– О беснованных, л. 313. – О иступившем ума, л. 314. – О вдовице, л. 314 об. – О Вологде, граде 316. – О Воеводе, л. 318 об. – О слузе, л. 319. – О церкви святого Димитр1я, л. 320. – О болящем, л. 321 об. – О онемевшем, л. 322 об. – О бесованнем, л. 323. – Похвальное слово святому Димитрию, л. 323. В 12-й день. Повесть от жития святого Антония нового, л. 330–337 об. Нач. «Сей же блаженный отец наш Антоние от славных и богатых сый». Житие н преставление св. Алексия Митрополита Киевского и всея России чудотворца, л. 338–333. Нач. «Внегда случися судьбами Божиими на град Чернигов частая варварская нахожения». О обретении мощей св. Алексия Митрополита, л. 355 об. Мая в 20-й день обретение мощей святого Алексия Митрополита Киевского и всея России чудотворца. Слово вкратце, списано же бысть Германом Патриархом, л. 353 – 365 об. Нач. «В лета благочестивого и христолюбивого Самодержца Русским земли Великого Князя Василия Васильевича». Чудо 1-е св. Алексия нового чудотворца – о испустившем уму, л. 361 об. – 2-е О отрочате умершем, л. 361 об. – 3-е О расслабленнем, л. 362 об. – 4-е О клирице Михаиле, л. 363. – 5-е О слепом, л. 364. – 6-е О болящем трясавицею, л. 365. – 7-е О жене слепой, л. 365. – 8-е О расслабленном, л. 365. об. Слово похвальное св. Алексию Митрополиту Киевскому и всея России, л. 366– 373. Нач. «Се настоит, братие, светоносное празднество». Ина похвала св. Алексию, л. 373 об. Нач. «Многая же и иная удивления достойна сотвори Снятый. В 13-й день. Житие Преп. Мартиниана черноризца, л. 374–397 об. Нач. «Близ града Кесарии Палестинская гора есть нарицаемая место ковчежною В 14-й день. Житие и деяния, и труды Преп. Авксентия, л. 398–455 об. Нач. «Первых отец делы и словесы просветившихся». Поучение св. Авксентия, л. 435 об. В 15-й день. Мучение св. Анисима – ученика св. Апостола Павла, л. 456–465 об. Нач. «Радуется род работных, благоверный познаваем». В 16-й день. Мучение свв. Памфила, Уалента, Павла, Селевка, Порфирия, Феодула, Иулиана – сии во Египте мучени быша, л. 466–470 об. Нач. «Во время убо зовет о всем великое и словущее».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл совершил литию у гробницы приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II 25 февраля 2012 г. 13:15 25 февраля 2012 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери и день памяти святителя Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца, по окончании Божественной литургии в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил литию у гробницы приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II в Благовещенском приделе собора. По окончании заупокойного богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с кратким словом: «Всех вас, дорогие владыки, отцы, братия и сестры, матушки игумении, сердечно благодарю за молитву о почившем приснопамятном Святейшем Патриархе Алексии. Господь судил ему нести жребий Патриаршего служения в трудное, переломное время, когда, с одной стороны, были явлены великие милости Божии нашему народу и нашей Церкви, а с другой — много было и трудностей, и скорбей, и поношений, так же как, может быть, и во времена святителя Алексия. И Святейший Патриарх пронес этот жребий своего служения, оставив светлую память у всех нас, в наших сердцах и в наших молитвах. Благодарю вас сегодня за то, что вы собрались у могилы нашего Первосвятителя и вознесли о нем от сердца своего молитвы ко Господу, ибо верим, что этими молитвами и приклоняется милость Всемилостивого Отца нашего Небесного каждому, кто переступает порог физической жизни и входит в жизнь будущего века. Мы молились о том, чтобы Господь сотворил в сердцах наших вечную молитвенную память о Святейшем Патриархе Алексии, и верим, что так и будет: в Церкви будет храниться молитвенная память о Первосвятителе, который подвигом жизни своей засвидетельствовал верность Христу и Его Церкви. Аминь». Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/2035357.ht...

Л. 166–168 краткий месяцеслов (из русских и вообще славянских святых ни один не упоминается) Л. 168–169 « лоуна на киждо мць. со клазными» (лунный круг на 19 лет). Л. 169 об.–170 указание воскресных евангельских чтений. В конце рукописи, на нижней доске прикреплено духовное завещание святителя Алексия, собственноручно им писанное на бомбицине, и при нем копия, сделанная в конце прошедшего века. Здесь же две записи: 1-я: дховниа Але митрополита. 2-я: дхвную и съ спискомъ хранить въ мнтрской ризниц въ среброкованномъ ковчег. Смиренный Плато 1777. июля 2 дня. Подлинная духовная от времени очень обветшала, особенно по сгибам. Своею «грамотою душевною» святитель Алексий дает «святому великому архангелу Михаилу и честному Его чуду» одиннадцать принадлежащих ему сел (в том числе и «Черкизовское») «с серебром и с половники и с третники и з животиною», а также «садец подолней»; самый монастырь «приказывает» своему духовному сыну в. к. Димитрию Иоанновичу. Предание усвояет этот Чудовской список Нового Завета святителю Алексию. Преосв. Филарет 1 (Харьковский) и ученый чех аббат Добровский 2 замечают, что о переводе святителем Алексием Нового Завета и даже о времени перевода говорится в Пахомиевом житии Алексия. Сколько нам известно, в Пахомиевом житии 3 говорится вообще, что св. Алексий «всяческими добротами украсил церковь во имя Чуда архистратига Михаила, иконами же и книгами и иными утварьми». Предание о Чудовском списке Нового Завета, как собственноручном святителя Алексия, восходит к XVII в. В «Словаре историческом о писателях духовного чина» напечатана старинная историческая записка, найденная в архиве Коллегии Иностранных Дел о переводе Библии Епифанием Славинецким, где переводчики или исправители, исчисляя рукописи, которыми они пользовались, о Чудовском списке говорят так: «первая Славенская книга бе у преведения сего преводу и рукописания Святого Алексея митрополита всея России Чудотворца, писанная в лето 6863 (1355) до смерти его за 23 лета, яже и доднесь обретается в обители его в Чудове монастыре в книгоположнице блюдома и прочитаема бывает над болящими» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Туапсе. Церковь Алексия, митрополита Московского. Церковь. Действует.   Престолы: Алексия, митрополита Московского Год постройки:Между 1996 и 2009. Адрес: Россия, Краснодарский край, Туапсинский район, г. Туапсе, ул. Полетаева, д. 6 Координаты: 44.097213, 39.071969 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Стараниями верующих людей, с благословения Управляющего Майкопской и Армавирской Епархии архиепископа Александра и благодаря поддержке и пониманию городских властей в 1996 году Свято-Алексеевская община приступила к строительству (воссозданию) православного храма на «Горке героев». 25 февраля 1997, в день празднования памяти святителя Алексия, совершали молебен, еще под открытым небом. На день св. Пасхи этого же года служили первую Литургию. Начало постоянных богослужений в новом деревянном храме пришлось только на Пятидесятницу 1997 года. В 1999 году на территории Свято-Алексиевского храма заложена и возведена часовня-звонница. В 2000 году строительство часовни было завершено и состоялось ее освящение. К этому дню городская администрация преподнесла в дар храму колокола. В августе 2003 года завершено проектирование требного Свято-Никольского храма в составе храмового комплекса. 27 марта приход посетил Высокопреосвященнейший Митрополит Исидор, Управляющий Екатеринодарской Епархии. Его Высокопреосвященство в сослужении Благочинного протоиерея Михаила Спицына и духовенства округа совершил чин закладки краеугольного камня в основание требного храма в честь святителя Николая архиепископа Мирликийского. 30 апреля 2009 года построенный Свято-Никольский храм был освящен правящим архиереем Екатеринодарской и Кубанской Епархии митрополитом Исидором. В настоящее время готов проект большого соборного храма в честь святителя Алексия Митрополита Московского, Чудотворца. http://pravkuban-43.cerkov.ru В 1996 году силами созданного в городе прихода во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца, началось строительство нового туапсинского храма. Первая Божественная литургия в ещё строящемся деревянном Алексеевском храме была совершена 27 апреля 1997 года. Изначально задуманный в качестве временного, деревянный Алексеевский храм не был освящён, богослужения в нём совершались на антиминсе; в 2008 году его демонтировали.

http://sobory.ru/article/?object=13227

Папа Римский Бенедикт XVI принял архиепископа Элистинского Зосиму 13 сентября 2007 г. 16:53 Во вторник 12 сентября в Ватикане Папа Римский Бенедикт XVI принял архиепископа Элистинского и Калмыцкого Зосиму. Владыка Зосима передал Бенедикту XVI приветствие от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и рассказал о жизни Православной Церкви в Калмыкии. Он отметил что, Святейший Патриарх Алексий считает важным совместное свидетельство о христианских ценностях современному миру. «Православная Церковь как хранительница полноты Христовой Истины имеет громадный опыт стояния за веру и традиционные нравственные ценности в условиях тоталитаризма. В настоящее время Православие в России возрождается, и миллионы людей приобщаются к благодатной жизни Церкви. За последние 10 лет в Калмыкии число православных храмов увеличилось с двух до двадцати, действуют воскресные школы, десятки молодых людей Калмыкии учатся в духовных учебных заведения», — сказал владыка. Он передал в подарок Папе Бенедикту XVI Евангелие на калмыцком языке в переплете из кожи и металла, сделанном в народных традициях Калмыкии, и икону Владимирской Божьей Матери. Папа Римский Бенедикт XVI поблагодарил архиепископа Зосиму за визит и попросил передать Святейшему Патриарху Алексию свое приветствие и заверения в дружбе. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 10 сентября архиепископ Зосима в сопровождении секретаря Элистинской епархии протоиерея Алексия Грищенко и архидиакона Лазаря (Семенова) прибыл в Рим. Визит правящего архиерея Элистинской и Калмыцкой епархии в Италию организован представителем Ватикана в России архиепископом Антонио Меннини . Данная поездка является паломнической. В предстоящие семь дней архиепископ Зосима посетит великие христианские святыни, находящиеся в Италии — гробницы апостолов Петра и Павла, мощи святителя и чудотворца Николая и святого Алексия, человека Божия. У раки святителя и чудотворца Николая в городе Бари владыка совершит молебен о всех жителях Калмыкии. Архиепископ Зосима также намерен провести переговоры с представителем Ватикана в России монсеньором Антонио Меннини об открытии регулярного паломнического маршрута Элиста-Бари для православных христиан Республики Калмыкия. 11 сентября архиепископ Зосима посетил собор святого апостола Петра в Риме. В этот же день архиепископ Зосима побывал в базилике святого Алексия, человека Божия, жившего в Риме в III веке по Р.Х., и посетил собор святого Павла, в котором почивают мощи этого апостола. Сайт Элистинской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/294722.htm...

Величаем тя,/святителю отче Мелетие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея России, чудотворцу, глас 8 Яко апостолом сопрестольна,/и врача предобра, и служителя благоприятна,/к раце твоей честней притекающе, святителю Алексие, богомудре чудотворче,/сошедшеся любовию в память твою, светло празднуем,/в песнех и пениих радующеся и Христа славяще,/таковую благодать тебе даровавшаго исцелений/и граду твоему великое утверждение. Ин тропарь, глас 4 Апостольских догмат хранителя,/Церкве российския пастыря и учителя,/преблаженнаго Алексия святителя память празднующе,/славословим Христа Бога нашего песньми достодолжными,/даровавшаго нам угодника Своего,/яко обильный источник точащь врачевания,/граду же Москве похвалу и утверждение. Ин тропарь, глас 8 Яко светоносная возсия днесь память твоя, славне,/верных озаряющи души и телеса, и/исцеления струи Богоприятными ти молитвами источаеши,/отче святителю Алексие./Темже тя молим, яко архиереом сопрестольна и чудодейственника изрядна:/иже Христову престолу предстояй,/о нас не оскудевай моляся спастися душам нашим. Кондак, глас тойже Божественнаго и пречестнаго святителя Христова,/новаго чудотворца Алексия,/верно вси поюще, людие, любовию да ублажим, яко пастыря великаго,/служителя же и учителя премудра земли Российстей./ Днесь, в память его притекше,/радостно возопием песнь богоносному:/яко имея дерзновение к Богу,/многообразных нас избави обстояний, да зовем ти:/радуйся, утверждение граду нашему. Величание Величаем тя,/святителю отче Алексие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь святителю Мелетию, архиепископу Харьковскому и Ахтырскому, глас 4 Мира сего временная, яко преходящая уразумел еси,/от юности постническое и многотрудное житие возлюбил еси, всеблаженне,/иерархов славо и преподобных похвало,/Предвечнаго Слова усердный благовестниче,/сирых и неимущих крове и прибежище./Темже в молитвах пребывая, Христу утреневати прилежал еси/и, сего взыскуя, венец неувядаемый со всеми святыми стяжал еси,/отче наш святителю Мелетие,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас тойже

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

65 Не останавливаемся на хронологических разногласиях наших источников. В лет. Троицкой сказано, что св. Алексий митрополитом был 24 года, а всех лет жития его было 85. Ист. Гос. Рос. Т. V, пр. 55. То же повторяется в кратком жизнеописании св. Алексия, вероятно, Питиримовом, и в летописи Никонов. IV. 65. Но в тех же сказаниях – Питирима и Никоновской летописи, а за ними и в Степенной Книге I, 449, замечено, что св. Алексий был старее В.К. Симеона Иоанновича только 17 годами, а Симеон родился около 1316 г. (слч. Ист. Гос. Рос. Т. IV, пр. 318). – В Пахомиевом жизнеописании о летах жизни св. Алексия ничего не говорится. 67 В Родословной книге, изд. в 1787 г. Ч. I, стр. 275. сказано: «Род Плещеевых. Феодор Бяконтя, пришёл из Чернигова. Сын у него Алексий чудотворец, а в мире звали Алферей, да Фофан, да Матвей, да Константин бездетен, да Александр Плещей». Сын Феофана Даниил пользовался отличным уважением от В. Князя за разные услуги, оказанные им в Орде и в других странах, и погребён в Чудове монастыре близ своего дяди, св. Алексия. Ист. Гос. Рос. Т. V, пр. 234. под 1393 г. Род другого сына Феофанова, Стефана, как сказано в Родословной, «весь служил у Митрополитов» в боярах. 68 В Питирим.: «наречено бысть имя ему Семион». Пахомий: «нарекоша имя ему в святом крещении Елеферий». В Никонов. Лет. IV, 56: «наречено бысть имя ему в святом крещении: Елеферей-Семион». Имя: Симеон, может быть, дано Алексию при рождении, а Елеферий при св. крещении. Такой обычай давать младенцу два имени, одно при рождении, другое при крещении, известен и в позднейшее время. Так сын Uoahha III , В.К. Василий Иоаннович, родившийся 26 марта, сначала был наречён Гавриилом. 69 О трудах св. Алексия в сличении славянского перевода Нового Завета с текстом греческим свидетельствует список Нов. Завета, хранящийся в Чудове монастыре, по преданию, собственноручный святителя Алексия. Исправители славянского перевода Библии в XVII ст., исчисляя рукописи, которыми они пользовались, о сей рукописи говорят: «Первая славенская книга бе у переведения сего, преводу и рукописания святаго Алексия Митрополита всея России Чудотворца, писанная в лето 6863, до смерти его за 23 лета, яже и до днесь обретается в Обители его, в Чудове монастыре, в книгоположнице блюдома, и прочитаема бывает над болящими». Словарь о Писателях духовного чина. Ч. I, стр. 182.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Эту служение святителя было связано с особыми трудностями, потому что политическое влияние на западные русские земли было направлено на то, чтобы воспрепятствовать Первосвятителю в посещении Киева. Он предпринимал всевозможные усилия, чтобы навещать западные Русские земли, но это становилось все более и более затруднительным. Уже в далеком XIV веке некие силы стремились разделить Русь. Для нас не было неожиданным и новым, что в 90-е годы ХХ века повторились подобные попытки. Мы сегодня вспоминаем день ангела почившего Святейшего Патриарха Алексия, который носил имя святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. На годы правления Святейшего Патриарха Алексия выпали те же самые проблемы, ибо под влиянием различных сил предприняты были попытки разделить единое тело Русской Церкви. И снова кто-то захотел провести границу по той же самой исторической грани, отрывая мать городов русских от единства всей древней Руси. Святейшему Патриарху Алексию пришлось сделать многое, чтобы сохранить это единство. И по милости Божией, Соборы, которые состоялись в 90-х годах ХХ столетия и в начале XXI столетия с участием всего епископата нашей Церкви, засвидетельствовали еще и еще раз непреклонное желание всей древней православной Руси быть единой и иметь во главе своего Патриарха. Это стремление к единству особенно ярко было выражено летом минувшего года, когда в июне в Москве состоялся Архиерейский Собор. Святители, собравшиеся в столице, знали об усилившемся стремлении разделить Церковь Русскую, и потому приняли историческую декларацию «О единстве Русской Православной Церкви». Эта декларация была еще раз подтверждена в дни Поместного собора, состоявшегося в конце января сего года. Эти стремления имеют огромное значение, потому что они проистекают не от желания того или иного политического или церковного деятеля, а выражают горячее стремление и твердое убеждение всей полноты Церкви исторической Руси к сохранению единства так, как желал его святитель Алексий, митрополит Киевский, Московский и всея Руси, как оберегал его, словно зеницу ока, Святейший Алексий, Патриарх Московский и всея Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/567983.htm...

В Неделю торжества Православия Русская Православная Церковь отметила день Тезоименитства своего Предстоятеля Москва, 26 февраля 2007 г. В 2007 году Неделя Торжества Православия пришлась на 25 февраля, день памяти святителя Московского Алексия, всея России чудотворца. В этот день празднуется Тезоименитство Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Накануне вечером Его Святейшество совершил Всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе, где ныне пребывают мощи святителя Московского Алексия. Мощи святого были обретены 20 мая 1431 года, в царствование великого князя Московского Василия Васильевича Темного и пребывали в Чудовом монастыре вплоть до уничтожения обители в 1929 году. Святыня хранилась в музеях Московского Кремля до 1947 года, когда по просьбе Святейшего Патриарха Алексия I она была передана Русской Православной Церкви и помещена в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове. 25 февраля в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил Божественную литургию и чин Торжества Православия. Его Святейшеству сослужили Постоянные члены Священного Синода, другие архипастыри Русской Православной Церкви, представители Поместных Православных Церквей. От Синода и епископата Русской Церкви с Тезоименитством Святейшего Патриарха Алексия поздравил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Со словами поздравления от московского духовенства к Святейшему Патриарху обратился настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове протоиерей Владимир Бушуев. Поблагодарив за поздравления и молитвенные пожелания долгих лет жизни, Его Святейшество в то же время напомнил слова пророка и псалмопевца Давида, который, обращаясь ко Господу, молился: «Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих» (Пс. 38. 5). «Еще день своего избрания на Патриарший престол я видел, что этот крест возлагается на меня в вечер моей жизни. Сколько судит нам Бог жить, совершать свое служение - это тайна. Возблагодарим же Господа за те неисчислимые милости, которые Он подает нам на нашем жизненном пути!», - сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/21052.html

Архив Пн Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Иверской иконы Божией Матери и день памяти святителя Алексия, митрополита Московского 25 февраля 2012 г. 17:23 25 февраля 2012 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери и день памяти святителя Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка совершил славление и поклонился мощам святителя Алексия, митрополита Московского, после чего обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Мы сегодня празднуем память святителя Алексия и в этот же день обращаемся с особой молитвой к Царице Небесной, преклоняясь перед Ее Иверской иконой. В этот день в честь Божией Матери читается отрывок из послания апостола Павла к Филиппийцам, где находим такие слова: «Он (Спаситель) смирил Себя, послушлив быв даже до смерти и смерти крестной, а потому Бог превознес Его и даровал Ему имя более всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедовал, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца» (Флп. 2:7-11). Эти дивные слова апостола, обращенные к Филиппийцам, неслучайно читаются в дни памяти Пресвятой Богородицы, потому что и Она последовала за Христом, смирив Себя, и, не пройдя через крестную смерть физически, прикоснулась к этой смерти, духовно сопереживая Сыну Своему. А сколько других мук и страданий на протяжении Своей жизни Она приняла, сопереживая и страдая за Своего Сына? И замечательно, что это послание читалось сегодня, в день памяти святителя Алексия. А разве святитель не смирил себя? Разве он не прошел через страдания, клевету, борьбу только потому, что как Первосвятитель земли Русской нес ответственность за сохранение единства нашей Церкви? Время, когда жил святитель Алексий, было временем тяжелым. Татары разгромили столицу Руси — Киев, мать городов русских, и ни великий князь, ни митрополит не могли находиться в этом городе, который постоянно подвергался набегам. Для сохранения единства Церкви и единства древнерусского государства нужно было найти иное место, где жили бы князь и митрополит, и таким местом был вначале Владимир на Клязьме, а затем по промыслу Божию стал град Москва. Так, будучи митрополитом Киевским, святитель был одновременно и митрополитом для града Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/2035408.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010