Всех, кто принимал их учение, без различия вероисповеданий, они перекрещивали, так как крещение, совершенное в прежнем вероисповедании, считалось ими недействительным. Более подробные сведения об этом религиозном движении мы получаем из официальной переписки Попечительного Комитета об иностранных поселенцах южного края России с волостными правлениями колоний. Так, от 16 января 1862 года Попечительный Комитет циркулярно извещал волостные правления колоний, что до сведения его (т. е. Попечительного Комитета) дошло, что лица, принадлежащие к секте «Друзей Иерусалима“, распространяют своё учение в среде немцев – колонистов, стараясь совратить их в свою секту. Далее мы увидим, что Попечительный Комитет совершенно несправедливо приписал последователям секты „Друзей Иерусалима“ возбуждение того религиозного движения, которое имело место в 50 – 70 гг. прошлого столетия в немецких колониях южной России: ни вероучение, ни обрядовая сторона сектантов, положивших начало религиозному движению в немецких колониях, в указанное время, не доказывают, что они принадлежали к секте „Друзей Иерусалима“. Это были последователи секты необаптистов. Колонисты-меннониты (Екатеринославской губернии), заслушав вышеуказанное извещение Попечительного Комитета, 28 февраля 1862 г. постановили: строго следить за тем, чтобы вообще никаких учений частного лица, не имеющего звания пастора, особенно же иностранцы, посещающие колонии, не проповедовали у них, а в противном случае с ними поступлено будет по законам. Правда, те мечтатели не носят названия «Друзей Иерусалима», которые явились среди нас в некоторых колониях: они называют себя обращёнными христианами; но учения, которые они усиливаются распространить, в чем особенно выдаются Гергард Виллер и Петр Берг в Хортице, Гейнрих Нейфельдт, Абрам Унгер и Гейнрих Энн в Эйнлаге, ведут к погибели. Берг, например, утверждает, что он человек Божий, и что делает такой Божий человек, как он, тο де справедливо; он может осудить и родного отца своего, что он и делает, не стесняясь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

— Пример молитвы Спасителя настраивает смертельно скорбящую человеческую душу на подвиг. Приводит наш дух в состояние бодрости, даже когда сердце сжато в тисках уныния, а душа словно парализована. — Молитва присуща человеческой природе, либо ей надо учиться? — Обращение души к Богу, источнику жизни, отвечает нашей природе. Научение правильной молитве, помощь в этом деле дается нам в Церкви. Не случайно православие предлагает каждому мирянину молиться словами текстов, составленных древними святыми. — Кому нужна молитва? Богу? Нам? — Прежде всего нам самим. Всеблаженный Бог не нуждается ни в чем. Но Он желает спасения рода человеческого. — Вера — награда человеку в конце трудного, извилистого пути? Или вера — только дар Божий? — Думаю, нецерковному человеку не всегда легко провести черту между идеологией, системой убеждений и верой. Вера для меня — прежде всего дар Божий. Она есть то недостающее звено, которое связывает Бога и человека. Как заметил один наш современник, у верующего человека нет вопросов, а у неверующего — нет ответов. Потому что рассудочности нужна вера, а вере рассудочность не нужна. После 70 лет атеистического господства мы видим, что сейчас Господь приводит людей к вере самыми разными путями. Однажды ко мне обратился человек: «Ваше Святейшество, я не могу перекреститься — рука не поднимается». Я ему сказал: «Не насилуйте себя. Придет время, когда вы будете креститься и это не будет для вас каким-то трудом, это будет естественным». Через несколько лет я увидел этого человека, который сказал, что он пришел к вере и, крестясь, уже выражал свою веру. А выражать веру перед другими — это уже исповедничество. Не каждый может так свидетельствовать о своей вере. ХХ век явил нам множество примеров веры мучеников и исповедников, принявших мученическую кончину в лагерях, в тюрьмах. Они не отреклись от Христа, умирали со Христом. Удивительно: это не мученики первых веков христианства, это наши соотечественники, жившие рядом с нами… Смотрите, вера — это не верность нравственности. Потому что христианство — это не одна нравственность, она — иное чем просто нравственность или просто метафизическая идеология. В сущности, для меня вера есть сама жизнь.

http://pravmir.ru/patriarx-aleksij-ii-st...

3) Случай Валаама: Как уже было отмечено, библейская письменность не именует пророком Валаама, волхва, явившегося с берегов Евфрата ( Числ.23 ), хотя Ягве, Бог Израилев, вложил слово в уста его, Дух Божий сошел на него. Но этот человек, не принадлежавший к народу Божию, мог оказаться временно орудием действия Божия. Влагаемые книгою Чисел в уста его пророчества ( Числ.24 ) находятся в линии царского мессианизма. 4) Судии: На судий израилевых тоже сходил Дух Божий. Но под его действием они не изрекали пророчеств, а совершали воинские подвиги для освобождения Израиля от притеснявших его врагов. В Ветхом Завете, в отличие от Евр.11:32 , где слово «пророк» имеет общее значение свидетелей Божиих и героев веры, судии пророками не называются. Только одна женщина, Девора, именуется пророчицей, небийя , и о ней тоже сказано, что она была судьёй Израиля ( Суд.4:4 ). Была ли она пророчицею в узком смысле этого слова или ее так назвали, потому что считали, что она действовала под вдохновением, полученным от Бога? Мы не обладаем в достаточной степени данными, позволяющими дать удовлетворительное разрешение этого вопроса. Мы находим упоминание о неких анонимных пророках, живших в эпоху судий, в Суд.6:8 и в 1Сам.2:26 . Но не имеем ли мы тут дело с некоей поздней вставкой в более древний текст? 1 Сам. (3.1) говорит о конце эпохи Судий: «слово Господне было редко в те дни, видения были не часты». 2. Его первые проявления Бесспорные проявления профетизма в Израиле оказываются засвидетельствованными, начиная с эпохи Самуила. В его начало можно также включить царствование Давида. 1) Самуил: Эпоха Самуила была прежде всего ознаменована массовым проявлением коллективного профетизма. Книги Самуила несколько раз упоминают о сонмах пророков ( 1Сам.10:10 и сл., 19:20–24). Но здесь мы имеем скорей дело с профессиональными пророками-экстатиками, о которых была речь выше. Их экстатическое состояние, как это видно из указанных мест, могло передаваться и людям посторонним, т.е. не принадлежавшим к их среде.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

Первыми словами, которые сказал Господь, выйдя из пустыни, где Он постился и сражался с сатаной, были: «покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк. 1:15 ). Казалось бы, зачем Ему, Сыну Божию, воевать с сатаной, ведь Он всемогущ? На самомто деле сатане противостоял не столько Сын Божий, сколько Сын Человеческий. На это я хотел бы обратить особое внимание. Господь идет сражаться с сатаной по одной причине – сын Божий Адам, творение Божие Адам, человек Адам, которого Господь произвел на свет, был побежден именно сатаной и именно как человек. Искуситель нашел самый простой способ обмануть его: сыграть на человеческой гордыне, на человеческом тщеславии, на самости человеческой. И вот Адам пал, и вместе с ним все человечество сделалось чуждым Богу и попало под власть мерзкого существа, которое называется сатаной (от древнееврейского «,» – «противник», «клеветник») или дьяволом (от греческого « διβολος», что означает «лукавый»). Однажды внедрившись в душу человека, он, как захватчик, завладел его волей, подчинил себе его мысли, заполнил собой его внутреннее содержание. Человек, по сути, подчинился сатане, потому что вся его природа стала уже искаженной, испорченной грехом. В мире появились ложь, ненависть, разврат и смерть. В мире воцарилось все то, что делает его отвратительным и мерзким и заставляет нас прятать, укрывать от него наших детей, выключая вовремя телевизор, закрывая им глаза на какие-то страшные вещи, и самим ужасаться всякий раз, когда мы с ними сталкиваемся. Так вот, сатана действительно оказался в данном случае победителем. Мир, который Господь сотворил прекрасным, гармоничным и до того послушным человеку, вдруг стал беспрерывно, из поколения в поколение воспроизводить зло. Каждый из нас рождается уже подверженным этому злу. Каждый не совершенен уже от рождения. Казалось бы, безвинный младенец, чистое существо, согласно Блаженному Августину , способен кусать грудь собственной матери, кормящей его молоком. Он даже не осознает зла, заложенного в его душу сатаной посредством победы над ветхозаветным Адамом .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

«И другую притчу предлагает нам Господь в своем евангелии: человек некий бе домовит, иже насади виноград, и оплотом огради его, и ископа в нем точило, и созда столп, и вдаде и делателем, да воздадят ему плоды во времена своя ( Мф.21:33.41 .) Человек здесь означает Христа Бога нашего, Который будучи Богом и человеком, для нашего сияния, как пишет пам светлый учитель апостол Павел, жил с людьми, во всем подобно нам, кроме греха ( Евр.4:15 ). Виноград насади – это человечество на земле. И оплотом огради т.е. своим Божеств. законом. И созда столп, т.е. ради нашего спасения излил Свою честную кровь, чтобы верные спасались и достигали царства небесного. И предаде делателям – св. Апостолам и св. отцам: патриархам, митрополптам, епископам и всему священническому чину, чтобы они, упасши и научивши людей закону Божию, могли сказать во второе пришествие Христа Бога нашего: Господи! се мы и дети, яже ecu дал пам ( Ис.8:18 )». «Таким образом и я грешный, уподобившись сего святительства, т.е. епископства, не по моему достоинству, но по щедротам Божиим и по великой милости, которую Господь излиял на нас изобильно, сподобился вместе быть вашим, дети мои, пастырем и учителем, и пасти порученное мне стадо словесных овец». «Посему напоминаю вам слово Спасителя, сказанное Им к своим ученикам и Апостолам: сие заповедую вам, да любите друг друга. ( Ин.15:17 ) . О семь разумеют еси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (13:35). Так и вы, дети, имейте между собою мир, и любовь. И апостол Павел говорит: весь закон во едином словеси исполняется, во еже: возлюбиши ближняго своего, яко же себе ( Гал.5:14 ). «Так имейте, дети, в сердцах своих страх Божий: ибо при нем человек может стяжать всякую добродетель. Сказано: начало премудрости страх Господень ( Прит.1:7 ). И Григорий Богослов пишет: где страх Божий, там очищение плоти и соблюдение заповедей: где соблюдение заповедей, там возвышение души в горний Иерусалим». «Имейте в уме своем смерть, воскресение, суд и воздаяние каждому по делам».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Moskov...

Некогда Коринфяне восхваляли апостола Павла, как своего учителя. Труды его проповеднические вполне сего были достойны. Но он ограничивал своих хвалителей. «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы ( 1Кор. 4:3 ). Не судите никак прежде времени, пока Господь не осветит сокрытое во мраке и не обнаружит намерения сердечные» ( 1Кор. 4:5 ). В сокровенности души заключается главная причина, почему неудобно прославлять и достойных при жизни их. Деятельность человека имеет внешнюю, для посторонних удобопознаваемую сторону, и таинственную, в глубине души лежащую. Почему и сказано: кто весть от человек, яже в человеце, точию дух человека, живущий в нем ( 1Кор. 2:11 )? Дела его наружные могут быть достохвальны, а побуждения сердечные и цели предосудительны. Посему иногда то, что иные предпринимали, как казалось, для общего блага, по причине их скрытого и хитрого своекорыстия, сопровождалось впоследствии великим вредом. Разве не были превозносимы похвалами, как благодетели человечества, такие общественные деятели, которые потом оказывались разорителями многих, обманутых ими, лиц и семейств? Очень нередко развращенные сердцем скрывают под личиною добродетели свои страсти и пороки, и, наоборот, лица высокой нравственности, избегая славы человеческой, таят от взора посторонних доблести души своей. Представим себе двух нищих. Один сидит, прося милостыню ради Христа и творя молитву. Болезненный вид его и худая одежда убеждают всякого, что это раб Божий, проводит жизнь в нужде и терпении. Умирает он, и в его рубищах находят зашитые деньги. Ясно, что, алкая и претерпевая лишения, он работал не Богу, а идолу корысти. Так наружность обманчива. Другой нищий просит богатого, но благочестивого человека, чтобы тот позволил ему привитать при вратах своего дома. Нищелюбец позволяет и дает ему пропитание; но странник все получаемое отдавал другим нищим, а сам довольствовался только хлебом и водою. Предаваясь молитве и другим духовным занятиям, терпя от прислуги насмешки, он семнадцать лет провел в своем подвиге. Когда он умер, кончина его ознаменовалась чудесами, и открылось, что это был родной сын того, при доме которого жил, – Алексий, человек Божий 174 . Так Господь прославляет истинно достойных славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

У первых христиан вкушение пищи (так называемые «агапы» — вечери любви) следовало непосредственно за богослужением и совершалось в притворе храма. Агапы не только начинались и кончались молитвословиями, но и сопровождались пением псалмов. Московский старец о. Алексий М. так заповедывал своим духовным детям: «Во время обеда представляй Отца Небесного, отверзающего руку Свою, чтобы напитать тебя… и что Иисус обедает с тобою… Во время ужина вспоминай о последней вечере Иисуса Христа, моля Его, чтобы Он сподобил тебя вечери Небесной». Как известно, в монастырях трапеза соединяется с духовным чтением, чаще всего из житий святых. Здесь прием телесной пищи сопровождается приемом пищи духовной. По тому, как человек относится к пище и как ее принимает, можно судить о степени духовности христианина. Можно «пищу со благоговением вкушать», можно небрежно «есть», но можно с жадностью ее «жрать». Обвиняя современную ему атеистическую русскую интеллигенцию, свящ. Павел Флоренский так говорил про ее отношение к пище: «Ни есть, ни тем более вкушать интеллигент не умеет, не знает даже, что значит " вкушать " , что значит священная еда: не " вкушают " дар Божий, ни даже едят пищу, а " лопают " химические вещества. Совершается лишь животная, голая " физиологическая функция " , мучительно стыдная; и " функцией " этой брезгуют, ее стыдятся. Стыдятся и делают; вот почему интеллигент цинично ест, с вызовом, с оскорблением стыдливости своей и чужой. Нет на свете спокойствия и мира, а есть смятение и тяжесть: первый признак безблагодатной души, неблагодарной к жизни, отвергающей бесценный дар Божий, горделиво желающей все бытие перестраивать по-своему». Благоговейное отношение у христианина должно быть и к самой пище (точнее, и к самой материи пищи). Когда Господь накормил чудесным образом пятью хлебами пять тысяч человек, Он велел собрать все остатки пищи, «чтобы ничего не пропало»  (Ин. 6, 12). Поэтому не следует оставлять на своих тарелках объедки пищи, корки или крошки хлеба. А при избытке предлагаемой пищи надо до начала еды отказаться от этого избытка и убавить количество предложенной пищи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Homo subjunctivus. До какой степени христианин может принимать предопределение И может ли человеческая воля вкупе с волей Божьей изменить течение истории 24 октября, 2018 И может ли человеческая воля вкупе с волей Божьей изменить течение истории Такие категории, как Промысл Божий, всеведение, провидение, предопределение, судьба и рок, являются для меня формулами, определяющими некое динамическое состояние человеческой души, которая, выбирая для себя в качестве приоритета то или иное понятие, дрейфует либо в сторону абсолютного принятия христианского мировоззрения, связанного с Божиим Промыслом, либо в сторону язычества. Понятие рока несовместимо с христианским мироощущением, и поэтому ясно, что в Священном Писании ему не могло быть посвящено ни единого слова. И оно попало в поле моего зрения исключительно потому, что и Промысл Божий, и Его всеведение, и провидение, и предопределение так или иначе могут вызывать ассоциации с пониманием, свойственным роковому восприятию жизни. Ж изнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое.  (Втор.30:19) Священник Алексий Тимаков. Автор фото: mscwdoc П оводом к написанию данной статьи стали истории, рассказанные мне одним высокопоставленным лицом; человек этот, будучи православным, тем не менее укоренил в своих убеждениях мысль о предопределении. В какой-то момент своей деятельности он точно знал, что его дальнейший карьерный рост уже невозможен, но в начале 1990-х годов он ненароком получает предсказание, что станет генералом, получит продвижение по службе, второй раз женится и родит реб е нка. Справедливости ради надо сказать, что первая его жена к тому времени уже была смертельно больна, но человек устроен так, что не теряет надежды и борется за жизнь изо всех своих сил. И я сам как врач и как священник являюсь свидетелем того, какие усилия он предпринимал для излечения своей супруги. Так что все эти слова, исполнившиеся в точности, в тот момент казались ему абсолютно нереальными.

http://pravmir.ru/homo-subjunctivus-do-k...

Так вот, в этом „всегда» и заключается самый главный труд. Во всегдашнем искании Бога, в постоянной неудовлетворенности, в алчной жажде божественного пития, в этом постоянстве толкания дверей – и заключается трудность труда» 320 . Вера разъединяет человека с миром, дает понимание возможности иного Царства, иной Жизни, чтобы, очистившийся от греха человек вновь обрел единство, то единство, которое навсегда. «Весь Новый Завет , – отмечает Фудель, – об этом переходе из душевности в духовность, о переходе в Новое Царство Духа. Вот почему христианство и есть учение о Царстве Божием, вот почему проповедовать христианство – это значит звать к созданию всего нового, духовного человека, а не к прививанию на нем некоторых отдельных благочестивых навыков или чувств» 321 . Отечественный христианский мыслитель объясняет естественность «отречения от мира» верующего, как отречение от мира греха, мира собственного эгоизма для обретения мира любви и сострадания: «Очень нужно понять, что христианское отречение от мира не только не есть отречение от любви к миру, но, наоборот, ее первое истинное утверждение. Я сознательно сказал „к миру», хотя можно было бы сказать „к людям», и тогда никто не был бы смущен и не привел бы мне текст апостола: „Не любите мира» [ 1Ин. 2:15 ]. Этот текст помнят, не понимая его, а другой текст и не помнят и не понимают: „Бог возлюбил мир». Бог возлюбил, а вот мы не любим, а потому и не хотим соучаствовать в том, о чем говорится дальше в этом тексте: „Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего» [ Ин. 3:16 ]. Не любить мир означает не любить прежде всего самого себя, свою темноту и грех , это означает прежде всего осознать самого себя как этот самый мир, нелюбящий и темный. И тогда в такой не-любви к миру в человеке начинает восходить заря любви к людям, великого сострадания к миру» 322 . Обращается С. И. Фудель и к такой проблеме, как взаимосвязь веры и страха Божия. Он не сомневается в том, что наличие страха Божия является очевидным показателем наличия веры, которая только через любовь приобретает свой истинный смысл. Согласно Фуделю, именно «страх Божий – от веры, а не наоборот, то есть вера – от страха или „со страха», как думают некоторые боязливые... Страх Божий есть „начало премудрости» [ Сир. 1:15 ], но не начало веры. Начало же веры – любовь. Вне любящей веры мы остаемся с верой бесовской...» 323 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Испытаем же теперь, как бы при самом Источнике нашего усыновления, вопросить самих себя: глубоко ли укореняем мы в сердцах своих мысль о сем сокровище, купленном для нас столь дорогою ценой, ценною страдальческой смерти воплотившегося Сына Божия? Приходит ли нам когда на сердце страх и опасение, что, быть может, и ныне о многих сынах царствия, уста Тайнозрителя готовы повторить сказанное о древних сынах царствия: во своя прииде, и свои Его не прияша? А каждому из нас должно быть известно, что в благодатном устроении нарекший нас сынами Божиими, Единородный Сын Божий, неотступно присущ каждому из нас, и, для совершенного усвоения благодати усыновления, ищет водвориться в сердцах наших, как свидетельствует Сам: се стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним, и той со мною ( Откр. 3:20 ). Следовательно, и ныне, подобно тому как прежде, ожидается от всех достойное принятие Сына Божия и даруемой от Него благодати усыновления: елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти. Следственно, и нам несправедливо было бы чуждаться строгого самоиспытания: принадлежим ли мы в самом деле, к числу принимающих, как должно, Господа Спасителя. Вот Сам Он, в предсмертной беседе с учениками Своими, требовал, чтобы хотящие достойно принять Его, стяжали крепкую веру в Него и всецелую преданность Ему. Веруйте, говорит Он в Бога, и в Мя веруйте ( Ин. 14:1 ): будите во Мне, и Аз в вас ( Ин. 15:4 ). Не поспешить бы нам, слуш., сказать о себе, что мы соответствуем сему требованию. Конечно, никто из нас соблазняется словом крестным, но разумевает и хранит преданное от св. Апостолов учение. Мы единогласно исповедуем, что, для искупления нас от вечной смерти и для изведения из рабства греховного, Единородный Сын Божий и Бог истинный принял на Себя ответственность за грехи наши пред Правосудием Небесным. Для сего Он воплотился, смирив Себя претерпел, как человек безгрешный, все прискорбия жизни на земли, растленной грехами человеческими. Подвергся страданиям, принес самого Себя в жертву за нас. Послушлив быв до смерти, смерти же крестныя. Потом, как Архиерей прошедый небеса, восприял власть над всем, что есть на небеси и на земли, дабы всеми силами неба и земли устроить приведение к Отцу тех, которыми в самой смерти Его открылся источник усыновления: темже и спаси до конца может приходящих чрез Него к Богу, всегда жив сый, во еже ходайствовати о Них ( Евр. 7:25 ). Но если сие исповедание есть дело одной памяти, одного простого знания, то еще далеко от крепкой веры, и не более, как только начаток веры, угодно Господу. Господь требует веры глубокой, от всего сердца, той веры, которая, как решительное направление души верующей к Нему, поставляет ее как бы лицом к лицу пред Господом распятым,–той веры, которая, возобладав всеми силами души, ведет христианина к постоянной, непоколебимой, безусловной, всецелой преданности Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010