Святии славнии Кире и Иоанне,/безсребреницы, мученицы и чудотворцы,/милосердием своим, яко стеною необоримою,/нас оградите от всех бед/и от врагов видимых и невидимых сохраните/непрестанною вашею молитвою ко Господу. Ин тропарь, глас тойже Премудрии вселенней врачеве,/Кире и Иоанне,/от Бога приясте власть целити недуги душевныя,/вкупе же и телесныя,/и ныне молитеся/сохранити град и люди от одержащих зол/и спасти молитвами вашими души наша. Кондак, глас 3 От Божественныя благодати дар чудес приемше, святии,/чудодействуете непрестанно,/вся наша страсти рукодейством секуще невидимо,/Кире богомудре со Иоанном славным:/вы бо божественнии врачеве есте. Ин кондак, глас 6 Великое врачевство вселенней,/супряжение Христово возлюбленное,/светильники сияющия, зарю исцелений,/воспоем, вернии, велегласно,/внутрь церкве им вопиюще:/Кире и Иоанне,/податели чудесем, врачеве недужным,/освящаете вся страны. Величание Величаем вас,/чудотворцы славнии Кире и Иоанне,/и чтим честная страдания ваша,/яже за Христа/претерпели есте. Ино величание Величаем вас,/чудотворцы славнии Кире и Иоанне,/и чтим святую память вашу,/наставницы заблуждшим, исцелители болящим/и собеседницы ангелом. Тропарь святителю Никите, затворнику Печерскому, епископу Новгородскому, глас 4 Насладився, богомудре, воздержания/и желание плоти твоея обуздав,/на престоле святительства сел еси,/и яко звезда многосветлая, просвещая верных сердца/зарями чудес твоих, отче наш, святителю Никито,/и ныне моли Христа Бога, да спасет души наша. Ин тропарь, глас 2 Небеснаго пространства желая,/от юности в тесне месте затворился еси,/в немже прельщен быв от врага,/паки смирением и послушанием/победил еси крепце, Никито,/и ныне, предстоя Христови,/моли спастися всем нам. Кондак, глас 6 Архиерейства саном почтився/и чисте Чистейшему предстоя,/прилежно моление за люди твоя приносил еси,/яко и дождь молитвою свел еси,/овогдаже и града запаления угасил еси./И ныне, святителю Никито,/моли Христа Бога/спасти люди твоя молящияся,/да вси вопием ти:/радуйся, святителю, отче предивный. Ин кондак, глас 1

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В апреле 2006 году в Московской духовной академии состоялся методический семинар преподавателей гомилетики, на котором присутствовали представители четырнадцати духовных школ Русской Православной Церкви. Все они подтвердили, что в их учебных заведениях сохраняется курс истории русского проповедничества, хотя в разных школах на его изучение отводится разное количество учебных часов (от одного до трех семестров). Также выяснилось, что практически все духовные школы используют в качестве учебного пособия конспект протоиереев А. Ветелева и М. Козлова. Главной содержательной проблемой курса оказалась слабая изученность наследия отечественных проповедников и церковных писателей ХХ века. Семинар тогда сформулировал несколько предложений, адресованных Учебному комитету. Одно из этих предложений следующее: «При выработке новой программы [по гомилетике] уделить особое внимание межпредметным связям. Следует согласовать учебную программу по гомилетике с программами по стилистике и риторике, с одной стороны, и с программами по истории Церкви и патрологии, с другой. В курсе гомилетики материал, дублирующий другие предметы, может быть значительно сокращен. Для детального обсуждения проблемы межпредметных связей целесообразно было бы провести специальный семинар». Обращаю Ваше внимание, что цитированный документ был выработан и направлен в Учебный комитет более двух лет назад (в апреле 2006 года). Однако инициативы участников семинара так и не были реализованы. А ведь эти инициативы формулировались, в том числе, и в связи с предполагавшимся введением в семинарскую программу курса русской патрологии. Ныне этот курс уже существует, но его взаимоотношения с курсом истории русского проповедничества остаются невыясненными. Проблема остается нерешенной. Ее актуальность можно обосновать многочисленными примерами. Из домонгольского гомилетического наследия в курсе истории русской проповеди изучаются «Поучение к братии» архиепископа Луки Жидяты, «Слово о законе и благодати» митрополита Киевского Илариона, поучения преподобного Феодосия Печерского и «Слова» святителя Кирилла Туровского. Вполне очевидно, что все эти памятники являются также и предметом изучения в рамках русской патрологии. Из собственного опыта преподавания гомилетики в Московской духовной семинарии могу сказать, что я требовал от студентов чтения и конспектирования наиболее важных памятников. Так что по крайней мере для тех студентов, которые добросовестно трудились на уроках гомилетики, значительная часть курса русской патрологии уже будет знакома. И касается это не только домонгольского периода. Например, в отношении XVIII-XIX веков следует заметить, что студенты читали и конспектировали проповеди святителей Тихона Задонского, Филарета (Дроздова), Иннокентия (Борисова). А если время позволяло, то и святителей Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника.

http://bogoslov.ru/article/375169

  О том, что стяжать добродетели невозможно без труда и без борьбы со страстями Ученик. Батюшка, я очень желаю спастись. Старец. Положи начало, и Господь тебе поможет; мы так себе не желаем спастись, как Господь нам желает спасения.- При этом старец присовокупил: " Замечай, что, когда у тебя душа неспокойна, и помысл говорит тебе: сделай поскорее то или другое дело, то знай, что это враг хочет тебя смутить и навести скорбь душе твоей " . Ученик. Батюшка, я издавна желаю монашества, и как хорошо было бы, если бы Господь сподобил меня быть монахом. Старец. Покажи дела, достойные монашества, и в будущем веце обрящешь себя монахом.- При этом старец прочитал из жития Пимена Многоболезненого, Печерского чудоворца. Ученик. Батюшка, простите меня, я все предаюсь мечтательности о себе, будто бы я живу хорошо и благочестиво. Старец. Не хвались, сын мой, при начале; еще неизвестно, какой конец будет. Ученик. Батюшка, простите меня, вот сколько времени уже я живу в монастыре, ничего не приобрел и не приучил себя ни к чему доброму. Все зазираю и осуждаю прочих, а сам, как свинья во блате, валяюсь. Старец. А что ты за человек, что хочешь добродетели стяжать без трудов? Не успел еще опериться, а хочешь лететь. Нет, они достигаются усиленными трудами и долгим временем. Тогда-то будешь ты их ценить, когда они достанутся тебе чрез труды твои. Если же что без трудов прибретено, то скоро и потерять можно. Мы бываем спокойны, когда беспрепятственно можем исполнять все свои желания, и когда ничто нас не тревожит; захотим что есть, едим; захотим пить, пьем; захотим спать, спим; захотим пройтись куда, тоже себе не отказываем; а если захотим бороться против этого, то увидим скорби. Ученик. Батюшка, почему опытные и искусные в духовной жизни старцы удерживают ревностных новоначальных монахов и послушников от разных подвигов духовных в начале их отвержения от мира и пребывания в монастыре? Старец. Они потому останавливают, что знают козни врага рода человеческого, который всегда под видом добра ищет нашей погибели, стараясь после подвигов вринуть нас в отчаяние или леность. Старцы, как опытные в духовной жизни, так как сами проходили этот путь и видели опасности, на нем бывающие, знают, сколь многие погибают на сем пути от самочиния.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/138/...

Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Данииле,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь святителю Гавриилу, архиепископу Рязанскому и Зарайскому, глас 5 Верою и правдою Богу служа,/снискал еси любовь паствы рязанския,/Гаврииле святителю,/добрый пастырю словесных овец./В годину испытаний алчущих питал еси,/икону Богоматери Знамения, именуемую «Корчемною»,/яко источник неоскудный утешения пастве своей указал еси./И ныне молися о нас прилежно,/чтущих святую память твою. Кондак, глас 3 Христа из млада возлюбил еси/и Тому любовию последовал еси,/мудростию святителя Филарета душу свою питая,/сана святительскаго удостоен был еси,/паству рязанскую, от Бога ти данную, усердно окормлял еси,/Гаврииле святителю,/не престай моляся о чадех твоих,/да вси честную память твою/радостно почитаем. Величание Величаем тя,/святителю отче Гаврииле,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. 8/21 Апостолов Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Святителя Нифонта, епископа Новгородского (1156). Преподобного Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах почивающего (XIV). Испанской иконы Божией Матери (VIII). Тропарь апостолам, глас 3 Апостоли святии,/молите Милостиваго Бога,/да прегрешений оставление/подаст душам нашим. Кондак, глас 2 Явистеся Христовы ученицы и апостоли всечестнии,/Иродионе славне, Агаве и Руфе,/Асинкрите, Флегонте со Ермом,/присно молитеся Господеви,/подати нам согрешений прощение поющим вас. Величание Величаем вас,/святии апостоли Иродионе, Агаве, Асинкрите, Руфе, Флегонте и Ерме,/весь мир ученьми своими просветившия/и вся концы ко Христу приведшия. Тропарь святителю Нифонту, епископу Новгородскому, глас 3 Яко сый нравом православных/Восточныя Церкве преданий истинный защитник,/сподобился еси великаго во отцех Феодосия/видети по смерти, яко жива,/возвещающа тебе Царствия Небеснаго наследие,/егоже неизреченных доброт/ныне с ним неразлучно наслаждаяся,/моли и о нас, чадех своих, Нифонте прехвальне.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

26 Наблюдения Монро, а также многих других экспериментаторов в этой области, свидетельствуют о том, что выходы из тела неизменно сопровождаются сильным половым возбуждением; это только подтверждает тот факт, что эти опыты воздействуют на низмененную сторону человеческой природы и не имеют в себе ничего духовного. 27 (Stanislav Grof and Joan Halifax, «The Human Encounter with Death», E.P. Dutton, New York, 1977). 29 Апулей. Метаморфозы. M., 1959 г., стр. 311. Прозерпина или Персефона – в греческой и римской мифологии владычица Аида. 30 Д. Уинтер. «Грядущее: что бывает после смерти?», Harold Shaw Publishers, Wheaton, Ill., 1977, стр. 90. 31 J. Allen Hynek and Jacques Vallee, «The Edge of Reality», Henry Regnery Co., Chicago, 1975, p. 107. 32 Allen Spraggertt, «The Case for Immortality», New American Library, New York, 1974, pp. 137–138. 35 Рассмотрение харизматического движения как медиумического феномена можно найти в главе VII книги иеромонаха Серафима «Православие и религия будущего». 37 (Цит. по: George Trobridge, «Swedenborg: Life and Teaching», Swedenborg Foundation, N.Y., 1968, pp. 175,276) 42 Т. 3, стр. 129, житие его см. в Киево-Печерском патерике, память преподобного Афанасия, затворника Печерского, празднуется 2 декабря. 50 В «Отечнике» епископа Игнатия читаем: «Однажды авва Макарий, ходя по пустыне, нашел лежавший на земле человеческий череп». Когда авва прикоснулся пальмовой палкой, которая бьша у него в руке, к черепу, череп издал из себя голос. Старец сказал ему: «Кто ты? – Череп отвечал: «Я был жрецом идолопоклонников, которые жили в этом месте, а ты – авва Макарий, имеющий в себе Святаго Духа Божия. Когда, умилосердясь над теми, которые находятся в вечной муке, ты молиться о них, то они псшучают некоторое утешение. Далее череп, рассказав св. Макарию об адских мучениях, закончил так: «Нам, не ведавшим Бога, оказывается хотя некоторое милосердие; но те, которые познали Бога и отреклись от Него и не исполняли воли Его, находятся ниже нас» («Отечник», изд. 4-е, стр. 311–312).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/p...

Евгений, только закончился апрель, а COVID-19 уже унёс четверть миллиона жизней и это вопреки карантину миллиардов людей. Что было бы при всеобщем равнодушии? Анна Кротко 1 мая 2020, 15:58 Спасибо, Владыко Тихоне!После Вашей первой проповеди о пандемии я избавилась от всех сомнений относительно хождений в храм по своему хотению. Думаю, Господь помилует нас за молитвы смиренных затворников, а не тех, кто рогами и копытами ломится в ворота Лавр и приходских храмов.Простите! наталия 1 мая 2020, 15:49 Никто не знает правды. Зря так православные обижают других православных, обличая их в гордыне и т.п., оправдывая своё сидение. Жаль, что послушание выше храма и веры, выше Промысла Божьего. А заражаются разные люди, в основном те, кто был на послушании, служил без народа Божьего... Юлия А. 1 мая 2020, 15:32 Вот уж не утешили, уважаемый владыка! Вы попробуйте сами, войдя в положение мирян, не служить пару месяцев, и не причащаться, и даже в храм не заходить, а только по телевизору службы смотреть. А то «тёплый зяблого разве когда поймет?», получается. Если же вчитываться в то, что писал о.Павел, то очевидно, что не служил он не из-за болезни, про которую в районе и «не слышно», -это скорее ирония, а из-за реальной угрозы со стороны властей, за нарушение предписаний которых Верхне-Никульское могло надолго (если не навсегда) остаться без священника и служб. Иван 1 мая 2020, 15:02 " Коронавирус - не чума, не оспа, не тиф и даже не холера! Им переболел ни один миллион человек!!! Что за искусственная паника? Чтобы верующим показать их место? Верим властям, не Богу! " - Это из одного из комментариев. Братья, взгляните правде в глаза: Монахи Киево-Печерской , Троице-Сергиевой, Почаевской Лавр, Хотьково, Дивеево, Савво-Сторожеского и тд. заразились. Они в больницах, в реанимации, похоронены. Сколько мирян заразились в храмах, перенесли болезнь в свои дома, инфицировали тысячи людей, а те в свою очередь других. Патриархи, митрополиты, старец Павел - вам не авторитеты. Ну что ж... Пожинайте плоды своей самости и гордыни!

http://pravoslavie.ru/130774.html

В том же Киево-Печерском патерике в житии преподобного Лаврентия затворника мы узнаем о некоем бесноватом, который под действием темного духа говорил по-еврейски, по-гречески, по-немецки (в другой версии — по-римски) и на иных языках, которыми ранее не владел, пророчествовал и говорил о вещах и людях, ранее ему неведомых. А в житии священномученика Киприана мы читаем о том, что в бытность свою волхвом он «научился всем диавольским хитростям: постиг различные бесовские превращения, научился изменять свойства воздуха, наводить ветры, производить гром и дождь, возмущать морские волны, причинять вред садам, виноградникам и полям, насылать болезни и язвы на людей, и вообще научился пагубной мудрости и исполненной зла диавольской деятельности». Отсюда опять-таки ясно, что демонические силы способны наделять некоторых людей необычайными экстрасенсорными способностями. А теперь приведем пример из жизни Кэтрин Ледерман, занимавшей одно время руководящую роль в оккультном движении «Нью Эйдж» («Новый век»). Вот ее собственный рассказ: «Еще в отрочестве у меня был контакт с духовным миром, миром спиритизма. Один из начальников на моей службе посвятил меня в тайны дальневосточной философии, которые меня очень заинтересовали. Это было что-то совсем другое, сильно отличавшееся от скучных проповедей в церкви. Так я впервые познакомилась с трансцендентностью, с невидимым миром. Я вновь обратилась к этому тогда, когда я, молодая замужняя женщина, оказалась в стрессовой карьерной ситуации. При помощи йоги я вернула мои прежние отношения к невидимому. Йога явилась, таким образом, вступлением в новый вид религиозности, которая также отразилась на моем теле. Любопытство все дальше уводило меня в мистицизм и медитацию. Путем тренировки я добилась ощущения, что расстаюсь со своим собственным телом. К Библии у меня тогда было отношение довольно пренебрежительное. Мне как современной молодой женщине никогда бы не пришла в голову мысль, что Истина может быть заключена в одной небольшой книге. В конце концов, христианство за две тысячи лет не принесло людям мира и не способствовало эволюции.

http://sueverie.net/ogradi-nas-gospodi-o...

Вывод же, который делает Кирилл Туровский из своих рассуждений, однозначен, — каждый человек должен крепить свою душу и изгонять телесные искушения. Только тогда перед ним откроются врата Царства Небесного, и он будет достоин вечного спасения. В этом смысле мировоззренческие устои Кирилла Туровского были более чем крепки. И в жизни, и в своих сочинениях он выступает как сторонник " печерской идеологии " , мистико-аскетической трактовки христианского вероучения. " Что есть древо животное? — спрашивает Кирилл и отвечает: — Смиреномудрие, ему же корень исповеданье… Того корене стебло — благоверье… Того стебла многи и различны ветви — мнози бо, рече, образи покаяния: слезы, пост, молитва чиста, милостыни, смирение, вздыхания и прокая. Тех ветвий добродетелий плод: любы, послушанье, покорение, нищелюбье — мнози бо суть путье спасения " . Следовательно, не само крещение открывает путь человеку к спасению, но постоянная, каждодневная, ежесекундная забота о душе, чистая молитва, смиренность, покаяние, смирение и т. д. Иначе говоря, истинный путь спасения открыт только иноку, причем иноку, соблюдающему самые жесткие правила монашеского жития. Более того, Кирилл приверженец самых суровых форм монашества — затворничества и столпничества. Ибо только абсолютный отказ от мирских, плотских забот и полное смирение отождествлялись у него с идеей служения Господу, чему человек обязан посвятить свою земную жизнь. В " Слове о бельцах и монашестве " Кирилл Туровский утверждает, что монах должен быть носить самую грубую одежду — власяницу, суконные одежды или облачения из козьих шкур, ибо " всяка бо добра риза и плотьское украшенье чюжь есть игумена и всего мнишьскаго уставленья " . Монастырский устав должен быть таков, чтобы " никтоже своевольство имать, но всеем вся обьща суть, суть бо вси под игуменом, аки уди телеснии под единою главою, съдеръжыми духовными жилами " . И Кирилл Туровский далее усиливает аскетический аспект монашеской жизни, говоря, что истинный монах — это полный аскет и молчальник: " А иже в нем седяй мужь, в последний нищете, — се есть весь чернечьскый чин. Седение же безмолвие являеть… " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

С этой минуты взял над ним власть обольститель и сказал: «Невозможно человеку во плоти видеть меня, но я посылаю ангела моего, который пребудет с тобою, ты же исполняй его волю». И тотчас стал перед Никитой бес в образе Ангела. Инок поклонился ему как Ангелу. И тогда сказал ему бес: «Ты больше не молись, а читай книги, и через это будешь постоянно беседовать с Богом и подавать полезные советы приходящим к тебе. Я же непрестанно буду молиться Творцу всех о твоем спасении». Прельщенный затворник совсем перестал молиться и, видя постоянно молящегося беса, радовался, что Ангел молится за него; сам же только и делал, что прилежно читал книги и поучал приходящих к нему, а по временам пророчествовал. Однажды он послал сказать князю Изяславу, чтобы тот скорее отправил сына своего Святополка на новгородский престол, так как князь Глеб Святославич убит в Заволочье. И действительно, через несколько дней пришла весть, что князь Глеб убит заволоцкой чудью. Случилось же это 30 мая 1078 года. С этого времени пошла большая слава о затворнике Никите. Князья и бояре верили, что затворник — пророк, во всем и во многом слушались его. Хотя бес и не знает будущего, но он возвещает то, что сам делает или чему научает злых людей: убить ли кого, украсть ли. Так было и с Никитой: когда приходили к нему за словом наставления и утешения, тогда бес, мнимый Ангел, сообщал затворнику о случившемся, а тот пророчествовал, и предсказания сбывались. Но вот что обратило на себя особое внимание Печерских подвижников: инок Никита знал наизусть все книги Ветхого Завета и не хотел ни видеть, ни слышать, а не только что читать Евангелие и Апостол — тех Священных книг, которые преданы нам благодатью для нашего исправления и утверждения в вере. Для всех стало ясно, что инок Никита прельщен врагом человеческого рода. Не могли потерпеть этого преподобные отцы Печерские. Вместе с игуменом своим преподобным Никоном пришли они к прельщенному затворнику и силою своих молитв прогнали прочь от него беса. Выведя Никиту из затвора, спрашивали его о Ветхом Завете, но он клялся, что никогда не читал тех книг, которые прежде знал наизусть; он даже не умел прочесть ни одного слова в них, и братия едва научили Никиту грамоте. Придя в себя по молитвам святой братии Печерской, Никита исповедал и горькими слезами оплакивал перед ними свой грех, а затем обрек себя на строгое воздержание и иноческое послушание. Чистой и смиренной жизнью он стяжал высокие добродетели, слава о которых разнеслась далеко за пределы Киевской земли.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Неудивительно, что после первого и такого внушительного урока русский народ усвоил себе аскетическое, чисто монастырское понимание христианства. В том же направлении монастыри оказывали влияние на народ еще чрез так называемых «учительных монахов», к которым, при поголовной почти неспособности приходского духовенства к народному учительству, охотно стекались новопросвещенные русские люди. Выдающейся тип учительного монаха представляет собой инок Авраамий Смоленский. О Никите-Затворнике Печерском известно, что, обладая способностями и даром учительства, он не был во имя этого даже ритористом своего подвига и принимал у себя в затворе искавших у него наставлений. Правда, нет оснований думать о большом количестве таких исключительно одаренных и популярных учительных монахов; однако и рядовое монашество практиковало пастырскую обязанность учительства в самых широких народных кругах, благодаря древнерусскому институту духовничества, состав коего, как мы уже упоминали, пополнялся преимущественно монахами. Право исповеди, право быть в тесном смысле «духовным отцам» своих пасомых у нас, по примеру греческой церкви, не принадлежало всем без исключения иереям в силу самого их сана, а составляло привилегию наиболее опытных из них в духовной жизни (по идее, облекавшихся званием духовников по особому епископскому благословению). Наиболее опытными на практике были признаны иереи из монахов, которые принимали к себе на исповедь мирян всех состояний и возрастов, состоя в этом служении или при приходских церквах, или даже внутри монастырей. Всем мирянам предоставлялась полная свобода в выборе духовных отцов и только рекомендовалось держаться избранного руководителя в христианской жизни до конца дней своих. Влияние духовного отца на своих «покаяльных детей» обеспечивалось тем высоким и непререкаемым авторитетом, какой приписывается ему в многочисленной серии как переводных, так и оригинальных древнерусских церковно-практических памятников. В одном древнем иноческом поучении послушание духовному отцу доводится до такой крайней заповеди, обращенной к иноку: «аще бо ти и повелено будет отцом твоим воврещися в море, да речеши ему: «боюся послушания отче», и аще речет: «не бойся, вниди, яко велико имение притяжавый», т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010