4) Описать оставшиеся материалы и использовать для строительства дома притча. Остаток сумм отдать Поливанову для расчёта с кредиторами. 5) Комитет по строительству храма в связи с окончанием строительства закрыть. Вечером 2 ноября 1908 г. о. Николай встречал владыку Алексия (Молчанова), прибывшего в Ялту специально для освящения нового алупкинского храма. Утром 3 ноября 1908 г. Владыка в присутствии Д.И. Поливанова подробно осмотрел новоустроенный храм. В 18 часов вечера этого же дня состоялось первое всенощное бдение в новом храме, которое возглавил Владыка Алексий. На следующий день 4 ноября в 8 часов утра было совершено водоосвящение. А в 10 часов утра началось торжественное освящение нового храма. Церковь была переполнена народом. Присутствовали многие высокопоставленные лица. При входе расположились военнослужащие местных частей. После освящения были прочитаны часы и совершена проскомидия. А затем впервые принесена Бескровная Жертва – совершена Божественная литургия. В заупокойной ектенье были молитвенно помянуты почившие лица, которым так или иначе новый храм обязан своим строением. В конце литургии Владыка произнес проповедь, после которой были возглашены многолетия Государю Императору, Святейшему Синоду, Преосвященному Архипастырю Тавриды, рабу Божию Димитрию и всем благотворителем и украсителем святого храма. По окончании службы военный оркестр исполнил народный гимн с возглашением «ура!» Государю Императору. В тот же день Его Преосвященством на имя обер-прокурора Святейшего Синода П.П. Извольского была послана следующая телеграмма: «Усердно прошу Ваше Превосходительство доложить Его Величеству Государю Императору, что сегодня освящен новый храм в Алупке. Сооруженные на щедрую лепту царскую золотые кресты, венчающие храмовые главы, как путеводный маяк, осеняют и море, и сушу, услаждают и сердце Матери Церкви, и всех богомольцев и молитвенно взывают и будут, взывать к небу: Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое и выну сохраняй крестом Твоим Царя Христолюбца и державу Его. Верноподданный слуга и богомолец Алексий, Епископ Таврический». Также о радостном событии освящения храма сообщили телеграммой главной жертвовательнице на устроение его графине Елизавете Андреевне Воронцовой-Дашковой, сенатору В.К. Саблеру и другим «благотворителям и благоукрасителям святаго храма сего». Приход под настоятельством протоиерея Николая Царенко благоденствовал и духовно развивался, готовясь принять скорбь последующих лет.

http://sobory.ru/article/?object=12872

7) О назначении сочинений сообщить наставникам академии и объявить студентам. —372— Б) О назначении стипендий, оставшихся свободными, своекоштным студентам. Справка: В настоящее время свободны следующие стипендии: одна – казенная, освободившаяся после студента В. Самойлова, перешедшего в Казанскую академию, семь – Троице-Сергиевой Лавры, одна – покойного ректора академии прот. А.В. Горского, три – П.А. Мухановой, и одна – прот. А.М. Иванцова-Платонова, – по 220 р. каждая, две – А.И. Хлудова по 238 р. каждая, одна – академическая в 210 руб.; одна – Архиепископа Алексия в 204 р.; одна – Епископа Христофора в 190 р.; одна – прот. И. В. Рождественского в 176 р.; одна – Московского духовенства и кафедры в память 25-летия царствования Государя Императора Александра II в 174 р.; одна – Епископа Никодима в 174 р. и одна – Московской кафедры в 110 р. Определили: Принимая в руководство ведомости об успехах и поведении студентов, на казенную стипендию назначить студента III курса Модеста Вишерского, пользовавшегося стипендией Г.И. Хлудова в 86 р., а на стипендию Г.И. Хлудова – студента I курса Константина Орлова; на семь стипендий Троице-Сергиевой Лавры – студентов IV курса: Димитрия Цитовича, пользовавшегося стипендией Московской кафедры в 110 р., а на его место – студента того же курса Михаила Добротворского; Михаила Киятского, пользовавшегося стипендией М.А. Хлудова в 144 р., а на его место – студента того же курса Александра Кузнецова; Дмитрия Волковского, Сергея Молчанова и Константина Алмазова, пользовавшегося стипендией Московской кафедры в 110 р., а на его место – студента того же курса Александра Горшкова, и студентов III курса Сергея Цветкова и Николая Преображенского, пользовавшегося стипендией Ю. Ф. Самарина в 195 р., а на его место – студента того же курса Александра Смирнова , пользовавшегося стипендией Г.И. Хлудова в 86 р., на стипендию же Г.И. Хлудова – сту- —373— дента того же курса Ефрема Долганова; на стипендию прот. А.В. Горского назначить студента III курса Бориса Забавила, на три стипендии П.А.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Apophthegmata, в: Migne. PG. 65; см. очень ценное исследование: Bousset W. Apophthegmata (1923); заслуживает внимания также работа Viller M. S. J., Rahner K. S. J. Aszese und Mystik in der Vдmerzeim (1939). S. 115–121; здесь приведена основная литература по теме. «Verba Seniorum», в: PG. 73. P. 855–1066. О других «Патериках» и «Цветниках»: Viller. S. 110 и след. Смирнов, в: БВ. 1904. 11. С. 447 и след. Ср. также: Holl. Enthusiasmus und BuЯgewalm. S. 255 и след. Смирнов. Ук. соч. С. 496–499. В работе Смирнова содержится лучшее изложение истории старчества с IV по VIII в. и превосходная характеристика его сути. Ausgewдhlme Schriften des hl. Ернгдт von Syrien. Перев. П. Цингерле (1871). 3. S. 227 и след. (BdKV. 13); ср. цитаты в моей книге. Op. cit. S. 27–31. Подробнее см. мою книгу (S. 38), а также: Schmidt B. Das geistige Gebet (1916); Wunderle G. Zur Psychologie des hesychastischen Gebets (1947) — очень важное исследование аскетических и мистических истоков Иисусовой молитвы, в котором опровергаются прежние ложные суждения об этом аскетическом делании; кроме того: Baur I. Untersuchungen uber die Vergцmmlichungslehre (1917/18); Попов И. Идея обожения (1909); он же. Религиозный идеал св. Афанасия Великого, в: БВ, 1903–1904; Минин П. Главнейшие направления в древнехристианской мистике, в: БВ. 1911/14. См. также в нашей библиографии литературу о прп. Симеоне Нов. Богосл.; особенно я рекомендую исследование И. Хаусхера. Литература о величайшем мистике поздневизантийской эпохи Григории Синаите очень скудна, специально посвященная ему работа епископа Алексия (Молчанова) «Византийские мистики XIV в.» (1906) оставляет желать лучшего. См. также небольшую работу: Bois J. Gregoire le Sinaite et l’hesychasme а l’Athos au XIVe siucle, в: Echos d’Orient. 5. 1901/02. P. 65–73. См. также: Heiler. 1. S. 390 и след., особенно 407 и след. Очень ценно и поучительно исследование: Lot-Borodine M. (1932/33). Текст «Сотницы», в: Die Gottesschau im palamitischen Hesychasmus. Ein Handbuch der spдmbyzanminischen Mystik. Введение (очень ценное) и перев. А. М. Аммана (1938).

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

   Господи, молитвами старца Аристоклия, спаси нас! Святой праведный Алексий Мечев      Старец Алексий Мечев родился 17 марта 1859 года в Москве.    О своём рождении старец Алексий рассказывал так: “Когда наступили роды, покойная матушка чувствовала себя очень плохо. Роды были трудные и так затянулись, что она была близка к смерти. В горе и тоске отец поехал в Алексеевский монастырь к обедне, которую по случаю праздника служил сам митрополит Филарет...”    Митрополит Московский и Коломенский Филарет горячо молился об умирающей от тяжёлых родов жене регента кафедрального Чудова монастыря Александре. После молитвы митрополит подал Алексею Ивановичу Мечеву просфору и сказал: “Бог милостив, всё будет хорошо. Родится мальчик, назови его Алексеем в честь празднуемого нами сегодня св. Алексия, человека Божия”.    Когда Алексей Иванович вернулся домой, его встретили с радостным известием: родился мальчик.    Старец Алексий часто вспоминал с благодарностью заботу и ласку митрополита Филарета к их семье, рассказывал как Владыка однажды спас от неминуемой смерти отца. Зимой по распоряжению митрополита были привезены музыкально одарённые мальчики, чтобы “ими пополнить митрополичий хор”. Детей выгрузили из саней, привели в теплое помещение. Вдруг Владыка быстро оделся, вышел во двор и сам начал обыскивать сани. При свете фонаря в одних санях он нашел спящего мальчика. Это был сын священника Коломенского уезда – Алексей. Позже, когда Алексей Иванович окончил Семинарию, митрополит предложил ему стать регентом митрополичьего хора.    Сын Алексея Ивановича, Алексий, сначала учился в Заиконоспасском Училище, затем – в Московской Духовной Семинарии, а после окончания Семинарии поступил в псаломщики в церковь Знамения на Знаменку.    В 1884 году Алексий женился на Анне Петровне Молчановой.    18 ноября 1884г. был рукоположен во диакона в Никитском монастыре преосв. Мисаилом, епископом Можайским. 19 марта 1893 г. был рукоположен во священника преосв. Нестором. Молодому священнику достался бедный приход маленькой церкви Св. Николая на Маросейке. Нужна была большая вера, чтобы, не смотря на трудности, не упасть духом. Старец Алексий с грустью рассказывал духовным детям:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Артемьев Павел Артемьевич, младший лейтенант госбезопасности, временный начальник Верхнеуральской тюрьмы. Афанасий (Малинин Александр Антонович; 1884–1939), архиепископ. В 1920 г. хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. В 1921 г. арестован. С 1923 г. епископ Спасский, с 1926 г. епископ Чебоксарский. С 1929 г. архиепископ Казанский и Свияжский. С 1933 г. архиепископ Ташкентский, затем Саратовский. В 1935 г. арестован и сослан. Умер в ссылке. Афанасий (Молчановский Яков Афанасьевич; 1887–1938), епископ. В 1924 г. хиротонисан во епископа Сквирского и Бердичевского, викария Киевской епархии. В 1924 г. арестован, год содержался в тюрьме. В 1926 г. выслан из Киева в Курск, затем в Москву. В 1929 г. арестован, до 1930 г. содержался в Соловецком лагере. В 1933 г. вновь арестован. Умер в заключении. Афанасий (Сахаров Сергей Григорьевич; 1887–1962), священноисповедник, епископ. В 1921 г. хиротонисан во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии. В 1922–1954 гг. с короткими перерывами пребывал в заключении и ссылках. Находился в оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому) . После избрания Патриарха Алексия (Симанского) восстановил общение с Московской Патриархией. С июля 1947 г. в Дубравлаге. В мае 1954 г. перемещен в Зубово-Полянский дом для инвалидов заключенных. В 1956 г. назначен председателем Богослужебно-календарной комиссии. Байда, председатель сельсовета пос. Абалак. Бакунина Эмилия Николаевна (урожденная Лопатина; 1875–1960), врач. Работала в частной клинике Бакуниных на Остоженке, где лечился св. Патриарх Тихон. В 1926 г. эмигрировала в Париж. 20 лет работала врачом в Русском доме в Сент-Женевьев-де-Буа. Автор воспоминаний «Последние дни патриарха Тихона: (Воспоминания врача)». Похоронена на кладбище Сент- Женевьев-де-Буа в Париже. Балашов, обновленец из Ленинграда. Б-в А. С., протоией см. Беляев Алексей Сергеевич, протоиерей. Бедный Демьян (настоящее имя Ефим Алексеевич Придворов; 1883–1945), советский писатель, поэт, публицист, специализировался на антирелигиозной тематике.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

В. О. Шервуд ) в память о гренадерах, павших под г. Плевной (Болгария). За время управления Московской митрополией И. освятил в Москве более 30 храмов, в т. ч.: 11 сент. 1882 г.- во имя св. Александра Невского при Александровском приюте на Молчановке, 7 окт. 1882 г.- во имя св. Александра Невского при училище принца Ольденбургского, 1 июня 1883 г.- во имя Св. Троицы при Свято-Владимирской больнице, 27 авг. 1883 г.- обновленный храм во имя прп. Пимена Великого в Нов. Воротниках, 2 февр. 1885 г.- в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на ул. Б. Серпуховская, 27 апр. 1886 г.- в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Александро-Мариинском приюте, 21 окт. 1886 г.- в честь Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот, 17 окт. 1886 г.- в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в Мариинском жен. епархиальном уч-ще на ул. Б. Ордынка, 6 сент. 1887 г.- во имя вмч. Пантелеимона в Бахрушинской больнице, 22 нояб. 1887 г.- во имя прор. св. Анны в Доме призрения им. Мазуриных, 24 нояб. 1889 г.- во имя свт. Филарета Милостивого при Ермаковской богадельне, 3 июня 1890 г.- во имя свт. Григория Неокесарийского в Павловской больнице у Серпуховской заставы, 12 окт. 1890 г.- в честь иконы Божией Матери «Знамение» во 2-й Градской больнице, 20 июня 1891 г.- во имя святых князей Феодора, Давида и Константина в Морозовской богадельне. Среди монастырских храмов, освященных И.,- ц. Всех святых (1887-1891) в московском во имя преподобного Алексия, человека Божия, монастыре , ц. свт. Иоанна Златоуста (1888-1891) в Донской иконы Божией Матери московском монастыре , храмы в Гуслицком в честь Преображения Господня монастыре , Екатерины вмц. муж. монастыре , Гефсиманском скиту . Митрополит принимал деятельное участие в проектировании и строительстве московского Скорбященского монастыря (освятил в 1891 ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери), Воздвижения Креста Господня и в честь Иерусалимской иконы Божией Матери женского монастыря в с. Лукине. Также И. основал Кирилло-Мефодиевское братство для поддержки и создания церковно-приходских школ Московской епархии, открыл Мариинское жен.

http://pravenc.ru/text/577942.html

Весной 1912 года был пройден некий поворотный рубеж во взаимоотношениях общества и старца Григория. Наступили небольшие, но перемены к лучшему, а сплетни и пересуды, разбившись о непреклонность Государя и Государыни в отношении Их Друга, поутихли. Благоприятные для старца Григория изменения произошли и в духовном ведомстве. Летом 1912 г. епископ Феофан (Быстров) был переведён из Крыма в Астрахань с титулованием Астраханским и Енотаевским (с 25 июня 1912 г.). Тем самым, прекратились назойливые, досадные его притязания на роль спасителя России от монстра-сектанта, каким он стремился представить Григория Ефимовича перед Царём и Царицей, будучи в Крыму. С Тобольской кафедры был смещён епископ Антоний (Коржавин) - противник Г.Е., затянувший до невозможности дело о «хлыстовстве» Распутина, хотя никаких улик с момента его возбуждения так и не появилось. На его место был назначен епископ Алексей (Молчанов). Меж тем, Григорий Ефимович по дороге из Москвы в Тюмень познакомился с сыном епископа Алексия (Молчанова), Леонидом Молчановым, который поспособствовал встрече нового правящего архиерея Тобольской епархии со старцем Григорием. Близко познакомившись со знаменитым крестьянином из Покровской слободы и хорошо узнав этого человека, владыка Алексей возобновил «Тобольское дело», поставив целью завершить тянувшееся много лет расследование. Он затребовал сведения от причта Покровской церкви и лично изучил материалы дела. 29 ноября 1912 г. Тобольской Духовной Консисторией было вынесено заключение, согласно которому с крестьянина Г.Е. Распутина-Нового были сняты все обвинения в хлыстовстве, как не имеющие под собой никакого основания. Старец Григорий был признан «православным христианином, человеком духовно настроенным и ищущим правды Христовой». Заключение было разослано многим высокопоставленным лицам и некоторым депутатам Государственной думы. Дело было прекращено. Осенью 1912 г. старец Григорий на коленях молил Государя не начинать войны с Турцией, против которой выступили славянские государства Балканского полуострова: Болгария, Греция, Сербия и Черногория, объединившиеся в Балканский союз.

http://ruskline.ru/analitika/2016/12/30/...

Главный его труд, принесший особую заслугу для богословской науки, служил учебником в духовных семинариях и выдержал несколько изданий: «Практическое изложение церковно-гражданских постановлений в руководство священнику при совершении важнейших церковных треб» (СПб., 1864). В «Христианском чтении» опубликована его статья «Можно ли вступать в брак вдовым священникам» (СПб., 1863). См.: Родосский А. С. Биографический словарь. С. 351 – 352. Брокгауз–Ефрон. Кн. 44. С. 789. – Изд. 595 Арсений (Брянцев Александр Дмитриевич; 1839–1914). Из Смоленской губернии, окончил Киевскую ДА магистром в 1867 г.; был ректором Таврической ДС с 1873 по 1882 г. В 1882 г. хиротонисан во епископа Ладожского, викария Санкт-Петербургской епархии, а в 1883 г. назначен ректором СПбДА. С 1887 г. – епископ Рижский и Митавский (с 1893 г. – архиепископ), с 1897 г. – архиепископ Казанский и Свияжский, а с 1903 г. – Харьковский и Ахтырский. Замечательны были заботы Арсения как ректора Академии о подъеме в Академии духа иноческого подвижничества. В течение 20 лет до времени ректорства Арсения в Академии не было примеров принятия студентами монашества. Однако нравственное влияние и частые его беседы со студентами многих из них расположили к принятию иночества. За три с небольшим года управления Академией Арсений постриг в монашество следующих студентов: Михаила Михайловича Грибановского, автора настоящих писем, в 1884 г.; диакона Петра Грузова (впоследствии – Платон, епископ Муромский); Николая Надеждина – (ныне Никанор, епископ Пермский); Иакова Мещерякова (ныне Серафим, епископ Полоцкий); Алексея Храповицкого, им же хиротонисанного в 1897 г. и во епископы (ныне Антоний, архиепископ Волынский); Илью Алексеева (Иоанн, бывший епископом Пермским) и Алексея Турбина (с именем Сергия). Будучи в Казани, архиепископ Арсений постриг в монашество и хиротонисал во епископы (10 сентября 1900 г.) и нынешнего Таврического преосвященного, епископа Алексия (Молчанова) . Не можем не отметить, что замечательные академические лекции архимандрита Михаила (Грибановского) по введению в круг богословских наук были изданы на средства архиепископа Арсения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Несколько месяцев о. И. Чудович окормлял и приход церкви Преображения Господня в Орлино. Этот храм был закрыт б декабря 1939 г., а возродил его осенью 1941 г. прот. Н. Шенрок. Уже в конце года его сменил в качестве настоятеля свящ. Иоанн Суслин, арестованный нацистами в августе 1942 г. и расстрелянный через три месяца. В декабре 1942 г. в Преображенской церкви служил И. Амосов, но по просьбе прихожан он был вскоре убран, и приход по очереди окормляли отцы И. Чудович, Н. Быстряков, а с мая 1943 г. – В. Митрофанов. Затем гатчинский благочинный направил в Ригу для рукоположения в сан иерея выпускника Петербургской Духовной семинарии певчего Алексия Лаптева, и 14 июня 1943 г. Экзарх рукоположил его во священника. В августе 1943 г. о. Алексий вернулся в Гатчинский район и стал служить в Преображенской церкви, но в январе 1944 г. эвакуировался с немцами, увезя с собой приходские деньги и антиминс. После этого до октября 1944 г. Орлинский приход вновь окормлял о. В. Митрофанов 25 . Также с осени 1941 г. действовала закрытая в 1942 г. Петропавловская церковь на ст. Карташевская. Храм был частично разрушен, но местные жители отремонтировали его. Весь период оккупации настоятелем Петропавловской церкви служил прот. Николай Быстряков, которому указом Экзарха митр. Сергия от 27 апреля 1943 г. было предоставлено право совершать литургию при открытых царских вратах до Херувимской песни. Церковь Рождества Богородицы в с. Рождествено открыл в октябре 1941 г. священник Георгий Свиридов. В 1942 г. его сменил прот. Петр Кудринский. Он происходил из Самарской епархии, в первые месяцы войны был призван в советскую армию, вскоре попал в плен, был как священнослужитель освобожден и до января 1944 г. окормлял Рождественский приход. Из доклада о. Петра Экзарху митр. Сергию известно, что протоиерей в 1943 г. обслуживал в Рождествено 4 лагеря пленных, совершая богослужения каждое воскресенье в одном из лагерей по очереди, и добился освобождения из них 25 человек. В январе 1944 г. о. П. Кудринский эвакуировался в Прибалтику, и Рождественскую церковь в июне-октябре 1944 г. окормлял священник Иоанн Молчанов 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Определяли: 1) Принимая во внимание сравнительное достоинство устных ответов студентов I, II и III курсов Академии на экзаменах, успехи их в практических занятиях, достоинство третных сочинений и проповеди и поведение, – перевести их в следующие курсы в таком порядке: а) Во курс – студентов первого курса: 1) Соловьева Дмитрия, Кобранова Евгения, Воронцова Вениамина, Ружицкого Константина, 5) Иванова Бориса, Доброва Владимира, Преображенского Александра, Волкова Александра, Розанова Николая , 10) Рудича Василия, Новосельского Владимира, Мытарева Николая, Андреева Михаила, Товстуху Михаила, 15) Счастнева Петра, свящ. Дубровина Димитрия, Пиуновского Николая, Олейника Михаила, Давидова Федора, 20) Никольского Виктора, Соколова Бориса, Меморского Алексея, Розова Григория, Соловьева Ивана, 25) Саффрана Георгия, свящ. Дмитриева Василия, Руднева Николая, Соколова Николая, Тихомирова Владимира, 30) Порецкого Михаила, Безродного Михаила, Андреева Федора, Металлова Валентина, Моисеева Григория, 35) Шувалова Петра, Щеголькова Михаила, Молчанова Николая, Шереметевского Алексия, Иваницкого Владимира, 40) Протодиаконова Александра, Бриллиантова Петра, Жданова Леонида, Кириченко Василия, свящ. Беляева Николая , 45) Батина Павла, Боголюбского Геннадия, Смирнова Николая, Смирнова Дмитрия, свящ. Ворончева Александра, 50) Верхоустинского Дмитрия, иерод. Павлина (Крошечкина), Васильевского Александра, свящ. Рождествина Александра, Постникова Михаила, 55) Виноградова Сергея, Некрасова Михаила, диак. Цветаева Николая, Заболотского Павла, Афанасьева Николая , 60) Архангельского Константина, Авдиева Александра, свящ. Белорукова Александра и 63) Истомина Дмитрия. Б) В курс – студентов II курса: 1) Введенского Михаила, Бельчикова Николая, Драчева Николая, Колосова Сергия, 5) Вахаева Михаила, Щукина Александра, Ленчинского Ивана, Куханова Александра, Матвеевича Виктора, —172— 10) Пясецкого Петра, Голубцова Михаила, Садовского Евгения, иером. Варнаву (Беляева) , Иванова Сергея, 15) Орлова Александра, Гераскевича Николая, Орлова Николая , Архипова Петра, свящ. Вышелесского Константина, 20) Колчицкого Николая, Прыткова Николая, Арбекова Евгения, Сикова Максима, Троицкого Николая , 25) свящ. Архангельского Иоанна, Соловьева Алексея, Десятова Александра, Никольского Григория, Беляева Николая , 30) Дюльгерова Дмитрия, Покровского Гавриила, Цвинева Ивана, Петрова Сергия, Сапожникова Николая, 35) Покровского Сергея, Холмогорова Сергея, Крылова Григория, Алферова Петра, Волского Харлампия, 40) Вознесенского Федора, Херсонского Василия, Соколова Александра, Бажанова Василия , свящ. Делекторского Феодора, 45) Аскалонова Стефана, Никольского Леонида, Любимова Александра, Пикунова Александра, Постникова Сергея, 50) Георгиевского Сергея, диак. Мещерского Константина и 52) Никольского Николая .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010