Алексей мечтал посвятить себя служению людям, собирался поступить в университет и стать врачом. Но мать воспротивилась этому желанию, она мечтала о духовном поприще для Алексея. Юноша не мог пойти против воли матери, которую он очень любил и уважал. По окончании Московской духовной семинарии в 1880 году он получил назначение псаломщика храма Знамения Божией Матери на Знаменке Пречистенского сорока. В 1884 году Алексий Мечёв женился на дочери псаломщика Анне Петровне Молчановой. В том же году Алексей был рукоположен в диакона в Никитском монастыре и получил назначение в церковь святого великомученика Георгия в Лубянском проезде. Он прослужил диаконом девять лет. Брак отца Алексия и Анны Петровны оказался счастливым, молодая жена любила мужа и сочувствовала ему во всем. В Анне Петровне отец Алексий видел лучшего друга и первого помощника в своем служении, ее советами и замечаниями очень дорожил, будучи твердо уверенным, что любящий глаз жены заметит то, что сам он в себе не заметил и упустил. К великому огорчению батюшки, жена страдала тяжелым заболеванием сердца, и здоровье ее стало предметом его постоянных забот. Несколько лет у Мечёвых не было детей, а затем один за другим родились пятеро — три дочери: Александра, Анна, Ольга, и два сына: Алексей и Сергей. Впоследствии Сергей стал священником и был прославлен в лике священномучеников. В марте 1893 года диакон Алексий Мечёв был рукоположен во священника и направлен служить в один из самых маленьких храмов Москвы — храм святителя Николая Чудотворца в Кленниках, в самом центре города. С этого дня вся жизнь отца Алексия была неразрывно связана с этим храмом: здесь он прослужил тридцать лет. Рядом находились другие храмы, более просторные, с большими приходами, и поначалу у батюшки почти не было прихожан. Отец Алексий рассказывал: «Восемь лет служил я литургию каждый день при пустом храме. Один протоиерей говорил мне: “Как ни пройду мимо твоего храма, все у тебя звонят. Заходил в церковь — пусто… Ничего у тебя не выйдет, понапрасну звонишь”». Но отец Алексий не смущался отсутствием прихожан и продолжал служить.

http://pravoslavie.ru/97052.html

– Можно сказать, инициатива была молодежной? – Эта акция не была молодежной. Она просто объединила всех. Ведь наше общество расколото не только по имущественным, этническим, языковым, политическим признакам, но и по возрастным – это как бы два мира, удаляющиеся друг от друга. Ободренные успехом 2007 года, организаторы праздника решили, что в 2008 году сделают его всеукраинским и даже международным, тем более и дата была юбилейной – 1020-летие Крещения Руси. Инициативу поддержали Блаженнейший Митрополит Владимир, митрополит Кирилл, Святейший Патриарх Алексий, Президент Украины, и в 2008 году по 44-м епархиям УПЦ прошел Крестный ход со святыми мощами Крестителя Руси, чудотворными иконами, везде состоялись церковные службы, социальные, духовно-просветительские акции, встречи с общественностью, СМИ, выступления священнослужителей, церковных хоров, фольклорных групп и рок-музыкантов. Такой мощный миссионерский прорыв к обществу, к молодежи, в провинцию, которая у нас везде заброшена, думаю, был впервые в нашей истории. Благодаря Юрию Шевчуку, Олегу Кривошее, о. Андрею Кураеву, Юрию Молчанову, их открытости, профессионализму, помноженным на талант, акция была успешной. И в этом году праздник на Певческом поле у Лавры собрал несколько десятков тысяч молодых людей, он транслировался по телевидению на Украину и Россию, и, думаю, тоже станет традиционным. – Но учреждению праздника Дня Крещения Руси в Украине мы обязаны предыдущей власти. – Да, это ее заслуга. Сначала власть, расколы, уния дружно высмеяли инициаторов и организаторов праздника, мол, придумали эти москали какой-то нелепый юбилей – 1020 лет Крещения Руси – еще и традиционным праздник хотят сделать. Потом поняли, что сорвать торжества не удастся, более того – организаторы и без поддержки властей обойдутся, и празднование будет грандиозным. Поэтому Виктор Ющенко решил и возглавить торжества, и переиначить их смысл, и попиариться. Его портретами расцветили все города и веси страны. Было много сложностей, интриг и в 2008 году, и в прошлом. Визит Патриарха Алексия в Донецк сумели сорвать, посещение Патриархом Кириллом западных епархий пытались сорвать, но не сумели. Патриарх сказал в Луцке: «Будет так, как хочет Бог!» Так и получилось: интриганы расточились, а праздник остался. Даже отлученный от Церкви М. Денисенко (Филарет) начал водить на праздник к памятнику Крестителя Руси, где ему ежегодно анафема провозглашается, все свое ряженое воинство. Еще и обосновывает это историей, дескать, они якобы когда-то ходили крестными ходами к памятнику Крестителю из Владимирского собора.

http://pravoslavie.ru/38727.html

Настоятель храма был человек крутого характера, неоправданно придирчивый. Он требовал от псаломщика выполнения и таких обязанностей, которые лежали на стороже, обходился грубо, даже бил, случалось и кочергой замахивался. Младший брат Тихон, посещая Алексея, нередко заставал его в слезах. За беззащитного псаломщика вступался иногда диакон, тот же все сносил безропотно, не высказывая жалоб, не прося о переводе в другой храм. И впоследствии благодарил Господа, что Он дал ему пройти такую школу, а настоятеля о. Георгия, вспоминал как своего учителя. Уже священником о. Алексий, услышав о смерти о. Георгия, с готовностью пришел на отпевание, со слезами благодарности и любви провожал его до могилы, к удивлению знавших отношение к нему почившего. О. Алексий говорил, что подобные люди указывают нам наши недостатки, которые мы сами-то за собой не замечаем; они помогают нам бороться со своим «яшкой». Два у нас врага — «окаяшка» и «яшка». «Яшкой» батюшка называл самолюбие, человеческое «я», тотчас заявляющее о своих правах, когда его кто волей или неволей задевает и ущемляет. «Таких людей надо любить как благодетелей», — учил он в дальнейшем своих духовных детей. В 1884 году Алексей Мёчев женился на дочери псаломщика Анне Петровне Молчановой. В том же году, 18 ноября, был рукоположен Преосвященнейшим Мисаилом, епископом Можайским, во диакона к Георгиевской, на Лубянке, церкви Сретенского сорока. Сделавшись служителем алтаря, диакон Алексий испытывал пламенную ревность о Господе, а внешне проявлял величайшую простоту, смирение и кротость. Брак его был счастливым. Анна Петровна любила мужа и сочувствовала ему во всем. Но она страдала тяжелым заболеванием сердца, и здоровье ее стало предметом его постоянных забот. В жене о. Алексий видел друга и первого помощника на своем пути ко Христу и был устремлен к совершенствованию при ее содействии. Дружескими замечаниями жены он дорожил и слушал их так, как иной слушает своего старца: тотчас исправлял отмеченные ею недочеты и был покоен в уверенности, что ее любящий глаз досмотрит и укажет то, что сам он в себе не заметил и упустил.

http://pravicon.com/info-3828

- Но ведь Партия регионов стояла у истоков возрождения традиции празднования Дня Крещения Руси… - В том-то и парадокс. Идея принадлежала общественности - Олегу Карамазову, Юрию Молчанову и др., которых окормляет отец Исаакий (Андроник) из Голосеевского монастыря. Они пять лет назад создали общественную организацию, а Партия регионов была тогда в оппозиции и их спонсировала. Это не нравилось тогдашней власти: президент Ющенко вел Украину в НАТО, а тут Святая Русь, единство и братство наших народов. Ты помнишь, когда мы проводили в марте 2008 года первый круглый стол в Лавре, посвященный 1020-летию Крещения Руси, где, собственно, и была сформулирована идеология торжеств, то не было ни одного нашего архиерея. У нас тогда были очень сложные отношения с оранжевой властью, и они предпочли ее не раздражать. А приглашенный российский владыка, увидев, что нет украинских архиереев, решил, что это антиправительственное мероприятие, схватил чемодан и уехал. Мы тщетно пытались его удержать. Хотя собрание было вполне респектабельным: выступали Леонид Кравчук, академик Петр Толочко, депутаты, историки, богословы-миссионеры о. Андрей Кураев и о. Андрей Ткачев. Но представители власти вредили и пакостили, как могли: и концерт пытались сорвать на Крещатике, и приснопамятного Патриарха Алексия довели до такого состояния, что он вынужден был прервать визит и отложить поездку в Донецк. В 2009 году пытались сорвать уже поездку Патриарха Кирилла на Волынь. Словом, праздник Крещения утверждался весьма драматично, но Партия регионов и сам Виктор Янукович были надежным плечом Церкви. Слава Богу, сегодня идея нашего исторического единства и братства обрела свое зримое выражение в этих торжествах. Благодаря, кстати, Патриарху Кириллу, который заявил, что День Крещения Руси, а это день рождения Русской Православной Церкви, всегда будет отмечать служением Божественной литургии в Киеве. Сегодня праздник стал всемирным, его отмечают на всех континентах, в десятках стран - везде, где есть наследники Святой Руси, рожденного Русью Русского мира. Замечательно, что раз в году они вспоминают о своих истоках, о Киеве, о духовном наследии, о замысле Господа о восточных славянах и их православной цивилизации. В этом году праздник был самым масштабным, девять предстоятелей Поместных Церквей участвовали в торжествах в Москве, Киеве, Минске и выступали с глубокими проповедями о значении Крещения Руси для всего христианства и человечества.

http://radonezh.ru/analytics/vstryaska-e...

Потом отец Алексий говорил, что, когда люди указывают на недостатки, которые мы сами за собой не замечаем, они помогают нам бороться со своим «яшкой». (Два у нас врага: «окаяшка» и «яшка» – батюшка называл так самолюбие, человеческое «я», тотчас заявляющее о своих правах, когда его кто волей или неволей задевает и ущемляет.) «Таких людей надо любить как благодетелей», – учил он в дальнейшем духовных детей. 18 ноября 1884 года он был рукоположен в диакона и стал служить в церкви великомученика Георгия в Лубянском проезде. Отец Алексий внешне проявлял величайшую простоту, внутренне же испытывал пламенную ревность о Господе. В 1884 году Алексий женился на дочери псаломщика Анне Петровне Молчановой. Брак его был очень счастливым. Но Анна Петровна страдала тяжелым заболеванием сердца, и здоровье ее стало предметом постоянных забот отца Алексия. В семье родились дети: дочери Александра (1888) и Анна (1890), сыновья Алексей (1891), умерший на первом году жизни, и Сергей (1892), а также младшая дочь Ольга (1896). 19 марта 1893 года диакон Алексий Мечёв был рукоположен в священника к церкви святителя Николая в Кленниках. Хиротония состоялась в Заиконоспасском монастыре, совершил ее епископ Нестор, управляющимй Московским Новоспасским монастырем. Приход этой церкви был малочислен, поскольку поблизости находились большие известные храмы. Хотя отец Алексий готовился к пастырству в деревне, он, получив приход в столице, всецело предал себя воле Божией и стал трудиться, положив в основание молитву и духовное бодрствование. Введя в своем храме ежедневное богослужение, святой Алексий восемь лет служил в пустой церкви, почти в одиночестве. Со временем скорбящие и обремененные горестями люди потянулись в этот храм, и от них пошла молва о его добром настоятеле. Жизнь духовенства малых приходов того времени была материально тяжелой, бытовые условия плохими. Матушка Анна Петровна тяжело болела, у нее началась водянка, сопровождавшаяся большими отеками и мучительной одышкой. Она так страдала, что принялась упрашивать мужа, чтобы он прекратил ее вымаливать… 29 августа 1902 года, в день Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Анна Петровна скончалась.

http://pravicon.com/info-1717

Спустя полвека, в 1970 году, монахинь ограбили. Мать Варвара была убита, а 90-летняя слепая монахиня Викторина не могла помешать грабежу... Одна из насельниц обители, пострадавшая в годы гонений за веру, – преподобномученица Татиана (Бесфамильная) – причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских на юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году. Также были прославлены священномученик Павел Преображенский, служивший в монастыре в сане диакона, и протоиерей Сергий Молчанов. С началом ХХ века в обители связаны еще два святых имени: священномученика Владимира (Богоявленского), совершившего закладку и великое освящение храма Казанской иконы Божией Матери, и праведного Иоанна Кронштадтского, бывшего духовным отцом игумении Ювеналии (Ловенецкой) и служившего в монастыре во время своего приезда в Москву. В советские времена территория монастыря напоминала проходной двор. Здания находились в аварийном состоянии. Строения обители были заняты различными организациями и учреждениями и заселены жильцами; некоторое время здесь находился «исправтруддом». Кладбище обители с его многовековыми захоронениями было варварски перекопано. За алтарями храмов сделали насыпь и построили на ней школу. Древняя каменная кладка фундаментов, оказавшаяся под слоями земли, разрушалась. Памятникам истории и архитектуры грозило полное уничтожение. Но по милости Божией в 1989 году собор Рождества Богородицы был возвращен Русской Православной Церкви и начал действовать как приходской. А чуть позже в Москву из Успенского Пюхтицкого монастыря, который не закрывался в советские годы, приехали несколько сестер. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II им предстояло стать первыми насельницами первой женской обители, возрожденной в Москве после семидесятилетнего перерыва. Вид обители. Храм свт. Иоанна Златоуста, собор Рождества Пресвятой Богородицы, колокольня. Фото 1880-х гг      Положение сестер было отчаянным: в столице их никто не ждал, связей и знакомств у них не было, не имелось и средств – не только на возрождение монастыря, но и просто на существование.

http://pravoslavie.ru/141904.html

Степан Григорьевич, выходец из крестьян, имел мануфактурный магазин на главной улице города, семья жила в большом двухэтажном доме. Но после его смерти (по-видимому, в начале 1890-х годов) вдова, мать Владыки, не смогла вести дела и разорилась, магазин купили приказчики. Спустя несколько лет пришлось продать и большой дом и переселиться в маленький, одноэтажный. О своих детских годах Владыка вспоминает в письме Н. Д. Шаховской-Шик, отвечая на ее письмо о заботах, связанных с детьми: «Что Сережа Ваш больше похож на девочку и в некоторых отношениях „совершенно еще младенец”, конечно, не плохо, а хорошо. Вообще, мне кажется, ничего в детях не надо форсировать, а религиознонравственную стихию надо поддерживать примером и всем тем, что обычно называется обрядом, чем-то как будто внешним, даже, с точки зрения иных, ненужным для истинного религиозного роста. Зажженная лампадка, образочек в изголовье, благословляющий крест отца или матери на сон и со сна, если возможно, хоть кратенькие общие молитвы – это все такая сила, при искренней религиозности родителей, какую никогда не вытравят все хоть и сильные, но пустые ветры модных настроений и безверия. В воспитании я сторонник дисциплины, но согретой любовью, которой у Вас в сердце хватит не только на своих близких и родных. Но хорошо знаю, как вредна односторонняя строгость и требовательность, и „покорную съеженность” знаю из своего детства. Надо по пословице: строгостью не ожесточать, ласковостью не расслаблять. Конечно, власть над душой ребенка любви более могуча, чем одна разумная, но часто холодная дисциплина. А вот с раздражительностью и нетерпеливостью всячески надо бороться, так как это страшно портит характер детей, да и тех, кто раздражается. Я по себе знаю, как во многом была испорчена моя нервная система с детства благодаря горячности и нервозности моей матери (у ней было нас восемь человек). Насколько ее горячность обижала, настолько впоследствии ее кроткая снисходительность стыдила и от многого удерживала». Уже в раннем детстве Николай ощутил призвание Божие, которое определило выбор его жизненного пути. В 1902 году, после окончания классической гимназии, он поступает в Казанскую Духовную академию, которую незадолго до того окончил его старший брат Виктор – иеромонах Варлаам. Это были годы ректорства епископа Алексия (Молчанова) , сменившего на этом посту епископа Антония (Храповицкого) . На третьем курсе Академии, в Великую субботу 1905 года, в возрасте двадцати одного года, он принимает монашеский постриг с именем Герман, в честь святителя Германа Казанского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После смутного времени монастырь пришел в запустение и вскоре (до 1645 года) был упразднен, но потом вновь восстановлен. Возрождение обители в первую очередь связано с именем государя Алексия Михайловича. По духовным штатам 1764 года монастырь был упразднен, а церковь обращена в приходскую. В 1828 году Никольский храм пришел в ветхость: упали своды в притворе, открылась течь, так что служить там стало невозможно. Ремонт храма производили Антипа Иаковлев; Молчанов — дворовый человек помещика села Березки Деденева. Живописец П.И. Безродный поновил иконостас. До 1832 года в храме был каменный престол, который обветшал и был признан непригодным для священнодействия. По благословению архиепископа Мефодия он был уничтожен, а новый освящен 4 июня 1833 года и на нем оставлен прежний древний антиминс. В церкви св. Николая Чудотворца до революции находилась особенно почитаемая святыня — чудотворная икона Владимирской Божией Матери (первая половина XV века; по описи монастыря называлась «Умиление»). На обороте иконы вырезан мощевик. Однако мощи не сохранились. В 1928 году чудотворная икона была вывезена из монастыря, и с 1930 года до настоящего времени она находится в собрании ГТГ (г. Москва). Церковь св. Николая Чудотворца в Любятово — одна из немногих церквей Пскова, которая не закрывалась после революции, однако это не помешало ее неоднократному ограблению. Некоторые иконы были вывезены из церкви в 1928 году (в т.ч. и чудотворная икона Умиление). В годы Великой Отечественной войны немецко-фашистские захватчики разграбили церковь, древние иконы были вывезены в Германию. После 1945 года иконы были возвращены в Псков, часть из них была передана в Никольскую церковь. Древний праздничный чин XV века в 1948 году поступил в собрание Псковского музея-заповедника, где и находится в настоящее время. Современное состояние [ править править код ] При храме с 1988 года существует воскресная школа для детей. Школа работает по воскресеньям, занятия с детьми проводят опытные педагоги. В школе дети изучают Закон Божий, Священное Писание и другие предметы.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Николы...

Церковь в Нежитине стала для семьи псаломщика вторым домом. Дружно сделают домашние дела – и скорее в храм. Главный престол был освящен в честь Воскресения Христова. Алеша с малых лет знал, что это самое главное событие в жизни всех людей. «Христос Воскрес!» – это были его самые любимые слова, которые он много-много раз слышал в родительском доме, в храме, а потом и в школе. Храм Воскресения Христова в Нежитине. Рисунок Марии Романовой Всю жизнь будет вспоминать Алексий храм Воскресения Христова в Нежитине. Высокий резной иконостас, величественные царские врата, росписи на стенах. Особенно почитали в Нежитине образ преподобного Макария Желтоводского, небесного покровителя Костромской земли. Эту икону Алеша особенно любил. На ней святой Макарий держал в руках свиток, а на заднем фоне текла река и был белокаменный монастырь с высокими крепостными стенами. В школе Алексий Молчанов учился с интересом. Да и как иначе? Он, самый младший в семье, видел, как собирались на уроки его братья и сестры, какими серьезными они делались, когда мать и отец благословляли их на занятия в школе. Отмечал Алексий и их любовь к чтению, к молитве, серьезное отношение к родительским наказам. Все это откладывалось в его голове. Рисунок Марии Романовой Батюшка из Воскресенского храма к сыновьям псаломщика Андрея Федоровича относился с теплотой и вниманием. В покладистых и трудолюбивых ребятах он видел будущих служителей Церкви. После окончания школы старшие братья уезжали в город Макарьев. Здесь располагалось Духовное училище, куда духовник семьи Молчановых благословил поступить и Алексия. Учеба здесь мальчикам нравилась. Приезжая в Нежитино, они с интересом рассказывали о Макарьеве, о каменном трехэтажном училище, об общежитии, где жили все иногородние учащиеся. Больше всего ребятам нравилась Сергиевская церковь, которая действовала при училище. В любое время Алексий Молчанов мог прийти под ее своды. Случится ли радость, нахлынет ли печаль, тоска по дому – Алеша сразу спешил в храм. Он был освящен в честь преподобного Сергия Радонежского – небесного заступника всех учащихся. Помолится Алеша у святого Распятия, приложится к любимым иконам, поговорит со святыми – и сразу легче станет на душе. Так его научил отец. При первой возможности идти в Дом Божий и там обретать успокоение, мир в душе.

http://pravoslavie.ru/157396.html

По этикету на людях Николай и Александра должны были вести себя довольно холодно, и только личная переписка, ставшая сравнительно недавно достоянием широкой общественности, могла показать атмосферу этой семьи. Неудивительно, что в последний момент земной жизни Господь сподобил их быть вместе. Праведный отец Алексий Мечев Праведный отец Алексий Мечев с семьей В несравнимо меньшем объеме, но все же история сохранила переписку еще одного святого XX века – праведного отца Алексия Московского (Мечева) , прозорливого московского старца, – с его женой Анной Петровной Молчановой. «Я верю вполне, что ты глубоко верующая, помолись же обо мне, мой ангел, чтобы и я был тоже таковым», – пишет будущий старец своей жене. Оба они происходили из семей священников, свадьбу сыграли в почти юном возрасте (Анне только исполнилось 18) и прожили необыкновенно счастливо до самой ее смерти в 36-летнем возрасте. В сохранившихся письмах отца Алексия своей супруге, которые он писал в отлучке, – нежность, деликатность, забота и большая любовь: Супруг твой «хоть и в 25-верстном расстоянии от тебя, драгоценная моя, но хорошо, отчетливо знает и чувствует, что ты думаешь и делаешь…» «Золотое мое солнышко…»; «Красавица моя милая… драгоценная женушка Нюшенька… жизнь моя, принимай лекарство и пей больше молока»; «Забудь обо всем в мире, думай только, чтоб тебе поправиться скорее, утешайся мыслью о том, что о тебе непрестанно думает твой муж»; «Он хоть и в 25-верстном расстоянии от тебя, драгоценная моя, но хорошо, отчетливо знает и чувствует, что ты думаешь и делаешь…» В семье родилось пятеро детей. Анна Петровна, тяжело страдая от болезни, просила своего мужа перестать ее вымаливать. И он послушал ее – из огромной любви и жалости. 29 августа 1902 года, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, матушка скончалась. А отцу Алексию, чья скорбь была безмерной, в скором времени откроется путь старчества: со своим опытом любви и скорби он войдет в скорбь тысяч людей, которые будут стекаться к московскому священнику со всей России.

http://pravoslavie.ru/95128.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010