Затворник и пустынножитель одинаково лишают себя человеческого общества. Но Божий мир прекрасен и сам по себе, без человека. Много радости, утешения и научения найдет пустынник в видимоии природе: его осветит и согреет ласковое солнце, ему улыбаются вечерние и утренние зори, яркие звезды говорят ему о дальнем мире, дремучий лес и обитатели его всегда напоминают о безконечяой благости и мудрости Творца и Промыслителя. И вся эта красота и величие природы закрыты каменнойи стенойи от глаз затворников. К тем немногим из них, которые жили в кельях, чрез узкое окно доходили только слабые лучи дневного света; большинство же их жило в пещерах, ископанных в горе, тесных и мрачных, напоминающих собою заколоченные гробы. Вот, например, недавно открытая пещера одного киево-печерского затворника. Она имеет в длину пять аршин, в ширину четыре и в высоту два с половиною аршина. В стенах кельи три углубления: в среднем начертано острым орудием изображение святого, пред которым затворник молился, в правом углублении – земляное сидение, в левом – земляное же ложе, а над ним вбиты в стену гвозди для полки. И в эту пещеру от входа в гору, в которой она выкопана, ведет такой узкий проход, что на расстоянии четырех аршин по нему можно только проползти. В такой-то добровольной темнице затворник изнурял свое тело самым строгим и всегдашним постом, бдением, железными цепями и т.п.; постоянным занятием его была молитва , чтение Св. Писания и размышления, а труднейшим подвигом – борьба со своими помыслами и видениями. День за днем, год за годом никого и ничего не видя и не слыша, затворник нередко смущался духом и начинал думать, что напрасно он лишает себя Божьего света, что он был бы полезнее, живя с братиею, или что он уже достиг святости и может учить других и т.п. Иногда страшные видения наполняли еще пещеру: он видел диавола в образе змея или чудовища, слышал голоса, повелевающие ему оставить затвор и грозящие разными муками; ужас смерти нападал тогда на подвижника. Всем этим страхам противопоставлял затворник молитву и крестное знамение и побеждал их; но бывало, что братия находили его без чувств и в полном изнеможении от тяжкой душевной борьбы.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

А до того времени, как говорит Преосвященный Макарий, «ничто не благоприятствовало восстановлению разрушенных на юго-западе обителей», в том числе и Киево-печерской Лавры, «так как Киевское княжество после нашествия Батыева около восемидесяти лет хотя имело по временам своих князей, но находилось собственно под властью монгольских баскаков, живших неподалеку от Киева, и подвергалось весьма часто набегам со стороны татар и Литовцев и крайне обеднело жителями». От того, если и согласиться с тем же Преосвященным, что Лавра Киево-печерская «продолжала существовате» и после постигшего ее разорения, 743 то во всяком случае нельзя допустить, чтобы новые насельники ее собрались весьма скоро, и при том в таком количестве, чтобы из них могло выйти столько святых, сколько мы видим их даже в приведенном нами кратком перечне печерских святых XIII века у преосвященного Филарета. Следовательно, святые эти должны были жить до нашествия Монголов, и таким образом по всей справедливости были современниками основателей Почаевской Лавры, вышедшими из Киева в это время. Не от того ли, что те же святые вели по преимуществу жизнь затворническую, и при том именно в темные времена погрома Монгольского, – мы имеем и самые скудные сведения об их жизни и деятельности? Затворническая жизне и сама по себе такова, что не представляет, особенно много данных для биографии затворника. От того мы не можем похвалиться, что имеем много сведений и о затворниках, предшествовавших нашим святым в XI и XII веках... Да и кому было писать об этих святых, когда, как гласит сама история, «большая часть Киево-печерских иноков того (монгольского) времени были перебиты, а немногие, оставшиеся в живых, разбежалисе...». 747 Когда же потом собрались в Лавре новые иноки, то им далеко было не до того, чтобы писать о своих предшественниках. У них было множество своих самых разнообразных насущных нужд, которым они должны были удовлетворить прежде, чем браться за перо, тем более, что и в лучшие времена Киево-печерской обители, как мы видели, проходили целые десятилетия и чуть ли не века, пока находились люди способные писать и описывать жизнь и деяния своих предшественников и сподвижников.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Ублажаем тя,/преподобне отче Афанасие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь святому Стефану Урошу V, царю Сербскому, глас 3 Юношески процвел еси/во отечествии твоем, добротою украшен,/и неправедную и безвременную смерть подъял еси,/Уроше всечестне;/царскаго корене плод сладок,/аще и не во время созрев,/в Господню житницу вселился еси/и жалость велию сродству твоему оставил еси./Молися о нас, творящих святую память твою. Кондак, глас 6 Отрасли благородныя цвет прекрасный явился еси, Уроше всечестне,/завистию бо убиен был еси от твоих присных,/Божиим же Духом просвещен,/святороднаго племене свят был еси/и, мученическим венцем в чертозе Небеснем водворяешися./Молися о нас, святе, творящих любовию память твою. Величание Величаем тя,/святый Уроше всечестне,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Иоанникию Девиченскому, Сербскому, глас 1 Пощением, молитвами и благодатию Божественною просветився,/земныя концы светло озарявши благочестно,/чудес благодать от Бога прием,/исцеляеши недуги, духи же лукавыя от человеков отгонявши,/иже с верою притекают к раце мощей твоих святых,/преподобне отче наш Иоанникие./Слава Давшему ти благодать,/слава Укрепившему тя,/слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак, глас 8 От юности, Богомудре, возлюбив ангельское житие,/вся красная оставил еси,/зайде бо, якоже звезда от мира,/востек к разумному и праведному солнцу, Христу/от Него же приемь благодать исцеления,/различныя недуги врачуеши притекающих к священней раце твоей./Темже и мы, совершающе любовию всечестную твою память, вопием ти:/радуйся, отче Иоанникие. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Иоанникие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь мученице Миропии, глас 1 Добромученице Миропие и Христа невесто нетленная,/ныне Емуже предстоиши, прекрасная,/раны носящи плоти,/яко камни светлы и светообразны,/и в кровавую порфиру, яко царица, облеченная, преславная,/умоли Его за ны,/яже с любовию восхваляющия/хвалы победными и песньми твою Божественную страсть. Кондак, глас 3

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

“Помыслив так, он снова начал прилежно молиться, говоря: “Господи! явися мне Сам, да разумно вижу Тя”. Тогда был глас к нему: “Не являюся тебе, т. к. ты юн, да не вознесся, ниспадеши”. Затворник же со слезами сказал: “Никак, Господи, не прельщуся, ибо игумен научил меня не внимать прелести бесовской; все же повеленное Тобою исполню”. Тогда душегубительный змий, возобладав над угодником Божиим, сказал: “Невозможно человеку, во плоти находящемуся, видеть меня; но вот посылаю ангела моего, да пребудет он с тобою, ты же исполняй волю его…” и тотчас предстал пред ним бес во образе ангела. Никита же, падши поклонился ему как ангелу. Тогда сказал ему бес: “Отселе ты уже не молись, но читай книги и будешь беседующим с Богом и подашь полезное слово приходящим к тебе. Я же всегда буду молить Творца о твоем спасении”. Затворник, поверив сказанному и прельстившись еще более, перестал молиться, но прилежнее начал читать книги, видя при этом беса, непрестанно молившегося о нем. Никита радовался, думая, что сам ангел творит за него молитву. Также с приходящими к нему много беседовал от Писания о пользе для души, начал пророчествовать и великая слава распространилась о нем; все дивились исполнению его пророческих словес. Однажды послал он к князю Изяславу, говоря: “Сегодня убит князь Глеб Святославич в Заволчьи; пошли скорее сына своего Святополка на престол в Новгород”. Так действительно и случилось, ибо через несколько дней пришла весть об убийстве князя Глеба. С этого времени Никита прославился как предсказатель, и его слушались князь и бояре. Он особенно хорошо знал книги Священного Писания Ветхого Завета; но книги Евангельские и Апостольские Писания не хотел читать и даже слышать о них не хотел, так что по этому скоро все узнали, что он прельщен бесом”. 3. Житие преподобного Исаакия, затворника печерского, 14 февраля. Киево-Печерский Патерик, Киев, “Лыбидь”, 1991, с. 89 (В неисходном затворе) “был он в продолжении семи лет. Однажды, по наступлении вечера, начал блаженный затворник творить обычное коленопреклонение, поя псалмы по полуночи.

http://sueverie.net/duxovnaya-tkan-fatim...

«Нет, профессор, – ответил после паузы Резвых. – Я молюсь Богу». Его исключили. Он пришел в храм, поставил свечку об упокоении фронтовых друзей, подошел под благословение священника. «Не плачь, сынок, – переживший блокаду и ничему не удивлявшийся батюшка положил руку на голову младшего лейтенанта. – Господь лучше нас знает. Твои слезы обернутся светлой радостью. Выше сил Господь не даст испытания». Господь привел бывшего фронтовика в Киево-Печерскую Лавру. Его постригли с именем Руфа, затворника Печерского. Кроме различных послушаний Руф занимался иконописью. А еще – резьбой по дереву. Когда меняли деревянные раки Киево-Печерских угодников Божиих, о. Руф из остатков кипарисовых досок вырезал кресты. Эти святыни раздавал потом братии и благочестивым паломникам. Открытие Киево-Печерской Лавры в 1988 году. Крестный ход. Монах Руф идет первым      В конце 1950х тучи над Киево-Печерской Лаврой стали сгущаться. Поползли слухи о закрытии. То и дело приезжали комиссии разного уровня, составляли протоколы об аварийном состоянии обители. Мнение монахов и наместника в счет не брали. Участились разного рода провокации. Экскурсии с гидом-атеистом на глазах у братии имели своей целью высмеивание «поддельных» мощей и мироточивых глав. Все чаще стали приезжать журналисты для написания фельетонов и пасквилей. Однажды произошла такая история. Приехал фотокорреспондент газеты «Правда Украины». Он должен был на глазах у братии снимать, как из своей «Волги» выходит наместник архимандрит Нестор (Тугай), а также прочий «компромат». За углом уже дежурил «воронок» с милицией. Несколько монахов, в числе которых был и о. Руф, воспрепятствовали съемке, что и требовалось по сценарию. Монахов тут же арестовали, предъявив обвинение в «злостном хулиганстве» – избиении фотокорреспондента газеты «Правда Украины» товарища Осадченко. «...учитывая характер совершенных с особой дерзостью преступлений, руководствуясь ст. 96 и 97 УГК УССР, Резвых Василия Филимоновича, на основании ст. 70 ч. II УК УССР, подвергнуть лишению свободы в ИТК без поражения в правах сроком на пять лет» – таков был вердикт Печерского районного суда г. Киева в отношении о. Руфа и еще двух монахов.

http://pravoslavie.ru/91515.html

Величаем тя,/священномучениче Исидоре со пострадавшими,/и чтим честная страдания ваша,/яже за Христа/претерпели есте. Тропарь преподобному Григорию, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах почивающему, глас 1 Пещерный житель и в телеси ангел/и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Григорие,/постом, бдением, молитвою/Небесная дарования приим,/исцелявши недужныя и души верою приходящих ти./Слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,/слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак, глас 6 Велием воздержанием/и нощными молитвами,/преподобне чудотворче отче Григорие,/приял еси от Бога дар чудотворения/исцеляти недужныя,/с верою к тебе притекающия,/темже и наша многия болезни исцели, молимся. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Григорие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Григорию, чудотворцу Печерскому, в Ближних пещерах почивающему, глас 3 Великих дарований приемниче/и великих чудес силою Божиею творителю,/пречудне отче Григорие,/яко велие дерзновение имея ко Христу Богу,/непрестанно о нас молися Ему,/да грехов оставление/подаст душам нашим. Кондак, глас 7 Запрещая беззаконнующим беззаконновати,/ввержен был еси теми в струи речныя, досточудне Григорие,/идеже блаженную восприем кончину./Ныне со ангелы предстоя престолу/Владычню,/молися о душах наших. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Григорие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Паисию Угличскому, глас 8 Христовы ради любве отечество и род оставил еси,/и, ангельскому житию поревновав,/в пустыню вселился еси,/в нейже многотрудное житие явил еси/и чудес дарования от Бога приял еси,/Паисие преподобне ,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Ин тропарь, глас тойже Христовы ради любве отечество и род оставил еси/и, ангельскому житию поревновав,/духовному отцу твоему, преподобному Макарию, подражатель быв,/града Углеча достигл еси/и близ того при водах в пустыню, ангелом показанную, вселился еси,/и обитель прекрасну Матери Божией воздвигл еси,/и множество монахов собрал еси,/имже и наставник ко спасению быв,/и чудес дарования от Бога приял еси,/Паисие преподобне ,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Ин тропарь, глас тойже

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В святоотеческой традиции всё это описывается как явное демонское обольщение, то есть на самом деле все вот эти экстрасенсорные способности, которые могут проявляться у человека, во многом зная описание святоотеческого опыта, в духовной жизни это чисто способности демонов, вошедших в связь с конкретным человеком. Такое случалось это в истории неоднократно, и показательный пример, описан, допустим, в Киево-Печерском Патерике — в искушении инока Никиты. Он ушел самовольно в затвор, желая обрести выдающиеся способности, желая добиться совершенства прежде подлинного стяжания добродетелей. И однажды во время молитвы он увидел рядом с тобой ангела, который ему говорит: ты больше не молись, а вот только читай книги, за тебя же буду я молиться, и при этом я тебе буду открывать вот то, что нужно сказать приходящим к тебе людям, то есть люди к тебе будут приходить за советом. Инок Никита увлекся этим, перестал молиться, только читал книги, и вот с этого момента у него, действительно, обнаружились самые настоящие экстрасенсорные способности, то есть он видел события, происходившие за много километров от него, он прозревал судьбы некоторых людей, и даже сами князья к нему обращались за советом. При этом он по памяти цитировал Ветхий завет — до этого момента он не владел таким знанием. Понятно, чтобы выучить огромный такой объём, какой составляет Ветхий Завет, для этого надо много человеческих усилий. А тут он совершенно свободно цитировал Ветхий Завет и при этом, правда, совершенно не цитировал Новый Завет. Из этого Киево-Печерские монахи поняли, что инок Никита обольщен демоном, было совершено соборное моление, после чего Никита уже освободился от подобного наваждения, не видел уже рядом с тобой вот этого ангела — конечно, это был темный ангел. И с этого же момента у него исчезли все его экстрасенсорные способности, не помнил он по памяти Ветхий Завет и не мог предсказывать. В том же Киево-Печерском патерике также приводится пример Лаврентия Затворника, который будучи одержим бесом, говорил на разных языках — там упоминается немецкий язык, еврейский, греческий, ещё некоторые другие.

http://azbyka.ru/video/okkultizm-i-sueve...

Великие древние Аввы-подвижники, пустынники и наши св. Киево-Печерские подвижники, затворники – кто были? Обыкновенные ли только монахи или схимники? Судя по их святоподвижнической жизни и по настоящим понятиям нашим, они должны быть признаны схимниками, а не простыми только монахами 358 . Но на чем основать это различение названий и степеней? Утверждать это, по нашему мнению, возможно на том, что на Афоне всегда и доднесь схимничество признавалось безотличным от нашего монашества. Что же касается собственно того, совместимо ли это звание с саном епископским, то видим именно такой пример из Истории нашей отечественной Церкви: Тобольский Митрополит Филофей (Лещинский 1702–1721 г.), известный просветитель Сибирских инородцев, по отречении от кафедры, принял схиму; но потом, через несколько лет, был опять призван на ту же Митрополию» 359 . Ясно, что схимническое звание не воспрепятствовало Митрополиту Филофею быть на кафедре и управлять Епархиею. Сюда же можно отнести и пример из жизни святителя, богопрославленного Архиепископа Воронежского Митрофана, в схимонашестве Макария. Положим, он возжелал облечься в схиму перед самою св. кончиною своею; но если бы Господь благоволил восставить его от одра смертного, то остался ли бы он местным архипастырем, или нет? Несомненно, остался бы, если бы только сам добровольно не возжелал оставить сего служения. Наконец мы позволяем себе обосновывать мысль о свойственности и, в своей мере, законности схимнического звания и состояния собственно в отношении к высокопр. Филарету на следующем. Если наши Первосвятители-Митрополиты носят, присвоенное им канонически-церковным и Правительственным статутом, наименование – Священно-Архимандритов Лавр Киево-Печерской, Александро-Невской, Троице-Сергиевой, и при том так, что эти наименования употребляются и при священно-служениях, – то это Священно-архимандритство не вводит ли их, так сказать в положение, особенно сближающее их, при всей высокости их Первосвятительского сана, со сферою иночества и именно в высшей степени? А это всё если где, то естественнее и соответственнее всего именно в Киево-Печерской Лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Наконец, замечу, что и киево-печерская точка зрения на просвещение напоминает богомильскую нетерпимость. Умение говорить на иностранных языках: еврейском, греческом, латинском и других Поликарп причисляет к болезненным припадкам бесноватого. Прилежное чтение книг, в ущерб молитве, и изучение ветхозаветных писаний в Киево-Печерском Патерике считается бесовским прельщением. Симптоматично также отношение к Ветхому Завету в послании к архимандриту печерскому Акиндину 321 , где Поликарп рассказывает «о Никите затворнице, иже бысть посем епископом Новуграду» 322 : «Не можаше никтоже стязатися с ним (т.е. Никитою) книгами ветхаго закона, весь бо из оуст имеаше: бытие, исход, левита, числа, соудии, царства и вся пророчества по чину, и вся книгы жидо- вскиа сведяше добре; евангелиа же и апостола, яже в благодати преданыя нам святыя книга на утверждение наше и на исправление сих николи же восхотел видети и слышати ни почитати». Всем стало ясно, что Никита «прельщен от врага». Тогда преподобные отцы во главе с игуменом Никоном помолились о прельщенном и отогнали от него беса. Когда же после этого они стали расспрашивать исцеленного о ветхом законе, «хотяще слышати от него что; сий же кленяшеся, яко николи же читав, иже преже умеяше из оуст жидовскиа книги, ныне же ни едина слова не съвес(ть), испроста рещи. Отци едва наоучиша его грамоте». Из этого рассказа видно, что знание Ветхого Завета в Печерском монастыре считалось бесовским наваждением. Между тем известно, что и в богомильстве Ветхий Завет не пользовался авторитетом. Указанными примерами, число которых можно бы значительно увеличить, я, конечно, не имею в виду проводить знак полного равенства между богомильством и основным содержанием древнерусской церковной книжности. Такого равенства быть не могло. Во-1-х, на русском кругозоре не могли не сохраняться и отпечатки светской идеологии, с которою искали и должны были искать примирения более поздние взгляды. Во-2-х, указанные точки зрения не были единственными в древнерусской книге. Напротив, содержание ее обнаруживает замечательное многообразие взглядов, частью скрещивающихся, частью взаимно противоречащих, которые остались историческим отслоением разных эпох и, постепенно вливаясь в состав церковной книжности, лишали ее единства общего мировоззрения.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

См. обзор древнеотеческого учения об этом у еп. Хрисанфа. Рел. древн. мира III т. 533 стр. и след. 304 Слова ев. Луки, что в пустыне И. Христос сорок дней Он был искушаем от диавола… а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему диавол… и пр. дают основание для заключения, что невидимым образом диавол искушал И. Христа во все время Его пребывания в пустыне, но после безуспешности сорокадневных невидимых искушений употребил последнее и самое дерзкое средство – явился ко Христу видимым образом. 305 Так, напр. для обольщения Симеона Столпника диавол преобразился в ангела светла и сошел к нему с неба на огненной колеснице (Чет. Мин. 1 сент.). В образе же ангела явился Никите и Федору печерским (Ч.-Мин. 31 янв.; 11 авг.). Преп. Авраамию затворнику и Макарию бесы являлись в образе благочестивого человека (Ч.-Мин. 29 окт. и 19 янв.), Феодору Сикеоту – в образе его друга юноши (Ч.-Мен. 22 апр.), Феодору Печерскочу – в образе подвижника печерского Василия (Патер. Печ. 181 стр.). Феодоре – в образе мужа ее (Чет.-Мин. 11 сент.), другим – в образе мужей и жен вообще и даже животных (так, напр. преп. Илариону, преп. Сергию, муч. Трифону – Ч.-Иин. 21 окт. 25 сент. 1 февр.). Преп. Пахомию явившийся в светлости демон говорил: «радуйся, Пахомие! я – Христос и пришел к тебе, как другу» (Ч.-Хин. 15 мая). – Подобное же явление в образе И. Христа было Исааку, печерскому затворнику (Патер. Печ. 136 стр.). Вообще, по словам И. Дамаскина, падшие духи «по попущению Божию принимают и переменяют, какой хотят, мечтательный образ» (Точн. изл. в. II, 4). 307 Довольно подробное разъяснение разных вопросов, касающихся беснования, можно находить в ст. «О библейских бесноватых» (Воскр. Чт. 1874 г. 23). См. также у Тренча, Чудеса И. Христа. 121 стр. и след. и у Светлова Оп. аполог, изл. христ. вероучения I. ч. 196–208 стр. 308 Об этом ясно свидетельствует И. Флавий (в «Древн. уд.» 8, 2, 5), указывая, что форму заклинания злых духов иудеи производили от Соломона. Подтверждение того же верования иудеев можно видеть в рассказе неканонич.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010