В сем положении он походил на распятого на кресте, но еще не испустившего дух. Как в сем распятом легкое движение или колебание тела раздирает раны и, увеличивая боль, щемит сердце, помрачает голову, так и у него — отца ли видел он или слышал голос матери, слуги ли встречал строгий взгляд или ласку человека стороннего, забывали ль его надолго или увеличивали попечительность о нем — все сие и многое подобное не могло не терзать сердца его! Но он все терпел, все покрывал молчанием, был всегда в одинаковом покойном и немятежном состоянии — не метался туда и сюда, как отчаянный. Так терпел Господь на кресте, так терпели и все мученики.    Вот образ истинного монашества и весьма близкий пример для подражания вам, сестры обители сей! Те, кои один из престолов здешних посвятили Алексию, человеку Божию, верно, тем хотели внушить вам, чтоб, имея пред глазами пример такого терпеливца, вы подражали житию его. Ибо и вы тоже взялись распять себя миру. Пребудьте же терпеливо в сем самораспятии. Вообразите себе, что обитель ваша то же, что каютка Алексия, человека Божия, а город пред лицом вашим есть то же, что и дом его родителей. И как он не увлекался мыслями и чувствами, какие были возбуждаемы в нем такими близкими его сердцу предметами, так непоколебимыми пребудьте и вы в своем намерении, несмотря на то что так близки к вам соблазны. Не сходите со креста, на который сами вы вознесли себя. Я скажу вам коротко, как сие сделать.    Распятый никак не сойдет со креста, если не вынуть гвоздей, которыми пригвожден он на древе. Не вынимайте и вы из сердца тех расположений, коими, как гвоздьми, можете быть прикованы к обители и монашескому житию, и вы не сойдете со креста своего и пребудете в крестоношении, и крестоношение сие возведет вас к совершенству и с себя прямо преставит в Царство любве Божия. Именно — вот что творите.    1) Храните неугасимым тот огнь ревности, с каким искали вы обители и вступили в нее. Припомните, какие тогда обеты исходили из сердца вашего, какие строились планы в голове о делах богоугождения, какие подвиги готовы были вы подъять, чтоб явить свое самоотвержение! Чаще воспоминайте о всем том...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«Начальник караула пожарной части Алексей Цепцура погиб 10 декабря 2006 года при тушении Ледового Дворца спорта. Он вывел из пылающего здания 200 ребятишек, а потом вместе с экипажем работал в самом пекле: заливал горящий подвал. Дважды он поднимался менять баллоны с воздухом, а когда спустился к эпицентру возгорания в третий раз, ему стало плохо. Через два часа он умер». Царствие Небесное брату нашему Алексию. В советской школе не было уроков основ религиоведения, но удивительным образом Господь посылал хороших людей Конечно, в советской школе не было уроков основ православной культуры и религиоведения, но удивительным образом Господь посылал хороших людей. Таким учителем для меня была раба Божия Елена, гречанка родом из Цалки. Она впервые рассказала мне о земной жизни Иисуса Христа, о молитве и посте. Воистину, чудны дела Твои, Господи! Кто бы мог подумать, что в далеком 1986-м году, в городе Саратове, все это объясняли школьнику, который станет епископом Цалки. Вся наша жизнь – это удивление. Удивляемся Промыслу Божию, как «Вся премудростию сотворил еси» (Пс. 103, 24). Ведь «все дела Божии удивительны, достойны изумления и исполнены премудрости» . Оглядываясь назад, благодарю своих учителей за то, что все они, воспитывая, обучая, тренируя, наставляя и благословляя нас, желали нам счастья. А разве можно быть счастливым человеком без благодарности и благодарным – без счастья? «Благодарность – это самое сердце счастья; вычтите из счастья благодарность, и что останется? – всего-навсего благоприятные обстоятельства, не более того» . Будем от всего сердца благодарить своих учителей, которые научили нас читать и писать, познавать видимый мир, и милостивый Господь пошлет нам учителей, которые научат нас молиться, верить и любить, познавать себя и мир духовный. Благодаря нашим учителям мы благодарим Самого главного Учителя (Мф. 23, 8), Который учит нас всему доброму, светлому и святому, без чего невозможно быть счастливым человеком ни в этом мире, ни в ином. Благодаря нашим учителям мы благодарим Самого главного Учителя

http://pravoslavie.ru/142032.html

Когда немощь его посетила и он стал слепнуть, он понял, что не сможет здесь больше служить, но не хотел оставлять прихода, потому что знал, что в те трудные годы, в 1960-е годы, во времена так называемых хрущевских гонений, обычно закрывался храм, если не было священника. И вот для того, чтобы с чистой совестью вернуться к семье, которая жила в Мордовии в то время, он поехал в Москву к Святейшему Патриарху Алексию. Тот его принял с любовью. Он ему рассказал о своей многотрудной жизни и взял благословение на то, чтобы выйти за штат. К сожалению, его предсказания оказались верными, уже никого не назначили сюда из священников. И через какое-то время, как мы знаем, храм разрушился. Для меня рассказы деда о пребывании в Башкирии, как я уже только что сказал в Бирске, встречаясь с людьми, сыграли очень важную роль в моем духовном становлении. Я видел в нем пример преданного Богу человека, священника, который не убоялся ни отдаленности места, ни безлюдья, ни вот этих гор, ни одиночества — он был здесь практически один и трудился во славу Божию, помогая людям настолько, насколько он мог помогать. Это хороший пример того, как не нужно бояться внешних самых, может быть, скромных условий или сложных обстоятельств, если внутри человека есть внутренняя сила, крепость, если Бог ему помогает. Сегодня, может быть, не всегда люди наши живут достаточно комфортно, особенно в отдаленной сельской местности. Но нас окружает замечательная природа, а внутреннее счастье и благополучие зависит не столько от внешних условий, сколько от внутреннего состояния души. Мы знаем, что иногда во дворцах люди самоубийством кончают жизнь, будучи чрезвычайно богатыми, имея все, что хотят иметь. И нередко бывает так, что человек скромного достатка спокойно и мирно живет — и на душе спокойно, и совесть чиста. Если мы будем хранить веру, то мы будем сильными, потому что вместе с верой в сердце приходит мир и покой, а это самое главное. Когда мы говорим, что человек счастлив, мы менее всего думаем о внешних обстоятельствах, а думаем в первую очередь о том, что в душе человека. Если он сам считает себя счастливым, то он счастлив. А внутреннее благополучие и счастье — от внутренней силы. А внутренняя сила всегда от веры. Вот я и призываю всех вас хранить веру в сердце, молиться Богу, потому что Бог действительно помогает. Мы знаем, что это не сказки. К пустому колодцу никогда за водой не ходят, и никто бы, взирая на небеса, не молился бы Богу, если бы Бог не отвечал. Мы знаем, что, посещая какого-нибудь начальника и прося его о чем-то, мы, если не получаем ответа, перестаем ходить, разочаровываемся в таком человеке. Но на протяжении всей человеческой истории люди обращают свой взор к небу и просят Бога, просят именно потому, что знают: Бог отвечает. Храните веру в сердцах ваших, воспитывайте детей, и через это внутреннее преображение будет постепенно преображаться и вся наша жизнь. И мы видим уже положительные перемены вокруг нас.

http://patriarchia.ru/db/text/4486999.ht...

Должен же этот Архимандрит Алексий церковное всё управлять, по правилам Святых Апостолов и Святых Отцов и по Нашему благословению, и служить ему Божественные Литургии с рипидами, с осеняльными свечами и на ковре по силе данной грамоты Святейшего Никона Патриарха в 161 году той обители Архимандриту Антонию, а в непонятных духовных догматах и что-либо в монастырском строении, и в делах затруднительных к Нашему рассуждению да притекает, и по повелению всё да творит; к полезной и душеспасительной своей и прочих монастырской братии и крестьянских потребах, о себе же ничтоже мудрствовать. Послушание же и покорение совершенное иметь к Нам во всём: ибо непрестанно о человеческих бессмертных душах, дабы спастись всем, попечение имеем. Писано же есть: всякая душа властям предержащим да повинуется: несть власть аще не от Бога сущие же власти от Бога учинены суть. Тем же противляяйся власти, Божию повелению противляется 12 . И паки должно этому Архимандриту Алексию наказывать в той обители пребывающих монахов и мирских всяким душеспасительным и полезным наказанием и поучением Божественных словес; непослушных же со всяким прещением: да не когда те во тьме неведения ходящие в стремнины вечные низринутся погибели. Сущие же в той обители Иеромонахи, монахи и мирские, как истинно сыны света, должны суть сему Архимандриту во всём повиноваться и должную честь и совершенную любовь и послушание к нему иметь без всякого прекословия, по Его слову: повинуйтесь наставникам вашим и покоряйтесь, тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще 13 ; и любить его от всей души, как пастыря и учителя всячески приличествует, ибо воздаваемая ему честь на самого Бога восходит. Как поучает нас Евангельскими словами, говоря: слушаяй вас, меня слушает; и отметаяйся вас, меня отметается; отметаяйся же меня, отметается пославшего меня 14 . Вы же не будете отметники, но послушники Христовы, да обрящете от него милость в день судный. Известного же ради свидетельства, как оным Архиереям этот Архимандрит Алексий чинно на степень Архимандричества произведён и от Нас благословлён, вручена ему сия Наша Синодальная настольная Архимандрическая грамота, свидетельствующая его Архимандричество; да всяк взявший и прочитавший настольную сию грамоту, примет его, Архимандрита, честным, и по закону Божьему и святых Отцов учению во всём да послушает его.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

442. Канонник , в восьмушку, без начала, 142 л., полууставом XVII в., в кожаном переплете, Чистые листы: 10, 32, 62, 96–98, 121. Здесь каноны: 1) Пресвятей Богородице, неполный (1–9 об.); 2) Ангелу хранителю, неполный (11–31); 3) Иисусу Христу, творение Феоктиста, инока Студийския обители (33–61 об.); 4) Пресвятей Богородице, с акафистом, творение Иосифово (63–95 об.); 5) Благовещению Пресвятыя Богородицы, творение кир-Феофана (99–120); 6) Димитрию Прилуцкому (122–135). Далее следуют тропари и кондаки: животворящему Кресту, Введению Пресвятыя Богородицы, Иоанну Богослову, трем святителям: Василию Великому , Григорию Богослову и Иоанну Златоусту , великомученику Феодору Тирону, Димитрию Прилуцкому, преподобному и благоверному князю Игнатию, Алексию человеку Божию (136–142). 443. Канонник , в восьмушку, без начала, 126 л.л., полууставом конца XVII в., на лл. 57 об. и 58 скоропись, в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 5–7, 10, 65, 66, 68, 70, 74, 82, 89–97, 101, 102, 126. Состав: каноны: 1) Иисусу Христу, без начала (1–11 об.), 2) Пресвятей Богородице, с акафистом – творение Иосифово (12–40); 3) Пресвятей Богородице – творение Феофаново – и Ангелу хранителю (40 об.–57); 4) на лл. 57 об. и 58 заметка о том, в какие дни какие каноны следует читать; 5) последование ко Святому Причащению (58 об.–102); 6) молитвы по Святом Причащении (102 об.–108; 7) молитвы светильничныя сиречь вечерния (108 об.–114); всех семь, те же, что в рукописи за 861 на л.л. 39 об.–44 об.); 8) молитвы утренния (114 об.–126), всех – двенадцать; одиннадцать те же, что в рукописи за 861 на лл. 44–51 об.; в нашей рукописи нет молитвы последней по счету в рукописи за 861, но есть молитва , по счету 9-я, которой нет в рукописи за 861, начинается так: «Возсияй в сердцах наших человеколюбче Владыко твоего Богоразумия нетленный свет». 444. Канонник , в восьмушку, 59 л.л., полууставом XVII в., в кожаном переплете; 34-й лист чистый. Всех канонов – три: 1) Иисусу Христу, неполный (1–18); 2) Благовещению Пресвятыя Богородицы, неполный (19–33); 3) Пресвятей Богородице Одигитрию – творение священно-инока Игнатия (36–48); На лл. 49–59 тропари и молитвы по канонех Иисусу Христу и Пресвятей Богородице.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сказал я Иоанну Кавамото, чтобы завтра совет учителей рассмотрел это дело, изъявив надежду, что они оставят (до новых проступков, если только сии будут) бедного Илью в школе, если он принесет искреннее раскаяние, даст обещание вперед не шалить и испросить извинение у товарищей за то, что порочит их своим поведением. — Вот и спорь против первородного (прирожденного) греха! А что же, как не он влечет Илью по наклонной плоскости вниз? И, вероятно, увлечет. Тихон Ина с подобным же прирожденным катился и уже отведал тюрьмы. А его ли не берегли мы? И Илью едва ли убережем. Сотвори, Господи, Твой праведный Суд!    17/29 марта 1897. Понедельник.    В одиннадцать часов, облаченный в великолепную мантию и блестящую новую митру, пел я молебен в Посольской Церкви Святому Алексию, человеку Божию, по случаю именин поверенного в делах Алексея Николаевича Шпейера; жена его просила отслужить, и отслужил один-одинешенек, поя и за причетника.    А тем временем в Миссии шел суд учителей: осудили бедного Илью Мураи на исключение все единогласно; что ж, пусть! И учителя, и ученики — все желают его исключения; если бы хоть тень несправедливости была в сем, я бы не посмотрел на всех, но Илья, действительно, заплутовался, и заврался, и нисколько не думает об ученье, по свидетельству всех учителей. Оставить бы его, — к обиде всех: вред другим причинить можно, а ему пользу едва ли! Пусть!    О. Авель с крейсера «Адмирал Нахимов» принес большой потир, который занимал две недели назад для говенья команды, и сам исповедался у меня.    18/30 марта 1897. Вторник.    Илья Мураи вчера, после объявления ему приговора совета учителей об исключении, бежал и до сих пор неизвестно, где он. Уж не сделал ли он что над собой? Вот беда была бы! Напрасно учителя беспощадно поступили с ним. Кавамото, должно быть, не передал им моей надежды, что они не осудят его на исключение, если он изъявит раскаяние, — а он просил прощения. Жаль бедного Илью!    19/31 марта 1897. Среда.    Целый день писал построечный отчет; кроме того, расчетный день, — беспрестанный вход и выход, несмотря на то, что главный расчет есть в канцелярии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вера во всяком случае не дает непосредственно познания адекватного даруемой (по вере) от Духа Святого духовной жизни, или любви, которая всегда оказывается «больше» и, во всяком случае, больше всякого предварительного, или независимого познания, а последнее, также всегда, является частичным. Полный расцвет веры достигается не в гнозисе, а в деятельном, в живом результате веры, который имеет объективный источник в Духе Святом. Гностическое постижение не только окачивается недоступным, но и стремление к нему признается уклонением от пути истины, пустым занятием, бесплодным делом. С этой тонки зрения забота об умножении догматов уподобляется тому, как если бы человек добровольно пожелал умножения стесняющих его законов; напротив, освобождается самое широкое место для личных мнений: самое главное, отвлекается внимание христианина от умозрения в сторону живой жизни, снова сказать – от догматических формул к живому слову Божию, как слову жизни. «Не могу, Отец Ректор, – писал Филарет к ректору Академии, впоследствии архиепископу тверскому, Алексию, – подать Вам помощи в Вашем сражении с мыслью о тричастном составе человека. Довольно необходимости сражаться с врагами, с учениями противными догматам; какая нужда воевать против мнений, невраждебных никакому истинному догмату?» 26).  И еще ему же 56): «Св. Апостол говорит, что диавол, аки лев рыкая ходит, иский кого поглотити. Не довольно ли сего для остережения верующего? Надобно ли еще доходить по намекам до подробностей диавольского распоряжения, утверждать, что диавол приставляет злого духа к человеку на всю жизнь, и, остановясь на сем, дать слышащему сие учение вопросы: неужели этот приставник здесь теперь? Неужели святое Крещение нимало не отстраняет его? Неужели и святость святых и данная им благодать не удаляет сего приставника приставленного, как говорят, на всю жизнь? Или предание лучше знает диавола, нежели Апостол, который говорит, что к рожденному от Бога лукавый не прикасается». И опять (66): «Видения, имеющие свою истину, не всегда удобно обращать в общие догматы».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Разделы портала «Азбука веры» Сокровище наше нетленное и богатство неистощимое: даруй рабу Твоему сему, сотворенному по образу и подобию Твоему, познать лесть богатства, и яко вся земля – суета, сень и соние, и яко Ты еси един богатство, покой и радость наша. Св. Алексию, человеку Божию Аудио: О, Христов угодниче, святый человече Божий Алексие ! Призри милостивно на нас, раб Божиих (имена) , и простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои, и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, мирную и христианскую жития кончину и добрый ответ на Страшнем суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя, по Бозе и Богородице, возлагаем; но буди нам помощник и покровитель во спасение; да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа и твое святое заступление, ныне и присно и во веки веков. Святым бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану Аудио: К вам, святии безсребреницы и чудотворцы Космо и Дамиане , яко к скорым помощником и теплым молитвенником о спасении нашем, мы, недостойнии (имена) , преклонше колена, прибегаем и припадающе усердно вопием: не презрите моления нас грешных, немощных, во многая беззакония впадших, и по вся дни и часы согрешающих. Умолите Господа, да пробавит нам, недостойным рабом Своим, великия и богатая Своя милости: избавьте нас от всякия скорби и болезни, вы бо прияли есте от Бога и Спаса нашего Иисуса Христа неоскудную благодать исцелений, ради твердыя веры, безмезднаго врачевания и мученическия кончины вашея. Ей, угодницы Божии, не престайте молящеся за ны, с верою к вам притекающия: аще бо по множеству грехов наших и несмы достойни милосердия вашего, обаче вы, вернии подражателие человеколюбия Божия суще, сотворите, да принесем плоды достойны покаяния, и в вечный покой достигнем, хваляще и благословяще дивнаго во святых Своих Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-o-s...

Иеромонах Алексий в Зосимовой пустыни Сразу же став духовником иеромонаха Алексия, отец Герман исповедовал его до конца своей жизни. Он скоро узнал высокие душевные качества инока, его искреннее смирение и богатый опыт священнослужителя, понял его светлую душу. Настороженность сменилась уважением, а затем и большой любовью. Отец Алексий отвечал ему взаимностью. Увеличилось и число исповедников: вместо старушек-богомолок, приходивших к нему в первое время, его духовными детьми стали многие молодые монахи. Через несколько лет его духовничество распространилось и на игумена Германа. Клиросное послушание ему отменили и поручили учить молодых монахов Закону Божию. Дальше мы приведем относящиеся к этому периоду воспоминания отца Владимира 26 . «Когда я пришел в 1901 году в первый раз в Зосимову пустынь после трех лет жизни в Параклите, то встретился в церкви с отцом Алексием. Он мне с первого раза не понравился: показался слишком не по-монашески веселым. Поэтому я и не поступил в эту обитель, а пошел смотреть другие монастыри, не найду ли чего получше. Много обителей осмотрел, но ни одной не нашел по душе и возвратился обратно в Зосимову пустынь, хотя и с неохотой. Попросился у отца игумена Германа в число братий. Игумен меня принял и, взяв мой паспорт, сказал: „Твоим старцем будет отец Алексий». В первый раз пошел я к нему в келию после вечернего правила. Отец Алексий принял меня дружелюбно и все расспрашивал про жизнь в Параклите, о жизни монахов и вообще обо всех правилах. В то время в пустыни еще не было определенного устава, и отец Герман ездил по многим монастырям, чтобы выбрать для своей пустыни более приемлемый. С этой целью он побывал и на Валааме, и в Сарове. В первое время учеников у отца Алексия было немного – всего человек пятнадцать. Все мы к нему очень привязались, полюбили его и часто стали его посещать. Беседы с ним продолжались до полуночи. Мы были усталые после дневных монастырских работ, но отец Алексий увлекал нас простотой и чистотой своего сердца. В беседе с ним мы забывали об усталости. Когда отец игумен узнал, что ученики отца Алексия не давали ему покоя до полуночи, то приказал батюшке принимать только до десяти часов вечера. После этого часа приходил монастырский сторож и прогонял тех, кого находил в келии. После этого приказа мы стали бояться сторожа, но уйти от старца, не побеседовав с ним, мы не могли, поэтому, когда било десять часов, мы все прятались, чтобы нас не видел сторож. После обхода мы возвращались к отцу Алексию, он нас с любовью принимал и иногда, бывало, держал до часу ночи, пока все мы не поговорим с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

Осуждаем человека весьма часто и без всякой зависти. Это часто зависит от укоренившейся привычки осуждать. Осуждение, как и все прочее, становится нашей привычкой, если постоянно осуждаем. Все, что часто делается, становится нашим навыком. Если у кого-нибудь зависть, ненависть владеет сердцем, укоренится привычка осуждать, будет всегда, неумолчно, неустанно осуждать. Эту привычку надо искоренить, не давая ей возрастать в нас. Ловить надо себя на всяком осуждении, осудить себя за всякое осуждение. Осудив себя один-два раза, научимся воздерживаться и перестанем осуждать других, а сосредоточим духовный взгляд на собственном сердце. Так исполним то, о чем просим в молитве Ефрема Сирина:  Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь. Молитвы Молитва при тщеславных помыслах Господи, не дай мне возмечтать о себе как бы о лучшем кого-либо из людей, но думать как о худшем всех и никого не осуждать, а себя судить строго. Аминь. От гордости Молитва святому преподобному Алексию, человеку Божию О, великий Христов угодниче, святый человече Божий Алексие, душею на Небеси Престолу Господню предстояяй, на земли же данною ти свыше благодатию различная совершаяй чудеса! Призри милостивно на предстоящия святей иконе твоей люди, умиленно молящияся и просящия от тебе помощи и заступления. Простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои, и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, в недузех страждущим исцеление, напаствуемым заступление, скорбящим утешение, бедствующим скорую помощь, всем же чтущим тя мирную и христианскую живота кончину и добрый ответ на Страшнем Суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя по Бозе и Богородице возлагаем, но буди нам помощник и покровитель во спасение, да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Преподобному Арсению Великому

http://azbyka.ru/pomogi-gospodi-izzhit-g...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010