тела члены не делают того, что Павлова голова задумает и захочет, так как Петровы члены не соединены с Павловою головою. Так, тот христианин, который не чинит послушания Христу, свидетельствует о себе, что он отторгся от Христа и не есть истинный и живой член Церкви Его святой, но есть член мертвый, и как ветвь, высохшая и отсеченная от лозы (Ин. 15:6), хотя и имя Христово исповедует, и в церковь с верными ходит, и прочие дела творит. 4) Еще видишь, как христианин с братом своим христианином обходиться должен, а именно, как сам с собою, то есть не лестно, не коварно, не лицемерно, но просто и искренно; чего себе не хочет, того и ему не делать; и чего себе хочет, то и ему делать; что языком ему говорит, то и в сердце иметь; и как внешне является ему благосклонным, ласковым, любящим и благотворительным, таковым и внутри себя быть. Всего этого требует соединение членов, в едином теле соединенных. 5) Кто с ближним не любовно, но лукаво и лицемерно и немилостиво обходится, не есть истинный христианин, как выше сказано, но есть лицемер. 6) Таковые христиане да внимают, что им пророк возвещает: Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Лк. 3:9). Статья 7. О взаимной должности христианской     В предыдущей статье вкратце предложено (рассуждение) об общей должности христианской друг к другу, которую имеет христианин к христианину. В этой (статье) предлагается рассуждение о той должности, которую имеют начальники к начальникам, и подчиненные к начальникам, родители к детям, и дети к родителям, и прочее.   Глава 1. О власти христианской вообще и подвластных   Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. (Рим. 13:1-2 ; 1 Петр. 2:13-19; Прем. 6:1-8, и прочее)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010