часть Крови Христовой, часть Ризы Господней, часть Животворящего Древа. II. Мощи Христова века: часть младенца, от Ирода убиенного Христа ради; часть святого Предтечи Иоанна Крестителя, святого Первомученика и архидиакона Стефана, св. апостола и Евангелиста Матфея, св. апостола Павла. III, Части мощей греческих Святителей: св. Василия Великого , св. Григория Богослова , св. Иоанна Златоустог о, св; Василия епископа Амасийского, св. Михаила епископа Синадского, Священномученика Анфима, епископа Никомидиского, Священномученика Власия, епископа Севастийского, Священномученика Ианнуария епископа. IV. Части мощей Святителей российских: св. Михаила первого митрополита Киевского, св. Симона епископа Суздальского, св. Ефрема епископа Переяславского, св. Исайи епископа Ростовского, св. Нифонта епископа Новогородского. V. Части мощей греческих Великомучеников Георгия, Прокопия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Артемия, Пантелеимона, Иоанна Сочавского (Молдавского); Мучеников: Космы Бессребреника, Иакова Персянина, Трифона, Севастиана, Мирона, Преподобномученика Лукиана пресвитера Антиохийского. VI. Великомучениц греческих: Феклы Первомученицы, Варвары, Марины; Мучениц: Ефимии, Параскевы, Фотинии. VII. Преподобных греческих Макария Египетского , Ефрема Сирина , Илариона Великого, Иоанна Дамаскина Марка Фряческого, Ксенофонта; Преподобных российских Киево-Печерских: Николы Святоши князя Черниговского, Поликарпа архимандрита Печерского, Никона игумена Печерского, Варлаама игумена Печерского, Нестора летописца, Иоанна Многострадального, Никона, Анатолия, Никодима просфорника, Дамиана Целебника, Феодора Молчаливого, Григория иконописца, Кукши, Марка гробокопателя, Феофана Постника, Авраамия, Феодора, Иосифа, Никона Сухого, Луки эконома Печерского, Афанасия затворника, Исаака затворника, Еразма, Илариона схимника, Евфимия схимника, Силуана схимника, Онисифора; Арсения Трудолюбивого, Лаврентия затворника, Григория Чудотворца , Прохора Чудотворца, Феофила Чудотворца, Иоанна Чудотворца, Тита, Агафона, Паисия, Логгина вратаря, Агапита врача, Нестора не книжного, Зинона постника, Спиридона просфорника, Сергия Послушливого, Павла Послушливого, Онуфра Молчаливого, Ильи Муромца, Пимена Многоболезненного, Иоанна Постника , Мартирия диакона, Анастасия диакона, Макария диакона и Евфросинии игумении Полотской.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

69 – Слово о создании церкви Печерской (о варяге Шимоне и замысле основать церковь Успения Богородицы); л. 73 – Слово об Исакии Печернике; л. 78 – Житие Феодосия Печерского (об участии святого в распрях Ярославичей); л. 82 – Слово о создании церкви Печерской (о пришествии мастеров); л. 85 – Житие Феодосия Печерского (об основании Успенского собора); л. 85 – Слово о создании церкви Печерской (о возведении главной святыни монастыря); л. 87 об. – Житие Феодосия Печерского (со «слова» о переселении святого в другое место до поставления на игуменство Никона); л. 98 – Слово о затворнике Никите; л. 100 об. – Слово о затворнике Лаврентии; л. 102 – Слово о создании церкви Печерской (о пришествии писцов); л. 104 об. – Слово об иконописце Алимпии; л. 112 – Слово о создании церкви Печерской («чудо» об Иоанне и Сергии, рассказ об освящении церкви); л. 115 – Слово о Марке Печернике; л. 121 об. – Слово о перенесении мощей Феодосия Печерского; л. 125 об. – Житие Феодосия Печерского (о «проречении» святого); л. 128 – Похвала Феодосию Печерскому; л. 137 об. – Слово о первых черноризцах печерских; л. 140 – рассказы Поликарпа об Агапите, Григории, Иоанне, Моисее, Феодоре и Василии; л. 173 об. – летописная заметка о вписании имени Феодосия в Синодик; л. 174 – Слово о многострадальном Пимене; л. 180 об. – Послание Симона к Поликарпу; л. 187 об. – Слово об Онисифоре («Что ради имети тщание и любовь к Антонию и Феодосию»); л. 190 – Слово о просфорнике Спиридоне; л. 192 – рассказы Симона о Евстратии, Никоне, Кукше и Пимене, Афанасии, Святоше, Еразме, Арефе, Тите и Евагрии; л. 213 – Послание Поликарпа к Акиндину; л. 214 – Слово о чудотворце Прохоре; л. 221 – Слово об оковании гроба Феодосия Печерского; л. 225 – Слово о Нифонте Новгородском. Организующее начало в Патерике редакции С – тематико-хронологический принцип взаимосвязи отдельных «слов» сборника, причем следование этому принципу не считается с наличием авторских циклов в памятнике, нарушает целостность произведений, больших по объему.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Обращение тверского епископа Арсения к истории Киево-Печерского монастыря и к редактированию Патерика нельзя расценивать только как проявление «некоторой его ностальгии по месту пострига» (Конявская ЕЛ., Прохоров Г.М. Арсений // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 69). Живой интерес к памятникам культуры Киевской Руси, особенно к художественному наследию Киево-Печерского монастыря, на рубеже XІV-XV столетий объясняется усилением борьбы за объединение русских земель, где столкнулись интересы московских и тверских князей, для которых Киев с его святынями – символ былого могущества Руси. Тверской редактор, дорожа общерусским значением Киево-Печерского патерикового свода, исключил из состава памятника эпистолярную часть. Это позволило ему ослабить личностное, частное начало в сочинениях Симона и Поликарпа, а также снять противоречие между реально «многогрешным» образом Поликарпа в послании Симона и условно «многогрешным» образом «списателя» житий печерских святых 530 . Однако принцип подчинения частного общему в Патерике редакции А выдержан не до конца: в ряде случаев рассказы о печерских подвижниках сохранили религиозно-дидактические пассажи, где упоминаются имена владимиро-суздальского епископа Симона, печерского монаха Поликарпа, игумена Киево-Печерской лавры Акиндина. Выпадение одного из звеньев композиционной цепи, а эпистолярная часть служила своеобразным каркасом произведения, не могло не повлечь за собой новых структурных изменений. К отступлениям от прежнего состава памятника следует отнести, например, то, что Слово о первых черноризцах печерских подвергается выборке, из него чаще всего выписываются рассказы о Дамиане и Иеремии (последний может не иметь собственного заголовка и примыкать к «слову» о Дамиане), реже – Исакия. Житие печерского первоподвижника Матфея обычно отсутствует, как и «слово» Поликарпа об иконописце Алимпии 531 . «Крамольность» рассказа об Исакии редактор и переписчики, скорее всего, увидели в том, что герой патерикового жития «святой грешник», не раз попадавший под власть бесов. От Исакия ведет свое начало русское юродство, вид подвижничества, который, как и затворничество, осуждался и запрещался в период игуменства Феодосия. Исакий за «пакости» игумену, братии и мирянам был нещадно бит, он был вынужден покинуть монастырь – «нача по миру ходити, и тако урод ся створи».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Развитие агиографической литературы в конце XIV – начале XV в. шло под знаменем поиска нового героя, чьи нравственные идеалы были созвучны историческим потребностям эпохи. Энергичные, деятельные герои житий Епифания Премудрого : миссионер и просветитель Стефан Пермский, основатель Троицкой лавры Сергий Радонежский, были достойными преемниками Феодосия Печерского , неутомимого монастырского строителя, яркого политика и публициста. Не случайно, что Житие Феодосия начинает открывать Печерский патерик редакции А, существуя в нем на правах основного текста, а восходящее к прогреческой тенденции Жития Антония «слово» об иконописце Алимпии в большинстве случаев при переписке опускается. Частое отсутствие в списках Патерика редакции А рассказа о Матфее Прозорливом можно объяснить, как нам кажется, обилием в тексте бытовых реалий, которые разрушают идеальный образ монастырского братства. Не «лепок» беса, а нерадение к церковной службе заставляет монахов, «мало постоав, и раслабев умом, и вину себе притворив какову убо, исхождаше ис церькви и шед спаше, и не взвращашеся на пение». Некоторые из чернецов покидают монастырь, как Михал Тобелькович; стремление к мирским радостям жизни, а не бес, сидящий на свинье, помогает им «перескочить» через монастырскую ограду. В Арсеньевской редакции Патерика изменен порядок следования «слов»: патериковые жития затворников Никиты и Лаврентия не открывают цикла агиографических произведений Поликарпа, а следуют за рассказами об Агапите и Григории; житие Спиридона завершает Патерик, тогда как в редакции О оно читалось перед «словом» о многострадальном Пимене. х В рассказе об Агапите развита тема Послания Поликарпа к Акиндину, изложена вторая часть «литературной программы» автора Патерика. А.А. Шахматов объяснял эту раздвоенность зависимостью части комплекса сочинений Поликарпа от древнего Жития Антония Печерского, послужившего одним из источников Патерика 532 . Цикл этих «старших» житий завершался, по мысли ученого, рассказом об Агапите, в конце которого читалось обращение Поликарпа к Акиндину: «Аще бых ти написал, честный архимандрите…» Возможно, это отрывок первого послания печерского монаха к игумену, куда вошли, помимо жития Агапита, рассказы о Григории, Лаврентии, Моисее, Иоанне. Таким образом, Шахматов видел в Печерском патерике своеобразную редакцию древнейшего патерикового свода – Жития Антония Печерского, к чему весьма скептически отнесся Ф. Бубнер 533 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Крупномасштабное художественное повествование об основании Успенского собора в Киево-Печерском монастыре расчленяется на ряд фрагментов, которые следуют согласно хронологии событий монастырской истории и перемежаются тематически родственными отрывками из Жития Феодосия, «слов» Поликарпа. Тематический принцип связи первичных жанров в Патерике приводит к тому, что поучение Феодосия о латинской вере входит в состав жития святого, а рассказ о перенесении его мощей помещается после «слова» о «гробокопателе» Марке, Включение рассказов Поликарпа о затворниках Никите и Лаврентии в «феодосьевский» цикл произведений мотивировано тем, что подвиги этих святых совершаются в период игуменства Никона, о поставлении которого на пост настоятеля монастыря сообщается в Житии Феодосия Печерского . Согласно тематико-хронологическому принципу после сказания о пришествии в монастырь греческих иконописцев следует жизнеописание печерского художника Алимпия, а за ним – «чудо изрядно» об Иоанне и Сергии, которое произошло «пред иконою Богородичною» в Успенской церкви. Большей инертностью в плане структурных преобразований отличается агиографический цикл сочинений епископа Симона. В редакции С он не теряет своей целостности, включая лишь один инородный текст – Слово о просфорнике Спиридоне. Вместе с тем общая тенденция к «небрежению» авторскими циклами в сборнике, что противоречит основному направлению в развитии памятника в XVII в., делает редакцию С непродуктивной. Выпрямление событийной линии в изложении монастырской истории приводит к нарушению жанровой и композиционной специфики Киево-Печерского патерика. В 1661 г. вышло второе печатное издание Патерика, воспринявшее традиции польского издания 1635 г. и рукописной редакции Иосифа Тризны. Возможно, что сам киевский митрополит Сильвестр Коссов принимал участие в этом литературном труде 607 , подготовка которого началась в 50-х годах XVII в., но итог работы появился уже после смерти его вдохновителя и организатора. «Повеление и благословение» Иннокентия Гизеля, архимандрита Киево-Печерского монастыря, санкционировало выход в свет нового издания памятника, но «кто были издатели-редакторы печатного патерика – мы не знаем; они называют себя просто иноками Печерской лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  Монахи и затворники Киево-Печерской обители отличались высокими нравственными качествами и подвижничеством, что вызывало уважение у просвещённых и влиятельных людей того времени. Постепенно, монастырь превращается в своеобразное образовательное учреждение, академию православных правителей. Со всех уголков Руси сюда начинают стекаться не только знатные, но и образованные люди. От времени возникновения Киево-Печерской обители до начала 13 века из числа иноков вышло 50 епископов, назначенных на служение в разные уголки государства. Слава о монастыре разошлась далеко за пределы Руси.   Во время нашествия орд Батыя в 1240  году Киево-Печерская Лавра была разорена и разграблена.  Большинство монахов было убито, части удалось  сбежать. После этих событий достоверных сведений о монастыре нет вплоть до 14 века, когда он был  отстроен и даже стал усыпальницей князей и другой знати.  Но в конце века снова был разграблен и сожжен  крымским ханом Менгли I  Гераем (Гиреем). В 16 веке, несмотря на препятствия, возникающие в связи с окатоличиванием части украинских земель, монастырю удалось выстоять. Даже утратив часть своего авторитета и славы, Киево-Печерский монастырь оставался  духовным и культурно-просветительским оплотом. Статус Лавры монастырь получил в 1688 году.   В 1615 году архимандрит Елисей Плетенецкий открыл при Киево-Печерской Лавре типографию, которая долгое время оставалась  самой крупной в Киеве. Очень известна была и иконописная мастерская Лавры. В 18 веке вокруг монастыря появляются земляной вал  и каменная стена. Чудовищный пожар, который охватил Лавру в 1718 году, уничтожил все деревянные постройки  на территории монастыря и некоторые каменные, сгорели также архив Киево-Печерской Лавры и библиотека.   В 1720 году начинается восстановление монастыря.  Именно это время считается расцветом стиля барокко в Киево-Печерской Лавре. Примерно тогда же строится Великая  Лаврская Колокольня высотой 96.5 метров, которая вплоть до середины 20 века была самым высоким строением в Киеве.  В 19 веке  Киево-Печерская Лавра включала в себя уже 6 монастырей:  Главный (при Великой церкви), Ближние Пещеры,  Дальние Пещеры, Больничный, Китаевская пустошь и Голосеевская пустошь.

http://isihazm.ru/?id=816

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК Прп. Афанасий Затворник. Ксилография. Киево-Печерский Патерик. Киев, 1661 Прп. Афанасий Затворник. Ксилография. Киево-Печерский Патерик. Киев, 1661 (2-я пол. XII в.), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших). Краткое житие А. З. содержится в древнейшей части Киево-Печерского патерика (Слово 19), составленной в 1-й четв. XIII в. Владимирским еп. свт. Симоном , к-рый слышал о преподобном от печерского мон. Вавилы, исцеленного при мощах А. З. Патерик рассказывает о том, что после кончины тело А. З. оставалось непогребенным в течение 2 дней: «Бе бо убог... и сего ради небрегом бысть», что свидетельствует об известном упадке общежительных порядков в Киево-Печерском мон-ре в XII в. На 3-й день игумен и братия, пришедшие погребать святого, увидели его воскресшим и плачущим. На недоуменные вопросы А. З. ответил кратким поучением, что спастись иноку можно лишь при условии послушания во всем игумену, постоянной покаянной молитвы и погребения в монастырских пещерах «со святыми отци». После этих слов А. З. удалился в пещеру, где пребывал в затворе до своей кончины 12 лет в молчании, слезной молитве и строгом посте («ядяше мало хлеба и воды поскуду, и того чрес день»). Местная канонизация А. З. совершилась в 1643 г., когда по благословению Киевского митр. свт. Петра (Могилы) протосинкелл и экзарх К-польского Патриарха Мелетий Сириг составил «Канон преподобным отцам Печерским». В месяцеслове «Полуустава», изданного в Киево-Печерском мон-ре в 1643 г., впервые указан отдельный день памяти А. З.- 2 дек. При архим. Варлааме (Ясинском ; 1684-1690) установлено празднование Собору преподобных отцов Ближних пещер - в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня. Отдельная служба А. З. со славословием составлена в посл. трети XVII в. (К.,1763). Общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы киево-печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные месяцесловы. В 1843 г. было установлено общее празднование памяти всех преподобных Киево-Печерских.

http://pravenc.ru/text/76994.html

Преподобный Евфимий жил чисто и безмолвно и подражал иноческим добродетелям преподобных. Часто с великим благоговением приносил он бескровную жертву и своими всегдашними молитвами достиг духовного общения и собеседования с Ангелами. А когда облекся в схиму, тогда, предавшись подвигу безмолвия, ни с кем ни о чем не беседовал. Одна молитва в церкви и келии была в его устах. Также никакой пищи, приготовляемой на огне, он не вкушал, а довольствовался одним зелием. И ныне пищей райской неоскудно наслаждается и с Ангелами немолчно славословит Бога и молится о нас. Память его 2 февраля (20 января). Преподобный Кассиан затворник Преподобный Кассиан смирял себя пред всеми, был весьма послушлив, трудолюбив и постник. Святым послушанием он заставил бесов исповедать, как много есть иноков в Печерском монастыре, которые могут изгонять бесов, и как демоны боятся святых Печерских. Затвор в пещере был завершением его подвигов. Память его 13 марта (29 (28) февраля). Преподобный Пиор затворник Преподобный Пиор отличался постом и трудолюбием, и в этом служил примером для постников и трудолюбцев. Не желая взирать на прелесть и суету мира сего, он затворился в темной пещере и там подвизался в беспрестанной молитве, откуда достиг света невечернего. Память его в сырную субботу. Преподобный Пафнутий затворник Преподобный Пафнутий затворник, принявши иночество, непрестанно плакал. Он всегда представлял в своем уме тот час, когда, при разлучении души с телом, окружат человека Ангелы и духи злобы, покажут человеку дела добрые и злые, напомнят ему о всех его делах, мыслях и желаниях, о том, что он забыл и чего не считал за грех . Страшное время для грешника, время разлучения души с телом! Об этом преподобный размышлял, плакал и вздыхал всю свою жизнь. Но блажени плачущии, яко тии утешатся ( Мф.5:4 ). И преподобный Пафнутий при кончине своей увидел лики ангельские, которые, принявши его душу, вознесли ее на небо. Память его 28 (15) февраля. Преподобный Иосиф многоболезненный Преподобный Иосиф, много лет находясь в болезни, обещал до смерти служить в Печерском монастыре, если Господь Бог дарует ему исцеление. Господь услышал его молитву и даровал ему здравие. Посему, придя в Печерский монастырь, он принял на себя иноческий образ и до смерти усердно подвизался и угождал Богу постом, молитвой, и братии служил своим послушанием. Память его 17 (4) апреля. Преподобный Дионисий, священник и затворник

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010