Об архиве митрополита Питирима Архив митрополита Питирима (+2003) был передан в дар его родственниками в Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ) вскоре после его кончины. В 2010 году по благословению архимандрита Тихона (Шевкунова) в ответ на просьбу заведующего Отделом рукописей Виктора Федоровича Молчанова о помощи в разборе и описании архива владыки я была приглашена на эту работу. Так с 2010 года началось мое знакомство с архивными материалами. Хочется отметить, что передача на государственное хранение личного архива выдающегося иерарха Русской Православной Церкви XX века — явление уникальное для нашего времени. Самое удивительное, что архив митрополита Питирима поступил именно в Отдел рукописей РГБ, где уже хранятся архивы архимандрита Иннокентия (Просвирнина), ближайшего помощника владыки и Евгения Алексеевича Карманова, ответственного секретаря «Журнала Московской Патриархии». А если говорить вообще о хранящихся фондах духовенства в Отделе рукописей, то можно назвать хотя бы такие, как архив святителя Филарета (Дроздова), архиепископа Леонида (Краснопевкова), архимандрита Леонида (Кавелина), родовой архив Симанских (предков Святейшего Патриарха Алексия I), собрания рукописных книг Троице-Сергиевой лавры, Иосифо-Волоцкого монастыря, Оптиной пустыни и многие другие. Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим      Само наличие архива владыки Питирима вызывает огромный интерес. Архив по объему большой, в его состав входят биографические документы, материалы служебной деятельности, включая работу владыки в Московской духовной академии, в Издательском отделе Московского Патриархата, в Московском институте инженеров транспорта, материалы, связанные с возрождением Иосифо-Волоцкого монастыря. Церковно-общественная деятельность митрополита Питирима нашла свое отражение в многочисленных документах различных богословских комиссий, собеседований и конференций. В архиве хранятся творческие рукописи владыки. Прежде всего, это работы, написанные в период обучения и преподавания в духовной академии, статьи для студенческих сборников, проповеди. Большой объем архива составляет переписка. Это очень интересный материал, который включает письма практически всех архиереев того периода, известных старцев и священнослужителей. Фотоматериалы составляют значительную часть архивного фонда: это фотосъемка как самого владыки, который очень увлекался фотографией, так и многочисленные работы различных фотографов.

http://pravoslavie.ru/69011.html

Церковь арх. Михаила (бывш. арм. ц. Сурб-Аракелоц) в Карсе. 1-я пол. X в. Фотография. 10-е гг. XX в. Церковь арх. Михаила (бывш. арм. ц. Сурб-Аракелоц) в Карсе. 1-я пол. X в. Фотография. 10-е гг. XX в. В 1909-1912 гг. в Эривани выходил духовный ж. «Вестник Эриванского православного прихода». К 1913 г. на территории Е. в. действовало свыше 30 правосл. церквей в Александрополе, Карсе, Эривани, Сарыкамыше, Каракурте, Кагызмане, Джалал-Оглы, Канакере, Ольты, в селах Арзни, Димитров, Анкаван и др. 13 дек. 1912 г. решением Святейшего Синода РПЦ для окормления правосл. паствы на территории исторической Армении было учреждено Е. в. Первым викарием стал Бакинский вик. еп. Пимен (Пегов ; 13 дек. 1912 - 12 февр. 1915, переведен Балтским викарием в Подольскую и Брацлавскую епархию). В 1907-1911 гг. он занимал должность ректора Тифлисской ДС, с 1907 г. был членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы . Уже будучи Ереванским викарием, временно управлял Грузинским Экзархатом с 20 мая до 26 июня 1914 г. (после кончины экзарха архиеп. Алексия II (Молчанова) и до поставления во экзарха архиеп. Самарского и Ставропольского Питирима (Окнова) ). В 1915 г. входил в состав Комитета Грузинского Экзархата по сбору пожертвований на военные нужды (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 24173. Л. 59; Ед. хр. 26424. Л. 1). 12 февр. 1915 - 24 марта 1916 г. кафедру Е. в. занимал перешедший с Чебоксарской кафедры Леонтий (Вимпфен ; расстрелян 6 июля 1919), штатный член Грузино-Имеретинской синодальной конторы, позже переведенный на Оренбургскую кафедру Кустанайским викарием (Правосл. собеседник. 1915. Февр. С. 373). 23 марта (по др. источникам, 24 или 26 апр.) 1916 г. в тифлисском кафедральном Сионском соборе (см. Тбилисский Сиони ) на Ереванскую кафедру был хиротонисан ректор Кишинёвской ДС архим. Дамиан (Говоров ; с 7 июля 1917 епископ Петровский, викарий Саратовской епархии), с 28 марта штатный член Грузино-Имеретинской синодальной конторы (Речи при наречении во епископа Ереванского//ПрибЦВед. 1916. 21. С. 503-506).

http://pravenc.ru/text/190125.html

Возможно, что епископ Алексий, как простодушный человек, принимал какие-нибудь подарки от иоаннитов, не замечая за последними худых намерений и сам не имел при этом никакой корыстной цели. А на благотворительность в целях прикрытия самих себя сектанты, как известно, очень способны. Умозаключения Илиодора о корыстолюбии епископа Алексия не соответствуют действительности. То же самое можно сказать и относительно утверждения Илиодора о тесной связи епископа Алексия с Распутиным. Еще неизвестно, действительно ли он назвал Распутина «Божьим старцем», а главной причиной его назначения на Карталинскую кафедру в качестве Экзарха, как нам кажется, была его преданность к «царствующему дому», которая особенно видна из его проповеди , произнесенной по случаю манифеста 1905 года. Период, в который был назначен епископ Алексий Экзархом Грузии, был периодом революционного брожения в Грузии. Вот туда-то и нужно было, по мысли «царствующего дома», назначить такого иерарха, который отличался бы преданностью государственной власти и имел незаурядные способности. Таким то иерархом и явился епископ Алексий, который и был назначен в сане архиепископа на кафедру Карталинскую в качестве Экзарха Грузии. Будучи епископом Тобольским, Преосв.Алексий, подобно своему предшественнику архиепископу Антонию, трудился для прославления святителя Иоанна Максимовича . Он всенародно молился, да сподобит Господь Тобольск и Россию петь не «Вечную память», а «Величаем тя, святителю отче Иоанн». Это предсказание Преосвященного Алексия через несколько лет исполнилось. На жизнь епископа Алексия два раза делались покушения: один раз стреляли в окно его спальни, а другой раз пытались поджечь тот дом, где он остановился на ночлег во время объезда епархии.· На кафедре Экзарха Грузии архиепископ Алексий пробыл меньше года, в последнее время своей жизни он страдал болезнью почек и горловой чахоткой, которые и привели его к преждевременной смерти. Скончался 20.V.1914 года. Отпевание совершал Преосвященный Ереванский Пимен. Погребен на своей родине в Вятской губернии .

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Последнее обращение с ходатайством о возвращении и об открытии храма жители Тайцев направили на имя патриарха Алексия в феврале 1957 года. Как явствует из архивных документов, к этому времени уже и благочинный пригородного округа протоиерей Василий Раевский во внутренней переписке высказывался против возвращения Таицкого храма, аргументируя это тем, что восстановить его своими силами жителям будет довольно тяжело и, к тому же, в Красном Селе и Гатчине уже есть действующие храмы… Так белокаменная церковь-красавица вновь, почти на полвека, была предана мерзости запустения. Лишь к 1990 году благодаря энтузиазму местных жителей, в сердцах которых все эти годы теплилась надежда, полуразрушенный и оскверненный храм (подвал которого был затоплен водой) был возвращен его законному владельцу - Русской Православной Церкви, и с января 1991 года в нем возобновились богослужения. Его первым настоятелем был назначен священник Петр Молчанов. К настоящему времени, благодаря трудам его настоятеля протоиерея Игоря Ковальчука (возглавившего приход в 1992 году), храм вновь предстал во всем своем былом великолепии - восстановлены купол и боковые главки, очищены и побелены стены, сводчатый потолок украшает массивное вызолоченное паникадило, а центральный придел - новый четырехъярусный иконостас. При храме действует и детская воскресная школа. Во всем этом благолепии есть частица труда как простых прихожан - местных жителей, так и щедрых благотворителей. Идея строительства храма появилась в начале ХХ столетия в связи с бурным развитием Таицкои железной дороги под Петербургом. Церковь была возведена в 1913 - 1914 годах на денежные пожертвования по проекту архитекторов Н. И. Постникова и И. В. Экскузовича и торжественно освящена епископом Гдовским Вениамином во имя святителя Алексия, метрополита Московского. Большой вклад в создание храма внес генера-адьютант К. Н. Нилов. Белоснежный храм с высоким шлемообразным куполом был расчитан на 700 прихожан. После революции судьба не пощадила и эту святыню. В 1939 году Таицкий храм был закрыт и превращен в клуб. На время фашистской оккупации, в 1941 - 1944 годах храм был открыт для верующих, а после освобождения Тайцев в нем разместился склад, а позднее поселковый дом культуры, в 1937 году на землю был сброшен большой церковный купол.

http://sobory.ru/article/?object=00112

В 1714 г. было закончено строительство храма Казанской Божией Матери на её же вклады. В последствие при церкви был построен больничный 2-этажный корпус с переходом в храм. К середине XVIII в. монастырь достиг наивысшего своего расцвета, пользовался покровительством дома Романовых, имел подворье в г. Москве. В 1825 г. были построены настоятельские 2-этажные кельи из погоревшего бывшего больничного корпуса, что был при Казанской церкви. В 1865 г. при игумении Максимилле купец Авраамий Ушаков выстроил 2-этажный корпус для живущих в монастыре сестёр. С 1875 г. управляла монастырём игумения Евгения. В 1876 г. при ней строился каменный корпус в северной части монастыря на средства Елизаветы Осиповны Молчановой. Был возведён 3-этажный корпус трапезной, приходская школа для девочек, рукодельная, каретный сарай с жилым помещением, два колодца, рядом с монастырём 3-этажная каменная гостиница. Игумения Евгения устроила три пустыньки: Алексеевскую с церковью во имя Святаго Алексия Человека Божия и колокольней при ней; Воскресенскую с «благолепным храмом»; недалеко от станции Берендеево третью пустыньку с храмом в честь Всех Святых. При каждой пустыни были учреждены церковно-приходские школы. Прекрасный певческий хор монахинь пользовался особым почтением Царя Николая II, который неоднократно брал его с собой в заграничные поездки. В 1923 г. монастырь был закрыт, его занимали различные организации. В 1998 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II Никольскому женскому монастырю были переданы храмы и здания Фёдоровского женского монастыря. 19 апреля 1998 г. на праздник Святой Пасхи состоялась первая Божественная литургия в церкви Введения Пресвятой Богородицы. Богослужение совершалось весь тёплый период года. 26 августа 1999 г. указом архиепископа Ярославского и Ростовского Михея 89 служащим священником обители был назначен священник Александр Алексеев. 12 сентября 1999 г. на праздник Святого благоверного князя Александра Невского после восстановления системы отопления и ремонта храма, состоялась первая Божественная литургия.

http://sobory.ru/article/?object=00433

Однако убийство митр. Алексия 7 мая 1943 г. изменило планы. Позже на допросе в НКВД архим. Мефодий говорил: «Я начал бояться за свою жизнь, чтобы не убили меня, как владыку Алексия, и тогда решил уйти из монастыря в мае 1943 г. В селе помогал отцу и жил там до февраля 1944 г.» ( Кулик О., прот. Терниста дорога: шлях i пастирська дiяльhicmь apxiм. Meфoдiя (Cuбikobcьkoro), 1902-1978. Pibhe, 2014. С. 63). Новый настоятель Дерманского мон-ря архим. Варлаам (Цихоцкий) в 1943-1944 гг. состоял в подчинении Ровенско-Кременецкой епархии Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). В газ. «Православная Русь» сообщалось, что весной 1943 г. были убиты сопротивлявшиеся автокефалистам клирики Автономной УПЦ: свящ. Георгий Иваницкий из с. Пелча Дубенского р-на, свящ. Мелетий Рыжковский из с. М. Мощаница Здолбуновского р-на, прот. Евгений Мержвинский из с. Вел. Мощаница Здолбуновского р-на (1943. 7/8. С. 15). Названные клирики, а также диакон из с. М. Мощаница Анатолий Малевич погибли от рук бандеровцев (Книга скорботи Украïни: Pibhehcьka обл. Pibhe, 2003. Т. 2: Дeмuдibcьkuй, Дубровицький, Здoлбyhibcьkuй райони). На территории Острожской и Сарненской епархии в 1944 г. были убиты свящ. Мефодий Чуйковский (с. Рудка Демидовского р-на Ровненской обл.), прот. Петр Жижкевич с матушкой (с. Иванье Дубенского р-на), прот. Серафим Молчановский (с. Рачин Дубенского р-на), прот. Алексий Прибытовский (с. Смордва Млиновского р-на), прот. Михаил Цыбульский (с. Мирогоща Дубенского р-на), свящ. Иоанн Тарнавский (с. Глинск Здолбуновского р-на), свящ. Михаил Мокринский (с. Пляшева Радивиловского р-на) и др. По-видимому, в гибели большинства священников виновны бандеровцы; прот. Алексий Прибытовский убит сотрудниками НКВД (согласно отчетам о спецоперациях НКВД). После освобождения Волыни от нем. оккупации в 1944 г. была восстановлена Волынская епархия РПЦ, в которую вошла территория Острожско-Сарненской епархии. 10 апр. 1990 г. от Волынско-Ровенской епархии отделена Ровенская и Острожская епархия .

http://pravenc.ru/text/2581685.html

кн. Иоанна III. Это квадратное в плане 2-этажное здание, верхний этаж к-рого перекрыт 4 крестовыми сводами, опирающимися на центральный столп квадратного сечения. Главным украшением фасадов был пояс из терракотовых изразцов и 2 рядов поребрика. Во 2-й пол. XVII в. вблизи сев.-зап. угла собора была построена столпообразная шатровая колокольня (не сохранилась; изображена на акварели архит. Ф. Кампорези, 2-я пол. XVIII в.), разобрана в кон. XVIII в. В кон. XVI или нач. XVII в. Арсением, архиеп. Элассонским, обветшавшая к тому времени трапезная была восстановлена и к ней пристроена ц. во имя Чуда арх. Михаила в Хонех (согласно сведениям, приводимым в записках архиеп. Арсения). В кон. XVII в. царицей Евдокией Феодоровной с востока к трапезной был пристроен храм арх. Михаила, ставший усыпальницей рода Лопухиных (достроен на средства Лопухиных в 1739) с приделом апостолов Петра и Павла (в 1819 освящен в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи). В 1838 г. в трапезной был освящен придел во имя сщмч. Александра, еп. Команского. В верхнем четверике основного объема церкви, над сводом храма арх. Михаила, существовал храм во имя свт. Алексия Московского; под Архангельской ц. располагается теплая ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» (с кон. XVIII в.). Кирпичная ограда с башнями возведена во 2-й пол. XVII-XVIII в., над ее юж. вратами существовала ц. Рождества Богородицы (1756; разрушена в 30-х гг. XX в.). На рубеже XVIII-XIX вв. по проекту Р. Казакова перед Св. вратами была выстроена одна из самых высоких в Москве каменных колоколен (уничтожена в 30-х гг. XX в.), во 2-м ярусе к-рой 25 окт. 1803 г. освящена ц. во имя Симеона, сродника Господня. Др. здания кон. XVII-XIX в. частью сохранились (настоятельские покои, 1690; братский корпус нач. XVIII в.; духовное уч-ще, 1810-1814), частью снесены (ц. мч. Евграфа - усыпальница Молчановых, 1874). В XIX в. в А. м. сохранялся св. колодец, ископанный, согласно монастырскому преданию, прп. Андроником. Сохранились нек-рые надгробия некрополя XVI-XIX вв.

http://pravenc.ru/text/115428.html

Собрание приняло следующую резолюцию: «В многочисленных голосах представителей уезда... звучало одно твердое убеждение, что наша Православная Церковь есть хранительница истины Христовой в лице тех праведников, которые, как солнце, зажигают своим благодатным светом... простые сердца верующих, внушая свято сохранять... в чистоте и неповрежденности православную апостольскую святоотеческую веру. А потому и говорить... о необходимости какой-то другой «Живой церкви», внушать верующим, что будто бы нужно переменить свой прежний древлеотеческий взгляд на православие, собрание признало делом совершенно излишним, недопустимым, весьма вредным...» Первого марта того же года за участие в подготовке и проведении собрания были арестованы епископ Осташковский Григорий (Абалымов), временно управлявший Тверской епархией, и с ним протоиереи Макарий Комаров (настоятель Покровского собора в г. Кимры), Александр Молчанов, Арсений Покровский, Арсений Троицкий, Иоанн Преображенский (благочинный 1-го округа Кимрского уезда), иерей Василий Рубцов. 16 мая 1923 г. все они были приговорены к трем годам заключения в концлагере и отбывали свой срок на Соловках 61 . В 1924 г. в лагерь прибыла группа борцов с обновленцами из Казанской епархии. 14 июня 1923 г. в Казани были арестованы насельники Иоанно- Предтеченского монастыря игумен Питирим (Крылов), иеромонахи Иоанн (Широков) и Серафим (Шамшев), с ними арестовали и иеромонаха Спасского собора Казанского Кремля Феофана (Еланского). Все они окончили Казанскую духовную академию и были пострижениками митрополита Казанского Кирилла (Смирнова). Ситуация в Казани была в 1923 г. крайне тяжелой, церковную власть в ней полностью захватили обновленцы, верными Православию оставались лишь два приходских храма. Немногочисленную группу непримиримых к обновленчеству клириков и монахов возглавил Иоасаф (Удалов), епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии. Вошедшие в эту группу отказались признать ВЦУ и обновленческого епископа Алексия (Баженова) как неканонически поставленного, распространяли по городу антиобновленческие воззвания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Молчанов овдовел. Принял монашество. Он был на должной высоте как законоучитель. Он встал на должную высоту и как монах. Он всё раздавал бедным, всем помогал, кому мог. Учил на свои средства молодёжь. Сам ходил в поношенной рясе, в заплатках. Такому человеку, да ещё больному, – он ещё в Казани часто жаловался на болезнь горла, – «карьера» не нужна. Молчанова назначили экзархом. Назначение было неожиданное, потому что архиеп. Алексий считался «опальным». И этой неожиданности было достаточно, чтобы поставить назначение его в связь с именем проходимца Григория Распутина! Неужели кому-нибудь кажется вероятным, что почти умирающий старик, всю жизнь отдавший на служение людям, во имя «карьеры» мог запятнать себя таким позором? Как говорят, сам Распутин утверждает, будто бы назначение Алексия на кафедру экзарха – его «дело». Я слишком хорошо знаю экзарха и слишком хорошо представляю Распутина, чтобы считаться даже с его собственными словами! Молчанов – большой человек, а Распутин, ко всем своим достоинствам, – большой Хлестаков, который очень любит похвалиться не только тем, что было, но и тем, чего не было. А общество готово верить всему, что связывают с именем «сибирского выходца». Но в данном случае внутренняя несообразность так очевидна, что большой грех возьмёт на свою душу тот, кто поверит клевете и осудит умирающего. Памяти друга 12 Скончался старообрядческий епископ Михаил. Внезапно постигла его тяжёлая душевная болезнь. Сестра не усмотрела за ним в вагоне. Он исчез на подмосковной станции. Через несколько дней его нашли на мостовой, без памяти, избитым, измученным, с переломленным ребром. Оказывается, накануне епископ Михаил в состоянии психического расстройства вошёл ночью в квартиру ломовых извозчиков, погасил лампу и хотел лечь на нары – извозчики приняло его за вора, избили и выбросили на улицу... Когда я читал это сообщение, было такое чувство, точно тебя бьют обухом по самому больному месту... Епископ Михаил – маленький, хрупкий, болезненный, воплощённая доброта, деликатность, чуткость – больной, измученный, забрёл в «подвальный этаж»... И его бьют, уродуют, ломают, потому что «приняли» за «вора»...

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

В селе Валки, что на живописном берегу Керженца, тоже помнят отца Алексия. Здесь до сих пор живут люди, которые знали батюшку, видели его в далеком детстве. Во Владимирском храме села Валки хранится Евангелие, принадлежавшее когда-то новомученику. Его святой образ можно увидеть на иконе. Она встречает каждого, кто только переступает порог церкви. Батюшка изображен седовласым старцем в священническом облачении. В правой руке он держит крест – символ мученичества, левой рукой прижимает к груди святое Евангелие. Во взгляде священномученика Алексия мы читаем смирение и любовь. Священномученик Алексий Молчанов. Рисунок Марии Романовой На Нижегородской земле у святого батюшки живут внуки и правнуки, хранящие живую память о нем. Они изучали историю своей семьи и сейчас понимают, какой путь прошел род Молчановых, прежде чем они появились на свет. Знать свою родословную, познавать историю нашего Отечества – дело наиважнейшее. И любовь к Родине возникнет только тогда, когда человек знает ее историю. А надо ли нам, людям цифровой эпохи, ворошить темное прошлое нашей страны? Надо ли анализировать печальный исторический опыт, который остался позади? Да, надо! Это просто необходимо! Надо признавать свои ошибки. Не замалчивать их, не приукрашивать минувшее, не очернять его, а смело смотреть правде в глаза. Всем нам полезно окунуться в атмосферу того времени и что-то для себя открыть. А в конечном итоге – понять себя и стать лучше. Как сохранить историческую память? Что могут сделать для этого дети? Начните записывать воспоминания своих дедушек и бабушек. Рассмотрите и опишите семейные документы, письма и фотографии. Когда бабушки и дедушки уйдут из жизни, то нерассказанные истории исчезнут, неподписанные фотографии обезличатся. Нам надо хранить, изучать и любить свою историю! И делать все для того, чтобы репрессии никогда не повторились Нам надо хранить, изучать и любить свою историю! И делать все для того, чтобы репрессии никогда не повторились. Все не могут быть историками. Но каждый должен знать, что за его спиной – Святая Русь, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, Святейший Патриарх Тихон, священномученик Алексий Молчанов и собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Нам надо быть достойными подвига святых предшественников.

http://pravoslavie.ru/157396.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010