Старец хотел, по его словам, «умереть на своей Родине со своим страдающим народом». Прожив в монастыре пятьдесят пять лет, восьмидесятилетний старец с шестью другими валаамскими монахами (отцом Лукой, отцом Борисом, отцом Исавром, отцом Геннадием, отцом Сергием, отцом Гурием) уехал на Родину. В Псково-Печерской обители, куда старец попал после недолгого пребывания в одном из молдавских монастырей, он сразу стал затворником, в храме почти не бывал, ежедневно служил литургию у себя в келье. Он был слеп на один глаз, слаб, очень худ – и никуда не выходил... К тому же старец сразу почувствовал новое отношение властей к Церкви – его письма проверялись, не допускали верующих, не разрешали встречаться с паломниками и духовными чадами. В 1958 году он просит передать своей духовной дочери Марии, которая желала переехать из Финляндии в Пюхтицы, что выдержать здешнюю жизнь она не сможет. Старец всегда хотел умереть на Пасху или Благовещение. И Господь действительно судил старцу мирно умереть на Благовещение, в 1962 году. Духовные наставления ◊ Держи себя всегда в напряжении. То послушание спасительно, что тяжело дается, а что нравится и легко – дешево стоит. ◊ А я смотрю так на пост, – говорил батюшка, – это воздержание, а не изнурение себя. Главное в посте – это сердце сокрушенное, с искренним покаянием и смирением: «сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит» ( Пс. 50, 19 ). Надо тебе работать, живешь в миру, нужны силы – не лакомься, не услаждайся, не позволяй себе излишества, и если по необходимости придется съесть тебе и в посте яйцо или молоко, Господь не взыщет, не вменит во грех... ◊ Какой бы ты ни соблюдала пост, даже самый строгий, если без истинного покаяния, то Господь не приемлет его. Такой пост не приведет ни к спасению, ни к утешению. Главное – внутри очищай сердце. Надо смиряться и за все благодарить. ◊ Старец велел читать каждый день молитву Филарета Московского : «Господи: не знаю, чего мне просить у Тебя? Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить Тебя. Отче, даждь рабу Твоему, чего сам я и просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстою пред Тобою, сердце мое отверсто; Ты зри нужды, которых я и не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей; порази и исцели, низложи и подыми меня! Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе; научи меня молиться. Сам во мне молись. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так и жил до своего юношеского возраста царевич Иоасаф в этом заповеданном, безвыходном кругу. От воспитателей своих он между тем приобретал различные познания, и в нем возникали и развивались постепенно мысли я чувства, свойственные по природе человеческой душе, не смотря на его ограниченную, однообразную и одностороннюю обстановку... Пришла наконец минута, когда тесно и неудовлетворительно показалось юноше в его прекрасном жилище и ему захотелось познакомиться с тем, что было за пределами его... Недоумевал он, почему назначено ему вести затворническую жизнь. Тогда, желая разъяснить огорчавшее разумного царевича недоумение, одни из его воспитателей, под условием тайны, объяснил ему побуждения царя – отделить его от мира, среди которого он мог встретиться с христианами и принять их веру, как было об этом предсказано при его рождении. Задумался царевич над словами своего воспитателя, но не успокоился; напротив того, стал просить своего отца позволить ему выходить из дворца. Напрасно убеждал его отец, что нигде ему не может быть лучше, чем в устроенном для него жилище, где все приспособлено и все живут только для его удовольствия, – и предостерегал сына, что в мире он может встретить то, что оскорбит его или нарушит спокойствие его, – царевич настаивал на желании своем узнать неизвестное для него... Царь согласился, наконец, предоставить ему свободу выезжать из дворца, приняв однако же все предосторожности, чтобы не встречалось ему ничего неприятного. Не смотря на то, Иоасаф поражен был однажды во время прогулки своей видом одного прокаженного и одного слепца, встретившихся ему. Не имея понятия ни об изувечении человеческой природы, ни о болезни (так как всех заболевавших немедленно удаляли из его дворца), царевич с ужасом спросил, что это за люди, и отчего они – такие? Смущенный воспитатель объяснил ему о существовании болезней и об иных причинах болезней. – Всякий ли человек может быть поражен болезнью? и может ли он ее предвидеть, или она неожиданно поражает его? – расспрашивал Иоасаф. И, выслушав ответы, раздумывал над сведениями, впервые представлявшимися ему...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Почему, повторяю, так? Потому что внутренняя их потемневшая и извратившаяся по низвержении с неба природа, в какой бы образ они ни преображались, хотя бы в Христа и во ангела света, всегда просвечивает чрез принятый прелестный (не смешивать с прелестным) вид. Поэтому, как бы ни красива форма у явившегося беса была, но так как она служит выражением и выявлением дисгармоничной, искаженной сущности и кривой природы, то и не может быть совершенно выправлена. Как в темноте находящийся художник, хотя был бы и гениальным, не сумеет нарисовать правильную картину и подобрать нужные краски, так и демон не в силах изобразить добро, которого он лишился. Оно все у него будет «набок» и «навыворот». Личность-то у беса остается, но она у него — кривая, нецелостная, или, как определяет ее Сам Господь, лживая, в истине не стоит (Ин. 8, 44), а вечно меняется, превращается. Вот почему народ и выразился в пословице о лживом, изворотливом человеке: вертится, как бес. И как ни старается демон «принаряжаться» и «прихорашиваться», но от того, кто видит гнусную природу демонов (получил дар различать духи 50 (1 Ин. 4, 1) и очистил око ума совершенно от страстей), не может утаиться. Святые видят его безобразие, то есть без образа (разумеется богоподобного) явление, и внутренний беспорядок при внешнем блестящем виде и скоро отгоняют от себя и рассеивают мечтательный призрак. Не достигшие же этой меры ведения духовного легко, особенно при самонадеянности, уловляются демонами, ибо нельзя отрицать того, что они искусно подделывают вещи 51 . И это преображение в приличные образы бывает у демонов тогда, когда они хотят обольстить кого-либо, а обычно они являются в непривлекательном и гнусном виде. О некоторых я упомяну здесь. 1. Начну с только что упомянутого «светлого» образа. «Видимый в них свет не есть свет действительный, — говорит святой Антоний Великий 52 , — вернее же сказать, что демоны носят в себе начаток и образ уготованного им огня. В чем будут они гореть, тем и покушаются устрашать людей». В таком виде диавол являлся преп. Никите, затворнику Печерскому 53 , преп. Симеону Столпнику 54 , св. Пахомию Великому 55 (в виде «Христа») и другим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

Причины же отсутствия рассказов в Синодальном списке Патерика объясняются целым рядом обстоятельств: длительным процессом формирования свода, в результате чего его состав изменялся и не дошел до нас в первоначальном виде; стремлением последователей Иосифа Волоцкого несколько смягчить крайности его учения, чтобы обеспечить ему более широкое хождение и признание. Кроме того, в отличие от Киево-Печерского патерика, Волоколамский в меньшей степени обнажал теневые стороны монастырского быта. Обличение гордости и плотских желаний монахов уступало здесь место восхвалению «новых» чудотворцев. Критическое начало в Волоколамском патерике имело другую направленность. Оно являлось оружием в борьбе с еретиками и нестяжателями, произволом удельных князей. Видимо, поэтому список Патерика в Синодальном собрании не включает «слов», обличающих пороки, присущие иосифлянам, ибо стратегическая задача памятника – защитить институт монашества. Сборник Вассиана Кошки из Музейного собрания можно расценивать как подготовительный этап в овладении патериковой формой. Он больше предназначен для внутреннего пользования, для функционирования в среде единомышленников Иосифа, и не имеет еще «официального» характера. В состав сборника Вассиана Кошки из Музейного собрания РГБ входит ряд фрагментов Волоколамского патерика, читающихся и в рукописи из Синодального собрания ГИМ, например, отрывок из поучения Иосифа об «иноческом житии» (л. 85об.). Часть поучения, где прославляется строгий общежительный устав монастырской жизни: «Се есть милостыня обще живущим, еже пострадати друг другу, и претерпети смутившемуся на нь брату, и не воздати зла за зло», опущена. Усечение текста и сведение основной мысли поучения Иосифа Волоцкого к проповеди традиционных монашеских добродетелей – «прилежания рукоделию, и молитве, и чтению», видимо, связаны с тем, что к середине XVI в. борьба двух линий в развитии русского монашества: общежительной («феодосьевской») и затворнической («антоньевской»), которая была остра в период жизни Иосифа и его полемики с нестяжателями, в какой-то мере утратила свою актуальность.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вот и гадальщица к вам подоспела, карандашем пишет. Мудрена. Это что-то в роде вертящихся столов. Только не думаю, чтобы это был Божий дар. Чрезвычайные Божии дары трудно достаются, а так, ни с того, ни с сего ничего и не выйдет. Языческия жрицы тоже гадали о многом удачно... а не были истинные пророчицы. Сколько есть духов лестчих! В Киево-Печерской Лавре был один старец, который, не уча, знал Ветхий Завет на память. Что ни спросят, все знает и прочитает. Но знал он только один Ветхий Завет и ничего из Новаго. Оподозрили его, помолились о нем старцы, и все забыл. Тоже и здесь. Хорошо бы прочитать над нею заклинательные молитвы и потом спросить. Думаю даже, что, и стоя при ней в крепком молитвенном духе, можно связать ея пророческую снаровку. Не лучше ли однако ж держать себя подалее от таковых? Все нужное Господь сказал нам Сам устно. Чего еще хотеть? Спаси нас, Господи! Письмо 51 Вознесся еси во славе, Христе, Боже наш. С праздником, мир вам! Но идеже есть Господь одесную Бога седя... там умом присидеть потребно и нам. Сейчас невзначай развернул жизнь отца Серафима в том месте, где помещена душеспасительная повесть, а пред сею статьею и о молитве Иисусовой. Как хорошо то и другое! Потрудитесь прочитать и читать. Тут весь курс, все указано. Господь да благословит труд ваш, пока вещественный, чтоб перейти к умному; навыкайте же считать узелки в четках, только с приговором! Матерь Божия, буди вам помощница. Мира вам глубокаго желаю. Огнь оный, что Господь пришел воврещи на землю, да внедрится в земле сердца вашего. О сем молитесь и сего ищите! Благослови вас, Господи! P. S. При сем еще шесть статей, от 4-й до 9-й включительно. Не успел всего кончить. Письмо 52 Рассеялись вы, пора остепениться, бросить все и сесть у себя при сердце. Припомните пост и сравните его с теперешним состоянием; куда какая большая разница! Но вы, верно, будете в Ивере, когда дойдет до вас письмо это, а там все иное. Возьмитесь за чтение да уклонение от всех. Как губит вас ваша обстановка! Устройте как-нибудь, чтоб молитва , чтение, рукоделие шли невозмутимою чередою. Сношения сократите. Един Бог да вы – как хорошо! Но когда сему быть, предоставим решить Господу. Дело делается лучше, когда делается само собою, ибо тогда оно устрояется не человеческим умом, но Божиим изволением. А то вон уж куда! Вы сами начали завязывать знакомства и развлечения. Что шутить то? Ныне, завтра – смерть. А там не по картам будут раскладывать, какова должна быть участь наша. Письмо 53

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Нельзя ли выйти из затруднения гораздо проще и естественнее? Я полагаю, что в Повести временных лет нет неправильности в данном месте: «поях со собою 2 брата»; не правильно только всеми читается это место. Нужно читать: не «поях с собою два брата», а «поях с собою другого брата». Что такое чтение не будет в противоречии с древней орфографией, приведу параллельные места из Лаврентьевской летописи и летописца Переяславля Суздальского, составленного в начале XIII века (между 1214–1219 гг). Летопись по Лаврентьескому списку (изд. 3, 1847 г.) стр. 19. Летописей Переяславский (Москва, 1851 г.) стр. 5. «Старейший, Рюрик, седе Новгород, а другий, Синеус, на Беле-озере, а третий Изборьсте, Трувор». «и седе старшии в Ладозе Рюрик, 2 Синеус на Беле езере, 3 Трубер в Изборьсце». Разумеется, число подобных параллельных мест может быть увеличено. 2) В Киево-Печерском Патерике Поликарп дважды – в рассказах о Никите затворнике и блаженном Агапите – называет преподобного Нестора летописцем, причем в последнем случае с явным, по-видимому, указанием, что под его летописью разумеет нашу первоначальную летопись, т. е. Повесть временных лет («якоже блаженный Нестер в летописци написа о блаженных отцех дамиане, иеремии и матфеи и исаакии»; срав. Повесть временных лет под 1074 годом). Вы, глубокоуважаемый Алексей Александрови вслед за Костомаровым, полагаете, что Поликарп не имел основания называть Несторовой Повесть временных лет и что, следовательно, летописец Нестора (о котором упоминает Поликарп) – это (не дошедшая до нас, но использованная составителем Повести) Печерская летопись (доведенная, по вашему мнению, до 1110 года). Я позволю себе усомниться и в этом вашем предположении. Повесть временных лет ко времени Поликарпа должна была иметь широкое распространение и, без сомнения, находилась в Печерском монастыре (где списывание книг особенно было распространено) даже не в одном экземпляре. Повесть эта с самого начала своего составления носила название Летописца («написах книги си Летописец»). Печерское предание усвояло ее преп. Нестору, что заактировано (письменно заявлено) было именно Поликарпом и что, главным образом, и дало основание для дальнейших по данному вопросу недоразумений (т. е. и в то время ссылка понимаема была, как ссылка на Повесть временных лет, а не на предполагаемую Печерскую летопись, – отсюда – мнение о Несторе, как составителе означенной Повести).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

По поводу предсмертного видения графа Л.Н. невольно приходит на память эпизод из жизни Печерского затворника Исаакия, который возмечтал себя в затворе святым, достойным явления пред ним Христа, но был посещен диаволом во образе и славе Христа, после какового визита, пролежав в беспамятстве два года, Исаакий низвел себя на степень монастырского судомойки, и этим путем достиг прославления от Бога. Отрицательное вероучение графа Л.Н. для меня лично необъяснимый абсурд, который может быть истолкован разве абсурдами в роде следующих. Да уж не юродивый ли Он Христа–ради по вере отцов наших? Веруя во Христа, для вящшего спасения души, не прикидывается ли он атеистом ради порицаний и гонений? Не проповедует ли граф полное отрицание, дабы раззадорить людей, возбудить интерес к религиозным вопросам, и тем оживить религиозный индифферентизм в интеллигентном обществе, будучи уверен, что нелепость отрицания Христа, как Бога, не трудно опровергнуть и потому отрицательное учение его, принеся своего рода пользу разоблачением, не будет гибельным, каковым оно несомненно было бы без такого исхода. Другое абсурдное толкование неверия графа Л.Н. могло бы истекать из основных свойств ума, характера и воспитания великого писателя. Кому из нас неизвестно, что религиозное образование поставлено у нас вообще очень дурно. Причину индифферентизма и даже неверия у нас нужно искать в системе схоластического религиозного воспитания. Зубрение с отметкой «отселева до селева», не затрагивая ни души, ни сердца, прямо убивают своим формализмом и легкомысленным отношением к делу наши верования. Жизнь и соблазны доканчивают наше воспитание в этом направлении. И вот выходит то, что мы верим и не верим, стыдимся открыто сознаться в нашем веровании, кощунствуем даже, чтобы показаться передовыми и умными людьми, хотя в тоже время, когда грянет гром, крестимся в кармане. Те же из нас, более серьезные, которые пускаются в исследования религиозных истин, без кормила и весла, своим разумом и силами, чаще всего запутывается в дебрях Эллинской философии, браманизма, буддизма и иных измов и тайны Христовы смешивают с существующими на востоке теософическими фокусами и бреднями, волшебствами и колдовствами, а компетентных собеседований избегают из опасения «пассов» и «гипнотизирования».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

Први руски историчар свети Нестор Летописац Преподобни Нестор Летописац 50-их година XI века у Као дошао код преподобног и постао искушеник. примио монашки постриг и рукоположен за О висини духовног живота говори то што с другим преподобним оцима учествовао у демона из Никите затворника, био Преподобни Нестор дубоко ценио истинско са и „Велика корист од - говорио он, - нас и уче нас путу од речи из стичемо мудрост и То су реке од исходи мудрост. У безмерна дубина, оне нас теше у жалости, оне су узда Ако потражиш мудрост у велику корист за душу, ко чита беседи с Богом или са светим Преподобни Нестор у манастиру имао летописца. Осамдесетих година написао блажених страстотрпаца Бориса и Глеба поводом светих у Вишгород 1072. године. Затим Нестор саставио преподобног Печерског, а 1091. године, уочи храмовне славе Печерске игуман му поверио да из ископа мошти преподобног ради у храм. Главни подвиг преподобног Нестора било што 1112-1113. године написао „Повест о прошлим годинама“. Необично широк круг извора с строго црквене тачке гледишта, преподобном Нестору да напише као саставни део светске рода. излаже Руске Цркве у главним моментима настанка. Он говори о томе кад се руски народ први пут у црквеним изворима – 866. године, за време светог о томе како су свети равноапостолни Кирил и стварали словенску писменост, о свете равноапостолне Олге у Несторова хроника нам сачувала о првом православном храму у (под 945. г.), о исповедничком подвигу светих (983.г.), о вера“ од стране светог равноапостолног Владимира (986. г.) и о (988. г.). Првом руском историчару податке о првим митрополитима Руске Цркве, о настанку Печерске о оснивачима и подвижницима. Време преподобног Нестора било лако за Руску и Руску Цркву. била растрзана кнежевским степски номади-Кипчаци су у похлепним харали градовима и селима, терали су у ропство Русе, храмове и Преподобни Нестор био очевидац Печерске 1096. године. У летопису дато богословско Духовна дубина, и патриотизам „Повести о прошлим годинама“ уврстили су у ред дела светске писмености.

http://pravoslavie.ru/65610.html

Святитель Феофан Затворник: «Полюби прискорбность ради великой ее спасительности и возбуди в себе жаждание ее, как пития хотя горького, но целительного». Обратимся к этимологии слова «целительный», т. е. такой, который сотворяет человека целостным. Вспомним евангельское зачало, читаемое в Неделю 4-ю по Пасхе о расслабленном. Окончание зачала на церковнославянском языке звучит так: «Яко Иисус есть, иже мя сотвори цела» (Ин. 5:15) – т. е. не сотворил здоровым, а сотворил целым, восстановив не только физическое здоровье, но и духовное. Ведь Спаситель, как Бог, мне кажется, зная грехи людей, принимал их молчаливое покаяние перед исцелениями. Т. е. совершалось Таинство Исповеди. И сам Он говорил, что болезнь часто напрямую есть следствием греха. Мы видим, что слово «целостность» и евангельское сотворение целым предполагают нечто большее, чем выздоровление. Это восстановление той первозданной обожествленной целостности всего духовно-телесного человеческого естества, которая была у первых людей в раю до грехопадения. Поэтому восстановление целостности, на мой взгляд, есть синонимом словосочетания восстановления богообщения – связи между Богом и человеком. Я не призываю в этой статье вас, дорогие братья и сестры, не просить здоровья у Бога. Можно и нужно это делать. Но мы также должны в полной мере осознавать, что физическое здоровье – это не самоцель. Оно только средство, талант, благодатный ресурс, который человек должен тратить с двумя целями – приближения к Богу и творения добрых дел ближнему своему. Если перед нами не стоят эти две великие цели, обозначенные Самим Господом нашим Иисусом Христом в евангельских заповедях, то тогда здоровье превращается в яд, в инструмент греха, который не созидает, но разрушает человека. Преподобне отче Агапите, моли Бога о нас! скрыть способы оплаты Комментарии Ирина 14 июня 2021, 16:36 Преподобне отче Агапите, моли Бога о р. Б. Ирине ,р.Б. Татиане . р.Б.Антонии . р.Б.отроке Тимофее . р.Б Данииле ,р.Б. Марии , р.Б.Иоанне, р.Б.Сергии, р.Б.Валерии и о всех моих сродниках. и всех православных христианах !

http://pravoslavie.ru/113686.html

В такую погоду гостеи не дождешься. Что делать? Покоиныи батюшка, чтоб провести время до ужина, — а он никогда не изволил ужинать прежде одиннадцатого часу, — принялся за Четьи Минеи. Развернул наудачу и попал на житие преподобного Исакия, затворника печерского. Когда он дочел до того места, где сказано, что бесы, явившись к святому угоднику под видом ангелов, обманули его и, восклицая: «Наш еси, Исакии!», заставили его насильно плясать вместе с собою, то покоиныи батюшка почувствовал в душе своеи сомнение, соблазнился и, закрыв книгу, начал умствовать и рассуждать с самим собою. Но чем более он думал, тем более казалось ему невероподобным таковое попущение Божие. Вот в самое-то его раздумье нашла на него дремота, глаза стали слипаться, голова отяжелела, и он мне сказывал, что не помнит сам, как прилег на канапе и заснул крепким сном. Вдруг в ушах у него что-то зазвенело, он очнулся, слышит — бьют часы в его спальне ровно десять часов. Лишь только он было приподнялся, чтоб велеть подавать себе ужинать, как вошел в комнату любимыи его слуга Андреи и поставил на стол две зажженные свечи. — Что ты, братец? — спросил батюшка. — Пришел, сударь, доложить вам, — отвечал слуга, — что на селе остановились приказныи из города да козаки, которые едут с Дону. — Ну так что ж? — перервал батюшка. — Беги скореи на село, проси их ко мне, да не слушаи никаких отговорок. — Я уж их звал, сударь, и они сеичас будут, — пробормотал сквозь зубы Андреи. — Так скажи, чтоб прибавили что-нибудь к ужину, — продолжал батюшка, — и вели принесть из подвала штоф запеканки, две бутылки вишневки, две рябиновки и полдюжины виноградного. Ступаи! Слуга отправился. Минут через пять вошли в комнату три козака и один пожилои человек в долгополом сюртуке. — Милости просим, дорогие гости! — сказал батюшка, идя к ним навстречу. Зная, что набожные козаки всегда помолятся прежде святым иконам, а потом уж кланяются хозяину, он промолвил, указывая на образ Спасителя, которыи трудно было рассмотреть в темном углу: «Вот здесь!» — но, к удивлению его, козаки не только не перекрестились, но даже и не поглядели на образ.

http://foma.ru/nezhdannyie-gosti.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010