ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Русская Православная Церковь торжественно отметила день тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 25.02.2002 25 февраля 2002 года прошли общецерковные торжества по случаю Тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В день памяти своего Небесного покровителя - святителя Московского Алексия, всея России чудотворца - в столичном Богоявленском кафедральном соборе, где покоятся его святые мощи, Предстоятель Русской Православной Церкви в сослужении собора архиереев и сонма духовенства, при большом стечении народа Божия совершил Божественную литургию и праздничный молебен. По окончании богослужения от имени Священноначалия и паствы Русской Церкви Святейшего Патриарха поздравил митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. " Вы призваны стоять во главе Церкви - корабля, шествующего по бурному морю житейскому. Кормчему требуются огромные силы и духовная мудрость, дабы привести этот корабль к тихой пристани - Царству Христову " , - сказал митрополит Филарет. Отметив, что Святейший Патриарх Алексий является продолжателем великих трудов и подвигов своих предшественников - Первосвятителей Русской Церкви, митрополит Филарет отметил: " Хотя Ваше призвание к Патриаршему служению совершилось в, казалось бы, благоприятные для Церкви времена, однако сугубо внешние проявления свободы отзываются на церковной жизни все теми же скорбями и трудностями, которые неизменно приносятся в молитвенную жизнь волнами житейского моря. Патриаршее служение, как и прежде, остается великим подвигом, который требует от избранника Божия многих духовных сил, а от Полноты Церкви - сугубой молитвы за своего Предстоятеля " . В ответном слове Святейший Патриарх поблагодарил за теплые слова поздравления, сказав: " Сколько Господь ни дал бы мне времени жизни, обещаю и впредь совершать свое служение на благо Церкви Христовой, во славу Божию, для пользы Отечества и многострадального народа нашего, который приходит в храмы за духовной поддержкой и часто именно в Церкви видит последнюю свою надежду " .

http://zavet.ru/news/0202/n25-1.htm

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возглавил торжества по случаю дня тезоименитства митрополита Тульского и Ефремовского Алексия 21 октября 2013 г. 20:33 17-18 октября 2013 года в Туле прошли торжества по случаю дня тезоименитства и 60-летия со дня рождения митрополита Тульского и Ефремовского Алексия . 17 октября, в канун праздника святителей Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев, всенощное бдение во Всехсвятском кафедральном соборе г. Тулы совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении митрополита Тульского Алексия и сонма архиереев. 18 октября, в день празднования памяти святителей Московских и всея Руси, митрополит Ювеналий возглавил во Всехсвятском соборе служение Божественной литургии. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Тульский и Ефремовский Алексий, а также Преосвященные архиереи из России и стран ближнего зарубежья, прибывшие в эти дни в Тулу, чтобы лично поздравить с днем тезоименитства главу Тульской митрополии : митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , митрополит Оренбургский и Саракташский Валентин , митрополит Самарский и Сызранский Сергий , митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий , митрополит Рязанский и Михайловский Павел , митрополит Саратовский и Вольский Лонгин , митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил , архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний , епископ Елецкий и Лебедянский Максим , епископ Серпуховской Роман , епископ Белевский и Алексинский Серафим , епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий , а также архимандрит Иеремия, казначей Троице-Сергиевой лавры , и игумен Никон, настоятель Московского подворья афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. В богослужении участвовали священнослужители Тульской митрополии. После богослужения митрополит Ювеналий обратился к юбиляру: «Ваше Высокопреосвященство, возлюбленный и дорогой владыка митрополит Алексий! На мою долю сегодня выпала почетная обязанность и честь принести Вам поздравления от Предстоятеля нашей Церкви Святейшего Патриарха Кирилла. То послание, которое находится в моих руках, адресованное Вам, подписано Святейшим Патриархом, когда Вы отмечали день своего 60-летия в Светлый праздник Пасхи Христовой. И это послание, как огонь первосвятительской любви, я сегодня хотел бы донести до вашего сердца, и позвольте мне огласить его поздравление».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Яко сокровище пребогатое, многолетно в земли сокровенное,/честныя мощи твоя обретошася чудоточащия,/всеблаженне отче святителю Алексие,/от нихже врачевство приемлюще, обогащаемся/и Христа славословим, глаголюще://слава прославляющему святыя Своя. Тропарь второй на обретение мощей святителя Алексия, митрополита Московского и всея России, глас 4 Апостольских преемников архиереев сопрестольниче,/России всея пастырю и учителю,/всеблаженне отче Алексие,/Владыце всех молися/мир пастве твоей даровати,/и спасение душам,//и велию милость. Тропарь третий на обретение мощей святителя Алексия, митрополита Московского и всея России, чудотворца, глас 3 Свыше от Бога глас глаголющ услышав,/от юности подвизався, мудре,/в молитвах, и во умилении, и слезах,/во бдениих же и пощениих образ быв добродетели,/отонюдуже и дом Духу Пречистому явися./Сего ради Русския митрополии архиерейским саном почтен быв,/Христово стадо упасл еси добре,/еретическая нападения, не усумнеся, отрази/и церкви воздвиже Христови, святителю Алексие,/иночествующих лики собра/и сих Христови привел еси./Умре же, явися, яко спящ,/цел соблюден бысть пред многими леты,/подавая цельбы болящим./Тем молим тя:/моли Христа Бога спасти град твой Москву неврежден//и страну и православный люди по велицей Его милости. Кондак на обретение мощей святителя Алексия, глас 8 Яко солнце незаходимое, от гроба возсия нам/от мног лет сокровены честныя твоя мощи нетленны,/святителю Алексие,/тобою благодать приемлем,/всю бо страну сию и вся ны чудесы и добротою обогащаеши,/действом благодати, да поем ти://радуйся, отче, светило России. Ин кондак на обретение мощей святителя Алексия, митрополита Московского и всея России, чудотворца, глас 3 Яко светоносная память святителя/всем разруши уныние/и свет облиста Небесных даров,/всех созывающи на веселие:/от Бога бо, святителю Алексие, благодать обрете прогонити недуги/и вся человеки исцеляти,//и мнихом же степень показася. Тропарь святителей Московских, глас 4 Первопрестольницы Российстии,/истиннии хранителие апостольских преданий,/столпи непоколебимии, православия наставницы,/Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/Владыку всех молите/мир вселенней даровати//и душам нашим велию милость. Кондак святителей Московских, глас 3

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Moskov...

Двадцатый день. Обретение честных мощей иже во святых отца нашего Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца. (Уроки из его жизни: а) должно быть внимательным к голосу совести и б) ходить достойно своего звания). I. Жизнь святителя Алексия, ныне прославляемаго, богата была разнообразными подвигами. Но история изображает нам ее только в общих чертах, с некоторыми подробностями останавливаясь только на особенно замечательных случаях, из которых один относится к юности святителя Алексия, другие к зрелому возрасту, и один, наконец, к предсмертным часам. Двенадцати летний отрок Елевферий, будущий святитель Алексий, сын богатых и знатных родителей, изучившийся грамоте и пребывавший всегда в благочестии, по особенному смотрению Божию, поставил однажды сеть для ловли птиц. Лова не было, и отрок Елевферий, от глубокой тишины, долгого ожидания и скуки, заснул. Вдруг во сне слышит он голос: «Алексий! что всуе труждаешися? Се! отселе будеши человеки ловя». В удивлении и ужасе отрок Елевферий просыпается и не видит около себя никого. Первою мыслию его было, что значит это новое имя – Алексий, что значит все это видение. Семя доброе пало на добрую землю: услышав горний голос, зовущий к подвигам благочестия, Елевферий всею душею последовал своему призванию. С того часа начал он быти «во многом умилении и размышлении». Напрасны были прискорбные замечания родителей: «что ты так предаешься печали, всегда молчишь, всегда книги в руках имеешь, а для нас у тебя и слова нет? Кто научил тебя иноческим житием жити? Для чего ты так иссушил себя постом и жаждою? Полно, не сокрушай себя, а то в недуг впадешь и нас повергнешь в скорбь и печаль». Елевферий, сколько мог, утешал их, просил не беспокоиться, но, несмотря на это, продолжал держаться своего воздержания: на позорища не ходил, с отроками не играл, всяких кощунств и глумлений убегал, но в молчании прилежал чтению божественных писаний и ходил в своем умилении всегда. А достигши девятнадцатилетняго возраста и возлюбив Бога всею душею, он оставил отца и матерь и братию и сестры, ближних и друзей, и возненавидев всякое мирское пристрастие, отошел в монастырь, говоря самому себе, от полного божественной любви сердца: «изволих паче приметатися в дому Божии, неже жити ми в селениих грешничих».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского 25 февраля 2011 г. 17:05 25 февраля 2011 года, в день памяти святителя Московского Алексия, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Москвы. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к пастве с Первосвятительским словом. Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, всечестные владыки, сердечно поздравляю с праздником, имеющим особое значение для града Москвы, а также для всей Руси, — с памятью святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Его мощи пребывают здесь, в кафедральном соборе града Москвы, и даруют обильные исцеления и милости многим, кто к ним притекает. Через это живое духовное соприкосновение с прославленными мощами великого святителя мы прикасаемся к святости его жизни, к его жизненному подвигу. А подвиг святителя был велик. Он взошел на Первосвятительский престол, когда Отечество наше находилось в самых тяжких за всю свою историю условиях. Большая часть Руси, включая Первопрестольный Киев, была разорена и находилась под неусыпным контролем и наблюдением внешних сил. Пресеклась независимая и самостоятельная жизнь древнего русского государства, некогда могущественного, принявшего веру православную и объединявшего многие народы. В силу этих обстоятельств Первосвятительская кафедра была переведена вначале из Киева во Владимир, дабы обеспечить Предстоятелю Церкви Русской хотя бы скромное, но безопасное бытие и возможность управлять Церковью; а затем по внушению свыше кафедра была перенесена в град Москву. Но святитель Алексий сознавал свою ответственность за всю Русскую Церковь и всей душой стремился посетить и разгромленный и разрушенный Киев, и другие близкие его сердцу епархии Южной и Юго-Западной Руси. Однако иные внешние силы, действовавшие уже не с Востока, а с Запада, препятствовали святителю, и, устремляясь к великим русским святыням на юге, он не мог в полной мере совершать в той части единой и неделимой Русской Церкви свое Первосвятительское служение.

http://patriarchia.ru/db/text/1417626.ht...

Архив Пн В среду первой седмицы Великого поста Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы 25 февраля 2015 г. 13:28 25 февраля 2015 года, в среду первой седмицы Великого поста, день памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню и первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы , где покоятся честные мощи святителя Алексия. Его Святейшеству сослужили: епископ Гурий (Шалимов) ; епископ Подольский Тихон ; протопресвитер Матфей Стаднюк , почетный настоятель Богоявленского собора; протоиерей Александр Агейкин , настоятель Богоявленского собора; духовенство г. Москвы. Богослужебные песнопения исполнил хор Богоявленского собора (регент — Е.С. Тугаринов). Проповедь перед причастием произнес клирик Богоявленского собора протоиерей Борис Обрембальский. По окончании Литургии у раки с мощами святителя Алексия, митрополита Московского, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил славление и прочитал молитву. Затем Святейший Владыка обратился к верующим с Первосвятительским словом . В Благовещенском приделе собора Святейший Патриарх Кирилл совершил заупокойную литию у гробницы приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II . 23 февраля с.г. исполнилась 86-я годовщина со дня рождения 15-го Предстоятеля Русской Церкви. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4001977.ht...

Слово Святейшего Патриарха в день Обретения мощей святителя Алексия, митрополита Московского 2 июня 2007 г. 16:44 2 июня, в праздник Обретения мощей святителя Московского Алексия, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе. После богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к присутствующим с Первосвятительским словом. Собратья архипастыри, досточтимый отец настоятель, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Я поздравляю все вас, в особенности, клириков, прихожан, трудников и певчих сего святого храма с Днем обретения честных мощей святителя Алексия, митрополита Московского. Причастников я поздравляю с принятием святых Христовых Таин! Богоявленский кафедральный собор хранит великую святыню Русской Православной Церкви — честные мощи святителя Алексия Московского. Каждый из нас в горе и в радости может придти сюда, чтобы воззвать к святителю Алексию и попросить его святых молитв и честного предстательства за нас и наших близких пред Престолом Божиим, укрепления наших духовных и телесных сил, благословения на наш жизненный путь. Святитель Алексий жил в трудную для Русского Государства эпоху. Свои силы он отдавал не только на укрепление Церкви Христовой, но и ради утверждения нашего Отечества — Земли Русской. Совсем недавно состоялось, по великой милости Божией, подписание Акта о воссоединении Русской Православной Церкви за границей с Матерью-Церковью в Отечестве — Московским Патриархатом. Долго шли мы к этому рубежу, за которым начинается новая страница истории Русской Православной Церкви, — целых 90 лет. Наконец-то преодолены непонимания и разногласия, возникшие в течение десятилетий отчуждения, и настало время собрать расточенных чад Русского народа воедино. Мы благодарим Господа за то, что Он даровал нам совершить этот Акт единения. Где бы ни жили и не совершали свое служение архипастыри, пастыри, православные русские люди, — отныне мы будем совершать его в единстве веры Христовой.

http://patriarchia.ru/db/text/252362.htm...

Алексия, имеются уже в Константинопольском Евангелии 1383 года (а труд св. Алексия написан в Константинополе в 1353 году). Более же близкое знакомство с текстом Чудовской рукописи указано проф. Г. А. Воскресенским в Никоновском Четвероевангелии XIV века (хранящимся в ризнице Троице-Сергиевой Лавры), Четвероевангелии того же века в СПВ. Импер. Публичной Библиотеке (собрания графа Ф.А. Толстого) и в толковании блаж. Феофилакта Болгарского (список XV в. Моск. Синод. Библиотеки). Ничего странного нет в том, что текст Чудовской рукописи мог влиять на выше помеченные списки, особенно на список Никона, ученика Преподобного Сергия, с коим св. Алексий находился в особенно близком общении, намереваясь сделать его даже своим преемником по митрополии. Но, с другой стороны, отсутствие положительных указаний на список св. Алексия и не незначительные от него уклонения могут наводить на мысль о каком-либо общем, нам пока неизвестном, первоисточнике, что лежит и в основе Чудовского списка. Первое положительное указание на церковно-практическое употребление Чудовского списка при справе богослужебного церковнославянского текста Нового Завета находим в предисловии к рукописному Четвероевангелию 1674 года (Моск. Румянц. Муз. собр. Унд. 1291), где переводчики и исправители Библии (Епифаний Славеницкий или же его помощник Евфимий), перечисляя рукописи, находившиеся в их пользовании, о труде св. Алексия говорят: «первая славенская книга бе у переведения сего, преводу и рукописания святого Алексея Митрополита всея России Чудотворца, писанная в лето 6863, до смерти его за 23 лета, яже и доднесь обретается в Обители его, в Чудове монастыре, в книгоположнице блюдома, и прочитаема бывает над болящими» (в виде извлечения это предисловие напечатано в «Словаре о писателях духовного чина» Евгения митроп. Изд. 2-е 1827, СПБ. ч. 1. стр. 182). Но, упомянув на первом месте в списке источников рукопись св. Алексия, справщики положили, однако же, в основу исправленного текста не Чудовской список, но ту редакцию, в основе своей южнославянскую (болгарскую), какую имеем в Конст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Св. Алексий Митрополит Киев. и всея Русии. М. 1848, в 8. Снегирева Памятники Московской Древности. Степенная книга, I, 456. Житие иже во святых отца нашего Алексия, новаго чудотворца Святейшия Митрополии Киевския и всея Руси, составленное Ермонахом Пахомьем. Рукоп. устава на тряпичн. бумаге, в 4, начала XVII века. Там же. Житие св. Алексия, Митрополита Всероссийскаго, соч. Иеромонахом Пахомием и переделанное при Митрополите Макарие, с позднейшими прибавлениями, рукоп. устав, начала XVII века, в лист. Из библиотеки Профессора Погодина. Духовное завещание Преп. Иосифа Волокол. гл. X. См Житие Св. А. М. Пахомиево. Карамз. И. Г. P. VI, 13, 138, 363. VII, 175. VIII. 199. Софийский временник, II, 244. Карамз. И. Г. P. VI, 79, пр. 171. Софийский временник, II. Древняя Росс. Вивлиофика, VI. Дела III Архива вотчиннаго,1684 г. Архиепископ Московский и Калужский Платон Левшин пожалован в Митрополиты 1783 г., в Москве Императрицею Екатериною II. См. Начертание жития М.М. Платона, соч. И. Снегирева. М. 1831. На каждом из них изображена вязью следующая надпись: «Лета 7171, Февраля в 12 день дал вкладу сие паникадила в монастырь чуда Архистратига Михаила в дом Чудотворца Алексия Митрополита Окольничей Родион Матвеевич Стрешнев по жене своей Марфе Семеновне». Софийский временник, I, 403. Путеводитель к древностям и достопамятностям Московским (сост. г. Максимович ем), ч. I. М. 1792. в 12. М. Евгения. Словарь духовных писателей, 1 и 2 ч. Примечание на историю древния и нынешния России Г. Леклерка, соч. Генерал-Маиором И. Болтиным, т. II, стр. 467. Выходы Царей Михаила, Алексия и Феодора. М. 1844 г. в 4. Дом графа Орлова-Денисова Дворы в Земляном и Белом городах, рукоп. скороп. в 4, полов. XVII века, в Арх. Оруж. Палаты. Указатель Москвы, показывающей по азбучному порядку имена владельцев всех домов сей столицы, 2 ч. М. 1793, в 8. Словарь достопамятных людей Русской земли, сост. Д. Н. Бантыш-Каменским, ч. III. Спб, 1847, в 8. Москвитянин за 1842 г. 2. Русский Инвалид 1846 г. 270. Служивший при Графе Ростопчине Н.И. Рунич сообщил мне речь, сочиненную первым и прочтенную от его имени тем французам, которые высылались из Москвы в Нижний. Вот она:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

В ризнице Московского Чудова монастыря хранится, как драгоценная святыня, пергаминный список всего Нового Завета, писанный, по преданию, в 1355 г. собственною рукою святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси 1 . В сем списке содержится новый перевод на славяно-русский язык как Евангелия, так и Апостола с Апокалипсисом. На страницах «Богословского Вестника» помещены были наши заметки о положении, какое занимает этот список среди массы славянских рукописей Евангелия и Апостола XI-XVI вв. и о значении его для нынешнего печатного славянского текста 2 . Сравнение Алексиевского списка Нового Завета с предшествующими ему рукописями Евангелия и Апостола показало, что в немногих относительно случаях перевод св. Алексия совпадает с древнейшим переводом юго-славянской редакции, а также – второй, древне-русской, отличаясь вместе с ними от нынешнего печатного текста; в большинстве же случаев Алексиевский список представляет исправления древнего перевода, принятые в нынешнее печатное Евангелие и печатный Апостол. Наконец, не мало имеет этот список и так сказать личных, только ему принадлежащих особенностей перевода, не встречающихся в предшествующих ему славянских списках и не принятых в нынешнюю печатную Библию . Дословная верность и близость к греческому тексту константинопольской рецензии составляет отличительную черту перевода св. Алексия. Что именно Алексиевский список оказал влияние на исправление печатного Евангелия и Апостола в XVII в., об этом свидетельствует историческая записка, найденная в архиве Коллегии Иностранных Дел, о переводе Библии Епифанием Славинецким и напечатанная в «Словаре историческом о писателях духовного чина Греко-российский церкви». Переводчики или исправители, трудившиеся под руководством Епифания, исчисляя рукописи, которыми Они пользовались, о Чудовском списке говорят так: «первая Славенская книга бе у преведения сего преводу и рукописанья святого Алексея митрополита всея России чудотворца, писанная в лето 6863 (т. е. 1355), до смерти его за 23 лета, яже и доднесь обретается в обители его в Чудове монастыре в кпигоноложнице блюдома и прочитаема бывает над болящими» 3 . Но имел ли этот список какое-либо влияние на списки Евангелия и Апостола ближайшие, конца XIV-XV в. и вообще на рукописные тексты Нового Завета? Этот вопрос учёные доселе решали отрицательно и поступали так с полным правом, потому что не было известно ни одного списка, в котором бы содержался текст такой-же, какой в списке Алексиевском. Ещё прот. А.В. Горский и К.И. Новоструев, знаменитые описатели Московской Синодальной библиотеки заметили, что труд св. Алексия, «совершенный келейно, не оставил видимого влияния на улучшение списков» (рукописных) 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010