Известно, что Петр насильно постриг в монахини свою первую супругу, Евдокию Лопухину, и женился на Екатерине. Яворский сказал в проповеди: «Се имате мзду, закона Божия разорители, и слышите громы, заповедей Божиих преступницы; того ради не удивляйтеся, что многомятежная Россия наша доселе в кровных бурях волнуется; не удивляйтеся, что по толиких смятениях доселе не имамы превожделенного мира. Кто закон Божий раззоряет, от того мир далече отстоит; где правда, там и мир. Море, свирепное море-человече законопреступный! Почто ломаеши, и сокрушаеши и разоряеши берега? берег есть закон Божий, берег есть, во еже не прелюбы сотворити, не вожделети жены ближнего, не оставляти жены своея; берег есть во еже хранити благочестие, посты, а наипаче четыредесятницу, берег есть почитати иконы. Христос гласит в Евангелии: аще кто церкви не нослушает, буди тебе яко язычник и мытарь». Слушавшие эту проповедь сенаторы нашли в ней оскорбление царской чести и послали ее к Петру. Петр, прочитав в ней обличение человеку бросившему свою жену, не хранящему постов, не слушающему церкви и потому долженствующему быть для членов церкви как язычник и мытарь, собственноручно заметил против этого обличения: «перво одному, потом с свидетели»... т. е. он находил, что проповедник не соблюл евангельского правила, повелевающего обличать сначала на едине, потом при свидетелях и уже после всего этого в церкви. Наконец, воспользовавшись тем, что 17 марта церковь празднует св. Алексию, человеку Божию, Яворский в заключение этой проповеди обратился к св. Алексию с такою молитвою о царевиче Алексие Петровиче, который сочувствовал старой, враждебной Петру и его реформам, партии и который в это время странствовал за границей: " О угодниче Божий! Не забуди и тезоименника твоего, а особенного заповедей Божиих хранителя и твоего преисправного последователя! Ты оставил еси дом свой: он такожде по чужим домам скитается; ты удалился еси родителей: он такожде; ты лишен от рабов, слуг и подданных, другов, сродников, знаемых: он такожде...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Господи, и исповедую…» Читал ее так тихо, что едва можно было разобрать слова, часто останавливался. После причастия отец Макарий поил старца теплотой, а духовник старца, Зосимовский иеромонах Владимир держал свечу. Отец Алексий с радостной улыбкой смотрел им в глаза, как будто прощаясь. После этого отец Алексий совсем ослабел и тяжело дышал. Дали ему молока. Он выпил одну ложечку. После этого ему стало легче, и он тихо скончался. Было 4 часа 20 минут по полудни. Духовное начальство отложило погребение старца до четвертого дня – народ так любил отца Алексия, что люди день и ночь толпами стояли у гроба, даже дети подходили и целовали ему руки. Старец лежал как живой, никакого смертного запаха не ощущалось. Несмотря на суровые преследования большевистских властей на отпевание вышли пять архиереев: архиепископ Бийский Иннокентий; епископ Никон; епископ Белевский Игнатий (Садковский) ; епископ Егорьевский Павел; епископ Суздальский Григорий; епископ Варфоломей (Ремов) , наместник Петровского монастыря (не облачался, отдавал распоряжения, следил за порядком). Три архимандрита: Агафон, Филарет, Родион. Архимандрит Кронид, имея запрещение от гражданской власти служить в Посаде, находился без облачения в алтаре. Множество протоиереев и монашествующих. После разрешительной молитвы епископ Павел вышел на амвон и прочитал завещание батюшки всем своим духовным чадам, написанное им собственноручно за шесть лет до кончины, которое он сам просил прочитать вслух над его гробом: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Оставляя свое земное пребывание и переселяясь в жизнь загробную, воссылаю хвалу и благодарение Всемилостивому Господу Богу за Его бесчисленные благодеяния мне, недостойному (Слава Богу о всем). Хвалу и благодарение воссылаю Преблагословенней Владычице Богородице, святому ангелу-хранителю моему, святым хранителям и покровителям моим: великомученику Феодору Тирону, святителю Алексию, митрополиту Московскому, преподобному Алексию, человеку Божию, и всем святым за их благодатное охранение меня. С благодарным чувством обращаюсь к моим отцам и чадам духовным, к отцу настоятелю и братии обители сия, ко всем моим сродникам и знаемым за их молитвенную помощь и многообразные дела любви мне, грешному. Коленопреклоненно прошу милостивого всепрощения у всех, перед кем я сознательно или несознательно сделался виновным, и, со своей стороны, я ничего не имею против кого-либо, со всеми расстаюсь в вожделенном мире и всепрощении, усердно прося их молитв ко Господу Богу, да вчинит мя в селениях Небесных. «Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя”. Многогрешный, недостойный иеросхимонах Алексий».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Алексию, митр. [Московскому] и всея России, св., чудотворцу Церковной печати: Служба и акафист. Киев, 1802; М., 1874, 1891, 1895. Алексию, человеку Божию, св. Церковной печати: Акафист. М., 1884, 1889, 1900; Киев 1893. Гражданской печати: Акафист. М., 1889. Анастасии, именуемой Узорешительница, св. вмц. Церковной печати: Акафист. М., 1886, 1899. Ангелу Хранителю Церковной печати: Акафист. СПб., 1864, 1865, 1868, 1874, 1876. Гражданской печати: Акафист. СПб., 1873, 1875, 1883, 1885, 1887, 1890, 1892, 1894, 1896. Андрею Первозванному, св. ап. Церковной печати: Акафист. Киев, 1871, 1872, 1876; М., 1894; СПб., 1867. Служба и акафист. Киев, 1869. Антипе Пергамскому, св. сщмч. Церковной печати: Акафист. М., 1887, 1890, 1893, 1897. Гражданской печати: Акафист. Калуга, 1884, 1887. Антонию Дымскому, прп. Церковной печати: Служба и акафист. М., 1865, 1887. Антонию, Иоанну и Евстафию, [свв.] мчч. Виленским Церковной печати: Акафист. М., 1888. Служба и акафист. М., 1869, 1887. Гражданской печати: Акафист. Вильно, 1897. Антонию и Феодосию Печерским , прпп. Церковной печати: Акафист. Киев, 1865, 1866, 1870, 1871, 1880, 1881, 1888, 1892, 1894, 1899. Служба и акафист. Киев, 1896, 1900. Антонию, Печерскому чудотворцу, прп. Церковной печати: Акафист. Киев, 1888, 1894. Антонию Римлянину, Новгородскому чудотворцу, прп. Церковной печати: Акафист. СПб., 1877. Антонию Сийскому, прп. Церковной печати: Акафист. М., 1870; СПб., 1887, 1893, 1896. Арсению Великому , прп. Церковной печати: Акафист. СПб., 1888. Арсению Тверскому, чудотворцу, свт. Церковной печати: Акафист. Киев, 1878; М., 1882, 1900. Артемию, Веркольскому чудотворцу, св. прав. Церковной печати: Служба и акафист. М., 1880, 1885, 1890, 1900. Гражданской печати: Акафист. СПб., 1876,1887,1890, 1891,1893,1899. Варваре, св. вмц. Церковной печати: Акафист. Киев, 1698, 1737, 1747, 1753, 1756, 1757, 1782, 1785, 1790, 1793, 1798, 1800, 1806, 1808, 1813, 1814, 1817, 1819, 1832, 1834, 1837, 1840, 1845, 1846, 1856, 1860, 1861, 1864, 1866, 1867, 1870, 1872, 1875, 1878, 1885, 1893, 1894, 1896, 1898, 1900; М, 1873, 1880, 1894, 1896 (на обл. 1895), 1898, 1899, 1900; Почаев, 1773, 1809; Чернигов, 1758. Акафист и житие. Киев, 1807. Неседальное моление. Киев, 1716. Служба и акафист. Киев, 1777, 1873, 1885. Служба, акафист и житие. Киев, 1628, 1739, 1741, 1748, 1764, 1766, 1801, 1802, 1828, 1831; Чернигов, 1749. Гражданской печати: Акафист. Воронеж, 1877; М., 1883, 1890, 1894, 1895, 1896, 1898.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Перед пением «Со святыми упокой» протоиерей Александр Зверев сказал о том, что он, когда был юношей, искал в жизни христианский идеал и нигде не находил, пока не встретил старца. Говорил о его смирении, часто батюшка вспоминал древних подвижников, ставя их для себя примером подражания: « " Бегай, Арсений, людей, и спасешься”: и Антоний Великий нуждался в безмолвии, а мне безмолвие тем более нужно», – говорил старец. Отец Александр говорил и о любви старца ко всем решительно. В пример он привел, как видал однажды на приеме у старца какого-то растрепу в изорванной шинели, и на вопрос: «Есть ли толк с такими заниматься?» – батюшка сказал: «С такими-то особенно надо». Характеризуя старца, отец Александр привел слова из Послания святого апостола Павла к Тимофею: Дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия ( 2Тим 1,7 ). После прочтения разрешительной молитвы епископ Павел, выйдя на амвон, прочитал вслух всей церкви завещание и прощание батюшки со всеми своими духовными детьми, написанное им собственноручно за шесть лет до его кончины, которое он сам просил прочитать вслух над его гробом. Вот оно. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь. Оставляя свое земное пребывание и преселяясь в жизнь загробную, воссылаю хвалу и благодарение Всемилостивому Господу Богу за Его бесчисленные благодарения мне недостойному (Слава Богу о всем); хвалу и благодарение воссылаю Преблагословенной Владычице Богородице, св. Ангелу Хранителю моему. Свв. Хранителям и покровителям моим: великомученику Феодору Тирону, святителю Алексию, митрополиту Московскому, преподобному Алексию, человеку Божию, и всем святым за их благодатное охранение меня; с благодарным чувством обращаюсь к моим отцам и чадам духовным, ко о. настоятелю и братии обители сея, ко всем моим сродникам и знаемым за их молитвенную помощь и многообразные дела любви мне грешному. Коленопреклоненно прошу милостивого всепрощения у всех, пред кем я сознательно или несознательно сделался в чем-либо виновным, и с своей стороны я ничего не имею против кого-либо, со всеми расстаюсь в вожделенном мире и всепрощении, усердно прося их молитв ко Господу Богу, да вчинит мя в селениях небесных.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Для всех причастных к этому торжеству Духом Святым возрождаемого Православия ни о каком восстановлении мрачноватой, рвущей своими шпилями небо неоготики в самом центре первопрестольной, в этом ее старинном остоженском уголке, не могло быть и речи. Сестры чаяли возвращения к Святой Руси, зримым воплощением устремления к которой и стал собор Рождества Пресвятой Богородицы – его мы видим сегодня. О посвящении престолов воссозданного собора рассказывает настоятельница Зачатьевской обители игумения Иулиания (Каледа): Настоятельница Зачатьевского монастыря игумения Иулиания (Каледа)      – Сначала мы хотели восстановить историческую справедливость – все приделы, которые были за всю историю обители. В жизни монастыря складывалось так, что один собор горел, строили другой. Какие-то приделы упразднялись, освящались новые. Главный престол и у нас посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы, как это было в последнем соборе. Второй придел посвящен святителю Алексию, основателю обители, как и в соборе конца XVI века, и преподобному Алексию, человеку Божию, потому что наш монастырь первоначально носил название Алексиевский – в честь Алексия, человека Божия, небесного покровителя святителя Алексия. Далее – придел святых праведных Иоакима и Анны, небесных покровителей нашего монастыря, так как обитель с XVI века именуется Зачатьевской. Старинныи монастырскии образ Зачатия святои праведнои Анны      Святая праведная Анна с Девои Мариеи      Мы также восстановили старое посвящение приделов Казанской иконе Божией Матери и иконе «Неопалимая Купина». Эти престолы связаны с памятью о наших преподобных основательницах – игумении Иулиании и монахине Евпраксии. По преданию, именно на месте их погребения был построен храм сначала в честь иконы «Неопалимая Купина», а потом, так как он был маленький, не отапливаемый, алтарь разобрали, церковь увеличили, соединили с собором и освятили в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В 2001 году наши матушки-основательницы были канонизированы в лике преподобных жен, и ныне один из приделов посвящен им – как первоначальницам монашеского жития и нашим покровительницам.

http://pravoslavie.ru/134098.html

Строителем его почитается Царь Алексей Михайлович; он дал во владение сей дворец тестю своему, по первой супруге своей Марии Ильиничне, боярину Илье Даниловичу Милославскому. Вероятно, это здание сооружено на месте Потешной Палаты, упоминаемой в 1620 году. Из дел не видно, когда поступил сей двор во владение Милославских; но, вероятно, тогда, когда породнился с ними Царь; ибо, кроме главного престола в честь Похвалы Богородицы, другие два посвящены Св. Алексию Божию человеку и Св. Марии Египтяныне, тезоименитым Царю Алексию и Царице Марии. Кроме того, на стене в церкви высечена была следующая надпись: «Лета 7161 (1653), Сентября в 1 день, на память Священномученика Григория Великия Армении, при державе Благоверного Великого Государя Царя и Великого Князя Алексия Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России, Самодержца в при Святейшем Никоне Патриархе , создана в освящена сия церковь Пречистыя Богородицы честныя и славныя ея Похвалы в дому Боярина Ильи Даниловича Милославскаго». Надпись сия, существовавшая в 1792 году, сохранена в Путеводителе к Московским Древностям. В 1679 году церковь сия возобновлена была Царем Феодором Алексиевичем. Из Царских выходов видно, что в храмовые праздники Алексий Михайлович нередко слушал божественную литургию в церкви на Потешном дворе, теперь упраздненной и обращенной с двумя ее приделами на другие потребности дома. В книге Царского жалованья Московским церквам 1625–1677 годов, читаем, что с 161 году (1653) давалось «Церкви Похвалы Пречистые Богородицы, что на дворе Боярина Ильи Даниловича Милославскаго Государева жалованья годовые руги и молебных денег: двум попам, по 4 рубли человеку, дьякону 3 рубли, дьячку 16 алтын, 4 деньги, двум понамарям по 8 алтын по 2 деньги человеку.» По смерти Ильи Милославского и дочери его Царицы Марии, началась семейная вражда Милославских с Нарышкиными, с которыми Царь вступил в свойство, сочетавшись браком с дочерью Кириллы Полуехтовича Нарышкина. Когда взяли верх последние, тогда сии палаты, вероятно, поступили опять в дворцовое ведомство с прежним иазначением; ибо в делах конца XVII в начала XVIII века они называются уже новым Потешным дворцом и просто двором.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

     Знайте, что Православие, это не учебник Советского права. Православие шире всех учебников и всех параграфов, всех законнических предписаний, поэтому, может быть, у вас уже приуготовлено имя для младенца. Предположим, родился мальчик, а вы уже внутренне желали посвятить его Богу и покровительству чудотворца Николая. Осудит ли вас Господь, если вы как бы и некстати, как бы не по расписанию даруете младенцу это имя, означающее в переводе с греческого " победитель народов " ? Конечно нет! Православие ведь познается сердцем, и лишь только сердцем даровано нам приближаться к Богу, сердцем и умом, а не одним только умом. Поэтому можно называть ребенка и по наитию, по сердечному чувству, по особому почитанию того или другого угодника Божия.      Какие только тайны не открывает Господь мамам! Одна мама носила дитя под сердцем и хотела назвать этого младенца, если будет мальчик, Серафимом. Хотела назвать Серафимом, да вдруг видит сон незадолго до родов, что едет она в своем дилижансе (дело было в начале ХХ века) в Троице-Сергиеву Лавру. И чем ближе приближается к расписным воротам Лавры, тем явственнее доносится до нее звон с чудной колокольни, утвержденной посреди соборной площади. Въехала в Лавру под этот звон - и проснулась. Ярко светило солнце сквозь занавеску... Поняла она, что сон этот не простой, и нарекла мальчика Сергием. Конечно же, сон это " в руку " - это сон не прелестный, но сон дарованный от Бога, сон тонкий. И, конечно, можно называть дитя в честь дедушки, или прадедушки, особенно, если дедушка или прадедушка были людьми благочестивыми, и тогда младенчик принимает вместе с именем сродника своего благодать на благодать. Даруется ему сила благочестия, которая уже сияла в его родственнике по плоти.      Словом, будем знать правило, но будем и выше правила, ибо Бог наш велий и чудны дела Его, поэтому молитва всегда укажет нам выход из положения.      И последнее. Если мы уже выросли и не помним, когда были крещены, а вместе с тем хотим знать, какому же небесному покровителю молиться, то нужно найти Святого, именем которого мы названы, первого по дне вашего рождения. Зовут вас Алексий, и день рождения своего вы помните, а день крещения - не помните. Так вот, посмотрите в календаре, спросите у священника, память какого Алексия ближайшая ко дню вашего рождения и идет вслед за ним - это и есть ваш святой. А если вы уже духом прилепились к Алексию, Божиему человеку, в то время как юридически, так сказать, митрополит Алексий ваш небесный покровитель, не смущайтесь, - не обидится митрополит, но отдаст право первородства Алексию, Божию человеку, лишь бы все было сопряжено с любовью во Христе, с молитвою и с верностью Церковным установлениям, с желанием жить полнотой духовной жизни Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2030...

Т. Сидаш Деяние собора 1654 года 443 О имени Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа. Благочестиваго и Богом венчаннаго Великаго Государя царя и великаго Князя Алексия Михаиловича всея Русии. Советом Отца его и богомолца святеишаго никона Патриарха Московскаго и всея русии. Спреосвященными Митрополиты, Архиепископы и епископы. И счестными Архимандриты Иигумены, и совсем освященным Собором. По правилом святых апостол, по 37, и святых отец, Вселенскаго Седьмаго Собора пошестому правилу иже повелеша, о всяких вещех церковных Собором бывати; Возглашения, смиреннаго никона Патриарха, Благочестивеишему Великому Государю царю и великому князю, Алексию михаиловичю Всеа Руси, и Всему священному Собору Ничтож ино Богоугоднее есть, еже во святых присно и Божественных его заповедях обучатися, и натех крепко утвержатися. Сего ради и Спас ко учеником своим Глаголаше, Аз есмь свет миру. Ходяи по мне неимать ходити во тме, но имать свет животныи. И аще в словеси моем пребудете во истинну ученицы мои будете. И паки имеяи заповеди моя, и соблюдаяи их, то есть, любяи мя, а любяи мя возлюблен будет и Отцем моим. И паки аще пребудете вомне и глаголи мои пребудут в вас, и паки аще кто слово мое соблюдет неимать смерти во веки. И емуже аще просите будет вам. Сего ради великии во царех иустиниан кроткий, присно пребывали взаповедех Господних, искусом познав написа. Великая паче инех иже в человецех еста дара Божия, от вышняго дарована человеколюбия Божия, священничествож и царство, ово убо божественным служа, сеже человечеми владея и пекися от единагоже, и тогожде начала обоя происходят человеческое украшающе житие. Якоже ничтож тако бывает поспешнее царству сего ради. Якож святительская честь. О обоих самех тех присно вси Богови молятся. Аще бо они непорочнии будут во всем, и к Богу имут дерзновение, и праведно и подобно украшати начнут преданныя им грады сущая под ними, будет согласие некое благо все же добро человечестеи даруя жизни. Сему быти веруем, аще священных правил блюдение сохранится. Их же праведно похваляемии, и покланяемыи самовидцы Божию Слову предаша апостли, и святии отцы, сохраниша же и заповедаша;

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Отец Герман, принимая в обитель протопресвитера Успенского собора, всеми уважаемого отца Феодора, очень опасался, что у того могли появиться ростки гордости и самомнения, и он начал смирять отца Алексия. Поэтому первое время тому жилось нелегко. Первыми послушаниями его были клиросное пение и совершение богослужений. Часто приезжавшие в то время в пустынь богомольцы говорили, что когда отец Алексий пел с хором, его редкий бархатный бас придавал зосимовскому пению особо торжественное звучание. Обращались с ним сурово, ставили во время службы ниже братии, облачения давали самые плохие. Правда, его определили духовником и освободили от тяжелых физических работ. Пришлось терпеть и на клиросе. Регент, иеромонах Нафанаил, резким тоном выговаривал отцу Алексию, когда он стал петь по-соборному: – Это не Успенский собор, вы не забывайтесь, здесь реветь нельзя. Отец Алексий смиренно, от всей души, просил прощения у отца регента. Тот долгие годы с умилением вспоминал об этом. Но размолвки с отцом Нафанаилом, человеком нервным и беспокойным, повторялись и доставляли отцу Алексию истинное мучение. Сразу же став духовником отца Алексия, игумен Герман исповедовал его до конца жизни. Он вскоре узнал высокие душевные качества, светлую душу, искреннее смирение, оценил богатый опыт священнослужителя. Настороженность сменилась уважением, а затем и большой любовью. Отец Алексий отвечал взаимностью. Увеличилось и число исповедников: кроме старушек-богомолок, приходивших к нему в первое время, его духовными детьми стали многие молодые монахи. А через несколько лет его духовным сыном стал и сам игумен Герман. Клиросное послушание ему отменили и поручили учить монахов Закону Божию. Три раза в неделю он занимался со своими учениками по вечерам после вечернего правила. Молодые люди приходили уставшие, дремали и плохо понимали батюшку. Но он требовал, чтобы они запоминали все сказанное им, и настаивал, чтобы все слова его повторялись в точности. Движимый страхом Божиим, он во время этих уроков никогда не садился.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Листы 108–112 вставлены позднее и писаны полууставом XVIII в.; листы 85–107 писаны полууставом XV–XVI вв. На л. 107 об. обрывается текст слова Иоанна Златоустаг о в неделю Пасхи на утрени, не достает нескольких строк до конца, которыя и дописаны на л. 108; на лл. 108–112 дальнейшее продолжение последования утрени в неделю Пасхи, часов и литургии. Листы 148–151 составляют продолжение статьи на лл. 85–112 об., а именно 148 л. начинается продолжением текста евангельского чтения на литургии в неделю Пасхи, за которым следуют воскресные тропари и кондаки от недели Антипасхи до недели Всех Святых включительно. Таким образом между 107 и 148 листами письма XV–XVI вв. не достает нескольких листов того же письма; 4) кондаки и икосы воскресные восьми гласов (113–117 об.); 5) устав часов: 3, 6 и 9 с почасиями и чина изобразительных (118–125 об.); 6) тропари и кондаки позднейшаго письма следующим святым: Прокопию Устюжскому, Лукияну пресвитеру, Савватию Соловецкому, Алексию мптрополиту, Гурию Казанскому и Варсонофию Тверскому, Варлааму Хутынскому, Иоасафу царевичу, Варлааму пустыннику, Антонию Римлянину, Иоанну архиепископу Новгородскому, Никите епископу Новгородокому, Никите столпнику Переяславскому, Димитрию Брилуцкому, князю Петру и княгине Февронии Муромским, Алексию человеку Божию, Авраамию Ростовскому, Параскеве Пятнице, Савве Вишерскому, Савве Сторожевскому, Пафнутию Боровскому, Никону, ученику Сергия Радонежского, Кириллу Белозерскому, Петру митрополиту, Феодосию Печерскому , предпразднеству Благовещения, Зосиме Соловецкому и Александру Свирскому ; стихиры в недели мытаря и фарисея и сыропустную (126–147); 7) богородичны и крестобогородичны иже глаголются по тропарях восьми гласов (151–152 об.); 8) тропари на каждый день седмицы (152 об.–154 об.); 9) тропари и светильны восьми гласов, начинаются 4-м гласом (155–156 об.); 10) антифоны степенны восьми гласов (156 об.–162 об.); 11) канон Сергию Радонежскому (163 об.–168); 12) первое и второе утренния воскресныя евангельския чтения, последнее без конца (168 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010