Рукопись акафиста, рассмотренная в Московском духовно-цензурном комитете, еще раз возвращена была для исправления. Представленная же в исправленном виде, встретила одобрительный отзыв со стороны Московского духовно-цензурного комитета. Приводим отзыв в формулировке прот. М. Боголюбского: «Акафист преподобному Алексию, человеку Божию, представленный игуменией Московского Алексеевскою девичьего монастыря: 1) вполне согласен с житием преподобного; 2) хваления, приносимые ему, приличествуют подвигам именно сего преподобного; 3) в составе своем акафист полон, имея в икосах обычные в акафистах 12 хвалений; 4) изложен слогом чистым и ясным. Потому много мог бы приносить пользы душевной для подвизающихся в Алексеевской обители. По 237 ст. Цензурного устава акафист сей прежде одобрения к печати должен быть представлен на рассмотрение и разрешение Св. Синода». Но дело об акафисте в Московском духовно-цензурном комитете было задержано прошением от 18 января 1884 года игумений Антонии возвратить рукопись, «так как по некоторым обстоятельствам монастырь отлагает напечатание означенного акафиста». Дело об акафисте было перенесено в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет. 7 января 1884 года за 5 от настоятельницы Московского Алексеевского монастыря поступило на имя Московского митрополита Иоанникия доношение: «Губернский секретарь Андрей Феодорович Ковалевский по вере своей к св. угоднику Алексию, человеку Божию, и по усердию к вверенной мне Алексеевской обители представил мне своего составления акафист св. праведному Алексию, человеку Божию, с предложением представить оный в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет для пересмотра, так как он все свои сочинения всегда представлял в Санкт-Петербург. Приемлю смелость просить архипастырского разрешения Вашего Высокопреосвященства по желанию автора представить акафист в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет». От 3 января 1884 года в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет от настоятельницы Московского Алексеевского монастыря поступило следующее прошение: «Представляя при сем в комитет рукописный акафист, составленный в честь св. Алексия, человека Божия, прошу означенный комитет рассмотреть и разрешить к напечатанию в самом ограниченном количестве экземпляров не для продажи, а для домашнего употребления во вверенной мне Алексеевской обители, так как благочестивое усердие богомольцев, притекающих к молитвенному покрову преподобного Алексия, человека Божия, в обители, посвященной его имени, давно выражается желанием слышать акафист пред Его чудотворной иконой».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Житие Алексия, человека Божия, было известно на Руси с XI века. В Успенском соборе Московского Кремля сохранилась фреска конца XV века с изображением преподобного. Особенно заметным почитание святого было в царствование Алексея Михайловича, небесным покровителем которого был преподобный Алексий, Человек Божий. В 1662 году к дню памяти святого был приурочен выпуск в свет четвертого издания Пролога, в послесловии к которому об Алексее Михайловиче говорилось как о подражателе Алексию, Человеку Божию. В правление Алексея Михайловича была написана и издана в 1671-1674 годах служба Алексию, Человеку Божию. Мотивы Жития отразились не только в ряде древнерусских агиографических сочинений, но и в произведениях писателей XIX-XX веков, в частности в романе Достоевского «Братья Карамазовы». По словам священника Николая Солодова, «как птица, ускользнул он от сети житейских забот, искушения как будто не замечал - и они проходили мимо, не замечая его. Почти как ангел. Человек Божий... Кажется, такими чертами хотел наделить Достоевский Алешу Карамазова». К его образу обращались и композиторы. Святому Алексию посвящена кантата Римского-Корсакова. На Руси Алексий, Человек Божий, издавна стал также героем многочисленных духовных стихов. Русская «нищая братия» веками пела о его страданиях как о своих. Наиболее полный и развернутый вариант духовного стиха об Алексии, Человеке Божьем, опубликован П.В. Киреевским в 1849 в первом томе его собрания народных песен. Н.М. Языков в письме А.С. Пушкину от 1 июня 1836 сообщал на просьбу поэта, что народную легенду об Алексии, Человеке Божьем, «должно взять у Петра Киреевского, сличенную со многими списками». В 1917 году В.П. Адрианова-Перетц писала: «Без преувеличения можно сказать, что ни один из подвижников русской земли не вызвал к себе такого интереса, не пробуждал такого сочувствия к своей жизни, как Алексий, человек Божий». ... И в день памяти преподобного Алексия, Человека Божиего, и изо дня в день мы горячо молимся любимому на Руси святому:

http://ruskline.ru/opp/2019/mart/30/v_tr...

Родители и жена святого Алексия, опечаленные его исчезновением, пытались его найти. Были они и в Эдессе, входили в храм Пресвятой Богородицы и подавали милостыню святому Алексию, не узнав его. Преподобный Алексий провел в Эдессе, прося милостыню, семнадцать лет. Сама Пречистая, явившись во сне церковному сторожу, открыла, что нищий Алексий есть человек Божий. Когда же жители Эдессы стали чтить его, преподобный Алексий тайно бежал. Но корабль, на котором плыл преподобный Алексий, в сильную бурю сбился с курса и пристал к берегам Италии, невдалеке от Рима. Святой Алексий, увидев в этом волю Божию, пошел к дому отца своего, т.к. был уверен, что его не узнают. Встретив отца своего Евфимиана, он попросил у него приюта. Тот рад был принять странника, дал ему место в своем доме, велел носить ему пищу с хозяйского стола и приставил слугу для помощи ему. Остальные слуги из зависти стали оскорблять нищего, но преподобный Алексий принимал издевательства со смирением и радостью. Он по-прежнему питался хлебом и водой, а по ночам молился. Так прошло еще семнадцать лет. Перед смертью, преподобный Алексий написал всю свою жизнь, и то тайное, что было известно отцу с матерью, и слова, сказанные жене после свадьбы. В воскресенье после Божественной литургии в соборе святого апостола Петра совершилось чудо. От святого престола изшел глас свыше: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его». Весь народ в ужасе и восторге стал на колени. В четверг вечером в соборе апостола Петра молили Господа открыть им человека Божия — и с престола изшел глас: «В доме Евфимиана — человек Божий, там ищите». Священство обратилось к Евфимиану, но тот ничего не знал. Тогда слуга, приставленный к святому .Алексию, рассказал Евфимиану о его праведной жизни. Евфимиан поспешил к преподобному Алексию, но уже не застал его в живых. В руке преподобный Алексий держал крепко зажатый свиток. Тело святого Алексия с подобающими почестями перенесли и положили на ложе. Император и Папа Римский преклонили колена, и просили святого разжать руку и отдать свиток. И святой Алексий исполнил их просьбу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Новости 14 октября, 2012 14 октября, 2012 Предстоятель Русской Церкви открыл в Минске памятник Святейшему Патриарху Алексию Патриарх Кирилл снял покрывало с памятника и окропил скульптуру освященной водой. Была возглашена Вечная память приснопамятному Святейшему Патриарху Алексию II. 14 октября, 2012 Патриарх Кирилл поздравил руководителя и сотрудников Российского детского фонда с 25-летием основания организации В заключение он пожелал Российскому детскому фонду " быть центром притяжения и единения для тех, кто, откликаясь на боль и страдания детей, спешит делать добро " . 14 октября, 2012 Патриарх Кирилл прибыл в Минск Из аэропорта Патриарх Кирилл проследовал во Всехсвятский храм Минска, где возглавит церемонию открытия памятника Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. 14 октября, 2012 Патриарх Кирил: Современный пастырь должен научиться адекватно реагировать на повседневные вызовы Ныне мы живем в особое время: время, когда вопросы самоопределения и духовного выбора стоят не только перед отдельным человеком или группой людей, но решаются в масштабах всего государства, всей нации. И богословская школа играет в этом процессе весьма значимую роль. 14 октября, 2012 РПУ организует в Москве Покровский казачий праздник По завершении Божественной литургии состоится крестный ход к Покровскому святому источнику в природно-историческом парке Покровское-Стрешнево. После водосвятного молебна в парке пройдут Покровские казачьи гуляния с концертной программой. Также участникам будет предложено угощение. 14 октября, 2012 Акция милосердия к заключенным пройдет в Москве в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы В каждом храме столицы по окончании Божественной литургии будет совершен молебен о православных христианах, в заключении пребывающих. В домовых храмах следственных изоляторов священники совершат праздничные молебны и поздравят каждого заключенного с праздником. 13 октября, 2012 Патриарх Кирилл: Жертвуя на тюремное служение Церкви, мы приближаем милость Божию к узникам

http://pravmir.ru/category/news/page/481...

И за премногую добродетель святого слава о нем прошла не только в христианских, но и в неверных татарских странах. В это время супруга татарского хана Чанибека разболелась глазами и потребовала к себе человека БожияАлексия, с надеждой получить от него исцеление. Искушение для русского святителя было великое, но он и робостью не постыдил себя, и самонадеянностью не унизил. Он решился идти: но пред отшествием, со всем собором клира и мирян в церкви Пресвятой Богородицы стал петь молебен и освящать воду. И вот, в знамение содействия Божия в предпринятом опасном пути святителя Алексия, загорелась сама собою свеча над гробом почившего его предместника. св. Петра. Святитель, взяв воду освященную и часть от самозагоревшейся свечи, отправился в орду. Сами татары неверные, сам повелитель их Чанибек, с сыновьями своими, с князьями и вельможами вышли навстречу с великим почтением к человеку Божию. Уповая на милость Божию и совершив молебное пение, святитель возжег принесенную свечу, а принесенной водой окропил болящую царицу, и та прозрела. Приблизившись к блаженной кончине своей, и заблаговременно сделав все нужные к этой великой перемене нашей жизни приготовления, святитель Алексий, чувствуя наступление последнего часа, сам совершил священную литургию, причастился Святых Таин, помолился о великом князе и боярах, о воинстве и всех людях, дал всем присутствующим последнее целование, и затем отошел к Господу в бесконечный век. И при такой чисто подвижнической жизни, он заповедал положить тело свое не в церкви, но вне церкви за алтарем, на указанном им месте, «великого и конечного ради смирения». II. Вот сколько душеспасительных уроков предлагает нам своей жизнью святитель Алексий! а)  Хорошо было бы, если бы в юности нашей, подобно святителю Алексию, мы были глубоко внимательны ко внутреннему голосу нашей совести и Господа Бога, – голосу, который каждого из нас зовет к Богу, покаянию и доброй жизни во Христе, зовет всегда, а в некоторых обстоятельствах нашей жизни особенно. б)  Прекрасно было бы, если бы мы по достижении зрелого возраста, сознательно и свободно приняв на себя звание или монашества, или священства, или гражданского, военного и всякого другого служения престолу цареву и Божию, подобно святителю Алексию, ходили достойно нашего звания, по-христиански, не пред очима точию работающе, яко человекоугодницы, но яко раби Христовы, – не для себя, но для Бога и ближних; если бы, взявшись за рало, не зрели вспять и тако управляли себя ко спасению; если бы всякое доброе дело начинали молитвой к Богу и святым Его; если бы к смерти готовились так же внимательно, как готовился святитель Алексий; если бы о царе и августейшем доме его и всех людях молились всегда и пламенно также, как молился святитель Алексий; если бы, одним словом, жили и умирали также, как жил и почил святитель, чтобы другие, видя наши добрые дела и мирную христианскую кончину, прославляли небесного нашего Отца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Отец Андроник любил принимать участие во всех послушаниях. В праздники после служб и трапезы он не отдыхал, а прочитывал несколько глав Евангелия, акафисты, затем спешил на кухню и чистил картошку для общей трапезы, назначая одного из братии на чтение Житий святых, чтобы не было празднословия, и братия назидалась словом Божиим. Своих духовных детей из братии он принимал в любое время и был весьма внимателен к каждому. С вечера батюшка прочитывал пять глав Евангелия, одну четку с тридцатью поклонами, клал отдельные поклоны Спасителю, Матери Божией, Ангелу Хранителю, святому Архистратигу Божию Михаилу, святому Пророку и Крестителю Господню Иоанну, святому Апостолу Иоанну Богослову, преподобному Андронику, святым Апостолам Петру и Павлу, Андрею Первозванному, Луке, Марку, Матфею, святым пророкам Илие и Моисею, святым праведным Иоакиму и Анне, Захарии и Елисавете, Симеону Богоприимцу и пророчице Анне, святителям Христовым – Василию, Григорию, Иоанну Златоусту , Николаю, Алексию, Феодосию, Иоасафу, Гермогену, Петру, Арсению, Стефану, великомученикам Пантелеймону, Георгию, Иоанну Воину, Димитрию Солунскому, Нестору, Гурию, Самону и Авиву, великомученицам Варваре, Екатерине, Акилине, Татиане, Вере, Любови, Надежде, Софии, Параскеве, святым равноапостольным Нине, Марии Магдалине, Фекле, преподобной Марии Египетской, мученице Фомаиде, преподобным Серафиму Саровскому , Сергию Радонежскому, Иоанну, Тихону Калужскому, Афанасию Великому , Пахомию Великому , Варлааму, Иоасафу, Авениру, Мартиниану, Иоанну Многострадальному, Алексию, человеку Божию, Симеону Верхотурскому, Иову Почаевскому , благоверным князьям Александру Невскому и Владимиру, царю Константину и царице Елене. После этого батюшка полагал поклоны за настоятеля, своих духовных чад, близких, за умерших братий, за родных. Затем ложился спать на короткое время. Вставал он в два часа ночи или раньше и уже не ложился, говорил: «Томлю томящего мя». Он совершал свое пятисотное правило не спеша, делая поклоны с благоговением и вниманием. После пятисотного правила по четкам, он читал еще четки святым угодникам, а потом переходил на чтение Евангелия, Псалтири с помянником и акафиста. Еще батюшка очень любил читать «Службу во вся дни», она с ним была и в ссылке, и в лагерях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Будем благодарить Бога, что Он явил нам в нашей жизни подвижника, пронесшего горячность сердца, устремленность ко Христу через все свои долгие годы до самых последних минут. Кто-то сегодня говорит о выгорании, о почти неизбежном равнодушии, но вот нам всем пример подвижника-мирянина, который и по смерти будет и обличать, и вдохновлять нас. И священников, и монахов, и мирян, и архиереев. Промыслительно, что заупокойную молитву о нем мы совершаем у места погребения отца Иоанна (Крестьянкина) – старца, благословение которого много лет назад легло в основу духовного пути ныне отошедшего ко Господу Алексея Ивановича Сидорова. Царство ему Небесное и вечной покой!» скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Светлана 6 марта 2020, 01:12 Вечная память! Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного Алексия в месте светле, в месте злачне... иПавел 24 февраля 2020, 20:23 Царствие небесное рабу Божию Алексию! Он любил студентов, любил людей, все время работал, с охотой, не забывал во время преподавания церковных наук о вечном, о главном. И это вдохновляет. рБ Марина 24 февраля 2020, 12:37 ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ нов.рБ АЛЕКСЕЮ!!! Читательница (Подмосковье) 24 февраля 2020, 12:32 Жаль,что уходят последние из могикан. Скудеют культура,образование–как светское,так и духовное… Уходит поколение,представители которого своим трудом и образом жизни являли пример для подражания,и которое мы по праву могли считать гордостью нации.Я не училась у Алексея Ивановича,но благодаря интернету знакома с его лекциями и считаю себя его ученицей.С первой его лекции было понятно,что это высокий профессионал,вкладывающий в дело,которому он служит,всю свою душу. У Н.В. Гоголя в «Выбранных местах из переписки…» есть такие слова:«Обращаться со словом нужно честно.Оно есть высший подарок Бога человеку».Слово Алексея Ивановича было честным. Царство Небесное рабу Божию Алексию и вечная память. Анатолий 24 февраля 2020, 12:31 Помяни, Господи, раба божия Алексия, внегда приидеши во царствие си!

http://pravoslavie.ru/128728.html

Прося разрешить напечатание сих служб и акафистов, преосвященный Тихон ходатайствует пред Святейшим Синодом о соизволении Святейшего Синода торжественно отпраздновать Почаевской Успенской Лавре 13 октября 1883 года пятидесятилетний юбилей ее со времени возведения из простой обители на степень лавры. Святейший Синод 17 марта 1883 года за 524 постановил: «Препроводить рукописи при указе в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет для рассмотрения». 20 марта 1883 года за 542 Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет доносил Синоду: «Рассмотрев рукописи, архимандрит Арсений донес комитету, что в них оказались некоторые неточности догматического свойства, неправильные применения изречений Священного Писания к почаевским событиям, неточность выражений и погрешности в словосочетании, иногда зависевшие, может быть, от переписчика, и что все таковые места по возможности им исправлены». Комитет духовной цензуры полагал, что означенные рукописи со сделанными в них цензором архимандритом Арсением исправлениями могут быть одобрены к напечатанию. Синод 27 июля/14 августа 1883 года за 1372 определил: «Службы и акафисты разрешить к печати, но не иначе, как со сделанными в них цензором архимандритом Арсением исправлениями и 2) уведомить указом Преосвященного Волынского, что Св. Синод одобряет представленный Преосвященным проект программы празднования 13 октября 1883 года пятидесятилетнего юбилея Почаевской Лавры со дня включения ее в число православных российских лавр». Указ Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету был послан 17 августа 1883 года за 2536 228 . 73 Акафист св. Алексию, человеку Божию 5 июля 1881 года Московскому духовно-цензурному комитету было сдано от высокопреосвященного Макария, митрополита Московского, прошение настоятельницы Московского Алексеевского монастыря игумений Антонии о разрешении напечатать рукопись «Акафист святому Алексию, человеку Божию» с резолюцией митрополита: «3 июля 1881 года предлагаю цензурному комитету рассмотреть этот акафист и о достоинствах его дать свой отзыв».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Подобно тому как вереницей световых образов может быть воссоздан образ духовной светоносности, так группы других конкретных образов могут воссоздать другие стороны христианской духовности. Ввиду того, что пользование теми или другими образами материального мира не безразлично при употреблении их для изображения предметов духовных, остановим еще внимание на том, какие конкретные образы чаще всего употребляются в акафистах для выражения мира духовного. Берем несколько примеров: «Радуйся, свеще неугасимая, в молитвах присногорящая у престола Господа славы» (ик. 10 акафиста Симону Кананиту); «Радуйся, свеще неугасимая, в молитвах к Богу возжженная горе» (ик. 11 акафиста Алексию, человеку Божию); «Радуйся, лампадо, елей милости Божия изливающая» (ик. 6 акафиста Прокопию, юродивому Устюжскому); «Радуйся, лампадо златая, ко умилостивлению Праведнаго Судии возжженная» (ик. 11 акафиста Артемию Веркольскому); «Радуйся, светильниче сияющий добродетельми» (ик. 9 акафиста Тихону Калужскому); «Радуйся, светильниче духовный, верным путь спасения освещающий» (ик. 11 акафиста Артемию Веркольскому); «Радуйся, луча, озаряющая сущия во мраке жития плотскаго» (ик. 11 акафиста Павлу Обнорскому); «Радуйся, лучу теплый, хладость нашу согреваяй» (ик. 11 акафиста Артемию Веркольскому); «Радуйтеся, углие, любовию божественною горящий» (ик. 2 акафиста Адриану и Наталии); «Радуйся, присногорящий огню Божественныя любве» (ик. 5 акафиста Пантелеймону); «Радуйся, пламень, пожигаяй злочестие» (ик. 11 Тихону Калужскому); «Радуйся, заре, свет новый миру возвестившая» (ик. 4 акафиста Иоанну Предтече); «Радуйся, деннице солнца незаходимаго» (ик. 4 акафиста Иоанну Богослову); «Радуйся, деннице, возшедшая просвещати Церковь Христову многими чудесы» (ик. 9 акафиста Алексию, человеку Божию); «Радуйся, звездо, блистающая на тверди церковной» (ик. 1 акафиста Димитрию Солунскому); «Радуйся, звездо, путь, ведущий ко Христу осветившая» (ик. 7 акафиста Иоанну Предтече); «Радуйся, звездо, греховную тьму, таящуюся в нас, светом учения твоего разгоняющая» (ик. 7 акафиста Павлу Обнорскому); «Радуйся, светозарное света евангельскаго сияние» (ик. 11 акафиста Иоанну Предтече); «Радуйся, светило, страну сию, прежде непроходимую, собою просвещающее» (ик. 7 акафиста Павлу Обнорскому); «Радуйся, яко солнце в добродетелех просияваяй» (ик. 11 акафиста Прокопию Устюжскому).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Семнадцатый день. Поуч. 1-ое. Препод. Алексий, человек Божий. (В чем мы должны подражать Алексию, человеку Божию?) I. Препод. Алексий, человек Божий, память коего совершается ныне, жил в Риме и был сын знатных и благочестивых родителей Евфимиана и Аглаиды. Усердно помогая бедным, наслаждаясь всеми благами мира, родители его часто скорбели о том, что у них нет детей, нет сына, который был бы для них опорою в старости. Наконец Господь услышал их молитву и даровал им сына, которого они назвали Алексием. Воспитанный в строгом благочестии, Алексий с юности обрек себя на лишения, соблюдал строгий пост, носил на теле власяницу и постоянно желал посвятить себя иночеству. Когда родители обвенчали его с благородною девицею, он, в самый день брака, оставшись с нею наедине, подал ей золотой перстень и драгоценный пояс и сказал: «храни это; и Бог да будет между мною и тобою». Потом, удалившись в свою комнату, он сложил с себя брачную одежду и, взяв несколько денег, в простом рубище скрылся из родительского дома. После долгих странствований он прибыл в Персию и здесь, в городе Едессе, поселился при храме Пресв. Богородицы – жил как нищий, питался милостынею и каждое воскресенье приобщался св. Таин. Между тем родители Алексия и молодая супруга его долго его искали и усердно молили Бога о его возвращении. Алексий, живя в Едессе, подвизался в крайней нищете и глубоком смирении. Один из служителей храма однажды увидел во сне Богоматерь, Которая сказала ему: «введи в церковь Мою человека Божия, ибо молитва его восходит к небу и на нем почиет Дух Божий». Когда служитель недоумевал, о ком идет речь, Богоматерь, явясь к нему снова, указала на нищаго, сидевшего у дверей храма. С тех пор все стали оказывать Алексию величайшее уважение; но он, удаляясь славы, отправился в другую страну. Занесенный, по устроению Промысла Божия, бурею к берегам Рима, Алексий возвратился в родной город и стал жить подле родительского дома, скрыв пред родителями, что он их сын. Отец, не узнав его и почитая его за нищаго, подавал ему милостыню, которою Алексий делился с другими.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010