2955 Женской Классической Гимназии С. Н. Фишер. Кроме лестного отзыва, приведенного автором писем далее, об этой Гимназии см. – «Бог. В.», – Декабрь 1913 г.: Светлой памяти С.Н. Фишер. Воспоминания о ней протоиерея И. М. Фуделя и учениц её М. Ф. Л. и С. Анна Васильевна Мартынова из первого выпуска Фишеровской гимназии, преподавательница там же греческого языка и других предметов. Александра Васильевна Мартынова замужем за протоиереем, доктором Богословия Ив. Васильевичем Арсеньевым, законоучителем в Московском Екатерининском Институте. 2956 Любимый ученик дяди А.В. Мартынова профессора А.Ф. ЛавроваПлатонова, автор диссертаций: «О свободе совести» и «Церковной дисциплине» 2957 Преосв. Алексий (А.Ф. Лавров-Платонов) Можайский, викарий Московской митрополии. См. его письма к прот. С.К. Смирнову в этом 2978 См. «Дело о несостоявшейся канонизации пр. Сильвестра» и письма преосвящ. Иоанна к С.К. Смирнову в этом же N-pe. 2983 Ср. «Башня желаний» А. П. Смирнова . Отд. оттиск из Душ. Чт. 1894 г. Автор зовёт строителей стен Иерусалимских – Божьего строения (стр. 16) созидать «из себя живые камни» и созидать их «смиренно, без хвастовства своими заслугами, без преувеличения и рисовки своими строительными делами» (стр. 12). 2989 Годичный акт в Московской духовной академии 1-го октября 1887. Отд. брош. (и Приб. к Твор. св. Отц. 1887. Ч. XL), стр. 11. 2992 См., напр., его статьи: «Древний Египет и исход Евреев» (Чт. в Общ. люб. дух. просв., 1878 г. Январь, стр. 93–113), «сны фараона» (Чт. в Общ. люб. дух. просв.,1878 г. Январь, стр. 113–141), «Книга пророка Даниила и открытия в области ассириологии» (Чт. в общ. люб. просв., 18/83 г. стр. 306–326) и др. 2994 Ibid. стр. 46. «О Нафановой притче». Прав. обозр. 1889 г. Март, стр. 572, 573. «Книга прор. Даниила»… Чт. в Общ. люб. дух. просв. 1883 г. Ор. cit, стр. 313 и др. 2995 Статья А. П. Смирнова : «Ветхий Завет и идея о едином Боге» (Прав. Обозр. 1877 г. Апр., стр. 716–760) изложена по Baudissin’y (Studien zur Semitischen Religionsgeschichte, Heft I, 1876. Baudissin напечатал свою статью в 1876-м году, а в следующем году А.П. уже знакомит с ней тех, кто интересуется исторической судьбой Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРСКИЙ Александр Васильевич (16.08.1812, Кострома - 11.10.1875, Сергиевский посад Дмитровского у. Московской губ.), прот., ректор МДА, церковный историк, филолог, археограф. Из семьи протоиерея костромского кафедрального Успенского собора, старший брат В. В. Горского . В 1820 г. Г. поступил в Костромское ДУ, затем в Костромскую ДС; до окончания им полного курса, в июле 1828 г., ревизор из МДА иером. Афанасий (Дроздов ; впосл. архиепископ Астраханский) признал его наиболее способным учеником и направил в МДА. В академии Г. проявил интерес к гражданской и церковной истории, ревностно посещал лекции Ф. А. Терновского , сблизился с Д. Г. Гумилевским (впосл. Черниговский архиеп. Филарет ) и прот. Ф. А. Голубинским , к-рый покровительствовал Г. В 1832 г. окончил МДА 3-м магистром, 29 авг. того же года по ходатайству Голубинского был назначен профессором МДС по церковной и гражданской истории, а 19 авг. 1833 г. переведен в МДА бакалавром на кафедру церковной истории. С 19 янв. 1837 г. экстраординарный, с 9 сент. 1839 г. ординарный профессор. Лекции Г. по евангельской истории, истории апостольской Церкви, истории Русской Церкви отличались тщательной проработкой фактов. Сохранившиеся в архиве Г. рукописи лекционных курсов и черновики представлены большим числом вариантов и редакций, что свидетельствует о постоянной работе по их обновлению и усовершенствованию. Лекции пользовались большим вниманием студентов, для ближайших учеников Г. проводил своеобразные семинары в б-ке и на дому - lectiones privatissime, по определению А. Ф. Лаврова-Платонова (впосл. Литовский архиеп. Алексий ), одного из их участников. Обладая широким научным кругозором, Г. применял метод сравнительного параллельного изучения истории Русской и К-польской Церквей. Он был убежден, что церковная история как наука подлежит общим историческим законам, призвана собирать факты и находить связь между ними, должна пользоваться только достоверными источниками. Г., изучая церковную историографию, выделял труды нем. церковных историков, особенно И. А. В. Неандера . Г. создал в академии школу историков, оказал непосредственное влияние на формирование взглядов Е. Е. Голубинского , Н. Ф. Каптерева , А. П. Лебедева , вел научную переписку с М. П. Погодиным , И. И. Срезневским и др., помогал им в исследованиях, давал консультации Н. И. Костомарову , О. М. Бодянскому , У. Палмеру и др. Московский митр. свт. Филарет (Дроздов) высоко ценил Г., выделяя его среди преподавателей, пользовался его консультациями, хотя иногда они расходились во мнениях. Так, митрополит согласился на издание соч. Г. «О сане епископском в отношении к монашеству в Церкви Восточной», хотя выводы ученого противоречили мнению архиерея по данному вопросу.

http://pravenc.ru/text/166267.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Вечер памяти протоиерея Василия Ермакова состоялся 3 февраля, в третью годовщину кончины известного петербургского священника. В концертном зале у Финляндского вокзала собрались десятки священнослужителей и сотни мирян — духовных чад батюшки. На сцену поднимались те, кто хотел поделиться любовью и радостью, которые в избытке получали от духовного отца при его жизни и продолжают получать по молитвам к нему теперь. Яркие воспоминания о встречах с батюшкой, о его подвижническом служении Богу и людям чередовались с музыкальными выступлениями. В концерте приняли участие хор Тихвинского Богородице-Успенского монастыря, квинтет «Серебряные струны», солист ансамбля «Поющие гитары» Валерий Ступаченко, актриса Мария Лаврова, певица Ирина Скорик, казачий ансамбль «Терек», поэт Евгений Румянцев. Прозвучали приветственные послания от президента благотворительного фонда «Православная Русь» Дмитрия Грачева, председателя иерусалимского отделения Императорского православного Палестинского общества Павла Платонова, депутата Госдумы Василия Захарьящева. Вместе с иеромонахом Валаамского монастыря Парфением вечер вела актриса Нина Усатова. Она рассказала о работе в фильме «Поп», в котором сыграла матушку главного героя — священника Псковской миссии, похожего на батюшку Василия — простого, строгого, но любвеобильного, с замечательным чувством юмора. Премьера картины состоится в Санкт-Петербурге в Пасху. Завершилась встреча показом снятых в разные годы кадров самоотверженного служения отца Василия в храме и его встреч с людьми. «Вода живая», 03.02.10

http://old.aquaviva.ru/news/2010-02-03/1...

(Зиоров Михаил Захарович; 21.05.1851, г. Новомиргород Елисаветградского у. Херсонской губ.- 20.12.1915, г. Петроград), архиеп. Варшавский и Привислинский, член Гос. совета Российской империи. Род. в семье полкового священника, прославившегося в Севастопольскую кампанию, прот. Захарии Михайловича Зиорова (1816-1884). Начальное образование получил в Дворянском уч-ще в г. Златополь (ныне в черте Новомиргорода). В 1865 г. поступил в Одесскую ДС, к-рую окончил 2-м по разрядному списку. По результатам приемных экзаменов в МДА был 4-м, учился на историческом отд-нии, в 1875 г. окончил академию 1-м по разрядному списку. Среди его товарищей по курсу был В. А. Соколов (позже профессор МДА). К 100-летию академии Н. опубликовал воспоминания о годах обучения в ней, рекомендованные в 1915 г. Синодом для б-к духовно-учебных заведений (Мои воспоминания о МДА. Варшава, 1914). Из профессоров он выделял Е. В. Амфитеатрова , В. Д. Кудрявцева-Платонова , П. С. Казанского , архим. Михаила (Лузина ; впосл. епископ Курский и Белгородский), А. Ф. Лаврова (см. ст. Алексий (Лавров-Платонов) , архиепископ Виленский), Н. И. Субботина , Е. Е. Голубинского , В. Н. Потапова , а из начинающих преподавателей - В. О. Ключевского и А. П. Лебедева . В продолжение первых 3 курсов М. Зиоров прислуживал в алтаре ректору А. В. Горскому . В 1875 г., во время ревизии МДА архиеп. Макарием (Булгаковым) , он прочитал пробную лекцию «О Башкине и Косом». В стенах МДА слушал выступления митр. Иннокентия (Вениаминова) , С. М. Соловьёва и Вл. С. Соловьёва , Н. П. Аксакова , Ю. Ф. Самарина , М. П. Погодина , Н. П. Гилярова-Платонова и др. «Нас интересовали особенно славянофилы. В то время среди студентов Московской Дух. Академии было развито славянофильское направление» (Мои воспоминания о МДА. 1914. С. 20). Студентам разрешалось ездить в Москву: М. Зиоров бывал в опере, в Румянцевском музее, в Кремле, в соборах и дворцах. В праздничные дни посещал дом инспектора МДА С. К. Смирнова . Академическую традицию пения в Прощеное воскресенье стихир «Да воскреснет Бог» по пасхальному чину, восходящую, по преданию, к прп. Сергию Радонежскому, он впосл. вводил везде, где служил. Всю жизнь хранил книгу И. Канта «Критика чистого разума», к-рой его наградили на академическом акте в честь выпуска курса.

http://pravenc.ru/text/2565980.html

Во избежание этого неудобства предположено было употребить под церковь часть профессорского или аудиторного корпуса, в котором алтарь можно было бы устроить прямо на восток, по направлению к теперешнему библиотечному корпусу; но приспособление профессорского корпуса для церкви, по сметным соображениям, потребовало таких больших затрат, на которые не мог согласиться почетный блюститель по своим средствам. По необходимости приходилось возвратиться к прежней мысли, – о приспособлении помянутой залы для церкви, причем оставался подлежащим разрешению лишь один вопрос, – о возможности обращения алтаря на юг вместо востока. Спрашивали о сем известного знатока церковных правил, профессора канонического права в академии А. Ф. Лаврова-Платонова 13 , и он решительно ответил, что церковные правила повелевают устроять алтари на восток, и ничего не говорят об исключениях из этого правила. 14 Тем не менее на обращение алтаря к югу решили испросить благословение владыки-митрополита. Случай к этому представился, когда в начале 1869 года А. В. Горский должен был ехать в Петербург на юбилей С.-Петербургского университета в качестве представителя от академии. Митрополит Иннокентий в то время был в Петербурге для участия в заседаниях Св. Синода. 4 февраля означенного года А. В. Горский в Петербурге был у митрополита и беседовал с ним о разных делах; между прочим «упомянул я, – пишет он сам от 4 февраля 1869 года в своем дневнике, – и о своем желании устроить церковь . Владыка одобрил и хотел справиться в Св. Синоде, можно ли будет приступить к делу без разрешения Св. Синода». 15 В подробностях беседы с владыкою А. В. Горский коснулся и вопроса об алтаре. Владыка благословил обращение последнего на юг, о чем А. В. Горский тогда же с радостию известил старейших членов академической братии; ибо уже от 10 февраля того же 1869 года покойный профессор Московской Духовной Академии Петр Симонович Казанский (†1878) писал своему брату, архиепископу Костромскому Платону (Фивейскому) , со слов А.. В.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Если стать на точку зрения второй теории, т. е. что епископ имел только административную власть, то окажутся излишними и вредными теории первая и третья: ибо, по смыслу первой теории, нужно будет доказывать, что не судебная власть, никогда епископу не принадлежавшая, не составляет догмата, и может быть отнята, а административная. По смыслу же третьей теории, требующей, чтобы епископ насильственно поручал судебную власть пресвитеру, окажется, что он, как не имеющий судебной власти, не может ее и поручать. Наконец, если утвердиться на третьей теории, то первая окажется излишнею, а вторая вредною. Если епископ должен поручать, то не нужно усилий к доказательству мысли, будто принадлежность судебной власти епископу не составляет неизменного догматического положения. Если епископ не имел судебной власти, то и поручать ее не может. Такие противоречия и затруднения, такой хаос, неизбежны при совмещении этих разных, из разных мест заимствованных и в разные стороны тянущих, теорий. Составитель комитетских записок соблазнился легкостью добычи и не усмотрел ее вреда. Разработано у г. Соколова, в „Голосе», в „Биржевых ведомостях», самому трудиться не нужно. Но от этого в записках комитета безысходный хаос. В одной полемике комитета против мнения г. Лаврова, утверждавшего, что принадлежность епископу судебной власти основывается на Слове Божием, на правилах Апостолов и Соборов, и на догматических книгах Прав. церкви и поэтому составляет неизменное догматическое и каноническое положение – совмещены обломки из всех трех теорий без малейшей догадки о несовместимости и взаимном противоречии их. Здесь пространно разводятся след. положения: 1) духовный суд есть непосредственное обнаружение полномочия власти Христовой церкви, действующей судебною и административною властью чрез одни и те же органы – чрез соборы Вселенские и поместные и чрез епископа епархии. 2) Епископ пользуется судебною и административною властью под ответственностью пред собором, в полной от него зависимости, на известных основаниях, в известных пределах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

В основу настоящего издания положены оригиналы писем архим. Макария, хранящиеся в библиотеке Казанской духовной семинарии, куда они поступили после кончины архиеп. Владимира († 1897), некогда бывшего начальником Алтайской миссии. К нему же они попали в огромной своей части от первого издателя их, свящ. Н. Д. Лаврова. Он посетил Болхов тотчас после смерти о. Макария, и взял с собой все его бумаги. По письмам к нему разных лиц, о. Лавров мог определить, с кем переписывался он, и к кому обратиться за его письмами. Но едва ли от всех его корреспондентов он получил последние. По крайней мере, архим. Владимиру, которому он передал в начале 60-х годов оригиналы изданных и неизданные письма, и который собирался писать историю Алтайской миссии и биографию о. Макария, пришлось от себя сноситься с некоторыми из лиц, от которых надеялся получить его письма. Редактор настоящего издания печатно обращался к владельцам неизданных еще писем архим. Макария Глухарева с просьбой о присылке копий с них (Церк. вед., 1904 г., Новое время, 10103), но ответа ниоткуда не получил. Только частным образом ему удалось добыть оригиналы четырех писем о. Макария 60, 269−271). Всего в настоящем издании напечатано 305 его писем к 64 лицам и учреждениям. К сожалению, тут собраны не все письма, вышедшие из-под пера архим. Макария. По письмам к нему сохранившимся в той же Казанской дух. семинарии, и по указаниям в его письмах, известны имена еще 50-ти его корреспондентов – случайных и постоянных, а именно: архиеп. Иова (стр. 35), архим. Аполлония Матвеевского (45), иеросхим. Ливерия, иером. Филарета Глинского , епископа Димитровского Кирилла (Богословского-Платонова), настоятельницы Арзамасского общежития Ольги, костромской купчихи Е. Д. Дурыгиной и ее брата, архиепископа Иркутского Михаила, иером. Макария (248), Веры Михайловны Нарышкиной и одной из ее сестер, генеральши Заседко, игумении Дорофеи, П. Я. Шюца, Александры Беб..., Ив. Рюмина, тверской монахини Серафимы, кирилловской монахини Фомаиды, диак. Г. Н. Вишневского (двоюродного брата), супругов Явровских, Дарьи Несторовны, Д. Попова, игумении Августы, супругов Волочковых (родственников), костромского иеромонаха Митрофана Калиникова, Московского архимандрита Митрофана, бр. Башкирцевых, Наталии Философовой, Е. Новосильцевой, княгини Варв. Голицыной, Марии Спицыной, костромской игумении Софии, Ел. Ив. Сахтиной (?), Е. Н. Норова, кн. Н. С. Меншикова, Арк. Рунича, Варвары Рунич, прот. Еф. Остромысленского, прот. Луки Маликова и его внука о. Андрея, Клавдии Ломакиной, игумении Зосимы, «Николая грешного», Екатерины Завалишиной, Марии Сомовой, кн. Горчакова, Софии Владимировой, А. и 3. из Бийска и архиепископа Орловского Смарагда. Но и из тех лиц, письма к которым вошли в настоящее издание, не о всех можно сказать, что все к ним писанное, напечатано. Например, к м. Филарету напечатано только 6 писем, между тем, известно 25 писем к о. Макарию митрополита, хотя последний был менее аккуратен в переписке.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

—687— 1878 г. стив был к нему, много говорил с ним. И добрый преосв. Игнатий не упустил этого случая, чтобы напомнить об о. Алексии Лаврове-Платонове , особенно потому что нам грозило назначение викарием священника Петербургского (Гречулевича) 2657 , что было бы более чем грустно. Говорил и об о. Архим. Григории, которого пожелал лично видеть Митр. Исидор. И как только возвратился в Москву преосв. Игнатий, Архим. Григорий приехал к нему говоря: поздравляю Вас с приездом“, а преосвященный отвечает ему: „а я поздравляю вас с отъездом в Петербург сейчас же; явитесь к Митрополиту Иннокентию и потом к Митр. Исидору“. И с первым отходящим поездом его отправили в Петербург. Вероятно, впоследствии и будет он Викарием Костромским. Но я особенно радуюсь назначению Викарием Лаврова. Общее о нём мнение отличное. Слава Богу!“ От 14-го числа писал мне из Москвы А. В. Симанский: „Считаю для себя приятным долгом поздравить Вас с наступающими великими праздниками и пожелать Вам от себя и жены полного здоровья и спокойствия. Мы всю службу страстной недели проводим по-прежнему в церкви всегда нам памятного и приятного Саввинского подворья, куда в среду прибыл вновь назначенный во Епископа о. Архим. Алексий, настоятель уже Саввинского монастыря, в мире известный Вам – Лавров-Платонов. При встрече его в храме, он произвёл на всех предстоящих весьма приятное в пользу свою впечатление, как одарённый от природы благообразностью, так и в особенности счастливой наружностью, выражающей его внутреннее кроткое и сердечно-религиозное настроение. Одним словом, по общему говору на первый раз оказался он для всех симпатичным. Теперь совершает все службы сам и потому постоянное соборное служение. Имею честь быть навсегда преданным и готовым к услугам Вашего Преосвященства“. 18 ч. получено было мной несколько писем с разных сторон и от разных лиц, родных, знакомых и друзей. —688— 1878 г. Так от 13-го числа писал мне родственник из Пензы, преподаватель Семинарии А.И. Успенский : „В начале марта все ждали в Семинарию ревизора г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вечер памяти протоиерея Василия Ермакова состоялся в Санкт-Петербурге в третью годовщину кончины батюшки февраля 2010 На сцену поднимались те, кто хотел поделиться любовью и радостью, которые в избытке получали от духовного отца при его жизни и продолжают получать по молитвам к нему теперь. Вечер памяти протоиерея Василия Ермакова состоялся 3 февраля, в третью годовщину кончины известного петербургского священника. В концертном зале у Финляндского вокзала собрались десятки священнослужителей и сотни мирян - духовных чад батюшки. На сцену поднимались те, кто хотел поделиться любовью и радостью, которые в избытке получали от духовного отца при его жизни и продолжают получать по молитвам к нему теперь. Яркие воспоминания о встречах с батюшкой, о его подвижническом служении Богу и людям чередовались с музыкальными выступлениями. В концерте приняли участие хор Тихвинского Богородице-Успенского монастыря, квинтет " Серебряные струны " , солист ансамбля " Поющие гитары " Валерий Ступаченко, актриса Мария Лаврова, певица Ирина Скорик, казачий ансамбль " Терек " , поэт Евгений Румянцев. Прозвучали приветственные послания от президента благотворительного фонда " Православная Русь " Дмитрия Грачева, председателя иерусалимского отделения Императорского православного Палестинского общества Павла Платонова, депутата Госдумы Василия Захарьящева. Вместе с иеромонахом Валаамского монастыря Парфением вечер вела актриса Нина Усатова. Она рассказала о работе в фильме " Поп " , в котором сыграла матушку главного героя - священника Псковской миссии, похожего на батюшку Василия - простого, строгого, но любвеобильного, с замечательным чувством юмора. Премьера картины состоится в Санкт-Петербурге в Пасху. Завершилась встреча показом снятых в разные годы кадров самоотверженного служения отца Василия в храме и его встреч с людьми. " Вода живая " , 03.02.10 Поделиться 28 апреля 2024 28 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=198...

Все права помещиков над крестьянами уничтожаются. Такое состояние должно продолжиться на неопределённое время, пока сами помещики не войдут в соглашение с крестьянами об уступке им земли в полную собственность. Комитет пересилил Панина. Сергиевский 129 стал печатать перевод Макария, не спросясь Николая Дмитриевича Лаврова 130 , который сначала очень было оскорбился, почитая этот перевод источником доходов для миссии по завещанию Макария. Но дело как-то уладилось. Митрополит разрешил печатание, никого не спросясь. Давно бы пора так действовать. Готовится преобразование по судебной части. Уничтожены будут канцелярии. Их дело будет только помечать решения. С 20 мая начнутся работы от Посада для железной дороги, для чего предназначено 6000 работников. Говорят, нравственное падение Русского Вестника уже совершилось. Талантливые писатели отказываются от участия в нём вследствие скупости Каткова и гордости Леонтьева 131 . А по-моему, причина в том, что русская публика не любит останавливаться на одном предмете и англомания теперь надоела. И сам Катков был англоманом совсем не по убеждению, а по расчёту. Что теперь и против убеждения своего редакторы помещают статьи, доказательством служит статья Евгении Тур о Свечиной. Редакторы не утерпели, чтобы не заметить, что не довольны статьёй, а поместили её. Гиляров 132 добивается профессорской кафедры в Московском университете. Соперником ему является профессор Московской семинарии священник Пётр Преображенский 133 , которого поддерживает Сергиевский. Так распространились слухи, что Гиляров передал новому поэту повести о нашей академии, то он печатно в Московских Ведомостях отрёкся от всякого участия в Современнике и от всяких сношений с его редакцией. С вашими мыслями о переводе св. Писания не могу вполне согласиться. Без сомнения объяснения и толкования при переводе будут важным пособием, но разве неизвестно, что ересеучители были учёные толкователи св. Писания? Раскольники толкуют по-своему, Молокане принимают только, что им угодно из Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010