Историко-библиографический обзор акафистов переводных и оригинальных, рукописных и печатных, существовавших в России до учреждения Святейшего Синода Время, когда были переведены первые акафисты с греческого языка на славянский, точно неизвестно. Неизвестны и первые переводчики их. В славянских рукописях акафисты появляются с XII века, в печати – с 1491 года. Печатные славянские акафисты были занесены в Россию от южных и западных славян. За период времени от появления первого акафиста на славянском языке и следующих за ним, занесенных в Россию или в ней составленных, до учреждения Святейшего Синода, известны в рукописях и старопечатных книгах следующие акафисты: Пресвятой Богородице, Господу Иисусу Сладчайшему, Успению Пресвятой Богородицы, св. Николаю Чудотворцу, св. Иоанну Предтече, св. Михаилу Архангелу и Бесплотным Силам, свв. апостолам Петру и Павлу, Святой Троице, Честному Кресту, Гробу Господню, Воскресению, Страстям Христовым, всем святым, св. Иоанну Златоусту , свв. Петру, Алексию и Ионе, прп. Сергию Радонежскому, св. великомученице Варваре и св. Алексию, человеку Божию. 1. Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии Древнейшим славянским акафистом и более всех распространенным как в рукописях, так и в старопечатных книгах является акафист Пресвятой Богородице, введенный Церковным уставом в чин богослужения на пятой неделе Великого поста и в правило перед Причащением Святых Тайн. Акафист Пресвятой Богородице имеется в славянских рукописях XII века. Так, он помещен на листах 264–271 Триоди постной, пергаментной рукописи 319 Московской Синодальной библиотеки. Помещаемый в Триоди постной, следованной Псалтири, общей Минее, Каноннике, Часослове, иногда в Октоихе, этот акафист включается и в рукописные сборники акафистов. Укажем некоторые из рукописных списков акафиста. В собрании рукописных книг Софийского собора библиотеки Санкт-Петербургской духовной академии мы встречаем акафист Пресвятой Богородице в следующих книгах: Псалтирь с восследованием (полуустав XVI века, 55, л. 288), Псалтирь (XVI века, 58, л. 317), Псалтирь (XVI–XVII веков, 65, л. 108), Псалтирь (полуустав XVI века, 74, л. 324), Псалтирь (полуустав 1-й половины XVI века, 76, л. 454), Октоих (XIII века, 122, л. 70), Часослов (полуустав XV–XVI веков, 1121), Часослов (полуустав XVI века, 1122), Часослов (полуустав XVI века, ИЗО, л. ИЗ), Часослов (полуустав XVI века, 1131, л. 85).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Алексия, человека Божия, видели и славную его кончину. Ради угождения Богу и вечного своего спасения он отвергнулся всего земного, отказался от всего, чем только дорожит человек на земле, облекся в бедное рубище и всего себя отдал в волю Божию. За то и Господь, нас ради обнищавший и претерпевший на земле всякое поругание, обогатил его Своею благодатью, послал ему славную кончину и упокоил его на небесах в вечном царстве Своей славы! Мы, конечно, не все можем или должны, повторим опять, отказаться от всего земного, от всего родства своего, оставить жену и детей и явиться в мире такими подвижниками и странниками, как Алексий. Господня благодать на такие подвиги подается не всем. Но, как христиане, верующие в Спасителя и предназначенные к блаженству вечному, мы должны всегда памятовать, что, по слову св. Апостола, все мы странники и пришельцы, не имеющие зде пребывающаго града, но грядущаго взыскующие ( Евр.13:14 ). И потому, чтобы ни случилось с нами в нашей жизни, — подается  ли нам счастье или, по-видимому, несчастие, скорби и горести, напасти и оскорбления, — все должны мы принимать с покорностию воле Божией, всегда и во всем покоряться непостижимому для нас промыслу Божию и за все прославлять Бога. Будем помнить, что Господь прославляющих Его и исполняющих заповеди Его удостаивает мирной и доброй кончины, прославляет их Своею благодатью и на земле, а на небесах. Вот, бр., посильное мое вам слово для нынешнего праздника. Доколе мы живем и странствуем в мире сем, будем стараться своею жизнью угождать Богу и исполнением Его заповедей достигать отечества небесного. Будем всегда молиться преп. Алексию, человеку Божию, да поможет он нам своими святыми молитвами совершать земное наше странствование во славу Божию и достигать покоя вечного и невозмущаемого. Аминь. Поучение в день Благовещения Пресвятыя Богородицы и пред Св. Причащением Ныне у нас праздник Благовещения Пресвятыя Богородицы, день радостный для всего рода человеческого. В этот самый день небесный служитель, св.

http://azbyka.ru/propovedi/prostonarodny...

Блаженная кончина препод. отца нашего Алексия, человека Божия, была в 17-й день марта, 411 года по Р. Хр. По истечении семи дней, совершено было славное погребение честного тела его во славу дивного во святых своих Бога. Бр. христиане! Мы видели дивное житие празднуемого нами ныне препод. Алексия, человека Божия, видели и славную его кончину. Ради угождения Богу и вечного своего спасения он отвергнулся всего земного, отказался от всего, чем только дорожит человек на земле, облекся в бедное рубище и всего себя отдал в волю Божию. За то и Господь, нас ради обнищавший и претерпевший на земле всякое поругание, обогатил его Своею благодатью, послал ему славную кончину и упокоил его на небесах в вечном царстве Своей славы! Мы, конечно, не все можем или должны, повторим опять, отказаться от всего земного, от всего родства своего, оставить жену и детей и явиться в мире такими подвижниками и странниками, как Алексий. Господня благодать на такие подвиги подается не всем. Но, как христиане, верующие в Спасителя и предназначенные к блаженству вечному, мы должны всегда памятовать, что, по слову св. Апостола, все мы странники и пришельцы, не имеющие зде пребывающего града, но грядущего взыскующие ( Евр. 13:14 ). И потому, чтобы ни случилось с нами в нашей жизни, – подается ли нам счастье или, по-видимому, несчастье, скорби и горести, напасти и оскорбления, – все должны мы принимать с покорностью воле Божией, всегда и во всем покоряться непостижимому для нас промыслу Божию и за все прославлять Бога. Будем помнить, что Господь прославляющих Его и исполняющих заповеди Его удостоивает мирной и доброй кончины, прославляет их Своею благодатью и на земле, и на небесах. Вот, бр., посильное мое вам слово для нынешнего праздника. Доколе мы живем и странствуем в мире сем, будем стараться своею жизнью угождать Богу и исполнением Его заповедей достигать отечества небесного. Будем всегда молиться препод. Алексию, человеку Божию, да поможет он нам своими святыми молитвами совершать земное наше странствование во славу Божию и достигать покоя вечного и невозмущаемого. Аминь. Читать далее Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи/[Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Рассматривавший рукопись цензор архимандрит Тихон 10 января 1884 года донес комитету, и комитет согласился с мнением, что «акафист составлен согласно с житием св. Алексия, и все восхваления и ублажения в нем проникнуты благоговением к дивной благодати, просиявшей в изумительных подвигах человека Божия, и самый язык, каким написан акафист, отличается церковностью и благоприличием». Акафист комитетом был представлен на рассмотрение и разрешение Святейшего Синода. Святейший Синод в заседании 27 января/14 февраля 1884 года за 215 определил: «Предоставить Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету представленный им акафист св. Алексию, человеку Божию, разрешить к печати». Указ Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету был послан от 20 февраля 1884 года 229 . 74 Акафист св. священномученику Антипе, епископу Пергамскому 15 ноября 1882 года поступило в Московский духовно-цензурный комитет прошение, к которому был приложен рукописный акафист священномученику Антипе, поданное священником Крестовоздвиженской церкви на Воробьевке г. Калуги о. Алексеем Беляевым. Священник А. Беляев в своем прошении писал: «Представляемый при сем в рукописи акафист священномученику Антипе составлен мной с целью удовлетворить религиозному желанию приходящих богомольцев, которые усердно просят служить названному угоднику Божию молебны с акафистом. Почему покорнейше прошу комитет разрешить мне напечатать приложенный акафист в Калужской типографии губернского правления». Московский духовно-цензурный комитет поручил рассмотреть акафист члену цензурного комитета прот. Михаилу Боголюбскому, который и дал следующий отзыв: «Акафист священномученику Антипе, епископу Пергамскому, составлен согласно с житием священномученика, восхваляет преимущественно ревность святителя о распространении веры Христовой среди язычников и непоколебимую твердость его среди мучений за веру. Изложен акафист языком богослужебным, правильным и чистым. От первоначального образца акафистов греческого акафиста Богоматери отступает он в том, что имеет похвалений в каждом икосе не по 13, а по 7; впрочем, в этом уклонении от образца греческого он имеет впереди себя немало акафистов славянских, имевших также по 7 хвалений, каковы, например, акафисты Живоносному Гробу и Воскресению, Иоанну Богослову, Илии Пророку и др. Так как составление акафиста священномученику Антипе вызвано усердной просьбой почитателей памяти святителя, то для удовлетворения благочестивому усердию прибегающих к мощам святого мученика акафист мог бы быть напечатан, если бы Св. Синод на основании 257 ст. Цензурного устава разрешил напечатание его».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Тогда служивший молебен епископ Владимир как бы по вдохновению начал вдруг сам говорить молитву святителю Алексию, и действительно, вдохновенна была эта молитва . Он говорил просто, как будто самому угоднику Божию, а мы чувствовали, что угодник Божий невидимо стоит с нами и готов нас защитить и спасти. После, когда хотели записать эту молитву, владыка не мог ее повторить. И вот целую неделю скрывались мы в подземелье, как в катакомбах, и как- то близко чувствовали Бога. В Нем одном искали мы поддержку и покой, ведь все это Господь посылает нам, чтобы приблизить нас к Себе, и в жизни каждого человека, предающего себя всецело в волю Божию, видится и чувствуется удивительное Божие водительство, как будто крепкая рука ведет тебя и направляет и поддерживает в трудные минуты жизни. В эти страшные дни мы неустанно пели тропарь Казанской иконе Божией Матери «Заступница усердная». Это особенно теплая молитва к Божией Матери, и если петь ее в час смертный, то Матерь Божия облегчит душе поющего этот тропарь страшный час разлуки души с телом». Мне привелось быть за всенощной 21 октября в Чудовом монастыре. Меня охватила непонятная глубокая тоска. Я настолько не могла с нею справиться, что когда ехала обратно в трамвае домой, слезы неудержимо лились из моих глаз. Это было, как после оказалось, предчувствие, что никогда больше я не буду в нашем святом Кремле, который я так горячо любила. На этой же странице у меня записано следующее: «В этом году (1917), на Пасхе, А.В. был в Зосимовой пустыни и, по воле Божией, увидал батюшку. Случилось это потому, что туда же приехал бывший митрополит Московский Макарий , который пожелал повидать батюшку. Отец игумен пригласил старца в свою келью для свидания с митрополитом. А.В-ча отец игумен также позвал к себе, чтобы и ему дать возможность поговорить с батюшкой. С ним были еще два иеромонаха Духовной академии, о. Игнатий и о. Пантелеймон. Увидев отца Пантелеймона, батюшка стал его сейчас же благодарить за его защиту владыки Феодора и потом стал говорить, что никак нельзя согласиться с Временным правительством и делать необязательным предметом преподавание: «Это такое дело, – воскликнул батюшка, – что пусть руки и ноги рубят, нельзя уступать ни на йоту».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«В сей обители в последние годы своего земного бытия проходил церковное послушание преподобный старец Кукша, одесский чудотворец, причисленный к лику святых. Я вспоминаю, как всякий раз, посещая сие святое место, мы ходили на монастырское кладбище и молились у скромной могилы отца Кукши. Уже тогда все понимали, что этот человек прожил особую жизнь, что он свят пред Богом. И замечательно, что настало время, когда мы можем обращаться к нему как к угоднику Божию, прося его заступления и молитв и о сей обители, и о граде Одессе, и о всей Церкви нашей», - добавил Патриарх. «Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, Ваше Высокопреосвященство, за ту большую работу, которая была проделана за прошедшие годы. Войдя в монастырь и пройдя через святые врата, я уже почти ничего не узнал – так сильно все изменилось: появились новые постройки, монастырь стал еще более благолепным. Но все ожидания превзошло то, что открылось моему взору при приближении к этому святому храму. На одесской земле воссиял еще один светильник благочестия для людей, еще одно место общей молитвы – сей соборный храм святой Успенской обители. Я хотел бы пожелать Вам, Ваше Высокопреосвященство, владыке Алексию, Вашему ближайшему помощнику, братии монастыря и всем верующим помощи Божией в жизни и служении. Черпайте в стенах обители благодатную силу, которая передается людям через прикосновение к святыням, а также через прикосновение к реальному опыту жизни с Богом и по закону Божию. Господь будет хранить всех, кто сохраняет Ему верность, любит Церковь и через участие в жизни Церкви приближается к Нему», - заключил Патриарх Кирилл. В память о посещении обители Его Святейшество передал монастырскому храму икону Пресвятой Богородицы с памятной надписью; каждый из присутствовавших в храме получил небольшую икону Божией Матери «Касперовская» с Патриаршим благословением. «Храните этот образочек и вспоминайте в своих молитвах Патриарха, который в этих молитвах очень нуждается. Пусть благословение Божие пребывает со всеми вами!» — сказал в заключение Святейший Патриарх Кирилл.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/07/21/sv...

Вот так с детства мы приучились к службам. С тёщей, Еленой Владимировной Апушкиной. 1979 г. А потом большую школу дала моя теща - Елена Владимировна Апушкина, духовное чадо сначала отца Алексия Мечёва , затем его сына - отца Сергия Мечёва . - А почему, как вы думаете, происходит так, что мы часто не чувствуем красоту богослужения? - Мир открывается тому, кто по миру ездит. Так и с богослужением. Понимаете, нужно этим жить, а не приходить в церковь от случая к случаю. Нужно жить богослужением, а не приходить в церковь от случая к случаю Я общался с владыкой Стефаном (Никитиным) , который тоже ходил на Маросейку к отцу Алексию и отцу Сергию Мечёвым. Им был дан завет: никогда никуда не ходить под праздники, под воскресенья, ни у себя ничего не устраивать - никаких праздников, мероприятий. Потому что шли в церковь. Ведь в Церкви во всем определенный смысл. Например, предпразднство, к празднику готовятся. А затем праздник проходит, но начинается попразднство. И человек еще продолжает как бы жить этим праздником. То есть праздник расширяется. Чем больше праздник, тем предпразднство и попразднство длиннее. Устав очень премудро составлен и поучительно. Ну, я уж не говорю о церковном пении. От некоторых песнопений просто душа замирает! Вот от великопостных - особенно. А светилен праздника Успения: «Апостоли от конец совокупльшеся зде в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое. И Ты, Сыне и Боже Мой, приими дух Мой» ( поет ). Я помню, как служил эту службу отец Сергий Орлов , который был настоятелем нашего храма в Акулове почти тридцать лет. Хор тихо поет светилен, тишина кругом, а я смотрю - у отца Сергия слезки по щекам текут. Очень умиротворяющие песнопения. - И все-таки: родители воспитали вас в вере единственно собственным примером или они что-то рассказывали, чему-то учили? Протоиерей Валериан Кречетов. Фото: Иван Жук - Папа мой говорил: «Нужно не верить в Бога, а верить Богу». Потому что дело все в том, что верить в Бога, просто верить в то, что Бог есть, недостаточно. Бесы тоже веруют и трепещут. Ведь сказано: «Имейте веру Божию». Не просто имейте веру, а имейте веру Божию.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Самое непосредственное. В своем вопросе Вы затрагиваете принципиально важную тему. Кем мы считаем себя сегодня? Наследниками какой культуры? Носителями какой цивилизации? С какого момента истории должны мы отсчитывать своё бытие? Неужели только лишь со времен правления Иоанна Грозного? От ответа на эти вопросы зависит очень многое. Мы не имеем права быть иванами, не помнящими своего родства. История России начинается задолго до Иоанна Грозного, и достаточно открыть школьный учебник истории для того, чтобы в этом убедиться. Расскажите, пожалуйста, о посмертных чудесах Александра Невского с момента его смерти до наших дней. Anisina Natalya Наталья, таких чудес великое множество. Подробно о них Вы можете прочитать в житии святого, а также во многих книгах, посвященных Александру Невскому. Более того, я уверен, что у каждого человека, который искренне, с глубокой верой призывал в молитвах святого князя, в жизни было свое маленькое чудо. Уважаемый Владыка! Не рассматривает ли РПЦ вопрос о канонизации других Князей, таких, как Иван IV Грозный и И.В.Сталин? Ведь они были самодержцами, прирастившими мощь государства. Алексей Печкин Алексей, к лику святых причислены многие князья помимо Александра Невского. Решая вопрос о канонизации того или иного человека, Церковь учитывает множество факторов, и достижения на политическом поприще играют здесь отнюдь не определяющую роль. Русская Православная Церковь не рассматривает вопрос о канонизации Ивана Грозного или Сталина, которые, хотя и сделали для государства много, в своей жизни не проявили качеств, которые могли бы свидетельствовать об их святости. Молитва Святому Благоверному Великому Князю Александру Невскому (в схимонасех Алексию) Скорый помощниче всех усердно к тебе прибегающих, и теплый наш пред Господем предстателю, святый благоверный великий княже Александре! призри милостивно на ны недостойныя, многими беззаконми непотребны себе сотворившия, к раце мощей твоих ныне притекающия и из глубины души взывающия: ты в житии своем ревнитель и защитник православныя веры был еси, и нас в ней теплыми твоими к Богу молитвами непоколебимы утверди. Ты великое возложенное на тя служение тщательно проходил еси, и нас твоею помощию пребывати коегождо, в неже призван есть, настави. Ты, победив полки супостатов, от пределов Российстих отгнал еси, и на нас ополчающихся всех видимых и невидимых врагов низложи. Ты, оставив тленный венец царства земнаго, избрал еси безмолвное житие, и ныне, праведно венцем нетленным увенчанный, на небесах царствующи, исходатайствуй и нам, смиренно молим тя, житие тихое и безмятежное, и к вечному Царствию Божию шествие неуклонное устрой нам. Предстоя же со всеми святыми престолу Божию, молися о всех православных зристианах, да сохранит их Господь Бог Своею благодатию в мире, здравии, долгоденствии и всяцем благополучии в должайшая лета, да присно славим и благословим Бога, в Троице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://pravmir.ru/aleksandr-nevskij-mysl...

В сей обители в последние годы своего земного бытия проходил церковное послушание преподобный старец Кукша, одесский чудотворец, причисленный к лику святых. Я вспоминаю, как всякий раз,  посещая сие святое место, мы ходили на монастырское кладбище и молились у скромной могилы отца Кукши. Уже тогда все понимали, что этот человек прожил особую жизнь, что он свят пред Богом. И замечательно, что настало время, когда мы можем обращаться к нему как к угоднику Божию, прося его заступления и молитв и о сей обители, и о граде Одессе, и о всей Церкви нашей. Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, Ваше Высокопреосвященство, за ту большую работу, которая была проделана за прошедшие годы. Войдя в монастырь и пройдя через святые врата, я уже почти ничего не узнал – так сильно все изменилось: появились новые постройки, монастырь стал еще более благолепным. Но все ожидания превзошло то, что открылось моему взору при приближении к этому святому храму. На одесской земле воссиял еще один светильник благочестия для людей, еще одно место общей молитвы – сей соборный храм святой Успенской обители. Я хотел бы пожелать Вам, Ваше Высокопреосвященство, владыке Алексию, Вашему ближайшему помощнику, братии монастыря и всем верующим помощи Божией в жизни и служении. Черпайте в стенах обители благодатную силу, которая передается людям через прикосновение к святыням, а также через прикосновение к реальному опыту жизни с Богом и по закону Божию. Господь будет хранить всех, кто сохраняет Ему верность,  любит Церковь и через участие в жизни Церкви приближается к Нему». В память о посещении обители Святейший Владыка передал монастырскому храму икону Пресвятой Богородицы с памятной надписью; каждый из присутствовавших в храме получил небольшую икону Божией Матери «Касперовская» с Патриаршим благословением. «Храните этот образочек и вспоминайте в своих молитвах Патриарха, который в этих молитвах очень нуждается. Пусть благословение Божие пребывает со всеми вами!» — сказал в заключение Святейший Патриарх Кирилл.

http://patriarchia.ru/db/text/1225037.ht...

Но в таком великом и святом деле, каково спасение души, должно полагаться не столько на собственные силы, сколько на благодатную помощь Божию: не яко довольни есмы от себе помыслити что, яко от себе, но довольство наше от Бога ( 2Кор.3:5 ). Молитесь же, как можно усерднее и чаще, Господу и Пречистой Его Матери, да благоволением благости Своея и ходатайством основателя святой обители вашей преподобного Иосифа, в благоухании св. мощей здесь почивающего, явят вас совершенными во всем, и совершен сохранится ваш дух, душа и тело в пришествии Господнем ( 1Фес.5:23 ), да даст вам Бог силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце, вселитися Христу верою в сердца ваша ( Еф.3:16–17 ). Молитесь покровителю храма сего, преподобному Алексию, Божию человеку, да служит вам примером отречения от мира и самоотвержения, – да приимет он храм сей под молитвенный покров свой и не оставляет его выну своим невидимым присутствием, да по его предстательству все, входящие сюда и здесь молящиеся, исходят отсюда с освящением души и тела, да всяк здесь приемлет и ищай обретает все благопотребное для спасения своего. Что же преподать вам, в назидание ваше, благочестивые посетители святой обители сей, сорадующиеся нынешней её радости, и все, здесь предстоящие и молящиеся, да не останетесь и вы праздными слышателями сказанного мной? Не говоря уже о том, что обязанность – посещать храм Божий, как можно чаще, и участвовать в церковном богослужении – есть общая обязанность всех христиан, даже и другая высшая обязанность устроять храм духовен в сердце своем – относится ко всем; все христиане должны стараться благоустроять и освящать внутренние свои храмы – души свои. Эти храмы нуждаются в частом обновлении, очищении и исправлении, без которых благодать Божия не может обитать в нас, а без благодати Божией нет и христианской жизни. Царственный праведник Ветхого Завета так молил Бога о благоустроении души своей: сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей ( Пс.50:12 ). Воззовем и мы все: Господи Боже, Спасителю наш! Возбуди в сердцах наших искреннее желание к обновлению внутренних наших храмов, освяти их благодатным Твоим наитием, да будем всегда в ближайшем общении с Тобою и соделаемся некогда причастниками Твоея славы в царствии Твоем на небеси. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010