Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Алексия Московского в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы 2 июня 2023 г. 13:31 2 июня 2023 года, в день отдания праздника Вознесения Господня, в праздник обретения мощей святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы молитвенно вспоминаем святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Святитель Алексий объединял все земли Русские под своим омофором, но, не имея возможности пребывать в Киеве, матери городов русских, пребывал вслед за святителем Петром в городе Москве, куда и переместилась Первопрестольная кафедра всея Руси. Однако святитель Алексий всю свою жизнь стремился к тому, чтобы объединить Русь, сохранить единство Церкви. Знаем, как это было трудно в его время, но он своей главной целью на земле действительно считал объединение Руси и сохранение единства Русской Церкви. Многое удавалось святителю Алексию, потому что он имел огромный духовный авторитет. Святитель Алексий и преподобный Сергий, жившие в одно и то же время, стали светочами всея Руси, примерами богоугодной жизни, учителями благочестия и веры. Правда, святителю Алексию не удалось достичь той цели, которую он перед собой ставил, — восстановления единства Святой Руси. Но мы знаем, что некоторое время спустя Русь была объединена политическими средствами, и пока она была сильна, пока она была независима от влияний со стороны враждебных стран и сил, которые не могли смириться с величием и силой России, оставалась единой наша Церковь. Сегодня, оставаясь духовно едиными, мы тем не менее разделены, и Киев, мать городов русских, является столицей государства, которое, к сожалению, — именно государство, а не народ! — не может быть названо дружественным по отношению к России. И проистекает это не потому, что народ так решил, а потому что силы, которые всегда работали на разрушение Руси, с самых древних времен и до сего дня, одержали победу — надеемся, временную — и создали условия, в которых Русь сегодня оказалась разделенной.

http://patriarchia.ru/db/text/6033048.ht...

Слово Патриарха Алексия на открытии форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России» Москва, 18 октября 2004 г. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытии церковно-общественного форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России» Уважаемые представители органов государственной власти Российской Федерации! Ваши Превосходительства, уважаемые члены президиума, преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас, собравшихся ныне на форум, посвященный демографической ситуации в России. Мы начинаем свою работу в день памяти пяти Московских святителей и чудотворцев – Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, которые, находясь на высоте церковного служения, проявляли заботу о жизни народа и судьбах Отечества. Пусть же их молитвами работа форума будет способствовать улучшению жизни людей в нашей стране и укреплению Российского государства. Вот уже более десяти лет население России неуклонно уменьшается и это не может не вызывать серьезную тревогу и озабоченность всех, кому дорого будущее нашего Отечества. Без преувеличения можно сказать, что демографическая ситуация в России становится уже общенациональной проблемой, и поэтому Русская Православная Церковь приняла решение провести широкий церковно-общественный форум, дабы обсудить вопросы демографического развития России с представителями светской власти, общественными деятелями, людьми науки и культуры. Благодарю всех, кто откликнулся на наш призыв и изъявил желание принять участие в работе этого представительного форума. Для серьезного и вдумчивого обсуждения данной проблемы необходимо четко определить причину сложившейся ситуации и, в соответствии с этим, наметить необходимые меры к ее преодолению. Прежде всего, следует сказать, что глубокий демографический кризис в России, когда нация теряет в год до 1 млн человек, явление неоднозначное и требует комплексного подхода в его решении. Одной из основополагающих причин, вызывающих сокращение численности населения, является духовное неблагополучие нации, забвение высоких нравственных ценностей, и, прежде всего, утрата благоговения перед священным Божиим даром жизни. По существу, сегодня мы уже стоим перед выбором: быть или не быть нашему Отечеству в будущем.

http://pravoslavie.ru/11513.html

употребление Чудовского списка при справе богослужебного церковнославянского текста Нового Завета находим в предисловии к рукописному Четвероевангелию 1674 года (Моск. Румянц. Муз. собр. Унд. 1291), где переводчики и исправители Библии (Епифаний Славеницкий или же его помощник Евфимий), перечисляя рукописи, находившиеся в их пользовании, о труде св. Алексия говорят: «первая славенская книга бе у переведения сего, преводу и рукописания святого Алексея Митрополита всея России Чудотворца, писанная в лето 6863, до смерти его за 23 лета, яже и доднесь обретается в Обители его, в Чудове монастыре, в книгоположнице блюдома, и прочитаема бывает над болящими» (в виде извлечения это предисловие напечатано в «Словаре о писателях духовного чина» Евгения митроп. Изд. 2-е 1827, СПБ. ч. 1. стр. 182). Но, упомянув на первом месте в списке источников рукопись св. Алексия, справщики положили, однако же, в основу исправленного текста не Чудовский список, но ту редакцию, в основе своей южнославянскую (болгарскую), какую имеем в Конст. Евангелии 1383 года и Библии 1499 года. Всюду отдавая предпочтение этой именно редакции и древнейшим южнославянским чтениям пред новым переводом св. Алексия, справщики только в сравнительно немногих случаях следовали исправлениям Московского Святителя. Затем в 1792-м году учёный славист, аббат Добровский, чех родом, в числе других славянских списков Нового Завета, хранившихся в Москве, исследовал и рукопись св. Алексия, сообщив вместе с другими и отзыв о сей рукописи известному критику – издателю греческого текста Нового Завета – Гризбаху, напечатавшему исследование Добровского на латинском языке в prolegomena к изданию Нового Завета. Выписываем перевод из этих пролегомен, сделанный А.В. Горским: «Новый Завет, на пергамине XIV века. Почитается писанным рукой Алексия Митрополита, и потому с благоговением хранится в Московском монастыре св. Архангела (Михаила), обыкновенно называемом Чудовым. Что сей Алексий, чтимый Русскими между святыми, знал греческий язык и составил новый перевод славянский, об этом говорится в его житии (разумеется позд-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Аркой в южной стене она отделяется от соборной церкви Святителя Алексия, сперва сооруженной в 1483 году Архимандритом Геннадием Гонзовым, а потом вновь построенной при Царе Иоанне Васильевиче, который перенес в нее из Благовещенской церкви мощи св. основателя Чудова монастыря и поставил их у южной стены 628 в серебряной раке, устроенной родителем его 1531 года, в память его рождения. В 1519 году мощи сии, прославленные различными знамениями, священным обрядом утверждены во славе чудотворения, и Василий первый поклонился им, благодаря Бога за открытие второго источника благодати и спасения для Москвы. Не задолго пред кончиною своей Царь Феодор Иоаннович с Борисом Годуновым, перекладывая св. останки Иерарха в новую серебряную раку, сказал своему преемнику: «осязай святыню, правитель народа Христианскаго! Управляй им и впредь с ревностию, ты достигнешь желаемаго; но все суета и миг на земле» 629 . Когда вновь сооружена была в 1686 году, по плану же Царя Феодора Алексеевича, церковь во имя Святителя Алексия: тогда Цари Иоанн и Петр с Патриархом, в сопровождении Царевны Софии, при колокольном звоне, несли на руках своих мощи чудотворца из Архангельской церкви в новосооруженную и поставили на приуготовленном месте, где и доныне они стоят 630 . В 1812 году неприятели обнажили раку от серебра, ее покрывавшего; но, вскоре после изгнания их, она облечена в прежнее благолепие. На крыше ее обронное изображение Святителя Алексия с двумя Ангелами. Против гробницы на восточной стороне деревянный киот, золоченный в полер; над ним искусной резьбы золоченый орнамент, изображающий Ангела, окруженного цветами, пшеничкою и виноградною лозой. В киоте помещены некоторые, по преданию, келейные образа Святителя. К западной стороне гробницы, по дикому мраморному грунту резной с позолотою орнамент по левкасу с средним клеймом, где изображены аллегорические фигуры, относящиеся к житию Святителя. По сторонам арки четыре мраморные колонны с пилястрами под мрамор, с бронзовым карнизом. Пред самою ракой два серебряные подсвечника и деревянный дорожчатый посох с надписью на серебряной дощечке: «Смиренный Алексей Митрополит всея России; а под возглавием на яблоке начертано: «лета 7186 поновлен бысть сей жезл Иоакимом Патриархом Московским и всея России». По левую сторону от раки на стене в прекрасном киоте за стеклом хранится Святительское облачение Алексия, в коем он был погребен: 1) Кресчатый саккос, коего оплечья, зарукавье и подольники украшены мелким жемчугом и серебряными плащами с мусиею; 2) разрезная епитрахиль, низанная по местам мелким жемчугом по таусинному атласу с 12 кистями на ворворках и 3) подризник из кизильбашской кушашчатой камки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Слово Святейшего Патриарха Алексия в Храме Христа Спасителя в день тезоиментства Его Святейшества 25 февраля 2008 г. 16:27 25 февраля, в день памяти свт. Московского Алексия, всея России чудотворца, вся полнота Русской Церкви отмечает День тезоименитства своего Предстоятеля — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. После праздничного богослужения, совершенного в этот день в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя , Святейший Патриарх обратился с Первосвятительским словом к собору архипастырей и всем присутствующим в храме. Дорогие собратья архипастыри, честные отцы, дорогие братья и сестры! Я сердечно благодарю Его Блаженство Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины , который от лица Священного Синода и всей полноты Русской Православной Церкви приветствовал нас в день памяти небесного покровителя , имя которого судил Господь мне носить  в моем монашеском подвиге, архиерейском и патриаршем служении. Я хочу поблагодарить всех архипастырей, прибывших в Москву из всех частей святой Руси, которая остается духовно единой, хотя чада ее живут во многих государствах. Я благодарю представителей Поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем престоле, которые своим служением укрепляют общеправославное единство. Я благодарю монашествующих Русской Церкви и вас, дорогие братья и сестры, за святые молитвы, которые помогаю мне нести подвиг патриаршего служения и укрепляют меня в том подвиге, который возложен на меня. Мы вступили в год 1020-летия Крещения Руси. Эта дата побуждает нас задуматься над судьбами нашего отечества. За долгие годы своей истори оно претерпело немалые испытания.  Были и смутные времена, были и времена расцвета, когда с особой силой проявлялось единство и внутренняя сила нашего народа. Это единство созидалось вокруг наших общих духовных ценностей, которые закладывались со времени святого князя Владимира, когда наши предки были просвещены светом Христовой веры. Наша Церковь является хранительницей духовного наследия, она будет неустанно беречь то единство духа в союзе мира, благодаря которому Святая Русь остается единой, несмотря на государственные границы, всевозможные разделения, существующие в мире сем.

http://patriarchia.ru/db/text/369816.htm...

Православная стенгазета 26 (288) В номере: Святитель Иона, митрополит Московский, всея России чудотворец, Евангельское чтение. Проповедь протоиерея Алексия Уминского, Как совместить отпуск и пост? Ответы священников, Вопросы священнику. 27 июня, 2015 В номере: Святитель Иона, митрополит Московский, всея России чудотворец, Евангельское чтение. Проповедь протоиерея Алексия Уминского, Как совместить отпуск и пост? Ответы священников, Вопросы священнику. В номере: — Святитель Иона, митрополит Московский, всея России чудотворец — Евангельское чтение. Проповедь протоиерея Алексия Уминского — Как совместить отпуск и пост? Ответы священников — Вопросы священнику Выпуск от 26 июня 2015 года. Скачать Нужен только принтер. 8 листов раз в неделю распечатать и повесить в притворе по благословению настоятеля. Взгляд прохожего зацепится, он остановится, почитает. Задумается. Пора переходить от слов к делу. Даже если только одному человеку чтение этой стенгазеты в чем-то поможет, значит, все не напрасно. Значит, и вы внесли свой вклад в дело миссии. Стенгазета издается при участии Синодального Информационного отдела Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл призвал использовать стенгазету портала «Правмир» в приходском служении Присылайте фотографии стенгазет на адрес gazeta@pravmir.ru Нам очень нужны ваши отзывы! Подписаться на рассылку Правмира (включающую в себя анонс новых выпусков Газеты) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 28 февраля, 2024 23 февраля, 2024 19 апреля, 2024 12 апреля, 2024 5 апреля, 2024 29 марта, 2024 22 марта, 2024 15 марта, 2024 8 марта, 2024 28 февраля, 2024 23 февраля, 2024 19 апреля, 2024 12 апреля, 2024

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-stengaze...

Православная стенгазета 42 (304) В номере: День памяти святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России чудотворцев, Евангельское чтение. Проповедь епископа Якутского и Ленского Романа, Протоиерей Октавиан Мошин о милостыне, Православные мифы: Господь не по силам Креста не даст, Вопросы священнику. 16 октября, 2015 В номере: День памяти святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России чудотворцев, Евангельское чтение. Проповедь епископа Якутского и Ленского Романа, Протоиерей Октавиан Мошин о милостыне, Православные мифы: Господь не по силам Креста не даст, Вопросы священнику. В номере: — День памяти святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России чудотворцев — Евангельское чтение. Проповедь епископа Якутского и Ленского Романа — Протоиерей Октавиан Мошин о милостыне — Православные мифы: Господь не по силам Креста не даст — Вопросы священнику Выпуск от 16 октября 2015 года. Скачать Нужен только принтер. 8 листов раз в неделю распечатать и повесить в притворе по благословению настоятеля. Взгляд прохожего зацепится, он остановится, почитает. Задумается. Пора переходить от слов к делу. Даже если только одному человеку чтение этой стенгазеты в чем-то поможет, значит, все не напрасно. Значит, и вы внесли свой вклад в дело миссии. Стенгазета издается при участии Синодального Информационного отдела Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл призвал использовать стенгазету портала «Правмир» в приходском служении Присылайте фотографии стенгазет на адрес gazeta@pravmir.ru Нам очень нужны ваши отзывы! Подписаться на рассылку Правмира (включающую в себя анонс новых выпусков Газеты) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-stengaze...

Несмотря на все смуты, святитель Алексий всячески заботился о своей пастве — ставил епископов, устраивал общежительные монастыри (по образцу Троицкого, основанного преподобным Сергием), налаживал отношения с ордынскими ханами. Слава о святителе Алексии распространилась не только между верующими христианами, но даже и среди неверных магометан, которые не знали Христа. В то время супруга хана татарского Джанибека Тайдула уже три года как лишилась зрения. Слыша, что Бог творит многие чудеса по молитвам святого Алексия, Джанибек послал к Великому князю Московскому Димитрию Иоанновичу с просьбой, чтобы он прислал к нему этого человека Божия, дабы тот, помолившись о его царице Богу, дал ей прозрение. При этом Джанибек дополнил: «Если царица получит исцеление по молитвам того человека, ты будешь иметь со мною мир. Если же ты не пошлешь его ко мне, то я разорю огнем и мечом твою землю». Когда прошение Джанибека пришло в Москву, святой Алексий восскорбел, считая это делом выше своих сил. Но, по просьбам Великого князя Димитрия, он все-таки отправился к хану Джанибеку. Перед своим отшествием из Москвы он совершил с духовенством молитвенное пение в соборном храме в честь Успения Пресвятой Богородицы. Во время этого молебствования свеча у гроба святого чудотворца Петра зажглась сама собой, и все видели это чудо. Из этого святой Алексий понял, что Господь благоволил ему возвестить, что путешествие его будет благополучным. Взяв некоторую часть воска от той свечи и изготовив из него малую свечу, святитель вместе со своим клиром стал готовиться в дорогу, твердо уповая на милость Божию. Еще до прибытия блаженного в столицу монголов царица в сонном видении узрела святителя Божия Алексия в архиерейской одежде, в сопровождении иереев. Пробудившись, она тотчас приказала изготовить драгоценные облачения для архиереев и священников по тому образцу, как она видела в сонном видении. Когда святой Алексий приближался к столице татар, Джанибек вышел навстречу ему с великой честью и ввел его в свои палаты. Святитель, начав молебное пение, повелел возжечь ту малую свечу, которую он взял с собой. После продолжительной молитвы он окропил священной водой царицу, и та тотчас прозрела. Хан со своими вельможами и все бывшие там весьма изумлялись сему дивному и славному чуду и воссылали хвалы Богу. Почтив Алексия и бывших с ним и щедро наградив их, Джанибек отпустил их с миром.

http://patriarchia.ru/db/text/84773.html

Архив Пн 18 октября — память святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России чудотворцев 17 октября 2008 г. 16:00 Святитель Петр, митрополит Московский, родился на Волыни от благочестивых родителей. В 12 лет поступил в монастырь. Будущий святитель успешно изучил книжные науки, много времени уделял внимательному изучению Священного Писания и обучился иконописанию. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь христианам. Достигнув священства, он по благословению своего наставника удалился из монастыря и основал обитель в уединенном месте на берегу реки Рати — Новодворский монастырь. Здесь он так прославился подвигами благочестия, что сделался известным всей Волыни. В 1308 году Патриарх Константинопольский Афанасий возвел св. Петра на Русскую митрополию. Много трудностей испытал Первосвятитель в годы управления. В страдавшей под татарским игом Русской Земле он утверждал истинную веру, призывал враждовавших князей к миролюбию и единству. В 1325 году свт. Петр по просьбе Иоанна Калиты перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, что имело важное значение для всей Русской Земли. Свт. Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России. 21 декабря (3 января) 1326 года святитель отошел к Богу. Святитель Алексий, митрополит Московский (в миру Елевферий), родился в 1292 году (по другим данным, 1304) в Москве в семье боярина Феодора Бяконта. Будущий святитель рано обнаружил склонность к духовной и монашеской жизни. Однажды, на двенадцатом году жизни отрок раскинул сети для ловли птиц и вдруг явственно услышал голос: «Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей». С этого дня он стал уединяться, часто посещать церковь, и в 15 лет решился стать иноком. В 1320 г. он вступил в Московский Богоявленский монастырь, где принял постриг. Несколько лет спустя митрополит Феогност повелел Алексию оставить монастырь и заведовать судебными делами Церкви. Эту должность святой исполнял 12 лет со званием митрополичьего наместника. В конце 1350 г. владыка Феогност посвятил Алексия в епископа Владимирского, а по смерти митрополита он стал в 1354 г. его преемником. В то время Русская Церковь была раздираема великими распрями, в частности, из-за претензий митрополита Литвы и Волыни Романа. Желая положить конец смутам, св. Алексий отправился в Константинополь к Вселенскому Патриарху, который посвятил его в архиепископа Киевского. В дальнейшем святителю пришлось принять участие в продолжительной и упорной церковно-политической борьбе, которая привела к разделению Русской митрополии.

http://patriarchia.ru/db/text/53437.html

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Валентин Никитин издал первое полное посмертное жизнеописание Патриарха Алексия II 27.02.2009 14:08 Версия для печати Москва, 27 февраля, Благовест-инфо. Книга «Святейший Патриарх Алексий II. Жизнь и деяния во славу Божию», которую написал известный православный публицист, философ, историк, сотрудник Синодального отдела по катехизации и религиозному образованию  Валентин Никитин, была представлена 25 февраля в Высокопетровском монастыре. Это первое полное посмертное жизнеописание Патриарха Алексия II «без хрестоматийного глянца», по выражению автора. Книга вышла в издательском доме «Русь-Олимп» в начале 2009 г. тиражом 5 тыс.экз. Презентация была приурочена к дню церковной памяти небесного покровителя почившего Патриарха - святителя Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца,  На презентации автор книги сообщил, что начал работу над жизнеописанием Патриарха Алексия II в 2005 г. по благословению епископа Сергиево-Посадского Феогноста, наместника Троице-Сергиевой Лавры, викария Московской епархии. Благодаря  руководителю Патриаршей пресс-службы священнику Владимиру  Вигилянскому о замысле книги стало известно самому предстоятелю Русской Православной Церкви, который одобрил развернутую аннотацию биографического исследования. «Именно это воодушевило и подвигло меня на издание книги», -- отметил В.Никитин. Однако книга долгое время «лежала под спудом в канцелярии митрополита Климента».  Вероятно потому, предполагает автор, «что я не избегаю в ней острых коллизий, вроде т.н. женитьбы Патриарха, или его якобы сотрудничества с КГБ, или его литургического дерзновения в праздник Преображения Господня 1991 года, когда, совершая Божественную литургию, Патриарх опустил традиционное моление о власть предержащих, что было явлением беспрецедентным и, на наш взгляд, мистически предопределило крах ГКЧП…»

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010