Если с некоторым вниманием рассмотрим даже телесные существа сего видимого мира, отделя от них случайное несовершенство и нечистоту, введенные в них злоупотреблением превосходнейшего творческого дара, – свободы: то найдем, что коренное начало и глубочайшее основание, как бытия их, так и благобытия, или вместимого ими совершенства, не иное быть может, как та же непрестанно действующая благость и сила Божия, которая, в особенном образе своего действования на существа духовные и свободные, именуется благодатию. Посмотри на обновляемый весною мир земных произрастений, и подумай, где его начало и основание? Скажешь ли, что это есть земля, из которой он возникает? Но возми горсть земли, покрывающей корень произрастения, и ты увидишь, что она вовсе не имеет ни силы, ни красоты, ни питательности, ни благовонности, свойственных различным произрастениям; а чего не имеет, того и сообщить им не может. Скажешь ли еще, что сила солнца, воздуха, воды соединяются в произрастениях? Но и сим не изъясняется их происхождение. Ибо каким образом малочисленные стихии производят неизчисленные роды произрастений, и даже в одном произрастении многоразличные части и свойства? Каким образом одно и тоже солнце, одни и те же земля, вода, воздух в то же время и в том же месте производят крепкий дуб, мягкую траву, благовонную розу, и у одного и того же произрастения в стебле твердость, в листьях мягкость, в цветах благовонность, в плоде питательность? Сойдем, поколику возможно, глубже к естественным основаниям видимого бытия. Какое основание самой земли, кажущейся основанием видимого на ней? Скажем ли с испытателями естества, что это есть сила тяготения или привлечения к ней, и в солнце, и в звездах, действующая между ними взаимно? Какое мертвое основание для мира, полного жизни даже и теперь когда вошла в него смерть, которой Бог не сотворил! Какое тесное основание для здания столь обширного! Да и основание ли это? Испытующий ум не удовлетворен, он вопрошает: на чем основана, в чем утверждена столь огромная сила привлечения, которая должна держать на себе, и двигать все мироздание? Чтоб испытуя глубину не низринуться в пропасть, остановимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Каким же словом писания управим и ограничим течение настоящего слова? Послушаем, что говорит св. Ап. Павел «всем святым о Христе Иисусе», т. е. освященным истиною учения и силою таинств христианских, «сущим в Филиппех» ( Филип. 1:1 ), после того, как проповедывал им, и возлюбил их утробою Иисус Христовою, не самолично правда к ним приходя, но, что все равно почти, чрез Епафродита их посещая, и чрез письмо к ним беседуя. «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» ( Филип. 1:2 ), говорит он им в начале своего послания; и видно, не довольствуясь произнести сие приветствие один раз, и видно, не имея другого столь превосходного, тоже приветствие повторяет он в конце послания: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами». И так скажу и я вам, и нет нужды если скажу не в первый раз: «благодать... со всеми вами»! «Благодать», поколику сие имя само себя изъясняет, есть сила подающая благо: с духом священного языка сообразно также называть ее, буде то покажется простее, милостию, в знаменовании такого свойства и расположения благого существа, по коему другое существо представляется ему милым, привлекающим любовь, – поколику есть доброе, сострадание, поколику бедствует, прощение, поколику виновно. Или, если надобно точнее распределить понятия, любовь и милость, приходя в действие, именуются благодатию; а принятая благодать становится дарованием. Приведенные недавно слова Апостольские, и множество других священных изречений показывают, что источник и непосредственное начало благодати есть Бог Отец, Сын и Св. Дух. Отец подает ее; И. Христос приносит ее в Своем имени; Дух Святый вдыхает ее в души верующие, и ею одушевляет их к жизни духовной, – укрепляет и подвизает к деятельности, истинно благотворной, и потому Богоугодной и спасительной. Из сего по нашей возможности составляемого понятия о благодати, которая, впрочем, в существе своем непостижима, поелику Божественна, уже не трудно уразуметь, сколь оная для нас вожделенна, или лучше сказать, необходима. Без нее нет надежды прощения грешнику; нет верного избавления бедствующему; нет никому никакого блага: потому что всякое благо происходит от Единого Бога; поелику же Бог есть бесконечен в совершенствах Своих, потому Он есть Сам для Себя вседоволен, а потому ни в ком и ни в чем не имеет нужды, ни от кого ничего не заимствует; потому никому ничем не должен и не обязан; и, следственно, подает всякое благо не по какому-либо долгу или необходимости, но только по беспредельной любви Своей и преизбыточествующей благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Примечайте и здесь кротость и смирение истинного учителя: и тогда, как он творит дело учителя, он поставляет себя между учениками; и будучи обязан обличать их грехи, произнесть на них осуждение, сии чужие грехи, чужое осуждение он приемлет на себя самого. Не говорит – «осуждение приимите», но – «приимем». Не говорит: «вы согрешаете», но «согрешаем вси». Но чем более смягчает он обличение для жестоковыйных: тем большую силу получает его увещание для разумевающих. Если Апостол по делу учительства поставляет себя под страхом осуждения, в общем числе с людьми, много согрешающими: то как должно быть страшно дело сие для всякого другого! Что сотворю, о единый Учителю? «Горе... мне, ...аще не благовествую» ( 1Kop. IX, 16 ), поелику на то поставлен: горе мне, аще и благовествую, поелику недостоин. О судие, праведно строгий для учителей более, нежели для учеников! Егда приидеши осудить мое недостоинство: пощади по крайней мере Твое постановление. А те, которых владычественная судьба Божия не поставила учить, которых власть Церковная не послала проповедовать, – как они отваживаются учить и проповедовать, и какое думают найти оправдание в том пред верховным Учителем и Судиею? Как не подумают они о своих собственных грехах, думая очищать чужие? «Много... согрешаем вси»: следственно, если желаешь подвизаться противу греха, у каждого из нас много дела для себя самого: благоразумно ли, оставя собственную хижину разрушающуюся, идти созидать чужой дом, когда должность от нас сего не требует? Что, если много согрешая сами, и, – поелику грех есть тьма и творящий грех во тьме есть, – не чисто видя истину сами, будем и в других только перестраивать по своему ветхое здание греха и неправды, а не созидать новое здание правды и святыни! Что, если вместо плодоносного и питательного семени учения посеем в сердцах ближних бесплодные плевелы или колючее терние? Что, если, действуя сами по своемудрию и своеволию, мудрствующих о Господе и правимых волею Божиею найдем себе не по мысли, не по сердцу, а потому, заблуждая сами, будем их почитать заблуждающими, станем разделять, вместо того, чтобы приводить в соединение веры, распространять соблазны вместо назидания, нарушать единомыслие, возмущать мир Церкви? Какому осуждению подвергаем себя, какому других, нами совращаемых или соблазняемых, и опять какому себя за них?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Патриарх Кирилл совершил литию в память своих предшественников Алексия I и Алексия II 25 февраля, 2011. Редакция " Правмира " Сегодня мы также вспоминаем имена двух блаженнопочивших моих предшественников — Святейшего Алексия I и Святейшего Алексия II, Патриархов Московских и всея Руси, по промыслу Божиему носивших имя святителя Алексия 25 февраля 2011 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери и день памяти святителя Московского Алексия, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Москвы, сообщает patriarchia.ru . «Сегодня мы также вспоминаем имена двух блаженнопочивших моих предшественников — Святейшего Алексия I и Святейшего Алексия II, Патриархов Московских и всея Руси, по промыслу Божиему носивших имя святителя Алексия. Вспоминаем подвиг их жизни, который требовал и мужества, и веры, и поддержки Церкви, — и все это имели почившие святители, — сказал в слове после Литургии Святейший Патриарх Кирилл. — У Церкви не бывает легких времен. И, взирая на подвиг служения святителя и Патриарха Алексия I, святителя и Патриарха Алексия II, мы вспоминаем и их эпоху, и многие обстоятельства — скорбные, тревожные и опасные для Церкви, которые имели место в то время. Верим, что и блаженнопочившим моим предшественникам Господь молитвами святителя Алексия помогал право править слово Христовой истины». Затем у гробницы Святейшего Патриарха Алексия II в Благовещенском приделе собора Предстоятель Русской Церкви совершил литию по приснопамятным Патриархам Алексию I и Алексию II. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-sovers...

Патриаршее служение в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского, в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. Хиротония архимандрита Стефана (Кавтарашвили) во епископа Тихорецкого и Кореновского 25 февраля 2014 г. 17:22 25 февраля 2014 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери и день памяти святителя Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы и возглавил хиротонию архимандрита Стефана (Кавтарашвили) во епископа Тихорецкого и Кореновского. Фото: С. Власов Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского, в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. Хиротония архимандрита Стефана (Кавтарашвили) во епископа Тихорецкого и Кореновского» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского, в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. Хиротония архимандрита Стефана (Кавтарашвили) во епископа Тихорецкого и Кореновского» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского, в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. Хиротония архимандрита Стефана (Кавтарашвили) во епископа Тихорецкого и Кореновского» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского, в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. Хиротония архимандрита Стефана (Кавтарашвили) во епископа Тихорецкого и Кореновского» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского, в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. Хиротония архимандрита Стефана (Кавтарашвили) во епископа Тихорецкого и Кореновского» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского, в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. Хиротония архимандрита Стефана (Кавтарашвили) во епископа Тихорецкого и Кореновского» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского, в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. Хиротония архимандрита Стефана (Кавтарашвили) во епископа Тихорецкого и Кореновского»

http://patriarchia.ru/db/text/3580720.ht...

Поучение Алексия митрополита от апостольских деяний к христолюбивым христианам//Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – М., 1847, ч. 5. – С. 30–39. Невоструев К. И. Вновь открытое поучительное послание святого Алексия, митрополита Московского и всея России. Поучения христианам нижегородских и городецких пределов//Душеполезное чтение. – 1861, ч. 1. – С. 449–467. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Труд святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси. – М., 1892. Литература: Попов А. Сборник статей в православной памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца. – СПб., 1911. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. – М., 1871. – С. 132. Анатолий, архимандрит. Житие Алексия, митрополита всея России, Московского чудотворца. – Одесса. 1905. Питирим, епископ. Краткое описание жития святителя Алексия//Духовный вестник. – 1862. Пахомий Логофет. Житие митрополита всея Руси Алексия, составленное Пахомием Логофетом//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – М.; Сергиев Посад, 1877–1878, т. 4, 1–2. Едлинский М. E., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен: в 2 т. – 2-е изд. – СПб., 1899, т. 2. – С. 12, 23. Браил. Церковные вопросы в России, или русские духовные ведомости Браила. – 1896. – С. 46. Токмаков И. Историческое и археологическое описание Московского Алексеевского монастыря. – 2-е изд. – М., 1896. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886, т. 2. – С. 260–261; т. 4. – С. 24. 63, 111. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 1. – С. 953, 959–961 и прим. 2. – С. 964, 1247, 1248; кн. 3. – С. 650, 651. Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – М., 1844–1891, 1848, ч. 6. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их. – 3-е изд. – СПб., 1882.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Соч.: Грамота митрополита Алексия на Червленый Яр боярам, баскакам, духовенству и мирянам о подсудимости их Рязанскому епископу//АИ. Т. 1. 3. С. 3-4; ПДРКП. Ч. 1. 19. Стб. 167-172; Поучение Алексия митрополита от Апостольских деяний к христолюбивым христианом//ПрТСО. 1847. Ч. 5. С. 30-39; Невоструев К. Вновь открытое поучительное послание святого Алексия, митрополита Московского и всея России//ДЧ. 1861. Ч. 1. С. 449-467; Леонид [Кавелин], архим. Село Черкизово//Моск. вед. 1882. 17 июня. 166. С. 4; Холмогоровы В. и Г. Радонежская десятина (Московского уезда)//ЧОИДР. 1886. Кн. 1. С. 30. Примеч. 2; Слово преосвященного Алексия митрополита// Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 543-544. Коммент. 160. Ист.: ПСРЛ. Т. 6. С. 325-330; Т. 11. С. 29-35; Т. 12. C. 253, 257; Т. 13. Ч. 1. С. 31-33, 39-40, 84, 91-92,153, 239, 283; Т. 15. Вып. 1. Стб. 61, 66, 74-76, 81, 84, 87, 100, 105, 110, 111, 120, 121, 123-124, 126; Т. 20. С. 271-276; Т. 21. Ч. 2. С. 346-386; Т. 25. С. 180, 269, 277, 287, 330; Т. 29. С. 16-17; Т. 34. С. 200; Житие митрополита всея Руси святого Алексия, составленное Пахомием Логофетом//ЧОЛДП. СПб., 1877-1878. Т. 4. 1-2; Службы и акафист иже во святых отцу нашему Алексию митрополиту, всея России чудотворцу. М., 1891; Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа/Труд святителя Алексия, митр. Московского и всея Руси. М., 1892; Шляков Н. Житие св. Алексия, митрополита Московского, в пахомиевской редакции//ИОРЯС. СПб., 1914. Т. 19. Кн. 3. С. 85-152; Настольная грамота Патриарха Филофея Алексию от 30 июня 1354 г.//РИБ. Т. 6. Прил. 9. Стб. 41-52; Грамота Патриарха Филофея к свт. Алексию с призывом помириться с князем//Там же. Прил. 28; Грамота к вел. кн. тверскому Михаилу с призывом помириться с митр. Алексием//Там же. Прил. 29; Соборное определение Патриарха Нила о незаконности поставления Киприана митр. Киевским//Там же. Прил. 30; Кучкин В. А. Из литературного наследия Пахомия Серба: (Старшая ред. Жития митрополита Алексея)//Источники и историография славянского средневековья. М., 1967. С. 242-257; Прохоров Г. М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1979. С. 216-218; Ярлык Алексия от Тайдулы//РФА. М., 1987. Вып. 3. С. 593. 9.

http://pravenc.ru/text/81755.html

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Московского Алексия, всея России чудотворца, в Богоявленском кафедральном соборе 25 февраля 2009 г. 19:22 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 25 февраля, в день памяти святителя Московского Алексия, всея России чудотворца, и день тезоименитства приснопоминаемого Святейшего Патриарха Алексия совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе в Москве . По окончании чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл обратился ко всем собравшимся в храме с проповедью. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодня мы вспоминаем святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси. Точнее титул святителя звучал иначе Митрополит Киевский, Московский и всея Руси, потому что святитель Алексий последний из первоиерархов Церкви Русской носил этот древний титул митрополита Киевского. Он жил в сложном XIV веке. С одной стороны, с востока земля наша была захвачена Ордой и находилась в тяжелейших условиях, когда внешняя сила господствовала над народом нашим. С другой стороны, воспользовавшись этим грозным нашествием с востока, противники наши с запада стремились окончательно раздробить Русь, оторвав от нее Киев первопрестольный град, разделить Русскую Православную Церковь. Святитель Алексий получил от Константинопольского Патриарха титул Митрополита Киевского и всея Руси, который в то время носил Предстоятель нашей Церкви. Но поскольку он жил постоянно в Москве и поскольку именно град Москва стал возвышаться как новая столица великого русского древнего государства, то и титул святителя был Митрополит Киевский, Московский и всея Руси. Забота же святителя Алексия сводилась к тому, чтобы, с одной стороны, употребить все возможные усилия оградить страну нашу, народ и Церковь нашу от опасностей Орды, дать большую свободу, ибо только в условиях свободы могли быть накоплены духовные и материальные силы народа, чтобы, в конце концов, освободиться от рабства. С другой стороны, его заботой было сохранение единства нашей Церкви, недопущение отрыва первопрестольного града Киева от единства русского Православия.

http://patriarchia.ru/db/text/567983.htm...

В праздник Иверской иконы Божией Матери Патриарх Кирилл совершил литургию в Богоявленском соборе Москва, 25 февраля 2011 г. 25 февраля 2011 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери и день памяти святителя Московского Алексия, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Москвы, сообщает пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. Перед началом богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился святыням собора честным мощам святителя Алексия Московского и чудотворному списку Казанской иконы Божией Матери. Его Святейшеству сослужили архиепископ Истринский Арсений, представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском и всея Руси архиепископ Филиппопольский Нифон, епископ Серафим (Зализницкий), настоятель Богоявленского собора протопресвитер Матфей Стаднюк, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве протоиерей Владимир Диваков, руководитель личного секретариата Патриарха Московского и всея Руси иеромонах Антоний (Севрюк), благочинные города Москвы, столичное духовенство. За Божественной литургией Святейший Патриарх Кирилл вознес молитвы об упокоении душ приснопамятных Святейших Патриархов Московских и всея Руси Алексия I и Алексия II. Святейший Владыка совершил иерейскую хиротонию диакона Алексия Кузьмичева, учащегося Сретенской духовной семинарии, клирика Сретенского ставропигиального мужского монастыря города Москвы. Среди молившихся за богослужением был руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление святителю Алексию у раки  с его честными мощами, после чего обратился к пастве с Первосвятительским словом. Затем в Благовещенском приделе Елоховского собора у гробницы Святейшего Патриарха Алексия II Предстоятель Русской Церкви совершил литию по приснопамятным Патриархам Алексию I и Алексию II. 25 февраля 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/44956.html

В праздник Иверской иконы Божией Матери и день памяти святителя Алексия Московского Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе 25 февраля 2011 г. 17:39 25 февраля 2011 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери и день памяти святителя Московского Алексия, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в  Богоявленском кафедральном соборе  Москвы. Перед началом богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился святыням собора честным мощам святителя Алексия Московского и чудотворному списку Казанской иконы Божией Матери. Его Святейшеству сослужили  архиепископ Истринский Арсений , представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском и всея Руси  архиепископ Филиппопольский Нифон ,  епископ Серафим (Зализницкий) , настоятель Богоявленского собора  протопресвитер Матфей Стаднюк , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве  протоиерей Владимир Диваков , руководитель личного секретариата Патриарха Московского и всея Руси  иеромонах Антоний (Севрюк) , благочинные города Москвы, столичное духовенство. За Божественной литургией Святейший Патриарх Кирилл вознес молитвы об упокоении душ приснопамятных Святейших Патриархов Московских и всея Руси  Алексия I  и  Алексия II . Святейший Владыка совершил иерейскую хиротонию диакона Алексия Кузьмичева, учащегося  Сретенской духовной семинарии , клирика  Сретенского ставропигиального мужского монастыря  города Москвы. Среди молившихся за богослужением был руководитель  Церковно-научного центра «Православная энциклопедия»   С.Л. Кравец . По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление святителю Алексию у раки  с его честными мощами, после чего обратился к пастве с Первосвятительским словом. Затем в Благовещенском приделе Елоховского собора у гробницы Святейшего Патриарха Алексия II Предстоятель Русской Церкви  совершил литию  по приснопамятным Патриархам Алексию I и Алексию II. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1417596.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010