Меньше чем через 2 месяца епископ был арестован по обвинению в «организации нелегальных братств», приговорен к 2 годам ссылки. Вернулся в Ленинград к лету 1925 г., вступил в управление Л. в., вошел в епископский совет. До конца года, пока владыка находился на свободе, он успел посетить мн. приходы Л. в. Новый арест последовал 19 дек. 1925 г., в 1926-1928 гг. еп. Иннокентий отбывал ссылку, с 1929 г. жил в Вологде, почислен на покой. В обновленческой (см. Обновленчество ) Петроградской, затем Ленинградской епархии в 20-х - 1-й пол. 40-х гг. XX в. также существовало (с перерывами) Ладожское вик-ство. Первым его занял в апр. 1923 г. «архиепископ» Николай (Соболев), к-рый сложил с себя звание правящего обновленческого «архиепископа Петроградского и Гдовского» и оставался при епархии в качестве викарного «Ладожского епископа». 19 июня 1923 г. он был перемещен на Ставропольскую кафедру (Ставрополь-на-Волге (ныне Тольятти)), вторично занимал Ладожскую кафедру с ок. 1926 по 1930/31 г. (18 февр. 1927 утвержден 2-м викарием Ленинградской епархии). В сер. 30-х гг. XX в. титул «архиепископ Ладожский» носил Вениамин Молчанов. 18 апр. 1943 г. в Москве во «епископа Ладожского», временно управляющего обновленческой Ленинградской епархией, был поставлен протопресвитер Ленинграда Сергий Румянцев. По возвращении в Ленинград он организовал регулярные архиерейские богослужения в единственном обновленческом храме города, находившегося в блокаде,- Спасо-Преображенском соборе, воссоздал епархиальное управление. В окт. 1943 г. награжден медалью «За оборону Ленинграда». После того как клир и церковный совет собора в янв. 1944 г. воссоединились с Московской Патриархией, Сергий Румянцев был лишен регистрации. 24 июля 1944 г. публично принес покаяние, принят мирянином, в сент. 1944 г. рукоположен во иерея. С дек. 1945 г. до выхода за штат в марте 1973 г. являлся настоятелем Спасо-Преображенского собора. 11 авг. 1970 г. титул «Ладожский» был присвоен жившему в США епископу Московской Патриархии Марку (Шавыкину), бывш. Сан-Францисскому (еп. Марк ушел на покой после предоставления автокефалии Православной Церкви в Америке ). Он стал номинальным викарием Ленинградской епархии и был утвержден настоятелем Никольского собора в Сан-Франциско, совершал богослужения в тех приходах в США, которые пожелали остаться в юрисдикции Русской Церкви. В 1978 г. участвовал в торжествах по случаю 60-летия восстановления Патриаршества, состоявшихся в Москве. С 29 дек. 1983 г. на покое. 13 сент. 1989 г. епископом Ладожским был назначен секретарь митр. Ленинградского и Новгородского Алексия (см. Алексий II , Патриарх Московский и всея Руси) прот. Георгий Епифанов по пострижении в монашество (см. Арсений (Епифанов) ), хиротония состоялась 5 окт. 1989 г. 20 июля 1990 г. еп. Арсений был назначен на Истринское викариатство Московской епархии (ныне митрополит Истринский, викарий Московской епархии).

http://pravenc.ru/text/2462499.html

По окончании семинарии Алексий Мечев 14 октября 1880 года получил назначение в псаломщики Московской церкви Знамения Пресвятой Богородицы на Знаменке. Здесь ему суждено было понести тяжелое испытание – экзамен на смирение. Настоятель храма, куда был назначен Алексей Мечев, был человек крутого характера, неоправданно придирчивый. Он требовал от псаломщика выполнения и таких обязанностей, которые обычно лежали на стороже – топка печей, звон к началу службы, уборка храма. Несмотря на безропотное несение псаломщиком возложенных на него обязанностей, настоятель храма, о. Георгий, обходился с ним грубо, даже бил и кочергой замахивался. Младший брат Тихон, посещая Алексия, нередко заставал его в слезах. За беззащитного псаломщика вступался иногда диакон, а тот все сносил безропотно, не высказывая жалоб, не прося о переводе в другой храм. И впоследствии благодарил Господа, что Он дал ему пройти такую школу, а настоятеля, о. Георгия, вспоминал как своего учителя. Уже будучи священником, о. Алексий, услышав о смерти о. Георгия, с готовностью пришел на отпевание, со слезами благодарности и любви провожал его до могилы, к удивлению знавших отношение к нему почившего. В 1884 году Алексей Мечев женился. Его избранницей стала Анна Петровна Молчанова. К его будущей жене сватались многие женихи, но Анна Петровна всем отказывала. Алексей Мечев стал ее любовью с первого взгляда – она сказала матери: «Вот за этого маленького пойду». с. 15] Их брак был очень счастливым. Анна Петровна любила мужа и сочувствовала ему во всем. Но она страдала тяжелым заболеванием сердца, и здоровье ее стало предметом его постоянных забот. В жене о. Алексий видел друга и первого помощника на своем пути ко Христу и был устремлен к совершенствованию при ее содействии. Дружескими замечаниями жены он дорожил и слушал их так, как иной слушает своего старца: тотчас исправлял отмеченные ею недочеты и был покоен в уверенности, что ее любящий глаз досмотрит и укажет то, что сам он в себе не заметил и упустил. Вскоре после женитьбы Алексей Мечев был посвящен в сан диакона. 18 ноября 1884 года в Никитском монастыре он был рукоположен епископом Можайским Мисаилом. После рукоположения о. Алексий был переведен в храм великомученика Георгия на Лубянке. Сделавшись служителем алтаря, диакон Алексий испытывал пламенную ревность о Господе, а внешне проявлял величайшую простоту, смирение и кротость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Престолов было три: в честь празднования Покрова Божией Матери, святителей Алексия Московского и Димитрия Ростовского. Отапливалось здание печами, отделанными в начале ХХ в. большими белыми изразцами производства кинешемского завода П.Е. Агапова. Вокруг храма тянулась каменная ограда, внутри которой имелась каменная же сторожка для караула. На десятине усадебной земли рядом с храмом располагался церковно-приходской дом священника, псаломщик же жил в собственном доме, но в 1913 г. церковью был приобретен дом и для псаломщика. Наличие при домах церковнослужителей дворов, скотных изб, амбара говорит о ведении их семьями хозяйства. Церкви и причту принадлежало также более 29 десятин пахотной земли и 4-х сенокосной. Земля была среднего качества и к 1915 г. оказалась запущенной. До сентября 1908 г. умерших погребали рядом с церковью, потом для кладбища был отведен и окопан рвом участок с легкой песчаной землей, расположенный неподалеку. При храме содержалась небольшая библиотека с духовно-нравственной и исторической литературой, которой прихожане пользовались безвозмездно. В ней были такие издания, как «Руководство для сельских пастырей», «Душеполезное чтение», «Духовная беседа», «Церковные ведомости», «Костромские епархиальные ведомости», «Воскресный день» и другие. Прихожанами являлись жители Покровского и еще двенадцати окрестных селений на расстоянии от трех до семи верст от храма: деревень Бердникова, Ивашева, Антонова, Погоста, Басамыкина (ранее Бесомыково), Сергеева, Есеневки (ранее Ясеневка), Максютина, Кокуек, Монастырского, Русина, Тимина. В 1863 г. количество прихожан составляло 501 человек, в 1892 г. – 588, в 1913 г. выросло до Наряду с крестьянами и духовными лицами в храме крестились, венчались и отпевались представители дворянского сословия – помещики села Покровского и соседних деревень: Ляпуновы, Балакиревы, Молчановы, Витовтовы, Петлины, Мошковы, Бизеевы и др. По данным 1863 г., храм имел в штате священника и дьячка, сверх штата был еще пономарь. Жалованья из казны штатному причту полагалось 96 рублей. В 1911 г. жалование священника составляло уже 294 руб., псаломщика 98 руб., но и такое содержание причта считалось скудным. Постоянными средствами были доходы от богослужений и исправления треб (до 472 руб. в год), проценты с общего капитала причта в 2 434 руб., составлявшие около 90 руб.

http://sobory.ru/article/?object=14764

Отношение Правления ТДС с препровождением документов Н.М.Троицкого было заслушано, в числе прочих, на заседании Совета КДА 17 августа 1900 г., после чего бывший тобольский семинарист получил допуск к вступительным экзаменам в одну из известнейших духовных академий Российской империи. На поверочных испытаниях он набрал достаточно высокий " средний балл " - 19,37, в соответствии с которым был признан достойным к поступлению в КДА и зачислен на казённое содержание студентом в состав первого курса. Испытывая очевидную симпатию к общественным дисциплинам и не находя в себе, по-видимому, особого призвания к миссионерским трудам в инородческой среде, Н.М.Троицкий изъявил желание изучать гражданскую историю ( " общую " и " русскую " ), а также греческий и немецкий языки. Однако на первых порах учёба в академии давалась Николаю Михайловичу непросто, причиной чего, помимо прочего, являлось его болезненное состояние, которое в свою очередь, возможно, стало следствием непростой адаптации к условиям жизни в чужом городе. Как явствует из протоколов Совета КДА, в 1901 г. он не успел подать в срок курсовое сочинение " по русской гражданской истории " , в связи с чем перевод Н.М.Троицкого на второй курс был отсрочен и разрешён лишь 2 октября означенного года после ликвидации задолженности. Похожая история повторилась и в 1902 г., когда он не подал в установленный срок сочинение " по общей церковной истории " . Однако в следующем году Н.М.Троицкий преодолел эти трудности и без проблем был переведён на четвёртый курс. Постепенно войдя в ритм казанской жизни, Николай Михайлович начал, помимо учёбы, живо интересоваться и её общественными проблемами. Как человек, хорошо знакомый с бытом простого народа и, в силу своей социальной близости к нему, никогда не чуравшийся представителей " низших классов " общества, он быстро сошёлся здесь с близкими по духу людьми. Уже в скором времени после своего приезда в Казань Н.М.Троицкий активно включился в деятельность известной просветительно-благотворительной организации - " Казанского Общества Трезвости " (КОТ), которым бессменно руководил казначей и типограф Императорского Казанского Университета (ИКУ) А.Т.Соловьёв ( см. статью Трезвая политика ). " Деятельность общества, - признавал он весной 1904 г. в прошении на имя ректора КДА, епископа Чистопольского Алексия (в миру - А.В.Молчанова), - мне весьма симпатична и хорошо известна, так как в продолжение четырёх лет я принимал в ней непосредственное участие, отправляя обязанности псаломщика в служении всенощных богослужений в Ночлежном приюте и ведя по воскресным и праздничным дням религиозно-нравственные собеседования в Чайно-Столовой - Учреждениях общества Трезвости " .

http://ruskline.ru/analitika/2006/11/14/...

В 1930-е годы батюшка уже служил в Покровском храме в селе Саурово Лысковского района Нижегородского края. В стране начинался самый тяжелый период сталинских репрессий. Что такое репрессии? Это когда жестоким преследованиям подвергались целые сословия: рабочие и крестьяне, инженеры и военачальники, священники и ученые. Репрессии не щадили ни таланта, ни заслуг перед Родиной, ни преданность ей, каждому могли быть предъявлены надуманные обвинения. Миллионы людей объявлялись «врагами народа», были расстреляны или покалечены, прошли через муки тюрем, лагерей и ссылок. Не миновал этой горькой доли и скромный священник из нижегородской глубинки. В феврале 1936 года иерей Алексий был арестован по доносу за сокрытие мелкой разменной монеты, но после уплаты штрафа его освободили. Однако с тех пор жизнь пожилого священника была наполнена ожиданиями ночного стука в дверь и повторного ареста. Через год с небольшим так и случилось. Весной 1937 года слабый здоровьем батюшка переехал к своей дочери Надежде в село Валки. Здесь он и был арестован сотрудниками Лысковского НКВД и заключен в Горьковскую тюрьму. Во время допроса следователь пытался добиться от священника отречения от веры, но ему это не удалось Под стражей отец Алексий находился три месяца. За это время его несколько раз допрашивали. Во время допроса следователь пытался добиться от священника отречения от веры, но ему это не удалось. Батюшка не признал своей вины и никого не подвел. До последней минуты своей жизни он оставался человеком мужественным и стойким, не поддался на угрозы, не подписал лжесвидетельства. 11 ноября «тройка» НКВД приговорила священника к расстрелу. Иерей Алексий Молчанов был расстрелян 20 ноября 1937 года. Священник Алексий Молчанов причислен к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской на юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году. Память священномученика совершается 20 ноября – в тот день, когда завершилась его земная жизнь. Допрос священномученика Алексия Молчанова. Рисунок Марии Романовой Имя священномученика Алексия Молчанова не забыто ни в Костромской земле, ни в Нижегородской. В Нежитине, в Воскресенском храме, люди молятся у иконы святого земляка. Прихожане знают, что уроженец их села принял мученическую кончину, но сана священнического не посрамил.

http://pravoslavie.ru/157396.html

Отец Алексий Мечев с семьей. Жена отца Алексия Анна Петровна - слева от него Вот как обращается будущий святой к своей жене, Анне Петровне Молчановой, тоже происходившей из духовного сословия. Удивительные по красоте отношения! У них родилось пятеро детей: на четвертом году супружества — дочь Александра (1888), потом дочь Анна (1890), сын Алексий (1891), умерший во младенчестве, сын Сергей (1892, будущий священномученик), дочь Ольга (1896). И годы спустя после венчания отец Алексий писал своей жене трогательно и непосредственно: «Ты, красавица, забыла у меня на столе браслетку и кольца, то будь спокойна, я их убрал и с собой в воскресенье привезу. Целую тебя несчетно раз. Твой Ленечка». Какой-то необыкновенной красотой Анна Петровна не отличалась, однако отличалась добрым, живым характером — даже на фотографиях в любом возрасте это видно — и крепкой, простой верой. Отец Алексий — священник, будущий прославленный святой и подвижник — со смирением писал ей: «Я верю вполне, что ты глубоко верующая, помолись же обо мне, мой ангел, чтобы и я был тоже таковым». Матушка Анна разделила с мужем его самоотверженное служение, когда 19 марта 1893 года отец Алексий был рукоположен епископом Нестором, управляющим московским Новоспасским монастырем, во священника к церкви Николая Чудотворца в Кленниках. Хиротония совершалась в Заиконоспасском монастыре, что по сей день стоит в двух шагах от Кремля. Приход оказался очень малочислен, довольно беден, и отец Алексий стал единственным его священником… Бог, знающий каждого человека до самых его глубин, пожелал дать святому в спутницы именно такую женщину, и она сыграла в его жизни важную роль. Он вспоминал жену и как друга, мягко направлявшего его, подсказывающего то, чего он сам не замечал. « Я был очень счастлив, — писал он годы спустя сыну, — когда покойная твоя мама, бывало, заметив что-либо, высказывала свое впечатление мне, и я тотчас, приняв к сердцу, изменял согласно с ее замечаниями… Я не хочу сидеть на точке замерзания. Каждый из нас не замечает за собой и может усовершенствоваться только при участии близких, дорогих людей...»

http://foma.ru/svyatoy-aleksiy-mechyov-y...

Однажды Алексий, как обычно, шел на занятия и вдруг увидел знакомую повозку. Сердце его встрепенулось. Это же из Нежитина! Но зачем она приехала, ведь до каникул еще далеко? Значит, что-то случилось. И предчувствие не подвело мальчика. Оказалось, что возница приехал за Алексием и привез печальную новость – умер Андрей Федорович. 18-летнего Алексия посвятили в чтеца (псаломщика) с правом носить богослужебное облачение – стихарь Это событие полностью переменило жизнь Алексия. Он вынужден был оставить учебу в Макарьеве, вернуться в Нежитино и занять место отца. 6 июня 1896 года восемнадцатилетнего Алексия посвятили в чтеца (псаломщика) с правом носить богослужебное облачение – стихарь. Узорная вязь славянских слов всегда вызывала трепет в его душе. Молитвословия Алексий читал внятно и неспешно, понимая, что исполняет дело Божие. К службам всегда готовился заблаговременно, обращая внимание на произношение слов, ударение, на содержание, чтобы читать правильно и осмысленно. Мама Надежда Семеновна радовалась за сына. – Отец был бы тобой доволен, – говорила она. – Только не гордись. За все Бога благодари. Эти слова Алексий Молчанов пронесет по всей жизни. Материнский наказ он помнил и в горести, и в радости. Вспоминал Алексий эти слова, когда вел под венец красавицу Варю, дочку священника Димитрия Предтеческого из села Пучеж. Их первую встречу молодой псаломщик не забудет никогда. Они с отцом Димитрием освящали колодец. Алексий читал молитвословия, а когда поднял глаза, то встретился взглядом с милой девушкой. Так он впервые увидел свою Вареньку и понял, что всей душою полюбил ее. Два влюбленных верующих сердца мечтали о счастье, о семье, о том, что их любовь никогда не прервется. Родители благословили их на брак, и в таинстве Венчания Алексий и Варвара пообещали хранить верность Богу и друг другу. Отец Алексий будет помнить этот день всю жизнь: сельская церковь, белая риза священника, его благодатная молитва, венчальные свечи, обручальные кольца, блеск в глазах невесты, чувство счастья и спокойствия.

http://pravoslavie.ru/157396.html

В 1887 году он окончил Академию в числе самых видных студентов, написавши ценную диссертацию на тему: «Св. Киприан Карфагенский и его учение о Церкви», за которую Советом Академии от 19 мая 1888 г. и был удостоен степени магистра богословия. Известный патролог Д.В. Гусев писал о работе о. Алексия: «Сочинение священника А. Молчанова представляет собою труд, исполненный вполне добросовестно и с надлежащим знанием дела, обнаруживающий в его авторе основательное знакомство не только с личностью и церковно-общественной деятельностью св. Киприана, но и с той эпохой, к которой относится его деятельность. Он не только собрал и изучил весь доступный для него исторический материал о св. Киприане и об его эпохе, но и постарался надлежащим образом разобрать и осветить этот материал». С этого времени начинается служение о. Алексия в качестве одного из самых видных законоучителей г. Казани. С 1 сентября 1887 г. назначен законоучителем 3-й Казанской мужской гимназии. С 9 ноября 1890 г. – законоучитель училища глухонемых детей. С 12 августа 1892 г. – законоучитель Мариинской женской гимназии, а с 1 января 1895 г. – 1-й мужской гимназии. Законоучительсвуя о. Алексий приобретает известность и, как умелый педагог-преподаватель, и как прекрасный выдающийся оратор – проповедник. В 1897 году о. Алексию было суждено испытать тяжелый удар судьбы: он похоронил жену и остался с малолетним сыном. Это обстоятельство перевернуло весь строй жизни о. Алексия – его помыслы обращались к монашеству, но принять постриг никак не решался, не надеясь на свои силы, по его мнению, недостаточные для такого великого подвига. Но «на горе стоящии» знали лучше самого о. Алексия его годность к иноческому служению. Как-то вечером он получил приглашение архиепископа Казанского немедленно явиться к нему. Архиепископ встретил меня, вспоминал о. Алексий, неожиданным приказанием: «завтра ты принимаешь пострижение». Постриг был совершен так быстро, что я не имел времени сделать себе монашескую мантию и клобук. И то, и другое подарил владыка».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

В 1887 году он окончил Академию в числе самых видных студентов, написавши ценную диссертацию на тему: «Св. Киприан Карфагенский и его учение о Церкви», за которую Советом Академии от 19 мая 1888 года и был удостоен степени магистра богословия. Известный патролог Д.В.Гусев писал о работе о.Алексия: «Сочинение священника А.Молчанова представляет собою труд, исполненный вполне добросовестно и с надлежащим знанием дела, обнаруживающий в его авторе основательное знакомство не только с личностью и церковно-общественной деятельностью св.Киприана, но и с той эпохой, к которой относится его деятельность. Он не только собрал и изучил весь доступный для него исторический материал о св. Киприане и об его эпохе, но и постарался надлежащим образом разобрать и осветить этот материал». С этого времени начинается служение о.Алексия в качестве одного из самых видных законоучителей г.Казани. С I сентября 1887 года назначен законоучителем 3-й Казанской мужской гимназии. С 9 ноября 1890 года – законоучитель училища глухонемых детей. С 12 августа 1892 года – законоучитель Мариинской женской гимназии, а с I января 1895 года – I-й мужской гимназии. Законоучительствуя о.Алексий приобретает известность и, как умелый педагог-преподаватель, и как прекрасный выдающийся оратор – проповедник. В 1897 году о.Алексию было суждено испытать тяжелый удар судьбы: он похоронил жену и остался с малолетним сыном. Это обстоятельство перевернуло весь строй жизни о.Алексия – его помыслы обращались к монашеству, но принять постриг никак не решался, не надеясь на свои силы, по его мнению, недостаточные для такого великого подвига. Но «на горе стоящий» знали лучше самого о.Алексия его годность к иноческому служению. Как-то вечером он получил приглашение архиепископа Казанского немедленно явиться к нему. Архиепископ встретил меня, вспоминал о.Алексий, неожиданным приказанием: «завтра ты принимаешь пострижение». Постриг был совершен так быстро, что я не имел времени сделать себе монашескую мантию и клобук. И то, и другое подарил владыка».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

4 сентября 1899 года в крестовой церкви Вознесения Господня, что при загородном архиерейском доме, о.Алексий архиепископом Арсением был пострижен в иночество, и 7-го сентября того же года был назначен ректором в Казанскую Духовную семинарию, крайне взбудораженную, после управления доброго и честного, но в то же время пылкого и неустойчивого бывшего в ней ректора. Достаточно было годичного тихого и ровного управления о.Алексия семинарией, чтобы в ней все успокоилось. 24.IX. 1899 назначен епархиальным цензором предполагаемых к печати брошюр и листков, а равно и проповедей. Ректорствовать в семинарии о.Алексию пришлось очень недолго. 20 июля 1900 года он был назначен Св.Синодом ректором Казанской Духовной Академии. 9 сентября 1900 года хиротонисан во епископа Чистопольского, I-ro викария Казанской епархии. Хиротонию совершали: Арсений, архиепископ Казанский и Свияжский; Владимир, епископ Нижегородский и Арзамасский; Гурий, епископ Самарский и Ставропольский; Никандр, епископ Симбирский и Сызранский; Василий, епископ Старицкий и Иоанн, епископ Чебоксарский в Казанском кафедральном Соборе. Епископом Чистопольским Преосвященный Алексий прослужил до марта 1905 года. Основные черты характера Преосв.Алексия обусловливаются всей предшествовавшей, в частности, юношеской жизнью. Бедная обстановка, в которой вырос и воспитывался еп. Алексий, делала для него вполне понятными все невзгоды окружающей жизни и обусловливала сочувственное отношение ко всем, для кого требовалась его как нравственная, так и материальная поддержка. Недаром около квартиры ректора-епископа каждый день можно было видеть обездоленных судьбой, которые выходили от него подкрепленными большей частью не только нравственно, но и материально. Бедная обстановка, постоянное обращение в простой среде обусловливали другую черту в характере преосвященного – его простоту, благодаря которой каждый без всякой боязни шел в его ректорскую квартиру, твердо уверенный в том, что здесь найдет он не строгую фигуру начальника заведения, а простого скромного сослуживца, который даст совет, ободрит, поддержит и проч. Вполне естественно, что Академия под управлением Преосв.Алексия представляла из себя дружественную семью, руководительным началом жизни которой являлся не начальственный режим, а взаимное доверие. Он же положил начало чтениям – беседы, которые проводили по церквам студенты академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010