По характеру очень отзывчивый, Алексий имел такое правило: если человек обманывал его раз, другой, то он как бы отсекал его от тесного общения, не делая ему ни плохого, ни хорошего. По-прежнему здоровался, но взаимность исключалась. Пояснял: «Иначе, если продолжать, то опять дойдет до искушения, обидишься или поступишь с ним неправильно. Лучше сразу себя ограничить... » Был у него такой предел, перейдя который, он держался очень стойко... Брат пожаловался ему: духовник не принимает, гонит. А отец Алексий посоветовал: «Потерпи, подойди к батюшке, сделай земной поклон, попроси, и он примет». Такой ответ удивил. Брату казалось, что они совсем разного духа: Алексий общительный, а тот духовник строгой жизни и, наоборот, избегает людей... У лаврской труженицы на родине умерла мама. На похороны дочь не успела, а через Алексия написала наместнику прошение о материальной помощи на поминки. Владыка благословил обратиться к одному начальствующему лаврскому отцу, тот отправил к другому, а последний, вообще, отказал... Со скорбью пожаловалась Алексию: «Батюшка! Почти двадцать лет отработала в Лавре, и так отнеслись... » Тот внимательно выслушал, а потом спросил: «Матушка, а нужны ли маме лаврские деньги? Может, как-нибудь без них?.. Так было бы лучше». Подумал еще немного и уверенно подтвердил: «Нет... Ей такое поминание не нужно. Вы уж как-то так, своими силами...» Было видно, что он молился, и в конце добавил: «Это когда есть необходимость, скажем, на похороны. А на поминание – нет, не надо...» Разговор с Алексием удивил и утешил эту сестру. Потом и правда все устроилось... Как-то раз Алексий с мамой, подъезжали к Серафимовскому скиту и повстречали женщину, которая нехорошо отзывалась о ските. Алексий сразу же: – Мамо, возьмем? Подбросим? – Да не надо! Она слишком много разговаривает. Проехали мимо и Алексий заметил: – Мама, такой был случай угодить Богу! Такой случай!.. – И правда. Давай вернемся, – спохватилась матушка. Но было уже поздно. До скита оставалось всего метров двести-триста. Дело было не в том, чтобы подвезти человека, а в возможности посрамить невидимого врага, выбравшего для своих козней эту немощную женщину. Как быстро Алексий отреагировал! В этом мимолетном разговоре приоткрылось его внутреннее делание. Помня наставление Батюшки Кирилла: «Зло побеждается только добром», он если не делом, то намерением исполнил заповедь Божию: «Любите враги ваша... Добро творите ненавидящим вас... " 51

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всего себе на служение Богу управил еси, отче, волю Божию выну творя и умом на небесех пребывая; сего ради духовнаго мира созерцатель сподобился еси быти, сия же видения тайно письменем предал еси, токмо малое нечто блаженной игумении Марии поведав. Дивящеся же сему и устрашающеся, с верою воззовем: Радуйся, пречудный лик Христов созерцавый; радуйся, гласу Божественному пресладкому внимавый. Радуйся, яко стража Церкве восхоте тя Господь нарещи; радуйся, яко овцы Своя словесныя тебе поручи. Радуйся, Пресвятою Богородицею со одра болезни возставленный; радуйся, заступления Ея удостоенный. Радуйся, благодатный мир в сердце своем стяжавый; радуйся, всем страждущим независтно милость твою изливавый. Радуйся, очима телесныма ангельское блистание видевый; радуйся, небеснаго пения безплотных наслаждавыйся. Радуйся, Царствия Божия на земли предтече; радуйся, земный Ангеле и небесный человече. Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче. Кондак 9 Всякое естество ангельское радовашеся, егда един от Ангел возвести тебе в алтаре о начале твоего ангельскаго служения. Ты же, отче, житием твоим безплотным подобяся, воспел еси Богу: Аллилуйя. Икос 9 Ветии многовещаннии умолкают, зряще обилие чудес твоих, Алексие праведне, мы же, неискусен язык имуще, обаче желанием прославити тя побеждаеми, с любовию взываем ти сицевая: Радуйся, Духа Святаго жилище украшенное; радуйся, от бед и скорбей прибежище благоотишное. Радуйся, отче великий и смиренномудрый; радуйся, души людския ко Христу приводяй. Радуйся, словеса Божия на сердце твоем начертавый; радуйся, единыя правды Божия взыскавый. Радуйся, оправдания Божия паче всех тленных благ возлюбивый; радуйся, в послушании Богови присно пребывый. Радуйся, сокровенных подвигов ради Христа делателю; радуйся, тайныя милостыни раздаятелю. Радуйся, яко еси бесов добропобедный прогонитель; радуйся, яко еси добродетелей в чадех твоих насадитель. Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче. Кондак 10 Спасти хотя душу и Царствие Небесное наследовати, отче Алексие, велиим подвигом от Господа прощение грехов прияти сподобился еси, темже улучив жизнь вечную, со Ангелы славиши Бога: Аллилуйя. Икос 10

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Это имеет самое прямое отношение и к разрешению " еврейского вопроса " в наше время: он нам дан Богом как испытание нашей мудрости в деле спасения соотечественников, " не ведающих, что творят " , нашей стойкости в сопротивлении глобальной агрессии " ведающих " врагов, и нашей верности Христу до самой смерти. Поэтому, даже сознавая невозможность построения совершенного общества на грешной земле, мы в качестве ориентира для правильного жизненного пути должны хранить верный идеал русской православной государственности и стремиться к ее воссозданию, надеясь на помощь Божию, ибо Россия не такая страна " как все " (на это надеялись многие наши святые в своих предсказаниях: что наша катастрофа попущена Богом для нашего вразумления и возвращения к истине). Подлаживать же Православие под требования окружающего нас антихристианского мipa, что часто выдается за " мудрость " , а наше сопротивление ему за " провокацию " - это не что иное, как соучастие в апостасии, предательское принятие за норму ее, а не истину Православия. В последнее время дискуссия на эту тему обострилась в связи с нашим Обращением 500-5000-15000, о чем я выпустил уже второе расширенное издание сборника под названием " Жить без страха иудейска! " - так называется и наше стихийно возникшее движение, ставящее себе первой целью растабуирование " еврейского вопроса " , расширение границ свободы в его обсуждении. Один из важных документов этого движения - " Письмо пятерых " патриарху Алексию по " еврейскому вопросу " , помещенное в этом сборнике. Первыми результатами этого движения стало то, что прокуратура признала кодекс Шулхан арух оскорбительным для неевреев, а в вопросах, поставленных нашим Обращением, не нашла антисемитизма, за который нас требовала судить еврейская сторона. Дискуссия вокруг Обращения помогла также лучше выявить духовный облик многих деятелей, считающих себя православными - кто готов к сопротивлению антихристу, а кто лукаво мудрствует " страха ради иудейска " (см. изданный от имени анонимной " редакции " шабесгойский сборник В.П.Семенко и др. " Анатомия провокации " , М., 2005). Даже прокурорский и судебный отказ применить к издателям человеконенавистнического кодекса Шулхан арух нормы российского законодательства (ст. 282 УК РФ) продемонстрировали всю степень еврейского засилья: евреи в РФ неподсудны, каких бы преступлений они ни совершали. Этот вывод полезен для осознания истинного положения.

http://ruskline.ru/analitika/2005/11/02/...

Значит, мы имеем примеры в животной жизни, которые подрывают исключительную важность «закона», указываемого социал-демократами. Значит, – говорить, будто в человеческой жизни экономика – основа всего, так же неразумно, как непростительно утверждать, что белый цвет указывает на подлинную природу солнца. Когда же из области животных мы переступим в царство святых людей, то этот «закон» там уже вовсе потеряет свою силу. Что бы со своей «экономикой» стали делать социал-демократы, если бы им пришлось говорить, наприм., о Симеоне Столпнике, который 30 лет стоял на столбе, приковав себя к нему цепью и думая только о молитве, почти совершенно забывая о пище? Или как свою излюбленную «экономику» приложат они, в качестве закона, к св. Алексиючеловеку Божию, к св. Павлину, епископу Ноланскому, которые презирали для Господа славу, почести и всё своё имение раздавали нищим? Ясно, что для таких христианских подвижников «экономика» имела почти то самое значение, какое занимает она в жизни «тонкопряда». А раз так, ненаучно и пристрастно всю жизнь человеческую сводить к господству в ней плоти. Это самое надобно сказать про массы людские в период расцвета в них возвышенных верований. Довольно здесь вспомнить про первых христиан, о которых повествует кн. Деяний. Они продавали свои имения, приносили к ногам Апостолов деньги и всякой «экономикой» жертвовали ради Христа ( Деян. 4:32–37 ). Однако мы впали бы в «надутое пустословие», если бы стали умалять значение для нашей жизни материальной основы – экономики. Повторяем, – это значение мы принимаем в полном объёме, хотя и с оговоркой. Мы думаем, что питание имеет для нас такую же силу, как и воздух. Однако было бы странно – качество человеческой образованности измерять цветом окружающего нас воздуха. Подобно этому, удивительно, когда марксисты всю историю людей объясняют сменой разнообразных хозяйственных условий. Между экономикой и нашей жизнью, нашим духовным богатством нет причинно-необходимой связи 105 . В таком же разобщённом отношении находится исходное начало социал-демократов к их общественной нравственности. Из того, что людьми правит естественная необходимость, – то, что они называют экономикой, – не следует, будто человеческая история должна развиваться по законам гегелевой «диалектики».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Молитва духовника перед исповедью Господи Боже мой! Прости мне и чадам моим духовным вся согрешения, вольная и невольная. Сподоби мя свято, в мире душевном, во здравии души и тела совершить предстоящую спасительную исповедь. Слово разума и рассуждения духовна-го подаждь ми. Тожде подаждь и чадам моим духовным; дух покаяния сердечного и исповедь совершенну даруй им. Соблюди нас в истинной вере и благочестии. Святый душевный мир подаждь нам и вечное спасение. Яко Ты еси наш Просветитель и Спаситель, и Тебе славу воссылаем вовеки. Аминь. Молитва человека, ищущего покоя в Боге (духовное завещание старца) Господи Боже наш! Прости нам вся прегрешения наша, вольная и невольная! Во всем да будет Твоя святая воля над нами, грешными. Нас же сподоби во всем неуклонно, в мире душевном, покоряться всеблагой и премудрой воле Твоей и исполнять ю, и имиже веси судьбами, спаси нас, недостойных раб Твоих; тогожде сподоби и присных наших, и всех людей Твоих, яко вся ведый, яже ко истинному благу нашему, Всемилостивый и Благословенный вовеки. Аминь. Молитвенная просьба Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Пресвятая Владычице моя Богородице и святый мучениче Трифоне, пошлите мне благой и честный труд, во славу Божию и на пользу ближних моих. Аминь. Приложения Документы об уходе в затвор и пребывании в нем старца Алексия Строителю Смоленской Зосимовой пустыни игумену Герману Временные правила для безмолвнической жизни духовника пустыни иеромонаха Алексия С вечера 3 февраля 1908 года до конца Пасхи, в виде опыта, духовнику пустыни иеромонаху Алексию разрешается проводить безмолвную жизнь, порядок которой определяется так. 1 .  Первые пять дней каждой седмицы (с понедельника до пятницы включительно) он должен безвыходно находиться в своей келии, исполняя суточное церковное последование и то келейное правило, которое вы ему назначите как его духовник и настоятель; остальное время он посвящает чтению слова Божия, отеческих творений и душеспасительных книг, а также и другим занятиям по своему усмотрению.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

А затем отец Алексий сказал: «И поэтому я бы хотел сосредоточиться на трех таинствах, которые, без сомнения , являются таковыми, потому что они по-настоящему меняют человеческую жизнь и приобщают человека к Богу. Таинство крещения - это таинство, которое делает человека христианином. Таинство рукоположения, хиротонии, которое является таинством миропомазания первым. Потому что миропомазание как образ хиротонии появилось достаточно поздно, а изначально Дары Святого Духа подавались апостолами через рукоположение. Миропомазание по смыслу ничем не отличается от рукоположения. И таинство Евхаристии». Тут, конечно, не содержится прямых фраз о том, что я, дескать, презираю четыре таинства из семи, а два таинства смешиваю в одно. Но в этом нет ничего удивительного. Еретики всех веков отличались лживостью и изворотливостью. Архимандрит Рафаил (Карелин) так говорит о повадках современных нам еретиков-модернистов: «Модернисты, высказывая свои мысли, стараются не раскрывать их до конца, чтобы не выдавать свою антиправославную сущность. Поэтому у модернистов чувствуется отрывочность и незаконченность концептуальных взглядов». При этом следует вспомнить, что протестанты отвергают все таинства кроме таинства крещения. Так что протоиерей Алексий Уминский идет в этом вопросе по стопам еретиков-протестантов. Что ждет после смерти поверивших отцу Алексию людей Как бы человек ни каялся, но если он не расскажет о каком-либо грехе на исповеди, и если священник не отпустит ему его, то после смерти душа человека встретит этот грех. И если грех большой, он воспрепятствует душе войти в Царство Небесное и низведет ее в ад. Из сказания о мытарствах блаженной Феодоры православные христиане знают, что во время прохождения посмертных мытарств Феодора услышала от ангелов: «Нет иного пути для душ, восходящих на небо, все идут этой дорогой, но не все бывают так истязаемы, как ты и подобные тебе грешники, которые творят неполное исповедание своих грехов, из ложного стыда утаивая перед духовником срамные дела свои. Кто же чистосердечно рассказывает на исповеди все свои злые дела и жалеет о содеянном, того грехи невидимо заграждаются Божиим милосердием. И когда всякая покаявшаяся душа приходит сюда, воздушные истязатели, раскрыв свои книги, не находят в них ничего записанного, и такая душа, радуясь, восходит к престолу Божию». Прижизненные страдания презрителей исповеди

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/28/o_...

Радуйся, погибели геенской избавителю. Радуйся, отче наш Алексие, новый мучениче и скорый помощниче. Кондак 5 Боготечная звезда явился еси людям быв ревностным служителем Божиим, яко в обличении расколов наипаче порадел еси, во еже нераздран хитон Христов сохранити. Таковому в тебе дару радующееся, воспеваем: Аллилуиа. Икос 5 Видеша тя пастыря добра, емуже суть овцы своя, желая всем вся быти, да все взыщут Единого Бога. Мы же, уповая достигнути спасения преславным ходатайством твоим, возносим ти сицевая: Радуйся, к небеси всех приводяй. Радуйся, на пути сем утверждай. Радуйся, стадо Христово упасл еси. Радуйся, овец заблюдших не отвергл еси. Радуйся, яко тобою сетей мира избавляемся. Радуйся, яко тобою ревности по Бозе исполняемся. Радуйся, свет дел твоих пред человеки просветися. Радуйся, заповедем научивый и сотворовый я. Радуйся, паствы твоея присное сохранение. Радуйся, во всем пути ея соблюдение. Радуйся, веры и надежды сеятелю. Радуйся, любви Христовой носителю. Радуйся, отче наш Алексие, новый мучениче и скорый помощниче. Кондак 6 Проповедник и оплот веры православной явился еси отче Алексие, за сие бурю гонений воздвигоша врази Христовы на тя, но вверив живот свой Божию промышлению, усерднее взывал еси: Аллилуиа. Икос 6 Воссиявый яко поборник чистоты Православия в граде Москве, от лжеучений безбожных и прельщений душепагубных обновления чад Церковных сохраняя словом и делом, за сие от святого Патриарха Тихона удостоился еси благословления и награждения, с ним и мы купно ублажаем тя: Радуйся, раскол и ересь посецаяй. Радуйся, гордых и строптивых устрашаяй. Радуйся, лжеучителей лукавство разоривый. Радуйся, маловерных в правой вере утвердивый. Радуйся, крепкая вайя древа правоверия. Радуйся, богоизбранный посрамителю неверия. Радуйся, от стрел лукавых оградивый. Радуйся, мечом духовным сохранивый. Радуйся, усты Божественными истины являяй. Радуйся, Евангелия словеса вещаяй. Радуйся, падающих крепкое возведение. Радуйся, право стоящих споможение. Радуйся, отче наш Алексие, новый мучениче и скорый помощниче. Кондак 7

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

По делу об акафисте Алексию, человеку Божию, был привлечен к ответственности Стефан (Яворский) . Любимов при дознании заявил, что акафист и другие сочинения он представил Стефану, который будто бы отнесся к нему одобрительно. Но на запрос Феофана (Прокоповича) и Феодосия (Лопатинского), производивших дознание по делу об акафисте св. Алексию, Стефан (Яворский) ответил, что действительно он принял от Любимова тетради, но сам внимательно их не смотрел, следовательно, не мог и хвалить, а переслал их в учительный монастырь к учителям, чтобы те рассмотрели, нет ли в них чего противного православной вере, а рассмотрены ли были произведения Любимова, он не знает. Между прочим Стефан в своем ответе на обвинительный запрос Феофана пишет: «В то время (то есть когда он поручал рассмотрение акафиста учителям) еще не было запрещения, чтобы не писать никаких писем, к хвале Божией надлежащих». Дело об акафисте св. Алексию, человеку Божию, стоит на рубеже от Досинодального периода Русской Церкви к Синодальному. 45 См. также Псалтирь с восследованием (полуустав XVI века, 28/285, 32/289, 35/595, 48/305), Канонники (полуустав XVI века, 145/402, 150/407, 151/408, 177/434, 182/439, 189/446), Канонники (полуустав XVII века, 196/453, 206/463, 210/467, 217/474, 224/481, 229/486). 46 [Библиографию печатных акафистов Спасителю, Пресвятой Богородице и святым см. в «Изданиях акафистов (и содержащих акафисты) Досинодального периода».] 47 [См. Приложение III – таблицу «Сравнение более важных изменений в тексте акафиста Пресвятой Богородице» – на с. 637–640.] 49 См.: Собрание рукописей Петра Дубровского в Императорской публичной библиотеке. Акафист не полный: в нем недостает листов 23–27. 50 См.: Собрание книг Ф. Ф. Мазурина в Московском главном архиве Министерства иностранных дел. После посвящения и приветствия Алексею Петровичу листы затеряны. Первых восьми кондаков и икосов нет. Начинается текст акафиста с 9-го кондака. Читать далее Источник: Православные русские акафисты. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. – 656 с. – (Серия «Литургическая библиотека»). ISBN 978–5–88017–345–7 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Тем временем родители и жена Алексия, опечаленные его исчезновением, послали слуг на поиски. Были они и в Едессе, подавали милостыню Алексию, не узнав его. А через некоторое время вернулись в Рим, так и не найдя юноши. Родные смирились и, хотя продолжали тосковать о нем, но положились на волю Божию. Алексий провел в Едессе 17 лет. Сама Пречистая, явившись во сне церковному сторожу, открыла, что нищий Алексий есть человек Божий. Когда же жители Едессы стали почитать его, он тайно бежал. Он думал отправиться в г. Тарс но корабль в сильную бурю сбился с курса, долго блуждал и пристал наконец к берегам Италии, недалеко от Рима. Алексий, узрев в этом промысл Божий, пошел к дому своего отца своего, ибо был уверен, что его не узнают. Встретив отца, он попросил у него приюта. Тот рад был принять нищего, дал ему место в сенях своего дома и велел носить ему пищу с хозяйского стола. Слуги из зависти стали исподтишка оскорблять нищего, но Алексий прозрел в этом дьявольское наущение и принимал издевательства со смирением и радостью. Он по-прежнему питался хлебом и водой, а по ночам бодрствовал и молился. Так прошло еще 17 лет. Когда же приблизился час кончины его, преподобный Алексии записал всю жизнь свою и то тайное, что было известно отцу с матерью, и слова, сказанные жене в брачном покое. В воскресенье после Божественной литургии в соборе апостола Петра совершилось чудо. От престола исшел глас: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его». Народ в ужасе и восторге пал ниц. В четверг вечером в соборе молили Господа открыть им человека Божия – и от престола исшел глас: «В доме Евфимиана – человек Божий, там ищите». В храме присутствовали римский император Гонорий (395–423) и папа Римский Иннокентий I (402–417). Они обратились к Евфимиану, но тот ничего не знал. Тогда слуга, приставленный к .Алексию, рассказал о его праведности. Евфимиан поспешил к Алексию, но уже не застал его в живых. Лик блаженно почившего святого сиял светом нездешним. В руке Алексий держал крепко зажатый свиток. Тело его с подобающими почестями перенесли и положили на ложе. Император и папа Римский преклонили колени, прося святого разжать руку. И святой Алексий исполнил их просьбу.

http://pravoslavie.ru/565.html

Много людей исполнено великой благодарности тебе... Много людей, которые будут жалеть, что не знали дня твоего погребения, не могли быть здесь и проводить тебя в место упокоения. Ты для многих был утешением, ангелом-хранителем, мудрым врачом и целителем душевных недугов, руководителем в жизни... В годы церковных скорбей ты был „Православия ревнителем и раскола искоренителем», как святитель Димитрий Ростовский , которого мы вчера вспоминали. Появился раскол обновленчества. И ты был грозным обличителем этого раскола. Ты говорил, что велик и тяжек грех раздорников церковных, что упорство есть непростительный грех хулы на Духа Святого. В последнее время появился раскол другого характера: некоторые отделились от единства Церкви, якобы ради благочестия, ради сохранения во всей строгости Православия. Ты и в этом случае всем определенно советовал путь полного, а не наполовину послушания церковной власти. Ты был не только против раскола, необдуманного и неосновательного, но и против непослушания и осуждения церковной власти, против излишних сомнений и смущений. Пусть знают это новые церковные раздорники, якобы ради благочестия раздирающие и без того измученную Церковь . Они хотят опираться в своем раздоре и на старцев. Так пусть же знают, что старец отец Алексий не с ними. Итак, братие, будем от всего сердца благодарны почившему отцу Алексию и выразим эту благодарность не только на словах, а главным образом на деле – всей своей жизнью, исполнением его заветов». После разрешительной молитвы епископ Павел, выйдя на амвон, прочитал завещание батюшки, написанное им собственноручно за шесть лет до кончины, которое он сам просил прочитать вслух над его гробом. † «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Оставляя свое земное пребывание и переселяясь в жизнь загробную, воссылаю хвалу и благодарение Всемилостивому Господу Богу за Его бесчисленные благодеяния мне, недостойному. Слава Богу о всем. Хвалу и благодарение воссылаю Преблагословенней Владычице Богородице, святому ангелу-хранителю моему, святым хранителям и покровителям моим: великомученику Феодору Тирону, святителю Алексию, митрополиту Московскому, преподобному Алексию, человеку Божию, и всем святым за их благодатное охранение меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010