2 июня, в день празднования обретения мощей святителя Московского Алексия, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном Богоявленском соборе столицы. Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился святыням храма: мощам святителя Алексия Московского и Казанской иконе Божией Матери. По завершении Божественной литургии Святейший Патриарх совершил молебен святителю Алексию Московскому. 3 июня, по окончании праздничного богослужения в Сретенском монастыре Москвы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен перед Владимирским образом Божией Матери. На сугубой ектении возносилась молитва о выпускниках Сретенской духовной семинарии. Святейший Патриарх обратился к учащимся и выпускникам Духовной школы со словами напутствия и духовного наставления, а затем вручил им дипломы. 4 июня в Патриаршей резиденции Данилова монастыря состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с членами Попечительского совета Фонда поддержки строительства храма великомученицы Екатерины в Риме. Святейший Патриарх Кирилл выразил благодарность членам Попечительского совета и лично мэру Москвы Юрию Лужкову «за обеспечение не только политической, но и организационной поддержки». Патриарх Кирилл также поблагодарил благотворителей и игумена Филиппа (Васильцева), который был организатором строительства храма. Предстоятель Русской Православной Церкви вручил церковные награды всем потрудившимся на строительстве храма. 5 июня, в день отдания праздника Вознесения Господня, исполнилось полгода со дня кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Утром архиепископ Истринский Арсений, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий и епископ Дмитровский Александр в сослужении столичного духовенства совершили Божественную литургию в Благовещенском приделе Богоявленского кафедрального собора, где находится гробница Святейшего Патриарха Алексия II. Затем в Богоявленский собор прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятель возложил цветы на гробницу Святейшего Патриарха Алексия II и возглавил панихиду.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

24 февраля, в канун праздника Иверской иконы Божией Матери и дня памяти святителя Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе Москвы. По окончании богослужения Святейший Патриарх возглавил чин наречения архимандрита Амвросия (Мунтяну) во епископа Нефтекамского и Белебеевского, архимандрита Луки (Волчкова) во епископа Искитимского и Черепановского, архимандрита Филиппа (Новикова) во епископа Карасукского и Ордынского и архимандрита Феодосия (Чащина) во епископа Каинского и Барабинского. 25 февраля, в праздник Иверской иконы Божией Матери и день памяти святителя Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе  Москвы, за которой возглавил хиротонию архимандрита Иакова (Тисленко) во епископа Нарьян-Марского и Мезенского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви совершил славление и поклонился мощам святителя Алексия, митрополита Московского, после чего обратился к верующим с первосвятительским словом о жизни и подвиге святителя Алексия. «Святитель, исполняя миссию Первосвятителя земли Русской, стремился вернуть и южную часть Святой Руси, посетить епархии, помолиться со своим епископатом и верующим народом. Но злая политическая воля врагов всякий раз препятствовала ему совершить это паломничество в близкую его сердцу южную часть Святой Руси. Сколько клеветы, грязной лжи, беззаконных слов обрушивалось на святителя только потому, что он, будучи верен своей присяге и осуществляя в жизни служение, заложенное в его титуле, нес подвиг крестный, желая восстановить единство Церкви Русской, сохранить единство Святой Руси!» — сказал, в частности, Святейший Патриарх. После богослужения Предстоятель Русской Церкви совершил литию у гробницы приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II в Благовещенском приделе собора. 25 февраля на Красной площади в Москве Святейший Патриарх Кирилл вручил награды участникам турнира по хоккею с мячом на призы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Обратившись к собравшимся с кратким приветствием, Предстоятель Русской Церкви отметил роль спорта в формировании человеческой личности. В спорте очень важно формировать внутреннюю силу духа, — отметил Патриарх, — спортсмен побеждает не потому, что у него мышечная масса больше, чем у другого, и не потому, что он провел больше часов на тренировке, и не потому, что у него лучше спортивное оборудование и инвентарь. Очень часто, почти всегда спортсмен побеждает среди равных потому, что он оказывается сильнее духом, — как побеждали наши воины, как мы победили в Великую Отечественную войну, когда дух был первичен».

http://e-vestnik.ru/news/predstoyatel_sl...

Эту служение святителя было связано с особыми трудностями, потому что политическое влияние на западные русские земли было направлено на то, чтобы воспрепятствовать Первосвятителю в посещении Киева. Он предпринимал всевозможные усилия, чтобы навещать западные Русские земли, но это становилось все более и более затруднительным. Уже в далеком XIV веке некие силы стремились разделить Русь. Для нас не было неожиданным и новым, что в 90-е годы ХХ века повторились подобные попытки. Мы сегодня вспоминаем день ангела почившего Святейшего Патриарха Алексия, который носил имя святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. На годы правления Святейшего Патриарха Алексия выпали те же самые проблемы, ибо под влиянием различных сил предприняты были попытки разделить единое тело Русской Церкви. И снова кто-то захотел провести границу по той же самой исторической грани, отрывая мать городов русских от единства всей древней Руси. Святейшему Патриарху Алексию пришлось сделать многое, чтобы сохранить это единство. И по милости Божией, Соборы, которые состоялись в 90-х годах ХХ столетия и в начале XXI столетия с участием всего епископата нашей Церкви, засвидетельствовали еще и еще раз непреклонное желание всей древней православной Руси быть единой и иметь во главе своего Патриарха. Это стремление к единству особенно ярко было выражено летом минувшего года, когда в июне в Москве состоялся Архиерейский Собор. Святители, собравшиеся в столице, знали об усилившемся стремлении разделить Церковь Русскую, и потому приняли историческую декларацию «О единстве Русской Православной Церкви». Эта декларация была еще раз подтверждена в дни Поместного собора, состоявшегося в конце января сего года. Эти стремления имеют огромное значение, потому что они проистекают не от желания того или иного политического или церковного деятеля, а выражают горячее стремление и твердое убеждение всей полноты Церкви исторической Руси к сохранению единства так, как желал его святитель Алексий, митрополит Киевский, Московский и всея Руси, как оберегал его, словно зеницу ока, Святейший Алексий, Патриарх Московский и всея Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/567983.htm...

В мероприятии приняли участие заместитель председателя правительства РФ А.Д. Жуков, председатель комитета Государственной думы ФС РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А. Попов, председатель комитета Государственной думы по культуре Г.П. Ивлиев, заместитель министра экономического развития РФ И.Е. Манылов, заместитель директора департамента культуры и образования правительства РФ Д.В. Чайковский, советник заместителя председателя правительства РФ М.В. Парфененко, руководитель департамента Министерства экономического развития РФ А.К. Уваров, заместитель руководителя департамента Министерства экономического развития РФ Е.Ю. Кобелева, сотрудник аппарата комитета Государственной думы по делам общественных объединений и религиозных организаций С.В. Медведко. Со стороны Русской Православной Церкви на встрече присутствовали председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин и руководитель юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега). 25 февраля, в праздник Иверской иконы Божией Матери и день памяти святителя московского Алексия, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Богоявленском  соборе. Перед началом богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам святителя Алексия и чудотворному списку Казанской иконы Божией Матери. За Божественной литургией Святейший Патриарх Кирилл вознес молитвы об упокоении душ приснопамятных Святейших Патриархов Московских и всея Руси Алексия I и Алексия II. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл в Благовещенском приделе Елоховского собора у гробницы Святейшего Патриарха Алексия II совершил литию по приснопамятным Патриархам. 27 февраля, в неделю мясопустную, о Страшном суде, и день памяти святого равноапостольного Кирилла, учителя словенского, Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьине и Божественную литургию в новоосвященном храме.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Апостольских догмат опасна хранителя,/Церкве российския пастыря и учителя,/преблаженнаго Алексия святителя память празднующе,/славословим Христа Бога нашего песньми достодолжными,/даровавшаго нам угодника Своего,/яко обильный источник, точащ врачевания,//граду же Москве похвалу и утверждение. Ин тропарь святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея Руси, глас 3 Свыше от Бога глас глаголющ услышав,/от юности подвизався, мудре,/в молитвах, и во умилении, и слезах,/во бдениих же и пощениих образ быв добродетели,/отонюдуже и дом Духу Пречистому явися./Сего ради Русския митрополии архиерейским саном почтен быв,/Христово стадо упасл еси добре,/еретическая нападения, не усумнеся, отрази/и церкви воздвиже Христови, святителю Алексие,/иночествующих лики собра/и сих Христови привел еси./Умре же, явися, яко спящ,/цел соблюден бысть пред многими леты,/подавая цельбы болящим./Тем молим тя:/моли Христа Бога спасти град твой Москву неврежден//и страну и православныя люди по велицей Его милости. Ин тропарь святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея Руси, глас 4 Апостольских преемников архиереев сопрестольниче,/России всея пастырю и учителю,/всеблаженне отче Алексие,/Владыце всех молися/мир пастве твоей даровати,/и спасение душам,//и велию милость. Ин тропарь святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея Руси, глас 8 Яко светоносная возсия днесь память твоя, славне,/верных озаряющи души и телеса,/и исцеления струи Богоприятными ти молитвами источаеши,/отче святителю Алексие,/темже тя молим, яко архиереом сопрестольна и чудодейственника изрядна,/иже Христову Престолу предстояй,//о нас не оскудевай моляся спастися душам нашим. Кондак святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея Руси, глас 8 Божественнаго и пречестнаго святителя Христова,/новаго чудотворца Алексия,/верно вси поюще, людие, любовию да ублажим, яко пастыря великаго,/служителя же и учителя премудра земли Российстей./Днесь, в память его притекше,/радостно возопием песнь Богоносному:/яко имея дерзновение к Богу,/многообразных нас избави обстояний, да зовем ти://радуйся, утверждение граду нашему. Ин кондак святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея Руси, глас 3

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-02-...

Рака с мощами святого Алексия стояла на указанном месте около двухсот лет, до 1686 года. Так как храм и трапеза, построенные новгородским архиепископом Геннадием, пришли в ветхость, то в 1683 году по повелению благочестивого царя и великого князя Феодора Алексиевича 3341 , самодержца всероссийского, и по благословению Иоакима, святейшего патриарха московского и всея России, старанием и усердием бывшего в то время настоятеля обители архимандрита Адриана, который вскоре после сего был митрополитом царственного города Казани 3342 , а впоследствии по благоволению Божию возведен был в сан святейшего патриарха царствующего великого города Москвы и всея России 3343 , – была построена на новом месте новая большая трапеза. Она почти вся вынесена была за пределы обители и только незначительною частью своею и одною северною стеною вошла в обитель вместе с храмами, из коих первый – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, бывший прежде придельным в храме святого архистратига Михаила, а второй рядом с первым, как мы уже и видели, – во имя святого митрополита Алексия и при них два притвора, или трапезы, устроенные для помещения тех, кто приходил к чудотворным мощам, чтобы поклониться им, помолиться и выслушать церковное богослужение. На том же основании между этими двумя храмами был выстроен новый храм во имя святого Апостола Андрея Первозванного для иноков обители, чтобы они всегда и особенно в зимнее время могли слушать различные церковные службы отдельно от сторонних посетителей монастырских храмов. Кроме сего на западной стороне всех этих зданий была устроена другая трапеза для принятия иноками пищи, чтобы они во всем были отделены от приходящих в обитель – суетных мирских людей, думали об одном только Боге и заботились о своем спасении, ревностно упражняясь в молитве, посте и рукоделии, так как в этом и заключается вся жизнь иноческая. Для этого же были устроены и разные входы в храм со вне обители, для мужчин – особый вход в храм святого Алексия, а для женщин – также особый в храм Благовещения Пресвятой Богородицы, чтобы приходящие к многоцелебным мощам святителя входили в эти храмы со вне монастыря и стояли в них, не смешиваясь, каждый пол в особом храме, мужчины отдельно и женщины отдельно. Для иноков же, живших в этой обители, были устроены в эти храмы и трапезы другие входы извнутри монастыря. Это – для того, чтобы иноки могли проводить безмолвную, чуждую суеты, жизнь, а также для того, чтобы по преданию святых отцов и по уставу обители иметь монастырские ворота всегда закрытыми и этим воспрепятствовать мирянам безвременно входить в обитель, а инокам во всякое время выходить из нее. Ибо в прежнее время был такой устав обители, чтобы в течение трех дней на неделе, а именно: в понедельник, среду и пятницу иноки отнюдь не были отпускаемы за стены обители, в остальные же четыре дня они уходили в случае какой-либо необходимой нужды, да и то не самовольно, а отпросившись предварительно у настоятеля или того, кто управлял обителью.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Св. Алексий Митрополит Киев. и всея Русии. М. 1848, в 8. Снегирева Памятники Московской Древности. Степенная книга, I, 456. Житие иже во святых отца нашего Алексия, новаго чудотворца Святейшия Митрополии Киевския и всея Руси, составленное Ермонахом Пахомьем. Рукоп. устава на тряпичн. бумаге, в 4, начала XVII века. Там же. Житие св. Алексия, Митрополита Всероссийскаго, соч. Иеромонахом Пахомием и переделанное при Митрополите Макарие, с позднейшими прибавлениями, рукоп. устав, начала XVII века, в лист. Из библиотеки Профессора Погодина. Духовное завещание Преп. Иосифа Волокол. гл. X. См Житие Св. А. М. Пахомиево. Карамз. И. Г. P. VI, 13, 138, 363. VII, 175. VIII. 199. Софийский временник, II, 244. Карамз. И. Г. P. VI, 79, пр. 171. Софийский временник, II. Древняя Росс. Вивлиофика, VI. Дела III Архива вотчиннаго,1684 г. Архиепископ Московский и Калужский Платон Левшин пожалован в Митрополиты 1783 г., в Москве Императрицею Екатериною II. См. Начертание жития М.М. Платона, соч. И. Снегирева. М. 1831. На каждом из них изображена вязью следующая надпись: «Лета 7171, Февраля в 12 день дал вкладу сие паникадила в монастырь чуда Архистратига Михаила в дом Чудотворца Алексия Митрополита Окольничей Родион Матвеевич Стрешнев по жене своей Марфе Семеновне». Софийский временник, I, 403. Путеводитель к древностям и достопамятностям Московским (сост. г. Максимович ем), ч. I. М. 1792. в 12. М. Евгения. Словарь духовных писателей, 1 и 2 ч. Примечание на историю древния и нынешния России Г. Леклерка, соч. Генерал-Маиором И. Болтиным, т. II, стр. 467. Выходы Царей Михаила, Алексия и Феодора. М. 1844 г. в 4. Дом графа Орлова-Денисова Дворы в Земляном и Белом городах, рукоп. скороп. в 4, полов. XVII века, в Арх. Оруж. Палаты. Указатель Москвы, показывающей по азбучному порядку имена владельцев всех домов сей столицы, 2 ч. М. 1793, в 8. Словарь достопамятных людей Русской земли, сост. Д. Н. Бантыш-Каменским, ч. III. Спб, 1847, в 8. Москвитянин за 1842 г. 2. Русский Инвалид 1846 г. 270. Служивший при Графе Ростопчине Н.И. Рунич сообщил мне речь, сочиненную первым и прочтенную от его имени тем французам, которые высылались из Москвы в Нижний. Вот она:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Когда храмы и трапезы были совершенно окончены и украшены подобающим благолепием, то руками самих благочестивых царей и великих князей Иоанна Алексиевича и Петра Алексиевича, всей Великой, Малой и Белой России самодержцев, и их царских сановников в сопровождении святейшего всероссийского патриарха Иоакима, находившихся тогда в Москве епископов, всего духовенства и множества народа многоцелебные мощи великого святителя митрополита Алексия с каждением и ароматами были перенесены из старого трапезного храма в новопостроенный и положены на приготовленном месте между двумя храмами, Благовещения Пресвятой Богородицы и святителя Алексия. Это произошло в 20 день месяца мая 1686 года. Храм в честь святого митрополита Алексия был освящен самим святейшим патриархом Иоакимом соборне во славу Единого Бога, в Троице прославляемого, Отца и Сына и Святого Духа. Тропарь, глас 4: Апостольских преемников архиереев сопрестольниче, России всея пастырю и учителю, всеблаженне отче Алексие, Владыце всех молися, мир пастве твоей даровати, и спасение душам, и велию милость. Тропарь, глас 2: Яко сокровище пребогатое, многолетно в земли сокровенное, честныя мощи твоя обретошася чудоточащыя, всеблаженне отче святителю Алексие: от нихже врачевство приемлющее обогащаемся, и Христа славословим глаголюще: слава прославляющему святыя своя. Кондак, глас 8: Яко солнце незаходимое от гроба возсия нам от мног лет сокровенны честныя твоя мощи нетленны, святителю Алексие, тобою благодать приемлем. Всю бо страну сию и вся бо чудесы и добротою обогащаеши действом благодати, да поем ти: радуйся отче, светило России. 3334 Здесь разумеется великий князь Василий Васильевич Тёмный. Он княжил с 1425 до 1462 года. 3335 Под «сею обителью» разумеется Чудов монастырь, устроенный в 1365 году святым митрополитом Алексием в Кремле, на месте, которое подарила ему исцеленная им татарская царица Тайдула. Назван Чудовым в память чудесного исцеления святителем последней от слепоты. 3338 Это произошло 12 декабря 1484 года. Архиепископ Геннадий принимал деятельное участие в борьбе с ересью жидовствующих. В июне 1504 года «ради немощи своея» он отказался от управления епархиею, поселился в Чудовом монастыре и 4 декабря 1505 года здесь же скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Несмотря на все смуты, святитель Алексий всячески заботился о своей пастве — ставил епископов, устраивал общежительные монастыри (по образцу Троицкого, основанного преподобным Сергием), налаживал отношения с ордынскими ханами. Слава о святителе Алексии распространилась не только между верующими христианами, но даже и среди неверных магометан, которые не знали Христа. В то время супруга хана татарского Джанибека Тайдула уже три года как лишилась зрения. Слыша, что Бог творит многие чудеса по молитвам святого Алексия, Джанибек послал к Великому князю Московскому Димитрию Иоанновичу с просьбой, чтобы он прислал к нему этого человека Божия, дабы тот, помолившись о его царице Богу, дал ей прозрение. При этом Джанибек дополнил: «Если царица получит исцеление по молитвам того человека, ты будешь иметь со мною мир. Если же ты не пошлешь его ко мне, то я разорю огнем и мечом твою землю». Когда прошение Джанибека пришло в Москву, святой Алексий восскорбел, считая это делом выше своих сил. Но, по просьбам Великого князя Димитрия, он все-таки отправился к хану Джанибеку. Перед своим отшествием из Москвы он совершил с духовенством молитвенное пение в соборном храме в честь Успения Пресвятой Богородицы. Во время этого молебствования свеча у гроба святого чудотворца Петра зажглась сама собой, и все видели это чудо. Из этого святой Алексий понял, что Господь благоволил ему возвестить, что путешествие его будет благополучным. Взяв некоторую часть воска от той свечи и изготовив из него малую свечу, святитель вместе со своим клиром стал готовиться в дорогу, твердо уповая на милость Божию. Еще до прибытия блаженного в столицу монголов царица в сонном видении узрела святителя Божия Алексия в архиерейской одежде, в сопровождении иереев. Пробудившись, она тотчас приказала изготовить драгоценные облачения для архиереев и священников по тому образцу, как она видела в сонном видении. Когда святой Алексий приближался к столице татар, Джанибек вышел навстречу ему с великой честью и ввел его в свои палаты. Святитель, начав молебное пение, повелел возжечь ту малую свечу, которую он взял с собой. После продолжительной молитвы он окропил священной водой царицу, и та тотчас прозрела. Хан со своими вельможами и все бывшие там весьма изумлялись сему дивному и славному чуду и воссылали хвалы Богу. Почтив Алексия и бывших с ним и щедро наградив их, Джанибек отпустил их с миром.

http://patriarchia.ru/db/text/84773.html

Андрей Рогозянский . Почему я не отправил детей в школу и что из этого вышло . Фото из семейного архива автора//Фома. - – сентябрь 2017. – С.28-32. – (рубрика « Вопрос номера. Семейное образование »). См. также: Елена Пискарева , режиссер, мама четверых детей//Фома. -   – сентябрь 2017. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере. »).   Реклама: С.33.   Римма Зандман Школьный учитель про учебу дома: что нужно знать, прежде чем решаться . Подготовил Виталий Каплан . Фото www.lori.ru// Фома. - – сентябрь 2017. – С.34-37. – (рубрика « Вопрос номера. Семейное образование »). учитель России, почетный работник общего образования, преподает русский язык и литературу в московской гимназии 1512.          ВЕРА (раздел). – С.30-54.    Школа «Фомы». Именины: Петр. [Иллюстрированная информация: Значение имени. Петр: мужское имя древнегреческого происхождения. Переводится как «скала», «камень»; Дни памяти : 6 сентября – перенесение мощей святителя Петра, митрополита Московского и всея России чудотворца. 18 октября – память святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России чудотворцев. 3 января – день памяти святителя Петра, митрополита Московского и всея России чудотворца; Святитель Петр, митрополит Московский и всея России чудотворец (вторая половина XIII в. – 1326) . Подготовил Тихон Сысоев . Ил.: Икона святителя Петра. В день святителя Петра в Москве. Фото. Высоко-Петровский монастырь. Фото www.lori.ru ; Святые с именем Петр : Апостол Петр (I век). Священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий (1862-1937) – верный сподвижник Патриарха Тихона; Известные люди с именем Петр: Пьер Абеляр (1079-1142) – средневековый философ-схоласт и поэт. Петр Мамонов (род. в 1951) – актер, музыкант, поэт, сыграл главную роль в фильме Павла Лунгина «Остров». Фото Павла Смертина; Интересные факты ]//Фома. - – сентябрь 2017. – С.38-39. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).   Александр Ткаченко . Правила христианской ненависти. Как можно ненавидеть грех, но любить грешника? Фото Enc Photography/Flickr//Фома. - – сентябрь 2017. – С.40-44. – (раздел « Вера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-173-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010